Заседание № 25
О проекте федерального закона № 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности оператора связи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
7-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Михаил Васильевич Емельянов, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к третьему чтению, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы, замечаний нет. Комитет рекомендует его к принятию и просит вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 12 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 18
О проекте федерального закона № 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности оператора связи).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Вопрос 6 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект в первом чтении был принят 7 октября. За время, определённое для внесения поправок, поступила всего лишь одна поправка, которую комитет рассмотрел и рекомендует отклонить, а сам законопроект - принять сегодня во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы по таблице поправок № 2? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Спасибо большое. Вот эту единственную поправку я прошу вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, вкратце напомню суть этого законопроекта. Он устанавливает размер штрафов, очень сильно повышает административную ответственность для тех людей, которые занимаются предоставлением доступа в Интернет. Вот, например, вы знаете, есть такой художник Вася Ложкин, он рисует всяких там котиков, бабушек и так далее. Одна из его картин, под названием "Великая прекрасная Россия", признана как бы экстремистской. У нас соответствующее ведомство каждый день доводит до сведения людей, которые занимаются предоставлением доступа в Интернет в наших домах, что доступ к таким-то материалам, находящимся на тех или иных сайтах, надо в течение дня блокировать. Огромное количество людей этим занимается, для них это единственный источник средств к существованию, и вот мы сейчас хотим сразу же взять и дать этим товарищам по башке, увеличив штраф до 50-100 тысяч. Фракция ЛДПР предлагает в первый раз предупредить, а штраф, увеличенный до 20-30 тысяч, взимать только если они ничего не сделают - это нормально и гуманно, всё остальное просто-напросто, я не знаю, садизм какой-то! У нас ведь не только "большая тройка" занимается интернет-услугами, у нас этим занимается огромное количество людей, тем более в глубинке, там не всегда даже есть возможность это сделать. Человек по семейным делам просто отлучился, но если за сутки не исполнил вот эти требования по ограничению доступа, то его имеют полное право таким образом наказать. Что вы так издеваетесь над собственными гражданами?! Один раз предупредили, не сделал - ну тогда уже наказали. Как это меняет концепцию законопроекта? На что это влияет, на основы государственной безопасности? Кстати, вот эта самая картина - я не вижу в ней абсолютно ничего экстремистского, но она признана таковой судом. Вот она гуляет по просторам Интернета, и ничего страшного, никто эту "большую тройку" не штрафует, в "Яндекс" зайдите, вы там эту картину найдёте. Ещё раз говорю, речь идёт не о безопасности, это просто-напросто возможность влиять на поведение этих товарищей: будешь хорошо себя вести - мы закроем глаза на твоё поведение, на то, что ты вовремя не успел ограничение установить, будешь плохо себя вести - моментально тебя оштрафуем, и всё, ищи себе другую работу. А где работу найти в глубинке? Поэтому, уважаемые коллеги, если вы Государственная Дума, если вы думаете о том, какие решения принимаете, я предлагаю нашу поправку поддержать. Это не просто моя поправка и не фракции ЛДПР, это поправка в интересах огромного количества людей, которые занимаются предоставлением доступа в Интернет и дают нашим гражданам возможность не сидеть и не пялиться тупо в эту ужасную картинку, которую нам все новогодние праздники впихивали центральные телеканалы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета? ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Комитет рассмотрел вашу поправку, Сергей Владимирович, и предлагает её отклонить. Мы полагаем, что она значительно снизит эффективность тех мер, которые предлагаются в данном законопроекте. Мы считаем, что потакать экстремизму не нужно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка, комитет предлагает её отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 26 сек.) Проголосовало за 41 чел.9,1 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8 % Результат: не принято Отклоняется. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 6 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 57 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 364 чел. Не голосовало 86 чел.19,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 2
О проекте федерального закона № 1102471-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности оператора связи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к 19-му пункту повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности оператора связи). Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Константинович Волин. Пожалуйста, Алексей Константинович. ВОЛИН А. К., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Прежде всего хотел бы от лица нашего министерства поздравить всех с избранием в Государственную Думу, с началом её работы! Обещаю, что наше министерство будет, как и с прежним составом, активно с вами коммуницировать и вместе работать. Что касается представляемого законопроекта, он посвящён следующей проблеме. Как вы знаете, у нас в стране существует перечень сайтов, которые подлежат судебной или внесудебной блокировке в связи с наличием там противоправного или опасного для жизни и здоровья людей контента. Ежедневно Роскомнадзором производится выгрузка перечня этих сайтов для операторов связи, которые должны обеспечивать их блокировку. Практика показывает, что 80 процентов рынка операторских услуг находится под контролем крупных компаний, которые старательно, тщательно выполняют все предъявляемые требования, однако около 20 процентов рынка находится в ведении небольших компаний, которые часто обслуживают несколько домов или ограниченную часть населения. Количество этих компаний исчисляется тысячами, и они не всегда производят своевременную блокировку. Относительно недавно по телевизору показывали сюжет о том, как председатель правительства на одном из мероприятий со своего планшета зашёл на заблокированный пиратский сайт. Это как раз был пример, когда оператор связи не обеспечил своевременную блокировку сайта. Проверками Роскомнадзора была выявлена 1 тысяча 600 случаев неблокировки сайтов, причём в 30 процентах случаев нарушение повторялось. В действующем законодательстве предусмотрено наказание за неисполнение лицензионных требований в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или отзыва лицензии. Если идти по пути увеличения штрафов за неисполнение лицензионных требований, тогда будет ужесточено наказание и для тех, кто совершает несерьёзные правонарушения, такие как несвоевременное уведомление об изменениях услуги регистрации. Если же идти по более суровому пути, а именно по пути отзыва лицензии, тогда большое число субъектов малого и среднего бизнеса за первые же нарушения могут оказаться, по сути дела, выключены из бизнес-сферы и перестать оказывать услуги. Поэтому предлагается практически вдвое увеличить штрафы и ввести специальную статью, которая будет предусматривать наказание за неисполнение требований по блокировке, - это статья 13.32, которая так и называется: "Неисполнение оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа...". Штраф будет предусмотрен для юридических лиц от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Мы вчера на заседании комитета обсуждали этот законопроект, и как раз депутатами задавался вопрос: следует ли производить градацию размеров наказания для однократного и неоднократного нарушения? На наш взгляд, наличие подобной вилки - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей - и позволяет учесть подобного рода моменты. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Михаила Васильевича Емельянова. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Константинович только что подробно изложил содержание законопроекта, что избавляет меня от необходимости делать большой доклад по этому вопросу. Он также привёл аргументы в пользу актуальности и необходимости принятия законопроекта, которые восприняты комитетом, именно они легли в основу заключения, сделанного комитетом по этому вопросу. Комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Единственное существенное замечание: вполне возможно, что необходимо будет изменить нумерацию проектируемой статьи, но это мы сделаем при подготовке ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н. Это вместо выступления. Вопрос короткий, но, если можно, ответьте поподробнее. Вы правильно заметили, что есть огромное количество, исчисляемое, наверное, тысячами, - вам виднее - небольших операторов связи, у которых иногда один, может быть, два сотрудника. С учётом того что Роскомнадзор дважды в сутки, в 9 утра и в 21 час, обновляет список запрещённых сайтов, мы понимаем, что иногда в маленьких городах, небольших деревнях - в некоторых из них даже света нет - не всегда есть возможность качественно и вовремя всё это сделать. Не приведёт ли усиление ответственности - а 100 тысяч рублей для малого предпринимателя достаточно приличные деньги, - во-первых, к полной монополизации рынка крупными операторами, и во-вторых, к тому, что пропадёт Интернет, связь в тех небольших городах, населённых пунктах, где сейчас эту связь обеспечивает как раз малый бизнес? ВОЛИН А. К. Для осуществления монополизации рынка крупными операторами мы бы, наоборот, оставили ныне действующие правила об отзыве лицензии, поэтому подобного рода злобных планов у Министерства связи и массовых коммуникаций, как и у Правительства Российской Федерации, нет. Если говорить про работающую систему, то мы должны понимать, что загрузка как раз из роскомнадзоровского перечня осуществляется не вручную, она осуществляется в электронном режиме, и операция по внесению данного реестра занимает даже при условии работы одного сотрудника буквально несколько минут. Поэтому мы не считаем, что здесь существует угроза монополизации или угроза исчезновения услуг связи. Более того, мы специально внесли этот законопроект, чтобы гарантировать, уберечь от закрытия объекты малого и среднего предпринимательства, то есть небольших операторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного проекта закона в первом чтении, потому что анализ правоприменения в части привлечения к ответственности за данное правонарушение говорит о том, что необходимо введение специальной нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли выступления полномочных представителей президента, правительства? Нет. Предоставляется заключительное слово докладчику. Пожалуйста. ВОЛИН А. К. Готовы взаимодействовать дальше с депутатским корпусом при подготовке ко второму чтению, если будет такая необходимость. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик выступит с заключительным словом? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 28 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.