Заседание № 103

11.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 110824-6 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части предоставления наблюдателям права вести фото- и видеосъёмку процесса голосования и подсчёта голосов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3551 по 3755 из 7561
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 30       
Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные                 
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Иванович        
Савельев.                                                                       
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемые коллеги, сегодня мы рассматриваем очень важный на      
самом деле законопроект, хотя, как мы видим из заключения комитета, этот        
законопроект планируется отклонить, как, впрочем, и многие инициативы,          
касающиеся изменений в законодательство о выборах, предлагаемые                 
оппозиционными фракциями.                                                       
                                                                                
Так вот, сегодня федеральное законодательство разрешает и наблюдателям, и       
журналистам вести фото- и видеосъемку лишь с тем ограничением, которое          
касается разглашения личных данных избирателей и нарушения тайны голосования    
- нельзя снимать списки избирателей, открытые паспорта, нельзя также заходить   
вместе с избирателями в кабинку для голосования. Постановлением ЦИК был         
определён порядок ведения фото- и видеосъёмки, по которому наблюдатели могут    
вести съёмку только с места, обозначенного председателем комиссии, с этого      
места должен быть хороший обзор и происходящего в зале, и места выдачи          
бюллетеней, и действий участковой избирательной комиссии. В этом документе      
говорится и о запрете съёмки кабинок, персональных данных и тому подобное. К    
тому же наблюдатель должен обязательно уведомить комиссию о планируемой         
съёмке.                                                                         
                                                                                
Казалось бы, всё, проблемы исчерпаны, но на практике так не происходит.         
Несмотря на уже существующие нормы, на многих участках осложняются условия      
проведения съёмки: часто члены УИК ограничивают съёмку одной точкой в           
помещении, и им совершенно неважно, видно с этого места что-либо или нет.       
Многие наблюдатели пишут жалобы в УИК и в ЦИК и получают совершенно             
противоречащие друг другу ответы. К примеру, один из наблюдателей написал       
жалобу по поводу ограничений при ведении видеосъёмки сначала в участковую       
избирательную комиссию, а ему ответили, ссылаясь на документ № 01182033, что    
фото- и видеосъёмка в помещении для голосования может осуществляться только с   
одного места, определённого решением участковой избирательной комиссии и        
обозначенного табличкой "Место для фото- и видеосъёмки". Позже наблюдатель      
написал жалобу в Центральную избирательную комиссию, откуда ему пришёл ответ    
следующего содержания: "Наблюдатели и иные лица, указанные в пункте 2.3.2       
настоящей инструкции, занимают места, определённые соответствующей              
избирательной комиссией, позволяющие вести фото- и видеосъёмку процесса         
согласования, процедуры подсчёта голосов избирателей, не допуская при этом      
нарушения тайны голосования и не препятствуя работе избирательной комиссии".    
При вынесении такого решения областная избирательная комиссия                   
руководствовалась постановлением ЦИК от 17 августа 2011 года "Об инструкции     
по организации единого порядка установления итогов голосования...", но далее    
в ответе избирательной комиссии в принципе ставится под сомнение право          
ведения различного вида съёмок избирательного процесса.                         
                                                                                
Так вот, казалось бы, есть инструкция, смысл которой приблизительно такой: ну   
вот, есть место для съёмки - снимайте, всё вам видно? В некоторых областях      
Российской Федерации, где демократии побольше, более мягко подходят к этому     
вопросу, в некоторых - это огромная проблема: загоняют куда-то в угол, люди     
пытаются снимать, и как только, по мнению председателя избирательной            
комиссии, они нарушают что-либо, а именно своими действиями на самом деле       
способствуют открытости процесса голосования, их удаляют.                       
                                                                                
Если вкратце, как попросили коллеги, нам нужно в законодательстве о выборах     
прописать везде, где только возможно, разрешение на ведение фото- и             
видеосъёмки, потому что из собственного опыта знаю: именно этот инструмент      
контроля за выборами в наибольшей степени напрягает и дисциплинирует членов и   
председателя избирательной комиссии в части соблюдения законности проведения    
выборов.                                                                        
                                                                                
И вот, Дмитрий Фёдорович, вы сейчас выйдете сюда и скажете, что есть            
формальные признаки, та-та-та-та-та - мы это всё уже знаем, вы все наши         
законы пускаете, как тот самый партизан в 44-м году, под откос, все! Но,        
простите, если вы считаете, что мы что-то там формально не доработали, в        
комитете говорите: мы всё понимаем, вроде как это надо, но есть нюансы... Вы    
профессиональный юрист, и у вас такая большая фракция, где масса толковых       
юристов, - ну так сделайте сами, внесите подобный законопроект, разработайте    
и внесите, мы же не против - пусть это вы будете, а не мы, не коммунисты, но    
сделайте процедуру прозрачной!                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Да, да, да, я знаю, время, и что?! Побыстрее меня убрать         
хотите отсюда?!                                                                 
                                                                                
Сделайте процедуру прозрачной! Выборы должны быть честными! Вот конкретно так   
- честные выборы: честно проводите своих одномандатников, своих списочников,    
мы будем проводить своих депутатов, и будет баланс, и не будет Болотной,        
будет мир и спокойствие! (Аплодисменты.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста.                                           
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Уважаемый          
докладчик, Дмитрий Иванович Савельев, обозначил основные положения данного      
законопроекта. По большому счёту они полностью повторяют формулировку,          
которая уже содержится в законодательстве, а именно в пункте 11 статьи 30       
закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в           
референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того, в настоящий момент       
есть постановление Центральной избирательной комиссии от 3 октября 2012 года    
№ 143/1085-6, в котором подробно изложены правила ведения фото- и видеосъёмки   
на избирательных участках.                                                      
                                                                                
Комитет отмечает, что никакое право, в том числе право на получение             
информации и на открытость во время процесса голосования, не может быть         
абсолютизировано, потому что так или иначе любое право при его абсолютизации    
может нарушать права и законные интересы других лиц, следовательно, в           
соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации это право,   
в том числе право на получение информации, может быть ограничено в              
соответствии с федеральным законом, и в соответствии с федеральным законом      
это право соответствующим образом ограничивается. Право граждан, которые        
участвуют в выборах, на сохранение тайны голосования - а процесс голосования    
у нас тайный, - на сохранение неприкосновенности личной жизни, персональных     
данных точно так же защищено законом, и следовательно, если существует угроза   
нарушения прав и законных интересов других лиц, то должны быть ограничены       
права тех лиц, которые пытаются получить информацию о проведении голосования.   
                                                                                
На основании изложенного и в соответствии с Конституцией Российской Федерации   
комитет рекомендует данный законопроект отклонить.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Есть вопросы. Прошу записаться.                    
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся на вопросы.                                        
                                                                                
Дмитрий Геннадьевич Гудков, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, честно скажу, что сам сталкивался с такими         
случаями, когда с избирательных участков просто удаляли журналистов, которые    
вели фото- и видеосъёмку. Я внимательно слушал сейчас ваше выступление и хочу   
сказать, что в любом случае на избирательном участке председатели участковых    
избирательных комиссий руководствуются именно законом "Об основных гарантиях    
избирательных прав...", а там данная норма напрямую не прописана, и они,        
ссылаясь на это, удаляют журналистов, поэтому я не понимаю, почему вы не        
хотите данные правила просто уточнить в этом законе, чтобы такие вот ситуации   
в дальнейшем не повторялись.                                                    
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Дмитрий Геннадьевич, дело в том, что сами правила и не   
предлагается уточнять, предлагается дополнить ряд законов буквально следующей   
фразой: "вести фото- и видеосъёмку процесса голосования, процедуры подсчёта     
голосов", и всё, не более того, сама процедура, по большому счёту, не           
раскрывается. Она подробным образом урегулирована 67-м законом, законом "Об     
основных гарантиях избирательных прав...", и постановлением Центральной         
избирательной комиссии, где подробнейшим образом расписано, где, откуда и что   
именно можно снимать, а что, простите меня, снимать нельзя.                     
                                                                                
Я точно так же могу сказать, что, к сожалению, есть случаи, когда               
присутствующие на избирательных участках и журналисты, и наблюдатели пытаются   
со средствами фото- и видеозаписи проникать в кабинки, стоять непосредственно   
у них, то есть контролировать процесс заполнения протоколов. Я на собственной   
шкуре это испытал, когда не так давно голосовал на одном из участков в городе   
Москве: наблюдатель буквально фотографировала мой паспорт, который я            
предъявлял члену избирательной комиссии, - к сожалению, было так. Скандала,     
правда, не было, но, вы знаете, мне, как избирателю, не хотелось бы, чтобы      
всё это, допустим, было выложено в Интернете, а такая угроза существовала. С    
целью недопущения подобных ситуаций и разработаны данные правила, и они         
должны неукоснительно соблюдаться. Когда, по мнению лиц, ведущих фото- и        
видеосъёмку, нарушается законодательство, нарушается инструкция Центральной     
избирательной комиссии, соответствующие нормы ответственности, конечно же,      
должны применяться.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Есть желающие.                                          
                                                                                
Владимир Николаевич Плигин, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Действительно,     
при осуществлении процесса голосования нужно подходить к этой проблеме          
комплексно и уважать права всех участников процесса голосования. Имеющихся      
необходимых механизмов, обеспечивающих прозрачность выборов, достаточно, а      
развитие партийной системы Российской Федерации, партийной конкуренции, с       
нашей точки зрения, делает выборы и конкурентными, и прозрачными. При           
принятии нашего решения мы исходили из того, что данное предложение, данная     
норма является излишней.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, вы будете выступать? Александр Юрьевич? Нет.                
                                                                                
Дмитрий Иванович? Пожалуйста.                                                   
                                                                                
Дмитрию Ивановичу Савельеву микрофон включите.                                  
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Дмитрий Фёдорович, вдобавок к тому, что вы сказали, в ответ      
вам. Вот вы говорите, что есть злоупотребления. Но сколько их? Совершенно       
небольшое количество! На самом деле большинство наблюдателей - это здравые      
люди, и у них нет задачи срывать выборы. Какие-то экстремистские вылазки, как   
вы говорите, бывают, но они единичные, а вот у избирательной комиссии задача    
сфальсифицировать результаты выборов зачастую наличествует, потому как          
губернаторы давят и они вынуждены исполнять: они бюджетники - они исполняют.    
Так что первый момент - злой умысел.                                            
                                                                                
Второй момент - неграмотность избирательной комиссии. Просто в дальней          
деревне люди не учились, не имеют юридического образования. Поэтому всё это     
стоит прописать подробнее и в максимальном количестве нормативных актов,        
чтобы двоетолков не было: можно снимать или нельзя снимать и так далее... Ну    
вот, Дмитрий Фёдорович, возьмитесь и сделайте тогда это сами, если вам не       
нравятся законотворческие инициативы фракции ЛДПР!                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович, не будете выступать?                                         
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6555 по 6573 из 7561
35-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в        
статью 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и       
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и отдельные        
законодательные акты Российской Федерации".                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.