Заседание № 120

06.06.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1103068-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" (в части ограничения предельной суммы процентов по договору займа (кредита).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2462 по 2606 из 5431
Уважаемые коллеги, переходим к 6-му вопросу повестки дня. Проект федерального   
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О потребительском кредите     
(займе)". Доклад Валерия Фёдоровича Рашкина.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Фёдорович.                                                  
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, рассматриваемый законопроект - вчера мы         
обсуждали связанный с этим вопрос - призван нормализовать общественные          
отношения, касающиеся некоммерческого кредитования, выдачи займов. Мы           
предлагаем ограничить предельную сумму процентов по договору займа (кредита),   
учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, выраженную в             
определении от 29 марта 2016 года, согласно которой условия договора не могут   
быть явно обременительными для заёмщика. В соответствии с пунктами 1 и 2        
статьи 10 Гражданского кодекса не допускаются действия граждан и юридических    
лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а   
также злоупотребление правом в иных формах. Таким образом, поведение            
заимодавца при определении размера процентов за пользование займом свыше 500    
процентов годовых было признано Верховным Судом недобросовестным. Однако на     
данный момент предельная сумма процентов по договору займа (кредита),           
установленная Банком России, не соотносится с принципами добросовестности       
действий сторон общественных отношений, так как она чересчур высока -           
достигает 818 процентов. Это огромная сумма, просто зашкаливает!                
                                                                                
Подобная политика Центробанка не ограничивает произвол кредитных и              
микрофинансовых организаций при установлении процентных ставок, что влечёт за   
собой серьёзные негативные последствия для многих граждан, являющихся           
заёмщиками. Так, по данным Национального бюро кредитных историй, показатели     
индекса кредитного здоровья граждан демонстрируют рекордно низкие значения: в   
первые четыре месяца 2016 года просрочка в сегменте кредитов на покупку         
потребительских товаров выросла до 17,2 процента; в апреле 2016 года средний    
размер выданного кредита превысил 155 тысяч рублей, количество заёмщиков,       
имеющих пять и более одновременно действующих кредитов, составило 306 тысяч     
человек. По данным Объединённого кредитного бюро, у 59 процентов, то есть       
более чем у половины, экономически активного населения России есть              
непогашенные кредиты, причём в Республике Алтай этот показатель достиг 91       
процента, в Бурятии - 79 процентов, в Тыве - 78, в Курганской области - 77      
процентов и так далее. В Москве в 2015 году было выдано 2,3 миллиона кредитов   
общим объёмом более 413 миллиардов рублей.                                      
                                                                                
С учётом того факта, что в России значительная часть населения относится к      
бедным слоям - более 19 миллионов на тот период, а сейчас более 21 миллиона     
живут за чертой бедности, - то есть крайне нуждаются в кредитах, но заведомо    
не смогут выплачивать устанавливаемые проценты, предлагаемый законопроект       
следует рассматривать не как ограничивающий свободу гражданско-правовых         
отношений, а как отчасти компенсирующий недоработки государства, допущенные в   
результате неисполнения им своей социальной функции - обеспечения достойного    
уровня жизни граждан в соответствии с Конституцией России. В связи с этим       
ограничение сумм выплат по некоммерческим кредитам и займам является мерой,     
на наш взгляд, восстанавливающей право заведомо более слабой стороны            
отношений кредитования.                                                         
                                                                                
При этом необходимо отметить, что стремление к противодействию реализации       
международными и национальными банками ряда провозглашаемых ими задач далеко    
не всегда связано с ограничением их прав и нарушением свободы рыночных          
отношений. Например, председатель правления "Юниаструм Банка" Алла Цытович на   
банковском форуме Института Адама Смита в Лондоне заявила: "Я не вижу проблем   
с закредитованностью населения, которыми нас пугают правительство и пресса...   
Вопрос в том, как их [людей] загнать в кредитную кабалу, чтобы они наконец      
начали брать кредиты". Честно, открыто, откровенно!                             
                                                                                
Выступавшие на форуме представители банковской сферы также отметили, что у      
российских граждан очень короткий горизонт планирования. Даже ипотечный         
кредит, который банк выдаёт на двадцать лет, заёмщик гасит в среднем за         
пять-семь лет. "По розничным кредитам граждане планируют на год-два, а мы       
[банки] заинтересованы в более длинном сроке, например десять лет, или чтобы    
люди передавали свои долги из поколения в поколение", - отметил старший         
вице-президент "БИНБАНКа" Пётр Морсин, сославшись на мировой опыт.              
                                                                                
Меры, предлагаемые в проекте федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", о котором мы говорим,    
среди прочего направлены на недопущение закабаления нашего населения, граждан   
Российской Федерации. Это очень полезный законопроект, просим его внимательно   
рассмотреть и принять в первом чтении. Если ко второму чтению будут             
изменения, готовы их рассматривать.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.                               
                                                                                
Содоклад Данилы Евгеньевича Шилкова.                                            
                                                                                
Пожалуйста, Данила Евгеньевич.                                                  
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, представленным законопроектом предлагается установить       
фиксированную предельную сумму процентов для разных категорий потребительских   
кредитов, однако действующим законодательством уже предусмотрен иной механизм   
защиты прав заёмщиков: ограничена полная стоимость кредита, ограничен размер    
неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, кроме       
того, на кредитора возложена обязанность представлять заёмщикам полную и        
достоверную информацию о кредите. Вчера мы подобный законопроект уже            
рассматривали.                                                                  
                                                                                
Представленный законопроект и материалы к нему не содержат экономического       
обоснования для установления предельных размеров процентов на предлагаемом      
уровне, а также оценки последствий установления таких ограничений, в связи с    
чем Комитет по финансовому рынку рекомендует отклонить законопроект.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику? Есть        
вопросы.                                                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вострецов Сергей Алексеевич.                                                    
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Валерий Фёдорович, вы всегда хорошие законопроекты предлагаете, но хотелось     
бы всё-таки конкретизировать: как происходит такое регулирование за рубежом и   
есть ли вообще опыт подобного регулирования где-то?                             
                                                                                
РАШКИН В. Ф. За похвалу благодарю взаимно, как в той басне.                     
                                                                                
Есть такой опыт практически во всех странах, которые работают в рыночных        
условиях, и это естественно, здесь не может быть произвола, не может быть,      
так сказать, стихии, стихийности, и ограничения сумм процентов по кредитам и    
по займам, которые выдаются гражданам, есть, в любой стране определены          
разумные границы. Вот эти разумные границы мы и предлагаем установить, они      
экономически выверены исходя из опыта нашей страны, из опыта и                  
законодательства зарубежных стран, с учётом состояния, бедности большинства     
граждан Российской Федерации это очень рационально.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                   
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Валерий Фёдорович, я всё-таки хотел бы уточнить: из      
каких источников вы брали вот эти заявления, в частности какой-то женщины -     
директора банка, которая заявила, что их задача - загнать россиян в долговую    
кабалу? Дело в том, что в соответствии с нашим Регламентом депутаты в своём     
выступлении не вправе использовать заведомо ложную информацию, а то, что вы     
сейчас зачитали, похоже, либо бред сумасшедшего (я не вас имею в виду, а того   
банкира, который это сказал), либо я даже не знаю что.                          
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Спасибо огромное за вопрос. Я согласен по поводу сумасшествия.     
Это был банковский форум, конкретный, это опубликовано в средствах массовой     
информации, эти фразы взяты из выступлений, и я гарантирую, что они один к      
одному, на сто процентов, соответствуют опубликованному средствами массовой     
информации докладу, выдержке из этого доклада.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3065 по 3305 из 5431
Возвращаемся к рассмотрению 6-го вопроса: мы его начали рассматривать до        
перерыва, наши коллеги записались, чтобы задать вопрос.                         
                                                                                
Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич.                                               
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
У меня вопрос к докладчику от комитета.                                         
                                                                                
На самом деле вы совершенно справедливо отметили, что вчера мы рассматривали    
аналогичный законопроект, очень похожий по содержанию, но эта констатация       
порождает вопрос: а почему мы сегодняшний законопроект вчера не                 
рассматривали, если эти законопроекты являются содержательно весьма близкими,   
ну и где-то даже, наверное, альтернативными?                                    
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е. Олег Васильевич, потому что мы не успели рассмотреть его вчера и   
перенесли на сегодня.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Черкасов Кирилл Игоревич.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Валерий Фёдорович, безусловно, это очень актуальный вопрос для большинства      
граждан России. В регионах к нам обращаются люди, и вопрос о кредитах,          
которые взяли они или их родственники или по которым они выступили              
поручителями, наверное, один из первых в топе вопросов, которые они задают.     
Но пояснительная записка, которая размещена в базе, 2016 года, за прошедшее     
время был принят ряд законопроектов и в первом, и во втором чтениях. Вы не      
считаете, что надо было актуализировать её с учётом информации, которая         
поступила, и с учётом законодательных новелл, которые мы приняли, и внести      
изменения в законопроект? Хотя, повторяю, его актуальность, на мой взгляд,      
очень высока, согласен с вами полностью.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рашкину Валерию Фёдоровичу микрофон           
включите.                                                                       
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Да, я согласен с тем, чтобы вносимые депутатами Государственной    
Думы законопроекты рассматривались максимум в течение полугода, тогда ни        
актуальность, ни статистика, ни выводы, аргументы, ссылки, в том числе на       
правительственные заключения... Это было то правительство, новое старое, или    
старое новое, кто как называет. Естественно, я за то, чтобы в течение           
полугода такие законопроекты рассматривались, и я внёс законопроект об          
изменении Регламента и ограничении времени нахождения наших законопроектов в    
стенах Государственной Думы сроком не более полугода - я думаю, вы меня         
поддержите.                                                                     
                                                                                
А что касается актуализации цифр - давайте побеседуем, поговорим. Если что-то   
новое появится, готовы воспринять, но на сегодняшний день максимальная ставка   
по кредиту так и осталась на уровне 818 процентов. О чём мы разговариваем?      
Это актуально и сегодня, ничего не изменилось и не изменится, пока закон не     
будет принят. Единственное, что изменилось, - граждане России на сегодня        
задолжали 4 триллиона рублей, а не ту сумму, которую я назвал, это уже почти    
треть бюджета Российской Федерации. Вот это актуально, и это говорит о том,     
что данный законопроект не просто актуален, его необходимо как можно быстрее    
принимать в трёх чтениях и запускать.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос к представителю комитета.                          
                                                                                
Тот законопроект, который был принят полгода назад в первом чтении и который    
тоже был направлен на ограничение процентной ставки, где сейчас, на каком       
этапе и почему замерло его дальнейшее движение?                                 
                                                                                
ШИЛКОВ Д. Е. Данный законопроект будет рассмотрен во втором чтении в июне.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гулевский Михаил Владимирович.                                                  
                                                                                
ГУЛЕВСКИЙ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект   
направлен на нерыночное ограничение суммы процентов по договору займа. По       
нашему мнению, административное ценообразование в отношении кредитных           
продуктов не позволяет быстро учитывать реальные изменения на рынке и           
адекватно отражать текущую стоимость кредита. Такой волевой подход только       
увеличит риски и будет снижать кредитную активность. Баланс интересов           
участников кредитного рынка в действующем законодательстве обеспечен иным       
путём. Например, у кредитора есть обязанность предоставить заёмщику полную и    
достоверную информацию об условиях кредита, установлены ограничение полной      
стоимости кредита, ограничение размера пеней за неисполнение обязательств по    
займу - такие нормы образуют систему правовой защиты заёмщика. Мы не устаём     
повторять, что формирование ответственной позиции граждан при принятии          
решения о заключении кредитного договора достигается прежде всего               
целенаправленной работой над повышением финансовой грамотности населения.       
                                                                                
Ну вот Валерий Фёдорович приводил ряд цифр: на 17,2 процента увеличилась        
просрочка по кредитам (правда, это данные за 2016 год), 155 тысяч рублей -      
средний размер кредита на человека, 306 тысяч человек имеют по пять кредитов,   
на 413 миллиардов рублей взято кредитов только в Москве. Таким образом, цифры   
говорят сами за себя - процесс не останавливается, он идёт, люди пользуются     
этим.                                                                           
                                                                                
И Черкасов Кирилл Игоревич тоже был прав, когда говорил, что в течение          
последних полутора лет мы совместно с Центробанком уже утвердили много          
законодательных актов, которые направлены на помощь заёмщикам.                  
                                                                                
Профильный комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект в    
первом чтении. Правительство с этим согласно и не поддерживает законопроект.    
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данный       
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Щапов Михаил Викторович.                      
                                                                                
ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ситуация с кредитами для      
граждан катастрофическая, и для этого много объективных предпосылок: четыре     
года подряд сокращаются реальные доходы граждан, четыре года подряд растёт      
число людей, находящихся за чертой бедности. Даже с учётом инфляции у людей     
всё меньше денег: в прошлом году падение реальных доходов населения, по         
официальным данным, составило 1,7 процента, но эти цифры не должны никого       
обманывать - в реальности доходы беднейших упали гораздо сильнее. Да, мы        
повысили МРОТ, но эта мера отразится примерно на полутора миллионах             
бюджетников, а за чертой бедности у нас двадцать миллионов человек.             
                                                                                
Наши граждане ищут любые способы выжить. В городах ещё можно взять              
подработку, но на селе, в отдалённых районах просто нет работы, людям           
неоткуда взять дополнительные деньги, поэтому они влезают в долги. В            
соответствии с недавно опубликованным исследованием, в 2017 году 56 процентов   
граждан обратилось за кредитными ресурсами, было выдано на 52 процента больше   
кредитных карт (быстрее всего растёт количество выданных карт с самым низким    
лимитом - менее 100 тысяч рублей), на 30 процентов вырос рынок                  
микрокредитования, в декабре был установлен рекорд за десять лет. Это говорит   
о том, что люди занимают деньги не на долгосрочные покупки - квартиры,          
бытовую технику и так далее, а элементарно для выживания - на еду, покупку      
вещей первой необходимости - либо чтобы рефинансировать другие кредиты, так     
как не справляются с текущей долговой нагрузкой.                                
                                                                                
Такая ситуация предвещает катастрофу. Если этот маховик не остановить, то мы    
получим волну личных банкротств, что приведёт к сильнейшему удару, в том        
числе по банковской системе. Проблема в том, что точечными решениями это не     
лечится, нужны срочные меры, направленные на реальное восстановление            
экономического роста. Обсуждаемый законопроект - это попытка предотвратить      
приближающийся кризис на банковском рынке, остановить неконтролируемый рост     
задолженности граждан, охладить рынок, перестать вытаскивать последние          
копейки из карманов людей и остановить потенциальную волну личных банкротств,   
которая в будущем ударит в том числе по банковской системе. Предложения         
Валерия Фёдоровича направлены как на стабилизацию самой банковской системы,     
так и на защиту интересов самых уязвимых слоёв населения.                       
                                                                                
И в завершение хочу сказать, что государство у нас очень любит спасать          
отдельные банки и отдельных граждан, но пора бы начать спасать и других,        
обычных людей, которых 140 миллионов и которые, собственно, позволяют и         
зарабатывать банкам, олигархам, и формировать федеральный бюджет, именно эти    
люди составляют основу нашей экономики.                                         
                                                                                
Прошу коллег поддержать законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, заключительное слово - докладчик Рашкин       
Валерий Фёдорович.                                                              
                                                                                
РАШКИН В. Ф. Сергей Владимирович Иванов спрашивал про сумасшедших. Я            
подтвердил, и ссылка есть: это публикация, Сергей Владимирович, в "РБК" от 2    
декабря 2014 года. Там более полный текст, кто хочет - может ознакомиться.      
Посмотрите там про банковский форум - циники, самые настоящие циники! И фраза   
Аллы Цытович означает, что проблема банков в том, что есть целая категория      
людей, которые не хотят жить в кредит, и вот, дескать, надо их туда загонять    
- в том числе пользуясь отсутствием нормальной законодательной базы, которая    
нами принимается, правительством и всеми остальными. Циники! Член правления     
"Банка Москвы" Владимир Верхошинский обратил внимание на обилие информации о    
массовых самоубийствах заёмщиков в провинции - у них есть эта информация, они   
обо всём знают, потому что кредиты выдают! Однако он считает, что спекуляции    
спекуляциями, а проблема заключается в нежелании государства образовывать       
население. То, что люди попали в этот капкан и лишают себя жизни - жизни        
лишают! - это их, банки, волнует, но для банков решать эту проблему очень       
дорого. А если кто-то и должен это делать, по их мнению, то государство и       
правительство, то есть мы в том числе, тогда через 10-20 лет мы увидим других   
заёмщиков, которые не будут кончать жизнь самоубийством. Нормально, да? Ну      
надо же что-то делать, уважаемые депутаты! Ну и остальные высказывания там      
очень любопытные, почитайте, настоящие перлы, наводят на размышления. Ничего    
не изменилось у нас сейчас, хоть время и прошло.                                
                                                                                
Предлагаются нерыночные механизмы - вот аргумент комитета по финансовому        
рынку и правительства. А то, что у нас сейчас взвинтили цены на                 
горюче-смазочные материалы, это рыночно, да? Воем воет вся страна, все          
губернаторы, все мэры, граждане на заправках, пикеты пошли - это нормально?     
Дольщиков обманутых - полмиллиона! Мы здесь, в зале, рассматривали эту          
проблему, но количество дольщиков увеличивается. Это рыночно? Что, давайте      
дальше обманывать дольщиков, взвинчивать цены на горюче-смазочные материалы?!   
                                                                                
Долги по заработной плате. Растут долги по заработной плате, официально 3       
миллиарда рублей, но умножайте на десять как минимум. Ситуация с "ВИМ-Авиа",    
с шахтёрами - это рыночно? Что, давайте закабалять нашего избирателя, простых   
граждан, мол, мы всё понимаем, но давайте поддерживать банки, пусть они         
жиреют?! И вот это будет нормально, рыночно?! Да ни в одной стране нет такого   
базара, как у нас в Российской Федерации! То, что мы называем рынком, базар     
самый настоящий! Любой рынок работает по законам, и мы предлагаем вот этот      
закон принять.                                                                  
                                                                                
Вот сейчас сказал представитель комитета в том числе о том, что есть другие     
механизмы, вносятся поправки в закон и меньше... Увеличивается количество       
граждан, которые должны банкам, 4 триллиона рублей на сегодняшний день          
должны, я специально сегодня посмотрел. 4 триллиона рублей - это почти треть    
годового бюджета Российской Федерации, а мы ничего не видим и не хотим          
видеть!                                                                         
                                                                                
Мы предлагаем механизм, который не позволил бы... Максимальная ставка по        
кредиту осталась 818 процентов. Ну кто из вас готов платить такие проценты -    
818 процентов? И каким законом ограничены вот эти, так сказать, аппетиты,       
акульи аппетиты банков? Нет такого закона, и они свободно могут 818 процентов   
начислять, а дальше самоубийство, а дальше люди в кабале. А потом что будет?    
Улица взбухать будет - ну давайте до этого не доводить!                         
                                                                                
Так что это абсолютно объективный закон. Вчера об этом говорили, и все три      
фракции поддержали. Я благодарен трём фракциям - Компартии Российской           
Федерации, Либерально-демократической партии России (ЛДПР) и "СПРАВЕДЛИВОЙ      
РОССИИ" - за поддержку данных инициатив. Понимают, абсолютно понимают, как      
живёт народ!                                                                    
                                                                                
Спасибо огромное за поддержку, и прошу этот законопроект принять в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Фёдорович.                               
                                                                                
Пожалуйста, содокладчик, Данил Евгеньевич Шилков? Нет желания выступить.        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)", 6-й вопрос повестки      
дня.                                                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               95 чел.21,1 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.