Заседание № 366

16.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2001 по 2029 из 8276
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".              
Докладывает Николай Васильевич Говорин.                                         
                                                                                
ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к          
принятию в третьем чтении, все экспертизы проведены. Комитет по охране          
здоровья просит поддержать законопроект и принять в третьем чтении.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    400 чел.                                          
Не голосовало                  50 чел.11,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.                                              

Заседание № 365

15.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности; принят в первом чтении 20 апреля 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5635 по 5693 из 11269
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".              
Докладывает Николай Васильевич Говорин.                                         
                                                                                
ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят             
Государственной Думой в первом чтении 20 апреля с наименованием "О внесении     
изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в             
Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на       
осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности". К      
законопроекту поступило шесть поправок, две из них уточняют особые условия      
прохождения аккредитации. Поправок к отклонению нет. Комитет просит             
рассмотреть таблицу поправок № 1, принять её и законопроект.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    364 чел.                                          
Не голосовало                  86 чел.19,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              381 чел.84,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    381 чел.                                          
Не голосовало                  69 чел.15,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, микрофон на трибуне включите.                                       
                                                                                
ГОВОРИН Н. В. Уважаемый Иван Иванович, законопроект готов к рассмотрению в      
третьем чтении, просьба поставить его в повестку на завтра, 16 июня.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 353

20.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1112335-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4196 по 4516 из 5421
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части,      
касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской            
деятельности и фармацевтической деятельности". Доклад официального              
представителя правительства заместителя министра здравоохранения Татьяны        
Владимировны Семёновой.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра здравоохранения Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья    
граждан в Российской Федерации" в части, касающейся порядка предоставления      
права на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической              
деятельности" разработан во исполнение Плана мероприятий по переходу до 2021    
года федеральных органов исполнительной власти на исполнение первоочередных     
государственных функций по выдаче разрешений в электронном виде,                
утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 февраля     
2020 года № 218-р. В настоящее время в соответствии со статьёй 69               
Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан..." право на            
осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в Российской        
Федерации имеют лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование   
в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными           
образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации            
специалиста.                                                                    
                                                                                
Основанием для выдачи свидетельства об аккредитации специалиста является        
успешное прохождение специалистом процедуры аккредитации, оценки его            
профессиональной компетентности и соответствующее решение, которое выносит      
аккредитационная комиссия, зафиксированное в итоговом протоколе. Заполнение     
бланков свидетельств об аккредитации осуществляется Минздравом России, что в    
масштабах всей страны требует значительных временных и финансовых затрат.       
Законопроектом предлагается внести изменения, позволяющие считать основанием    
для допуска к осуществлению профессиональной деятельности не наличие            
свидетельства об аккредитации специалиста в виде бумажного документа, а факт    
успешного прохождения процедуры аккредитации специалиста, зафиксированный в     
Федеральном регистре медицинских работников единой государственной              
информационной системы в сфере здравоохранения. Таким образом, проверка факта   
успешного прохождения специалистом аккредитации может осуществляться            
работодателем путём получения соответствующей информации из Федерального        
регистра медицинских работников при трудоустройстве указанного лица в           
медицинскую или фармацевтическую организацию.                                   
                                                                                
Также в законопроекте предлагается оставить возможность выдачи свидетельства    
об аккредитации в бумажном виде в порядке, который будет утверждён Минздравом   
России, например, в тех случаях, когда специалисту для осуществления            
медицинской деятельности за рубежом требуется специальный документ.             
                                                                                
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в положения статей     
69 и 100 закона, исключив требования о соответствии образовательных программ,   
осваиваемых лицами, получающими право на осуществление медицинской              
деятельности, уровню образования, соответствующему федеральным                  
государственным образовательным стандартам. Это в большей степени техническая   
правка, поскольку в настоящий момент подавляющее большинство специалистов       
отрасли получили базовое образование до 2011 года, то есть до внедрения в       
стране федеральных государственных образовательных стандартов.                  
                                                                                
Законопроект имеет существенное значение для совершенствования допуска к        
профессиональной деятельности медицинских специалистов и снятия                 
бюрократических барьеров. Прошу поддержать.                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Татьяны Васильевны Соломатиной.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СОЛОМАТИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Татьяна Владимировна         
только что доложила полный пакет представленных документов по данному           
законопроекту. Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел       
законопроект на своём заседании 15 апреля и отмечает, что законопроектом        
предлагается внести в отдельные положения Федерального закона № 323-ФЗ "Об      
основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изменения,              
направленные на совершенствование процедуры допуска медицинских и               
фармацевтических работников к профессиональной деятельности за счёт перехода    
от подтверждения права на осуществление профессиональной деятельности           
свидетельством об аккредитации специалиста на бумажном носителе к               
подтверждению путём записи сведений об успешном прохождении аккредитации        
специалиста в единой государственной информационной системе в сфере             
здравоохранения. По мнению комитета, данные изменения обеспечат возможность     
квалифицированным специалистам приступать к осуществлению профессиональной      
деятельности сразу же после прохождения процедуры аккредитации.                 
                                                                                
Согласно материалам, представленным к законопроекту, предлагаемые изменения     
позволят сократить расходы федерального бюджета на закупку бланков              
свидетельств об аккредитации. По мнению комитета, данный закон в случае его     
принятия позволит снять ограничения на осуществление профессиональной           
деятельности для лиц, завершивших профессиональное обучение по программам       
медицинского и фармацевтического образования до 2016 года, что, в свою          
очередь, положительно скажется на кадровом обеспечении отрасли                  
здравоохранения квалифицированными специалистами.                               
                                                                                
На законопроект имеются положительные заключения Государственно-правового       
управления Президента Российской Федерации, Комитета Совета Федерации по        
социальной политике, 78 органов государственной власти субъектов Российской     
Федерации, а также Правового управления Аппарата Государственной Думы.          
Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы по законопроекту   
носят юридико-технический характер и будут учтены при подготовке данного        
законопроекта ко второму чтению.                                                
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья            
поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной      
Думе принять его в первом чтении.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. У меня вопрос к заместителю министра.                             
                                                                                
Раньше врач, который решил получить аккредитацию, проходил комиссию, получал    
официальную бумагу о том, что он прошёл аккредитацию или какую-либо другую      
процедуру. Сейчас вы говорите об облегчении, упрощении процедуры. Вот эта       
комиссия в любом случае будет аккредитовать или не аккредитовать врача -        
каким образом будут выстроены её действия: председатель комиссии скажет         
какой-то женщине или какому-то мужчине, которые там работают, дескать, иди      
вот внеси в компьютер эти данные, или этой комиссии тоже нужно будет издавать   
какие-то документы, которые тоже будут на бумажном носителе, или там тоже всё   
будет переведено на электронную основу?                                         
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В. Уважаемый Игорь Юрьевич, большое спасибо за вопрос. Сама         
процедура сегодня уже предусматривает работу аккредитационной комиссии в        
информационных системах, законопроектом просто закрепляются возможность и       
юридическое право пользоваться этой реестровой записью, которая содержится в    
закрытых форматах единой государственной информационной системы. По             
прохождению технической процедуры допуска к профессиональной деятельности,      
которая состоит из трёх этапов, и по работе аккредитационной комиссии           
введения никаких дополнительных актов не потребуется. Как я уже сказала,        
потребуется один-единственный дополнительный акт - тот, который будет           
регламентировать, в каком случае мы будем выдавать бумажные свидетельства об    
аккредитации, это административный регламент. Система так и сегодня работает,   
законопроектом предлагается просто убрать из цепочки бумажный документ,         
который сейчас после внесения в реестровую запись мы должны выводить на         
печать на бумаге. Мы заказываем бланки защищённой продукции уровня защиты       
"2Б", тратим на это деньги, время, и, чтобы доставить этот бумажный вариант     
по всей стране, к сожалению, не хватает месяца, двух, трёх, а в ситуации с      
ковидом это было особенно сложно, поэтому сегодня в рамках системной            
деятельности правительство позволяет нам вообще уйти от бумажного               
документооборота, перейти к электронному. Никаких дополнительных технических    
сложностей это не составит ни для комиссии, ни при прохождении процедуры.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березин Никита Владимирович.                              
                                                                                
БЕРЕЗИН Н. В. У меня вопрос к Татьяне Владимировне.                             
                                                                                
Скажите, за чей счёт всё-таки граждане будут проходить предлагаемую             
аккредитацию, не приведёт ли это к тому, что мы возложим на них                 
дополнительную финансовую нагрузку?                                             
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В. Спасибо за вопрос, Никита Владимирович.                          
                                                                                
Коллеги, дело в том, что указанный законопроект процедурно ничего не меняет.    
Процедура аккредитации внедряется в стране с 2016 года, это абсолютно           
бесплатная для врача процедура, соответственно, техническое обеспечение,        
симуляционно-тренинговое оборудование там, где оно нужно, тестовые системы,     
методический центр аккредитации содержит государство за счёт средств            
федерального бюджета в рамках федерального проекта обеспечения отрасли          
квалифицированными кадрами. Начиная с 2016 года процедура аккредитации          
постепенно, поэтапно приходит на смену процедуре сертификации, врачи и          
медицинские специалисты ничего не платят, и взимания денег не прогнозируется,   
не предусматривается.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Татьяна Владимировна, к сожалению, из-за технического   
сбоя мне не удалось задать вопросы на заседании комитета 15 апреля, поэтому     
позвольте задать их сейчас. Скажите, пожалуйста, как вы оцениваете, какое-то    
влияние предлагаемые изменения окажут на решение проблемы дефицита              
медицинских кадров? Это первый вопрос.                                          
                                                                                
И второй вопрос, связанный с аккредитацией: скажите, пожалуйста, вся ли         
нормативная база, на ваш взгляд, уже отлажена, с тем чтобы эта процедура        
проходила эффективно и, так сказать, своевременно?                              
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В. Николай Иванович, спасибо огромное за вопросы.                   
                                                                                
На первый вопрос я отвечу, что это снижает административные барьеры, но - ни    
к сожалению, ни к счастью - никакого влияния на кадровое обеспечение            
оказывать не может, то есть какая была процедура, такая и остаётся, просто мы   
убираем... Ну, проведу аналогию: дети продолжают оканчивать школу, только       
вместо бумажного аттестата теперь реестровая запись в единой информационной     
системе. То есть предлагаемые нами изменения никаким образом не относятся к     
процедурным вопросам и к обеспечению отрасли кадрами.                           
                                                                                
Что касается второго вопроса. Дело в том, что процедура аккредитации            
внедряется с 2016 года поэтапно. Сначала она была детально прописана для лиц,   
которые впервые получают медицинское образование и первый раз доказывают своё   
право осуществлять врачевание наших пациентов, - она более строгая, имеет три   
регламентных этапа, то же самое относится к первичной специализированной        
аккредитации. А сегодня в соответствии с ведомственным приказом об этапах и     
положениями статьи 100 федерального закона № 323-ФЗ об этапах внедрения         
процедуры аккредитации мы переходим к периодической аккредитации.               
                                                                                
Всё это время, поскольку это абсолютно новая процедура, в нормативный           
документ - приказ № 334н, это положение об аккредитации специалистов -          
вносятся изменения, для того чтобы сохранялась объективность, сохранялась       
возможность проверки качества подготовленных специалистов, так как в их руках   
жизнь и здоровье граждан. Поэтому в этот документ по мере накопления опыта      
вносятся определённые корректировки, но это чистые корректировки. На            
сегодняшний день профессиональное сообщество обсуждает в части периодической    
аккредитации, что такое профессиональное портфолио. По всей видимости, когда    
первая волна пройдёт - это внедряется с текущего года, - мы получим какой-то    
опыт и проведём анализ, далее может потребоваться внесение изменений в          
действующую нормативно-правовую базу, но не в закон, а в подзаконные акты, в    
целом же нормативно-правовая база для аккредитации специалистов сформирована.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Татьяна Владимировна, мне тоже не удалось, к сожалению, в        
дистанционном режиме задать вопросы.                                            
                                                                                
Что касается удаляемых, скажем так, нормативных положений. Первое, удаляется    
слово "российские" в отношении медицинских и фармацевтических учебных           
заведений - значит ли это, что как-то изменится ситуация со специалистами из    
других стран? Второй вопрос - об удалении положений о соответствии              
федеральным образовательным стандартам, вот вы говорите, что стандарты          
действуют с 2011 года и вроде как это упростит ситуацию. И третий момент, что   
касается медицинских и фармацевтических... Здесь речь идёт о тех                
специалистах, которых готовят другие учреждения, не медицинские, не             
фармацевтические (чаще всего это лаборанты), или нет?                           
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В. Спасибо за вопросы, Алексей Владимирович.                        
                                                                                
В части федеральных государственных образовательных стандартов - ну,            
наверное, можно было внести эту правку раньше, она, согласитесь, больше         
техническая, но не было таких, скажем, ярких прецедентов, они появились         
только в прошлом году. В Российской Федерации федеральные государственные       
образовательные стандарты по образовательным программам для специальностей,     
включённых в укрупнённые группы специальностей здравоохранения, были введены    
только с 2011 года. В отрасли только в государственной и муниципальной          
системе работает более 2 миллионов человек со средним и высшим медицинским      
образованием, большинство из которых имеют среднее профессиональное или         
высшее профессиональное образование, полученное до 2011 года, то есть до        
вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов.       
Поэтому просто технически, изымая эту норму, мы убираем коллизию права, иначе   
получается, что формально, не закончив вуз или колледж после 2011 года,         
работать в системе ты не можешь.                                                
                                                                                
Относительно того, что убирается слово "российские", - это тоже техническая     
правка, она не повлияет, на наш взгляд, на привлечение иностранных кадров или   
изменение рынка, потому что, как вы знаете, специфика работы в отрасли          
предполагает специальный допуск к профессиональной деятельности, который        
независимо от каких-либо международных договоров остаётся в рамках              
законодательства, утверждённого государством, а это сдача специального          
экзамена, соответственно, после признания эквивалентности документов. Таким     
образом, это чисто техническая, лингвистическая правка.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зайцев Максим Сергеевич.                                  
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С. У меня вопрос к докладчику.                                        
                                                                                
Уважаемая Татьяна Владимировна, согласно пункту 1 части 1 статьи 100 закона     
№323-ФЗ в редакции законопроекта до 1 января 2026 года право на осуществление   
медицинской деятельности в России будут иметь лица, получившие медицинское      
или иное образование. Вот хотелось бы понять, что подразумевается под этим      
самым "иным образованием"? И в связи с этим есть ли смысл вообще оставлять в    
заключительных положениях закона разрешение врачам осуществлять медицинскую     
деятельность до 2026 года? С чем это связано?                                   
                                                                                
СЕМЁНОВА Т. В. Уважаемый Максим Сергеевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что   
это переходные положения, они связаны с поэтапным переходом и с процедурой      
сертификации специалистов, процедурой аккредитации. Если взять полный цикл,     
сегодня статьёй закона закреплено, что медицинские работники не реже чем один   
раз в пять лет повышают уровень своей квалификации, и полный переход на         
процедуру аккредитации произойдёт как раз 1 января 2026 года. Если убрать эти   
переходные положения, эту статью, то лица, которые в настоящий момент имеют     
свидетельство об аккредитации, имеют право на сертификат специалиста, могут     
получить свидетельство об аккредитации, юридически просто не будут допущены к   
осуществлению профессиональной деятельности.                                    
                                                                                
Что касается иного образования, у нас есть номенклатура должностей              
медицинских работников, в которой есть отдельный раздел - лица с иным высшим    
образованием. Коллеги, вам известны и психологи, и специалисты по лечебной      
физкультуре, получившие физкультурное образование, и IT-специалисты в отрасли   
здравоохранения, которые занимаются программами, допустим, принятия второго     
мнения или проектировкой правильных диагностических заключений. Таким           
образом, эти специалисты могут иметь техническое или иное образование.          
Наиболее ярким примером, наверное, будут служить медицинские физики, которые    
работают в каждом онкологическом диспансере, их основная задача - это расчёт    
дозы радиолуча, пучка, для того чтобы правильно оказать качественную            
медицинскую помощь. Без них система здравоохранения справиться не сможет,       
поэтому изъять, убрать из системы лиц с иным образованием, не медицинским, мы   
не можем. И сегодня мы понимаем, что таких специалистов в отрасли становится    
всё больше и больше, мы говорим о мультидисциплинарных бригадах в               
реабилитации, поэтому наша позиция - не надо это ни при каких условиях          
изымать из закона.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента,             
правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                                
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"   
в части, касающейся порядка предоставления права на осуществление медицинской   
деятельности и фармацевтической деятельности".                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 32 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.91,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.