Заседание № 344

10.03.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1104165-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1169 по 1568 из 5703
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса, вопроса из блока "Ратификация...". О     
проекте федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в     
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Республики Беларусь о предоставлении Правительству Республики Беларусь          
государственного экспортного кредита для строительства атомной электростанции   
на территории Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года". Доклад               
официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя       
министра финансов Российской Федерации Тимура Игоревича Максимова.              
                                                                                
Пожалуйста, Тимур Игоревич.                                                     
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение         
выносится проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении        
изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Республики Беларусь о предоставлении... государственного         
экспортного кредита для строительства атомной электростанции...". Протоколом    
предусмотрен пересмотр ряда условий использования и возврата государственного   
экспортного кредита, предоставленного Республике Беларусь. По состоянию на 1    
марта использовано средств кредита на сумму 4,7 миллиарда долларов США.         
Просроченные обязательства белорусской стороны по соглашению отсутствуют.       
                                                                                
В октябре 2018 года белорусская сторона обратилась с просьбой о пересмотре      
условий возврата кредита в связи с переносом срока ввода в эксплуатацию         
энергоблоков АЭС. Во исполнение соответствующего распоряжения правительства     
14 июля 2020 года был подписан протокол о внесении изменений в соглашение,      
предусматривающий изменение следующих условий: продление периода                
использования кредита на два года, до конца 2022 года, как раз с целью          
завершения ввода в эксплуатацию энергоблоков; перенос даты начала погашения     
основного долга по кредиту с 1 апреля 2021 года на 1 апреля 2023 года; замена   
действующей смешанной процентной ставки на фиксированную процентную ставку в    
размере 3,3 процента годовых. Должен отметить, что указанный уровень            
процентной ставки в настоящий момент сопоставим со стоимостью заимствований     
для Российской Федерации на международном рынке капитала на аналогичный срок.   
Пониженная процентная ставка по кредиту будет применяться только после          
вступления протокола в силу, то есть по завершении российской стороной          
ратификации. До этого момента белорусская сторона осуществляет платежи в счёт   
обслуживания кредита на первоначальных условиях.                                
                                                                                
Кроме того, в соглашение в целях защиты интересов Российской Федерации, как     
кредитора, добавлены положения, предусматривающие право российской стороны      
приостановить использование кредита или объявить всю задолженность по           
соглашению срочной к погашению в случае длительного необслуживания долга.       
Вследствие вступления в силу протокола начиная с 2021 года общая сумма          
поступлений в федеральный бюджет сократится на 19,3 миллиона долларов США.      
                                                                                
Протокол предусматривает изменение условий погашения задолженности и в          
соответствии с Бюджетным кодексом подлежит ратификации.                         
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя комитета.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Иванович Калашников.                                         
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция КПРФ.                                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый председатель! Тут всё достаточно ясно, это тот     
самый нашумевший большой кредит, который давался Беларуси, и продление          
вызвано двумя причинами, о которых Тимур Игоревич доложил. Я попроще скажу:     
мы - основной застройщик, мы перенесли сроки ввода первой и второй очереди, и   
именно поэтому Беларусь просит перенести и сроки погашения. Это первое.         
                                                                                
И вторая просьба, которая удовлетворена, по сути говоря, в этом соглашении, -   
это снижение ставки, которая была установлена для кредитования этого объекта.   
По сути говоря, вообще-то кредитовался объект не для Беларуси, а кредитовался   
застройщик, наш с вами застройщик. И в данной ситуации изменились финансовые    
условия во всём мире, в том числе в части привлечения финансовых ресурсов,      
это тоже обоснованно, это тоже Минфин достаточно подробно рассмотрел.           
                                                                                
Мы, комитет, рассмотрели эти вопросы довольно подробно. Все                     
комитеты-соисполнители также дали положительные заключения. Исходя из этого     
комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый протокол.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на вопросы.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Тимур Игоревич, скажите, пожалуйста, вот в результате смягчения       
условий возврата предоставленного кредита, отсрочки на два года выплат по       
кредиту, применения льготной ставки и прочих условий, сколько у нас средств     
будет недополучено за эти два года отсрочки?                                    
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И. Спасибо за вопрос, уважаемый Антон Юрьевич.                      
                                                                                
Я в своём докладе упомянул, что за весь период, с начала погашения до           
последней даты, выпадающие доходы составят 19,3 миллиона долларов США, такой    
эффект будет оказан на федеральный бюджет.                                      
                                                                                
Хочу отметить, что, несмотря на перенос, тем не менее продолжается              
обслуживание долга, то есть, несмотря на два года отсрочки начала погашения,    
в этот период будут уплачиваться проценты по уже выбранному кредиту, и они      
составляют немалую сумму, они частично компенсируют последствия, поэтому        
эффект получается таким незначительным.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к докладчику вопрос.                                       
                                                                                
А в связи с чем произошёл перенос сроков строительства? Всё-таки два года -     
это немаленький срок, и, вообще-то, Российское государство вынуждено это        
оплачивать. Хотелось бы понимать, кто нарушил обязательства? Почему, за кого    
мы должны платить теперь?                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович.                             
                                                                                
Мы обсуждали это с белорусской стороной и с "Росатомом", и, попробую мягко      
сказать, наверное, это вина обеих сторон. Конечно, каждый говорит, что          
виноват другой, поэтому, чтобы не искать одного виноватого в жарких спорах, и   
не тормозить из-за этого реализацию проекта, и, не дай бог, не выяснять в       
судебном порядке, кто же виноват и из-за чьих действий затянулся ввод в         
эксплуатацию этой станции, было принято такое политическое решение - довести    
дело до конца, тем более что там 95 процентов уже сделано, и запустить в        
промышленную эксплуатацию этот объект.                                          
                                                                                
Конечно, вопрос, по чьей вине, требует очень детального разбирательства и       
выяснения всех обстоятельств: кто где что вовремя не построил и кто кому        
какую лицензию и разрешение вовремя не предоставил. Хочу обратить внимание,     
что атомная электростанция - это объект повышенной опасности, и к нему всегда   
со стороны государственного надзора (контроля) применяются дополнительные       
требования. Вот чтобы эту историю в межгосударственную плоскость не             
запускать, было принято такое политическое решение.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".            
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Тимуру Игоревичу вопрос.                                                        
                                                                                
Сейчас строится большое количество атомных станций, Россия строит больше, чем   
все атомщики мира, вместе взятые, это очень хорошо, но какой используется,      
если вообще используется, механизм залогового обеспечения до полного            
погашения кредитов? И участие в акционерном капитале вообще рассматривается     
как одна из версий в том числе вложения наших средств?                          
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И. Спасибо за вопрос, Олег Анатольевич. Вы правильно сказали,       
действительно, большое количество атомных электростанций строится "Росатомом"   
за границей. Основная модель финансирования подобных строек - это, конечно,     
финансирование из средств государственных экспортных кредитов, это означает,    
что Российская Федерация предоставляет экспортный кредит на цели                
строительства. На практике это означает, что мы по факту финансируем            
"Росатом" и деньги территорию Российской Федерации не покидают: мы отдаём эти   
деньги напрямую подрядчику, и он там осуществляет необходимые                   
строительно-монтажные работы, обучение персонала. Есть другая модель, о         
которой вы тоже упомянули, но она пока не получила широкого распространения     
на практике: она связана с таким сложным структурированием этих проектов, как   
самостоятельные проекты, предусматривается создание проектных компаний,         
возможное участие "Росатома" в капитале, создание целого комплекса              
регуляторных мер, обеспечивающих выкуп электроэнергии с этих станций по         
фиксированному тарифу на длительный срок в целях полной окупаемости вложений.   
Эта модель пока только нарабатывается "Росатомом", и я надеюсь, что в будущем   
она станет основной. Пока мы финансируем всё это в рамках государственных       
экспортных кредитов.                                                            
                                                                                
Что касается залогового обеспечения, в силу того что модель финансирования -    
через госкредиты, предмет залога, как правило, отсутствует, потому что, ещё     
раз скажу, эти объекты являются объектами повышенной опасности и подпадают      
под специальное регулирование в странах, где всё это строится. Создаются        
специализированные центры, которые под руководством "Росатома" готовят          
специалистов, создают систему безопасности, обеспечивают контроль и             
мониторинг за деятельностью этих электростанций, более того, переходят под      
контроль местных государственных органов, что, конечно же, вообще исключает     
любую ситуацию, связанную с залогом. Иные формы обеспечения исполнения          
обязательств рассматриваются, но на практике пока применения не получили,       
потому что требование к суверенному государству считается с точки зрения        
рынка первоклассным требованием, и лучше, чем требование к суверенному          
государству - а именно так выглядит сегодня структура наших государственных     
экспортных кредитов, - на рынке просто ничего быть не может. Поэтому пока мы    
работаем по этой модели, но новую модель мы тоже рассматриваем вместе с         
компанией "Росатом".                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Туров Артём Викторович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", пожалуйста.                    
                                                                                
Подготовиться Морозову, Гартунгу.                                               
                                                                                
ТУРОВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Достаточно важный проект      
для реализации на территории Белоруссии - российский проект российской          
компании "Росатом", и представленный на ратификацию протокол как раз            
закрепляет пересмотренные условия возврата белорусской стороной кредита для     
строительства атомной электростанции на территории Республики Беларусь,         
предусматривает продление периода использования данного кредита, перенос даты   
начала погашения основного долга по кредиту и замену действующей процентной     
ставкой в связи с вводом в более поздний период энергоблоков.                   
                                                                                
Ратификация протокола не потребует признания утратившими силу,                  
приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или            
нормативных правовых актов и не повлечёт дополнительных расходов из             
федерального бюджета.                                                           
                                                                                
Фракция партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную ратификацию и просит         
коллег также поддержать её при голосовании.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Морозов Антон Юрьевич, фракция ЛДПР, - пожалуйста.        
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР    
будет голосовать против ратификации данного протокола.                          
                                                                                
Мы считаем, что, если в 2011 году было принято решение о том, что будем         
строить атомную электростанцию, были обозначены определённые условия            
финансирования этого строительства, их, конечно, нужно соблюдать, и никаких     
достаточных оснований для пересмотра условий кредитования этой стройки мы не    
видим. Сейчас политический режим в Белоруссии нестабилен, политические          
реформы не проводятся, протесты граждан никуда не делись, очень много           
недовольных режимом Лукашенко, и неизвестно, кто придёт к власти и будут ли     
вообще отдавать этот экспортный кредит. По сути сейчас Белоруссия шантажирует   
Российскую Федерацию тем, что если мы не пересмотрим условия экспортного        
кредита, то они вообще могут отказаться от продолжения стройки. Насколько я     
понял, на данном этапе из 10 миллиардов долларов США, которые были              
предусмотрены экспортным кредитом, освоено 4,5, и, по данным "Росатома",        
потребуется ещё 6 миллиардов, чтобы завершить эту стройку.                      
                                                                                
Но при этом мы понимаем, что в интересах Российской Федерации, конечно,         
гораздо важнее развивать собственные регионы. И это принципиальная позиция      
ЛДПР: давайте помогать нашим регионам, русским регионам развивать свою          
экономику! Вы посмотрите, какие проблемы испытывают многие наши регионы, в      
том числе регионы, граничащие с Белоруссией: это и моя Псковская область,       
которую я курирую, и Смоленская область, где наш губернатор - Островский. Там   
есть дефицит электроэнергии, завышены цены на электроэнергию для граждан и      
для предприятий, там сложности с подключением к электросети, соответственно,    
было бы гораздо разумнее с точки зрения государственного строительства          
соорудить атомную электростанцию именно в этих областях. И если Белоруссия      
нуждается в поставках электроэнергии, следует осуществлять поставки на          
договорной основе в экспортном варианте, и тогда наши области, русские,         
граничащие с Белоруссией, получили бы развитие.                                 
                                                                                
Принципиальное решение, принятое в 2011 году, было ошибочным, и мы не должны    
сейчас потакать и идти на уступки по отношению к Белоруссии. Гарантий           
возврата нет.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович, фракция             
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы, в отличие   
от ЛДПР, поддерживаем этот законопроект, принятие этого решения, и вот          
почему. Мы считаем, что станцию, в которую вложены наши, российские рубли,      
ну, конвертированные в доллары, даже хотя бы в виде займа Белоруссии, нужно     
достраивать, нужно заканчивать эту стройку, коммерциализировать этот проект и   
возвращать деньги назад. Мы же понимаем, что, если проект не будет закончен,    
мы вообще ничего не вернём, поэтому мы за то, чтобы даже на таких условиях      
всё-таки подписать продление этого соглашения.                                  
                                                                                
Но мы за то, чтобы в каждом конкретном случае проводить проверку, выяснять, а   
в чём же причина. Я понимаю, что есть межгосударственные споры: одни говорят,   
что поставщик просрочил, другие говорят, что нам вовремя лицензии не выдали,    
не приезжали, например, на проверку... Мы понимаем, как строятся атомные        
станции, какая это процедура: там без представителя заказчика нельзя перейти    
с одной операции на другую, то есть осуществляется пооперационный контроль, и   
если к вам заказчик не приезжает, то вы просто не можете в силу закона на       
следующую производственную операцию перейти. И естественно, что в этих          
условиях заказчик может просто не приехать и, соответственно, поставщик не      
поставит продукцию, энергоблок вовремя не будет собран, соответственно, и       
сдвижка по срокам. Но в любом случае нужно с этим разбираться. Это первая       
часть.                                                                          
                                                                                
Вторая часть. Кроме того, что мы переносим срок, не разобравшись, кто           
виноват, мы ведь ещё и меняем условия договора - вот с этим мы не согласны.     
Мы считаем, что если уж мы заключили договор, то, наверное, была какая-то       
экономика проекта: "Росатом" рассчитывал, приходил в правительство с            
расчётами. С учётом того что проценты, которые уплатит Белоруссия, учтены в     
бюджете, мы не согласны с тем, что, например, пересмотр этого соглашения не     
меняет параметров бюджета, не отразится на федеральном бюджете, ведь если мы    
получали проценты по ставке 5,23, а теперь будем получать по ставке 3,3 с 10    
миллиардов, то разница же есть, 2 процента, вообще-то, легко посчитать: с 10    
миллиардов 2 процента годовых - сумма немаленькая. Как это вы говорите, что     
ничего не изменится?                                                            
                                                                                
Мы за то, чтобы... конечно, надо достраивать, но деньги надо считать. Когда     
встаёт вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам, у нас денег нет, а   
когда возникает вопрос о снижении платежей на сотню миллионов долларов, мы      
как-то вот без всяких расчётов это принимаем. Вот мы с этим не согласны. Мы     
поддерживаем продление, но всё-таки мы требуем, чтобы правительство в таких     
случаях разбиралось.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Нет. Правительства?       
Нет. Есть желание выступить с заключительным словом?                            
                                                                                
Пожалуйста, докладчик, Тимур Игоревич.                                          
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И. Вячеслав Викторович, если позволите, я коротко отвечу на         
поставленные вопросы.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, вы имеете возможность ответить на            
прозвучавшие в ходе выступлений вопросы.                                        
                                                                                
МАКСИМОВ Т. И. Я прокомментирую несколько финансовых параметров, по которым     
возникли вопросы, - может быть, я просто не до конца зафиксировал позицию       
Минфина и правительства.                                                        
                                                                                
Условия кредита предусматривают, что Российская Федерация финансирует           
строительство атомной электростанции в размере до 10 миллиардов долларов. Это   
не значит, что все 10 миллиардов долларов будут выбраны. Уже сегодня оценка и   
заказчика, и подрядчика показывает, что они не будут выбраны, будет             
существенная экономия. Ориентир по стоимости - в районе 6 миллиардов, на        
сегодня выбрано 4,7, это значит, что реальная оставшаяся выборка будет в        
пределах 1,5 миллиарда долларов. То есть ни о каких дополнительных 6            
миллиардах там речи не идёт. Это первое.                                        
                                                                                
Второе, что касается процентной ставки. Действительно, процентная ставка все    
эти годы платилась и платится до сегодняшнего дня повышенная. Она               
складывается из двух компонентов - одна часть фиксированная, другая             
плавающая, привязанная к стоимости заимствований для Российской Федерации. Но   
надо помнить, что условия фиксировались в 2011 году, когда мировые финансовые   
рынки были совершенно на других уровнях. Сегодня эта ставка в 3,3 процента      
соответствует тем условиям, по которым Российская Федерация может               
фондироваться на международных рынках капитала.                                 
                                                                                
Валерий Карлович абсолютно правильно сказал, что в этом смысле происходит       
некоторое ухудшение, у нас были лучше условия, то есть мы соглашаемся на        
худшие. Действительно, небольшое ухудшение происходит, но ещё раз повторю,      
что его эффект - порядка 20 миллионов долларов США за весь период. Он такой     
потому, что два года, которые мы даём, на которые переносим начало погашения,   
всё это время на выбранную сумму в 4,7 миллиарда платятся проценты. Вот эти     
проценты компенсируют эффект от переноса в большем объёме, и остаётся вот       
этот незакрытый объём в 19,3 миллиона долларов США. Да, это всё равно большие   
деньги, но с учётом важности и значимости проекта и с учётом политической       
вводной завершить его в максимально сжатые сроки, потому что это такой          
флагманский проект в рамках Союзного государства, было принято решение пойти    
навстречу белорусской стороне. Принципиального ухудшения условий для нас мы     
тут не видим, они остаются приемлемыми, но вот было принято такое               
политическое решение.                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Леонид Иванович Калашников.                                         
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И. Могу только добавить, что мы действительно рассматривали эти   
вопросы с Минфином довольно подробно. И мне странно слышать, когда Валерий      
Карлович говорит: мы вот индексацию рассчитываем каждый год... А что, 5 с       
лишним процентов должны быть с 2011 года неизменными, что ли? Конечно, мы, и    
Минфин, и все остальные рассчитывают в том числе и процентную ставку, и она     
по идее должна естественным образом меняться. Что же касается условий и         
сроков ввода, напомню, уважаемые коллеги, что деньги из России не выходят,      
строит наш подрядчик.                                                           
                                                                                
Сейчас в этом зале мы с вами вину всё равно не установим, а реально на два      
года продление уже установлено, поэтому надо согласиться и ратифицировать       
данный протокол.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против           37 чел.8,2 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                
Леонид Иванович, спасибо за то, что комитет поставил рассматриваемый вопрос в   
приоритетную повестку и вы сделали всё для того, чтобы мы рассмотрели очень     
важный законопроект, ратифицировали соглашение, от этого зависит многое.        
Комитет потрудился, спасибо.                                                    
                                                                                
И спасибо докладчику.