Заседание № 309

22.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1099990-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2377 по 2560 из 9050
Следующий - 20-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения   
между Правительством Российской Федерации и Правительством Специального         
административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании     
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в        
отношении налогов на доходы и Протокола к нему". Докладывает Юрий Иванович      
Зубарев, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской             
Федерации. Пожалуйста.                                                          
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И., представитель Правительства Российской Федерации,                
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом                  
предусматривается ратификация российско-гонконгского соглашения об избежании    
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения и        
протокола к нему. Соглашение было подписано 18 января 2016 года во исполнение   
поручения Президента Российской Федерации, оно направлено на обеспечение        
благоприятных условий для привлечения финансирования на азиатских финансовых    
рынках.                                                                         
                                                                                
Соглашением предусмотрено освобождение от налогообложения доходов по            
процентам у источника выплаты, и данная мера позволит российским заёмщикам      
снизить затраты на привлечение и обслуживание кредитов гонконгских банков.      
Соглашение также предусматривает для дивидендов ставку налога в размере 5       
процентов у источника доходов, если доля участия фактического получателя        
доходов компании составляет не менее 15 процентов, в остальных случаях ставка   
налога составляет 10 процентов. При этом предусмотрена нулевая ставка на        
дивиденды, если их получателями являются правительства, центральные банки       
договаривающихся сторон или любые юрлица, принадлежащие правительствам.         
                                                                                
Налогообложение доходов от авторских прав, лицензий, роялти предусмотрено по    
ставке налога в размере 3 процентов у источника. Прибыль от                     
предпринимательской деятельности подлежит налогообложению по месту налогового   
резидентства предприятия, доходы от недвижимого имущества и его отчуждения      
подлежат налогообложению по месту нахождения имущества, а также использования   
его, доходы от работы по найму, гонорары артистов, призовые спортсменов - в     
стране, где осуществляется деятельность.                                        
                                                                                
Протокол к этому соглашению является его неотъемлемой частью. В нём             
зафиксированы отказ от легализации и от апостилирования документов,             
подтверждающих налоговое резидентство, а также требования к информации,         
представляемой компетентными органами Гонконга для целей применения этих        
документов в России.                                                            
                                                                                
Соглашение, с одной стороны, способствует привлечению инвестиций и кредитных    
ресурсов, а с другой стороны, обеспечивает обмен налоговой информацией,         
необходимой для противодействия налоговым злоупотреблениям.                     
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Юрий Иванович подробно остановился на           
конкретике, которая имеется в соглашении, я от имени комитета хотел бы          
сказать о базовых вещах, потому что это достаточно важное соглашение.           
                                                                                
Комитет внимательно рассмотрел соглашение, заключённое между Правительством     
Российской Федерации и Правительством Специального административного района     
Гонконг Китайской Народной Республики, и в связи с этим обращает внимание       
Думы, что приказом Министерства финансов Российской Федерации, выпущенным ещё   
в 2007 году, Китайская Народная Республика, а также специальные                 
административные районы Гонконг (Сянган) и Макао (Аомынь) включены в перечень   
государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и       
(или) не предусматривающих раскрытия и представления информации при             
проведении финансовых операций, точнее, речь идёт об офшорных зонах, об их      
перечне. И в связи с этим следует отметить, что согласно определению, данному   
в подпункте "а" пункта 1 статьи 3 соглашения, термин "Специальный               
административный район Гонконг" означает любую область, на которую              
распространяются налоговые законы Специального административного района         
Гонконг Китайской Народной Республики. Гонконг имеет собственное налоговое      
законодательство, поэтому он самостоятельно заключает соглашения об избежании   
двойного налогообложения. Обращаю внимание, что соглашение распространяется     
на налоги на доходы, которыми признаются все налоги, взыскиваемые с общей       
суммы дохода или отдельных элементов дохода. Применительно к Российской         
Федерации соглашение применяется к налогу на прибыль организаций и налогу на    
доходы физических лиц. Положения соглашения предлагается применять начиная с    
1 января 2017 года.                                                             
                                                                                
Цель соглашения - обеспечение условий для устранения двойного налогообложения   
юридических и физических лиц. Одно из главных условий соглашения -              
освобождение от налогообложения у источника выплаты в одной договаривающейся    
стороне процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленным банком   
другой договаривающейся стороны, что, конечно же, в условиях сложившихся        
международных экономических отношений позволит российским заёмщикам снизить     
затраты по привлечению и обслуживанию кредитов гонконгских банков, и это        
станет хорошей альтернативой для российских предприятий в поисках новых         
источников финансирования. Мы часто говорим о диверсификации, в том числе при   
работе на финансовых рынках, и это как раз одна из целей настоящего             
соглашения, как кажется депутатам, обсуждавшим это в комитете, да и не только   
в комитете, во фракциях.                                                        
                                                                                
Соглашение разработано на основе типового соглашения между Российской           
Федерацией и иностранными государствами. Напомню, что это типовое соглашение    
одобрено Правительством Российской Федерации в 2010 году.                       
                                                                                
Неотъемлемая часть соглашения - протокол, также подписанный в январе 2016       
года. Обращу внимание на одну его статью - статью 25 "Обмен информацией",       
поскольку положения этой статьи применяются помимо налогов, перечисленных       
мною ранее, также к действующим, к администрируемым в России налогу на          
добавленную стоимость, налогу на имущество организаций и налогу на имущество    
физических лиц. Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов        
физических лиц, аналогичный принятому в международной практике, здесь нет       
никаких новаций. И по общему правилу физическое лицо уплачивает налоги со       
всех своих доходов в стране, в которой оно находится свыше ста восьмидесяти     
трёх дней.                                                                      
                                                                                
Также хочется отметить, что соглашение содержит ряд положений, которые          
позволяют Российской Федерации повысить эффективность обмена налоговой          
информацией между налоговыми органами Российской Федерации и Специального       
административного района Гонконг по налогам, на которые распространяется        
соглашение, - я их уже перечислил. В то же время обращаем внимание, что, как    
и в соглашении с Сингапуром, за которое мы проголосовали неделю назад, в        
данном соглашении нет обязанности содействия договаривающихся сторон во         
взыскании налогов. Здесь речь идёт о том, что Гонконг не является участником    
Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которой   
предусмотрена возможность оказания такой помощи.                                
                                                                                
И в заключение, полагаем, что... (Микрофон отключён.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...соглашение будет способствовать развитию взаимовыгодного    
сотрудничества между Российской Федерацией и Специальным административным       
районом Гонконг Китайской Народной Республики, будет способствовать             
привлечению взаимных инвестиций. Комитет просит поддержать ратификацию          
соглашения.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, пожалуйста, вопросы. Прошу              
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Андрей Дмитриевич Крутов.                                                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Вопрос представителю правительства. Уважаемый Юрий Иванович,       
скажите, пожалуйста, какова величина налога на доходы физических лиц, налога    
на прибыль организаций в Гонконге? И как эти ставки соотносятся с               
российскими?                                                                    
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Налог на доходы физических лиц у них прогрессивный, а             
максимальная ставка - 17 процентов. В принципе налог не такой высокий, не       
самый высокий, если сравнивать с другими странами. Ставка налога на прибыль -   
16,5 процента.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Иванович, вы говорили о возможности привлечения средств     
из банков Гонконга, об увеличении инвестиций. Я хочу напомнить, что за          
последние три года наши бюджеты инвестиций в основной фонд в России             
сократились на двести с лишним миллиардов рублей, а в целом инвестиции в        
экономику России упали в 2013 году на 0,2 процента, в 2014 году на 2,5          
процента - в 10 раз больше, в 2015 году на 8,5 процента - в 40 раз больше.      
                                                                                
Не кажется ли вам, что более правильной политикой правительства было бы         
удержать свои деньги в России? Свои теряем, покупаем за границей яхты и         
дворцы, а от них пытаемся к себе привлечь - мне кажется, это ошибка.            
                                                                                
И второй вопрос. Куда пойдут ожидаемые инвестиции из Гонконга, в основном       
опять на добычу нефти и газа? По-моему, уже нет страны на земле, которой мы     
не навязывали бы свои нефть и газ.                                              
                                                                                
ЗУБАРЕВ Ю. И. Отвечаю на первый вопрос. Нам нужно работать в обоих              
направлениях: создавать благоприятные условия для развития внутренних           
инвестиций и привлекать максимальное количество внешних инвестиций.             
Привлекаемые ресурсы пойдут на конкретные проекты. Те компании, которые         
представят какие-то конкретные проекты, разработают их, и будут привлекать      
средства из гонконгских банков. В данном случае нельзя сказать, что             
инвестиции пойдут только в нефтепереработку, в нефтяную отрасль, или только в   
ненефтяную отрасль. Это будет зависеть от рентабельности, от                    
привлекательности конкретного проекта.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7499 по 7518 из 9050
20-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Специального               
административного района Гонконг Китайской Народной Республики об избежании     
двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в        
отношении налогов на доходы и Протокола к нему".                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 27 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.