Заседание № 146

10.03.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потерпевших; принят в первом чтении 21 ноября 2008 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1782 по 1868 из 5594
Пункт 14, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев       
транспортных средств". Докладывает Юрий Борисович Зеленский, заместитель        
председателя Комитета по финансовому рынку.                                     
                                                                                
ЗЕЛЕНСКИЙ Ю. Б. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проектом          
федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об    
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств" предлагалось предоставить владельцу транспортного средства,            
гражданская ответственность которого не застрахована ни в порядке и на          
условиях, установленных Федеральным законом "Об обязательном страховании        
гражданской ответственности владельцев транспортных средств", ни в рамках       
международных систем страхования, участником которых является                   
профессиональное объединение страховщиков, право въехать на территорию          
Российской Федерации, уплатив гарантийный взнос в профессиональное              
объединение страховщиков. Актуальность внесения законопроекта была              
обусловлена тем, что с 1 января 2009 года Российская Федерация становилась      
полноправной участницей международной системы обязательного страхования         
гражданской ответственности владельцев транспортных средств "Зелёная карта",    
в связи с чем владельцы зарегистрированных в иностранных государствах           
транспортных средств, чья гражданская ответственность была застрахована в       
рамках указанной международной системы, не должны были при въезде в             
Российскую Федерацию приобретать полисы ОСАГО. При этом на таможенные органы    
с 1 января 2009 года была возложена функция по контролю за исполнением          
владельцами транспортных средств установленной федеральным законом              
обязанности по страхованию своей гражданской ответственности при въезде         
транспортных средств в Российскую Федерацию и при их выезде из Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Законопроект был принят в первом чтении 21 ноября 2008 года. В течение          
установленного постановлением Государственной Думы о принятии названного        
законопроекта в первом чтении срока к законопроекту поступило шесть поправок.   
Вместе с тем следует отметить, что предложенный законопроектом способ           
исполнения установленной федеральным законом обязанности по страхованию         
ответственности не нашёл поддержки в Правительстве Российской Федерации,        
Администрации Президента Российской Федерации, Правовом управлении Аппарата     
Государственной Думы. В числе высказанных по проекту замечаний были такие,      
как отсутствие законодательного определения понятия гарантийного взноса,        
механизмов внесения и учёта поступления данного взноса профессиональным         
объединением страховщиков. Как показал год применения Федерального закона "Об   
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств", вступивших в силу норм по "Зелёной карте", основная проблема          
заключается не в отсутствии возможности приобрести полис обязательного          
страхования, а в отсутствии должного контроля за исполнением владельцами        
транспортных средств при пересечении границы установленной названным            
федеральным законом обязанности.                                                
                                                                                
В настоящее время проект такого закона разработан и внесён в Государственную    
Думу (справочно: проект № 326388-5 "О внесении изменений в статью 11 Закона     
Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и         
статью 32 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской          
ответственности владельцев транспортных средств"), в связи с чем                
рассматриваемый законопроект утратил актуальность.                              
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку          
рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона №         
110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном             
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств",       
принятый Государственной Думой в первом чтении 21 ноября 2008 года.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, по процедуре у нас предполагаются выступления от фракций,   
если есть возражения. Нет возражений. Тогда я ставлю на голосование             
предложение комитета отклонить принятый в первом чтении проект федерального     
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании   
гражданской ответственности владельцев транспортных средств".                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, мы ставим в формулировке: поддержать решение          
комитета. Комитет предлагает отклонить.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 23 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 57

21.11.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 110651-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (о гарантийном взносе на финансирование компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потерпевших).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5954 по 6219 из 8708
Пункт 23. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев       
транспортных средств". Докладывает депутат Государственной Думы Владислав       
Матусович Резник.                                                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального      
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании   
гражданской ответственности владельцев транспортных средств", дополняющий       
названный федеральный закон положением о гарантийном взносе на финансирование   
компенсационных выплат в счёт возмещения вреда, причинённого жизни, здоровью    
или имуществу потерпевших.                                                      
                                                                                
Действующий Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской          
ответственности владельцев транспортных средств" обязал владельцев              
транспортных средств, используемых на территории Российской Федерации,          
страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить      
вследствие причинения вреда здоровью, жизни (в первую очередь жизни) или        
имуществу других лиц при использовании транспортных средств, следующим          
образом. Первое - заключение договоров обязательного страхования (договоров     
ОСАГО). Второе - приобретение с 1 января 2009 года полиса "Зелёная карта",      
который приравнен к договору ОСАГО и действует на территории нашей страны так   
же, как договор ОСАГО. Он предназначен для владельцев тех транспортных          
средств, которые въезжают из-за рубежа на территорию нашей страны.              
                                                                                
Кроме международных соглашений, в основном основанных на решениях Европейской   
экономической комиссии ООН, и соглашения "Зелёная карта" предусматривают и      
третий вид страхования, позволяющий обеспечить защиту третьих лиц, - это        
гарантийный взнос в соответствующий фонд, из которого может идти выплата        
третьему лицу. В каких случаях это используется? Рассмотрим сухопутную          
границу Российской Федерации. Мы можем разделить страны, с которыми имеем       
сухопутную границу, на три группы. Первая группа - это страны, где действует    
соглашение "Зелёная карта", в основном это страны Евросоюза, плюс Белоруссия,   
плюс Украина. Вторая группа - страны, где не действует соглашение "Зелёная      
карта", но на территории этих стран возможна продажа полисов иностранных        
компаний, я имею в виду полисы российских компаний. В обоих случаях             
достаточно просто: когда "Зелёная карта" есть, автомобиль въезжает на           
территорию Российской Федерации, таможенник убеждается в наличии данного        
полиса и пропускает.                                                            
                                                                                
Кстати, следует отметить ещё одну важную вещь: нам с вами, видимо,              
понадобится вносить изменения и в Таможенный кодекс. Здесь я обратился бы к     
Валерию Гавриловичу Драганову: хотя таможня не контролирует наличие полиса      
страхования, обязательного страхования, то есть наличие "Зелёной карты", у      
таможни на самом деле нет права не пропускать автомобиль, такого полномочия у   
неё нет. Поэтому надо будет это специально прописать, и в ближайшее время, -    
я обращаюсь как к специалисту к Валерию Гавриловичу - в Таможенном кодексе.     
                                                                                
И второй вариант, когда полис российской компании можно приобрести на           
территории своей страны: приобрёл, опять же с ним въехал на пограничный         
переход, показал таможенному органу и спокойно проехал. Есть третья группа      
стран, где ни первый, ни второй вариант, к сожалению, не проходит, - это        
такие страны, как Азербайджан, Монголия или Китай. Эти страны не относятся к    
системе соглашения "Зелёная карта", и на их территории не продаются, не могут   
быть проданы - таково их внутреннее законодательство - полисы, эмитированные    
для Китая, или Монголии, или Азербайджана иностранными компаниями, в том        
числе российскими. Поэтому с 1 января, если владельцы автомобилей из этих       
стран поедут к нам на территорию, у них не будет возможности предъявить ни      
полиса "Зелёная карта", ни полиса страхования гражданской ответственности,      
эмитированных нашими компаниями. Именно по этой причине вводится так            
называемый гарантийный взнос, уплата которого будет произведена в               
соответствующий компенсационный фонд Российского союза автостраховщиков, в      
результате чего при наступлении страхового события у РСА будет основание для    
выплаты соответствующего возмещения третьему лицу. Естественно, под третьим     
лицом мы понимаем наших граждан - владельцев транспортных средств.              
                                                                                
Итак, хотел бы подчеркнуть, что, с одной стороны, принятие этого закона         
позволит иностранным гражданам из других стран въезжать. С другой стороны,      
для того чтобы подтолкнуть их к внесению соответствующих изменений в своё       
законодательство, устанавливается, как это и везде в мире принято в таких       
случаях, более высокий платёж, примерно в два раза, в виде гарантийного         
взноса, чем установлено средней ценой полиса ОСАГО или ценой полиса "Зелёная    
карта". Поэтому в этом случае у гражданина, въезжающего на пограничный          
переход, будет три возможности: либо предъявить полис "Зелёная карта" или наш   
полис, выпущенный российской страховой компанией, либо заплатить двойную        
стоимость, либо вернуться назад. Собственно говоря, для этого данный закон и    
принимается.                                                                    
                                                                                
Просьба поддержать законопроект в первом чтении. Во втором чтении мы внесём     
ещё некоторые изменения. Закон надо принять, чтобы он начал действовать до 1    
января 2009 года.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Для содоклада я приглашаю члена Комитета по финансовому рынку Александра        
Павловича Коваля на трибуну. Пожалуйста.                                        
                                                                                
КОВАЛЬ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по финансовому рынку рассмотрел проект               
федерального закона, подготовленный депутатом Резником. Законопроект            
направлен на упорядоченное осуществление в пунктах пропуска через               
государственную границу транспортных средств контроля за исполнением их         
владельцами обязанности по страхованию.                                         
                                                                                
В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет полагает, что ряд          
положений проекта нуждается в уточнении. Прежде всего это касается расширения   
полномочий таможенных органов при осуществлении контроля за исполнением         
владельцами транспортных средств обязанностей по страхованию своей              
гражданской ответственности. То есть возникает необходимость внесения в         
статью 32 закона об ОСАГО норм о контроле за исполнением владельцами            
транспортных средств обязанности по страхованию.                                
                                                                                
Также мы полагаем, что необходимо уточнить порядок взаимодействия               
страховщиков и профессионального объединения страховщиков при формировании      
резерва текущих компенсационных выплат за счёт гарантийных взносов. Также, с    
нашей точки зрения, необходимо рассмотреть и размер этого гарантийного          
взноса.                                                                         
                                                                                
Доработка законопроекта по указанным мною направлениям не нарушает его          
концепции, и Комитет по финансовому рынку считает, что законопроект может       
быть принят в первом чтении.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Задержитесь пока на трибуне.                     
                                                                                
Есть вопросы. Так, депутат Коломейцев, депутат Юрчик Владислав Григорьевич.     
Всё, две руки.                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые докладчики, вопрос, наверное, заслуживает внимания. Не могли бы вы    
привести статистику: сколько из приехавших к нам иностранцев были виновниками   
аварий, сколько в них врезались и каковы убытки, о которых идёт речь?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть такая статистика?                                    
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Николай Васильевич, к сожалению, такой статистики нет. Данную      
ситуацию готов проанализировать и представить вам информацию.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрчик Владислав Григорьевич.                  
                                                                                
Включите микрофон Владиславу Григорьевичу.                                      
                                                                                
ЮРЧИК В. Г., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
У меня вопрос к докладчику - разработчику проекта. Вы не сможете назвать        
сумму, выплачиваемую из собираемых страховыми компаниями средств пострадавшим   
автомобилистам?                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете ответить? Пожалуйста. Резник Владислав             
Матусович.                                                                      
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, в рамках подготовки этого                
законопроекта, естественно, цифр нет, поскольку иностранцев отдельно не         
выделяли. Что касается общих сумм, Александр Павлович, наверное, более точно    
скажет, сколько выплачено на сегодняшний день.                                  
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. В соответствии с действующим законом 20 процентов - расходы на     
ведение дел, 3 процента направляется в резерв для гарантии компенсаций, то      
есть 23 процента - это вот то, что сразу остаётся у страховых компаний и в      
резервном фонде.                                                                
                                                                                
На сегодняшний день, если брать процентное соотношение, непосредственно на      
выплаты направляется порядка 57-60 процентов от собранных средств. В ряде       
субъектов Российской Федерации - а таких субъектов тринадцать - уровень         
убыточности уже превысил критическую черту: там на выплаты направляется         
больше 77 процентов, в пяти субъектах на выплаты направляется больше 100        
процентов от собранных средств.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Состоялась процедура вопросов и ответов. Выступления -    
депутат Иванов Сергей Владимирович и депутат Драганов.                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович.                                 
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо, уважаемый Олег Викторович.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, закон "Об обязательном страховании гражданской    
ответственности владельцев транспортных средств" - это довольно сложный         
закон. Тут в своём выступлении Владислав Матусович сказал, что закон обязал и   
так далее, и тому подобное. Нет, это, наверное, неправильно: это не закон       
обязал, это закон навязали, пообещав одно, а потом в законе прописали другое.   
Я уже не говорю о том, что мы почему-то должны платить за каждый автомобиль,    
хотя страхуется ответственность и ни один автовладелец не в состоянии ездить    
на двух автомобилях сразу. Я уже не говорю о ставках, которые утверждены,       
хотя нам обещали, что это будет не дороже одной заправки бака бензином. Я не    
стану комментировать те цифры, которые сейчас назвал содокладчик, но я хочу     
вам привести один пример. Нам сказали: Монголия, Китай и Азербайджан. У нас     
довольно большая граница с Китаем, но здесь наверняка немногие знают, что       
китайцы вообще наши права не признают, и поэтому если вы захотите поехать в     
Китай на своём автомобиле, то вряд ли вам это удастся. Только с китайскими      
правами, на китайском языке, если у кого-то они будут.                          
                                                                                
Поэтому я не вижу необходимости, может быть, есть, конечно, какая-то            
необходимость, чтобы деньги остались внутри страны, но, по-моему, не такая,     
как нам здесь попытались представить. Мы вряд ли будем поддерживать данный      
законопроект.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы же будете иметь возможность выступить с                
заключительным словом и прокомментировать те моменты, которые прозвучали в      
выступлениях.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Драганов Валерий Гаврилович.                                        
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Скорее, это справка, чем          
выступление. Это очень большая проблема и едва ли не ахиллесова пята, так       
сказать, границы - сосредоточение там огромного количества служб, каждая из     
которых действует в соответствии с федеральным законом и обязана                
администрировать пропуск через границу товаров, имущества, физических лиц и в   
широком смысле слова грузов. И следует, конечно, поддержать Федеральную         
таможенную службу и правительство в целом, которое настойчиво в последние       
два-три года проводит идею оставления на границе двух, максимум трёх служб, в   
основном таможенников, пограничников. Остальные службы свои функции должны      
выполнять на линии постов контроля. Это, однако, не значит, что ослабляется     
контроль. Разработаны правовые акты, правильная технология взаимодействия. И    
в этом смысле сегодняшний законопроект очень хорошо вписывается в эту           
концепцию, тем более что правительство объявило о том, что в ближайшие годы     
вообще собирается сосредоточить контроль на границе и для этого будет           
создавать весьма внушительную инфраструктуру, для чего нам придётся - и, я      
считаю, мы должны это сделать - выделять немало средств на эти цели. В этой     
связи появляется необходимость - и я с удовольствием это сделаю - ввести        
коррелирующую норму в тот большой блок поправок, который я подготовил к         
внесению в Государственную Думу. Он касается изменений в Таможенный кодекс. Я   
подготовлю к 1 декабря норму, коррелирующую содержание этого законопроекта. Я   
думаю, это тот случай, когда очень быстро удастся объединить компетенции двух   
законов и сделать их взаимодействующими, скажем так. Хотя, наверное, в связи    
с принятием сегодняшнего законопроекта будут внесены изменения... будет         
записано требование о внесении изменений. Владислав Матусович, вот такое        
изменение я вам внесу уже к 1 декабря.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Заключительное слово депутата        
Резника.                                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо за состоявшийся обмен мнениями.                            
                                                                                
Я хотел бы обратиться к моему коллеге Сергею Владимировичу Иванову и            
отметить, что этот закон никоим образом не касается проблемы выезда из          
Российской Федерации и въезда в Китай или в иную страну, он говорит только о    
возможности того, как защитить наших с вами граждан в случае нанесения          
убытков по вине владельцев транспортных средств, зарегистрированных за          
рубежом. Именно этого он касается, а не выезда из России.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект         
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об               
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств". Первое чтение.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 28 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              372 чел.82,7%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    375 чел.                                          
Не голосовало                  75 чел.16,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.