Заседание № 367
О проекте федерального закона № 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
4-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Владимирович Гутенёв. ГУТЕНЁВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл юридическую и лингвистическую экспертизы. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы у нас имеется. Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие высказаться по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 4 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 28 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, вот мне Иван Иванович подсказывает: в отношении 50-го вопроса все материалы в наличии, в электронную базу закачаны. Рассматривается 50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Слово предоставляется Жигареву Сергею Александровичу. Пожалуйста. ЖИГАРЕВ С. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. Принимаются все ваши замечания, обязательно учтём их в своей работе. Ну, для чистоты отношений хочу сказать, что вот если я, допустим, как депутат или выступая автором по тому или иному законопроекту, хочу поинтересоваться, то я просто прихожу на заседание комитета, когда обсуждается этот вопрос. ИЗ ЗАЛА. Есть Регламент! ЖИГАРЕВ С. А. Безусловно. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! У меня достаточно объёмный доклад, но каждое слово этого доклада ценно для принятия данного закона. Законопроект был принят в первом чтении 16 марта 2021 года. Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трёх наиболее распространённых: конкурс, аукцион и запрос котировок. Порядок их проведения излагается единообразно, с применением единой терминологии. Сокращаются требования к извещениям, к документации, к заявкам на участие в закупках. В целях упрощения исключается необходимость составления заказчиком документации о закупке. Сокращаются и унифицируются сроки выполняемых процедур для проведения различных способов закупок; дальнейшее сокращение сроков представляется невозможным, поскольку вступит в противоречие с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Завершается начатый ранее процесс перевода закупок в электронную форму (в настоящее время в электронной форме осуществляются только планирование закупок и отбор подрядчика). Законопроектом вводится полноценный электронный документооборот на протяжении всего жизненного цикла закупки, вплоть до полного исполнения обязательств по контракту. Все документы, включая акты приёмки, станут формироваться в электронном виде по единым формам. Это обеспечит прослеживаемость закупок, автоматизацию, контроль за их проведением, минимизацию трудозатрат заказчиков, а также будет способствовать исключению возникновения ошибок у участников контрактной системы. Для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты информации вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов закупок: при осуществлении закупок в отношении вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, по созданию космических материалов и технологий, космической техники, а также закупок ФСО России, Росгвардией, а также подведомственными им учреждениями и унитарными предприятиями. Совершенствуются совместные конкурсы и аукционы, устанавливается возможность проведения их несколькими субъектами Российской Федерации. Исключается цикличность для ускорения закупок: в случае отсутствия заявок исключается обязательное продление приёма заявок и проведение новых, дополнительных закупочных процедур. Увеличивается количество участников, вводится минимальная планка для представителей малого и среднего бизнеса - доля закупок у них увеличивается с 15 до 25 процентов. Законопроект очень нужный, своевременный и современный. В комитет поступило... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, минуту. ЖИГАРЕВ С. А. В комитет поступило 174 поправки: 70 поправок рекомендованы к принятию, 104 поправки - к отклонению. Поправки разработаны Правительством Российской Федерации с учётом замечаний и предложений федеральных органов власти, органов субъектов Российской Федерации, замечаний юридического и юридико-технического характера ГПУ Президента Российской Федерации, правовых управлений аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации. Прошу поставить таблицы поправок на голосование. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, в таблицу поправок № 1 включено 70 поправок. Есть желающие вынести какие-либо поправки на отдельное голосование и дополнительно их обсудить? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 21 сек.) Проголосовало за 304 чел.67,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 305 чел. Не голосовало 145 чел.32,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2, где 104 поправки, рекомендуемые к отклонению, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 02 сек.) Проголосовало за 293 чел.65,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 294 чел. Не голосовало 156 чел.34,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 50-й вопрос, второе чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 44 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ЖИГАРЕВ С. А. Спасибо, Вячеслав Викторович. Спасибо, уважаемые коллеги. Законопроект очень нужный и важный, его принятие очень своевременно. Все необходимые документы имеются, чтобы поставить его в повестку дня на завтра для принятия в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Ну, для чистоты отношений: прежде всего, надо выразить благодарность профильному комитету, коллеге Жигареву. И правильно было бы, наверное, чтобы на этот счёт высказался Алексей Михайлович Лавров - заместитель министра финансов, который здесь присутствует. Министерство финансов понимало, насколько это сложный закон и то, что ещё многие вопросы требуют доработки, отработки в первую очередь даже не столько содержания, сколько формы, потому что там некоторые юридико-технические моменты того требовали. Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М., заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Я хочу поблагодарить от имени правительства весь коллектив Государственной Думы, аппарат комитета, Правовое управление, Государственно-правовое управление. Последние две недели - правительство внесло 2 июня исходя из того, что всё-таки есть определённое время для работы, - мы работали практически круглосуточно, в основном действительно в режиме юридико-технической правки. И мы считаем, что законопроект стал понятнее, проще, лучше, то есть эти две недели прошли совершенно конструктивно, и данная работа пойдёт на пользу всем нашим заказчикам и поставщикам. Очень важно, что это позволит уже с 1 января большинство новых процедур и новых подходов запустить. Я могу от имени правительства заверить, что с 1 января буквально все - огромное количество участников, прежде всего малый бизнес и небольшие заказчики - почувствуют реальное облегчение и ускорение процесса, наша система закупок станет значительно более удобной, прозрачной и современной. Ещё раз огромное спасибо, искреннее, глубокое, за очень конструктивный, понимающий, если так можно сказать, подход. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович. Уважаемые коллеги, ведь действительно мы столкнулись с тем, что надо было вместе работать. И основную нагрузку взяли на себя работники Аппарата, Правового управления, поэтому правильно было бы Правовое управление Аппарата Государственной Думы обязательно отметить по итогам работы, поскольку многое ими было сделано совместно с Министерством финансов, с аппаратом комитета, с депутатами. Это важный законопроект, долгожданный, и хорошо, что сегодня мы приняли его во втором чтении, но этому предшествовала большая работа. Спасибо, Алексей Михайлович, за то, что вы со своей стороны это подчёркиваете. Тогда мы на завтра ставим этот вопрос, коллеги? Ставим. Спасибо, коллеги, данный вопрос, если вы не возражаете, включаем в повестку завтрашнего заседания.
Заседание № 345
О проекте федерального закона № 1100997-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Михайловича Лаврова. Пожалуйста. ЛАВРОВ А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Внесённый правительством законопроект получил название "оптимизационный", и он действительно впервые за последние годы предусматривает не отдельные изменения, сосредоточенные на решении важных, но всё-таки обособленных проблем, а комплекс изменений, который системно меняет редакцию 44-го федерального закона. Если совсем кратко выразить его цель и суть, это упрощение, унификация и ускорение процесса закупок на основе завершения электронизации всего закупочного цикла и обеспечения полной прозрачности, объективности и конкуренции закупок. Каким образом предлагается достичь этой цели? Основная новация состоит в том, что мы вообще отменяем 30 статей 44-го федерального закона, которые описывают самые разные способы закупок, используют зачастую разную терминологию или, напротив, многократно повторяют одно и то же, что требует постоянного, очень тяжёлого подзаконного сопровождения. Большинство из существующих 11 способов закупок, во-первых, невостребованны, а во-вторых, просто перегружают закон и все процедуры, поэтому основное предложение состоит в том, чтобы сократить число способов закупок до трёх основных, наиболее востребованных, - аукциона, конкурса и запроса котировок. При этом я должен особенно подчеркнуть, что те возможности, которые есть в других способах закупок, никуда не исчезают и, если заказчик хочет, он может в рамках обычного конкурса, например, предварительно обсудить предмет закупок до начала процедуры, то есть ни в коем случае не подвергается сомнению право заказчика на более тщательный отбор поставщика. Что ещё более важно, такое сокращение позволяет применить абсолютно одинаковую терминологию в описании всех способов закупок и тем самым, по сути, сделать абсолютно необходимый и давно назревший шаг по полной их автоматизации, с тем чтобы поставщики, да и сами заказчики, меняя способ, не гадали, не искали по разным статьям закона и подзаконных актов, как им действовать в том или ином конкретном случае, и пользовались абсолютно одинаковыми, унифицированными формулировками. Одновременно с такой оптимизацией предлагается существенно сократить сами требования к закупкам, например устранить избыточное описание предмета закупок, которое дублируется в нескольких частях, и сосредоточить всё это описание в одном документе, в извещении, и установить ко всему комплексу документации по всему циклу государственных закупок совершенно одинаковые требования. Вот в совокупности всё это позволит путём внесения изменений в 44-й закон, а также в подзаконные акты распространить электронизацию закупок на весь цикл, от отбора, что уже сделано, до подписания контрактов в электронной форме и до электронных актов сдачи-приёмки. Таким образом, и заказчики, и поставщики будут работать в единой информационной среде, всегда будут оставаться и след для проверки, и возможность при необходимости решать возникающие вопросы. В частности, может быть разрешена конфликтная ситуация, которую действующее законодательство не позволяет урегулировать, с контролем за сроками оплаты: до одного месяца - в общем случае, до 15 дней - для малого бизнеса, но без электронного акта сдачи-приёмки контролировать это практически невозможно, а введение акта приёмки позволит сделать эту оплату автоматической. Во втором чтении, кстати говоря, мы будем предлагать сокращение сроков оплаты до 15, 10, может быть, даже и меньшего количества дней, с тем чтобы сделать её автоматической. Вот очень много примеров такого рода, когда внесение изменений позволит решить назревшие проблемы, упростить и ускорить взаимодействие. Мы в максимальной степени сокращаем все процедурные сроки, подступаемся, подошли уже к тому уровню, когда дальнейшее сокращение становится невозможным из-за ограничений, которые существуют по договору ЕАЭС, - там есть чётко фиксированные сроки, - но всё, что можно сделать на данном этапе, будет сделано. Кроме того, решается целый ряд таких назревших проблем, как, например, возможность заключения контракта не с одним участником закупки, а как минимум с тремя, с тем чтобы не начинать повторную процедуру; ускорение расторжения контракта, которое в нынешней ситуации занимает 40 дней и даже более, потому что приходится по всей стране искать поставщика, который не соблюдает условия, применение же электронных форматов позволяет это сделать, по сути, в уведомительной форме и за 15 дней расторгнуть контракт, перейдя ко второму участнику закупки или начав новую упрощённую процедуру. Также вводится электронный документооборот на всех этапах составления, подачи жалоб. Здесь мы предлагаем также решить одну из назревших проблем - злоупотребление правом или злоупотребление жалобами, когда участники процедур, не имеющие ни возможности, ни даже желания реально исполнять контракт, подают заявки, а затем начинают жалобами блокировать процедуру отбора. Предлагается введение так называемой универсальной предквалификации, то есть допуска к закупкам начиная с 20 миллионов рублей только тех участников, которые уже имеют успешный опыт реализации контрактов, как минимум 20 процентов. Таким образом, при малых закупках - до 20 миллионов рублей - доступ остаётся абсолютно открытым. Получив опыт реализации контрактов в рамках 44-го закона, можно претендовать на двадцатимиллионный контракт, затем на стомиллионный, затем на пятисотмиллионный. То есть здесь не будет никакого ограничения конкуренции, зато у нас повысятся добросовестность и квалификация тех, кто будет участвовать в этих процедурах. Также мы повышаем значимость обеспечения, которое становится автоматическим в случае нарушения условий контракта, расширяем возможности получения этого обеспечения в региональных гарантийных организациях, что очень важно для малого и среднего бизнеса, делим обеспечение для контрактов жизненного цикла на основное обязательство и обязательство по обслуживанию, тем самым в целом существенно снижаем финансовую нагрузку на участников закупок. Вот такой комплекс поправок, который на самом деле содержит достаточно большой список, там более тридцати содержательных позиций, прошёл тщательную процедуру обсуждения. Законопроект согласован более чем с тридцатью участниками, обсуждался в Государственной Думе, в Совете Федерации. Просим поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Владимировича Гутенёва. ГУТЕНЁВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы видим результаты большой совместной работы Минфина, всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и участников рынка. Предлагаемые к рассмотрению изменения существенны и долгожданны. В отношении действующей системы закупок у всех было очень много вопросов, об этом свидетельствует и то количество изменений, которые были приняты нами за всё время действия 44-го федерального закона. Необходимость пересмотра тех или иных положений мы постоянно обсуждали и в правительстве, и в Государственной Думе, и в рамках рабочей группы под председательством Александра Дмитриевича Жукова, также на это неоднократно указывал Президент Российской Федерации. Сегодня мы рассматриваем результат этой работы. Алексей Михайлович остановился на главных вопросах, которые предлагается решить законопроектом, но мне хотелось бы отметить, что эти изменения - не просто точечная доработка действующих положений закона, это комплексный пересмотр существующей системы. Он затрагивает такие структурные изменения, как окончательный перевод закупок в электронную форму, сокращение способов закупки, полный отказ от цикличности. Заказчику не придётся повторно объявлять торги, если никто не пришёл на них, - он может повторно обратиться в антимонопольный орган для согласования заключения контрактов с единственным поставщиком. Законопроектом также предлагается решить проблему расчёта по контрактам после принятия работы в срок, создаются условия для исключения необоснованного затягивания оплаты, устанавливается жёсткий контроль за соблюдением этих сроков. Одновременно законопроектом предлагается ввести универсальную предквалификацию участников при закупке особо сложных работ. Это позволит обезопасить заказчиков от компаний, которые не имели ни малейшего опыта в выполнении контрактов и даже намерения их выполнять, которые не обладают производственными мощностями и квалифицированным персоналом для выполнения необходимых работ и которые зачастую намеренно демпингуют. Ещё одна важная новелла законопроекта касается возможности для субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов предоставлять банковские гарантии и от корпорации развития "ВЭБ.РФ". Комитет считает необходимым отметить, что законопроект включает в себя более пятидесяти существенных изменений федеральных законов по различным вопросам, что, в свою очередь, потребует детального и внимательного обсуждения с заинтересованными лицами и последующей корректировки отдельных положений законопроекта. Уважаемые коллеги, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи. Покажите список. Пашин Виталий Львович. ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР. Алексей Михайлович, в Челябинской области региональное отделение ЛДПР создало проект по мониторингу госзакупок чиновников. На протяжении трёх лет мы выявляли и пресекали странные закупки, например закупку одного кондиционера за 800 тысяч рублей для пенсионного фонда Челябинской области либо закупку перламутровых машин бизнес-класса с хромированными ручками за миллионы и так далее. Благодаря нашему проекту цены по многим закупкам были значительно снижены, некоторые закупки отменены. В большинстве случаев мы сталкивались с проблемой непонятного ценообразования, когда товары при оптовых закупках стоили дороже, чем покупка этого же товара, но в розницу. Какие меры вы предлагаете по урегулированию проблемы первоначальной стоимости услуги или товара, которая изначально зачастую завышена? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Виталий Львович, уважаемые депутаты! Здесь, наверное, нужно остановиться на двух сторонах этого вопроса. Порядок обоснования начальной максимальной цены контракта в самом законопроекте не предлагается менять, такие полномочия есть у правительства. Я должен сказать, что в этом году будут выпущены новые методические рекомендации по определению этих цен, старые действуют уже несколько лет и в значительной степени устарели, и мы предлагаем опираться прежде всего на результаты применения каталога товаров, работ и услуг, где с учётом своих потребительских характеристик по сопоставимым ценам можно определять рыночную цену и вообще делать этот процесс значительно более объективным. А вторая сторона вопроса состоит в том, что, конечно, нам нужно поддерживать конкурентоспособность. Ведь если приходят несколько участников на процедуры, то цена с высокой вероятностью будет стремиться к объективному рыночному уровню. И здесь у нас как раз целый ряд новаций, одна из которых, например (может быть, я не сказал), повышение объёма запросов котировок - такая быстрая процедура, абсолютно рыночная и прозрачная - с увеличением доли от годового объёма закупок заказчиков до 50 процентов. В этом же ряду активное применение электронных магазинов, где также цена складывается абсолютно открыто, в виде публичных оферт. И вообще, как я уже говорил и как Владимир Владимирович подчёркивал, общее упрощение и ускорение всех процедур, снижение финансовой нагрузки направлены как раз на то, чтобы на каждую процедуру приходило как можно большее количество участников, и тогда вот те случаи, о которых вы говорили, будут просто автоматически отсекаться, поскольку предложения будут сформированы рынком на объективной основе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко Наталья Васильевна. КОСТЕНКО Н. В. Насколько я услышала докладчиков, законопроектом будут ограничены права на жалобы людей, которые не являются участниками конкурса. А как в этом плане будет решаться вопрос общественного контроля, который на самом деле играет положительную роль в системе госзакупок и позволяет увидеть, в том числе органам ФАС, то, что не замечают органы власти и в том числе некоторые чиновники ФАС? ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Наталья Васильевна, уважаемые депутаты! Обжалование мы предлагаем ограничить уже после начала процедуры, когда сформировался пул претендентов, в котором все должны соответствовать квалификационным критериям, в том числе в ряде случаев, подчеркну сразу, только на достаточно крупные контракты, свыше 20 миллионов рублей, универсальной предквалификации. Сама документация, которая размещена до начала процедур, как была, так и есть, является предметом и обсуждения, и обжалования. А самой главной проблемой в части нарушений, о чём говорилось и когда задавался предыдущий вопрос... они же связаны даже не с соблюдением формальной стороны процедур, а с формированием и описанием предмета закупок. Там могут быть всевозможные закладки, заточки, намеренные пробелы, с тем чтобы отсечь ненужных претендентов и довести контракты до тех, кто тем или иным образом пользуется недобросовестными преференциями. Так что предварительный общественный контроль предмета закупки остаётся и будет применяться в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сватковский Дмитрий Валерьевич. СВАТКОВСКИЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, принятие предлагаемого закона повлечёт за собой отмену ряда законов на территориях субъектов Российской Федерации, определяющих государственные предприятия уполномоченными и являющимися единственными поставщиками по оказанию услуг по обеспечению за счёт всех источников финансирования государственных предприятий медицинскими лекарственными препаратами, и это станет невозможным при функционировании уже встроенной системы лекарственного обеспечения. Скажите, пожалуйста, Алексей Михайлович, в рамках второго чтения правительство в части полномочий субъектов готово к нахождению консенсуса с депутатами Государственной Думы? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Дмитрий Валерьевич, уважаемые депутаты! Позиция правительства состоит в том, что неограниченные права на выпуск законодательного акта на уровне субъектов по назначению, по сути, единственного поставщика в любой отрасли, в любой сфере - это огромные риски для регулирования в этой сфере, потому что в итоге можно все закупки вывести из-под 44-го федерального закона. И мы считаем, что конструкция, которую мы сейчас предлагаем, как раз является компромиссной, ведь полного запрета нет, написано, что это можно делать в тех случаях, когда это установлено федеральным законом. Наше предложение состоит в том, что если есть сферы, ну, например, лекарственное обращение, где действительно оправдана та или иная централизация или даже полная передача единственному поставщику, то такая опция, возможность должна быть предусмотрена в отраслевом законе, это не должны быть открытые бланкетные нормы в 44-м федеральном законе. Мы предлагаем идти в отраслевое законодательство, выявлять конкретные случаи, когда это нужно делать, и таким образом, например в законе "Об обращении лекарственных средств", фиксировать, в том числе если отраслевое сообщество сочтёт необходимым и оправданным именно такой способ - не конкурентный отбор поставщиков лекарств, а именно закупки у единственного поставщика. В этом случае такая возможность сохранится. Кроме того, я должен подчеркнуть, что у нас есть ещё статья 111 в 44-м законе, она сохраняется, и если существует особый случай, когда нужен единственный поставщик, то для каких-то особых закупок и особых случаев это можно будет сделать также и по этой процедуре. Мы считаем, что выполняем решения, которые были приняты на федеральном уровне, - сокращение таких возможностей, но не полная их ликвидация. В то же время мы готовы рассмотреть каждый конкретный случай, разобрать его буквально, что называется, по бизнес-процессам и определить, в какой степени такая практика, которая действительно существует далеко не во всех, но в нескольких субъектах Федерации, оправданна, что в ней рационального. И опять-таки расширение возможностей для централизации закупок, а в этой части есть специальные нормы в данном законопроекте, на наш взгляд, позволяет сохранить всё то позитивное, что есть в централизации закупок, в том числе лекарств, на региональном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, 44-й закон - это самый вредный, самый тормозящий и самый коррумпирующий Россию закон. Вот из вашей ложи и из соседней неоднократно звучали обещания, объяснения, что вы работаете над новым текстом. Вот вдумайтесь, вы сейчас предлагаете только поправками 319 страниц и ещё пообещали методические рекомендации. Вы же понимаете, что вы в принципе не упрощаете, а на самом деле добавляете чтиво и возможности уходить, ну, скажем, в серую зону. У нас все госкорпорации в принципе с единственным поставщиком разыгрывают - вот Гартунг здесь сто раз говорил вам - до 92 процентов всех разыгрываемых денег, понимаете? Ну когда же будет новый закон? У вас же есть и институт НИФИ, который занимается несвойственной работой, а сейчас очередной пенсионной реформой, и Финансовый университет... (Микрофон отключён.) ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Ну, 92 процента средств госкомпаний... Это всё-таки предмет 223-го федерального закона, где существует своя проблематика, которую нужно обсуждать отдельно. Мы сейчас говорим о 44-м федеральном законе, в котором всё-таки преобладают конкурентные процедуры, хотя высока доля несостоявшихся аукционов, но в среднем более трёх заявок на одну процедуру, достигаемая экономия в среднем 5 процентов, при этом эта доля, конечно, должна сокращаться по мере увеличения объективности ценообразования. 44-й закон в прошлом году, например, в очень непростых условиях доказал свою работоспособность, никаких серьёзных сбоев, даже несмотря на то, что были чрезвычайные обстоятельства, не произошло, и объёмы закупок возросли, и мы не видим никакого ухудшения их качества. Но, конечно, было много того, что... По сути, сейчас предложен новый закон, в значительной степени. Несмотря на то, что законопроект большой, более 300 страниц, но это чисто юридико-техническое оформление поправок, на самом же деле текст закона сокращается процентов на двадцать, не говоря уж о том, что количество статей в нём сокращается. Закон становится проще, удобнее в правоприменительной практике, процесс будет более контролируемый, с более прозрачными процедурами. И мы готовы каждую конкретную новацию с этой точки зрения обосновать и доказать, почему и зачем она нужна. Считаем, что в случае поддержки законопроекта с 1 января, после полного вступления закона в силу, у нас будет совершенно другая реальность, и надеемся, оценка 44-го федерального закона станет более положительной. Принятия нового закона мы не предлагаем, поскольку это потребует пересмотра большого количества подзаконных актов. Мы считаем, что на данном этапе достаточно поправками улучшить, существенно улучшить, радикально улучшить действующий текст 44-го закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это совершенно новый закон. Просто это бюрократический подход: этот отклонить, другой закон принять или другой текст принять - но это, по сути, одно и то же. Закон абсолютно другой, новый. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я в продолжение того, о чём Николай Васильевич сказал. Мы ведь принимали решение о том, чтобы вообще принять новый закон, есть решение по этой части. Вы говорите, внесены отдельные поправки, комплекс поправок, - ну давайте всё это учтём и сделаем новый закон, об этом было принято решение нашей Думой. Когда же будет новый закон? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Иван Михайлович, уважаемые депутаты! Нам кажется, что более простой, прямой и быстрый путь решить эти проблемы - внести поправки в действующий закон. Любой новый закон - это новая процедура согласования, обсуждения, переписывание всего массива подзаконных актов, от постановлений правительства до многочисленных ведомственных актов, переобучение, переналадка информационных систем, если какие-нибудь ссылки меняются. В общем, это огромная работа, которой, может быть, когда-то и в каких-то случаях нужно заниматься, но мы считаем, что в отношении данного закона таких оснований нет и всё, что необходимо, можно сделать прежде всего, конечно, комплексными поправками. Мы предполагаем, что всё-таки в дальнейшем нужно резко ограничить, сократить количество поправок, то есть, помимо упрощения, ускорения и унификации, нужно стабилизировать 44-й федеральный закон, чтобы любая поправка действительно стала каким-то существенным событием, требующим специального обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Боженов Сергей Андреевич. БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Алексей Михайлович, основной мой вопрос уже задали, и я удовлетворён вашим ответом. Вместе с тем есть второй вопрос. В тексте говорится о том, что закон вступает в силу с 1 апреля 2021 года. Понятно, что это уже неактуальный срок. Какой же всё-таки реальный срок вы планируете указать ко второму чтению? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Сергей Андреевич, уважаемые депутаты! Действительно, процедура внесения оказалась достаточно сложной и сроки отстали от жизни. Сейчас мы предлагаем остановиться на варианте вступления в силу положений закона в основном с 1 января 2022 года. Ряд норм, касающихся прежде всего доработки единой информационной системы, которая может начаться сразу после принятия закона, будут отложенными, но в основном, по большинству норм мы исходим из того, что в случае принятия законопроекта в весеннюю сессию закон сможет в полном объёме заработать с начала следующего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. У меня тоже вопрос к Алексею Михайловичу. Уважаемый Алексей Михайлович, в данном случае существенно расширяется сфера использования закрытых конкурентных способов. Если в отношении военной техники, космической техники это можно понять, то почему данная сфера расширяется в отношении простых закупок, которые, например, осуществляются для обеспечения деятельности судей, Росгвардии, если речь идёт не о видах вооружения, а о закупках в части питания, о каких-то таких чисто бытовых вещах? В чём тут секретность и зачем ограничения? Это первое. И второй вопрос связан с установлением основания для отклонения заявок в соответствии с нормами Федерального закона "О мерах воздействия... на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств". Расшифруйте, пожалуйста, вот эту часть. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Алексей Владимирович, уважаемые депутаты! По поводу закрытых процедур. Мы рассматривали этот вопрос, соответственно, с судейским сообществом, с другими органами и приняли их аргументацию о том, что даже информация о самых обычных закупках в открытом доступе может давать, к сожалению, большое количество информации для тех, кто... Ну, в конце концов, могут узнать, когда открывается помещение, когда закрывается помещение, как расположены окна, двери и так далее. Поэтому наше совместное предложение состоит в том, чтобы принять соответствующие нормы, ни в коем случае не устраняя эти действительно такие, казалось бы, обыденные закупки из-под контроля, то есть они все остаются в электронной форме, но только в закрытой, и для контролёров, для проверяющих Счётной палаты вся эта информация будет доступна. Но так ли уж нужно её делать абсолютно публичной без всяких ограничений? На наш взгляд, в этом просто нет никакой необходимости и даже целесообразности. При этом одновременно мы действительно на постоянной основе - сейчас это регулируется постановлениями - в закон переносим ограничения, ну, законодательно закрепляем так называемый закрытый контур. Это делается опять-таки не для того, чтобы закрыть закупки, они все будут в электронной форме, а прежде всего для того, чтобы защитить поставщиков от возможных санкций. Ведь если вы вступили в контрактные отношения с органами власти, которые находятся под определёнными санкционными режимами, форматами, то на вас тоже начинают эти санкции распространяться. Поэтому поставщики очень опасаются вступать в такие договорные взаимоотношения, собственно, поэтому вот такой закрытый контур мы считаем необходимым применять на законодательном уровне, ещё раз скажу, не для закрытия закупок, а прежде всего для защиты интересов поставщиков. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Вопрос Алексею Михайловичу. Уважаемый Алексей Михайлович, скажите, если цена остаётся главным критерием в этом законе, то все эти поправки как-то повлияют на качество выполняемых работ? Это первый вопрос. И второй вопрос. Вот что касается контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, там ведь есть ещё и закрытый перечень товаров. Вот прокомментируйте, пожалуйста, эту позицию. ЛАВРОВ А. М. Уважаемая Вера Анатольевна, уважаемые депутаты! По поводу того, цена или не цена, мы... Вообще, за последнее время регулирование в этой сфере существенно расширило возможности использования конкурсов: у нас с прошлого года даже по стройкам можно, а в некоторых случаях и нужно исполнителя определять по конкурсу при условии оценки квалификации строителя, так что мы отходим... Хотя, действительно, иногда говорили, что вот есть аукционный ценовой крен, на самом деле его уже нет, сейчас мы в явном виде фиксируем универсальные требования для проведения конкурсов. Есть, например, важная новация о том, что в рамках конкурса цену можно снизить только один раз, не превращать конкурс в аналог аукциона, когда идёт битва только исключительно за снижение цен. Однократное снижение цены - всё, зафиксировано, дальше начинает играть критерий качества или квалификации. Также на это работает универсальная предквалификация. Также на это работает предотвращение демпинга, есть по этому поводу специальная поправка: в случае демпинга обеспечение не может быть менее 10 процентов стоимости контракта. То есть на это работает целый комплекс мер. Уважаемая Вера Анатольевна, по поводу товаров жизнеобеспечения - там у нас действительно есть изменения технического характера, если можно, я вам отдельную справку по этому поводу представлю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Михайлович, колоссальная была проведена работа, результат мы видим - достаточно большой перечень изменений. Вот здесь вы говорили, что срок вступления в силу сдвинете на 1 января 2022 года. В связи с этим у меня к вам вопрос: есть ли здесь у вас, у правительства, понимание, когда вы сможете ответить на вопрос по поводу эффективности, то есть сколько времени должно пройти с того момента, когда начнёт действовать этот закон, чтобы появилось понимание на предмет эффективности изменений, которые мы сегодня рассматриваем? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Андрей Геннадьевич, уважаемые депутаты! Вообще, мы посчитали: для того чтобы появилась такая полноценная, полная аналитика, наверное, закон в новом формате должен проработать год, и тогда этот год можно будет сравнить с предшествующим аналогичным отчётным периодом и со всеми предыдущими годами. Но ведь здесь речь идёт, скорее всего, не о чисто количественных, таких во многом формальных показателях, касающихся, например, экономии, цены - критерий, об условности которого я уже говорил, - и даже количества заявок. Ведь самое главное - такие трудноизмеримые вещи, как административные издержки, временные затраты на подготовку заявок, возможность прослеживания, что с заявкой происходит, возможность отслеживания сроков оплаты контрактов, возможность досрочного расторжения контрактов в более быстрой форме и возобновления процедуры строительства или исполнения контракта. Вот это всё достаточно трудно измеримые вещи, но что мы предлагаем делать? Ну, во-первых, конечно, будем, как и в настоящее время, в постоянном контакте и со всеми созданными рабочими группами, и с экспертным сообществом, а во-вторых, будем держать, ну, так сказать, обратную связь, постоянно обсуждать ход реализации закона. И самая, наверное, главная наша задача будет состоять в том, чтобы в оставшиеся полгода - или сколько времени у нас будет уже после принятия закона - быстро ввести в действие все необходимые сервисы в ЕИС, запустить их в промышленную эксплуатацию и принять все подзаконные акты, которые находятся в высокой степени готовности, тем более что в большинстве случаев предстоит внести изменения юридико-технического характера в уже действующие акты. Десять постановлений, что очень важно, перенесены в тело закона, становятся стабильными, понятными всем и прозрачными и, таким образом, просто-напросто отменяются. Это тоже критерий эффективности закона, который, наверное, трудно измерить, но его можно обсуждать качественно и экспертно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Михайлович, в целом ряде субъектов Российской Федерации на сегодняшний день под соусом реализации проектов государственно-частного партнёрства либо концессии умело обходят действующие нормы закона № 44-ФЗ. Скажите, пожалуйста, в рамках изменений, которые вы сегодня представляете, будет ли какая-то гармонизация законодательства по ГЧП и концессиям с новыми подходами по закону № 44-ФЗ? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Евгений Владимирович, уважаемые депутаты! Такая проблема действительно есть, но решать её нужно, на наш взгляд, не в рамках федерального закона № 44-ФЗ, который с точки зрения процедур, критериев отбора значительно более, так скажем, чёткий, чем закон о ГЧП или о концессиях, - нужно вносить, очевидно, изменения в законодательство о ГЧП. В частности, сейчас в правительстве внесён законопроект, одна из целей которого как раз более чётко разграничить проекты ГЧП и проекты закупочные, и одно из требований, которое может быть введено (пока там окончательные решения не приняты), такое: в случае реализации проекта ГЧП оплата не может быть полностью из федерального, из любого бюджета, там значительная доля должна быть от предоставления платных услуг или использования имущества, - это сразу отграничивает один формат от другого. Но вообще, стратегически мы считали бы правильным двигаться в законодательстве о ГЧП и концессиях к тому, чтобы проводить тоже электронные конкурсы, вовсе, конечно, не аукционы, но именно конкурсы по формальным критериям, по проверяемым критериям, в рамках единообразных процедур, с использованием уже наработанного опыта по федеральному закону № 44-ФЗ. И тогда эта проблема была бы решена, потому что, как ни отбирай исполнителя, что по 44-ФЗ, что по ГЧП, всё равно результаты будут конкурсные и будут отбираться ровно те исполнители, которые предоставляют наилучшие условия с точки зрения использования государственных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Алексей Михайлович, ну, у меня один вопрос, по рейтингу деловой репутации участника закупки. Вы же понимаете, что в законе не прописано, что и как, есть отсылка на полномочия правительства, а мы этого не видим. Собственно говоря, от того, как правительство будет трактовать это положение, будет зависеть вообще допуск к закупкам, что в корне может изменить последствия применения этого закона. Вот что бы вы сказали, как правительство может раскрыть, скажем так, содержание, ну хотя бы ко второму чтению? Какие у нас перспективы получить проект постановления, для того чтобы уже понимать, как будет работать закон? Потому что это, ну, как бы ключевая вещь, собственно говоря, в проекте. Там есть положительные вещи, но вот эта ключевая, и она вызывает вопросы. Как мы получим от правительства позицию? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Валерий Карлович, уважаемые депутаты! Действительно, эта новация одна из тех, которые вызвали замечания как юридического сообщества, так и экспертного сообщества, но после обсуждения правительство предложило к обсуждению в таком формате. Ну, для учёта имеющихся замечаний мы должны будем представить ко второму чтению поправки в сам текст закона, которые, ну, по крайней мере в основном, если не во всех деталях, определят то, каким образом будет формироваться этот рейтинг и, самое главное, как он будет использоваться. То есть эта работа на этапе второго чтения, и правительство в случае поддержки законопроекта в первом чтении подготовит такие поправки и представит их на ваше рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите режим записи. Покажите список. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я хотел сказать вот что. Мы принимали 44-й закон примерно так же, как поправки в него: за 15 минут до заседания комитета нам по электронной почте направили четырёхсотстраничный материал и через 15 минут - мы его даже распечатать не успели - вынесли на голосование в комитете и проголосовали. Потом на другой день внесли на заседание палаты, тоже проголосовали, не глядя на этот закон, а через месяц, когда президент подписал этот закон, всё в стране остановилось - закупки прекратились, потому что этот закон был не проработан. Вот сейчас повторяется та же самая история: нам на прошлой неделе, это четыре дня тому назад, внесли этот законопроект на рассмотрение, материал не дали - ни 300 страниц закона, ни 28 страниц пояснительной записки не дали. Что обсуждать, скажите на милость? Но обсуждали и приняли. И сегодня мы уже обсуждаем, не глядя, этот трёхсотстраничный закон и думаем, что он, наверное, принесёт пользу. Нет, не глядя принимать законы нельзя. Вот здесь не зря такое количество вопросов возникло - и это только у людей, которые более-менее смыслят во всех 19 законах, которых этот закон касается, регламентирует, вот они их задали. А все остальные этот закон не читали и не могли прочитать, и времени ни у кого не было для того, чтобы его как-то осмыслить. Ну разве можно так законы принимать? Ну мы же остановим всё! Ведь вы поймите, этот 44-й закон - это тормоз в развитии страны: у нас госпрограммы не выполняются только из-за того, что полгода проводятся бюрократические процедуры для того, чтобы осуществить госзакупки. Ну и что мы делаем?! Мы, опять не глядя, принимаем закон, который завтра может остановить всё! Я считаю, что законы, которые вносятся с нарушением Регламента и обсуждаются с нарушением Регламента, нельзя принимать, нужно выдерживать регламентные нормы и давать депутатам время ознакомиться с этим материалом. А без ознакомления обсуждать неведомо что, я считаю, это преступление, нас не простят наши избиратели. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Да, конечно, три минуты для обсуждения законопроекта, который внесён на 318 страницах, маловато, но я согласен с Арефьевым Николаем Васильевичем в том, что нельзя обсуждать и принимать закон, не читая его. Конечно, надо читать. Поэтому, после того как состоялось заседание комитета, я попросил заместителя министра финансов прислать все материалы, попросил провести встречу, на этой встрече присутствовало несколько депутатов - представителей комитета, и мы прошли по всем болевым точкам. Могу сказать, что по ключевым моментам мы нашли взаимопонимание, и, собственно говоря, этот закон на 318 страницах нужно принимать в первом чтении, потому что он улучшает ситуацию с 44-м федеральным законом. Во-первых, там из 318 страниц, наверное, 90 процентов - это технические правки, на это пришлось потратить много времени, но есть ключевые вещи, например способы закупок, конкурентные способы. Мы в этом зале всегда пытались посчитать, сколько же у нас способов существует, за четыре сотни перевалили, перегнали Остапа Бендера, у него было примерно четыреста честных способов, у нас в 44-м законе их гораздо больше, но вот правительство оставило только три - это очень хорошо, мы это поддерживаем. Да, есть вопросы с закрытыми торгами, но Алексей Михайлович объяснил: к сожалению, есть санкции, и если мы открытые торги в некоторых случаях оставим, мы просто останемся без участников закупок. Это факт. Единственный вопрос, который остался нерешённым, это рейтинг деловой репутации участника закупки и как он будет применяться. Вы знаете, дьявол всегда в деталях, и вот эти детали мы хотели бы видеть. Если мы примем этот закон и не пропишем, как будет применяться этот рейтинг и что он будет означать, то фактически это будет фильтр, который может отсечь любого участника от любой закупки. Тогда где конкуренция? Это всё равно что будет право закупки у единственного поставщика. Поэтому либо нужно прописать во втором чтении всё в законе, как этот рейтинг будет применяться, либо во втором чтении убрать эту норму из закона. Наша фракция в первом чтении поддерживает этот законопроект. В зависимости от того, как эта статья, как эта норма отразится во втором чтении, то есть или правительство решит эту проблему - может быть, для этого нам нужно будет ФАС сюда пригласить и провести какие-то слушания на заседании комитета, потому что, насколько я понимаю, в правительстве... Дайте, пожалуйста, минуту ровно ещё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ГАРТУНГ В. К. Насколько я понимаю, в правительстве есть разные позиции - у Минфина, у ФАС, у разных ведомств, - видимо, они не смогли найти какую-то консолидированную позицию. Понятно, консолидированная позиция есть, правительство ведь внесло законопроект, но мы с этим не согласны, с такой трактовкой: дескать, мы сейчас примем, а потом правительство нам своим постановлением всё пропишет - мы с этим не согласны. Если во втором чтении этот вопрос будет снят, мы готовы будем поддерживать этот законопроект и дальше. Мы точно можем сказать, что снижение количества способов закупок, конкурентных способов закупок с более чем четырёхсот до трёх улучшит ситуацию с закупками, поэтому мы будем поддерживать законопроект в первом чтении, а во втором посмотрим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гетта Антон Александрович. ГЕТТА А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Работа над оптимизацией 44-го федерального закона началась почти два года назад. Мы тогда поняли, что без ускорения и упрощения процесса закупок нам не реализовать национальные проекты и не выполнить задачи, поставленные президентом. По прямому поручению Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина была создана межфракционная рабочая группа. Тогда нам пришлось рассматривать первый оптимизационный законопроект, в который вошло 128 поправок, и закон был принят и уже подписан президентом 1 мая. Далее внеочередные изменения были вызваны волной пандемии, и снова речь шла об упрощении и оптимизации. Ну а теперь некоторые комментарии на реплики коллег. Уважаемый Николай Васильевич, вот этот законопроект на 318 страницах упрощает действующие сегодня правила и регламенты работы как для заказчиков, так и для бизнеса. Мы даже консультировались с вузами, в которых обучают работать в системе госзакупок, - единогласно утверждают, что процесс становится проще и понятней. Правоохранительные органы, общественный контроль, который в том числе (наверное, кто-то знает) и я тоже представляю, никаких рисков не видят, контроль будет продолжать осуществляться, а сами процедуры становятся проще. Вот здесь, в зале, предлагали принять новый закон - знаете, у китайцев самое страшное проклятие: чтоб ты жил во времена перемен. И опять же, когда и заказчики, и бизнес говорят, что с принятием вот этих норм, пусть и описаны они нашим бюрократическим языком, процесс становится проще для обеих сторон, ну, наверное, можно уже не говорить о новом законе, а, принимая эти поправки, добиваться того, чтобы процесс стал проще всё-таки для обеих сторон. И я предлагаю, как и прошлый раз, приехав в регионы, обсудить как с бизнесом - с малым бизнесом, с крупным, - так и с представителями ваших уполномоченных органов те нормы, которые предлагаются в оптимизационном законопроекте. Большинство выскажутся за, потому что они принимали участие в их подготовке, - как Алексей Михайлович сказал, этот законопроект разрабатывался с опорой на профессиональное сообщество. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Согласны с тем, что нужно над отдельными нормами... В том числе рейтинг деловой репутации, Валерий Карлович, в первую очередь прописывается для того, чтобы актив у бизнеса появился в виде добросовестно исполненных контрактов, а в части дополнения регламентов здесь нужно поработать, мы согласны. Но для этого нужно законопроект принять в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит всех это сделать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Алексей Михайлович. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Вот эти 300 страниц с февраля прошлого года размещены на сайте regulation.gov.ru, прошла целая серия обсуждений, а с 26 января в системе Государственной Думы законопроект находится. Если есть необходимость, мы готовы при подготовке ко второму чтению ещё раз объяснить все новации, все поправки... поправки, безусловно, будут, а те новации, которые уже содержатся, представлены в первом чтении, готовы дополнительно объяснить в любом удобном вам формате. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик будет выступать? Нет. Спасибо, коллеги. Валерий Карлович, вы по ведению? Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Александр Дмитриевич, у меня просьба пригласить ФАС. Может быть, как-то представитель правительства отреагирует на это и мы как-то это запишем в протоколе? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пригласим ФАС обязательно. Я допускаю, что кто-то не смог прочитать эти 300 страниц, но два года этот законопроект обсуждался на каких только возможно площадках, с предпринимателями, с кем угодно, на моей памяти раз, наверное, пятьдесят. Спросите любого предпринимателя или того, кто занимается и с той и с другой стороны госзакупками, вам скажут, что самая большая головная боль - это 44-й закон. Совершенно очевидно, что то, что предлагается сейчас, - это существенное упрощение, улучшение, качественное улучшение системы госзакупок, поэтому здесь сомнений быть не может. Понятно, что ко второму чтению, наверное, будет ещё много обсуждаться, но сейчас очевидно, что это очень серьёзный и большой шаг вперёд. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", пункт 25. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 35 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 329 чел. Не голосовало 121 чел.26,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.