Заседание № 246
06.06.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 111337-3 "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (дополнение кодекса главой 28 "Налог на имущество организаций"; внесен депутатом Государственной Думы О. Г. Дмитриевой).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8325 по 8702 из 10188
Пункт 32.1 повестки дня: проект федерального закона "О внесении дополнения в раздел IХ Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов". Доклад заместителя министра финансов Сергея Дмитриевича Шаталова. ШАТАЛОВ С. Д. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты! Еще одна новая глава в разделе "Региональные налоги..." Налогового кодекса - "Налог на имущество организаций", - во-первых, приводится в соответствие с первой частью Налогового кодекса, во-вторых, что очень важно, изменяются объект налогообложения и налоговая база. Прежде всего из-под налогообложения у каждой организации, у каждого предприятия выводятся сырье и материалы, товарные запасы, готовая продукция, затраты, осуществленные этим предприятием на капитальное строительство, выводятся нематериальные активы. И таким образом, налоговая база существенно снижается по сравнению с тем, что есть сегодня. И это очень выгодно для большинства предприятий. Сокращение налоговой базы компенсируется некоторым увеличением налоговой ставки: с 2 процентов - той максимальной ставки, которая действует сегодня, до 2,6 процента - это то, что записано в законопроекте. Чем обусловлены эти 2,6 процента? Подчеркиваю еще раз: прежде всего сокращением налоговой базы. И увеличение ставки призвано только компенсировать это сокращение. Хотелось бы отметить, что налог региональный, конкретные размеры ставок устанавливаются непосредственно региональными законодательными органами власти. И в законе устанавливается только предельное значение ставки - то значение, выше которого ставки не могут быть установлены. Ниже можно, точно так же можно устанавливать дифференцированные ставки для разных видов имущества или разных категорий налогоплательщиков. Сокращается число льгот по этому налогу, но на переходный период (в течение двух лет) сохраняются льготы и по жилищно-коммунальному хозяйству, находящемуся на балансе налогоплательщика, и по объектам социальной сферы. Предусмотрено также и то, что налог на имущество уплачивается по месту нахождения этого имущества, то есть учитывается региональный аспект, что обусловливает большую справедливость этого налога. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад... Простите, у нас здесь есть альтернативный законопроект, пункт 32.2. Доклад Оксаны Генриховны Дмитриевой. Пожалуйста, Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Законопроект о налоге на имущество представлен в Государственную Думу полтора года назад. Я сразу остановлюсь на различиях между законопроектом, который докладываю я, и законопроектом Правительства. Различия в следующем. Первое. Правительство предлагает существенно повысить ставку - с 2 процентов до 2,6 процента... (Шум в зале.) Так невозможно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Игнатьевич! Иван Игнатьевич! ДМИТРИЕВА О. Г. ...и отменить целый ряд налоговых льгот. Причем отмена налоговых льгот, предложенная Правительством, касается целых отраслей экономики. Это, например, предприятия, которые перерабатывают сельхозпродукцию. В правительственном варианте предлагается отменить льготы на имущество всех научных, инновационных, опытно-конструкторских предприятий. Правительством предлагается отменить льготу по налогу на имущество по всему имуществу, которое состоит на балансе государственных органов, предлагается отменить льготу по налогу на имущество жилищно-строительным, жилищным, гаражным, дачным кооперативам, вплоть до отмены достаточно грошовых льгот, но очень принципиальных, таких, как детские оздоровительные лагеря, имущество предприятий, использующих труд инвалидов, и так далее. Само Правительство оценивает увеличение налогового пресса по налогу на имущество в размере от 18 до 26 миллиардов рублей, чем предполагается компенсировать регионам потери от налога с продаж. Таким образом, существенно увеличивается налоговый пресс в правительственном варианте по налогу на имущество, и он переносится на реальный сектор и на бюджетные учреждения так или иначе. В моем варианте, я уже сказала, ставка - 2 процента, а не 2,6, как в правительственном, и по большинству позиций сохраняются льготы ряду отраслей, то есть тем, которые сейчас не уплачивают налог на имущество. По остальным вопросам законопроекты во многом совпадают, в частности по вопросу выведения из-под налогообложения незавершенного строительства и запасов готовой продукции. Я считаю, что принятие правительственного варианта повлечет резкое изменение условий для очень многих отраслей, усиление налогового пресса, прежде всего на реальный сектор экономики. Поэтому призываю собравшихся проголосовать за мой вариант. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по обоим законопроектам члена Комитета по бюджету и налогам Николая Николаевича Гончара. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Действительно, полтора года тому назад, уважаемые коллеги, уважаемый Георгий Валентинович, наш комитет поддержал законопроект, внесенный депутатом Дмитриевой. И, может быть, факт этой поддержки и послужил тому, что Правительство внесло-таки новую редакцию закона. Комитет принял решение изменить свою точку зрения в отношении законопроекта, который внесла Оксана Генриховна Дмитриева, и вместе с тем поддержать вариант, внесенный Правительством. Первое. Уже упоминался этот налог в связи с отменой налога на продажу. На сегодняшний день в законе записано, что поступление одного этого налога равными долями, то есть 50 на 50, распределяется между субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В варианте, предложенном Правительством, весь налог - все поступления идут субъекту Федерации. Он своим законодательством вправе распределить так, как считает нужным. С нашей точки зрения, этот вопрос нуждается в уточнении, потому что интересы органов местного самоуправления в ряде случаев могут быть существенно задеты. Я не буду останавливаться на плюсах, они отмечены в нашем заключении. Мы поддерживаем исключение запасов и затрат, но на сегодняшний день нет акта госприемки, и имущество в базу налогообложения не включается. А сейчас получается ситуация, обратная тому, что есть в отношении НДС: возврат до тех пор, пока оборудование, средства производства не введены в строй, не принимается, а здесь в базу налогообложения это оборудование включается. Мы считаем, что это неправильно, что нужно существенно поправить эту позицию. Кроме того, мы считаем, что ставка 2,6 процента завышена. Мы считаем, что нужно установить ставку 2,2 процента. Это решение комитета, о котором мне поручено сказать при обсуждении законопроекта в первом чтении. В целом другие замечания также изложены в нашем заключении. В завершение скажу, что мы предлагаем с учетом тех замечаний, и прежде всего в отношении ставки 2,2 (возможно, ко второму чтению), принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Пожалуйста, запишитесь на вопросы. Пожалуйста, покажите список записавшихся. Пожалуйста, Адриан Георгиевич Пузановский. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемый Сергей Дмитриевич и уважаемый Николай Николаевич! Ввиду того, что (и это все знают) принципиальным вопросом налоговых изменений будет вопрос об отмене налога с продаж, снижении ставки НДС и в связи с этим о внесении компенсирующих изменений в сопутствующие налоговые законы, не было бы более корректным рассмотрение данного законопроекта о налоге на имущество в связке с двумя первыми? Не будет ли это более корректно, ибо, как вытекает из вашего выступления и выступления Оксаны Генриховны, именно повышение ставки на имущество призвано компенсировать снятие налога с продаж? Пожалуйста, Николай Николаевич... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Связь прямая. И я думаю, что, когда мы рассмотрим в первом чтении и примем законопроект, который содержит отмену налога с продаж, мы, очевидно, учтем эту ситуацию. И обратное: если мы считаем возможным установить ставку налога на имущество не выше 2,2 процента, то отменять налог с продаж нельзя. Я понимаю, что я говорю крамольные вещи, но что делать? Если мы отменяем налог с продаж, то понижать ставку налога на имущество мы не сможем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Буткеев. К кому вопрос? БУТКЕЕВ В. А. У меня вопрос к депутату Гончару Николаю Николаевичу. Николай Николаевич, вот предлагается правительственный вариант законопроекта взять за основу и в качестве дополнения использовать предложение Оксаны Генриховны Дмитриевой. Ну а если наоборот сделать - взять за основу вариант, который предлагает депутат Дмитриева, и уже какие-то моменты, предложенные Правительством, внести в него в качестве поправок ко второму чтению? Такой вариант рассматривался? ГОНЧАР Н. Н. Такой вариант рассматривался. И о решении комитета я сказал. Более того, когда возникла некоторая двусмысленность, я попросил Александра Дмитриевича Жукова внятно сформулировать позицию комитета, чтобы я мог доложить ее на заседании Государственной Думы. Комитет поддерживает из этих двух законопроектов, предложенных к принятию в первом чтении, именно вариант Правительства. Сразу хочу сказать, что замечание Оксаны Генриховны Дмитриевой не единственный вопрос, по которому мы будем дорабатывать текст. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гудков. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемый Николай Николаевич! Я просто хотел тоже присоединиться к вопросу Адриана Георгиевича. Возможно ли рассмотрение этих двух важных законопроектов в пакете, именно в пакете? Отменяется один налог, вводится другой, и наоборот... ГОНЧАР Н. Н. А он так и рассматривается, только мы этот пакет как бы рассматриваем частями. Вне всякого сомнения, даже если мы примем сейчас этот законопроект с той оговоркой, о которой я сказал, - комитет считает возможной по смыслу максимальную ставку 2,2 процента, - то, естественно, мы будем учитывать эту ситуацию при принятии решения об отмене или неотмене налога с продаж. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Егор Кузьмич Лигачёв, ваш вопрос. ЛИГАЧЁВ Е. К. Спасибо. У меня вопрос к Николаю Николаевичу. Вот в своем сообщении Оксана Генриховна нам доложила о том, что якобы отменяются льготы по налогообложению на имущество научных организаций. Если это так, то как это понимать? Мы знаем, каково положение в науке, и понимаем всё значение науки. А если это не так, будьте любезны, поясните, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Это так в отношении законопроекта, внесенного Правительством. Я сразу хочу сказать по поводу льгот. На сегодняшний день льготы устанавливаются федеральным законодательством. И в случае их применения выпадающие доходы для субъектов Российской Федерации, получающих финансовую поддержку из федерального бюджета, учитываются при расчете трансфертов. Сейчас предлагается качественно иной подход: на федеральном уровне льготы не устанавливаются, а если субъект Российской Федерации хочет установить такие льготы, он может это сделать, но только за свой счет. Теперь далее: что предлагает в этой связи комитет? В этой связи комитет предлагает при доработке законопроекта ко второму чтению уточнить перечень льготных категорий налогоплательщиков имущества, имеющего общефедеральное значение, сохранив, например, льготы для специализированных протезно-ортопедических организаций, для государственных научных центров. Отдельный вопрос - по мобилизационным мощностям. Там есть еще одна проблема, когда в базу налогообложения вмешиваются постановления Правительства, но доработка этого вопроса в планах комитета предусмотрена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы задали все. Есть ли необходимость открывать прения? Пожалуйста, включите режим записи. Присаживайтесь, Николай Николаевич. Пожалуйста, Иван Дмитриевич Грачёв. ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, с моей точки зрения, вся концепция закона сводится к трем вещам, простым и понятным, то есть интегрально - это существенное увеличение налогового пресса, которое идет через отмену льгот - раз, через повышение ставки - два, и третье (что, наверное, многие пока не чувствуют) - это предполагаемое изменение системы бухучета. То есть в неявной форме уже закладывается будущая рыночная стоимость, которая в десятки раз может усиливать пресс на ряд предприятий в стране. Поэтому, следуя официальной позиции партии "Развитие предпринимательства", мы, конечно же, будем против этого законопроекта голосовать. Законопроект Дмитриевой в этом смысле скромный. Он несколько меняет текущую ситуацию, то есть часть, абсолютно не имеющую отношения к недвижимости, - это некоторые балансовые вещи, не имеющие отношения к недвижимости, - выводит из-под налогообложения, так, как это и принято во всем мире. Следовательно, он по крайней мере по концепции правильный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Фракция многократно обсуждала этот вопрос, и как раз в увязке с другими законами, в том числе с НДС, с налогом с продаж. Нас очень серьезно беспокоит повышение ставки, предлагаемое Правительством, в связи с тем что многие промышленные предприятия сегодня используют свои мощности на 10 и менее процентов, например в сельхозмашиностроении, и не по своей вине, а по ряду других причин, потому что, разорив село, мы просто не можем купить технику, которая нам крайне нужна. И когда мы повысим эту ставку налоговую, мы окончательно угробим машиностроительный комплекс страны. На мой взгляд, к этому надо подходить чрезвычайно осторожно. В связи с этим мы готовы поддерживать законопроект при условии, что ко второму чтению будет пересмотрена налоговая ставка - не более 2,2 процента. И хотели бы, чтобы (для стенограммы говорю) Правительство расчеты по возмещению регионам выпадающих доходов проводило исходя не из 2,6 процента налога на недвижимость, как оно делает это сейчас, а именно имело в виду и вариант в 2,2 процента. Мы имеем серьезные замечания по сохранению целого ряда льгот, которые были представлены ранее действовавшим законодательством, поскольку, на наш взгляд, это способствует развитию и технического прогресса, и отдельных отраслей производства. Приведу один пример в подтверждение этого кроме тех, что здесь назывались. Льготы имели перерабатывающие предприятия. И я думаю, что в том состоянии, в котором они сегодня находятся, нам следует серьезно рассмотреть этот вопрос и сохранить им эти льготы, за исключением тех предприятий, которые занимаются производством подакцизных товаров. Поэтому ко второму чтению... Мы будем его поддерживать во втором чтении, если будут учтены эти замечания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли необходимость в заключительном слове у авторов? У вас, Сергей Дмитриевич? Нет необходимости. Оксана Генриховна, есть необходимость, спрашиваю? Есть. Пожалуйста, заключительное слово. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, если все согласны, что ставку нужно снизить, она не может быть 2,6, как предлагает Правительство, если все согласны, что нельзя отменять льготы научным учреждениям, чтобы они с нуля стали платить 2,6, если все согласны, что нельзя отменять льготы всем предприятиям сельхозпереработки, которые сейчас ничего не платят, а должны будут платить 2,6, если все согласны, что нельзя обязывать субъекты Федерации и органы местного самоуправления платить по ставке 2,6 за дороги общего пользования, если все согласны, что не нужно заставлять платить предприятия, у которых на балансе есть жилой фонд и объекты жилищно-коммунального хозяйства, по ставке 2,6, тогда я не понимаю, почему нужно голосовать за правительственный вариант и не голосовать за мой вариант, где как раз эти вещи, с которыми все вроде как согласны, и отражены: ставка 2 процента, сохранение действующего порядка и исключение из налогообложения незавершенки, запасов и готовой продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, мы все всегда согласны с тем, что налоги надо снижать, а социальные расходы бюджета увеличивать. Но, как известно, так не бывает. Поэтому если мы идем на отмену налога с продаж, то вполне возможно, что после обсуждения этого вопроса в первом чтении нам при втором чтении данного проекта закона придется решать вопрос не об уменьшении ставки, а об увеличении. Это вопросы связанные. Поэтому говорить, что вот мы все с этим согласны... Это неоднозначно. Либо нам надо сохранять налог с продаж, либо неизбежно придется увеличивать эту ставку. Пока принципиальное решение в этом зале еще не принято. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование рейтинговое законопроект под номером 32.1. Пожалуйста, включите режим голосования. (Идет голосование.) Кто без карточки или не успел проголосовать? ИЗ ЗАЛА. Петров, Динес - за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Петров, Динес должны сами это сказать. Ну что вы?! Ставится на голосование рейтинговое законопроект под номером 32.2. Включите режим голосования. (Идет голосование.) Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких, да? Покажите, пожалуйста, результаты голосования по вопросу 32.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 44 сек.) Проголосовало за 217 чел. 48,2% Проголосовало против 11 чел. 2,4% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 229 чел. Не голосовало 221 чел. 49,1% За - 217. По 32.2 покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 40 мин. 23 сек.) Проголосовало за 140 чел. 31,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 140 чел. Не голосовало 310 чел. 68,9% За - 140. Ставится на голосование: законопроект 32.1 принять в первом чтении. Включите режим голосования, пожалуйста. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 253 чел. 56,2% Проголосовало против 14 чел. 3,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 267 чел. Не голосовало 183 чел. 40,7% Результат: принято Принимается в первом чтении.