Заседание № 214
17.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 111397-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об акционерных обществах" (в части изменения требований к ведению реестра владельцев ценных бумаг и реестра акционеров акционерного общества).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2161 по 2338 из 5127
Подошел депутат Четвериков, поэтому мы можем рассмотреть пункт 4 повестки: проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об акционерных обществах". Пожалуйста, Александр Владимирович Четвериков. ЧЕТВЕРИКОВ А. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Предлагается рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и Федеральный закон "Об акционерных обществах". Действующая редакция Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливает, что держателем реестра владельцев ценных бумаг может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. И только в случае, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, закон устанавливает, что держателем реестра должна быть специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг. Аналогичный подход заложен в Федеральном законе "Об акционерных обществах". Этим законом установлено, что в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор. Опыт применения указанных федеральных законов показал, что предоставление эмитенту возможности самому вести реестр на практике приводит к грубым нарушениям прав владельцев ценных бумаг. Изменения федеральных законах "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах" направлены на исправление сложившегося положения. Я думаю, всем понятно, что является совершенно парадоксальной ситуация, когда собственность контролирует самого, по сути дела, собственника. На практике очень часто случается, что руководство предприятия, ведя реестр, не преследует интересы собственника. Возможность пользоваться вот этой информацией, в любой момент сфальсифицировать документы, задним числом подготовить что-то приводит, как правило, к негативным последствиям, и собственники очень часто страдают из-за этого. Как правило, за счет этого происходит переход прав собственности и реально те, кто владеет на самом деле ценными бумагами, даже, в общем-то, не могут повлиять на эти процессы. В то же время достаточно часто выходят нормативные документы по регулированию ведения реестров. И так как предприятие не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, ведя собственный реестр, оно, как правило, не вносит изменения, не ведет реестр должным образом, не предоставляет должную информацию и не несет, соответственно, за это никакой ответственности. Так как неоднократно подобные законы вносились и принимались, то есть шаг за шагом снижалось число акционеров, оговаривалось, в каких случаях необходимо передавать ведение реестров в специализированные организации, надеюсь на то, что настроение депутатов не изменилось и в этом случае вы поддержите предложенный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, проект федерального закона вносит изменения в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", в соответствии с которыми акционерные общества вне зависимости от численности акционеров обязаны поручать ведение реестра акционеров специализированному регистратору. Нужно отметить, что, как прописано сегодня в действующем законодательстве, в том числе и в законе "Об акционерных обществах", общество должно поручать ведение своего реестра специализированному регистратору, но только в том случае, если численность акционеров более 50. Данная норма упраздняет вот этот предел в 50 акционеров и распространяется на все случаи создания акционерных обществ. По мнению комитета, указанные положения должны повысить защищенность прав акционеров, поскольку в соответствии с положениями Федерального закона "О рынке ценных бумаг" права на акцию, а также права, закрепленные акцией, переходят к приобретателю с момента внесения соответствующей записи в реестр акционеров общества. На практике акционеры страдают от многочисленных нарушений со стороны руководства акционерных обществ в части непредоставления информации о движении акций, по другим вопросам, которые выполняет специализированный регистратор. Комитет в принципе поддерживает концепцию законопроекта, однако обращает внимание на отдельные его недостатки. По мнению комитета, предлагаемое законопроектом изменение в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части определения понятия "держатель реестра" должно полностью соответствовать аналогичному изменению, предлагаемому законопроектом в Федеральный закон "Об акционерных обществах". При этом целесообразно указать, что держатель реестра осуществляет деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В связи с опубликованием и вступлением в силу 7 августа 2001 года Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" потребуется уточнить абзац первый статьи 2 законопроекта (в части источников опубликования федерального закона), а также внести изменения в положения пункта 1 статьи 56 Федерального закона "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми в обществе, держателем реестра акционеров которого является регистратор, выполнение функций счетной комиссии общества может быть поручено регистратору. Комитет также считает, что общества с небольшим количеством акционеров (три-пять) могли бы вести реестр своих акционеров самостоятельно, и рекомендует установить в законопроекте на этом уровне минимальное количество акционеров, начиная с которого ведение реестра может быть передано специализированному регистратору. По мнению комитета, указанные замечания не являются концептуальными и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В связи с изложенным Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь на трибуне, не уходите, Николай Васильевич. Будут ли вопросы к докладчикам? Нет вопросов. Вот теперь можно присаживаться. Есть желающие выступить? Есть. Томчин Григорий Алексеевич. Пожалуйста. ТОМЧИН Г. А. Уважаемые коллеги, когда мы вводили систему независимых регистраторов, то этого рынка еще не было и тогда устанавливали пределы для введения. Боясь, что рухнет вся система, установили 500. После чего, введя систему независимых регистраторов, которая себя оправдала, был поставлен нижний предел - 50. Это принесло достаточно большую пользу в части прозрачности общества, и, как вы видите, во всех конфликтах сейчас обращаются к регистраторам. И там у нас даже более, чем у судов, есть возможность понять, где собственник, кто собственник, и защитить права собственника, в том числе и такого собственника, как государство. Поэтому я считаю, что в первом чтении данный законопроект нужно поддержать. Это все-таки увеличивает прозрачность нашего рынка и увеличивает возможность собственника защитить свою собственность. А уж установить численность: там десять или пять - это вопрос второго чтения. Предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемые коллеги, Правительство против данного законопроекта. Дело в том, что мы исходим из того, что на сегодняшний день значительное (это реально сложившаяся практика) количество акционерных обществ еще не реализовало требование пункта 3 статьи 44, а именно требование передачи реестров обществ с числом акционеров более 50 специализированному регистратору. Пока это требование еще не реализовано, как показывает практика, нет необходимости снижать этот порог ниже 50 членов, ниже 50 акционеров. Во-вторых, практика также показывает, что акционерное общество с числом акционеров менее 50, которое осуществляет ведение реестров акционеров самостоятельно, значительно меньше подвергнуто риску исполнения поручений акционеров с нарушением прав инвесторов. Дело в том, что в этом случае, внося эту норму в данный законопроект, мы просто налагаем дополнительное финансовое бремя на эти организации, на малые акционерные общества (фактически речь идет о малом бизнесе), которые также обязываем оплачивать услуги специализированного регистратора, передавая ему в содержание реестр своих акций. Поэтому данный законопроект, безусловно, отвечает интересам специализированных регистраторов. Но поскольку они еще полностью не выработали все имеющиеся у них возможности и работы у них на самом деле более чем достаточно, мы считаем, что нецелесообразно сегодня, на данном этапе состояния нашего рынка, принимать подобные изменения в закон "О рынке ценных бумаг". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента хотел бы выступить? Нет. Коллеги, могу я поставить на голосование? Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 03 сек.) Проголосовало за 147 чел. 32,7% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 150 чел. Не голосовало 300 чел. 66,7% Результат: не принято Законопроект не принимается.