Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (принят в первом чтении 13 апреля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 13 апреля текущего года и направлен на совершенствование регулирования процедуры администрирования доходов бюджета бюджетной системы Российской Федерации. К законопроекту поступило 20 поправок, из них 18 поправок рекомендуются комитетом к принятию, две - к отклонению. Поправки носят технический и уточняющий характер. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет ли вопросов по таблице поправок № 1? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 07 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 323 чел. Не голосовало 127 чел.28,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Будут ли вопросы по таблице поправок № 2? Тоже нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 31 сек.) Проголосовало за 299 чел.66,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 55 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении единогласно. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поставить его для принятия в целом в повестку на завтра. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 351
О проекте федерального закона № 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Владимира Владимировича Колычева. Пожалуйста. КОЛЫЧЕВ В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Подготовленный законопроект направлен на совершенствование процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы. В законопроекте предлагается главным образом отказаться от практики ежегодного пересмотра и утверждения перечня главных администраторов доходов бюджета - поскольку такая практика создаёт неопределённость в процессе составления проекта бюджета, в частности прогноза доходов, - установив при этом закрепление таких полномочий на постоянной основе. Предлагается наделить правительство полномочиями по утверждению перечней главных администраторов доходов федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и общих требований для формирования перечней главных администраторов доходов региональных и местных бюджетов и предусмотреть утверждение перечней главных администраторов доходов региональных и местных бюджетов высшим исполнительным органом государственной власти субъекта и местной администрацией соответственно. В федеральном законе о федеральном бюджете предлагается оставить только утверждение перечня главных администраторов, не являющихся федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, законопроектом предусмотрен ряд технических поправок: урегулирование механизма уточнения невостребованных платежей, урегулирование механизма возврата неналоговых платежей по аналогии с налоговыми и таможенными платежами и закрепление нормы о предоставлении расчётов доходов в составе материалов к законопроекту о внесении изменений в бюджет, ну и ряд других технических поправок. Принятие закона повысит прозрачность системы администрирования доходов и точность прогнозирования доходов, что позволит в будущем перейти к чёткой, прозрачной и унифицированной системе управления доходами на всех уровнях бюджетной системы. Законопроект поддержан Счётной палатой. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой. С места. Пожалуйста. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект разработан в целях совершенствования регулирования процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, гарантирующей полноту и своевременность пополнения бюджетов разных уровней и обеспечивающей стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации в целом. Основные моменты, которые обозначены в законопроекте. Прежде всего, законопроектом предусматривается закрепление в Бюджетном кодексе на постоянной основе положений, определяющих утверждение нормативным актом Правительства Российской Федерации перечней главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета. Сегодня, как вы знаете, уважаемые коллеги, у нас это делается приложениями к закону о бюджете. Например, в законе о федеральном бюджете на 2021-2023 годы приложения 8 и 9 включают 401 страницу - это перечень главных администраторов доходов бюджета. Внесение изменений будет осуществляться только в случае изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета. Порядок внесения таких изменений будет определён Правительством Российской Федерации в общих требованиях. Важно отметить, что в законопроекте - во исполнение неоднократных замечаний комитета и Счётной палаты - предлагается включить в состав материалов, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона об изменении бюджета, расчёты по статьям классификации доходов федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период. Кроме того, у нас некоторые корпорации наделены полномочиями главных администраторов доходов бюджета, и в связи с этим уточняются их полномочия, это касается Госкорпорации "Росатом" и Госкорпорации "Роскосмос". Кроме того, уточняется механизм возврата невыясненных поступлений. Далее, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год..." предусмотрены нормативы зачисления платы за публичный сервитут. Указанные нормативы стабильны и в пересмотре не нуждаются, их ежегодное переутверждение в законе о федеральном бюджете нецелесообразно. В связи с этим предлагается закрепить их на постоянной основе в Бюджетном кодексе. К законопроекту поступило 39 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, все отзывы положительные. С учётом изложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять проект закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс..." в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Владимирович, вот в прошлом году купили на 3 триллиона ОФЗ, до этого их тоже продавали. Вот что касается дохода, это понятно, вы для пополнения бюджета продали эти ОФЗ. Подскажите, пожалуйста, а сколько мы по ОФЗ заплатили? И второй вопрос. Вот сейчас есть конфликт с Нидерландами, и мы как бы отказались пролонгировать соглашение об избежании двойного налогообложения, но ведь кроме Нидерландов есть ещё множество стран, куда уходит больше 3 триллионов рублей. Вы ко второму чтению не будете предлагать, чтобы мы всё-таки офшоры прикрыли наконец и выполнили поручение президента от 2012 года о необходимости деофшоризации? КОЛЫЧЕВ В. В. Николай Васильевич, спасибо большое за вопросы. По поводу первого вопроса, по ОФЗ. Да, действительно, в прошлом году потребовалось серьёзное увеличение расходов, чтобы компенсировать временную приостановку экономики в связи с пандемией. Для этого было логично задействовать инструмент государственных заимствований, потому что именно в этот момент со стороны банков и других инвесторов спроса на большой кредитный риск не было, все хотели инвестировать в какие-то защитные инструменты, в том числе в ОФЗ, таким образом, это было логично с точки зрения экономической политики. Естественно, по этому дополнительному объёму ОФЗ, который в прошлом году был размещён, государство будет платить проценты. В основном в прошлом году размещались ОФЗ с плавающей ставкой, это тоже связано с тем, что аппетит к процентному риску у участников был небольшой, поэтому для размещения такого массированного объёма государственному бюджету приходилось идти на процентный риск. В связи с этим наши процентные платежи по этому долгу привязаны к ставке Центрального банка, зависят от неё. Можно просто 3 триллиона умножить на ключевую ставку плюс определённый спред, он в среднем равнялся 0,5 процентного пункта, и вот это, собственно говоря, и будут ежегодные расходы по обслуживанию государственного долга в течение периода его обращения, а это в среднем восемь - десять лет. Второй вопрос, я вынужден заметить, имеет к законопроекту опосредованное отношение. Это вопрос всё-таки больше про налоговые отношения, а не про администрирование доходов, у нас же законопроект про администрирование доходов, то есть он больше технический, нежели относящийся к налоговой политике. Да, действительно, есть разногласия с Нидерландами, именно поэтому мы идём на такую крайнюю меру, связанную с разрывом соглашения, переговоры при этом продолжаются. И я напомню, что с основными странами, по которым действительно существовала проблема деофшоризации, где она носила наиболее массовый характер, удалось договориться и соглашения были перезаключены. Эта работа будет продолжена и дальше на основе анализа трансграничных операций наших компаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гусева Ирина Михайловна. ГУСЕВА И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, спасибо большое. Владимир Владимирович, у меня к вам вопрос, даже не вопрос, а пожелание. Вот люди, живущие на Волге, - мой избирательный округ как раз в пойменной части находится - обращают внимание на то, что Бюджетный кодекс необходимо привести в соответствие с Федеральным законом № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части терминологии. Есть такие намерения ко второму чтению? Параллельно будут идти эти нормативные документы или пойдут после принятия закона? Это очень важно. КОЛЫЧЕВ В. В. Ирина Михайловна, спасибо за вопрос. Я, честно признаюсь, не в курсе содержательно. Давайте проработаем это в рамках представления поправок ко второму чтению, мы, естественно, готовы, открыты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Юрков Дмитрий Васильевич, пожалуйста. ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект нацелен на эффективное управление финансами, соответственно, он улучшает управление бюджетными средствами, а именно: совершенствуется процедура администрирования доходов бюджетов бюджетной системы. В чём очевидные плюсы законопроекта? Во-первых, учтены замечания Комитета по бюджету и налогам и Счётной палаты по вопросу включения в состав материалов, которые представляются в Госдуму одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в бюджет, расчётов по статьям классификации доходов. Во-вторых, также по аналогии с налоговым и таможенным законодательством устанавливается порядок уточнения невостребованных поступлений на счета Федерального казначейства и возврата излишне взысканных неналоговых платежей, а также срок давности, в течение которого плательщик может обратиться за их возвратом. На данный же момент механизм возврата невыясненных сумм законодательно не установлен. Эти и другие изменения, безусловно, совершенствуют Бюджетный кодекс. С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Казалось бы, закон технический, но только "казалось бы". Давайте посмотрим, в чём же его техника. Посмотрите, ведь на то, чтобы государство у государства выкупило акции Сбербанка и передало правительству, мы потратили 2 триллиона 170 миллиардов рублей из ФНБ. Я спрашиваю: а не проще ли было нам взять средства из ФНБ на пополнение дефицита бюджета? Мы же никому не должны. А так Сбербанку 2 триллиона 170 миллиардов отдали фактически, но там же у нас половина акционеров, ну, 49 процентов - это не наши граждане, и, получив 839 миллиардов прибыли, они половину отправили туда. Но вдумайтесь: Сбербанк за это время, за этот год купил ОФЗ на 1 триллион 200 миллиардов, в общей сложности куплено ОФЗ у государства на 2 триллиона 400 миллиардов. Что такое ОФЗ? ОФЗ - это когда государство берёт на себя все риски, а покупатель получает устойчивую прибыль, ничем не рискуя. У нас то же самое происходит и с "ВТБ": "ВТБ" уже купил ОФЗ на 900 миллиардов, тоже гарантированно фиксирует прибыль, не желая развивать экономику. Почему всё это происходит? Наш президент правильно говорит, выпускает указ о деофшоризации. У нас ведь все деньги фирм и фирмочек, находящихся в офшорах, на самом деле находятся в американских и в британских банках, мы туда ежегодно выводим 3,2 триллиона рублей, здесь вам не я, а Сазанов, вот ваш коллега, говорил. 1 триллион - на Кипр (ну, мы, конечно, за Кипр рады, но лучше бы этот 1 триллион отправили на покрытие дефицита консолидированного бюджета), 700 миллиардов - в Люксембург (вы Люксембург на карте не найдёте, если даже в большом масштабе, но туда - 700 миллиардов), в Нидерланды немаленькие суммы, туды и сюды, а они нам - санкции! С нашей точки зрения, к таким техническим законопроектам надо подходить более глубоко, учитывая, что наш внутренний долг сегодня больше доходной части бюджета, это на всякий случай. Мы можем тут рассказывать о совершенствовании, туда запятую, сюда запятую, QR-код туда, QR-код сюда, а триллионы, подчёркиваю... И ещё один момент. Коллега умолчал, а у нас ведь - вот Счётную палату мы с вами только недавно заслушивали - всего 20 компаний с государственным пакетом акций стабильно платят в бюджет дивиденды, все остальные не платят. Почему? И почему многие из этих 20 компаний платят не 50 процентов, как по постановлению правительства, а сколько договорятся? Вот эти вопросы хотелось бы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства? Докладчик, заключительное слово? Нет. Содокладчик? Тоже нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении.