Заседание № 363
О проекте федерального закона № 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242-17 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (принят в первом чтении 16 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242-17 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Докладывает Леонид Яковлевич Симановский. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 16 марта текущего года. Устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения. К законопроекту поступило 43 поправки: 42 поправки рекомендованы комитетом к принятию, одна поправка - к отклонению. Поправки носят технический и уточняющий характер, а также учитывают замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 33 сек.) Проголосовало за 298 чел.66,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 299 чел. Не голосовало 151 чел.33,6 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 00 сек.) Проголосовало за 295 чел.65,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 296 чел. Не голосовало 154 чел.34,2 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 16 мин. 23 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, поэтому прошу поставить его для принятия в третьем чтении в повестку на завтра, 9 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 345
О проекте федерального закона № 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга". Докладывает Алексей Михайлович Лавров, официальный представитель правительства, заместитель министра финансов. ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! На федеральном уровне с 2015 года применяется казначейское сопровождение авансов по государственным контрактам, субсидиям, и эта практика доказала свою эффективность. Получателями этих средств открываются лицевые счета не в банках, а в Федеральном казначействе, там обеспечивается полная прозрачность, прослеживаемость этих средств. В совокупности за эти годы 50 триллионов рублей поставлено было на казначейское сопровождение, только за прошлый год почти 3 триллиона рублей, и мы подошли к тому, что... Правда, регулирование каждый год осуществлялось законом о бюджете, и мы вот каждый год вам рассказывали достаточно подробно о статьях, какие средства подлежат сопровождению, в каком порядке. Считаем, что мы уже подошли к тому, что нужно закрепить это на постоянной основе, и законопроект, собственно, это и делает: переносит те нормы, которые каждый год включались в закон о федеральном бюджете, в Бюджетный кодекс. Законопроект содержит - и вот это самая первая, главная новация - описание всех существующих механизмов на постоянной основе в специальных главах Бюджетного кодекса. Второе, вторая новация. Как ни странно, на федеральном и на региональном уровнях законодательных основ для такого сопровождения нет, и поэтому субъекты и муниципалитеты очень часто обращаются к правительству, выходит распоряжение о сопровождении их средств Федеральным казначейством. То есть потребность, безусловно, существует, и поэтому мы предлагаем предоставить такое право субъектам и муниципалитетам - своими решениями, своими бюджетами также осуществлять казначейское сопровождение субсидий, выделяемых из этих бюджетов. Третье. Показал свою позитивную роль казначейский аккредитив, или так называемое казначейское обеспечение, которое в прошлом году - почти на 500 миллиардов рублей - сработало вполне успешно. Также предлагаем перенести эти нормы с временной основы на постоянную. Четвёртое. Поскольку Казначейство теперь на постоянной основе будет открывать лицевые счета, нужен режим мониторинга с точки зрения соблюдения законодательства о противодействии коррупции, терроризму, что делают банки в обычном формате, поэтому для Казначейства описаны специальная процедура, механизмы и требования, как оно теперь будет это делать, соблюдая все установленные требования. Ну и одна из особенностей - это то, что, поскольку теперь у многих участников будут открыты счета не в банках, а в Казначействе, на эти средства иногда могут обращаться судебные взыскания, и поэтому мы также регулируем порядок решения этого вопроса. Введение в действие закона предлагается - осознанно! - с 1 января 2022 года, чтобы была возможность подготовить, не торопясь, все подзаконные акты, привести в соответствие информационные системы, а в текущем году продолжать осуществлять казначейское исполнение в соответствии с уже принятыми нормами закона о федеральном бюджете. Просим поддержать законопроект в первом чтении. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Михайлович, присаживайтесь. С содокладом выступает Надежда Сергеевна Максимова. Включите микрофон. МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые правительством изменения в Бюджетный кодекс действительно закрепляют правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения. Вообще, этот механизм у нас внедряется с 2015 года, начиная с 2016 года уже действует это казначейское сопровождение, поэтому есть необходимость закрепить на постоянной основе все эти положения. В дополнение к тому, что сказал Алексей Михайлович, хочу сказать, что в Бюджетном кодексе вводятся новые понятия - "казначейское сопровождение" и "получатель средств из бюджета". Также Бюджетный кодекс предлагается дополнить новой статьёй, которая называется "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения". Мы думаем, вот эта статья всё-таки поможет урегулировать вопросы исполнения судебных актов, а сейчас в этом вопросе есть достаточно большая неразбериха. Комитет отмечает, что утверждение на постоянной основе механизма казначейского сопровождения должно привести к тому, что дополнительные исключения в части функционирования механизма казначейского сопровождения не будут ежегодно уточняться, исправляться и так далее, что мы наблюдаем практически в течение последних пяти лет. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием принятие данного законопроекта не потребует дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы, его реализация также не приведёт, не окажет влияния на снижение доходов как бюджетной системы, так и доходов юридических и физических лиц. Надо сказать, что концептуальных замечаний по этому законопроекту со стороны всех участников бюджетного процесса не было. Мы получили 50 отзывов со стороны исполнительных и законодательных органов власти субъектов, все они положительные, против концепции никто не возражает. Но у депутатов Комитета по бюджету и налогам, у Счётной палаты, у Правового управления Аппарата Государственной Думы есть определённые замечания по отдельным положениям этого законопроекта. Поэтому комитет предлагает принять законопроект в первом чтении, но с учётом того, что будут внесены поправки во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Алексей Михайлович, чем вы можете объяснить статью 242-27, когда после реформирования так называемых институтов развития, напоминаю всем, там испарилось 5 триллионов рублей. Оскандалившиеся после проверок Счётной палатой "Сколково", "РОСНАНО" и ещё ряд институтов попали теперь в "ВЭБ...", который вы тоже освобождаете от казначейского сопровождения. Чем это объясняется - вы сделали аудит или?.. В чём проблема, почему мы институты, и без того как бы растранжиривающие государственные фонды, освобождаем от дополнительного сопровождения? ЛАВРОВ А. М. Уважаемый Николай Васильевич, уважаемые депутаты! Ну, первое, что нужно сказать, - это то, что законодательство внешнее по отношению к Бюджетному кодексу сейчас не предусматривает вот таких возможностей, как казначейское сопровождение средств банков и кредитных организаций. То есть здесь нам предстоит ещё серьёзно поработать с профильным законодательством. Кроме того, предоставление средств банкам или вообще кредитным организациям происходит, как правило, по принципу возмещения уже произведённых затрат, там происходит смешение собственных и привлечённых средств с государственными средствами, поэтому это просто... Ещё раз: на данный момент у нас просто нет опыта казначейского сопровождения кредитных организаций. Как я уже сказал, с 2015 года проводится казначейское сопровождение, но оно не распространяется на кредитные организации. Что касается контроля за использованием этих средств. Там речь идёт не о прямом, таком вот нецелевом использовании, а скорее о том, что не были достигнуты результаты инвестирования, поддержки проектов, может быть, венчурных проектов, может быть, инвестиционных проектов. Здесь казначейское сопровождение, к сожалению, ничего сделать не сможет, потому что казначей, когда ему представляется расходное расписание, платёжка, просто проверяет, на то ли направляются деньги, на что предусмотрено условиями этих средств, а насколько эти средства дадут отдачу, принесут результат, Казначейство всё равно не уполномочено проверять. Это должны делать, как это и происходит в настоящее время, органы последующего финансового контроля: Счётная палата и Федеральное казначейство, как последующий контролёр, а не предварительный контролёр, что имеет место в рамках казначейского сопровождения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бикбаев Ильдар Зинурович, пожалуйста. БИКБАЕВ И. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Алексей Михайлович, уважаемые коллеги! Некоторое время назад Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин дал ряд поручений, направленных на развитие казначейского сопровождения бюджетных расходов. Правительству было поручено разработать и утвердить план мероприятий, "дорожную карту", обеспечивающие поэтапный переход к казначейскому сопровождению бюджетных средств. При разработке "дорожной карты" было поручено предусмотреть особенности осуществления контроля за расчётами по государственным контрактам, заключённым в целях реализации государственного оборонного заказа, с учётом необходимости установления полного контроля за расчётами по контрактам на всех уровнях кооперации. Также было поручено предусмотреть поэтапное установление контроля за расчётами по иным государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и формирование перечня иных случаев, в которых осуществляется казначейское сопровождение. Вопрос контроля за расходованием бюджетных средств поднимался Президентом Российской Федерации и 19 февраля этого года во время встречи с руководством, директором Федеральной службы по финансовому мониторингу. В ходе встречи была получена информация, что в 2020 году расторгнуто контрактов с недобросовестными исполнителями примерно на 29 миллиардов рублей, порядка ста исполнителей не допустили к контрактам в связи с тем, что они не прошли процедуру проверки. Данные результаты свидетельствуют о том, что тема контроля за расходованием бюджетных средств актуальна и невероятно важна для бюджета государства. Учитывая, что предлагаемые и рассматриваемые в законопроекте изменения закрепляются на постоянной основе в Бюджетном кодексе, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за его принятие. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Странно слышать от министра финансов... от замминистра финансов (ну, вероятно, в будущем станет министром), что они не слышали о нарушениях, которые были в институтах развития "Сколково", "РОСНАНО". Я вам с этой трибуны говорил: с моей точки зрения, уважаемый Сергей Вадимович Степашин из-за них, наверное, даже потерял пост, там были вопиющие нарушения, когда по одним и тем же работам шли списания сразу в двух этих институтах. ВЭБ - мы с вами же помним, - для того чтобы концы в воду спрятать, отдельным законом превратили в госкорпорацию. Я утверждаю, что там есть триллионные убытки, неоправданные. И только из-за статьи 242-27 нельзя принимать этот закон, потому что, ну, вы поймите... Я, конечно, вас понимаю, вы исполнитель, но это законы, которые вводят серьёзный контроль над финансами. Мы кому в кризис помогали первым? Что, промышленности или сельскому хозяйству? Мы в первую очередь триллионы давали банкам, спасая их. А вы как раз банки, которым мы даём больше всего денег, уводите от казначейского контроля, понимаете? А вводите казначейский контроль там, где и так 39 контролей, которые не дают работать! Поэтому, с моей точки зрения, ну, недостаточно обосновано принятие этого закона. У нас как раз банковская сфера требует наибольшего контроля и введения по примеру Рузвельта, вообще-то, антитрастового законодательства. Банки сегодня вещь в себе, они живут для себя и в принципе являются такой системой, которая не отвечает за рост. Они отвечают только за рост своей прибыли, понимаете? И в данной ситуации мы поддерживать этот закон не будем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Михайлович, можете выступить с заключительным словом, если есть необходимость. Нет. Надежда Сергеевна? Тоже нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставится на голосование законопроект, пункт 26 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 13 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.