Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1112804-7 "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
10-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект во втором чтении был принят вчера. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний не имеется. Комитет по государственному строительству и законодательству просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Есть? Извините. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Перминов Дмитрий Сергеевич. Юрий Петрович, вы поднимали руку? Синельщикову подготовиться. Пожалуйста, Дмитрий Сергеевич. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект предлагает установить уголовную ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, до которого эти сведения были доведены или которому стали известны в связи с его служебной деятельностью. Также расширяется перечень уголовно наказуемых способов получения налоговой, банковской и коммерческой тайны: предлагается дополнить его такими способами, как обман, шантаж и принуждение. В связи с тем что возрастает количество несанционированных публикаций о фактах, событиях, об обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных органов, что непосредственно влияет на исполнение ими своих полномочий, данные изменения позволят эффективно противодействовать лицам, осуществляющим незаконный сбор информации ограниченного доступа и использующим её в личных целях. Учитывая, что законопроект направлен на защиту сведений, составляющих коммерческую, налоговую и банковскую тайну, а также на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект и предлагает принять его в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Сергеевич. Синельщиков Юрий Петрович. На рабочем месте включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать этот законопроект. Правильно коллега Перминов сказал: законопроект направлен на то, чтобы пресечь журналистские расследования в отношении правоохранителей, в отношении их частной жизни и всего остального, то есть расследования о дворцах, яхтах, об островах, которые правоохранители приобрели себе каким-то образом. Ну, эта информация могла появиться благодаря тому, что какой-то бывший охранник или бывший приближённый выдал эти сведения. В пояснительной записке или где-либо ещё конкретных примеров, когда это мешало бы правоохранительной деятельности или когда надо было бы привлечь кого-то к уголовной ответственности, нет, есть только факты, что журналисты проводили такие расследования. Мы полагаем, что существующего правового регулирования достаточно, статья 320 на сегодня сформулирована достаточно разумно. А ежели у правоохранителя появится желание пресечь распространение информации, он имеет право дополнительно обратиться в порядке гражданского судопроизводства в суд. Мы голосуем против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 40 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 43 чел.9,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 357
О проекте федерального закона № 1112804-7 "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 6 апреля текущего года. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поступила одна поправка. Комитет просит поддержать предложенную поправку и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 49 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 12 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Просьба включить его в проект порядка работы на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет. Прошу учесть. Спасибо, Зариф Закирович.
Заседание № 349
О проекте федерального закона № 1112804-7 "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 183 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации". Докладывает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен проект федерального закона, где предлагается внести изменения в две статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Первая - статья 320. Как вы знаете, здесь речь идёт об ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, которые применяются в отношении должностных лиц, сотрудников правоохранительных или контролирующих органов. К такой ответственности согласно данной норме привлекают в исключительных случаях, а именно тогда, когда установлена конкретная цель, заключающаяся в том, чтобы воспрепятствовать служебной деятельности конкретного сотрудника. Однако, как показывает практика и сама жизнь, распространение подобных сведений нередко связано с иными целями и совершенно другими намерениями, например корыстью, пиаром, ложно понятыми интересами или местью. При этом не важно, какая цель, самое главное в том, что сам факт разглашения таких сведений препятствует и отправлению правосудия, и борьбе с преступностью, и обеспечению безопасности, кроме того, такое распространение представляет угрозу жизни и здоровью защищаемых лиц. К примеру, в настоящее время, как вы знаете, наблюдается практика несанкционированного опубликования сведений о фактах, событиях и даже об обстоятельствах частной жизни защищаемых лиц, что позволяет определить и их персональные данные, и место жительства. В связи с этим предлагается скорректировать диспозицию части первой статьи 320 Уголовного кодекса Российской Федерации и с точки зрения целеполагания, и с точки зрения указания на сам субъект преступления и распространить её действие на тех лиц, которым сведения были доверены или которым о принимаемых мерах безопасности стало известно в связи со служебной необходимостью. Также предлагается дополнить санкции данной статьи такими видами наказания, как обязательные работы на срок до 480 часов и ограничение свободы на срок до двух лет. В итоге это даст возможность должным образом обеспечить защиту сведений о мерах безопасности, которые применяются в отношении сотрудников как контролирующих, так и правоохранительных органов. Что касается изменения второй статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 183. Как известно, данная статья предусматривает наказание за сбор сведений, которые составляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путём похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Так вот предлагается расширить этот перечень уголовно наказуемых способов получения указанной информации, дополнив его обманом, шантажом и принуждением. Это даст возможность, с одной стороны, унифицировать складывающуюся судебную практику на этот счёт, а с другой - более эффективно препятствовать незаконному собиранию информации ограниченного доступа. Таким образом, как вы сами видите, проектируемые новеллы направлены на обеспечение защиты сведений о мерах безопасности, которые применяются в отношении сотрудников, должностных лиц как контролирующих, так и правоохранительных органов, а также на более эффективную защиту информации ограниченного доступа. Прошу данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Присаживайтесь. С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Анатолий Борисович подробно изложил суть законопроекта, я хотел бы только добавить, что на сегодняшний день 320-я статья Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностных лиц правоохранительных органов или контролирующих органов, но только в тех случаях, когда это связано с целью воспрепятствования служебной деятельности, то есть в других случаях, когда такие сведения разглашаются, уголовная ответственность не предусмотрена. Это не соответствует требованиям времени - конечно, очень много случаев, когда разглашают информацию частного характера о сотрудниках правоохранительных органов либо контролирующих органов, об их близких, их персональные данные, при этом те, кто сделал это, остаются безнаказанными. И это делается не всегда с целью воспрепятствования служебной деятельности, это делают и для самопиара, и по причине мести, корысти и так далее. И таких случаев мы знаем очень много. Законопроектом предлагается внести изменения, чтобы правонарушители подлежали уголовной ответственности не только в тех случаях, когда с целью воспрепятствования служебной деятельности каким-то образом разглашаются сведения о таких должностных лицах, об их близких, их персональные данные. Я думаю, все с этим согласны. Также предлагается внести изменение в статью 183 Уголовного кодекса Российской Федерации, где речь идёт о незаконном получении и разглашении сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Сейчас по этой статье можно привлечь только в тех случаях, когда преступление совершено путём похищения документов, подкупа или угроз. Но всё-таки в жизни очень часто эти сведения добываются и другими способами, например путём обмана, шантажа или принуждения. Допустим, сам же руководитель принуждает своего подчинённого, пользуясь тем, что является его руководителем, дать ему некоторые сведения, хотя по закону это не положено, либо шантажирует работника тем, что знает о нём что-то и, если тот не даст ему информацию, расскажет об этом его сослуживцам. Если такие факты имеют место быть, тоже должна налагаться уголовная ответственность. Комитет рассмотрел данный законопроект и, учитывая, что в этой сфере должен быть порядок, предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Я, может быть, не совсем понял, вот хотел бы услышать пояснение, Анатолий Борисович. По статье 320 один вопрос, но из двух, так сказать, составляющих. При разглашении сведений о мерах, применяемых в отношении должностного лица, в новой редакции ответственности будет подлежать только специальный субъект - лицо, которому сведения известны в связи со служебной деятельностью, а все остальные случаи будут декриминализированы, это первое. И второе, предметом 320-й статьи являются исключительно сведения о мерах безопасности в отношении указанных лиц либо их близких, а не персональные данные в целом. Вот здесь какая-то нестыковка, я, честно говоря, не совсем понимаю. Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Благодарю за вопрос, Николай Гаврилович. Речь идёт о том, чтобы изменить статью 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, расширив её действие на тех лиц, которым сведения о принимаемых мерах безопасности были доверены в рамках их компетенции, функциональных обязанностей или которым эти сведения стали известны по другим причинам, но все эти причины связаны с их служебной деятельностью. Фактически чётко обозначен круг лиц, в ведении которых данные сведения могут быть в связи с их служебной деятельностью, это совершенно верно. Ну а что касается других правонарушений, тем более влекущих уголовно-правовые последствия, то они охватываются другими нормами Уголовного кодекса Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Вопрос Анатолию Борисовичу. Уважаемый Анатолий Борисович, юридический термин должен быть понятен и сух. Ну вот что касается шантажа и принуждения, здесь более-менее понятно. Обман - это, конечно, более широкое понятие. Чем отличается обман от ложных сведений, поясните, пожалуйста. Зачем вновь вводить вот это, если уже есть понятие "ложные сведения"? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолию Борисовичу Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Игорь Юрьевич, если я правильно понял ваш вопрос, он касается незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Дело в том, что по судебной и правоприменительной практике, которая складывается на этот счёт, мы увидели, что, с одной стороны, есть риск с точки зрения участвующих в этом правонарушении лиц, прежде всего правоприменителей: слишком широкая вариативность применения данной нормы в свою очередь может повлечь коррупционную составляющую, - а с другой стороны, необходимо чётко и ясно законодательно определить те действия, которые подпадают под эту норму. В связи с этим предлагается установить, что собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путём похищения документов, обмана, шантажа, принуждения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом соответственно влечёт уголовно-правовые последствия. Таким образом, мы устанавливаем достаточно ясно с точки зрения как законодателя, так и правоприменителя в этой сфере правила игры, которые влекут соответствующую ответственность. Если мы говорим про мошенничество, то это совершенно другая статья Уголовного кодекса Российской Федерации. Здесь же мы конкретизируем те действия, которые дали возможность конкретным лицам, участвующим в этом, совершить сбор сведений, которые составляют указанные выше тайны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Я хотел бы чуть-чуть дополнить. Сегодня субъектом статьи 183 Уголовного кодекса Российской Федерации можно стать только тогда, когда информация получена путём похищения документов, подкупа или угрозы. И при этом есть случаи, когда получили информацию путём обмана и суды прекращали эти уголовные дела, потому что обман не является квалифицирующим признаком. Но в то же время ведь вот таких случаев много. Например, приходит человек и говорит: "Слушай, мне начальство, руководство дало поручение, чтобы вы такую информацию мне дали для работы", - и это не является нарушением, но ведь это тоже неправда. Такие люди должны нести ответственность, и именно на это направлено это изменение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я смотрю, многие не поняли, о чём данный законопроект. Мы с вами уже привыкли, что Государственная Дума настолько любит свой народ, своих избирателей, что не перестаёт удивлять различными новшествами, от которых все потом икают. Вот этот законопроект как раз о другом. Ситуация уже дошла до того предела, когда власть абсолютно не уверена даже в тех, кто её защищает. Смысл здесь очень простой: если кто-то разглашает сведения, полученные в связи со своим служебным положением, о мерах безопасности, то за это предполагается сажать в тюрьму. Какие меры безопасности у нас применяются в отношении этой категории лиц? Это выдача оружия, это личная охрана, это смена внешности, смена фамилии - в общем, это всё перечислено в законе, всего семь мер. Так вот, этот законопроект показывает, что власть уже не доверяет даже тем, кто её защищает сейчас. Вот представьте, что человек настолько сильно "отличился" на ниве охраны общественного порядка, столько раз отталкивался от старушки ногой, когда она вставала на его пути, что возмущённые граждане хотели бы его "отблагодарить", причём даже сослуживцы считают, что это нехороший человек, Василий Алибабаевич, как говорят в известном фильме. И вот если эти сослуживцы кому-то скажут о том, что его перевели на другую работу, поменяли ему фамилию, имя, отчество и так далее, за это власть этих товарищей уже посадит в тюрьму. Видите, о чём речь? Я с удовольствием проголосую за данный законопроект. Это показывает, это говорит уже о том, что у нас всё настолько "здорово", что скоро будут повторяться времена 37-го года, когда уничтожали тех, кто раньше уничтожал тех, кто устраивал революцию в 17-м. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. ПЕРМИНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В связи с тем что возрастают несанкционированные публикации сведений о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни сотрудников правоохранительных органов, что непосредственно влияет на исполнение ими своих полномочий, данные изменения позволят противодействовать лицам, осуществляющим такой незаконный сбор информации ограниченного доступа и пользование ею в личных целях. Также расширяется перечень уголовно наказуемых способов получения налоговой, банковской и коммерческой тайны, его дополняют такими способами, как обман, шантаж и принуждение. С учётом того что законопроект направлен на защиту сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, а также на обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает его принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Борисович, будете выступать с заключительным словом? Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, благодарю за обсуждение. Единственное, что я хотел бы подчеркнуть, - это то, что данная законодательная инициатива полностью согласуется с государственной политикой с точки зрения обеспечения безопасности тех лиц, которые, не жалея своей жизни, защищают жизни других, и тех лиц, которые делают всё, чтобы повысить качество жизни каждого человека в нашей стране. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, содокладчик с заключительным словом не будет выступать, поэтому законопроект под пунктом 18 порядка работы ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 37 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.