Заседание № 12
02.12.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1107451-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (по вопросу об установлении Правительством Российской Федерации надбавки к цене субъектов электроэнергетики в отдельных регионах Дальнего Востока, порядка использования средств, получаемых от применения такой надбавки, и обеспечения минимизации её размера).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7539 по 7616 из 8362
Коллеги, переходим к пункту 122 нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике". Доклад председателя Комитета по энергетике Павла Николаевича Завального. Пожалуйста, Павел Николаевич. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предложен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (в части установления Правительством Российской Федерации надбавки к цене субъектов электроэнергетики в отдельных регионах Дальнего Востока, порядка использования средств, получаемых от применения такой надбавки, и обеспечения минимизации её размера). Законопроект был внесён депутатом Государственной Думы Балашовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы в июне этого года. Законопроект разработан в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по реализации послания президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года. И во вчерашнем послании, коллеги, президент подчеркнул, что развитие Дальнего Востока является стратегической задачей нашей страны. Сегодня в большинстве регионов Дальнего Востока тарифы на электроэнергию значительно выше среднероссийского уровня, особенно это касается так называемых технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, находящихся, например, на Чукотке, на Сахалине, в Якутии и на Камчатке. На Чукотке тариф больше 10 рублей за киловатт-час, на Сахалине и Камчатке - больше 6 рублей, то есть в два-три раза тарифы выше, чем в среднем по стране. Простое директивное снижение тарифов на Дальнем Востоке до среднероссийского уровня невозможно, потому что влечёт за собой риск недофинансирования и формирования выпадающих доходов энергетических компаний региона. Государством принимаются меры по снижению стоимости электроэнергии для потребителей Дальнего Востока посредством прямых субсидий из бюджета. Так, объём субсидий, ежегодно предоставляемых Чукотке, составляет 1 миллиард рублей в год. Один из способов системного решения вопроса выравнивания тарифов и создания равных условий для развития экономики всех регионов страны - это применение перекрёстного субсидирования. В качестве механизма законопроектом предлагается с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года использовать надбавку к цене субъектов электроэнергетики, функционирующих на территории Дальнего Востока. Средства для использования этой надбавки будут обеспечиваться путём увеличения стоимости мощности для потребителей ценовых зон оптового рынка европейской, уральской и сибирской частей России. В целях снижения рисков неэффективного использования средств компаниями региона и минимизации размера надбавки для потребителей ценовых зон оптового рынка в законопроекте предусмотрены полномочия Правительства Российской Федерации по установлению порядка использования и контроля средств, получаемых от применения надбавки. Кроме того, решения правительства по уровню надбавки должны приниматься с учётом социально-экономических последствий, эффективности использования средств, получаемых от применения надбавки, а также необходимости минимизации размера надбавки, поэтому и срок действия закона - три года, чтобы оценить эффективность этой меры. Законопроект не предусматривает использования средств бюджетной системы Российской Федерации. На законопроект был получен отзыв Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, где указывается на необходимость учёта позиции Правительства Российской Федерации, потому что это касается полномочий правительства. Комитет получил официальный отзыв правительства, он положительный при условии конкретизации отдельных положений и формулировок в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. Учитывая большую значимость решения поставленных в законопроекте задач по ускорению экономического развития региона Дальнего Востока, Комитет по энергетике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона - по этому вопросу было единогласное голосование. Коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7627 по 7951 из 8362
Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Павел Николаевич, вот скажите, я правильно понимаю или нет. На Чукотке действительно изолированные системы, возможно дизельные, себестоимость киловатт-часа очень большая, и получается так, что вместо того, чтобы искать решение в рамках единой энергосистемы, которая была, в общем-то, искусственно разгромлена, мы сейчас повышаем тарифы для омчан, новосибирцев, может быть, тех людей, которые живут на Волге, эти люди будут дополнительно платить по завышенным тарифам для того, чтобы на Чукотке их снижать, - я правильно понимаю? Может быть, какие-то другие меры нужно применять? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Чукотка изначально была изолированной системой, и энергообеспечение шло за счёт угольных электрических станций, которые есть на угольных разрезах. Даже эти угольные станции работают автономно, а основное энергоснабжение идёт от Билибинской АЭС - атомной электростанции мощностью 25 мегаватт, которая уже физически и морально изношена, скоро наступит срок вывода её из эксплуатации. Для того чтобы обеспечить на Чукотке устойчивое энергоснабжение, в рамках федеральной программы развития атомной энергетики строится плавучая электростанция необходимой мощности, так называемая плавЭС, срок окончания строительства - 2018 год. Она потом будет отбуксирована на место эксплуатации, установлена, и её работа обеспечит снижение стоимости киловатт-часа до 5 рублей и устойчивое, надёжное снабжение электроэнергией Чукотки, скажем так, на долгие годы. Пока же система нуждается в дотациях из федерального бюджета - ежегодно необходимо выделять 1 миллиард рублей. Но стоимость киловатт-часа всё равно превышает 5,5 рубля, даже с учётом дотаций из федерального бюджета, поэтому мера вынужденная. В Якутии также изолированная система, отдельные потребители и цена выше 6 рублей, то есть закон касается в первую очередь, если посмотрите документы, в первые два года только изолированных систем - это Чукотка, Якутия, Камчатка и Сахалин. В так называемой неценовой зоне Хабаровского края, Приморского края и Амурской области уровень тарифа незначительно превышает средний по России: если в среднем по России в 2015 году он был 3 рубля 17 копеек, там - 3 рубля 40 копеек, 3 рубля 36 копеек, то есть отличался незначительно, поэтому этот законопроект касается только изолированных систем, с тем чтобы обеспечить на этой территории снижение цен на электроэнергию и возможность увеличения инвестиционной привлекательности, развития этих регионов. Предусматривается ввести надбавку на срок три года с оценкой экономического эффекта, как я сказал, с тем чтобы можно было снижать затраты, развивать энергетику, то есть решать проблему другими методами. Пока так. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Абрамов Иван Николаевич. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Павел Николаевич, понятно, что на Чукотке, на Сахалине, в Якутии закрытые энергосистемы и киловатт-час действительно очень дорогой, его выработка очень дорогая. Кстати, вопрос по тарифам на Дальнем Востоке впервые прозвучал на Восточном экономическом форуме в 2015 году, Владимир Владимирович об этом говорил, и непонятно, почему мы так долго не можем принять этот закон, уже полтора года прошло. Но самое-то главное, что меня беспокоит: вот давайте возьмём другие субъекты, например, в Амурской области у нас две гидроэлектростанции и выработка 1 киловатт-часа значительно дешевле, чем в других субъектах, тем не менее мы своим амурчанам продаём по 5 рублей, делаем для предпринимателей такой тариф, а в Китай отправляем по рублю с лишним. Может быть, вот в этом направлении нужно поискать решение вопроса, чтобы изыскать возможности для уменьшения тарифа? То есть посмотреть, где мы можем дать преференции другим территориям... (Микрофон отключён.) ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Спасибо за вопрос. Я сомневаюсь, что мы Китаю отправляем за рубль. Если есть такая информация, дайте её мне - мы разберёмся. Коллеги, развитие экономики невозможно без развития энергетики и инфраструктуры, поэтому эти задачи стратегически решаются в том числе в рамках реализации Восточной газовой программы - большой газ пойдёт в Китай и будет производиться газификация регионов, соответственно, будет выработка электроэнергии на газе. Кроме этого, вы знаете, пять лет назад мы выделили 50 миллиардов рублей, в том числе из федерального бюджета, на строительство четырёх электростанций. Так, в Южно-Сахалинске проблема была даже экологическая, потому что из-за угля очень много сажи, и Южно-Сахалинск был весь чёрный, снег там был чёрный. Электростанция строится также в Советской гавани и так далее, то есть там, где критическая ситуация, высокая стоимость электроэнергии и низкая надёжность, строятся и в течение 2017-2018 годов уже будут достроены четыре электростанции, некоторые на газе, некоторые на угле. Ну и конечно, надо видеть перспективу. Вот мы планируем в сентябре следующего года провести совместное заседание нашего комитета и Думы Хабаровского края с целью рассмотрения вопроса развития энергетики Дальнего Востока, в том числе проблем добычи, переработки, транспортировки углеводородов, чтобы ещё раз именно в Госдуме рассмотреть этот вопрос более комплексно. А решения, которые предлагает правительство и депутаты, мы просто поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, учитывая, что у нас в соответствии с Регламентом работа должна быть завершена по рассмотрении начатого вопроса, есть предложение на этом нашу работу завершить и рассмотреть проект поручения Государственной Думы, инициаторы - Деньгин Вадим Евгеньевич и Сысоев Владимир Владимирович. Если нет возражений, тогда мы будем исходить из такого порядка работы. Или есть другие предложения, коллеги? Нет. Тогда мы с вами завершим рассмотрение вопроса, докладчик по которому уже находится на трибуне, и рассмотрим проект поручения Государственной Думы. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо. Уважаемый Павел Николаевич, ну, всё-таки поручение президента двухлетней давности было адресовано Правительству Российской Федерации, чуть раньше было другое поручение - уйти от перекрёстного субсидирования, а вот данным законопроектом вы опять предлагаете нам вернуться к перекрёстному субсидированию. То есть будем субсидировать Дальний Восток - и его надо поддерживать, никто не против - за счёт других регионов! Не за счёт грамотного распределения средств бюджета, не за счёт, скажем так, умной работы правительства, а вот за счёт такого удобного предложения: внёс предложение некий депутат, правительство, которому было дано такое поручение и которое не выполняло его в течение длительного времени, за него ухватилось, и нам сейчас предлагается это утвердить! То есть за счёт европейской части, за счёт Сибири предлагается взять и, что называется, понизить тариф на Дальнем Востоке - вы считаете это нормальным подходом?! ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, ну, я не отвечаю за правительство, я отвечаю за Госдуму и за наш комитет. Законопроект был внесён, и мы его рассматриваем. Что касается субсидирования, коллеги, это мера вынужденная, и, поверьте мне, она применяется везде. Возьмите газовую отрасль, транспортировку газа: 90 процентов газа добывается в одном месте, на севере Тюменской области, и благодаря транспортной системе доставляется в Москву и другие города - по магистральным газопроводам, и идёт субсидирование на транспорте, и вся Тюменская область доплачивает за более низкие тарифы на газ в городе Москве. Это субсидирование на транспорте. Что касается электроэнергии, с 93-го года существует субсидирование в электроэнергетике, где разные категории потребителей: для населения тарифы поменьше, для промышленности - чуть побольше, а для прочих потребителей, включая сельское хозяйство, - самый высокий тариф, при этом для населения в сельской местности понижающий коэффициент составляет 0,7. Это субсидирование осуществляется с целью развития экономики, потому что не все потребители платёжеспособны. Недавно был принят закон, когда 1 процент налога на прибыль перераспределяется в пользу отстающих регионов - а это ни много ни мало 120 миллиардов рублей, - для того чтобы поддержать эти регионы, создать точки роста, чтобы рано или поздно регионы подтянулись, потому что страна исторически развивается неравномерно, одни регионы лучше развиваются, другие хуже. Субсидирование через бюджетную систему и через какие-то рычаги экономические, в том числе субсидирование в электроэнергетике, будет присутствовать, это один из методов выравнивания условий для экономического развития регионов, и не знаю, что в этом плохого. Мы все живем в условиях субсидирования по всей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Павел Николаевич, ну это всегда удивляет - вот и вы рассказываете о ежегодном субсидировании этих затрат в России, мировой энергетической державе, за счёт бюджета Российской Федерации! У меня всегда вызывал удивление вот такой факт: по оценке специалистов, только 36 процентов энергетики, вырабатываемой нашими электростанциями, мы можем потреблять внутри Российской Федерации, а остальное, излишки, мы экспортируем за границу, и при этом ежегодно у нас повышаются тарифы на энергоресурсы, в частности на электроэнергетику. Вы, как председатель Комитета по энергетике, какие могли бы предложить варианты, чтобы заморозить или снизить тарифы в энергетике: полную национализацию этой отрасли, строительство атомных электростанций не за границей, а на территории Российской Федерации или строительство ветряных электростанций на территории тех регионов, о которых вы сейчас говорите? ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Александр Николаевич, спасибо за вопрос. Я приглашаю вас просто прийти в наш комитет, и вы всё узнаете более подробно. Атомная энергетика у нас развивается. Сегодня 17 процентов выработанной электроэнергии у нас обеспечивается за счёт атомной энергетики, и в соответствии с нашим проектом "Энергостратегия 2035" мы увеличим долю электроэнергии, вырабатываемой на атомных электростанциях, до 22 процентов к 2035 году, причём будут выведены из эксплуатации десять блоков советской постройки, будут вводиться новые блоки, они уже вводятся: вот буквально в этом году были введены новые модули Нововоронежской АЭС, в прошлом году запустили лучший, самый передовой в мире реактор на быстрых нейтронах БН-800 и так далее. То есть это всё развивается. В целом у нас экспорт электроэнергии осуществляется в очень малых объёмах, мы экспортируем в основном углеводороды, нефть, нефтепродукты и газ, и это даёт более 50 процентов валютной выручки, это очень хороший бизнес, он, по сути, позволяет стране решать многие вопросы. Я могу долго рассказывать о развитии энергетики, о текущем состоянии, о перспективах, но энергетика - это наше всё сегодня, и уровень развития энергетики очень достойный, поверьте мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Карамышев Виктор Николаевич. КАРАМЫШЕВ В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я снимаю вопрос, ответ уже прозвучал. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Значит, что касается законопроекта, он прошёл длительный путь и разработки, и своего обсуждения. Хотелось бы отметить, что даже если правительство, которому поручали разработать этот законопроект, его своевременно не подготовило, то необходимо, чтобы сегодня правительство - а именно конкретный орган исполнительной власти - разместило информацию о том, что усреднение тарифов относится только к прочим потребителям, исключая население, и как раз об этом мы договорились на заседании комитета с представителями федерального органа исполнительной власти. Что касается субсидирования, конкретно вопросов, связанных с развитием Дальнего Востока, ну, хотел бы здесь поддержать Павла Николаевича Завального. Дело в том, что в пределах одного субъекта мы почему-то можем перераспределять средства, а в пределах всей страны не можем. Помимо того, что говорить: "Я патриот", - нужно ещё иногда участвовать рублём в развитии страны, тем более не такое существенное увеличение там предусмотрено - в пределах 1,3 процента и чуть выше. И опять же коллеге из Амурской области я хотел бы сказать, что продажа электроэнергии на мировом рынке регулируется правилами оптового рынка по продаже в том числе электроэнергии и цена, которая там устанавливается, регулируется опять же правилами оптового рынка. Если мы будем предлагать свою цену, которую мы хотим, мы не продадим там электроэнергию, и эту нишу займут другие поставщики электроэнергии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. Пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я думаю, здесь нет никого, кто был бы против Дальнего Востока, против того, чтобы тарифы на электроэнергию для населения Дальнего Востока снижались, против того, чтобы исполнялось поручение президента, - в этом зале ни одного человека нет против, другое дело механизм, как это должно было быть сделано. Не зря сказали про поручение президента, которое было дано Правительству Российской Федерации. Инструмент правительства - это бюджет, который мы с вами формируем, который мы с вами в итоге принимаем. Сделало это правительство в рамках бюджета на 2016 или на 2017 год? Нет, не сделало: необходимые средства не были предусмотрены, необходимый механизм не был создан. И вот тут появился законопроект, который длительное время где-то там блуждал, ходил. Вот есть депутат, чудо-депутат, который придумал такое мудрое решение - у одних отобрать и другим перераспределить, причём не в классическом варианте, через бюджет, а напрямую: раз денег в бюджете не хватило, давайте немножечко по-другому поступим, - и правительство с радостью подхватило! Ну с тем же успехом можно... На Чукотке дорогие овощи и фрукты, а в Краснодаре дешёвые - давайте в Краснодаре введём специальную надбавку, чтобы на Чукотке цены были пониже; есть неурегулированная проблема с больными, которые не обеспечены лекарствами, - надо ввести специальную надбавку для здоровых: пусть платят для больных, причём напрямую, как это предлагается сделать сейчас! Здесь говорят, что население затронуто не будет, - как же не будет, если те же юридические лица, для которых эту надбавку введут (пока просчитывают 1,4 процента), в любом случае переложат все свои потери на население, и в итоге плательщиком всех этих взносов и основным, скажем так, источником для субсидий будет население, будут наши избиратели, проживающие на европейской территории России, в Сибири, в других регионах Российской Федерации?! Это абсолютно неправильный, в корне неверный подход для государственного варианта, и не зря Счётная палата Российской Федерации дала отрицательное заключение на законопроект - не так надо поступать, и вы это прекрасно знаете. Именно для этого и существует бюджет - я повторюсь, может быть, но он именно для этого и существует, - чтобы эти вопросы решать грамотно, на государственном уровне, а не впопыхах, передёргивая с одного региона на другой те небольшие средства, конечным спонсором и источником которых являются наши избиратели. Я думаю, что смысла голосовать за этот законопроект нет никакого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Есяков Сергей Яковлевич. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вариант, который сегодня рассматривается, действительно неоднозначный, но он необходим, и я постараюсь объяснить, по каким причинам. За свою работу в Государственной Думе мы в третий раз принимаем такой закон, я могу напомнить, когда принимали в предыдущие два раза, в шестом и в седьмом созывах, это касалось Крыма и Калининграда. Сегодня мы рассматриваем Дальний Восток - это говорит о том, что этот регион тоже требует повышенного внимания, нуждается в усиленном развитии. Был вопрос: можно ли использовать другие средства? Мы в комитете это рассматривали, поднимали вопрос: этот механизм - единственный, он будет работать только три года, чётко ограничен по срокам, с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года, и сумма, которая заложена в этот механизм, - 30 миллиардов рублей. Но мы знаем и другое: сейчас дополнительно используется ещё фактически 50 миллиардов рублей, и с использованием того механизма - более правильного, я согласен с предыдущим докладчиком, - за счёт средств бюджета мы формируем энергетику Дальнего Востока. Только в совокупности это может помочь решить нашу задачу. И последнее, что хотелось бы сказать: такие вопросы возникают часто, но мы должны определять приоритетность; когда мы рассматривали вопрос в комитете, мы исходили из того, что этот регион приоритетный, что разница в тарифах действительно очень большая и что надо поддержать регион именно сейчас. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. Прошу всех депутатов также его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента выступит по данному вопросу? Не имеет желания выступать. Представитель правительства? Тоже нет. Заключительное слово докладчика? Завальный? Нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 122 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 14 мин. 14 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.