Заседание № 85

14.12.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1103300-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5955 по 6622 из 7490
Коллеги, по 25-му вопросу докладчик Ольга Николаевна Епифанова? Замена, да?     
Хорошо. Тогда о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные   
законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты       
ежемесячного пособия по уходу за ребёнком" докладывает Елена Григорьевна        
Драпеко.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, все мы помним, что в 1990-х годах садики и ясельки были      
проданы, превратились, так сказать, в более полезные учреждения, в результате   
дети, которых женщины, несмотря ни на что, всё-таки народили, оказались без     
детских садов и яслей. Эта проблема встала очень остро, и вышел указ            
президента от 7 мая 2012 года обеспечить стопроцентную доступность дошкольных   
образовательных учреждений для детей в возрасте от трёх до семи лет. Засучив    
рукава, поставив задачу регионам, мы с этой задачей практически справились,     
был создан миллион мест для детишек, правда, не только за счёт строительства,   
но и за счёт уплотнения групп, изменения нормативов, но это другая история. В   
общем, на сегодня, по данным Росстата, для 99 процентов детей в возрасте от     
трёх до семи лет обеспечена возможность посещения детских садов. Однако         
чрезвычайно острой остаётся ситуация с обеспечением местами детей ясельного     
возраста: вот ясельных групп сильно не хватает.                                 
                                                                                
Я хочу вам напомнить, что по нашему законодательству женщина получает отпуск    
по уходу за ребёнком до трёх лет, но в силу нехватки мест в яслях, когда        
женщины вынуждены выходить на работу, детей девать некуда. Оплачивается         
отпуск по уходу за ребёнком только до полутора лет, а после этого что делать    
матери с малолетним ребёнком, пособие на которого она уже не получает и в       
ясли которого она определить не может?                                          
                                                                                
Мы, авторы законопроекта, предлагаем: если родители подали заявление на         
устройство ребёнка в ясли, а муниципальные власти или региональные власти       
отказали, мол, нет мест в детских учреждениях, таким родителям продлевать       
срок выплаты пособия на ребёнка.                                                
                                                                                
Мы сделали расчёты - безусловно, это потребует расходов и из федерального       
бюджета, и из Фонда социального страхования. У нас на сегодня примерно 193      
тысячи детей в возрасте от полутора до трёх лет, и, по экспертным оценкам, 60   
процентов лиц, которые осуществляют уход за детьми, выходят на работу через     
полтора года. Таким образом, примерная численность получателей пособия, на      
которых будут распространяться эти нормы, составит около 77 тысяч человек, из   
них 27 800 человек - это получатели пособия, которые не подлежат                
обязательному социальному страхованию на случай нетрудоспособности в связи с    
материнством (это мы рассчитали исходя из численности получателей пособия на    
ребёнка в возрасте от нуля до полутора лет в 2016 году), 49 200 человек         
подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной              
нетрудоспособности в связи с материнством. Таким образом, прогнозируемый        
консолидированный объём расходов бюджета составит 7 464 715 000 рублей, в том   
числе из федерального бюджета - 970,315 миллиона (мы считали с учётом           
минимального размера пособия в 2016 году), из Фонда социального страхования -   
649,4 миллиона рублей (исходя из среднемесячной заработной платы в Российской   
Федерации в размере 27 500 рублей).                                             
                                                                                
Мы считаем, что в связи с реализацией программы строительства детских           
дошкольных учреждений количество получателей такого пособия будет из года в     
год сокращаться. А когда мы придём к стопроцентной обеспеченности детскими      
дошкольными учреждениями, то есть отказов родителям в получении места в яслях   
не будет, и необходимости в продлении срока выплаты пособия тоже не будет.      
                                                                                
Просим поддержать наш законопроект.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по вопросам семьи, женщин и детей Анны Александровны    
Кувычко.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУВЫЧКО А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен    
проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные    
акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного          
пособия по уходу за ребёнком". В законопроекте предлагается продлить период     
выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - также в возрасте от         
полутора до трёх лет при условии, что для него не предоставлено место в         
образовательной организации, которая реализует образовательную программу        
дошкольного образования.                                                        
                                                                                
На заседании Комитета по вопросам семьи, женщин и детей законопроект был        
внимательно рассмотрен, и, коллеги, мы обращаем ваше внимание на то, что по     
данному проекту закона имеются замечания у членов комитета. Мы сделали          
определённые выводы и в их числе приводим довод о том, что положения            
законопроекта напрямую не согласуются с требованием части первой статьи 83      
Бюджетного кодекса. Кроме того, безусловно, в законопроекте не                  
устанавливаются порядок определения факта непредоставления ребёнку места в      
указанной организации, порядок прекращения соответствующей выплаты, когда       
место предоставлено. Иными словами, коллеги, существует целый правовой          
механизм, а представленный правовой механизм не содержит достаточных            
оснований для надлежащего функционирования закона.                              
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что члены Комитета по вопросам семьи, женщин и     
детей неоднократно на разных площадках ответственно заявляли, что приоритетом   
деятельности комитета является поддержка материнства и детства. И последние     
инициативы нашего президента, которые мы рассматривали буквально на днях,       
также поддержали здесь, в этом зале, вчера в первом чтении. Не буду их сейчас   
перечислять, потому что все мы понимаем, о каких инициативах идёт речь.         
                                                                                
Елена Григорьевна обратила внимание на то, что проблема с очередью в детские    
дошкольные учреждения для детей в возрасте от трёх до семи лет по факту         
решена на сегодняшний день, и мы это констатируем каждый в своём регионе.       
Вместе с тем обращаем ваше внимание ещё и на то, что в тех же самых             
инициативах Владимира Владимировича Путина есть задача нам буквально в          
течение двух лет решить вопрос с обеспечением детей более младшего возраста     
местами в яслях. Для этого... Вот здесь назывались цифры - Елена Григорьевна,   
я только чуть-чуть вас поправлю: не 193 тысячи, а по факту 326 тысяч детей в    
возрасте до трёх лет ждут своей очереди, предоставления места в дошкольной      
организации. Задача, которая была поставлена Президентом Российской             
Федерации, обозначается не иначе, как буквально в течение двух лет обеспечить   
вот именно этих детей, стоящих в очереди, местами в детских дошкольных          
учреждениях, именно детей в возрасте до трёх лет. Таким образом, концепцию      
настоящего проекта закона мы поддержать не можем, вместе с тем уверенно         
говорим, что поддерживали и будем поддерживать в дальнейшем инициативы,         
направленные на поддержку семьи, на поддержку материнства и детства.            
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает Государственной Думе отклонить          
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич.                                                        
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Уважаемая Елена Григорьевна, реализация данного федерального закона потребует   
очень больших изменений. Первое: необходимо будет внести изменения в            
законодательство об обязательном социальном страховании - поскольку мы          
увеличиваем страховые возможности, мы должны увеличить и страховую нагрузку,    
то есть налоги. Второе: мы должны будем внести изменения в Налоговый кодекс и   
увеличить страховой взнос на тех, кто завтра будет получать эту выплату. Вы     
считаете это верным и правильным?                                               
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Я считаю, что взнос мы можем и не повышать, это наше с вами       
право. Мы вам представили концепцию законопроекта и будем очень рады, если вы   
вместе с нами начнёте дополнять этот законопроект, вносить ко второму чтению    
такого рода поправки. Мы готовы внести изменения и в Бюджетный кодекс - я       
только не помню, что это за статья, которую мы должны изменить. Давайте         
начнём работать над этой темой, раз вы понимаете, что она важна и нужна. В      
течение двух лет 396 тысяч мест - или сколько вы сказали? - мы с вами не        
родим. У нас очень большая проблема, особенно в местах плотной застройки        
экономкласса, где живут молодые семьи. В течение последних лет у застройщиков   
не было обязательства строить там социальные учреждения. Именно в этих местах   
до сих пор проблема с трёхлетками, с детьми детсадовского возраста, а уж про    
ясли я и не говорю, поэтому давайте, пока не решим проблему, продлим сроки      
выплаты компенсации матерям. Для многих это единственный источник средств,      
особенно это касается неполных семей.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аршинова Алёна Игоревна, пожалуйста.                      
                                                                                
АРШИНОВА А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемая Елена Григорьевна, хотелось бы просто напомнить, что фракция          
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" очень часто говорит о закредитованности регионов, и       
очень жаль, что, представив такую концепцию, законопроект, вы фактически        
ставите в неудобное, неловкое положение регионы, которые должны будут           
осуществлять эти выплаты. Кроме того, надо учесть предыдущий опыт. Нам за три   
года удалось на 130 миллиардов рублей открыть более 5 тысяч новых детских       
садов, в том числе за счёт реконструкции, и в эти садики пошло больше           
миллиона детей. За два года вполне возможно предоставить места в детских        
садах не только тем, кто заявился, но и ещё минимум 150 тысячам тех, кто не     
заявился ввиду того, что этих детских садов нет.                                
                                                                                
Вопрос: как вы считаете, может быть, лучше потратить эти деньги, причём         
федеральные, на строительство детских садов, чем выплачивать, получается, по    
минимуму - 3 тысячи рублей, как вы рассчитываете? Кроме того, есть              
электронная... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Речь не идёт о региональном бюджете, здесь речь идёт о            
федеральном бюджете и бюджете Фонда социального страхования, как вы помните.    
Решить проблему регионов можно за счёт трансфертов из федерального бюджета,     
как мы делаем в других вопросах, и к тому же это не самые большие деньги.       
                                                                                
Что касается решения проблемы в течение трёх лет, вы знаете, что нормативы на   
ребёнка в детском саду резко сократились: было 2,6 метра на каждого ребёнка,    
а теперь 2 метра - за счёт уплотнения групп мы решили определённую проблему.    
                                                                                
Потом, я не очень понимаю, в какое неудобное положение мы ставим региональные   
власти? Пусть граждане будут в удобном положении! Давайте поможем молодым       
матерям, мы же заинтересованы в том, чтобы они вышли на работу или, если они    
не вышли на работу, чтобы у них была возможность кормить ребёнка. Вот об этом   
мы, собственно, и беспокоимся.                                                  
                                                                                
А параллельно давайте строить детские сады, правильно, только за счёт           
федерального бюджета они не строятся, в федеральном бюджете нет такой строки.   
Детские сады - это прерогатива муниципальных образований, насколько я           
понимаю...                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич.                                 
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Уважаемая Анна Александровна, с вашим заявлением, что у нас      
всё решено с детишками в возрасте от трёх до семи лет, как вы сказали в своём   
содокладе, позволю себе не согласиться. В Кировской области, в Республике       
Марий Эл на приём постоянно приходят люди и говорят, что в детских садах мест   
нет. То, что печатают исполняющие обязанности губернаторов на своих билбордах   
во время предвыборной кампании относительно количества детских садиков,         
которые они якобы построили, и мест в них, явно не соответствует                
действительности.                                                               
                                                                                
И второе. Абсолютно правильно коллега сказала, что не хватает не только         
садиков, но и яслей. При этом департаменты образования ещё умудряются так       
давать направления: когда двое детей погодки, одному дают место в одном         
детском саду, а второго ребёнка отправляют на другой конец города, а когда      
появляется третий малыш и ему требуются ясли, маме заявляют, что им и так       
дали два места в детских садах - хотя и в разных концах города - и что ясли     
им вообще не полагаются... (Микрофон отключён.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчику включите микрофон.                           
                                                                                
КУВЫЧКО А. А. Кирилл Игоревич, вы объяснили ситуацию, а вопрос в чём            
заключается? Уточните, пожалуйста.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите вопрос.                                         
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос заключается в том, что, может быть, есть смысл            
действительно поддержать эту норму, потому что тем самым мы предоставим         
возможность определить, какое количество маленьких детей не получили            
направления в ясли, и лишим чиновников возможности бравировать тем, что         
старшему ребёнку предоставлено место. Ведь в регионах очень часто встречаются   
такие ситуации.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КУВЫЧКО А. А. Кирилл Игоревич, мы не бравируем цифрами, мы говорим, что         
действительно существует нехватка мест в ясельных группах, мы это признаём и    
приводим абсолютно объективные цифры.                                           
                                                                                
Что касается неполного обеспечения местами детей в возрасте от трёх до семи     
лет. Я депутат-одномандатник, и меня уже давным-давно не беспокоят по таким     
вопросам. Конечно, есть единичные случаи, я допускаю это, мы видим общие        
цифры, которые даёт министерство, а с каждым случаем непредоставления нужно     
разбираться отдельно. Но из практики и из общения с коллегами, которые          
представляют регионы, становится абсолютно понятно, что на 99 процентов эта     
проблема решена.                                                                
                                                                                
Что касается мест в ясельных группах, признаём, и об этом говорил наш           
президент, 326 тысяч - это те цифры, о которых стоит говорить, и эта проблема   
должна быть решена в ближайшие два года.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Елена Григорьевна, не могу не отметить железную логику вашего    
законопроекта, чувствуется, что вы скрупулёзно отнеслись к проблеме, судя по    
расчётам. Скажите, нет ли у вас понимания, какая вообще сумма нужна для         
строительства достаточного количества данных социальных учреждений?             
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Нет, у нас не было задачи выяснить это, мы считали по головам     
тех, кому понадобится такое материальное стимулирование. Давайте спросим        
профильный комитет, комитет по строительству, наверное, это их задача:          
посчитать, сколько на это нужно будет денег. Но я думаю, что нужно будет        
гораздо больше, чем 7 464 715 000 тысяч рублей, которые, по нашим расчётам,     
нужны для матерей, - строительство всё-таки дело дорогое.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Березуцкий Юрий Николаевич.                               
                                                                                
БЕРЕЗУЦКИЙ Ю. Н. Вопрос Елене Григорьевне.                                      
                                                                                
Уважаемая Елена Григорьевна, безусловно, бесспорно, заслуживает уважения        
внимание к этому вопросу, но, этот вопрос такой щепетильный, что надо к нему    
так же очень щепетильно подходить. Мой вопрос будет тоже касаться неудобного    
положения органов местного самоуправления. Я позволю себе напомнить, что в      
статье 9 закона № 273-ФЗ "Об образовании..." прямо написано - по-моему, это     
пункт 1, - что к полномочиям органов местного самоуправления относится          
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного             
образования. В связи с этим возникает коллизия. Вот новеллы, которые вы         
предлагаете, предполагают, что эти полномочия заберут на федеральный уровень    
- вы упомянули источники финансирования для реализации этой идеи - или нужно    
будет увеличить финансирование регионов для выполнения этих полномочий с        
достаточно принципиальным изменением бюджетной росписи?                         
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г. Мы исходили из того, что социальная политика является             
полномочием федерального правительства, это входит в их полномочия в            
соответствии с законом "О Правительстве Российской Федерации". Поэтому мы и     
посчитали, что федеральное правительство из федерального бюджета должно дать    
одну часть соответствующей суммы, а вторую часть Фонд социального страхования   
должен выделить для тех, кто работал. Вы знаете, мы делали расчёты по данным    
за 2016 год, так как этот проект закона мы вносили ещё в конце прошлого         
созыва, он очень долго лежал в комитете.                                        
                                                                                
У нас есть ещё проблема с военнослужащими, которую мы предлагаем решить,        
правда, в другом законопроекте. У них есть проблема, когда отец ещё не пришёл   
со службы по призыву, а на ребёнка уже перестают выплачивать пособие. Дело в    
том, что у нас призывают на военную службу мужчин, у которых есть дети, то      
есть ребёнку уже год, отца призвали, он ещё не вернулся, а мать с ребёнком      
уже остались без средств к существованию.                                       
                                                                                
У нас вообще целый комплекс вопросов, которые нам с вами предстоит решить. И    
я очень прошу и профильный комитет, и все остальные комитеты, и регионы         
озаботиться этой проблемой, если мы хотим, чтобы у нас в стране подрастали      
детишки.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Абрамов Иван Николаевич, пожалуйста.                      
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к представителю комитета.                                         
                                                                                
Уважаемая Анна Александровна, мы живём в XXI веке, и мы видим, как мир вокруг   
нас очень динамично развивается, мы видим, как появляются новые профессии,      
новые компетенции. И когда женщина уходит в отпуск по уходу за ребёнком на      
полтора года, мы все понимаем, что часть навыков она теряет и потом, когда      
возвращается, возможно, становится уже даже неконкурентоспособна на рынке       
труда.                                                                          
                                                                                
Кстати, некоторые субъекты решают эти проблемы. Вот в Смоленской области, где   
губернатор от ЛДПР Алексей Островский, полагается доплата, если ребёнку не      
предоставляется место в детском саду. Не считаете ли вы, что вот такой подход   
- у нас ведь даже в Конституции написано, что образование, в том числе          
дошкольное, должно быть общедоступным, - когда мы одним детям в возрасте от     
полутора до трёх лет даём место в садике... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
КУВЫЧКО А. А. Не совсем до конца был задан вопрос, тем не менее могу сказать    
следующее. Безусловно, у данной проблемы должно быть очень много решений. И я   
могу сказать, и как женщина, и как многодетная мама, что каждая женщина имеет   
право выбирать сама: полтора года или три находиться в отпуске по уходу за      
ребёнком. Наша задача - сделать всё возможное, чтобы у неё такой выбор был, и   
именно об этом мы говорим, именно такие решения мы принимали на последнем       
заседании комитета, и именно такие решения мы с вами принимали вчера на         
заседании Государственной Думы.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня очень простой вопрос к содокладчику, представителю комитета.             
                                                                                
Прозвучали замечания к законопроекту. Не находите ли вы, что оба замечания      
вполне можно учесть при подготовке законопроекта ко второму чтению? Например,   
если мы говорим о сверке списков семей, нуждающихся в местах в дошкольных       
учреждениях, и об альтернативе между получением места в таком учреждении и      
получением пособия, то очевидно, что эту задачу достаточно легко решить,        
такая задача вовсю решается в отношении другой категории льготников, в          
отношении работающих пенсионеров она эффективно решается - я говорю об          
индексации. Почему бы к этим вопросам, собственно, не вернуться во втором       
чтении? Что вас смущает в концепции законопроекта?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КУВЫЧКО А. А. Уважаемые коллеги, на самом деле члены комитета очень             
внимательно подошли к рассмотрению данного вопроса и буквально прониклись его   
концепцией, но мы не можем не учитывать, как справедливо замечают коллеги из    
фракции ЛДПР, что жизнь постоянно меняется, а этот законопроект был внесён      
достаточно давно, Елена Григорьевна об этом сказала. Безусловно, мы не можем    
сейчас не признавать очевидных вещей и определённой динамики в поддержке        
семьи, демографическая ситуация улучшается, в этом плане очень много            
делается. Мы не считаем, что замечания, которые я привела в своём докладе,      
могут быть учтены именно в контексте законопроекта, тем не менее мы считаем,    
что это правильное направление, мы это тоже признаём и об этом сегодня          
говорим. Но на сегодняшний день, повторяю, замечания, которые к этому           
законопроекту есть, мы считаем, на этом этапе не могут быть учтены.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня к представителю комитета вопрос.                                         
                                                                                
Всё-таки хотелось бы услышать: вы концептуально - это же первое чтение -        
признаёте обязательства государства по обеспечению детей местами в дошкольных   
учреждениях и то, что государство должно нести ответственность? Логика нашего   
законопроекта в том, что, если государство не может обеспечить, оно             
финансирует. У государства есть выбор: либо выплачивать пособия, либо строить   
детские сады и ясли - вот, собственно, и всё. Что вы имеете против такой        
логики?                                                                         
                                                                                
КУВЫЧКО А. А. Валерий Карлович, я уже говорила об этом, но повторю: мы          
считаем, что выбор должен быть прежде всего у женщины, это действительно её     
личный выбор, и государство должно сделать всё возможное, чтобы такой выбор у   
неё был. Что касается инициатив, ответ уже прозвучал, и даже не с точки         
зрения замечаний комитета, а с точки зрения изменившихся реалий. Я считаю, мы   
вполне можем сделать всё возможное для того, чтобы такой выбор у женщины был.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я думаю, очень правильно, что мы этот        
вопрос рассматриваем, мы можем по-разному мыслить, у нас могут быть разные      
концепции. Я так понимаю, что комитет, который рассматривал данный              
законопроект, считает, что нужно напрячься и решить вопрос с обеспечением       
детскими садами, пообещать, что это в ближайшее время будет выполнено, и на     
этом, наверное, вопрос и снять. Я считаю, что нужно систему обеспечения         
детскими садами посмотреть более широко, на примере тех школ, которые мы        
усиленно строили в последнее время в связи с отсутствием необходимого           
количества мест, нужно оценить демографическую яму, в которую мы попадаем, и    
задуматься, что будет с теми школами, которые мы уже построили, и что ожидает   
детские сады.                                                                   
                                                                                
По моему глубокому убеждению, стремиться любыми путями закрыть эту нишу по      
детским садам, для детей в возрасте от полутора до трёх лет, тоже не панацея.   
Почему? Давайте посмотрим, во сколько обходится содержание ребёнка в детском    
саду государству, ну или муниципальному образованию, не важно, сам факт         
содержания: в разных детских садах по-разному, это зависит от целого            
комплекса мероприятий, от затрат на техническое содержание, от размера сада,    
есть сады с бассейнами, есть без бассейна, тем не менее это может быть и 10     
тысяч, и 20 тысяч рублей на ребёнка. Давайте помимо текущего содержания         
посчитаем, сколько средств капитальных вложений потребуется для того, чтобы     
эти детсады построить. В результате получаем сумму, размер которой в принципе   
не позволяет решить эту проблему в ближайшей перспективе.                       
                                                                                
Мы столкнулись с этой темой, когда в прошедшие годы строили в больших           
количествах спортивные комплексы. Если кто-то не знает, расскажу: когда такой   
комплекс - строились они в основном, конечно, субъектом, а не муниципальными    
образованиями - передавался муниципальному образованию, в район, там за         
голову хватались, потому что содержание комплекса, особенно если там ещё лед    
есть, составляло 5-10 миллионов рублей, а это дополнительная нагрузка на        
районный центр. У них физически нет таких денег, они просто не знали, что       
делать. Сейчас ситуация аналогичная: даже если мы найдём капитальные средства   
на строительство детских садов, на их содержание уже средств нет, потому что,   
мы видим, и я вам говорил вчера, муниципальные образования начинают урезать     
всё, что возможно, - у них катастрофически не хватает средств.                  
                                                                                
Что в этом законопроекте полезного, важного и интересного? Я считаю, что есть   
такое публичное обязательство у государства - обеспечить детским садом, - его   
нужно признавать и его нужно монетизировать. Его нужно монетизировать с одной   
лишь целью: семья должна рублём проголосовать, решить, в какой детский сад      
пойдёт ребёнок - в государственный или в частный. То есть мы обязательно        
должны иметь регулирующую ёмкость в виде частных детских садов, которые будут   
подстраиваться под демографическую ситуацию. Ничего другого придумать нельзя.   
Если мы сейчас поставим цель построить по всей территории России это огромное   
количество детских садов - сколько не хватает, - то потом получим ситуацию,     
как сейчас в сельских местностях: там не только детские сады, там школы         
ликвидируются, огромные замечательные двухэтажные здания с отоплением, мы их    
закрывают - и практически мы их теряем, их не будет.                            
                                                                                
Вопрос, который сегодня авторы проекта поднимают, не только социальный, но и    
глубоко экономический. На мой взгляд, всё-таки необходимо сесть и посчитать,    
нужны ли нам такие капитальные вложения, а может быть, монетизировав эту        
тему, мы тем самым дадим возможность развиваться государственно-частному        
партнёрству, во-первых, во-вторых, сможем иметь вот ту подвижную часть, в       
детсады и школы, которые будут, скажем, возникать и перепрофилироваться в       
зависимости от демографической ситуации.                                        
                                                                                
Но в целом это правильно, и фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто будет от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступать?                           
                                                                                
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В. Обсуждая данный вопрос, мы должны понять, в какой демографической    
ситуации находимся. Буквально несколько дней назад коллега Исаев с этой         
трибуны говорил, что мы пережили, преодолели проблему так называемого           
русского креста (или российского: мы многонациональная страна). На самом деле   
не пережили: в этом году смертность превышает рождаемость на 250 тысяч          
человек. В прошлом году - на 40 тысяч человек, в этом - на 250 тысяч. Лишь в    
12 регионах Российской Федерации коэффициент рождаемости достаточен для         
простого воспроизводства населения, и - вот хотел специально привлечь           
внимание коллег из фракции ЛДПР - это вовсе не кавказские территории. Только    
в Чечне коэффициент рождаемости достаточен для простого воспроизводства,        
остальные регионы - это сибирские, дальневосточные территории. На Кавказе       
такая же катастрофическая демографическая ситуация, как и на остальной,         
равнинной части России. Для примера: в Дагестане коэффициент рождаемости        
ниже, чем в Пермском крае. Мне кажется, это очень яркая иллюстрация,            
позволяющая понять, что происходит.                                             
                                                                                
Далее. В этом году в 84 из 85 регионов Российской Федерации рождаемость         
сократилась по сравнению с прошлым годом. То есть мы не просто на краю          
глубокой ямы, мы в неё стремительно входим, и надо понимать, какие будут у      
этого долгосрочные последствия. Первое - это, безусловно, сокращение в          
среднесрочной перспективе (30-40 лет) населения Российской Федерации примерно   
на треть. И это не преувеличение. Если мы возьмём возрастные диапазоны,         
скажем, людей в возрасте от 25 до 35 лет и от новорождённых до десятилетних,    
то людей в возрасте от 25 до 35 лет у нас 25 миллионов человек, а в группе от   
новорождённых до десятилетних - 17 миллионов, на треть меньше. Это цифры, это   
факты, это статистика Росстата.                                                 
                                                                                
Понятно, что речь идёт не только о сокращении населения, речь идёт о глубоком   
провале с точки зрения трудовых ресурсов и пенсионного обеспечения. Понятно,    
что возрастает в перспективе - не сейчас, ещё не сегодня, сегодня ситуация      
достаточно благоприятная, - в перспективе очень сильно возрастает нагрузка на   
работоспособных людей, на работающих людей. Более того, мы понимаем, что нет    
системы переквалификации, переподготовки кадров после того, как люди            
завершают учёбу в учебных заведениях, соответственно, люди в возрасте старше    
40 лет на рынке труда не востребованы. Да, они могут работать, да, они на       
что-то способны, но их квалификация уже не нужна. И обращу внимание ещё на      
одно очень яркое тому подтверждение: в стране каждое пятое рабочее место -      
это водители, продавцы и охранники. Что это за профессии такие, что это за      
специализация такая? Мы хорошо понимаем, что это умирающие профессии, их не     
будет, они уходят по мере автоматизации. Таким образом, тема демографии - это   
тема ключевая для понимания будущего страны, это основополагающий вопрос, и     
фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" неоднократно об этом говорила.                    
                                                                                
Да, действительно, в последние десять лет предпринимались те или иные шаги,     
но надо понимать, что эти шаги носили некий разовый, такой прорывной            
характер, после чего их потенциал быстро иссякал. Я приведу примеры только по   
четырём показателям, что же у нас происходит с точки зрения финансирования      
моделей поддержки демографии в Российской Федерации: начиная с 2012 года        
размер единовременного пособия при рождении ребёнка в реальном исчислении       
(минус инфляция) сократился на 18 процентов; размер пособия до достижения       
ребёнком полутора лет сократился на 20 процентов; размер материнского           
капитала после 2012 года сократился на 23 процента, и, учитывая отказ в его     
увеличении, мы понимаем, что эта тенденция продолжается; наконец, размер        
родового сертификата начиная с 2012 года сократился на 35 процентов. Это        
политика, направленная содержательно, в корне своём, на уменьшение              
рождаемости в Российской Федерации, и плоды её достаточно очевидны, я об этом   
уже говорил: в России рождаемость ниже, чем во Франции, ниже, чем в Дании,      
ниже, чем в Швеции, ниже, чем в Исландии, ниже, чем в Норвегии, и ниже, чем в   
Нидерландах. Это более чем яркие, мне кажется, иллюстрации.                     
                                                                                
Что предлагает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Да, действительно, в последние    
несколько дней благодаря публичному заявлению и решению президента принято      
то, что было немыслимо в этом зале месяц назад, когда мы говорили, что нет      
денег, - принято решение поддержать рождение первенцев после 1 января 2018      
года и несколько расширить диапазон применения материнского капитала. Но мы     
не полагаем эти меры достаточными: мы находимся в ситуации системного           
кризиса, где требуется очень широкий диапазон мероприятий.                      
                                                                                
Что касается детских садов. Ведь совершенно правильно было сказано, что через   
несколько лет детские сады будут пустовать, и мы должны понимать это. Сейчас    
требуется поощрение семей, а не поощрение объектов, которые будут далеко не     
востребованы в той демографической конструкции, в которой мы находимся, хотя    
надо строить и садики, и ясли. (Кстати, впору задуматься и об уплотнении в      
школах - вот где действительно необходимо очень существенное и качественное     
расширение.) Нам говорят, что проблема по детским садам в целом решена, - она   
решена с точки зрения некой усреднённой модели. Города большие, города          
разные, и когда, к примеру, строятся кварталы для многодетных семей, при        
предоставлении им семейных участков мы понимаем, что кварталы-то на сотни       
семей строятся, а вот детские сады, школы и ясли в этих кварталах не            
строятся, и возникает проблема с обеспечением перевозки детей к объектам        
образовательной инфраструктуры.                                                 
                                                                                
Предложение, которое сегодня представлено фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", на    
самом деле нулевое по затратам для бюджета - это 0,05 процента бюджета          
Российской Федерации на 2018 год. Это сумма, которая относится к категории      
астрономически ничтожных, сумма, о которой на самом деле несерьёзно говорить,   
поэтому, кстати, докладчик от комитета и не возражал в части                    
финансово-экономического обоснования, но это одно из мероприятий, нужных        
(кстати, тоже далеко не достаточное) для того, чтобы мы пережили, перешли       
порог, избежали демографической катастрофы, в которую страна реально            
погружается. Я эти цифры уже называл - повторю их ещё раз для закрепления: в    
этом году из 85 субъектов Российской Федерации рождаемость снизилась в 84, в    
73 регионах уровень рождаемости недостаточен для простого воспроизводства       
населения и коэффициент рождаемости упал по сравнению с прошлым годом, а по     
смертности наша страна на 123-м месте в мире.                                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" настаивает на принятии данного закона. И          
вообще, очевидно, что нам необходима широчайшая дискуссия по этой ключевой      
теме.                                                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Окунева Ольга Владимировна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ОКУНЕВА О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Приятно было   
услышать в выступлениях коллег, как и в их вопросах, обеспокоенность            
демографической ситуацией в стране. Фактически мы сегодня ещё раз выразили      
поддержку инициативам президента, которые обсуждались вчера, мы понимаем, что   
принятие мер, предложенных Президентом Российской Федерации, своевременно, и,   
безусловно, эти меры должны сказаться на изменении демографической ситуации.    
                                                                                
Вы знаете, кажется, что тема сегодняшнего обсуждения вроде бы неразделима, но   
всё же её можно разделить на две части. Во-первых, никто, ни одна из фракций    
в этом зале не отрицает, что вопросами демографии действительно надо            
заниматься серьёзно, надо оказывать поддержку семье, детям. И вторая часть -    
это предложенный сегодня для обсуждения законопроект, его концепция. И мне      
хотелось бы, выступая от фракции, остановиться в том числе на содержании        
законопроекта, при этом я поддерживаю, коллеги, ваше предложение о том, что     
тема демографии должна систематически звучать в каждом из комитетов: и когда    
мы создаём рабочие места, и когда предлагаем какие-то реформы в                 
здравоохранении, и когда понимаем, что количество женщин фертильного возраста   
в стране уменьшается и надо создавать им все условия на работе, заниматься      
охраной труда, и когда обсуждаем многие другие темы - это и строительство       
перинатальных центров, чтобы дети, родившиеся с малой массой тела, выживали и   
впоследствии были здоровыми гражданами России, и ещё целая совокупность         
вопросов.                                                                       
                                                                                
Что касается узко законопроекта. Я тоже являюсь членом Комитета по вопросам     
семьи, женщин и детей, и, готовясь к сегодняшнему заседанию, я подняла          
стенограмму и посмотрела, как шло обсуждение вопроса на заседании комитета.     
Члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечали, что вопрос об очерёдности довольно      
сложный. Почему? Дети ходят в частные детские дошкольные учреждения - и         
хорошо, что развивается этот сектор, - но при этом продолжают состоять на       
учёте в очереди.                                                                
                                                                                
Сегодня Президент Российской Федерации, выступая перед журналистами на          
пресс-конференции и отвечая на вопрос об итогах реализации майских указов,      
сказал, что, безусловно, исполнение этих указов удовлетворительное, но при      
этом, говоря о необходимости создания дополнительных мест в детских садах,      
отметил, что в ряде регионов надо серьёзно заниматься этой проблемой. Об этом   
же президент говорил в том числе на заседании Координационного совета по        
реализации Национальной стратегии действий в интересах детей, и впоследствии    
были даны поручения о строительстве детских садов и о том, что начиная с        
двухмесячного возраста ребёнка мама должна иметь право на место для него в      
детском саду.                                                                   
                                                                                
Мы сегодня не говорим о группах по присмотру и уходу за детьми при вузах, их    
довольно мало, а обеспечить возможность посещения таких учреждений              
действительно очень важно.                                                      
                                                                                
Также в законопроекте авторы не отразили вопросы, связанные с невыплатой        
данного пособия, когда ребёнок перестанет посещать частное учреждение - в       
котором, кстати, все образовательные программы оплачивает государство, - так    
как получит по очереди место в государственном (муниципальном) детском          
дошкольном учреждении. Что, на ребёнка будут продолжать платить пособие? Вот    
такие детали и многие механизмы в законопроекте не прописаны.                   
                                                                                
Вы знаете, не могу не сказать и вот о чём. Ещё когда наши коллеги - депутаты    
Государственной Думы, авторы законопроекта, представляли его в комитете, тем,   
кто присутствовал от группы авторов, было сказано (просто дословно зачитаю из   
стенограммы): "Я хочу сказать, что закон, конечно, абсолютно популистский,      
поэтому эту критику я принимаю, хотя аналогичная ситуация наблюдалась в ряде    
регионов..." - и приводятся примеры.                                            
                                                                                
Действительно, в Смоленской области - и мне приятно слышать от коллег из        
фракции ЛДПР упоминание о ней, потому что я работала у Алексея Владимировича    
Островского заместителем губернатора по социальным вопросам, - несмотря на      
сложную экономическую ситуацию, приняли решение выплачивать вот такое пособие   
детям-инвалидам, которые не могут посещать детский сад. И на территории         
Российской Федерации действительно много регионов, где органы власти            
субъекта, зная, как подчёркивали коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", что        
органы местного самоуправления не обеспечивают местами в детских дошкольных     
учреждениях, чтобы оказать помощь семьям, принимают такие решения и берут       
расходы на себя.                                                                
                                                                                
Мы не можем сейчас, когда уже принят бюджет - за который проголосовали,         
кстати, не все фракции, - взять ещё одну статью расходов, которая не будет      
обеспечена бюджетными средствами, понимая, какие большие расходы нам            
предстоят. Здесь, в этом зале, наша фракция дала обязательства перед            
избирателями не заявлять расходов, которые не могут быть реализованы.           
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает этот популистский законопроект, хотя    
и считает, что для государства очень важна поддержка семьи и детей.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Автор?           
Содокладчик? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока     
выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком".                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     93 чел.                                          
Не голосовало                 357 чел.79,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 80

23.11.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1103300-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части продления срока выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребёнком".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1027 по 1033 из 7657
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с командировкой докладчиков прошу        
перенести на 6 декабря рассмотрение вопросов 24, 55, 56, 73 и 117.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенос на 6 декабря.                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1138 по 1141 из 7657
Предложение коллеги Гартунга - 24, 55, 56, 73 и 117-й вопросы перенести на 6    
декабря в связи с отсутствием докладчика. Нет возражений, коллеги? Нет          
возражений. Принимается, на 6-е переносим.