Заседание № 55
О проекте федерального закона № 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
42-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет". Докладывает Валерий Фёдорович Рашкин. РАШКИН В. Ф., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, Иван Иванович! Когда молодёжь выходит на улицы, все средства массовой информации, аналитики начинают писать, рассуждать, почему и зачем: почему молодёжь выражает недоверие президенту, правительству, Медведеву, почему они нас, депутатов, называют людьми, которые далеки от земли, не знают, чем живёт молодёжь и вообще как она живёт. Вот чтобы не было этих выходов, в данном законопроекте предлагается решение одной из проблем - вопроса о трудоустройстве молодых людей в возрасте до 25 лет. По официальным данным Росстата, доля населения Российской Федерации в возрасте от 18 до 25 лет составляет примерно 8 процентов, это более миллиона граждан, вместе с тем именно на эту группу населения приходится наибольший удельный вес - более 20 процентов - в структуре безработных граждан Российской Федерации. Представляете молодого человека - и безработного? Это официальные данные. Многие молодые люди не могут найти работу после окончания образовательных учреждений из-за отсутствия опыта, эта проблема усиливается в условиях кризиса. Им сложно менять работу, чтобы найти более выгодные условия, в организации любой формы говорят: да, мы возьмём, но ты должен иметь опыт. А какой опыт, если он только что со школьной скамьи или из высшего учебного заведения? Возникают трудности и с устройством на новом месте, когда есть возможность устроиться на работу в другом городе: опять нужны деньги - платить за квартиру, жить, питаться. Опять деньги - а он безработный. Для разрешения этой ситуации, на наш взгляд, необходимо принимать системные, государственные меры, направленные на поддержку трудоустройства российской молодёжи, на создание эффективных социальных лифтов, на реализацию национальной кадровой политики. Молодёжь должна рассматриваться в качестве стратегического ресурса социального и экономического развития России, а создаваемое новое рабочее место для молодого специалиста, инженера, рабочего - как источник получения средне- и долгосрочной экономической выгоды. В связи с этим, уважаемые коллеги, в проекте федерального закона предлагается реализовать стимулирующий механизм по созданию рабочих мест для молодых граждан Российской Федерации, окончивших образовательные учреждения. Речь идёт об установлении порядка, при котором государство оказывает молодым людям содействие в трудоустройстве (а также в обустройстве на новом месте в случае изменения места жительства) как в государственном секторе, так и на частные предприятия. Последним при этом предлагается оказывать государственную поддержку с помощью механизма субсидирования. Для покрытия данных расходов предлагается осуществлять разработку и реализацию региональных программ содействия трудоустройству молодёжи, реализуемых на условиях софинансирования за счёт средств федерального бюджета и региональных бюджетов. Механизм содействия занятости молодёжи работает следующим образом - вслушайтесь, он очень простой, я был на заседании комитета, выслушал возражения, и сегодня, наверное, мы их услышим, но он очень, очень простой: субъект Российской Федерации заключает с работодателями соглашение об участии в региональной программе и выдает сертификат на трудоустройство граждан, гарантирующий оказание государственных мер поддержки. Финансовое обеспечение указанной поддержки предлагается осуществлять за счёт средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации - вот два источника. Региональная программа утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Обязательным требованием при реализации программы является также контроль за соблюдением работодателем условий, предусмотренных соглашением о трудоустройстве и сертификатом. Предлагаемые положения могут быть реализованы в пилотном режиме, например, сначала в четырёх субъектах Российской Федерации. Если кто-то не верит, что это может быть реализовано, что молодые люди могут получить рабочие места, предприниматели - субсидии, а бюджет - налоги, новые дополнительные налоги, можно это сделать в четырёх субъектах и далее каждый год прибавлять, увеличивать количество участников. В целях обеспечения положительного эффекта от финансовой поддержки, оказываемой работодателю при трудоустройстве гражданина Российской Федерации в возрасте до 25 лет, целесообразно предусмотреть специальный порядок учёта указанных средств, а также освободить от обложения НДФЛ средства, получаемые работником в рамках оказания соответствующих мер поддержки. В связи с этим представляется целесообразным в течение трёх месяцев со дня вступления в силу проектируемых норм внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. При оценке финансово-экономических последствий принятия проекта федерального закона необходимо принимать во внимание соотношение затрат, которые понесёт бюджет при реализации предлагаемого механизма, и полученной от его реализации экономической выгоды. Так вот, докладываю, экономический эффект от одного рабочего места в Российской Федерации в ВВП Российской Федерации - а он у нас съёживается, как шагреневая кожа, - оценивается примерно в 935 тысяч 66 рублей, по расчётам Правительства Российской Федерации. Реализация предлагаемых законопроектом мер позволит стимулировать работодателей к созданию необходимых условий для трудоустройства российской молодёжи, исключит её маргинализацию в условиях кризиса, создаст кадровые лифты и будет эффективной антикризисной мерой, ведущей в том числе к повышению налоговых поступлений и увеличению нашего ВВП. Не забывайте, молодёжь пойдёт на улицу, если мы не обратим на неё внимания! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Валентина Викторовна Кабанова. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Внесённым депутатами законопроектом "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет", как вы слышали из доклада Валерия Фёдоровича, предлагается включить в перечень направлений государственной политики в области содействия занятости населения создание условий для трудоустройства граждан в возрасте до 25 лет. Покрытие расходов на реализацию региональных программ содействия трудоустройству молодёжи предполагается осуществлять на условиях софинансирования за счёт средств федерального и регионального бюджетов. Вместе с тем статьёй 22-2 закона о занятости уже установлен механизм содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов, предусматривающий реализацию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Данные меры поддержки, оказываемые в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, практически идентичны мерам поддержки граждан в возрасте до 25 лет, содержащимся в законопроекте. Граждане в возрасте до 25 лет могут быть трудоустроены в рамках указанного выше механизма, установленного действующим законодательством, что исключает необходимость создания дополнительных мер для отдельной категории граждан. Компенсационные выплаты из государственного бюджета, предусмотренные законопроектом, способны лишь временно снизить издержки работодателя на трудовые ресурсы, в результате чего работодателю будет выгодно заменить нынешних работников гражданами в возрасте до 25 лет, особенно в организациях, в которых используется низкоквалифицированный труд. Таким образом, расходы государственных средств на реализацию мер, указанных в законопроекте, не только не приведут к созданию новых рабочих мест, но также не снизят уровень безработицы, а лишь изменят её возрастной состав. В июне мы рассматривали аналогичный законопроект, внесённый коллегами, о квотировании рабочих мест, его нельзя назвать альтернативным только потому, что нормы разные, и здесь мне задавали вопрос: есть ли проблема, связанная с занятостью молодёжи, с безработицей среди молодёжи? Конечно же, она есть в разных регионах, но в каждом регионе ситуация отличается. Изучив примеры регионов, я приведу вам несколько. Так, например, законом Волгоградской области от 2010 года установлена квота для приёма на работу молодёжи в возрасте от 18 до 30 лет. В рамках реализации соответствующих полномочий на территории Самарской области действует Закон Самарской области "О молодом специалисте в Самарской области", предусматривающий комплекс мер поддержки молодых специалистов, а также работодателей, сохраняющих или создающих новые рабочие места для молодых специалистов в Самарской области. Что касается того, что депутаты не знают о проблемах молодёжи, здесь я не согласна с уважаемым коллегой, потому что 50 процентов депутатов являются одномандатниками, и я уверена, что в первую очередь они встречаются как раз с представителями молодёжи. Внимательно рассмотрев на заседании комитета данный законопроект, проведя вместе с вами дискуссию, мы организовали на территории Московской области... Я являюсь одномандатником от Орехово-Зуевского района, не буду хвастаться, ситуация там не очень-то привлекательная с точки зрения проблем, о которых вы говорили. Так вот, на платформе орехово-зуевского технологического университета, куда прикреплены шесть колледжей, мы организовали обсуждение проблем, которые касаются молодёжи, - форум "Молодые кадры Подмосковья" - и выслушали, какие проблемы и какие предложения есть у молодёжи. Так вот, я хотела бы вам сказать, что не совсем согласна наша молодёжь с предложением оказывать содействие работодателям, поддерживать их финансовыми средствами. Молодёжь считает, что молодых специалистов и так берут на низкооплачиваемую неквалифицированную работу, и при этом работодателей ещё и стимулировать нужно?! У молодёжи другие проблемы. Мы обязаны их выслушивать и вносить изменения в региональные законы. Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает данный законопроект не потому, что проблемы нет, а только потому, что надо не действовать в угоду политическим амбициям, а сесть вместе и рассмотреть все предложения, как говорит наш председатель Вячеслав Викторович, для того чтобы разработать действительно существенные меры. Комитет полагает, что проблему безработицы среди молодёжи следует решать иным путём: необходимо разработать дополнительные инструменты согласования спроса и предложения на рабочую силу через достижение соответствия между системой подготовки кадров на основе образовательных стандартов и сферой их исполнения, установление профессиональных квалификационных требований, развитие института стажёрства. Правительство данный законопроект не поддерживает, стороны трёхсторонней комиссии его не поддерживают, Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Валентина Викторовна, вы завершили тем, что надо сесть вместе и разработать меры и идти другим путём, а можно уточнить? Вот законопроект о квотировании не прошёл, законопроект, который предлагает Валерий Фёдорович, вы предлагаете отклонить, другие версии тоже - каким же иным путём вы предлагаете идти? КАБАНОВА В. В. Я думаю, что это не тема для обсуждения. Если есть такие предложения, мы готовы сесть и в комитете, и на другой площадке и обсудить все меры, которые имеются у вас, у нас и у других депутатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемая Валентина Викторовна, вы прекрасно знаете, что эта проблема существует, и она очень большая, знаете, что бизнес, предприниматели не очень охотно берут молодёжь, это точно, а если берут, то, как вы уже сказали, на низкооплачиваемую работу. Молодёжь недовольна всем этим. И вы считаете, что стимулировать бизнес не надо. Но ведь бизнес кого берёт? Вот почему у нас столько гастарбайтеров? Дешёвая рабочая сила. Мы только что рассматривали законопроект и говорили, что, дескать, законы бизнеса - лучше сожжём, чем просто так отдадим. Тут точно так же: стимулировать не надо. А мне кажется, если будет стимулирование бизнеса, чтобы брали молодёжь, если будет государственная программа, а не только молодцы губернаторы, которые принимают в регионах что-то... Мы закон такой должны иметь! Вы действительно считаете, что стимулирование бизнеса - это сейчас не та задача? КАБАНОВА В. В. Я вам сказала, что не только я, это молодёжь не поддерживает это предложение. Это во-первых. А во-вторых... Вот в законопроекте, который мы в июне рассматривали, коллеги вообще предлагали наказывать работодателей, вводить меры наказания для работодателей, которые не предоставляют или не дают возможности трудоустраивать, - ну совершенно полярные предложения: одни полагают одно, другие - другое... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г. Валерий Фёдорович, два вопроса. Первый: есть ли у вас статистика по стандартам МОТ по безработице среди молодёжи? Если есть, приведите, пожалуйста. И второй вопрос. Вы в своём выступлении сказали: не забывайте про молодёжь - вот я за вами записывал, - иначе она пойдёт на улицу. За кем пойдёт, вы кого имеете в виду - политических педофилов, которые в последнее время разную деструктивную повестку проводят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. По статистике - она есть, она озвучена и Правительством Российской Федерации, ну и, надеюсь, вам известна, - молодёжь составляет 8 процентов численности граждан Российской Федерации, это более миллиона и это 20 процентов всех безработных в стране. Если там нет ваших детей, считайте, вы счастливый человек. А вот те 20 процентов, те, кто попал в безработные, - это люди раздражённые, это люди, не верящие никому, это люди, готовые на всё, лишь бы заработать где-то на кусок хлеба! Вот об этом подумайте. А за кем они пойдут? За вами они точно не пойдут, гарантированно за вами не пойдут. Вот после того, как вы сегодня проголосуете, они пойдут за теми, кто этот законопроект внёс, кто за них радеет, кто даёт варианты решения этого вопроса, а не просто на отлуп: "Вот это не пойдёт, давайте смотреть какие-то другие варианты". Давайте эти другие варианты! Вот вам ответы на первый и на второй вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В. Уважаемый Валерий Фёдорович, в развитие дискуссии. На самом деле проблему трудоустройства и рабочих мест, конечно, нужно решать, но, если ссылаться на ту же статистику, наверное, из неё вы видите, что проблема есть не только у молодёжи, проблема есть и у людей старше среднего поколения, и мы сразу сталкиваемся с интересной метаморфозой: данная норма будет абсолютно противоречить и Конституции Российской Федерации, и закону о занятости населения, в котором говорится о равных возможностях. Получается, следующим шагом вы внесёте аналогичный законопроект о людях среднего возраста, потом старше среднего возраста и так далее? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Рашкину включите микрофон. РАШКИН В. Ф. Странно слышать о равных возможностях на безработицу, странно слышать, что у нас должна быть гарантированная безработица. У нас в советское время не было безработных, у нас в советское время не было очереди за пособиями, у нас в советское время люди ходили с высоко поднятой головой и с гарантией рабочего места, зарплаты, отдыха, бесплатного образования, бесплатного здравоохранения, и это право было записано в Конституции. К сожалению, я должен констатировать, в вашей Конституции, которую на референдуме протащили в 93-м году, в вашей Конституции заложили норму о безработных, в том числе молодых безработных. Ещё раз скажу: я никому не пожелал бы, чтобы их дети - я говорю и о ваших детях, и о своих детях, внуках и правнуках - оказались безработными. Этот законопроект касается самого больного - он касается молодого поколения, той части наших граждан, которая может либо разувериться в государстве, либо взяться за булыжник - оружие пролетариата. Нужно обратить внимание на ситуацию, которая в этой среде сложилась, вот об этом давайте задумываться, данный законопроект касается этой категории граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли... Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. Выступление от фракции - семь минут поставьте, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле немножко странно слышать, когда люди с пафосом, с иронией задают серьёзные вопросы. Статистику приведу, а то Валерий Фёдорович немножко горячился и ошибся. 8 процентов населения - это 11,5 миллиона; не 1 миллион, а 11,5 миллиона. Это первое. Второе. В структуре безработицы 60 процентов - это люди до 35 лет, а из этого состава 25-летние занимают 70 процентов, понимаете? Почему? Потому что у нас есть колоссальная проблема, порождённая в том числе депутатами Госдумы других созывов в этом зале. Мы полномочия в сфере профессионально-технического образования передали в субъекты, а субъекты из-за нехватки ресурсов эти организации "оптимизировали" и закрыли. В результате сейчас молодёжь не может получить производственные профессии. Из-за ЕГЭ - вот с этой трибуны коллега вам говорил - только за год удвоилось число молодых людей, которые не получили аттестат зрелости: их стало 26 тысяч только в сельской местности, 13 тысяч было два года назад. Третье. Вы понимаете, проблема в чём? Нынешний собственник хочет иметь работника с опытом работы не меньше десяти лет. Попробуйте пообщаться со студентами и учащимися, которые хотят устроиться на производственную практику: их не хотят туда брать. Если раньше... Вот я был руководителем, у меня было 500 студентов и учащихся: мы платили одну треть зарплаты им, две трети платили учебному заведению, мы их обеспечивали спецодеждой, мы их обеспечивали всем, чем надо, и наставниками. Сейчас этого нет. Другая статистика. Тот, кого вы там обозвали (я предполагаю, правильно) политическим там кем-то, - на самом деле на его митинги приглашали официальные СМИ. Ему позволили, несмотря на три судимости (а это уже рецидив), выехать в Испанию полечиться - получить другие инструкции. А он что сделал? Он 26 апреля через соцсети собрал зелёную молодёжь, в том числе старшеклассников, каждый десятый из которых был арестован или избит. Вы как считаете, они будут за нас с вами или за кого-то ещё? Они вообще ни за кого, понимаете, они отверженные мира сего! Мы не хотим понять, что это острейшая проблема, и успокаиваем себя тем, что проводим встречи с молодёжным парламентом. Я вот проанализировал его состав и отметил очень печальную тенденцию: наши молодёжные парламенты состоят из детей руководителей и крупных коммерсантов, но это же опять получается, что это среда для очень обеспеченных. Вы поймите, ведь на бунт выходят те, кому нечего есть, или те, у кого совсем всё в шоколаде, понимаете? Две категории выходят на бунт! Поэтому я считаю, что вопрос поднят правильно. И ещё считаю, что ко второму чтению мы должны подумать, подготовить поправки о том, как создать для молодых людей гарантию первого рабочего места, ведь это сейчас большая проблема: родители, снимая последние штаны, учат своё чадо, оно с отличием заканчивает обучение по специальности, которая никому не нужна. Всё это потому, что в нашей стране нет учёта необходимости специальностей и нет чёткого планирования, на кого надо учить, а на кого не надо учить. Чем больше готовим юристов, тем меньше, слабее правосознание общества. Не кажется ли вам это странным? Качество и юридического образования, и другого резко упало, а эта комплексная проблема не решается. Да, Валерий Фёдорович с коллегами, может быть, не в полной мере в законопроекте её зацепил, но, с моей точки зрения, он правильно подметил острейшую проблему. Вы подумайте, ведь в майских указах президента не случайно было дано задание создать 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест - ведь это именно для того, чтобы сориентировать и образовательное сообщество, и предпринимательское сообщество, потому что нормальная страна, если она осуществляет стратегическое планирование, обязательно, размещая производительные силы, ориентирует учебные заведения на подготовку специалистов соответствующих профессий. А у нас ведь майские указы провалены. Я специально смотрел их выполнение и вам с этой трибуны говорил, что 118 постановлений правительства не принято. Это же поручения президента, это не Думы поручения! И они до сих пор не выполнены... А у нас правительство продолжает какую политику? Одну стратегию не реализовали, уже о другой, до 2035 года, думают, а об этой никто отчитываться не собирается. Завершая своё выступление, я всё же призываю не по политическим соображениям подходить к законопроекту, а по принципу необходимости для общества. Ситуация в стране кричит. Вот вам только что коллега из Совета Федерации приводил данные Счётной палаты: 23 миллиона тех, кто живёт за чертой бедности. Это же официальные цифры, а неофициальные значительно выше, зашкаливают за 50 процентов, это очевидно. Как вы думаете, молодёжь, которая живёт в семье, где нет достатка, на что ориентирована? Мы считаем, что надо более серьёзно относиться к антикоррупционному законодательству. Мы неоднократно с этой трибуны вас призывали прекратить необоснованное премирование госкорпораций, их топ-менеджеров, которые умудряются платить себе миллиарды, не отвечая ни за какие результаты. Мы считаем, что надо не по кумовскому принципу привлекать к ответственности. Вот смотрите, против Сердюкова и Васильевой возбудили дела, но уже Верховный Суд всё отменил, все дачи, все золотые изделия - 3 тысячи штук, - всё вернули. А я вас спрашиваю: как же народ, особенно молодёжь, будет оценивать это всё, если они видят вопиющее попрание закона? Поэтому мы призываем поддержать законопроект, а 15-го прийти к нам на акцию протеста и обсудить вместе, что делать... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Чернышов Борис Александрович. Три минуты поставьте. ЧЕРНЫШОВ Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, конечно же, когда мы обсуждаем законопроект в первом чтении, мы обсуждаем концепцию. Это очень важный закон. Очень приятно было слышать, о чём, как многим кажется, думает молодёжь, однако это не совсем соотносится с действительностью. Когда у ребят, которые поступают в высшие учебные заведения, в средние профессиональные, не хватает денег, чтобы оплатить себе питание на день и оплатить общежитие на месяц, уже не нужно рассказывать друг другу про то, как, нам кажется, относится молодёжь к своим работодателям. Если работы нет, как можно относиться к работодателям? Это первый момент. И действительно, когда мы проводим здесь парламентские слушания по молодёжной политике, основным вопросом является трудоустройство молодёжи. И основной вопрос, который ставит фракция ЛДПР в Государственной Думе, - дать работу, не мешать людям работать. Этот лозунг был одним из основных в думскую кампанию у нашей партии. Но при этом мы видим, что все те средства воздействия... И деньги-то есть у регионов, и всё это входит в концепцию молодёжной политики, но она никак не реализуется, особенно в регионах. Мы говорим здесь про молодёжные парламенты, но что они делают? Сборы этих людей ни к чему не приводят, это лишняя трата огромных денег! Деньги, которые есть у регионов на молодёжную политику, в частности на молодёжные парламенты, можно пустить на создание рабочих мест для ребят до 25 лет. В регионах рабочие места - это самое важное. Сейчас лето, сейчас на сайтах, где предлагают те или иные вакансии, молодёжь ищет работу, им нечего делать и они никак не могут себя занять. Сегодня Валентина Викторовна говорила о законах, касающихся занятости в регионах. Ну да, они приняты, функционируют, есть биржа труда, но снята ли проблема? Что, лучше стало молодёжи? Что, сейчас парень после высшего учебного заведения может найти себе работу? Нет. И это действительно так! Есть статистика, что уже каждый десятый выпускник, окончив вуз, не находит работу. Это первый момент. А самое важное - государство тратит на бюджетные отделения огромные деньги. Мы учим ребят по тем или иным специальностям, но по итогам, по окончании обучения, видим, что эти деньги тратятся впустую, ребята уходят в другие профессии, потому что то направление, которое они выбрали, не даёт им гарантии трудоустройства. То, что сейчас происходит с трудоустройством молодёжи, никуда не годится, мы видим, что ребята остаются без работы. Конечно же, фракция ЛДПР поддержит концепцию законопроекта, рассматриваемого в первом чтении. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сапрыкина Татьяна Васильевна. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддержит указанный законопроект, но не поддержит именно механизм, указанный в законопроекте, целью же поставлена реализация очень важной задачи, что и обозначил автор законопроекта. Уважаемые коллеги, во всех выступлениях звучит констатация проблемы, нас, и нашу фракцию в том числе, как бы убеждают, что такая проблема существует. Мы не сомневаемся! Это на самом деле очень важная государственная проблема - создание рабочих мест для молодых граждан, окончивших образовательные учреждения. В самом деле, начиная с 2000 года наша партия планомерно реализует политику, позволяющую защищать людей от негативного сценария на рынке труда, от роста безработицы, поэтому одной из наших задач стало сохранение и развитие занятости населения, в том числе уязвимых групп населения, к которым и относятся молодые специалисты. С этой целью уже разработаны меры, которые стимулируют трудоустройство молодёжи, впервые вышедшей на рынок труда. Валентина Викторовна в своём выступлении очень хорошо объяснила, что в действующем законодательстве уже в достаточной степени предусмотрены меры по содействию трудоустройству молодёжи и территориальной мобильности работников в Российской Федерации. В выступлениях наши коллеги из фракции ЛДПР также отмечали, что такие меры есть и они действуют в регионах, то есть подтвердили: такие законопроекты приняты и работают. Это первая причина, по которой фракция не поддержит принятие данного законопроекта. Урегулирование данного вопроса уже находится в правовом поле субъектов Федерации. Субъекты активно работают в этом направлении, что немаловажно, в рамках уже принятых бюджетов. То, что законопроект не указывает реальных источников финансирования и покрытия расходов предполагаемых региональных программ, - это вторая причина, по которой мы не можем голосовать за указанный законопроект. Возникает вопрос: какой эффект от законопроекта получат в итоге государство, регионы, которые понесут дополнительную финансовую нагрузку, и наши избиратели? Заметного снижения безработицы в результате принятия данного законопроекта не предвидится, уважаемые коллеги. Вместе с тем уже началось формирование национальной системы квалификаций, которая призвана обеспечить баланс между потребностью экономики в квалифицированных кадрах и подготовкой в системе профессионального образования работников необходимой квалификации. Совершенствование именно этого механизма, на наш взгляд, является единственным перспективным решением безусловно важного вопроса трудоустройства молодых кадров. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе не поддерживает данный законопроект и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич. Олег Николаевич, у вас три минуты. СМОЛИН О. Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы должны понимать, что проблема безработицы - это проблема не только России, но и практически всех капиталистических государств. Правда, в социальных государствах она стоит менее остро. Меня спрашивают, какой эффект получат страна и избиратели от этого закона? Я напомню, коллеги, давно известные социологические данные: дополнительный 1 процент безработицы - это, округляю, 4 процента самоубийств, это почти 7 процентов преступлений, это 3,5 процента психических заболеваний. А кто-нибудь считал, сколько придётся потратить времени и средств на преодоление преступности и лечение психических заболеваний? Давно известно: кто экономит на детях и молодёжи, разоряется на тюрьмах. Я не случайно задавал вопрос, что же предлагает уважаемый комитет. Ответа не услышал и хочу сказать сразу: никакая система национальных квалификаций, как бы она ни развивалась, к безработице не имеет ровно никакого отношения. В мире известны три способа снижения или ликвидации безработицы среди молодёжи. Первый способ - хорошо известная советская система распределения, но, увы, она несовместима с так называемой рыночной экономикой. Когда нам предлагают ввести распределение только для педагогов и медиков, имеется в виду, что за то же самое мы заставляем их ехать туда, где не созданы условия. Напомню, кстати, что при советской системе распределения были ещё и стимулы, а не только обязательная работа. Второй способ - хорошо известное квотирование рабочих мест, которое применяют социальные государства. В этом зале многократно отказывали депутатам разных фракций, вносящим законопроекты о квотировании рабочих мест, говорили, что это ущемляет интересы бизнеса. Я так не думаю, но факт есть факт. И третий способ - стимулирование. Можно спорить, совершенно или не вполне совершенно предложение, которое внёс Валерий Фёдорович Рашкин, но, коллеги, четвёртого-то не дано: либо распределение, либо квотирование рабочих мест, либо стимулирование - либо сочетание того и другого. Кстати, хочу заметить интересную вещь: представитель фракции Компартии Валерий Рашкин предлагает самую рыночную из всех систем - систему стимулирования. Коллеги, которые являются сторонниками рыночной экономики, должны были бы всячески её поддерживать. Теперь, уважаемые коллеги, что касается ситуации с молодёжью. Я хочу напомнить, что действительно безработица не случайно очень высокая. Приведу простой пример. Практически член семьи заканчивает престижный вуз по дефицитной специальности, диплом с отличием - ему говорят: придёшь через год, с опытом работы возьмём на нормальное место, а сейчас - на прожиточный минимум в городе Москве. И так практически везде. Что касается права на образование, то в советский период было 220 бюджетных мест на 10 тысяч населения, сейчас - 138, условия хуже, чем в большинстве стран. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте тридцать секунд. Олег Николаевич, время истекло, тридцать секунд ещё вам. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я хочу завершить тем, что прошу вас поддержать этот законопроект. Если требуется, будем дорабатывать ко второму чтению, а иначе мы так и будем говорить одно и то же: проблема важная, решать её надо, но мы ничего не предлагаем. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. На рабочем месте включите микрофон. ШЕИН О. В. Коллега Смолин озвучил примерно половину того, о чём хотел сказать я, но тем не менее давайте посмотрим, какая точка зрения прозвучала у оппонирующих коллег. Прозвучало, что и так есть некие нормативы, есть законы, есть правила, есть решения - зачем принимать что-то новое? Очевидно, что все эти законы и нормативы не являются достаточными, они не снимают те проблемы на рынке занятости, которые сегодня у нас существуют: это большая доля безработных среди молодых людей - вдвое большая, чем средняя по рынку занятости; это небольшая заработная плата - меньше на 20 процентов у граждан, скажем, в возрасте 25 лет по сравнению с теми, кто достиг возраста 30-35 лет; это отсутствие модели переквалификации; это утечка мозгов, наиболее подготовленных, имеющих лучшее образование кадров за пределы страны; это реальный вызов, в том числе связанный с ростом криминогенной ситуации ввиду отсутствия занятости среди молодых людей в нашей стране, в Российской Федерации. И кстати, уж если смотреть на опыт наших соседей, я думаю, многие обратили внимание на последние сводки о преступности в Абхазии - причина-то там как раз в безработице. И очевидно, что этот вызов присутствует и в нашей стране. Если мы с вами посмотрим карту количества тяжких преступлений в Европе, то мы увидим, что наиболее насыщенным цветом, увы, выделены именно территории Российской Федерации и Балкан, и проблема связана именно с неофициальной занятостью и с отсутствием работы. Мы, естественно, как левая, социалистическая фракция, поддерживаем предложение наших коллег из КПРФ, мы будем за него голосовать. Мы считаем это предложение своевременным, и напомню, что мы точно так же в этом зале неделю назад предлагали ввести систему квотирования мест для молодых специалистов на российском рынке занятости (предложение было отвергнуто). И надо понимать, что есть разные механизмы, разные предложения, идущие от парламентской оппозиции, а проблема-то не решается, поскольку мы имеем отрицательную реакцию правительства, профильного комитета, но это только затягивает узел, усложняет задачу, которая перед нами стоит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Фёдорович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом. Пожалуйста. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, я удовлетворён обсуждением данного вопроса: вы все сказали, что он важный. Есть известный исполнитель песен Слепаков (кто не слышал, послушайте), в одной из его песен говорится: у нас в стране всё есть, и нефть есть, и газ есть, и хлеб есть, только не... в общем, нечего есть рабочим и тем, у кого нет денег. И от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", и от комитета высказывались предложения, что надо садиться, обсуждать, - мы сели. В правительство ходил, все говорят: проблема огромная, но механизм от Компартии неприемлем. Мы подробно, долго обсуждали в комитете - то же самое: всё правильно, проблема есть, цифры огромные, факты все привели, статистика есть - но не подходит. А что подходит? У нас есть механизм кадровой подготовки, у нас есть вузы (ПТУ зря уничтожили), у нас есть учебные заведения, молодые люди получают отличную квалификацию, красные дипломы, выходят - а работы нет. Эта статистика просто бьёт в глаза, жёсткая статистика: треть получивших образование - треть! - безработные по два года не могут устроиться на работу! Я призываю фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ": вы одни остались в этом зале, кто будет голосовать против либо спрячется за позицию "не голосовать", призываю вас ещё раз окунуться в двухлетнюю безработицу молодых людей - говорю эмоционально, но это так. Мы все были молодыми. Вот представьте себе: вы в возрасте от 18 до 25 лет - два года безработные. Члены "ЕДИНОЙ РОССИИ", представьте себе! На что жить?! Значит, механизм чёткий, простой и однозначный - механизм субсидирования. Говорили, что нет эффекта экономического, - вот расчёты Правительства Российской Федерации, вашего правительства, правительства "ЕДИНОЙ РОССИИ", пожалуйста: 225 тысяч рублей за одно рабочее место субсидируется любому работодателю, будь то акционерное общество, будь то государственное учреждение, любому - 225 тысяч; если будет субсидировано и организовано только 150 тысяч рабочих мест, в течение одного года в бюджет поступит более 322 миллиардов рублей налогов! Что надо ещё комитету? Что надо вам, членам "ЕДИНОЙ РОССИИ"?! Вы говорите, что бюджет страдает, налоги не поступают. Так вот же 322 миллиарда рублей только от 150 тысяч мест - это ваши расчёты, а возьмите 11 миллионов (я прошу прощения за то, что назвал 1 миллион), если мы 11 миллионов трудоустроим?! Вот вам ещё минимум две третьих годового бюджета в плюс от налогов, поступивших в бюджет. Вы ищете, как увеличить доходную часть, - пожалуйста, плюс рабочие места, плюс налоги, поступающие в бюджет, плюс социальное развитие, плюс гарантии и всё остальное. Вы что, считаете, что всё ещё в минусе? Ну не надо этим заниматься, закон на то и закон - там чётко расписывается, где плюсы, где минусы. Ни одного минуса в этом законопроекте нет, вы его просто не найдёте, мы получим благодарность от всех молодых людей, которые будут трудоустроены. Что касается одномандатников. Я прошу вас всех, одномандатники, независимо от того, от какой партии вы избраны - "ЕДИНАЯ РОССИЯ", КПРФ, ЛДПР, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", - проголосуйте за этот законопроект, и, когда вы приедете в свои округа и доложите, что за него проголосовали, вы получите аплодисменты! Прошу вас проголосовать за этот законопроект. А те, кто не верит, что эта проблема есть, пожалуйста, приходите 15 июля, в субботу, к "Площади Революции" (здесь рядышком с Государственной Думой) к 11 часам. Заявлены в том числе тема безработицы и обсуждение молодёжных проблем. Вы увидите, кто придёт, сколько людей придёт, послушаете их, мы дадим выступить. Члены "ЕДИНОЙ РОССИИ", приходите, митинг разрешённый, приходите 15 июля в 11 часов. А проблему надо решать - никуда мы от неё не денемся - не сегодня, так завтра! Большое спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Викторовна, пожалуйста. Депутату Кабановой включите микрофон. КАБАНОВА В. В. Мне не хотелось бы ещё раз говорить о минусах, жаль, что Валерий Фёдорович их не услышал, я в своём содокладе об этом сказала. Мне хотелось бы поблагодарить всех, кого волнует эта тема: безработица, оказание помощи молодёжи. Все присутствующие в этом зале, я уверена, прекрасно понимают, что молодёжь - это будущее России, и мы все вместе готовы найти пути решения тех проблем, которые сегодня волнуют молодёжь. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 22 сек.) Проголосовало за 89 чел.19,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 90 чел. Не голосовало 360 чел.80,0 % Результат: не принято Законопроект отклоняется. По ведению - Станкевич Игорь Валентинович. СТАНКЕВИЧ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, наверное, все мы немножко устаём, но эмоциональный спор не может затрагивать основной закон Российской Федерации - Конституцию, и выражение Валерия Фёдоровича "протащили вашу Конституцию в 1993 году", на мой взгляд, неприемлемо для парламентария. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Смолин Олег Николаевич по ведению. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, в таком случае я вынужден сообщить, что, по оценкам очень серьёзных исследователей, в 1993 году в референдуме по Конституции не приняла участие половина избирателей, как это предполагалось указом президента Ельцина. Поэтому прошу быть корректнее. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович по ведению. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Извините, Вячеслав Викторович, но если уж быть совсем точным, то в 1993 году был не референдум, а всенародное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Хорошо, что у нас есть такие коллеги - буквально ходячие энциклопедии, правда?
Заседание № 29
О проекте федерального закона № 1099964-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части создания условий для трудоустройства граждан Российской Федерации в возрасте до 25 лет".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. И в связи с этим же предлагаем рассмотрение вопросов 36 и 45 перенести на 10 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы 36 и 45 - перенос.