Заседание № 338

27.01.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1101332-7 "О ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года"

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 692 по 737 из 5756
Насколько я знаю, есть предложение у Комитета по международным делам. Вы        
знаете, что вчера состоялся телефонный разговор нашего президента с вновь       
избранным президентом Соединённых Штатов Америки, итогом этого разговора        
стало внесение для ратификации соглашения о продлении Договора СНВ-3. Это       
важнейшее решение, его нельзя переоценить. Коллеги, мир стоял на пороге         
развёртывания гонки вооружений. Наш президент делал всё для того, чтобы         
договор о сокращении наступательных вооружений был продлён. И вот вчерашний     
разговор закончился тем, что мы с вами сегодня этот вопрос будем                
рассматривать.                                                                  
                                                                                
Это на самом деле важно для всего мира. Две крупнейшие ядерные державы          
выносят решение, в рамках которого у нас будет ограничено количество            
боеголовок, проведено сокращение, ограничение по развёртыванию - будет          
сделано всё для того, чтобы поддержать меры обеспечения глобальной              
безопасности.                                                                   
                                                                                
Давайте, если вы не возражаете, рассмотрим вопрос о включении в повестку        
законопроекта и, опять-таки если вы поддержите, выступят представители          
фракций. Знаю, что собираются выступать Геннадий Андреевич, Владимир            
Вольфович, Сергей Михайлович, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Вячеслав             
Алексеевич Никонов. Это очень важный вопрос.                                    
                                                                                
Ещё раз хочу подчеркнуть, что, если бы не состоялось это решение, была бы не    
только угроза, но и гонка вооружений. Гонка вооружений - это отвлечение         
средств на оборону и безопасность. Хорошо, что руководство Соединённых Штатов   
Америки это поняло. Ну и конечно, для всех других стран это тоже крайне         
важно.                                                                          
                                                                                
Олейников Юрий Павлович, вы выступите с предложением от комитета?               
                                                                                
Заседание комитета состоялось сегодня в 10 часов.                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Павлович.                                                      
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, как коллеги знают, президент внёс законопроект   
о ратификации соглашения. Профильный комитет, Комитет по международным делам,   
и Комитет по обороне рассмотрели внесённый проект федерального закона, просят   
включить данный вопрос в порядок работы и, учитывая его стратегическую          
значимость, рассмотреть первым после обсуждения порядка работы. Официальным     
представителем президента назначен Сергей Алексеевич Рябков, заместитель        
министра иностранных дел, он в зале и готов выступить по этому соглашению. С    
содокладом от комитета поручено выступить мне.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
Фрагмент стенограммы:
Строки с 753 по 816 из 5756
Коллеги, Олейников Юрий Павлович внёс предложение включить в повестку вопрос    
о проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о продлении Договора    
между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по           
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений   
от 8 апреля 2010 года". Для того чтобы нам рассмотреть этот вопрос,             
необходимо его включить в порядок работы на сегодня. Комитет предлагает его     
рассмотреть на сегодняшнем пленарном заседании в приоритетном порядке,          
поставив первым. Есть ли возражения? Есть.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович. Вы правильно сказали, это очень важный вопрос.    
В 2011 году, когда мы здесь ратифицировали договор, были очень жаркие дебаты    
на эту тему. То, что мы сейчас вот так очень спешно хотим рассмотреть вопрос,   
мне кажется, неправильно. Я думаю, что большинство депутатов не видели текста   
проекта, поэтому я предлагаю сначала раздать его в зале, а рассмотреть уже,     
ну, хотя бы после законопроектов третьего чтения.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Павлович, пожалуйста, прокомментируйте выступление.                        
                                                                                
У нас на планшетах это всё размещено. У каждого есть в электронной базе?        
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Прежде всего хочу сказать, что текст договора сохраняется,      
это ровно тот договор, который был введён в действие в 2011 году, он, по        
сути, пролонгируется двумя нотами государств, и каких-то новых обстоятельств    
там нет.                                                                        
                                                                                
Договор обсуждался неоднократно, известен. И вы знаете, что последние наши      
действия и инициативы были связаны с его продлением, потому что он 5 февраля    
выходит из употребления, условно говоря. Так что всё понятно. А документы       
есть у нас в электронной базе, мы их разместили: решения и одного, и другого    
комитетов и тексты, которые получили от президента.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование предложение    
включить в повестку дня сегодняшнего заседания проект федерального закона "О    
ратификации Соглашения о продлении Договора между Российской Федерацией и       
Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению    
стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года". Кто за?        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 12 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 400 депутатов, против - нет, воздержался один. Решение принято.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, в случае вынесения положительного решения сегодня            
состоится заседание Совета Федерации по данному вопросу и Совет Федерации       
также сможет рассмотреть данную ратификацию. 5 февраля этот договор прекратил   
бы действовать, и с 6 февраля наступило бы совершенно другое время, и           
неизвестно, чем это всё закончилось бы, - мы также должны отдавать себе в       
этом отчёт. У нас сегодня есть шанс, и очень важно, что это поняли в            
Соединённых Штатах Америки.                                                     
Фрагмент стенограммы:
Строки с 893 по 1706 из 5756
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению дополнительно включённого в         
повестку вопроса. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения о     
продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки   
о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных   
вооружений от 8 апреля 2010 года". Доклад официального представителя            
Президента Российской Федерации заместителя министра иностранных дел            
Российской Федерации Сергея Алексеевича Рябкова.                                
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
РЯБКОВ С. А., официальный представитель Президента Российской Федерации,        
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы!         
Вашему вниманию представлен проект федерального закона о ратификации            
соглашения о продлении ДСНВ. В соответствии с распоряжением Президента          
Российской Федерации МИД России провёл с американской стороной переговоры по    
выработке соглашения о продлении договора, заключённого 8 апреля 2010 года.     
Соглашение оформлено в виде обмена нотами, такой обмен состоялся вчера, 26      
января, в Москве между МИД России и посольством США. Суть договорённости -      
продлить срок действия договора в том виде, в каком он был подписан, без        
каких-либо изменений и дополнений, в соответствии с пунктом 2 его статьи XIV    
на период пять лет, то есть до 5 февраля 2026 года. Хотелось бы особо           
подчеркнуть, что это полностью соответствует нашей базовой позиции о том, что   
договор должен быть продлён на максимальный предусмотренный в нём срок -        
пятилетний - без каких-либо изменений, "довесков", условий, что и было          
достигнуто.                                                                     
                                                                                
Соглашение о продлении договора вступит в силу с даты последней из нот,         
которыми обмениваются стороны, подтверждающих выполнение                        
внутригосударственных процедур, действительно необходимых для вступления        
данного соглашения в силу. С учётом того что срок действия ДСНВ в отсутствие    
продления истекает уже 5 февраля, действовать пришлось в условиях жёсткого      
цейтнота. Главная проблема была в том, что администрация Трампа длительное      
время уклонялась от этого решения и навязывала нам неприемлемые условия. С      
приходом Байдена в позиции США произошли позитивные сдвиги, которые можно       
только приветствовать. В итоге получилось решить вопрос достаточно              
оперативно.                                                                     
                                                                                
Хотелось бы подчеркнуть, что Договор о СНВ в полной мере отвечает интересам     
национальной безопасности Российской Федерации. Он выработан на строго          
паритетной основе в соответствии с принципом равной и неделимой безопасности    
и не ограничивает нашего права самостоятельно определять состав и структуру     
своих стратегических наступательных вооружений, модернизировать их либо         
создавать новые виды и типы вооружений, что в последние годы нами было          
наглядно и внушительно продемонстрировано США и всему миру.                     
                                                                                
Продление действия ДСНВ обеспечит для нас на среднесрочную перспективу          
предсказуемость американских программ в стратегической сфере. Этот шаг          
позволит предотвратить окончательное разрушение политико-дипломатических        
механизмов поддержания стратегической стабильности, сохранить                   
транспарентность и прогнозируемость во взаимодействии России и США в этом       
направлении. Опираясь на фундамент договора, мы будем добиваться запуска        
предметного диалога с новой администрацией США по интересующим нас проблемам    
в сфере международной безопасности. Намерены использовать полученное в          
результате пролонгации время для комплексных переговоров с США о будущем        
контроле над ракетно-ядерными вооружениями с учётом всех факторов, влияющих     
на стратегическую стабильность. Основу для продолжения такого диалога видим в   
ранее переданных американцам наших предложениях. Их суть: выработать новое      
уравнение безопасности, которое учитывало бы эволюцию как военно-технических,   
так и военно-политических аспектов безопасности. По сути, мы предлагаем         
расширить стратегическую повестку дня, включить в неё все наступательные и      
оборонительные вооружения, как ядерные, так и неядерные, способные решать       
стратегические задачи. При этом особое внимание считаем необходимым уделять     
средствам, применяемым в целях нанесения первого удара для нейтрализации или    
ослабления потенциала сдерживания другой стороны.                               
                                                                                
Российская концепция рамок взаимодействия с США в сфере контроля над            
вооружениями предполагает, в частности, и это хотелось бы подчеркнуть особо,    
рассмотрение вопросов ограничений на размещение средств противоракетной         
обороны, выработку общих подходов к обеспечению безопасности космической        
деятельности и решению задачи предотвращения гонки вооружений в космическом     
пространстве. Эти задачи крайне сложные, мы не переоцениваем весь масштаб       
стоящих в связи с этим проблем.                                                 
                                                                                
Понятно, что на ходе будущих переговоров, которые, как мы надеемся, удастся     
запустить достаточно оперативно, будет сказываться общий негативный фон в       
российско-американских отношениях. Будем добиваться того, чтобы в подходе       
Вашингтона и далее проявлялся прагматизм, который они сумели                    
продемонстрировать в первые дни пребывания у власти администрации Байдена.      
                                                                                
Новой администрации ещё только предстоит сформировать полностью свою            
переговорную команду и провести обзор наследия Дональда Трампа. Мы будем        
находиться с ними в контакте, чтобы время не уходило, но в случае принятия      
федерального закона, завершения ратификации и вступления в силу достигнутого    
соглашения пять лет - это достаточный, на наш взгляд, период для решения        
поставленных задач на нужных нам условиях и без ненужных уступок.               
                                                                                
Просил бы поддержать проект федерального закона о ратификации.                  
                                                                                
Доклад закончил. Спасибо за внимание.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич.                               
                                                                                
Слово для содоклада предоставляется первому заместителю председателя Комитета   
по международным делам Юрию Павловичу Олейникову.                               
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Павлович.                                                      
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ещё раз       
обращаю ваше внимание на то, что Договор между Россией и Соединёнными Штатами   
Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений,    
соглашение о продлении которого мы сегодня, уверен, ратифицируем, вступил в     
силу 5 февраля 2011 года и действовал десять лет. Им были предусмотрены         
предельные уровни наступательных вооружений, условия их размещения и            
взаимного инспектирования и, что крайне важно, хочу отметить, возможность его   
продления на пять лет. Этой возможностью мы сегодня и пользуемся. 26 января,    
как сказал Сергей Алексеевич Рябков, между Россией и США путём обмена нотами    
заключено соответствующее соглашение о продлении договора. Приоритетами         
российской дипломатии всегда были стратегическая стабильность, поддержание      
международного мира и защита безопасности. Решающее участие Президента России   
Владимира Владимировича Путина предопределило повестку и итог такой             
внешнеполитической активности.                                                  
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в связи с тем, что в нём содержатся правила     
иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации, это прежде    
всего касается инспекторских проверок и инспектирования объёмов и сохранности   
стратегических вооружений. Кроме того, соглашение затрагивает                   
обороноспособность России, вопросы международного контроля над вооружениями,    
обеспечения международного мира и безопасности.                                 
                                                                                
Сегодня Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных        
вооружений остался единственным инструментом взаимного контроля над оборонной   
мощью двух крупнейших ядерных держав, единственным документом между Россией и   
Соединёнными Штатами, отделяющим нас, по сути, от новой полномасштабной гонки   
вооружений. По нашему мнению, продление данного договора, безусловно, окажет    
благоприятный эффект на международную обстановку, подтвердит, ещё раз           
подтвердит приверженность России выполнению обязательств Договора о             
нераспространении ядерного оружия, укрепит постоянную и последовательную        
позицию, призывы России к расширению процесса ядерного разоружения, приданию    
ему в перспективе многостороннего характера.                                    
                                                                                
Комитеты - два комитета, как я уже говорил, по обороне и по международным       
делам, - единогласно поддержали возможную ратификацию этого соглашения.         
Должен обратить ваше внимание также на то, что реализация соглашения не         
потребует дополнительных бюджетных расходов.                                    
                                                                                
Просим поддержать нашу позицию.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.                                   
                                                                                
Пожалуйста, вопросы, коллеги.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шаманов Владимир Анатольевич.                                                   
                                                                                
ШАМАНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция   
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, вам вопрос. Десять лет мы уговаривали              
американцев (и не только республиканцев, Трампа, но и перезагрузку Обамы        
пережили) - на чём основывается ваша уверенность, что в ближайшие пять лет      
наконец-то будет построен нормальный диалоговый процесс, будут встречаться      
специалисты: военные, дипломаты и, естественно, парламентарии?                  
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Спасибо за вопрос. Уважаемый Владимир Анатольевич, скажу прямо и   
честно, что такой уверенности ни у меня, ни у моих коллег в МИДе нет. Мы        
будем работать в этом направлении. Мы исходим из того, что та команда,          
которая, видимо, сформируется по итогам утверждения соответствующих лиц на      
соответствующих должностях американским Сенатом, в принципе более склонна к     
ведению серьёзных и ответственных переговоров, чем группа функционеров          
администрации Трампа, но гарантии никакой нет. Я хочу подчеркнуть, что любые    
будущие договорённости возможны только на сугубо паритетной и равноправной      
основе, какие бы то ни было односторонние уступки с российской стороны          
исключены. Если будет возможность договориться на здравой основе, с учётом      
баланса интересов, тогда мы будем первыми, кто будет этому способствовать и     
выступать в пользу такой договорённости; если такой возможности не будет,       
значит, мы будем жить в условиях отсутствия ограничений в этой сфере. Но пять   
лет - это достаточный срок, чтобы провести соответствующие                      
политико-дипломатические исследования и попытаться договориться именно на       
нужной нам основе.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Морозов Антон Юрьевич.                        
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, американцы часто обвиняли Российскую Федерацию в   
том, что мы не соблюдаем условий этого договора. Насколько я понимаю, у нас     
тоже нет уверенности, что американская сторона в полной мере соблюдает          
договор, то есть это такая, в общем-то, довольно хлипкая конструкция. И не      
получится ли так, что, продлевая договор сейчас без каких-то дополнительных     
условий, мы можем в определённой степени нанести ущерб обороноспособности       
нашей страны, в том числе за счёт того, что американцы, возможно, будут         
разрабатывать новые виды вооружений, которые не учитываются в данном            
договоре, а также привлекать на свою сторону союзников, которые не являются     
участниками этого договора, а соответственно, могут способствовать размещению   
и разработке вооружений, не относящихся к предмету ведения данного договора,    
и, следовательно, будут угрожать безопасности Российской Федерации? Вот это     
всё... (Микрофон отключён.)                                                     
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Уважаемый Антон Юрьевич, я начну со второй части вашего вопроса.   
Мы подчёркивали на протяжении уже определённого времени, что после заключения   
ДСНВ мы вплотную подошли к рубежу, за которым дальнейшие усилия в данной        
сфере должны осуществляться с обязательным учётом потенциалов всех стран,       
обладающих ракетно-ядерными вооружениями стратегической дальности.              
Применительно к Западу речь идёт о том, что мы должны принимать в расчёт        
потенциал, которым располагают ближайшие союзники США по НАТО -                 
Великобритания и Франция, и мы от этой позиции не отступим. Но это не           
означает, что отсутствие подписей представителей указанных государств под тем   
или иным документом - достаточная причина для непродления договора. Совсем      
наоборот, договор, на наш взгляд, нужно продлить, для того чтобы иметь          
гарантии предсказуемости в той части СНВ на стороне США, которая составляет     
становой хребет их сил в данной сфере, продлить, чтобы иметь запас времени      
для работы по всем этим азимутам. Я исключаю возможность размещения             
американских стратегических наступательных вооружений за пределами              
национальных границ США, это недопустимо по положениям данного договора.        
                                                                                
Я хочу подчеркнуть, что действительно есть определённые проблемы с              
засчитыванием боезарядов в рамках договора. С американской стороны было         
проведено переоборудование части стратегических носителей таким образом, что    
мы не можем самостоятельно подтвердить необратимость такого переоборудования.   
В период президентства Трампа мы, не буду скрывать, продвинулись в              
определённой мере к решению этого вопроса, и соответствующую работу мы          
энергично продолжим после того, как, в случае принятия федерального закона о    
ратификации соглашения о продлении, появится пятилетний временной зазор для     
соответствующих усилий.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, многие эксперты высказывают предположение, что в   
связи с появлением гиперзвукового оружия, о котором заявил сначала наш          
президент, а затем и Президент Соединённых Штатов Америки Дональд Трамп,        
может начаться гонка вооружений в новых технологических областях. Как вы        
полагаете, пролонгация этого договора в каком-то смысле будет ограничивать      
потенциал гонки вооружений в новых областях?                                    
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Уважаемый Олег Николаевич, надо прежде всего смотреть, о каких     
носителях, о каком боевом оснащении каких носителей конкретно идёт речь.        
Известно, что наша прорывная по своим возможностям гиперзвуковая система        
"Авангард" уже ставится на боевое дежурство на носителях существующего типа,    
и в рамках выполнения действующего договора был осуществлён показ этой          
системы американцам. И соответствующее правило засчитывания в рамках договора   
будет, разумеется, распространяться на боезаряд такого нового типа, типа        
"Авангард", если произойдёт ратификация и состоится пятилетнее продление.       
                                                                                
Что касается других гиперзвуковых систем, в том числе перспективных             
американских, то это как раз и должно стать предметом диалога, который мы       
предлагаем. Ясно, что и американцев беспокоят наши перспективные системы        
вооружений стратегической дальности, и они не раз об этом говорили при          
предыдущей администрации. Здесь есть поле для диалога, но нет места, ещё раз    
подчёркиваю, для односторонних уступок. Если получится выработать такое         
уравнение безопасности, которое устроит обе стороны, значит, мы сможем на       
каком-то этапе получить предсказуемость, транспарентность в сфере военного      
гиперзвука. Если нет, значит, мы будем надёжным образом обеспечивать свою       
безопасность, учитывая те значительные, фундаментальные, внушительные           
военно-технологические заделы, которые были созданы по указанию Президента      
Российской Федерации и трудом наших конструкторов, учёных и военных в           
последние годы.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Алексеевич, как вы помните, даже в приложениях к               
заключённому договору десятилетней давности были серьёзные ограничения для      
Российской Федерации, в частности представление данных телеметрии в отношении   
даже опытных образцов. Кроме того, знающие эксперты утверждают, что             
американцы не выполнили договор и все боезаряды, которые якобы были             
демонтированы, были сложены на складах, в то время когда мы, ускоренно          
выполняя обязательства, уничтожили значительное количество. Привлекались ли     
вами в течение десятилетних вялотекущих переговоров всё-таки эксперты от        
Вооружённых Сил, которые владели бы информацией по контролю? Американцы,        
насколько нам известно, не допускали по этому вопросу контролировать            
ситуацию.                                                                       
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Уважаемый Николай Васильевич, я не могу согласиться с              
постановкой вопроса о том, что Соединённые Штаты допускали нарушения с точки    
зрения несоблюдения потолков по развёртыванию боезарядов и носителей. Есть      
все основания говорить о том, что эти ключевые положения договора               
Соединёнными Штатами соблюдались с поправкой на проблему с засчитыванием        
части переоборудованных носителей, о которых я говорил.                         
                                                                                
Что касается неразвёрнутых боезарядов, или так называемого возвратного          
потенциала, то здесь у нас с американцами равные права и равные возможности.    
Не хочу спекулировать о возвратном потенциале, которым располагает Российская   
Федерация, но он у нас тоже имеется. И любые контакты с Соединёнными Штатами    
по этой тематике - либо в формате двусторонней консультативной комиссии (это    
орган, наблюдающий за выполнением договора), либо на уровне заместителей глав   
внешнеполитических ведомств и на других уровнях - в обязательном порядке        
предполагали участие представителей не только разных главков военного           
ведомства, но и других наших ведомств, которые имеют профильную экспертизу в    
данной сфере. Так что здесь у нас плотнейшее межведомственное взаимодействие.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, я прекрасно помню дискуссию 2011    
года в этом зале, и должен сказать, что здесь присутствовали представители      
Генерального штаба. Вот, в частности, говорилось - я даже не знаю, кто из       
докладчиков сможет ответить на эти вопросы, - о том, что у США имеется          
большое преимущество в высокоточном оружии, а также в общих вооружённых         
силах. Наши ядерные заряды позволяли это нивелировать. Сохранилось это или      
нет? Кто может на это ответить? Это первое.                                     
                                                                                
Второй момент. Пусковые установки нескрытого базирования не учитывались в       
данном договоре - прошло десять лет, насколько увеличилось количество таких     
вооружений? Это тоже ставит под угрозу безопасность.                            
                                                                                
И наконец, сама система двустороннего разоружения себя, наверное, уже           
полностью изжила: вы знаете, насколько за десять лет выросло вооружение         
Китая, Англии и других ядерных держав?                                          
                                                                                
Вот эти вещи надо обсуждать с представителями Министерства обороны.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Я готов прокомментировать, если нет возражений.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да-да, пожалуйста.                                        
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Уважаемый Сергей Владимирович, мы исходим из того, что скрытого    
развёртывания пусковых установок в нарушение договора со стороны США не         
происходило. Всё же количество инспекций, а это 18 инспекций в год,             
количество показов, количество обменов информацией путём уведомлений и других   
мероприятий, которые, я подчёркиваю, строго паритетные и не содержат никаких    
односторонних обязательств Российской Федерации, на наш взгляд, позволяет       
достаточно уверенно дополнять картину, получаемую с помощью национальных        
технических средств контроля за поведением оппонентов и иными путями.           
                                                                                
Что касается обмена телеметрической информацией. Напомню, что в договоре        
предусмотрен такой обмен по максимальному количеству пусков баллистических      
ракет - до пяти в год. Фактически же в последние годы обмен телеметрией         
осуществлялся по одному пуску каждой стороны. Таким образом, я думаю, здесь     
соблюдалась достаточная сбалансированность между транспарентностью и            
скрытностью, если мне будет позволено в отсутствие военных представителей       
дать такую оценку.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям представителей фракций.             
                                                                                
Пожалуйста, от фракции КПРФ - Зюганов Геннадий Андреевич.                       
                                                                                
Подготовиться Жириновскому.                                                     
                                                                                
ЗЮГАНОВ Г. А., руководитель фракции КПРФ.                                       
                                                                                
Какой регламент установили?                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Обычный, семь минут.                                      
                                                                                
ЗЮГАНОВ Г. А. А я смотрю, там неверно пока.                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы поддержим этот договор, ибо это крайне важный шаг в       
нужном направлении в очень опасное и ответственное время.                       
                                                                                
Мне посчастливилось в своё время заниматься особой папкой на случай войны и     
военной опасности, участвовать во всех крупных учениях, испытывать все виды     
современного оружия. А потом, увы, наблюдать, как команда Ельцина вместе с      
Сердюковым демонтировала наш стратегический паритет. Мы с вами можем            
гордиться нашей Великой Победой, прорывом в космос, ракетно-ядерным паритетом   
и уникальной социальной системой, которую изобрела и реализовала советская      
страна, но этот наш паритет был подвергнут самой жёсткой коррозии и             
уничтожению.                                                                    
                                                                                
Когда ко мне пришли главные ракетчики и показали, как уничтожается Алейская     
дивизия ракет SS-18 "Сатана", я специально поехал в Алтайский край. Это была    
лучшая дивизия, которая была недоступна американским стратегическим             
средствам; с любого направления, будь то Северный Ледовитый или Индийский       
океан, подлётное время составляло минимум 25 минут, и у вас было время, чтобы   
принять ответственное решение. Потом залезли на Урал, стали уничтожать, но      
после довольно бурной встречи с президентом - он собирал ракетчиков - это       
варварство остановили. Потом пришлось по вызову специалистов выезжать в         
Пермский край, где уничтожали последний завод по производству твёрдых порохов   
для такого рода ракет, - тогда нам удалось остановить и это безумие. В целом    
у нас был жёсткий погром прежде всего того, что обеспечивало наш паритет.       
                                                                                
Пришёл Соломонов, и мы вместе с Маслюковым долго выслушивали его замечания.     
Герой Труда России, автор знаменитого "Тополь-М" сказал: мы больше не в         
состоянии их производить. И мы были вынуждены вылетать в Воткинск и вместе с    
Маслюковым собирать кооперацию в 600 предприятий: "Тополь-М" был сохранён, а    
потом появился "Ярс".                                                           
                                                                                
Потом стали укреплять безопасность, в том числе в связи с этим                  
научно-технические кадры, но после того, как был погром военных училищ, когда   
в том числе знаменитое гагаринское училище отправили в провинцию.               
                                                                                
Сегодня все видят, что Америка объявила нам войну, по сути дела, и не надо      
обольщаться. Война информационная, санкционная, экономическая,                  
технологическая будет продолжаться, это будет нарастать. Но мы будем иметь      
примерно пять лет дополнительно, чтобы принять исчерпывающие меры и             
обеспечить свою безопасность.                                                   
                                                                                
Надо иметь в виду, что у нас, у нашей партии есть огромный опыт в этом          
отношении. Мне в своё время пришлось ехать домой к Маслюкову, который           
командовал десятком ведущих министерств, знал все заводы, всех конструкторов,   
и собирать специалистов, чтобы восстановить целые цепочки                       
ракетно-космического комплекса. Тогда, после нашего совместного доклада и       
рассмотрения этого вопроса на коллегии Министерства обороны, нас активно        
поддержал и президент. Вовремя отправили в отставку Сердюкова, который ничего   
в этом не понимал, даже бригадный способ организации армии решил вводить по     
чисто американскому образцу, наши две легендарные дивизии, Кантемировка и       
Тамань, были расформированы - мы потом их снова восстановили. Тогда             
восстановили движение "Юнармия" и многое другое было сделано. Я считаю, что     
всё это, вместе взятое, как раз и относится к стратегическому паритету.         
                                                                                
Паритет обеспечивает также фундаментальная наука, и мы обязаны всё сделать      
для того, чтобы наука развивалась должным образом. Поэтому мы предложили вам    
провести слушания прежде всего по формированию нового бюджета, опираясь на      
нашу программу и наши предложения. Пока в этом бюджете на Академию наук         
выделено средств меньше, чем получает средний европейский университет.          
Научные институты и кадры - у нас здесь есть хороший задел, президент этим      
гордится, но у нас нет элементной базы, и если и дальше в суперизделиях         
элементная база будет иностранного производства, то у вас эти изделия никуда    
не полетят, потому что они будут управляться с других территорий и другими      
средствами. Американцы уже вывели одним космическим запуском десятки, сотни     
малых дронов и малых спутников. Роевое оружие - это принципиально иной тип      
ведения войны и управления, и вам могут обесточить все системы и средства,      
если вы быстро не ответите. Мишустин пошёл нам навстречу, 160 миллиардов        
рублей заложено по этому направлению, но нам надо контролировать каждый         
квартал, как реализуется эта программа. Эта программа должна быть реализована   
немедленно, потому что за ней стоит система управления ведением войн нового     
типа. У нас Советская Армия была в 4-5 раз сильнее, но что с ней сделали        
после - вы это реально видите.                                                  
                                                                                
Для нас принципиально важно жёстко поставить вопросы, в том числе перед         
американцами, - я бы на месте Путина давно это сделал, - сказать, что мы не     
допустим ни под каким соусом размещения новых систем, в том числе для           
использования стратегического оружия, ни в Восточной Европе, ни на Украине,     
ни в Грузии. Для нас это абсолютно неприемлемо: подлётное время от Харькова     
до центра управления в Москве - две-три минуты, штаны не успеете надеть, как    
вам всё обесточат, всё выйдет из строя, и вы будете полностью обезоружены!      
                                                                                
Таким образом, за принятием этого решения должен следовать целый пакет          
совершенно авторитетных реальных мер, которые связаны не только с               
дипломатией. Американцы вынуждены на это идти, у них своя проблема: Байден      
пообещал по 2 тысячи долларов дать каждому, 2 триллиона долларов ещё будут      
печатать, а пять уже напечатали. У нас нет такого печатного станка, но у нас    
есть резервы и ресурсы, их надо распределить разумно, и надо всё сделать,       
чтобы вот эта либеральная навальнятина, эти реваншисты не задавали тон на       
улице, ведь это приведёт к очередному майдану. Мы должны вместе реализовать     
программу, которая укрепит наш и духовный, и интеллектуальный, и                
стратегический паритет. Наша партия к этому готова и предлагает вам реальную    
программу.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Андреевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.                       
                                                                                
Подготовиться Никонову.                                                         
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Как всегда хитрый вариант: как будут голосовать, они не говорят - ждут          
позицию ЛДПР.                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Как, с этого начал, да? Вы все слышали это? Отлично. Я        
решил, что... Молодец! Молодцы!                                                 
                                                                                
Тогда второй момент. "Штаны не успеете надеть..." У вас не хватает опыта, вы    
были сержантом, а я был дежурным по штабу, я спал...                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Это вы получили уже при Ельцине, а я получил при советской    
власти, при Брежневе.                                                           
                                                                                
Я к чему это говорю-то? Вы не знаете, что дежурные в армии везде спят в         
обмундировании, два часа дремлют... Полковник сидел за телефонами, я,           
помощник, дремал, потом мы менялись. Мы не только штаны не снимали, мы          
ничего... кобура здесь расстёгнутая! Поэтому тут не надо торопиться снять       
штаны или надеть - армия готова к бою в любой момент в любой точке нашей        
страны! Это тоже надо учитывать.                                                
                                                                                
Вот что не нравится нам? Конечно, правильно поставили вопрос депутаты, может    
быть, надо давать больше времени на обсуждение, в более широком кругу           
обсуждать, но ситуация сложилась так, что смена власти произошла в Америке.     
Конечно, мы скрепя сердце, так сказать, без всякого воодушевления поддержим     
ратификацию, но по одной причине: состояние международных отношений такое       
хлипкое, что в любой момент что-то может случиться, и это будет хуже, чем       
нератификация, непродление договора, он, конечно, главный, основной. Вот        
здесь должен был весь МИД сидеть, министр и все заместители министра, чтобы     
они услышали нашу критику в адрес МИДа.                                         
                                                                                
При царе ну мы же первые начали: разоружение, разоружение... Ну и кто поверил   
нам, вернее, кто пошёл навстречу? Никто. Сто лет мы просим о разоружении, а     
они вооружаются! И самая мощная армия ничего не сделает, если окружение         
руководителя, первого лица - предатели. Окружение царя сделало так, что всё     
рухнуло, хотя мы могли идти на Берлин и взять его ещё в мае 18-го. И даже в     
апреле 17-го должно было быть мощное наступление, но окружение царя всё         
испортило.                                                                      
                                                                                
При Сталине тоже не нашлось, так сказать, честного офицера, генерала,           
маршала, который мог бы сказать: патроны раздайте 21 июня нашей армии! Все      
молчали, ждали, как решит Иосиф Виссарионович. Он решил - и миллионы погибли    
в первые дни войны!                                                             
                                                                                
Армия готова сопротивляться, она мощная, сильная, но мешают гражданские,        
мешают те, кто в окружении первого лица, - и так на протяжении всей истории     
нашей страны.                                                                   
                                                                                
Афганистан. Ну все были против: КГБ, армия, министр иностранных дел - и         
Брежнев сперва был против. Кто его уговорил всё-таки войти в Афганистан?        
Кто?! До сих пор нам не сообщают. Брежнев же тоже был против, но один           
человек, один червяк затесался в Кремле - и сто тысяч погибло. Тысячи,          
десятки тысяч погибают - и мы уходим. Самая мощная в мире армия вдруг уходит    
оттуда, хотя мы были как победители. И всё время говорят чушь: тогда бы вошли   
американцы... Американцы никогда бы не вошли, они после Вьетнама никуда         
входить не могут! Вот в Ирак вошли они - что получили? Ничего хорошего. В       
Ливии что получили? Ничего хорошего. И в Сирии было бы так же, просто мы        
предотвратили перелёт этих боевиков в наши регионы (они и сегодня уже кое-где   
стреляют).                                                                      
                                                                                
В 2010 году мы, ЛДПР, не голосовали, но тогда была лучше обстановка, поэтому    
мы исходили из того, что выполнять они не будут. И нам не понравилось, как      
они выполняли СНВ-2, контроль за разоружением: по нашим заводам ходят, всё      
считают, всё смотрят, мы честно распиливаем головки от ракет, а к себе не       
пускают на завод - вот ворота, вот там у нас завод, там мы уничтожаем оружие.   
Дайте зайти посмотреть - нет! А они откручивали головки - и на склад; как       
потребуется, снова прикрутят - и можно запускать ракету. А мы по-русски -       
топором, пилой всё распилили, потом так же самолёты лучшие в мире распилили,    
корабли новые, отличные авианосцы! Вот проблема у нас: то гора вооружений, то   
всё сносим, то гора дипломатических побед, то всё сдаём и уходим - крайности!   
Почему крайности? Мы на краю цивилизации: вот европейская цивилизация там, на   
Западе, а мы на краю; восточная там, далеко, до Тихого океана, а мы опять на    
краю. Когда ты с краю, трудно принять решение, нужно быть в центре, а в         
центре быть у нас пока не получается: Брюссель нас не слушается, Пекин, Токио   
и Дели тоже свою позицию занимают.                                              
                                                                                
Союзников как выбираем? Вместо того чтобы с Наполеоном разбить англичан и       
Индию отобрать, мы с Наполеоном воюем. За что воюем с Наполеоном, для чего?     
Павел I принял правильное решение, а сын участвует в убийстве родного отца и    
армию посылает биться с Наполеоном, с самой мощной армией в Европе! У нас       
договор был с немцами накануне Первой мировой войны - чего вы меняете? И        
опять с англичанами - чего вы лезете к англичанам? Злейший враг, враг номер     
один за всю нашу историю! И опять мы проигрываем, в Первой мировой войне. Нам   
и не надо было воевать. Вильгельм говорил: не надо, он на юг идёт. Он на юг,    
и мы бы на юг, а на юге - Турция, Персия, арабы. Нет, на Запад, чтобы нашу      
армию расколошматили, - и расколошматили...                                     
                                                                                
Вот всё время эти проблемы и крайности нам мешают, шарахаемся и не можем        
определить, кто союзник. Кто союзник? Немцы могли быть, но сейчас уже не        
будут, они оккупированы навсегда, чтобы они не стали нашим союзником. Но мы     
видим, что они играют главную роль в Европе: трижды оккупированные, дважды      
проигравшие войну, а весь мир - в Германию, в Германию, в Германию... Ну        
видите, как хорошо! К нам тоже едут, но не всегда, так сказать, те, кто нам     
был бы желателен.                                                               
                                                                                
За 200-300 лет пора признать эти ошибки, пора других преподавателей направить   
в Дипакадемию, в МГИМО, выпускать других дипломатов. И стратегия должна быть    
до конца отработана в Генеральном штабе, в армии сегодня, когда признали, что   
мы единственные, кто может сопротивляться США хотя бы в отношении военного      
могущества. Этого добились, теперь в экономике можно добиться, если не мешать   
гражданам работать. И надо правильно выбирать союзников! А если их нет, то не   
надо выбирать ложных союзников, тогда мы добьёмся успеха.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович.                              
                                                                                
Владимир Вольфович, вы же профессиональный международник, 30 лет ЛДПР! Мы не    
воюем...                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну о чём это говорит? И успехи ЛДПР в международном       
направлении, они же значимые. В Государственной Думе председатель Комитета по   
международным делам - член фракции ЛДПР. Вы определяете политику в этих         
вопросах - несите ответственность!                                              
                                                                                
Пожалуйста, Никонов Вячеслав Алексеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".               
                                                                                
НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и      
науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, очень символично, что сегодня мы начали   
наше заседание с того, что почтили память погибших во время блокады             
Ленинграда. В прошлом году мы отметили 75-летие Победы, и в прошлом году весь   
мир отметил 75-летие начала ядерной эры. Хиросима и Нагасаки - уничтожение      
сотен тысяч мирных граждан Соединёнными Штатами Америки. Не прошло и полгода    
после встречи на Эльбе, как появились первые планы ядерного нападения на        
Советский Союз. Количество городов, которые должны были быть уничтожены, с 50   
увеличивалось до 200, 300, 350. И нападение не состоялось не потому, что        
проявили гуманизм в отношении граждан Советского Союза, а по трём причинам:     
первое, у Соединённых Штатов было мало бомб; второе, боялись, что ответом       
будут советские танки на Ла-Манше через месяц; и третье, мы создали своё        
ядерное оружие в Сарове Нижегородской области. После этого мы смогли добиться   
паритета и в средствах доставки ядерного оружия, создав межконтинентальные      
баллистические ракеты (такой был запущен и наш первый спутник Земли).           
                                                                                
После этого была создана почва для договорённостей по контролю над              
вооружениями, и эта почва оказалась достаточно прочной, потому что у неё был    
фундамент нашего оборонного потенциала. Был заключён целый спектр договоров,    
начиная с Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах и       
Договора о нераспространении ядерного оружия, затем договоры, связанные уже с   
разрядкой, - ОСВ, СНВ, Договор по открытому небу, Договор о ликвидации ракет    
средней дальности и меньшей дальности, Договор об обычных вооружённых силах в   
Европе, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Договор по ПРО.        
Огромная система договорённостей, ставших фундаментом международной             
стабильности, на которой держался мир на протяжении всех последних 75 лет, -    
и этот фундамент неожиданно стал разрушаться. Хотя почему неожиданно? Когда     
мы стали слабыми, Соединённые Штаты решили, что им не нужен этот паритет и      
его надо ломать. И посыпались один за другим все эти договоры: и Договор по     
ПРО, и Договор об обычных вооружённых силах в Европе, и Договор по открытому    
небу, и Договор по ликвидации РСМД, вся система договоров распалась, за         
исключением, собственно, одного договора - ДСНВ, который мы сегодня должны      
продлить.                                                                       
                                                                                
Конечно, возникает вопрос: а чего это вдруг Соединённые Штаты решили            
продлевать, где здесь подвох? Собственно, этот вопрос звучит в выступлениях     
наших коллег: почему это вдруг?.. Ну, один из ответов совершенно очевиден:      
договор подписывала администрация Обамы - Байдена и для них этот договор        
важен хотя бы как наследие их администрации. Но я уверен, что даже если бы      
администрация Трампа сохранилась, то она была бы заинтересована в продлении     
договора, потому что Соединённые Штаты - это сейчас слабеющая сверхдержава,     
для которой действительно важно сохранение за собой решающего голоса,           
поддержание своего положения в мире, которое слабеет, а Россия сейчас           
получила - это уже очевидно - большое качественное превосходство в              
стратегических наступательных вооружениях. Соединённые Штаты идут на            
договорённости, когда они чувствуют, что могут получить выгоду. Да, они могут   
получить выгоду, потому что сами сейчас не в состоянии ни сократить наше        
качественное превосходство, ни поддерживать гонку вооружений.                   
Семнадцатикратное превосходство Соединённых Штатов в оборонных расходах над     
Российской Федерацией не даёт им семнадцатикратного превосходства в             
вооружениях. Просто не надо забывать, что львиная часть американского           
военного бюджета - это средства просто на социальные выплаты американским       
ветеранам, военнослужащим и содержание американских военных баз в 129 странах   
мира. У Соединённых Штатов нет денег, чтобы играть решающую роль в гонке        
вооружений, американская экономика находится в очень тяжёлом состоянии.         
                                                                                
Кроме того, Соединённые Штаты заинтересованы в том, чтобы на той или иной       
стадии в процесс ограничения вооружений был вовлечён Китай. Если ДСНВ умрёт,    
Китай никогда в будущем не станет участником соглашений по контролю над         
вооружениями, а Соединённые Штаты в его участии заинтересованы.                 
                                                                                
Так что да, у США есть заинтересованность в том, чтобы этот договор             
соблюдался. Но и у нас очень большая заинтересованность в этом, ничуть не       
меньшая, а может быть, даже большая. Прежде всего этот договор позволит и       
дальше сохранять наше качественное превосходство, поскольку он содержит         
количественные ограничения. Если договор будет продлён, то мы действительно     
избежим гонки вооружений. Да, нам дешевле, чем Соединённым Штатам,              
поддерживать паритет, гораздо дешевле. Мы научились создавать высокоточные и    
эффективные средства ядерного нападения, преодолевающие любую систему           
американской противоракетной обороны, гораздо дешевле, чем Соединённые Штаты,   
но это всё равно стоит денег. Это стоит очень больших денег, которые нам,       
вообще-то, могли бы понадобиться и для других целей. Тем самым мы               
оптимизируем наши бюджетные расходы, это важно для всех.                        
                                                                                
Важно и то, что мы сохраняем стратегическую стабильность в мире. Важно то,      
что мы открываем возможности для дальнейших договорённостей по ограничению      
вооружений, этих возможностей очень много, и мы ценим свою подпись под          
международными договорами. Да, это окно возможностей, но никаких иллюзий в      
отношении Соединённых Штатов Америки у нас нет: нас будут раскачивать, выборы   
будут тяжёлыми, но мы должны быть готовы к диалогу. И я, как руководитель       
группы по связям с Конгрессом Соединённых Штатов Америки, сейчас официально     
заявляю, что мы готовы к возобновлению диалога на любом уровне, как и всегда    
были готовы. Наша Дума к этому готова всегда. Ну а договорённости, договоры     
заключаются только с сильными, и мы будем сильными, будем держать порох сухим   
и поддерживать наше качественное превосходство.                                 
                                                                                
Мы поддержим ратификацию.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич.                             
                                                                                
Слово предоставляется Миронову Сергею Михайловичу, лидеру фракции               
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
МИРОНОВ С. М., руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это важный момент, и очень    
хорошо, что практически начало сессии, начало года знаменуется таким важным     
событием, как пролонгация Договора СНВ-3. Дело в том, что мы с вами видели      
неоднократные попытки нашей страны и многократные отказы Трампа, ушедшего       
президента, идти на пролонгацию. Он предлагал вернуться к возможности           
пролонгации с дополнительными условиями, главным из которых было подключение    
к этому договору Китая. Ну вот даже в нашей аудитории прозвучал справедливый    
вопрос по поводу ядерного потенциала Китая - конечно, мы это должны в голове    
держать. Но с учётом того, что дедлайн наступает буквально 5 февраля этого      
года, важно было всё-таки договориться.                                         
                                                                                
И действительно, прав Вячеслав Алексеевич, Байден, памятуя, что именно          
администрация демократов, администрация Обамы в 2010 году пошла на подписание   
Договора СНВ-3, и демонстрирует продолжение этого. Ну и кстати, тут же,         
несмотря на то, что... мы видим и слышим новости: с импичментом уже странные    
вещи - импичмент ушедшему президенту. Но у них ничего не получится из-за        
отсутствия необходимых голосов в Сенате: 45 республиканцев поддержали           
инициативу своего коллеги, который предложил сделать неконституционной всю      
процедуру такого импичмента, а это значит, что двух третей у них не будет и     
эта тема будет закрыта. А здесь ответ по существу: вот Трамп не мог на          
протяжении четырёх лет своего президентского срока, а пришли демократы,         
администрация Байдена, и процесс пошёл, и это хорошо.                           
                                                                                
На самом деле, конечно, это взаимовыгодная вещь. Те самые 1550 боеголовок,      
которые должны быть и у Соединённых Штатов Америки, и у нас, - они остаются в   
таком же количестве; и те же самые 700 носителей, имеются в виду и              
межконтинентальные баллистические ракеты, и баллистические ракеты на            
подводных лодках, и те заряды, которые размещаются на тяжёлых                   
бомбардировщиках, - все эти параметры сохраняются. Но мы видим, что произошло   
с Договором по открытому небу (в ноябре прошлого года Соединённые Штаты         
Америки в одностороннем порядке вышли из этого договора), прекратил своё        
действие договор по ракетам средней дальности, таким образом, сейчас ДСНВ -     
это единственный международный договор, договор двух ядерных держав, который    
сохранит своё действие, а значит, всё-таки сохраняется возможность ведения      
переговоров на других площадках, потому что гонка вооружений никому не          
интересна и реально никто в этом не заинтересован.                              
                                                                                
Не могу не сказать о нашей дипломатии и нашей позиции. Когда в 2010 году уже    
готовился новый договор об ограничении стратегических наступательных            
вооружений - СНВ-3, это, конечно, был очень мощный прорыв по сравнению с        
Договором СНВ-1, но я очень хорошо запомнил, запомнил на всю жизнь унижение,    
которое я испытал, как гражданин великой страны России, в 2006 году (на тот     
момент я был третьим человеком в государстве - Председателем Совета             
Федерации), когда приехал в Воткинск на наш завод, который производит те        
самые межконтинентальные баллистические ракеты: прежде чем въехать на           
территорию завода, наш кортеж был остановлен для досмотра американскими         
наблюдателями. Вот прямо перед воротами было такое трёхэтажное здание, чтобы    
заглядывать в кузова, и мы стояли. Когда я спросил: "Слушайте, я надеюсь, что   
соответственно и наши наблюдатели есть в Америке?" - мне ответили, что нет,     
наших там нет. "А почему нет?" - "А они вроде прекратили выпуск ракет, и там    
нечего контролировать". Честно говоря, было чувство просто унижения - другого   
слова я не вспомню. И то, что сейчас этот договор уже другой и мы его           
пролонгируем, - это абсолютно правильно и, конечно же, позитивно.               
                                                                                
В связи с этим, конечно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает             
ратификацию пролонгации этого важного договора. Уверен, тем самым открывается   
дорога для дальнейшей работы и дальнейшего пути по сокращению гонки             
вооружений - она никому не выгодна, она опасна. Мы прекрасно понимаем, что      
тот самый сухой порох в пороховницах должен быть, обязательно должен быть, но   
это всё-таки вещь опасная. Поэтому, уважаемые коллеги, мы, фракция              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержим пролонгацию данного договора. Но   
в завершение мне почему-то хочется вспомнить слова хорошо известной нам         
песни: "Мы - мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!" И стоять   
будет - мирно, но под парами.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Нет.       
                                                                                
Сергей Алексеевич, есть желание выступить с заключительным словом?              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Я признателен, уважаемые депутаты, за вопросы, за подход к этому   
делу, а самое главное - за поддержку, как я понимаю, со стороны всех фракций.   
Это важнейший шаг! Спасибо большое.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Павлович, есть желание выступить с заключительным словом? Нет.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Все фракции высказались, их         
позиция солидарна - поддержать ратификацию.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Соглашения    
о продлении Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами         
Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических          
наступательных вооружений от 8 апреля 2010 года".                               
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 10 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 399, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят            
единогласно.                                                                    
                                                                                
Поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов третьего чтения,     
но прежде слово предоставляется Жириновскому.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович.                                                 
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Я не совсем понял цифры: все за, против нет, воздержавшихся   
нет, а депутатов ведь в зале больше, чем проголосовало. Кто-то струсил, что     
ли, или как так получается? Сколько всего депутатов в зале? Кто-то не стал      
нажимать ни против, ни за. Вот, может быть, на будущее учесть, чтобы            
поточнее?..                                                                     
                                                                                
И фраза, что у нас паровоз стоит как бы под парами, - это, я думаю, не для      
парламента. Это угроза. Я думаю, американский посол пошлёт немедленно           
шифровку Байдену, что в русском парламенте угрожают, что в любой момент         
паровоз может под полной загрузкой двинуться туда, куда ему укажут.             
Нежелательно использовать это "под парами" и прочее, и прочее.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Вольфович, понятно, что работа посла - писать    
шифровки, но мы с вами действуем исключительно в интересах наших граждан,       
нашей страны и глобальной безопасности, и, доверяя партнёрам, мы должны         
делать всё для того, чтобы наши граждане были защищены. В рамках договора,      
соглашение по которому мы сегодня ратифицировали, мы и будем это делать, но в   
том, что стояли на пороге больших проблем, гонки вооружений и многого           
другого, мы все себе отдаём отчёт. Поэтому голосование было единогласным -      
поздравляю, коллеги! (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
И для чистоты отношений: давайте всё-таки ещё раз подчеркнём, что это стало     
возможным благодаря тому, что наш президент на протяжении многих лет вёл эту    
работу и буквально сразу после избрания нового Президента Соединённых Штатов    
Америки вышел на эти договорённости. Да, они важны для Соединённых Штатов       
Америки, но они важны и для всех, эти договорённости. Вот прежняя               
администрация Соединённых Штатов Америки в силу разных причин не шла на         
подписание соглашения о продлении договора, сейчас это произошло - давайте и    
дальше так же эффективно решать задачи.