Заседание № 130
О проекте федерального закона № 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части установления порядка принятия решений о реорганизации или ликвидации учреждений культуры).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Докладывает Елена Александровна Ямпольская. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы к этому второму чтению шли ровно два года. Я вносила этот законопроект два года назад, уже даже больше, исходя из того что, на мой взгляд, конституционное право приобщения к культуре, к культурным благам и к культурным ценностям в первую очередь реализуется на самом, в хорошем смысле, низовом, земном уровне - в муниципальных домах культуры, в библиотеках, в музеях. Собственно, основная задача нацпроекта "Культура" - это доступность культурной среды, и она тоже начинается с муниципального уровня. Но статистика показывает, что и сокращение организаций культуры происходит прежде всего на этом самом низовом, земном уровне. Я специально взяла сегодня свежую статистику: у нас с вами, коллеги, в 2009 году было больше 47 тысяч домов культуры по стране, а в 2022-м - 41 тысяча, ну, неполных 42 тысячи, библиотек было 47 тысяч - стало 40 тысяч, музеев было больше 2 тысяч - осталось 1800. Достаточно долго шли согласования, на каком уровне всё-таки надо эту норму сохранить, оставить, расширить и так далее, и тем не менее решили. Вот те поправки, которые сегодня представлены... У нас, собственно, одна таблица поправок, обе поправки рекомендованы к принятию, одна поглощается другой на самом деле, - обе они позволяют вывести действие этого закона на региональный уровень, то есть ещё и здесь подстраховаться. Я напомню, что у нас с вами есть защита для школ, у нас с вами есть защита для медицинских учреждений, и вот сейчас такую законодательную броню, такой фильтр хочется поставить и для учреждений культуры, потому что там, где уничтожаются учреждения культуры под тем или иным предлогом - так называемая оптимизация, ветхое здание, меньше ходят люди, просто малочисленное село и так далее, - там на самом деле заканчивается однажды жизнь. Допускать этого ни в коей мере нельзя. Я понимаю, все мы понимаем, что у местных администраций не очень много денег, тем не менее соблазн начать экономить именно с учреждения культуры... К сожалению, это постоянная практика, и её, на мой взгляд, необходимо остановить. Коллеги, прошу вас проголосовать за таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 29 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается единогласно. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 53 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается единогласно. Пожалуйста, Елена Александровна. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Спасибо большое. Коллеги, ещё раз напоминаю, что если законопроект будет принят и станет законом, то, прежде чем реорганизовать, а уж тем более ликвидировать ту или иную организацию культуры, надо будет просчитать воздействие, последствия, создать критерии оценки этих последствий, создать комиссию и провести открытую, публичную работу. Это достаточно серьёзные фильтры, которые позволят общественности вмешаться, а гражданам - самим определять, какое учреждение культуры и где им необходимо. Я очень прошу вас поддержать законопроект. Текст абсолютно готов к процедуре третьего чтения - прошу сегодня рассмотреть его и принять в третьем чтении. Спасибо, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет... А, есть, извините. Я вижу руку депутата Лисовского. Возможно, кто-то ещё хочет выступить. Включите режим записи на выступления по мотивам от фракций. Покажите список. Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста. С места. Включите микрофон. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, конечно, привлечение внимания к домам культуры, особенно в сельской местности, - это очень важно. У нас в Курганской области это действительно центры общения, культуры, ну и вообще социальной жизни, скажем так. Но беда в том, что, мне кажется, этот законопроект больше похож на имитацию заботы о домах культуры, потому что на самом-то деле их никогда не закрывают, особенно муниципалитеты. Они в них заинтересованы, но у них просто денег нет, чтобы их содержать, поэтому, мне кажется, нашему Комитету по культуре хорошо было бы ещё всё-таки выступить с предложением, чтобы было увеличено финансирование домов культуры, особенно в сельской местности. От того, что мы не дадим закрывать дома культуры, денег не прибавится, и они просто, как у нас часто бывает, будут тихо разрушаться, не работая, хотя формально и сохраняясь как учреждения культуры. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 31 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1112862-7 "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (в части сохранения муниципальных учреждений культуры).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
67-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 41 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Докладывает Елена Александровна Ямпольская. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по культуре, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коллеги, вы все работаете в регионах, на земле, все бываете в самых отдалённых уголках нашей страны, и мне нет необходимости вам объяснять, что такое для села Дом культуры, библиотека, как украшена жизнь малого города, если там есть собственный театр, собственный музей. Вообще, на самом деле именно в их стенах очень скромно, беспафосно, без лозунгов и начинается воспитание патриотизма, о котором мы так много говорим, и нравственного чувства, и именно люди, работающие в муниципальных учреждениях культуры, каждый день, каждый вечер отвечают за настроение своих земляков, за атмосферу на селе или в городе. Это на самом деле и является очагом, вокруг которого строится жизнь. К сожалению, статистика свидетельствует о том, что количество муниципальных учреждений культуры у нас сокращается: с 2009 года по 2019 год статистика показывает нам падение числа домов культуры больше чем на 11 процентов, библиотек - больше чем на 22 процента. Может быть, вы думаете, что в пандемическом, неблагополучном 2020 году ситуация улучшилась, - разумеется, нет. Но вы так и не думаете. Скажем, в мае минувшего года мы с министром культуры Российской Федерации Ольгой Борисовной Любимовой вдвоём, по мобильным телефонам прекращали безобразие в городе Коврове Владимировской области, где местный глава единолично, росчерком пера уволил практически всех руководителей местных учреждений культуры, объясняя это необходимостью дальнейшей оптимизации, реорганизации и ликвидации отдельных учреждений, - речь шла о нескольких домах культуры и о нескольких детских школах искусств. Думаю, что не без нашего с Ольгой Борисовной активного участия ситуация повернулась вспять, все были восстановлены на работе, а глава Коврова подал в отставку. Я считаю, что такие вещи невозможно решать в ручном режиме, надо поставить законодательные фильтры, защищающие муниципальные организации культуры от произвола властей, если такой произвол имеет место быть. Речь не идёт о том, что мы запрещаем ликвидировать либо реорганизовывать организации культуры, речь идёт о том, что, пользуясь уже существующими в российском законодательстве нормами - в частности, особенно полно они отражены в законе "Об образовании...", - мы ставим именно правовую защиту, правовые фильтры. Мы предлагаем, что реорганизация либо ликвидация должна сопровождаться решением соответствующей комиссии и порядок работы этой комиссии и критерии, с которыми она подходит к оценке последствий подобного решения, должны разрабатываться на федеральном уровне, Министерством культуры Российской Федерации. Ну и кроме того, подобные решения не могут приниматься без учёта мнения местного населения. Собственно, вот в этом заключается суть законопроекта, не буду более отнимать ваше время. Я глубоко счастлива, что у меня есть сейчас возможность вам вот этот вопрос докладывать, потому что отзыв правительства на данный законопроект я ждала, ну, наверное, примерно полгода. И честно говоря, очень признательна своей фракции и очень признательна руководству партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за то, что меня поддержали, - подозреваю, что я ждала бы этого отзыва до сих пор, если бы не их поддержка, если бы не понимание, что это вопрос абсолютно политический. Вообще, возможность духовного роста для человека - это, может быть, главный политический вопрос, который в принципе существует в государстве. Без маленького клуба, без маленькой библиотеки, далеко не всегда модельной, зачастую старенькой, куда были записаны ещё дедушки и бабушки, потом мамы и папы, а теперь дети, - вот без них мы никогда не реализуем ни нацпроект "Культура", ни национальную цель, возможность для реализации и развития талантов. Ничего никогда не будет сделано, если эти очаги культуры будут исчезать. Я очень надеюсь, что мы сегодня примем законопроект в первом чтении. Мне до слёз обидно, что из-за вот этой проволочки правительства, из-за того противодействия, которое сначала оказывали нам Минфин и Минюст, к сожалению, в этом созыве мы не сможем принять этот законопроект во втором и в третьем чтениях. И мы должны сейчас разослать его в регионы, это законопроект совместного ведения. Единственное, на что я рассчитываю, так это на то, что те, кто придёт после нас в Госдуму, в восьмом созыве, законопроект в окончательном чтении примут и наши муниципальные организации культуры защитят. А сейчас я прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Александровна. С содокладом выступает Светлана Борисовна Савченко. САВЧЕНКО С. Б. Уважаемый Иван Иванович, высокое собрание! Безусловно, сейчас Елена Александровна очень аргументированно изложила позицию и нашего комитета, и нашей фракции по данному вопросу. Законодательная инициатива является очень социально значимой, её принятие позволит остановить вот эту тенденцию, которая наметилась, - к сокращению учреждений культуры, особенно это касается учреждений культуры именно в нашей глубинке, в провинции, в регионах. Как говорил Станислав Сергеевич Говорухин покойный, Россия живёт провинцией. И этой провинции касается наш законопроект. По законопроекту имеется положительное заключение Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Отзывы на него получены из 56 субъектов Российской Федерации, и практически все субъекты поддерживают этот законопроект без замечаний. Мы, безусловно, поддерживаем законопроект и просим всех вас поддержать его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Борисовна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы, не один вопрос. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемая Елена Владимировна, вы и ваша любимая партия, которой вы клялись и которую благодарили за данный законопроект, правильно написали, что просто так, автоматически объекты культуры уничтожать ни в коем случае нельзя. Но во-первых, такие решения надо принимать по всем социальным объектам. А во-вторых, вот федеральная комиссия решит вопросы комиссий на местах - уничтожать объекты культуры или нет, - а федеральные деньги придут вслед за решением этого федерального органа или это опять будет бла-бла? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Александровна, это, видимо, вам вопрос. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемый Игорь Юрьевич, я очень ценю ваши страстные вопросы по моим законопроектам, это даже не позволяет вам запомнить моё отчество. Я, собственно, этого вопроса, безусловно, ждала и ещё раз хочу сказать следующее. Есть вещи, наступать на которые невозможно, и лишать граждан этих вещей невозможно: это право сохранять здоровье, это право получать образование и это записанное в Конституции, в 44-й статье, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям. Именно здесь, на местах, начинается реализация вот этого конституционного права. И вопрос по поводу того, придут ли дополнительные деньги, - это не вопрос данного законопроекта. Что касается социальных учреждений культуры, большинство из них уже так или иначе нашим законодательством защищено, в том числе фильтр по поводу общественного мнения стоит не только в части образовательных учреждений, но и в части медицинских учреждений. На самом деле культура остаётся самой незащищённой сферой, это мы поняли в прошлом году по ситуации с Ковровым. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Елена Александровна, вот вы привели статистику по закрытию домов культуры - достаточно грустные цифры. Анализировали ли вы причины их закрытия, то есть в скольких случаях это было в результате вот таких волюнтаристских действий местных начальников, местной администрации, а в скольких случаях это было просто из-за реально аварийного состояния зданий, когда вынуждены были их закрывать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Ямпольской включите микрофон. ЯМПОЛЬСКАЯ Е. А. Уважаемый Алексей Владимирович, ну, зачастую доведение здания до аварийного состояния - это и приводит, в общем-то, к достаточно волюнтаристским решениям. За своими организациями культуры, за состоянием их объектов местная власть обязана следить. Причины самые разные: и оптимизация сети (за словом "оптимизация", вы сами понимаете, могут скрываться самые различные намерения, цели и решения), и уменьшение количества населения в населённом пункте (но я вам скажу, что, на мой взгляд, если мы начнём закрывать клубы и библиотеки, у населённого пункта тогда надежда просто исчезает, оттуда уже окончательно начнут разбегаться люди), и признание в том числе зданий аварийными, до чего, естественно, доводить нельзя. Понимаете, я, как и все вы, работала в регионе, я работаю в регионе, я, как и все вы, бываю в сельских домах культуры и прекрасно знаю, что есть муниципалитеты, которые следят за их состоянием, и есть муниципалитеты, где главы равнодушны к культуре, они лучше перекинули бы средства, тратящиеся на дома культуры или на библиотеки, на какие-то иные нужды. Ещё раз говорю: я считаю, не для того мы принимали в прошлом году, летом, всенародно к Конституции поправку, что в Российской Федерации культура защищается и охраняется государством, чтобы тот или иной глава муниципалитета мог единолично решать, нужно жителям ходить в Дом культуры, в библиотеку, отправлять своего ребёнка в школу искусств или они как-нибудь без этого обойдутся. Речь не идёт о полном запрете, ещё раз хочу сказать, речь идёт о том, что надо действовать строго в соответствии с критериями, разработанными федеральным ведомством, и надо, естественно, провести опрос жителей и узнать их мнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 52 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.