Заседание № 48
24.09.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 11130-4 "О мерах социальной защиты детей граждан, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны 1941?1945 годов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3239 по 3452 из 4916
Вопрос 18, о проекте федерального закона "О мерах социальной защиты детей граждан, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов". Доклад по поручению Государственной Думы Астраханской области депутата Государственной Думы Олега Васильевича Шеина. Пожалуйста. ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, сегодня аналогичный вопрос уже рассматривался. Я просто хотел бы высказать некоторую дополнительную аргументацию. В России существует контингент людей, он немалый, чьи родители погибли в годы Великой Отечественной войны (они могли погибнуть и как военнослужащие, и как гражданское мирное население), и людей, которые при этом не обладают у нас статусом, скажем, ветеранов труда, не пользуются какими-то иными льготами, поэтому на сегодняшний день находятся в смысле своего жизненного уровня существенно ниже прожиточного. По оценкам Государственной Думы Астраханской области, до четырехсот тысяч российских пенсионеров как раз подпадают под эту категорию, и поэтому Государственная Дума Астраханской области предложила распространить на детей войны льготы, по сути идентичные льготам ветеранов труда. В России существует также общественная организация, которая называется "Дети войны" и которая давно ставит вопрос о том, чтобы им дали хотя бы какой-то официальный статус. И второе - люди, бесспорно, рассчитывают на прибавку к пенсии и говорят об этом. Я хочу напомнить, что с нового года у нас вводится и уже подписано господином Фрадковым соответствующее постановление о 100-процентной оплате коммунальных услуг населением. Я хочу напомнить, что у нас сыпятся коммунальные субсидии, потому что вместо безналичных расчетов между органами местного самоуправления и коммунальными организациями теперь гражданам просто открывают лицевые счета, и большинство пенсионеров никаких денег, по крайней мере в сельской местности, в депрессивных территориях, не сможет на эти лицевые счета получить. Понятно, что в этих условиях... Вот сегодня депутат Дмитриева сказала, что у нас пенсионеров загоняют еще дальше в нищету. Если сейчас среднее по стране соотношение между пенсией и заработком 30 процентов, то через три года будет 22 процента, то есть растет уровень относительного обнищания, и в этих условиях, вполне естественно, люди, которые пострадали в годы Великой Отечественной войны, которые не имели возможности, потому что лишились родителей, получить нормальное образование, которые лишились детства, ставят вопрос о том, чтобы государство им помогло. И если уж у нас существует некий германский фонд, который оказывает финансовую поддержку бывшим российским военнопленным, наверное, разумно, чтобы мы пошли навстречу тому, о чем говорят в территориях. Кстати, большинство из числа высказавшихся законодательных собраний субъектов Федерации данный закон поддержало, его поддерживает также профильный комитет Совета Федерации, и поэтому я просил бы в данном случае поддержать этот законопроект и проголосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по труду и социальной политике Веры Егоровны Оськиной. Пожалуйста. ОСЬКИНА В. Е., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен законопроект "О мерах социальной защиты детей граждан, погибших (пропавших без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", внесенный Государственной Думой Астраханской области, который комитет рассмотрел и отмечает следующее. Авторы проекта федерального закона предлагают установить меры социальной защиты лиц, ранее состоявших на иждивении граждан, которые погибли или пропали без вести в связи с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Предусматривается осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие данной категории граждан, предоставление им льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, медицинскому, санаторно-курортному лечению, лекарственному обеспечению, проезду на транспорте. По расчетам авторов законопроекта, примерная численность данной категории граждан, как уже отмечал докладчик, около четырехсот тысяч человек. На реализацию данного законопроекта ежегодно дополнительно потребуется 1 миллиард 600 миллионов рублей из средств бюджетов различных уровней, из них более 60 миллионов рублей составляют предполагаемые расходы федерального бюджета. В законопроекте нечетко определены критерии и порядок отнесения граждан к числу лиц, кому предоставляются указанные льготы, что не позволяет однозначно определить круг льготополучателей. Законопроектом также предусматривается предоставление данной категории граждан льгот, фактически предусмотренных для участников и инвалидов Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", что, по мнению комитета, социально несправедливо. В законопроекте предоставляется также широкий перечень льгот только по принадлежности к данной категории граждан без учета уровня жизни и их доходов в настоящее время, что не соответствует принципу адресной социальной поддержки. Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие указанного проекта федерального закона, отмечая, что данная категория лиц в настоящее время относится к гражданам старшего поколения, большинство из которых пользуются правами и льготами в соответствии с действующими федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Также отмечается, что предполагаемые законопроектом расходы из федерального бюджета в бюджете на 2004 год не предусмотрены, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На проект федерального закона поступило двадцать девять отзывов от законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: шестнадцать поддерживают проект федерального закона - а не большинство, и не все, как сказал докладчик, - тринадцать против принятия данного законодательного акта. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило пятьдесят четыре отзыва: одиннадцать поддерживают законопроект, восемь имеют замечания и предложения и тридцать пять против принятия проекта федерального закона. Большинство субъектов Российской Федерации против принятия данного закона по основаниям, изложенным в заключении Правительства Российской Федерации. Отдельные субъекты Российской Федерации полагают, что для реализации прав данной категории граждан на социальную защиту следует применять механизм ежемесячной денежной компенсации. Имеется предложение о решении проблемы не путем принятия нового закона, а путем внесения изменения в статью 21 Федерального закона "О ветеранах". Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления не поддерживает концепцию проекта федерального закона. Комитет Совета Федерации по социальной политике замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет, но отмечает следующее. В наименовании, преамбуле и статьях 2 и 3 проекта речь идет о лицах, родители которых погибли (пропали без вести) в связи с боевыми действиями во время Великой Отечественной войны, то есть необязательно непосредственно во время боевых действий, а в статье 1 - о лицах, родители которых погибли (пропали без вести) во время боевых действий по защите Отечества. То есть данные неточные формулировки в преамбуле и в статьях не позволяют вообще определить круг льготополучателей. В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы указывается на противоречие законопроекта нормам действующего законодательства. Учитывая высказанные предложения и замечания, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе отклонить указанный проект федерального закона. Я могу также сказать, что в комитете имеется заключение на данный законопроект Комитета по делам ветеранов, в котором отмечены те же самые замечания, о которых я уже сказала. Но кроме всего прочего, по оценке минтруда России, на льготы по законопроекту смогут претендовать не менее 5 миллионов человек, а дополнительные расходы на эти цели составят из федерального бюджета 28 миллиардов рублей, из бюджетов различных уровней - 2,4 миллиарда рублей. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Егоровна. Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Присаживайтесь, Вера Егоровна. Есть ли желающие выступить? Кибирев Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В этом проекте закона кроме его правовой и социально-экономической части я вижу очень сильный морально-нравственный аспект. Я как раз представляю то поколение, которое сегодня относится к детям войны. Мой отец, Кибирев Григорий Петрович, в 1943 году, как говорят, проявив героизм и мужество, пал смертью храбрых за честь и свободу Советского Союза в боях с фашистскими захватчиками. Нас у матери было четверо, и все сложности и трудности вот этих людей мне хорошо известны. Но, как говорится, все, слава Богу, выросли благополучными. Лично у меня три хорошие рабочие профессии, два высших образования. Так вот, всё это дала мне советская власть, тот общественный строй, которого сегодня нет и который, при всех вопросах к нему, проявлял заботу о каждом человеке в отдельности, защищал слабых и обеспечивал возможность, особенно детям, так сказать, из слабых, малообеспеченных семей, взять хороший старт в жизни, получить всё, что надо для того, чтобы потом работать и своим трудом кормить себя. Сегодня вот этим детям войны далеко за шестьдесят лет. Авторы насчитали четыреста тысяч человек. Наверное, их больше. И безусловно, среди них есть и те люди, которые абсолютно ни в чем не нуждаются, есть те, которые пользуются действующими сегодня льготами, но много и таких, которые остались абсолютно без ничего, прозябают сейчас, влачат жалкое существование. У них была сложная, тяжелая жизнь. И наверное, одной из причин этих сложностей и тяжестей была война, была гибель их родителей, в результате чего они это чувствовали на протяжении всей своей жизни. Ну, скажут: закон устарел, он совершенно не соответствует концепции сегодняшней политики, с 1 января следующего года у нас новая система поддержки ветеранов, которая, кстати сказать, значительно ухудшит их положение. Но идея закона не потеряла актуальности, и общество, и мы с вами, уважаемые коллеги-депутаты, должны иметь в виду, что наш моральный долг - поддерживать это старшее поколение, отдавать ему должное и находить формы и способы этой поддержки. Мне льгот не надо, я кормлю свою семью и себя своим трудом. Но многие из тех категорий людей, которые перечислены в этом законе, в этом нуждаются. Так вот я считаю, что мы хотя бы с точки зрения своей морально-нравственной ответственности за ситуацию, которая в России сейчас сложилась, чтобы отдать дань уважения погибшим давно людям за наш сегодняшний день, который далеко не благополучный, но они думали, что он у нас будет благополучным, должны этот закон поддержать. Наша фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще желающие выступить? Желающих нет выступить. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить законопроект. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 35 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0% Проголосовало против 12 чел.2,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3% Результат: не принято Не принято.