Заседание № 160

12.04.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 110657-3 "О государственном регулировании экспорта кожевенного сырья".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5717 по 6281 из 7128
Уважаемые коллеги, по дальнейшей нашей работе есть несколько предложений.       
Сейчас я Николаю Ивановичу Рыжкову дам слово по пункту 9. Но до этого было      
предложение двух депутатов, Багишаева и Дорогина, о том, чтобы нам              
рассмотреть проекты постановлений. И было третье предложение, коллеги           
Аверченко, чтобы рассмотреть пункт 15.1.                                        
                                                                                
В порядке поступления. Николай Иванович Рыжков, пожалуйста. (Выкрики из         
зала.) Сейчас Николай Иванович Рыжков... Рыжкову я даю слово.                   
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Спасибо, Артур Николаевич.                                         
                                                                                
Ну, во-первых, я не докладчик по пункту 9. Докладчики здесь указаны. Я просто   
заинтересован в том, чтобы сегодня рассмотреть, в конце концов, этот            
законопроект. Он уже пять раз ставился в повестку дня. Я понимаю, что мы        
сегодня забуксовали очень сильно, а хотелось бы больше сделать. Я вношу такое   
предложение: идти сейчас по повестке дня начиная с пункта 9 и дальше и,         
допустим, оставить 20 минут до шести часов, чтобы рассмотреть проекты           
постановлений. Тогда всё встанет на свои места. Если мы сейчас дергаться        
будем... Вот выдернули 29-й пункт, ну и что мы получили с этого? Неразбериху    
сплошную. Давайте будем идти по повестке и без двадцати шесть перейдем к        
постановлениям.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть вот такое предложение. Давайте, если не         
возражаете, сейчас рассмотрим пункт 9, без двадцати шесть перейдем к проектам   
постановлений, и еще 10 минут у нас будет для заявлений. Нет возражений         
против такой повестки? Принимается.                                             
                                                                                
Пожалуйста, пункт 9. Владимир Константинович Агалов. Есть докладчик, член       
Совета Федерации? Пожалуйста.                                                   
                                                                                
АГАЛОВ В. К., член Совета Федерации.                                            
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Группа членов Совета            
Федерации выносит на ваше рассмотрение проект закона "О государственном         
регулировании экспорта кожевенного сырья". Суть законопроекта изложена в        
статьях 2 и 3 - это введение запрета на экспорта кожевенного сырья в течение    
трех лет для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.                 
                                                                                
Причина внесения этого законопроекта - критическое состояние                    
кожевенно-обувной промышленности из-за острейшего недостатка кожевенного        
сырья. Кожевенно-обувная отрасль России сегодня - это около 50 кожевенных и     
200-220 обувных предприятий. Необходимо отметить, что в 90-е годы, особенно в   
первой половине, в стране был введен в строй ряд крупных кожевенных             
предприятий, оснащенных современным импортным оборудованием. Такие              
предприятия были введены в строй в городах Москве, Курске, Рязани, Тверской и   
Тамбовской областях. За это же время в ряде регионов и городов построены        
новые обувные предприятия, также оснащенные импортным оборудованием, почти 40   
предприятий обувной отрасли переоснащено новым импортным оборудованием.         
Сегодня по своему техническому оснащению предприятия отрасли способны           
выпускать конкурентную и качественную продукцию.                                
                                                                                
Однако за годы реформ в этой отрасли произошло значительное снижение объемов    
производства. На начало 90-х годов загрузка мощностей предприятий снизилась     
до 10 процентов, но с 1999 года началась постепенная стабилизация, стали        
увеличиваться объемы производства, и на начало текущего года загрузка           
достигла 20-25 процентов. Тем не менее дальнейший рост объемов производства     
сдерживается, и прежде всего из-за отсутствия, острейшей нехватки кожевенного   
сырья, что вызвано по большей части тем, что около 80 процентов                 
заготавливаемого кожевенного сырья, причем лучшего качества, экспортируется в   
страны дальнего зарубежья. Это происходит, во-первых, по той причине, что       
традиционно цены на российское сырье всегда были ниже, чем на                   
западноевропейское, но особенно спрос увеличился в связи с тем, что, вы         
знаете, в прошлом году из-за эпидемии ящура в Западной Европе значительно       
сократилось поголовье крупного рогатого скота, а значит, и сырьевая база.       
                                                                                
Ситуация с нехваткой кожевенного сырья усугубилась еще и в связи с тем, что     
за годы реформ у нас в стране почти наполовину сократилось поголовье крупного   
рогатого скота: было 56 миллионов голов крупного рогатого скота, сегодня мы     
имеем около 27 миллионов. За эти же годы уменьшилась средняя масса головы       
крупного рогатого скота почти на 35 процентов, ухудшилось качество              
заготавливаемого сырья из-за роста заболеваемости животных. Кроме того, надо    
еще учесть, что почти 75 процентов заготавливаемого сегодня кожсырья выходит    
из личного подворья, а там не соблюдается технология убоя. Понятно, что всё     
это в совокупности привело к сокращению заготовки кожевенного сырья за годы     
реформ почти в 2,5 раза.                                                        
                                                                                
В течение 2000-2001 годов в стране заготавливалось около 10 миллионов шкур -    
заготовок кожевенного сырья крупного рогатого скота. Это приблизительно 186     
тысяч тонн. Мощности наших кожевенных заводов сегодня - 370 тысяч тонн. Даже    
если мы всё заготавливаемое в стране сырье будем направлять на наши             
отечественные предприятия, то загрузка будет всего на 50 процентов. А если      
учесть, что в 2000 году из 186 тысяч тонн заготовленного сырья 130, причем      
лучшего качества, ушло за рубеж, а нашим предприятиям осталось всего 50, да     
худшего качества, при мощностях 370 тысяч тонн, то вы представляете, каково     
сегодня состояние этой отрасли.                                                 
                                                                                
Необходимо отметить, что начиная с 1999 года работники отрасли не раз уже       
обращались и в органы власти на местах, и в Правительство с просьбой о          
сдерживании экспорта этого сырья, но только в прошедшем году, когда была        
всероссийская акция работников этой отрасли у стен Правительства (она была      
поддержана Государственной Думой, тогда было принято обращение),                
Правительство повысило пошлину до 40 процентов от стоимости, ввело пошлину      
500 евро за тонну, и экспорт сократился в определенной степени - почти на 30    
процентов. Но в целом всё же экспортируется много, больше половины              
заготавливаемого сырья. Экспортом занимаются в основном фирмы-посредники. Это   
небольшие фирмы, фирмы-однодневки, которые не в полной мере платят налоги или   
совсем их не платят, у них нет затрат на производство, им возвращается НДС, и   
этот бизнес для них очень прибыльный, поскольку цены, по которым они продают    
сырье за рубеж, весьма высоки, а цены закупочные низкие.                        
                                                                                
Необходимо отметить, что запрет вывоза кожевенного сырья в мировой практике     
используется. Ряд стран прибегали к этому. Это Китай, Бразилия, Индия. Индия,   
например, только в прошлом году отменила запрет, когда у нее упрочилось         
положение в этой отрасли, введя 60-процентную пошлину.                          
                                                                                
Принятие мер по запрету, конечно же, повысит загрузку наших предприятий, а      
это улучшит в целом финансово-экономическое состояние, повысит заработную       
плату работников этой отрасли, которая сегодня самая низкая из всех отраслей:   
1-1,5 тысячи рублей. Безусловно, на этой основе улучшится и социальная          
обстановка, напряженность уменьшится, поскольку многие предприятия этой         
отрасли являются градообразующими. Безусловно, при экспорте кожсырья страна     
получала в виде таможенных пошлин около 20 миллионов долларов. Если             
увеличится переработка сырья на наших отечественных предприятиях и они будут    
экспортировать уже готовые полуфабрикаты, то, как расчеты показывают, пошлины   
увеличатся почти в десять раз. Вот основные причины и мотивы внесения этого     
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Правительство отрицательно относится к этому законопроекту, ссылается прежде    
всего на два федеральных закона. Это Федеральный закон "О государственном       
регулировании внешнеторговой деятельности", в статье 19 которого определены     
национальные интересы, исходя из которых могут вводиться ограничения и          
запреты на экспорт товаров. Однако, как отмечается в заключении                 
Правительства, сложившаяся ситуация на рынке кожевенного сырья не может быть    
отнесена ни к одному из случаев, указанных в законе. Мы спрашиваем: в каком     
же состоянии должна быть кожевенная отрасль, чтобы это затрагивало              
национальные интересы? Сегодня отрасль работает на 20 процентов, почти не       
работает. Что, если отрасль, где работают около 500 тысяч человек, где около    
300 предприятий, остановится и в стране не будет выпускаться наша собственная   
продукция кожевенно-обувная и не будет снабжаться армия обмундированием,        
тогда будут затронуты наши национальные интересы и мы примем запрет? Это        
опять наши крайности, мы никогда в свое время не принимаем меры.                
                                                                                
Вот снова пример... Между прочим, статья 1 этого закона прямо гласит, что       
одна из главных задач внешнеторговой деятельности - это прежде всего            
"стимулирование развития национальной экономики". Так какое же стимулирование   
развития национальной экономики при такой внешнеторговой деятельности? - мы     
спрашиваем.                                                                     
                                                                                
Правительство ссылается на второй закон - Федеральный закон "О мерах по         
защите экономических интересов Российской Федерации...", где также оговорены    
случаи, когда можно применять запрет. Там сказано так: если данная продукция,   
если ее объем в течение не менее чем двенадцати месяцев составляет менее 20     
процентов потребления, тогда может вводиться такой запрет. Но представим        
себе: сегодня в стране производится 186 тысяч тонн кожевенного сырья, это при   
27 миллионах голов скота. Если снизить, сделать менее 20 процентов, то нужно    
довести поголовье скота до 10 или 5 миллионов голов, то есть истребить,         
только тогда можно вводить запрет. Где логика?                                  
                                                                                
Правительство в конце делает вывод, что... Я думаю, главное, наверное, почему   
Правительство дает отрицательное заключение, - это прежде всего наличие         
соглашения о партнерстве и сотрудничестве со странами ЕС, сырье наше в          
основном экспортируется в эти страны (статья 19 соглашения о партнерстве).      
Если мы введем запрет, то это дискриминация и ограничение торговли, это         
странам ЕС не понравится.                                                       
                                                                                
Ну что ж, в ущерб своим товаропроизводителям, в ущерб населению давайте не      
будем принимать это постановление. Но я думаю, это не отражает наши             
национальные интересы.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Константинович.                         
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по аграрным вопросам Пономарёва.     
                                                                                
АГАЛОВ В. К. Я прошу поддержать и принять в первом чтении, уважаемые коллеги.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Алексеевич Пономарёв.                 
                                                                                
ПОНОМАРЁВ А. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! 7 февраля 2002   
года Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект        
федерального закона "О государственном регулировании экспорта кожевенного       
сырья" при непосредственном участии представителей кожевенных заводов и         
обувных фабрик Рязани, Воронежской области, Новосибирска, Москвы и Московской   
области, с участием председателя Комитета Совета Федерации по                   
аграрно-продовольственной политике Старикова и считает необходимым отметить     
следующее.                                                                      
                                                                                
Производственная мощность российских кожевенных предприятий позволяет           
переработать 19,7 миллиона штук заготовок сырья крупного рогатого скота и 3,3   
миллиона штук заготовок сырья мелкого скота и прочего. Поголовье скота и,       
соответственно, заготовки кожсырья ежегодно снижаются на 3-5 процентов, что     
составляет в настоящее время около 10 миллионов штук. То есть, если всё         
заготавливаемое сырье перерабатывать, мощности кожевенных заводов будут         
использованы только на 50 процентов. В настоящее время из-за экспорта           
кожевенного сырья они загружены только на 25 процентов. Введение временного     
запрета на вывоз кожевенного сырья позволит обеспечить сырьем предприятия       
различных форм собственности, которые способны технически и технологически      
выпускать высококачественную натуральную конкурентоспособную кожу и обувь, и    
увеличить в два раза экспорт готовой продукции и полуфабрикатов. Возрастут      
поступления в бюджет и внебюджетные фонды от производства и экспорта кожи и     
обуви на 189,5 миллиона долларов США. Кожевенная промышленность страны,         
представляемая пятьюдесятью предприятиями различных форм собственности,         
получит возможность совершенствовать свою техническую и технологическую базу.   
                                                                                
Комитет в период рассмотрения данного законопроекта получил двадцать            
официальных решений субъектов права законодательной инициативы, из которых      
только заключение Правительства отрицательное. Правительство считает, что       
введение запрета на экспорт кожевенного сырья усложнит взаимоотношения с        
Европейским союзом. А тот факт, что отечественные предприятия загружены         
сырьем на 25 процентов, оказывается, их, мягко говоря, мало волнует. Три        
субъекта права законодательной инициативы предлагают ввести экспортные квоты,   
то есть экономическое регулирование.                                            
                                                                                
Уважаемые товарищи, неуверенность инвесторов обувной и кожевенной               
промышленности вызвана сомнениями в том, будет ли сохранена хотя бы на три      
года таможенная пошлина в 500 евро за одну тонну (то есть 40 процентов). Идет   
давление и шантаж со стороны Евросоюза, который в письме в адрес                
Правительства Российской Федерации говорит о том, что введение таможенной       
пошлины в 500 евро за одну тонну подрывает экономику Евросоюза, то есть их      
кожевенных и обувных фирм.                                                      
                                                                                
Шестнадцать субъектов права законодательной инициативы высказались за           
принятие данного законопроекта. Введение временной законодательной нормы в      
виде запрета на три года экспорта кожевенного сырья позволит обеспечить         
защиту прав и законных интересов сельхозпроизводителей и переработчиков         
кожсырья, кожевенных заводов и обувных фабрик, обеспечит увеличение             
производства кожи и обуви, экспорта полуфабрикатов и готовых изделий,           
позволит осуществить техническое переоснащение кожевенной и обувной отраслей    
и повысит конкурентоспособность отечественной продукции, позволит снять         
социальную напряженность, особенно в регионах, где кожевенные и обувные         
предприятия являются градообразующими.                                          
                                                                                
Комитет поддерживает данный законопроект и просит депутатов принять его в       
первом чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Алексеевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы к докладчикам?                                  
                                                                                
Коллега Пузановский, пожалуйста. К кому вопрос?                                 
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Мой вопрос к Владимиру Константиновичу.                       
                                                                                
Уважаемый Владимир Константинович, вы член Совета Федерации. Это мощный,        
полномочный орган Федерального Собрания. Скажите, в рамках ныне действующих     
законов, которые вы называли, - закона о госрегулировании внешней торговли и    
закона о защите при осуществлении торговли товарами - принималось ли            
постановление Советом Федерации, обращенное к Правительству, с оценкой          
ситуации, которая действительно является угрожающей для национальной            
безопасности, указывающее в соответствии с этим на возможность действия         
статьи 19 путем мер тарифного регулирования, то есть защитных, запретительных   
мер? Есть такое постановление или нет?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Константинович.                                                        
                                                                                
АГАЛОВ В. К. Уважаемый Адриан Георгиевич, такого постановления Совета           
Федерации нет. Почему мы не выносим предложение в Правительство - повысить      
квоты и прочее? Мы уже убедились, что наше Правительство действует очень        
медленно, не сообразуясь с интересами отечественных производителей. И мы не     
очень-то надеемся, что, если мы примем постановление, оно отреагирует           
положительно - если не в худшую сторону, если вообще не отменит эти пошлины.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, еще вопросы. Кто хочет выступить?                                   
                                                                                
Николай Иванович Рыжков, пожалуйста. С места.                                   
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Уважаемые коллеги, я хотел бы высказать свои соображения по        
представленному проекту закона.                                                 
                                                                                
В данном случае я выступаю не только как депутат Государственной Думы, но и     
как президент Российского союза товаропроизводителей. Это наша позиция.         
                                                                                
Положение в легкой промышленности, особенно в кожевенной и обувной              
промышленности, на мой взгляд, выходит за рамки вообще допустимого состояния    
производства в нашей стране. Мы считаем, что есть две причины плохой, или       
неудовлетворительной работоспособности этого важнейшего направления: первое -   
кожевенное сырье (мы сегодня рассматриваем проект закона об этом) и второе -    
контрабанда.                                                                    
                                                                                
Я не буду повторять то, о чем здесь говорили докладчики, они подробно об этом   
всё сказали, я также не хочу повторять то, что сказано в пояснительной          
записке, она достаточно убедительно показывает истинное положение дел в         
кожевенной промышленности. Я несколько удивлен позицией Правительства,          
которое вместо того, чтобы защитить свое производство, отечественное            
производство, чтобы, в конце концов, загрузить заводы, чтобы решить             
социальные проблемы, чтобы не было безработных, чтобы получить дополнительные   
налоги, как уже было сказано, в десять раз больше, чем мы получаем от           
запретительных этих пошлин, дает заключение, что не надо этого делать. Видите   
ли, мы не желаем ссориться. А то, что нам металлопрокат... перекрыли кислород   
в Америке, - почему не ссоримся, почему там считают возможным защитить своих    
товаропроизводителей?!                                                          
                                                                                
Вот была ссылка на статью 19 соглашения, в которой говорится: можно делать,     
если будет то-то, то-то, то-то, и в том числе защита национальных интересов.    
Так почему же мы не применяем эту статью? Неужели мы действительно не           
понимаем, что завтра не будет сапог для солдат?                                 
                                                                                
Поэтому я считаю, что заключение Правительства непродуманно сделано. И если     
они считают, что надо защищать свои интересы, - надо их по-настоящему           
защищать. И я обращаюсь к депутатам, особенно к депутатам, которые собираются   
сейчас голосовать против этого проекта закона: вдумайтесь в некоторые цифры,    
потому что вы все или избраны, или представляете регионы. Посмотрите, что       
делается с обувью. К вашему сведению, мы в прошлом году потребили 210           
миллионов пар обуви, из них отечественного производства - 33 миллиона, или      
15,7 процента. Только 16 процентов мы производим обуви у себя! Вдумайтесь!      
Второе. Официальный импорт - 24,6 миллиона пар, или 11,5 процента. То есть      
это то, что официально поставляют и за что платят пошлины и так далее...        
Контрабандный импорт составляет 152 миллиона пар, или 73 процента. Куда же мы   
движемся? Понимаете, мы только 15 пар из 100 производим у себя в стране!        
                                                                                
Поэтому я считаю, что мы должны очень серьезно подойти к этому вопросу и        
защитить своих отечественных товаропроизводителей, и самое главное - защитить   
себя, защитить народ.                                                           
                                                                                
Ну, а теперь насчет того, как относятся наши товаропроизводители к этому        
законопроекту. Я знаю, что есть письмо Российского союза кожевников, которые    
в категорической форме просят поддержать этот закон. Я знаю, что 23-го числа    
этого месяца на Горбатом мосту собираются со всей страны кожевники,             
представители легкой промышленности, для того чтобы выразить свой протест.      
Так неужели мы будем принимать законы или принимать решения Правительства       
только тогда, когда под окнами будут проводиться митинги? Почему мы не можем    
это сделать сегодня?                                                            
                                                                                
Я убедительно прошу проголосовать сегодня за этот проект закона. Он крайне,     
крайне необходим.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Иванович.                                
                                                                                
Пожалуйста, депутат Пузановский.                                                
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги!            
Своеобразие данного законопроекта заключается в том, что действительно есть     
определенного рода правовая коллизия по принятию мер в отношении защиты         
интересов отечественного товаропроизводителя. Эти защитные меры - меры          
тарифной и нетарифной политики. В силу принятых нами законов, о которых         
говорил и докладчик, мы отдали Правительству решение этих вопросов. В связи с   
этим возникает вопрос: является ли это право исключительно прерогативой         
Правительства, может ли парламент, Государственная Дума, в определенных         
случаях принятием своего закона вмешиваться в решение этих вопросов? Мы тем     
самым, рассматривая данный законопроект, создаем юридический прецедент особой   
силы и значимости: мы не просто утверждаем за собой право при определенных      
обстоятельствах принимать защитные меры федеральным законом, но и               
обеспечиваем возможность развития этого права в дальнейшем. Полагая, что        
ситуация, которая сложилась на этом рынке, задевает по всем параметрам          
критерии национальной безопасности, и ввиду того, что оценка Правительства      
является отрицательной, законодательное собрание - Государственная Дума -       
вправе вмешаться и путем принятия законодательного акта ввести эту защитную     
временную меру.                                                                 
                                                                                
Хотел бы также подчеркнуть, что к нам обращается представитель Совета           
Федерации, это их законодательная инициатива. Она поддержана значительной       
частью субъектов Федерации, абсолютно всеми участниками данного рынка,          
которые не просто озабочены сложившейся ситуацией, а говорят о вымирании и      
вымораживании данного вида деятельности. В соответствии с этим принятие         
данного законопроекта во всех отношениях оправданно, и я думаю, что с           
Правительством впоследствии можно будет установить конструктивный диалог о      
компетенции.                                                                    
                                                                                
Призываю вас поддержать данный законопроект.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обменялись мнениями. Представитель               
Правительства, пожалуйста. Потом - представитель Президента.                    
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Обращаю ваше      
внимание на то, что, действительно, различного уровня нормативные акты имеют    
различную инерционную природу и различную инерционную силу действия. В этом     
смысле законы, федеральные законы, которые принимает Федеральное Собрание,      
более инерционные, то есть их действие более длительное по времени, чем тех     
оперативных документов, которыми руководствуется Правительство, в частности в   
вопросах регулирования и внешнеэкономической деятельности. Вот почему           
нецелесообразно, на наш взгляд, принимать, вводить подобного рода меры          
федеральным законом, поскольку конъюнктура на рынке реально меняется            
значительно быстрее, чем описывается в финансово-экономических обоснованиях,    
она меняется быстрее, чем мы успеваем рассмотреть законопроекты во втором и     
так далее чтениях. В частности, финансово-экономическое обоснование, на         
котором построена вся, в общем-то, аргументация сегодняшнего обсуждения этого   
законопроекта, катастрофически устарело. Дело в том, что там приведены данные   
статистики за 2000 год. После этого произошли серьезнейшие изменения в общей    
ситуации, в положении дел с экспортом кожевенного сырья. Я назову внутренние    
факторы, к которым причастно Правительство Российской Федерации, и внешние,     
казалось бы, совсем не связанные с ними. К внутренним, например, относится      
то, что с 10 августа прошлого года ставка вывозной пошлины была увеличена в     
4,5 раза, в 4,5 раза по сравнению с теми данными, которые указаны в             
финансово-экономическом обосновании к рассматриваемому законопроекту. Это       
сразу привело к сокращению объема экспорта кожсырья, по данным ГТК, со 141      
тысячи тонн в 2000 году до 120 тысяч тонн в 2001 году. То есть это серьезно,    
это сокращение на 21 тысячу тонн всех объемов экспорта. Другое дело, что        
существуют еще каналы нелегального вывоза, полуконтрабандного вывоза этого      
кожсырья через Казахстан и Белоруссию. Действительно, эти каналы значительно    
более дешевые. Но поступления от них, от реализации через эти каналы не         
попадают в федеральный бюджет.                                                  
                                                                                
Правительство исходит из того, что решать этот вопрос можно методами            
экономического регулирования: с одной стороны - тарифной политикой, и примеры   
я привел, с другой стороны - методами лицензирования. Это лицензирование        
также осуществляется в соответствии с положением, которое Правительство         
утвердило еще в 1998 году. То есть все необходимые рычаги у Правительства       
имеются. Озабоченность, которая существует в связи с состоянием дел в этой      
отрасли, Правительство полностью разделяет и принимает все возможные меры,      
для того чтобы ситуацию исправить. Ну, я хотел бы вам показать, что в           
принципе мы ведь ищем корень, причину не там. Я думаю, вы согласитесь с         
выводом очень кратким, который дал Минсельхоз в данной ситуации. Например, по   
мнению Минсельхоза, кризисное состояние кожевенной отрасли связано не с         
экспортом кожевенного сырья из России, оно связано с отсутствием у              
предприятий кожевенной индустрии оборотных средств, собственных оборотных       
средств. И с этим тоже сложно не согласиться.                                   
                                                                                
И в заключение. Говоря о внешних факторах, которые не учитываются, я хочу       
привести пример. После известных событий в Нью-Йорке в сентябре прошлого года   
никто из американских производителей обуви не приехал в Милан на европейскую    
ярмарку, чтобы закупать европейскую продукцию. Это резко ударило по             
европейскому рынку. В результате все цены значительно понизились. Это тоже      
надо учитывать. С учетом роста вывозных таможенных пошлин, которые ввела        
Россия, также сократился экспорт кожи уже в 2002 году.                          
                                                                                
Сегодня мы не располагаем данными, эти данные могут быть получены по итогам     
квартала или полугодия. И на основании этих данных Правительство примет свои    
оперативные решения. Поэтому я согласен с депутатом Пузановским, что            
совершенно нецелесообразно Государственной Думе вторгаться в компетенцию        
Правительства в вопросах внешнего регулирования и тем более создавать такие     
опасные прецеденты, как принятие этого закона.                                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель Президента хотел бы выступить? Пожалуйста, Александр Алексеевич   
Котенков.                                                                       
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты                
Государственной Думы! Я не буду повторять экономическую аргументацию,           
приведенную полномочным представителем Правительства, я обращаю ваше внимание   
на некоторые юридические аспекты этой проблемы. Данный проект противоречит      
статье 19 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой   
деятельности", которая устанавливает законные основания для введения запрета    
на экспорт товаров. В данном законопроекте отсутствуют как раз законные         
основания для введения подобных ограничений.                                    
                                                                                
Проект противоречит также статье 19 соглашения о партнерстве и сотрудничестве   
между Российской Федерацией и Европейским союзом в части установления           
административных ограничений в торговле. Данное соглашение предусматривает      
применение мер таможенно-тарифного регулирования, а не административных мер.    
Напомню, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации международные   
договоры и соглашения Российской Федерации имеют приоритет над нормами          
национального права.                                                            
                                                                                
Таким образом, уважаемые депутаты, Президент Российской Федерации не может      
поддержать данный законопроект и просит его отклонить.                          
                                                                                
Ну, я еще раз просто обращаю ваше внимание на то, что все указанные здесь       
проблемы могут быть решены применением действующего законодательства. Андрей    
Викторович привел пример увеличения вывозной пошлины в 4,5 раза, что привело    
к сокращению всего лишь где-то на 10 с небольшим процентов экспорта сырья. Ну   
хорошо, давайте увеличим ее еще в несколько раз. Это будет соответствовать      
законам, это будет соответствовать международным договорам Российской           
Федерации, и это будет соответствовать интересам нашего производителя. Но       
если мы сейчас начнем законами вопреки действующим международным нормам,        
вопреки действующему нашему законодательству регулировать экспорт или импорт    
того или иного вида сырья или оборудования, то, простите, тогда надо            
просто-напросто ликвидировать Правительство и передать его функции              
Государственной Думе. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Константинович Агалов, вы бы хотели выступить    
с заключительным словом? Пожалуйста.                                            
                                                                                
АГАЛОВ В. К. В заключение я хотел бы прокомментировать кратко выступление       
представителя Правительства.                                                    
                                                                                
Была сделана информация о том, что в результате увеличения таможенных пошлин    
в четыре раза экспорт сократился со 140 тысяч тонн до 120 тысяч. 180 тысяч      
тонн заготавливается, 120 тысяч вывозится. Остается 60 тысяч при мощностях      
370 тысяч тонн. Вот результат введения таможенных пошлин.                       
                                                                                
Я думаю - и представитель Президента особенно акцентирует на этом внимание, -   
что всё дело в ЕС, как посмотрят страны Западной Европы на введение запрета.    
Вот ведь где корень. Ну что ж, если мы хотим пойти навстречу странам Западной   
Европы в противовес интересам собственных производителей, в противовес          
интересам своей национальной безопасности, давайте так и будем делать.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Алексеевич... (Выкрики из зала.)         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я не могу согласиться   
с тем, что представитель Совета Федерации, извините меня, ставит в некое        
униженное положение Президента Российской Федерации. Я как полномочный          
представитель Президента Российской Федерации не говорил о том, что мы должны   
встать на колени перед странами ЕС, я говорил о том, что, коль скоро мы         
подписали соглашение международное, оно имеет приоритет над национальным        
правом и мы должны его выполнять. Если вы с этим не согласны, ставьте вопрос    
о внесении изменений в соглашение или о денонсации его, но, простите меня, не   
ставьте Президента в унизительное положение своими замечаниями.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Алексеевич Пономарёв, вы хотели бы сказать        
несколько слов, да? Пожалуйста. С места.                                        
                                                                                
ПОНОМАРЁВ А. А. Уважаемые коллеги, высказано достаточно много убедительных      
фактов, говорящих за то, что нужно этот законопроект принимать. Я в своем       
выступлении говорил о том, что действительно идет давление со стороны ЕС на     
Правительство Российской Федерации, чтобы Правительство Российской Федерации    
снизило таможенную пошлину с 500 евро за одну тонну опять до 90. Это            
официальное обращение к нашему Правительству, и в нашем Правительстве, и в      
частности в министерстве экономразвития, сейчас ведется вновь проработка        
этого вопроса. Это первое.                                                      
                                                                                
Второе. Я бы хотел, Андрей Викторович, вам сказать: не нужно передергивать      
выступление товарища Пузановского, коллеги Пузановского. Пузановский сказал     
совсем другое, он сказал, что он поддерживает этот законопроект в первом        
чтении, а вы сказали о том, как нужно правильно понимать выступление товарища   
Пузановского.                                                                   
                                                                                
И, товарищи, коллеги, следующий вопрос. Я хочу сказать, что наше                
Правительство действительно не осуществляет контроль за ввозом кожевенной       
продукции в нашу страну. В частности, из Индии завезено в нашу страну порядка   
70 процентов всех юфтевых кож (это псевдокожи для рабочей обуви и               
Минобороны), что привело к падению собственного производства на 46 процентов    
в 2001 году. А то, что запрет вводится во многих странах на определенное        
время, - это факт. Например, в Индии вводился запрет на вывоз кожевенного       
сырья тоже в течение примерно трех лет. Вводился запрет в Китае, затем в        
Южной Корее и в некоторых других странах. И мы предлагаем не вообще запретить   
ввоз, а только лишь на три года. Я считаю, что эти меры вполне нормальные и     
приемлемые, и еще раз прошу депутатов поддержать данный законопроект в первом   
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, только по мотивам, потому что           
обсуждение уже завершилось.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Рыжков Николай Иванович.                                            
                                                                                
РЫЖКОВ Н. И. Да, по мотивам.                                                    
                                                                                
Я также хотел бы поддержать следующее. Полемика должна быть в парламенте, но    
не надо, чтобы она была некорректная, мягко выражаясь. Ведь Адриан Георгиевич   
Пузановский четко сказал: раз те меры, которые принимались Правительством, -    
увеличение пошлин до 500 евро - не сработали и только на 10-12 процентов они    
оказали содействие, мы вынуждены, как парламент, применить свои методы, то      
есть законом вмешаться в этот процесс. Я так его понял. Если Правительство      
видело, что не срабатывают те меры, почему не принимались другие? Почему        
только на 15 процентов загружено всё в нашей стране? Вот это непонятно. А       
сегодня, говорит, будем принимать меры.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы   
данный законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.             
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              181 чел.             40,2%                        
Проголосовало против           20 чел.              4,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    201 чел.                                          
Не голосовало                 249 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, договаривались о том, что... (Выкрики из зала.)             
                                                                                
Пожалуйста, Пономарёв Алексей Алексеевич. По ведению.                           
                                                                                
ПОНОМАРЁВ А. А. Уважаемые коллеги, я хочу обратиться к вам. В связи с тем,      
что мы не приняли данный законопроект в первом чтении, я прошу тогда            
поддержать проект постановления Государственной Думы, который будет внесен на   
рассмотрение в палату, и обращение к Правительству с просьбой, чтобы            
таможенную пошлину в 500 евро за одну тонну сохранить до 2005 года. (Шум в      
зале.)