Заседание № 40
07.07.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона N№ 111350-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в части ограничения распространения новых религиозных вероучений и деятельности новых религиозных объединений).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6830 по 7055 из 7696
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Доклад представителя Государственного Совета Республики Татарстан Разиля Исмагиловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Р. И., представитель Государственного Совета Республики Татарстан. Уважаемые депутаты, вступивший в действие в 1997 году закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" упорядочил сферу конфессиональных отношений, привел деятельность новых религиозных образований в соответствие с национальными, политическими, историческими особенностями Российского государства. Однако в новом федеральном законе не учтены некоторые этноконфессиональные особенности субъектов Российской Федерации. В порядке законодательной инициативы в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Государственный Совет Республики Татарстан вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях". Предлагаемая редакция пункта 2 статьи 4 проекта закона в интересах общественного спокойствия и общественной безопасности ограничивает распространение новых вероучений и деятельность впервые созданных на территории Российской Федерации религиозных объединений в соответствии с законом. Законодательное ограничение деятельности новых религиозных образований предпринято с целью защиты культурного, духовно-нравственного наследия Российской Федерации от негативного воздействия иностранных религиозных организаций и миссионеров. Приведенные основания по ограничению религиозной свободы соответствуют международным правовым актам, содержащим положения о религиозных свободах. На недопущение политизации деятельности религиозных объединений, на более полное соблюдение конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства направлено и положение пункта 8 статьи 4, запрещающее руководителям религиозных организаций совмещать деятельность священнослужителя с работой в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Новая редакция пунктов 1 и 2 статьи 7 уточняет организационно-правовой статус религиозной группы. Устанавливаются ее количественный критерий и возрастной ценз в соответствии с требованиями, предъявляемыми к религиозным организациям. Новацией данной статьи является и подача сведений об основах и особенностях вероучения в начале деятельности религиозной группы в случае намерения в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию. Пункт 4 статьи 8 дополнен нормой, согласно которой на территории субъекта Российской Федерации может создаваться только одна централизованная религиозная организация одного вероисповедания. Данное предложение направлено на устранение параллельных духовных центров религиозных организаций одного вероисповедания. Законодательное закрепление территориальной сферы деятельности для централизованных организаций одного вероисповедания в субъектах Российской Федерации будет способствовать защите канонического права и укреплению религиозной дисциплины. Данная норма представляет собой определенный компромисс между общественной необходимостью и внутренними установлениями религиозных организаций. Действие данной нормы на территории Республики Татарстан позволило консолидировать деятельность мусульманской уммы республики и способствовало решению многих проблем, связанных с религиозным возрождением в Татарстане. Вышеперечисленные и другие изменения и дополнения - документы вам розданы - были разработаны на основе итогового протокола "Рабочего совещания согласительной комиссии полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и Республики Татарстан" от 26 января 2001 года, принятого в Нижнем Новгороде. Предлагаемые изменения и дополнения Государственным Советом Республики Татарстан были направлены в законодательные собрания ряда субъектов Российской Федерации. Получены отзывы от девятнадцати субъектов Федерации, из них тринадцать поддерживают законодательную инициативу Государственного Совета Республики Татарстан. Примечательно, что в их числе такие многонациональные, с многочисленными конфессиями регионы Федерации, как Кемеровская, Ростовская, Оренбургская, Московская области, Приморский край, республики Бурятия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания. Частично поддержали законопроект два субъекта, не поддержали четыре субъекта Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту сделает заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Викторович Чуев. Пожалуйста, Александр Викторович. ЧУЕВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций внимательно рассмотрел законодательную инициативу Республики Татарстан, выдвинутую, так сказать, нашими коллегами. Мы считаем, что есть ряд очень интересных и важных идей, которые изложены в этом законопроекте, но в целом комитет не может поддержать этот законопроект по следующим основаниям. Прежде всего, в преамбуле закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" предлагается убрать очень важное положение, которое сегодня не имеет самостоятельного нормативно-правового значения, но имеет очень серьезное социальное и духовно-нравственное значение. Фразу о признании особой роли православия в становлении и развитии российской духовности и культуры предлагается исключить. Мы все помним, как в 97-м году закон принимался, каким это было сложным и тяжелым компромиссом. Сейчас предлагается эту фразу изъять. На мой взгляд и на взгляд комитета, это, конечно же, ухудшит закон, он уже не будет отражать той реальности, которая сегодня существует, ведь действительно православие является нашей важной традиционной религией, сыгравшей очень большую роль в становлении государственности, в истории культуры России. Также предлагается слова "христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии" - так сказать, традиционные конфессии в России, традиционные вероисповедания - убрать и написать: "все религии". Вы понимаете, что это также противоречит другим идеям этого законопроекта об ограничении новых вероучений, потому что если мы говорим обо всех религиях, то, значит, и о новых вероучениях, которые появляются в настоящее время. Ограничение возможности для руководителей религиозных объединений быть государственными служащими впрямую противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку является по существу дискриминацией по религиозным убеждениям. Есть закон "Об основах государственной службы Российской Федерации", который регулирует эти вопросы, и в законе о свободе совести и вероисповеданий мы не можем ограничивать возможность людей, в том числе руководителей религиозных организаций, занимать те или иные выборные должности. Ряд религиозных объединений сами ограничивают себя в этом, они не участвуют, соответственно, и не являются... Есть у них свои внутренние положения, которые предписывают адептам или руководителям приходов и так далее не баллотироваться на выборную должность, но это их внутреннее дело, государство не может регулировать это за них. Это их право. Кроме того, если говорить о создании в одном субъекте Федерации одной централизованной организации одного и того же вероисповедания, то это очень спорный и непростой вопрос. У нас есть централизованные организации одного и того же вероисповедания, действующие параллельно и независимо. Это, конечно, и протестантские, и христианские организации, это и исламские организации, поскольку у нас есть несколько духовных управлений в исламе, это и иудаистские, и буддийские, и иные религиозные организации. Каким образом и на каком основании мы будем отдавать предпочтение той или иной религиозной организации, если в самом вероучении иерархия, единая структура, не прописана, скажем, так, как в Русской православной церкви? С нашей точки зрения, это также будет нарушать права верующих. Если говорить об ограничении деятельности новых религиозных организаций, создаваемых вновь, то здесь есть одна проблема. Непонятно, что такое общественное спокойствие (такой категории сегодня в законодательстве не существует), и также непонятно, о каких новых вероучениях идет речь. Ведь на самом деле новым является и православный приход, создаваемый, например, в новостройке. Так вот, если мы примем закон в такой редакции, мы таким образом ограничим и реально действующие религиозные организации, если они будут создавать свои новые отделения либо приходы. Мы ударим и по ним, то есть и по православным. К сожалению, в законопроекте есть ряд таких нестыковок, и, в общем-то, понятное, хорошее желание авторов поставить заслоны на пути деятельности так называемых религиозных сект и псевдорелигиозных новообразований не достигается. К сожалению, цель достигается совершенно другая. Исходя из этого, комитет предлагает отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Коллеги, вы хотите, чтобы мы сидели до десяти часов? Я сейчас это вам устрою. Я могу, вы знаете, растянуть. Попов Сергей Александрович. ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, буквально два слова. Надо поддержать стремление коллег видеть реальность и критически подмечать некоторые моменты, однако комитет, когда внимательно рассматривал данный законопроект, обратил внимание на то, что, к сожалению, многие позиции не подкреплены реальными механизмами, а другие вещи входят в противоречие с Конституцией. И на это обратило внимание и наше Правовое управление, к сожалению, наши содокладчики об этом не сказали. Ну, в частности, коллеги предлагают в федеральном законе записать обязательство - создание специальных органов по контролю за религиозными организациями при исполнительных органах власти субъектов Российской Федерации, что является прямым нарушением. Поэтому мы коллегам предлагаем активно вместе с комитетом продолжить работу над данным законом. Мы готовим соответствующие поправки, а данный законопроект предлагаем отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Махмудов, пожалуйста. МАХМУДОВ М. Г. Спасибо, Любовь Константиновна. Вы мне и в прошлый раз именно по этому законопроекту не дали высказаться. Я очень коротко выскажусь. Дело в том, что на прошлой неделе мы отклонили инициативу Адыгейской Республики, сегодня - Татарстана. Если обратите внимание, предложения поступают из национальных республик, и не случайно это делается. Вот в развитии течения так называемых ваххабитов как в Дагестане, так и в других национальных республиках большая доля вины лежит именно на этом законе. Конечно, в одном законе невозможно учесть потребности всех вероисповеданий, конфессий, но, если из национальных республик, где особо остро эти вопросы стоят, поступают такие предложения, я очень просил бы не просто с ходу отвергать, а, может быть, какие-то аспекты внимательно изучить и принять. Я уверен, что по этому закону - о свободе совести и вероисповеданий - еще будут поступать предложения из других национальных республик, еще придется нам к ним возвращаться, но от всех отказываться нельзя, потому что жизнь говорит о том, что границы открыты. Ежегодно два раза хадж совершается в мусульманские центры, и оттуда привозится очень много религиозной литературы антироссийского толка. И если всем этим делам мы не поставим заслон, то всякие течения против государства, против нашего строя будут работать, будут создаваться эти группы. Поэтому предлагают внимательно эти моменты изучить. В данном случае я изучил предложения Татарстана - очень даже дельные, и можно было бы их переработать, где-то подшлифовать и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Махмуд Гаджулаевич. Коллеги, есть ли еще желающие выступить? (Выкрики из зала.) Почему? Могли бы и поговорить. Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Представители правительства и президента?.. Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета - отклонить данный законопроект. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 41 мин. 51 сек.) Проголосовало за 24 чел.5,3% Проголосовало против 21 чел.4,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 45 чел. Не голосовало 405 чел.90,0% Результат: не принято Не принимается.