Заседание № 361

01.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1113951-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части отмены ограничений пассивного избирательного права и изменения порядка признания подписей избирателей недостоверными).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7574 по 7720 из 8790
По ведению - Власов Василий Максимович.                                         
                                                                                
ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, просим заменить докладчика по 74-му пункту порядка     
работы: вместо Зайцева Максима Сергеевича доложит Свинцов Андрей Николаевич.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Нет возражений, коллеги? Нет. Докладывать будет Свинцов Андрей Николаевич.      
                                                                                
73-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Владимирович     
Иванов.                                                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, те, кто остался в зале! В 93-м году была        
принята Конституция Российской Федерации, и в 95-м году я первый раз            
участвовал в выборах. Но тогда это были совершенно другие выборы. Вот           
Конституция, которую мы приняли в 93-м году, гласит: "Человек, его права и      
свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и        
свобод человека и гражданина - обязанность государства". Это 2-я статья. 3-я    
статья: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской   
Федерации является её многонациональный народ". Идём дальше: "Высшим            
непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные       
выборы". Теперь переходим к главе "Права и свободы человека и гражданина",      
статья 32: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть           
избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления,    
а также участвовать в референдуме"; "Не имеют права избирать и быть             
избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в   
местах лишения свободы по приговору суда". Всё!                                 
                                                                                
Вот я хочу, чтобы вы держали в голове эти вещи, перед тем как будете нажимать   
на кнопки. То есть источник власти - это народ; народ участвует в выборах, и    
это его конституционное право; есть только две категории людей, которые не      
имеют права участвовать в выборах, - либо сидящие в тюрьме, либо признанные     
недееспособными, что в принципе, согласитесь, логично. Хотя в некоторых         
странах считают, что право голосовать можно предоставить и людям, которые       
отбывают наказание, но это неважно.                                             
                                                                                
Вот данным законопроектом я делаю, наверное, последнюю попытку привести наше    
законодательство в соответствие с Конституцией, потому что если вы              
посмотрите, то увидите, что сейчас любой гражданин, который имеет полное        
право участвовать в выборах, не имеет этой возможности.                         
                                                                                
Первое, что вы сделали, - вы ограничили эту возможность граждан России по       
принципу: судим или не судим. Причём ограничили это так топорно, что человек,   
укравший тысячу рублей, может стать депутатом, а человек, укравший уже две      
тысячи, - утрированно я говорю - депутатом Государственной Думы стать не        
может. Понимаете? То есть вор-то от этого вором быть не перестаёт.              
                                                                                
Далее, вы пошли ещё дальше: вы ограничили право избираться даже людям,          
которые где-нибудь на "YouTube", в "Фейсбуке" выразили сочувствие или           
поддержали - сказали: "Да, правильно говорит" - человека, который признан,      
либо организацию, которая признана экстремистской либо нежелательной. Вы и их   
точно так же лишили права участвовать в выборах. Понимаете?                     
                                                                                
Затем, вот если простой человек захочет участвовать в выборах и он несудимый,   
вы установили следующую препону: вы ввели имущественный ценз. Если раньше я     
собирал подписи, шёл их регистрировал и меня регистрировали кандидатом, мне     
государство давало деньги на агитационную кампанию, проплачивало материалы в    
СМИ, на телевидении и так далее, то сейчас что вы делаете? Сейчас вы            
заставляете людей регистрировать, заверять подписи у нотариуса. Простой         
пример: чтобы зарегистрироваться кандидатом в депутаты по одномандатному        
округу, нужно собрать 15 тысяч подписей, их нужно заверить у нотариуса, а это   
15 миллионов рублей, ни больше, ни меньше. Понимаете? 15 миллионов! Простой     
человек может пойти на выборы? Нет, не может.                                   
                                                                                
Поэтому я этим законопроектом предлагаю вообще все эти ограничения убрать.      
Каждый имеет право избираться и быть избранным, и только избиратели решают,     
кому быть избранным, кому представлять их интересы в Государственной Думе или   
в органах местного самоуправления. То же касается и закона о выборах            
президента, где эти ограничения также предлагается убрать.                      
                                                                                
И ещё одно маленькое, ну, не нововведение, а возврат к старому. То есть         
раньше подпись признавалась недостоверной, если, ну, так скажем,                
действительно не хватало каких-то данных или она не читалась и так далее,       
сейчас, вот по последним выборам мы помним, люди приходят, приносят подписи,    
а им говорят, что эта подпись недостоверная. Они приводят человека, который     
поставил эту подпись, он говорит: "Да, я её ставил, это моя подпись, здесь      
всё указано правильно", - а они говорят, что нет, у нас есть заключение         
эксперта-подчерковеда, эта подпись не твоя.                                     
                                                                                
Поэтому в моём законопроекте как раз и указывается, что в случае                
возникновения сомнений в правильности подписи учитывается не мнение какого-то   
эксперта или мнение коллегиальной комиссии, которая назначена сами знаете       
кем, а показания, так скажем, или свидетельство того человека, который эту      
подпись поставил. Вот только в этом случае выборы будут считаться честными и    
конкурентными. В противном случае не заикайтесь о том, что вы победили честно   
на открытых и конкурентных выборах. Вы себе уже обеспечили преимущество выше    
крыши, поэтому, если у нас демократия, давайте примем этот закон, если нет...   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Дмитрий Викторович Ламейкин. С места.                    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел   
проект федерального закона и отмечает следующее. Согласно правовой позиции      
Конституционного Суда Российской Федерации право быть избранным в органы        
государственной власти и в органы местного самоуправления неразрывно связано    
с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую     
власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные        
акты, которые обязательны для других лиц. Соответственно, в отношении           
пассивного избирательного права могут вводиться более строгие, чем в            
отношении активного избирательного права, ограничения, ведущие к исключению     
определённых категорий граждан из числа лиц, имеющих право претендовать на      
занятие выборной публичной должности. Совершённое когда-либо в прошлом тяжкое   
или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим     
на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым    
определяющим степень доверия граждан к институтам представительной              
демократии, а в конечном счёте их уверенность в незыблемости верховенства       
права и правовой демократии. Исходя из этого ограничение пассивного             
избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные      
должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, - мера,      
направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности      
органов публичной власти, она преследует конституционно значимые цели           
повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового   
демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования         
публичного правопорядка, а также предупреждения криминализации власти.          
                                                                                
С учётом изложенного комитет полагает, что действующее правовое регулирование   
в указанных сферах соответствует Конституции Российской Федерации,              
предусматривает достаточные гарантии обеспечения избирательных прав граждан,    
кандидатов и избирательных объединений, и полагает обоснованным рекомендовать   
Государственной Думе данный проект федерального закона отклонить.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект, пункт 73 порядка работы.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.