Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1111864-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (в части уточнения полномочий Росгвардии по проведению оцепления и блокирования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 46-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Доклад Василия Ивановича Пискарёва. Пожалуйста, Василий Иванович. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами во втором чтении 15 июня сего года. Он прошёл все необходимые экспертизы, согласования, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение профильного комитета и принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желание высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 46 повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 46 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 365
О проекте федерального закона № 1111864-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (в части уточнения полномочий Росгвардии по проведению оцепления и блокирования).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
68-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Докладывает Василий Иванович Пискарёв. На рабочем месте включите микрофон. ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предложенный вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 19 мая этого года. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило две поправки, они рекомендованы профильным комитетом к принятию и размещены в таблице поправок № 1. Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение профильного комитета, утвердить таблицу поправок № 1 и принять законопроект во втором чтении. И в случае принятия законопроекта во втором чтении, прошу включить его рассмотрение в проект порядка нашей работы на 16 июня сего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 02 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 25 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Коллеги, нет возражений против того, чтобы завтра рассмотреть в третьем чтении? Нет возражений, принимается.
Заседание № 358
О проекте федерального закона № 1111864-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (в части уточнения полномочий Росгвардии по проведению оцепления и блокирования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный Василием Ивановичем Пискарёвым и вашим покорным слугой. Данный законопроект, казалось бы, решает техническую проблему, но на самом деле эта проблема не техническая, она напрямую связана со здоровьем и жизнью людей, касается охраны стратегически важных и особо опасных объектов. Сегодня действующее законодательство о войсках национальной гвардии содержит перечень оснований для наделения военнослужащих и сотрудников Росгвардии правом производить оцепление либо блокирование участков местности и акваторий. К сожалению, этот список не включает в себя реально существующие потребности, например проведение оцепления для пресечения попыток лиц незаконно проникнуть на них либо их покинуть. Ну, скажем, в ситуации, когда на охраняемую территорию, на охраняемый сегодня Крымский мост и соответствующий энергоузел, находящийся под защитой Росгвардии, кто-то пытается проникнуть, формально закон не даёт права провести оцепление и задержать человека при проникновении туда или при попытке покинуть место оцепления. В связи с этим мы предлагаем дополнить действующий закон "О войсках национальной гвардии...", статью 13, дополнительными правами. Мы уверены, что военнослужащие, сотрудники войск национальной гвардии будут использовать этот механизм для ещё более эффективной защиты прав и свобод граждан, интересов общественной безопасности, защиты тех объектов, которые сегодня находятся под охраной Росгвардии. Коллеги, рассчитываем на вашу поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции данный проект федерального закона поддерживает. Дело в том, что, как вы знаете, согласно ранее действовавшему закону "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" внутренние войска обладали полномочием по проведению оцепления либо блокированию участков местности и акваторий охраняемых ими объектов при пресечении попыток лиц незаконно проникнуть на эти объекты либо покинуть их, а согласно Указу Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации были преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации. Вместе с тем такого основания для проведения оцепления либо блокирования участков местности и акваторий охраняемых ими объектов, как пресечение попыток лиц незаконно проникнуть на них либо покинуть их, в Федеральном законе "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" нет, оно просто отсутствует. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" положением, в соответствии с которым войска национальной гвардии по аналогии с упразднённым подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации наделяются полномочием производить оцепление либо блокирование территорий и акваторий охраняемых объектов при пресечении попыток незаконно проникнуть на них либо покинуть эти объекты. Таким образом, устраняется возникший правовой пробел, так называемый юридический недочёт. Правовое управление Аппарата Государственной Думы данный проект федерального закона поддерживает, замечаний нет. Поддерживает данный проект федерального закона и Правительство Российской Федерации. При таких обстоятельствах Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Кузякин Дмитрий Викторович, пожалуйста. КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ. Александр Евсеевич, вот не указаны сроки этого оцепления, блокировки. Может быть, есть смысл указать: на время спецоперации или на необходимое время? А то ведь у нас оцепят и потом будут использовать это в каких-то определённых целях военачальники. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Дмитрий Викторович. Сегодня в действующей редакции закона "О войсках национальной гвардии...", конкретно в статье 13, которую мы предлагаем дополнить, уже прописан порядок, как должно проводиться оцепление либо блокирование участков местности, акваторий. Наша новелла, собственно, в том, что в существующий перечень мы добавляем ещё одно основание, а вторгаться в тело основного закона, на наш взгляд, нецелесообразно. Этой проблемы сегодня не существует, имеющиеся нормативные акты чётко регулируют порядок, сроки проведения оцеплений, как отдаются соответствующие распоряжения ответственных должностных лиц. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. У меня тоже к Александру Евсеевичу вопрос. Ну, всё понятно с охраной государственных объектов, мостов, реакторов - здесь никаких вопросов. Но были же случаи охраны, в том числе с помощью Росгвардии, полиции, мест будущих свалок в лесных массивах, строек - вот это может быть основанием для такого оцепления или это не в ту сторону мысли развиваются, Александр Евсеевич? Только государственные объекты будут охраняться либо какие-то сомнительные с точки зрения проживающего вокруг населения коммерческие объекты тоже могут быть таким образом оцеплены? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос. Олег Анатольевич, в законе "О войсках национальной гвардии..." чётко прописаны цели и задачи этой организации и основания, при которых сотрудники, военнослужащие войск национальной гвардии выполняют поставленные перед ними задачи. Вы говорите о случаях охраны или оцепления в интересах каких-либо коммерческих структур. Мне о таких случаях не известно, и закон такого не предусматривает. Другой вопрос, что войска национальной гвардии используются в том числе для обеспечения общественной безопасности при проведении мероприятий, для предотвращения каких-либо чрезвычайных ситуаций. Если возникает острая, социально опасная обстановка в том или ином регионе - это может быть не только центральная полоса России, но и регионы Северного Кавказа, - собирается большое количество разгорячённых и агрессивных людей, у которых к тому же может быть оружие, в этой ситуации войска национальной гвардии, если будут привлечены к выполнению задач, безусловно, смогут провести оцепление территории, для того чтобы не допустить массового столкновения, жертв, применения насилия и так далее. Но обращаю ваше внимание на то, что Росгвардия не является самостоятельным субъектом в принятии такого рода решений, а является приданной силой, выполняющей задачи, поставленные другими ведомствами, в первую очередь Министерством внутренних дел Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Евсеевич, у вас в законопроекте отсутствует срок вступления в силу закона. И один из таких случаев, о которых шла речь, произошёл 27 апреля этого года: три с половиной тысячи бойцов национальной гвардии были применены, с моей точки зрения, без оснований для блокирования четырёх рынков рядом с городом Ростовом-на-Дону и противодействовали в нарушение трёх статей Конституции законной деятельности предпринимателей, многие из которых в принципе имеют свидетельства о праве собственности на землю, на объекты недвижимости, а им без предъявления каких-либо условий просто блокировали проход, поставив железобетонные блоки, и его охраняли бойцы нацгвардии. Вот как расценить такой случай? Это противоречит закону о нацгвардии, где чётко прописано, при каких условиях и на основании каких документов должны применяться войска нацгвардии. А вы предлагаете ещё расширить, чтобы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Ну, прежде всего, Николай Васильевич, войска или нацгвардия в России отсутствуют, у нас есть Росгвардия, и её задачи, её функционал, как я уже сказал, чётко определены законом. Далее, я глубоко не погружён в ситуацию, которая произошла в Ростовской области, видел только то, что было в СМИ. Насколько мне известно, сотрудники Росгвардии направлялись туда по соответствующему обращению органа внутренних дел для предотвращения массовых беспорядков и нарушения общественной безопасности. Повторяю вновь, Росгвардия не принимает решение о том, где она будет действовать, на какой территории она будет обеспечивать недопущение чрезвычайной ситуации, нарушений общественного порядка, каких-то столкновений и прочее, так говорит закон. Определять, насколько законны у тех или иных предпринимателей документы, не задача войск национальной гвардии. Ну и последнее. Законопроект совершенно не про это, законопроект про то, что появляется право при блокировании территорий и акваторий охраняемых объектов, например упоминавшегося мной Крымского моста или стоянок с ядерным топливом, которые также находятся под охраной Росгвардии, задерживать лиц, которые пытаются это оцепление нарушить, проникнуть в него или из него выйти. И в пояснительной записке есть цифры, там указывается, что за период 2018-2019 годов Росгвардией - не нацгвардией, подчёркиваю, а Росгвардией - было пресечено 142 попытки несанкционированного, незаконного проникновения на территории и акватории охраняемых объектов, когда объективно возникала необходимость проводить оцепление или блокирование участков местности, акваторий. Такой возможности у них не было - теперь появится. И я уверен, что эта возможность будет использоваться в интересах дела и государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Анатолий Борисович, вот существует ли какой-то список материальных носителей средств ограничения, то есть будут блоки кидать, ставить автомобили друг к другу плотно, может быть, это будут решётки, вот как сейчас используются для того, чтобы создавать загоны, куда загоняют людей на демонстрациях, или, может быть, это просто будут верёвочки с красными флажками? Вот перечень законных... Да, или это будут просто бойцы, которые встанут, значит, плечом к плечу и таким образом живым щитом будут эти зоны охранять? Или в каждом регионе это по-своему, кому как фантазия подскажет? Или же, может быть, какой-то список есть определённый, в какой ситуации какой материальный носитель использовать для блокировки? ВЫБОРНЫЙ А. Б. Игорь Юрьевич, честно говоря, я не слышал, чтобы в федеральном законе прописывали какие-то заборчики, автомобили, ещё что-то в целях оцепления. Мы ведём речь о том, чтобы в рамках данного проекта федерального закона предусмотреть возможность оцепления либо блокирования участков местности и акваторий охраняемых объектов при пресечении попыток либо незаконно проникнуть на них, либо покинуть эти территории. В каждой конкретной ситуации будет приниматься решение в зависимости от опасности и целого ряда других обстоятельств, в федеральном законе мы лишь прописываем саму возможность. Фактически мы устраняем правовой недочёт, который возник в результате формирования самой службы - Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Фактически те положения, которые ранее были предусмотрены в отношении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, мы сегодня закрепляем в данном федеральном законе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Борисович. Присаживайтесь. Желающие выступить есть? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Евсеевич! Зачитываю, как называется 226-й закон: "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", а не о Росгвардии. Ну а "нац" - это я просто сократил, так что вы неправильно сделали мне замечание. Это первое. Второе. Понимаете, безусловно, внутренние войска, национальная гвардия были, есть и будут в любом государстве, потому что порядок в стране надо охранять. Но с моей точки зрения, эти войска всё-таки должны действовать в рамках закона, который мы с вами приняли и который чётко оговаривает, где, как, кто и на основании каких документов может их применять. Я повторю, хочу ещё раз заострить внимание. С моей точки зрения, 27 апреля то ли командованием округа, то ли ещё кем-то были грубо нарушены три статьи Конституции: людей, у которых есть право на собственность, у которых есть право на землю, у которых есть заключённые договора, в том числе, так скажем, международные, и ответственность за исполнение и неисполнение контрактов, за прохождение таможенных процедур, что влечёт за собой значительные, вообще-то, материальные затраты, людей, которые сами себя и тех, кого они ещё наняли, обеспечивают, просто грубо блокировали и в течение десяти дней фактически не допускали к собственному имуществу. Ну кто будет нести ответственность за потери, которые понесли 12 тысяч человек? Они ведь не благодаря, а вопреки: государство их вышвырнуло с заводов, из проектных институтов, а они нашли себе кусок хлеба, нашли, как его зарабатывать, и ещё дали работу целому ряду людей! С моей точки зрения, да, полномочия, наверное, надо давать, но надо усиливать и ответственность, потому что права всегда влекут за собой ответственность. А в нашей ситуации, к сожалению, всё чаще правоохранительные органы различных уровней злоупотребляют полномочиями, возбуждая общество, - это ведь не единичный случай! - и в то же время не выполняют свои функции, как это было в Казани, в Керчи и в других городах. С моей точки зрения, при наличии 400 тысяч вооружённых людей и почти 3 миллионов в МВД у нас таких случаев вообще быть не должно, но это если все будут выполнять свои обязательства. А если ещё взять 7 миллионов или 5 миллионов охранников, которые имеют лицензии и охраняют разные объекты, то мы уже скоро в страну охранников превратимся. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Перминов Дмитрий Сергеевич, пожалуйста. ПЕРМИНОВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Под охраной Росгвардии находятся акватории важных государственных объектов, такие как стоянки судов с ядерными энергетическими установками, а также перевозимые специальные грузы, ядерное топливо, расщепляющие материалы, взрывчатые вещества. Кроме того, Росгвардией обеспечивается безопасность акватории Керченского пролива, Крымского моста, электросетевого энергомоста "Российская Федерация - полуостров Крым", магистрального газопровода "Краснодарский край - Крым". Отсутствие у Росгвардии полномочий производить оцепление создаёт реальную угрозу безопасности данных объектов и несёт угрозу для населения. Предлагаемые в законопроекте изменения позволят войскам национальной гвардии при несении ими службы своевременно реагировать на правонарушения, допущенные в зонах безопасности, осуществлять необходимые войсковые действия, а также оперативно принимать меры, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, военнослужащих и сотрудников Росгвардии, предотвращать угрозы в отношении охраняемых войсками объектов и специальных грузов и не допускать возникновения на них чрезвычайных ситуаций. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, вы можете выступить с заключительным словом. Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Коллеги, я очень коротко. Хочу сказать, что все, кто проголосует за этот законопроект, должны понимать, осознавать, что он принимается для того, чтобы у Росгвардии действительно были полномочия обеспечивать безопасность, потому что если завтра, не дай бог, что-то произойдёт с одним из тех объектов, которые находятся сегодня под охраной этого ведомства, то последствия этого даже страшно себе представить. И потом разного рода кликуши, которые обвиняют военнослужащих, сотрудников в провалах, пытаются на их плечи спихнуть существующие проблемы, будут говорить: а где же была Росгвардия, а почему вы недосмотрели? Вот для того, чтобы досмотрели, должны быть полномочия. И обсуждать, как реагировать на последние ЧП, коллеги, мы готовы в рамках тех законопроектов, которые фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" готовятся и вносятся, в том числе по пресечению незаконного оборота оружия, а не в виде такого, извините, хайпового и абсолютно пустого диалога и спекуляций на больные для общества темы. Рассчитываю на поддержку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 04 мин. 04 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.