Заседание № 15
О проекте федерального закона № 1100712-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований; принят в первом чтении 19 октября 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 20 повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Законопроект принят в первом чтении 19 октября. Поступило три поправки: две - от правительства, одна - от группы депутатов, все поправки включены в таблицу № 1 и рекомендуются к принятию. Законопроект готов к принятию во втором чтении, поэтому просьба поддержать позицию комитета, проголосовать поправки и принять проект закона во втором чтении. В случае принятия во втором чтении просим рассмотреть законопроект в третьем чтении в пятницу, 16 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 52 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принято. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 22 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Прозвучало предложение рассмотреть законопроект в третьем чтении в пятницу. Коллеги, есть возражения? Нет возражений.
Заседание № 3
О проекте федерального закона № 1100712-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (в целях совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 13-го пункта повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра юстиции Российской Федерации Михаила Львовича Гальперина. Пожалуйста, Михаил Львович. ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный по итогам анализа выполнения Министерством юстиции функций по регистрации уставов муниципальных образований. Сейчас в реестре зарегистрировано около 300 тысяч актов об утверждении уставов муниципальных образований и о внесении изменений в уставы. Предлагается три новации, каждая из которых призвана упростить жизнь администрации муниципальных образований. Во-первых, вводится возможность административного порядка обжалования решений об отказе в регистрации устава либо акта о внесении изменений в него. По выбору администрации можно будет обратиться не только в суд, но и в центральный аппарат Министерства юстиции. Во-вторых, вводится возможность отзыва соответствующего устава с регистрации, для того чтобы можно было исправить те или иные ошибки, недочёты в уставе для представления его вновь на регистрацию. Кроме того, вслед за аналогичными изменениями в части регистрации юридических лиц предлагается отменить свидетельство о регистрации изменений в устав, для того чтобы убрать лишние бумаги, которые копятся в администрациях муниципальных образований, - теперь соответствующие изменения будут регистрироваться посредством проставления штампа на экземпляре устава. Таким образом, здесь тоже произойдёт определённая дебюрократизация этого процесса. Просим поддержать законопроект. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад председателя Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, на самом деле предельно ясна суть законопроекта, предложенного правительством, изложил официальный представитель министерства. Михаил Львович, вам спасибо. Суть чрезвычайно проста: меняется процедура регистрации устава муниципального образования, она существенно упрощается, что позволит сократить количество возвратов уставов муниципальных образований. Также вводится возможность обжаловать в Министерство юстиции случаи, когда территориальным органом Министерства юстиции принимается решение об отказе в регистрации устава муниципального образования. Ликвидируется свидетельство о регистрации устава муниципального образования - такой дополнительный, уже абсолютно рудиментный документ. Теперь на титульный лист устава просто наносится соответствующая регистрирующая надпись по аналогии с нотариальным действием. Законопроект комитетом поддерживается, положительное заключение у вас на руках. Просим поддержать и принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы докладчику, содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. У меня вопрос к представителю правительства. Михаил Львович, вот вы говорите, что возможен будет административный порядок обжалования отказов в регистрации уставов, и пишете, что это не потребует расходов бюджета. Но вы же понимаете, что для того, чтобы обеспечить рассмотрение этих жалоб, потребуются, видимо, какие-то дополнительные штатные единицы, какие-то новые регламенты. Ну и чтобы два раза не вставать, тут ещё такой вопрос: есть ли у вас статистика, сколько раз муниципальные образования обжаловали отказ в регистрации устава? Такая статистика в России вообще ведётся? Если она есть, то озвучьте нам её, пожалуйста, потому что в пояснительной записке я этого не нашёл. ГАЛЬПЕРИН М. Л. Спасибо большое за вопрос. На самом деле мы здесь не видим существенного увеличения объёма работы, мы всё-таки надеемся, что наши управления будут качественно работать и, соответственно, количество необоснованных отказов будет небольшим. Именно поэтому мы никакой дополнительной финансовой поддержки из бюджета на эту функцию не требуем, увеличения штата не произойдёт. По второму вопросу не можем сказать точно, поскольку эта статистика касается судебных органов, но, по нашей оценке, это буквально несколько процентов от общего количества решений, которые выносятся управлением юстиции, то есть мы оцениваем ситуацию как довольно благоприятную. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Сапко Игорь Вячеславович. САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект действительно направлен на упрощение порядка и исключение излишних административных процедур, связанных с государственной регистрацией уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие уставы. Хочу дополнить, что сегодня в пакете документов имеются мнения законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. Вместе с коллегами по фракции мы обсудили данный вопрос на площадке профильного комитета, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Спасибо большое. Я не случайно представителю правительства задал вопрос о количестве рассмотренных дел: я вот, готовясь к заседанию, нашёл у себя такую статистику, и это не несколько процентов - с 1 января 2008 года, за восемь лет, было 1 тысяча 317 дел, связанных с отказом в регистрации уставов либо каких-то изменений, то есть связанными с рассмотрением уставов в регистрационных органах. Понятно, что часть из этих отказов была связана с некорректностью оформления документов - где-то печатью не были скреплены, где-то процедура согласования с населением не была полностью проведена, - но часто отказы были связаны с тем, что нормы уставов и муниципальных правовых актов просто противоречили федеральному законодательству. И вот чтобы нам понять, в каком ещё направлении надо работать, чтобы облегчить жизнь муниципальным образованиям, наверное, надо ставить вопрос о том, чтобы в каждом конкретном случае, когда оспариваются такие решения, в гражданский процесс привлекались регистрирующие органы. Они не всегда привлекаются, поэтому у вас и статистики нет, а если бы регистрирующие органы всегда привлекались к таким процессам, мы могли бы видеть всю картинку: по каким основаниям отказывают регистрирующие органы и по каким основаниям отказы правомерны, по каким - нет. Мне кажется, что при подготовке ко второму чтению над этим вопросом можно было бы серьёзно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, представитель президента, представитель правительства будут выступать? Нет. Нужно ли предоставить заключительное слово докладчику? Нет. Содокладчику? Нет. Законопроект выносится на голосование. Уважаемые коллеги, ставится на голосование 13-й пункт нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований". Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 18 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.