Заседание № 14
О проекте федерального закона № 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Докладывает Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо. Документ готов, просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 07 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 12
О проекте федерального закона № 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
14-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект мы с вами рассматривали в первом чтении 21 октября, он направлен на обеспечение единого правового регулирования требований, предъявляемых к судьям и к арбитражным заседателям. К данному законопроекту поступило две поправки: одна поправка в таблице поправок № 1, мы рекомендуем её к принятию, вторую поправку мы предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению таблицы поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию. Пожалуйста, давайте выскажемся по данной таблице поправок. Нет желающих. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 08 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. Коллеги, рассматривается таблица поправок № 2, предлагаемых ответственным комитетом к отклонению. Есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2, предлагаемых ответственным комитетом к отклонению. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 51 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 23 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 4
О проекте федерального закона № 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению пункта 41, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Доклад заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Олега Михайловича Свириденко. Пожалуйста, Олег Михайлович. СВИРИДЕНКО О. М., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях...", внесённый Верховным Судом Российской Федерации. Данный законопроект направлен на унификацию законодательства, касающегося как отбора кандидатов в арбитражные заседатели, так и осуществления правосудия данными лицами. Вносятся изменения в три нормы, в 1, 2 и 3-ю статьи, касающиеся конфликта интересов, наличия родственных связей и проверки достоверности сведений, которые представляет тот или иной кандидат в арбитражные заседатели для его назначения. На сегодняшний день, с учётом того что судейский статус един, заседатель получает этот статус после утверждения на Пленуме и в течение двух лет осуществляет полномочия, равные полномочиям профессионального судьи, с нашей точки зрения, и отбор этих кандидатов должен быть равный. Что касается статуса судей, режим конфликта интересов, наличие родства и проверка достоверности сведений регулируются Законом "О статусе судей...", статьями 3 и 5. Действующий же Федеральный закон "Об арбитражных заседателях" такого регулирования не содержит, поэтому с учётом унификации законодательства и единого статуса судьи просим поддержать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Михайлович. Содоклад председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как уже сказал Олег Михайлович, данный законопроект направлен на устранение конфликта интересов арбитражных заседателей с председателями и заместителями председателей арбитражных судов. Здесь перечислены категории граждан, в основном это родственники, которые не могут быть соответствующими заседателями. Комитет поддерживает данный законопроект в первом чтении, фракция тоже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Владимирович. Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчику, к содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемый Олег Михайлович, число дел, рассматриваемых с участием арбитражных заседателей, ежегодно сокращается: пять лет назад их было свыше четырёх тысяч, а в 2014 году было всего-навсего четырнадцать дел на всю страну, а тем не менее сегодня Верховный Суд предлагает меры для совершенствования этого института. Не означает ли это, что следующим шагом Верховного Суда будет законопроект о расширении сферы участия арбитражных заседателей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите, пожалуйста, микрофон докладчику. СВИРИДЕНКО О. М. Спасибо за вопрос. Нет, это не означает. Количество дел, о которых вы сказали, действительно уменьшается, но это не значит, что в текущем году оно не может увеличиться, нагрузка скачет как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить по рассматриваемому вопросу? Пожалуйста, включите запись на выступление. Покажите список. Слово предоставляется Синельщикову Юрию Петровичу. Подготовиться Луговому. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, проект содержит предложение о включении в закон правила о том, что арбитражный заседатель во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Поддерживая законопроект в целом, фракция не может согласиться с этим положением. Предложение о введении этой нормы, по-видимому, обусловлено тем, что аналогичное положение существует в пункте 2 статьи 3 Закона "О статусе судей в Российской Федерации". Наличие этого требования к поведению судей уже привело к тому, что в судейском сообществе, и прежде всего на всероссийских съездах судей, на конференциях судей субъектов Российской Федерации, на заседаниях Совета судей Российской Федерации отсутствует какая-либо критика существующей судебной системы, редко упоминаются проблемы, о которых нам постоянно говорит народ: волокита в судах, грубость, коррупция судейских чиновников и другое. Обсуждают судьи на таких собраниях обычно вопросы, касающиеся зарплаты судей, медобслуживания, жилищных условий, увеличения штатной численности судов, охраны и другое. Таким образом, существующий запрет для судей на критику системы никак не способствует совершенствованию этой системы. Сегодня нам предлагают такой же запрет ввести в отношении арбитражных заседателей, с чем фракция КПРФ не может согласиться. Кстати, и авторы законопроекта в пояснительной записке, да и в докладе стыдливо умолчали об этом предлагаемом и весьма спорном новшестве для статуса заседателей. Фракция ко второму чтению внесёт в законопроект соответствующую поправку, а в случае её отклонения не сможет поддержать законопроект во втором и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Луговой Андрей Константинович. Включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в условиях расширения масштабов борьбы с коррупцией, в том числе и в направлении выявления конфликта интересов, введение предлагаемых поправок видится чрезвычайно важным и полезным. Особой поддержки заслуживает предложение о закреплении в законе, во-первых, обязанности арбитражного заседателя избегать при осуществлении своих полномочий и во внеслужебных отношениях всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, и, во-вторых, обязанности заявить самоотвод или поставить участников процесса в известность о возникновении конфликта интересов. Поддерживая законопроект, фракция ЛДПР вместе с тем отмечает, что отдельные его положения нуждаются в более внимательной и детальной проработке. Первое. Нецелесообразным видится закрепление в законе терминов "конфликт интересов" и "личная заинтересованность". Эти понятия уже имеют легальное определение, в частности, конфликт интересов регламентирован в законе "О противодействии коррупции". Их дублирование в данном нормативном акте может в очередной раз привести к коллизии законов. Второе. В законопроекте устанавливаются обязанность арбитражного суда субъекта Российской Федерации организовывать проверку достоверности сведений о кандидатурах арбитражных заседателей и корреспондирующее ей право обратиться с требованием о такой проверке к соответствующим органам, а также максимальный срок для направления ответа на запрос суда. По этому поводу можно отметить следующее: данная формулировка видится нам недостаточно корректной, более обоснованным было бы указание на уполномоченные либо компетентные, а не на соответствующие органы, поскольку текст законопроекта не содержит какого-либо упоминания о них. Вместе с тем законопроект поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, учитывая, что все вопросы и выступления прозвучали, слово предоставляется докладчику и содокладчику. Нет? Не будут выступать. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию по пункту 41, проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 54 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
Заседание № 3
О проекте федерального закона № 1114853-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в части требований, предъявляемых к арбитражным заседателям).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У нас замена докладчика по 21-му вопросу: пришли соответствующие документы, постановление Пленума Верховного Суда - докладывать по данному вопросу будет заместитель председателя Верховного Суда Свириденко Олег Михайлович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Нет ли возражений по замене докладчика от Верховного Суда, учитывая, что есть решение Пленума Верховного Суда о замене докладчика, речь идёт о 21-м вопросе? Нет возражений, принимается, коллеги.