Заседание № 309

22.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1099236-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской Федерации в рамках совместной компании общество с ограниченной ответственностью "Совместная Компания "РУСВЬЕТПЕТРО".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2036 по 2376 из 9050
19-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между         
Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической           
Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической          
разведки, добычи нефти и газа на территории Российской Федерации в рамках       
совместной компании общество с ограниченной ответственностью "Совместная        
Компания "РУСВЬЕТПЕТРО". Докладывает Юрий Петрович Сентюрин, статс-секретарь    
- заместитель министра энергетики Российской Федерации. Пожалуйста.             
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации.         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение           
представляется проект федерального закона, которым предлагается                 
ратифицировать соглашение между правительствами России и Вьетнама по уже        
упомянутой тематике. Это соглашение было подписано в апреле 2016 года и         
является частью пакетной договорённости с нашими вьетнамскими партнёрами.       
Помимо упомянутого оглашения в пакет входит протокол о внесении изменений в     
российско-вьетнамское межправительственное соглашение о деятельности на         
территории Социалистической Республики Вьетнам совместного предприятия          
"Вьетсовпетро", который был подписан в тот же день. Достигнутая                 
договорённость с вьетнамскими партнёрами предполагает синхронизацию процессов   
по вступлению в силу обоих этих документов, а после вступления в силу этих      
документов их нормы и положения предполагается распространить на                
правоотношения в соответствующей сфере с 1 января 2016 года.                    
                                                                                
Соглашение, о котором сегодня идёт речь, заключено на срок до 31 декабря 2033   
года. Цель пакета - создать благоприятные условия для деятельности              
предприятий "РУСВЬЕТПЕТРО" на территории России и "Вьетсовпетро" во Вьетнаме.   
                                                                                
Сначала несколько слов по поводу предприятия, которое работает у нас в          
России. Компания "РУСВЬЕТПЕТРО" владеет четырьмя лицензиями на разведку и       
разработку тринадцати месторождений в Ненецком автономном округе. При этом      
отмечу, что в Российской Федерации традиционно применяются меры налогового      
стимулирования в виде льготы на налог на добычу полезных ископаемых для         
недропользователей в этом округе, что обусловлено характеристиками,             
особенностями геологического освоения этих залежей. Такими льготами до 2016     
года пользовалось и "РУСВЬЕТПЕТРО", однако в связи с превышением порогового     
значения степени выработанности запасов - напомню, это до 5 процентов в         
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - компания утратила      
право на льготу.                                                                
                                                                                
В условиях существенного снижения фактической доходности "РУСВЬЕТПЕТРО" по      
сравнению с начальными ожиданиями - с 24,7 процента до текущей оценки 17        
процентов - мы достигли с вьетнамскими партнёрами договорённости о частичной    
компенсации с учётом ухудшения экономических показателей этого проекта.         
Предлагается обеспечить частичную компенсацию через реализацию механизма        
продления налоговой льготы по НДПИ на двух лицензионных блоках до конца срока   
действия лицензии, то есть до 2033 года.                                        
                                                                                
В соответствии с соглашением подлежащая уплате компанией "РУСВЬЕТПЕТРО" в       
бюджетную систему Российской Федерации сумма налога на добычу полезных          
ископаемых, предусмотренная нашим законодательством, умножается на              
коэффициент 0,4 при добыче компанией нефти на трёх участках двух упомянутых     
лицензионных блоков в Ненецком автономном округе. При этом в условиях           
предоставления льготы по НДПИ ожидается увеличение объёма инвестиций в          
разработку месторождений и более чем на 2,5 миллиона тонн прогнозируется        
увеличение объёма добычи нефти, а это означает и дополнительные отчисления в    
бюджет Российской Федерации.                                                    
                                                                                
В целях недопущения образования выпадающих доходов в бюджете России в связи с   
подписанием упомянутого соглашения предусматриваются одновременные меры         
государственной поддержки, предоставляемые Правительством Вьетнама              
совместному предприятию, которое работает во Вьетнаме, - "Вьетсовпетро", я      
его уже называл сегодня. Компания осуществляет свою деятельность на             
территории Вьетнама в соответствии с положениями российско-вьетнамского         
межправительственного соглашения, которое было подписано в декабре 2010 года.   
Протокол предусматривает увеличение доли нефти, оставляемой участниками         
"Вьетсовпетро" совместному предприятию на финансирование производственной       
деятельности: при цене на нефть ниже или равной 75 долларам США за баррель до   
45 процентов против 35 процентов, которые предусмотрены действующей редакцией   
межправительственного соглашения. По нашим оценкам, это даст дополнительный     
объём добычи нефти в размере около 1 миллиона тонн, следовательно, возрастут    
доходы бюджета Российской Федерации за счёт отчислений в виде дивидендов от     
деятельности нашего участника совместного предприятия.                          
                                                                                
Таким образом, совокупное влияние синхронного предоставления экономической      
поддержки двумя правительствами нашим совместным предприятиям положительно      
скажется на поступлении средств в бюджет Российской Федерации, так как          
увеличится общая сумма доходов нашего участника.                                
                                                                                
Кроме того, отмечу, что соглашение закрепляет принципы распределения прибыли    
компании "РУСВЬЕТПЕТРО", что обеспечит прозрачность налоговых и неналоговых     
платежей во все уровни бюджетной системы Российской Федерации.                  
                                                                                
Поскольку соглашение содержит правила иные, чем предусмотрены                   
законодательством России, оно подлежит ратификации в соответствии с             
положениями Федерального закона "О международных договорах Российской           
Федерации". Правила, которые отличаются от норм действующего                    
законодательства, касаются особенностей уплаты налога на добычу полезных        
ископаемых, распределения прибыли (отличия от норм Федерального закона "Об      
обществах с ограниченной ответственностью") и пенсионных отчислений (отличия    
от норм Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в           
Российской Федерации").                                                         
                                                                                
При этом соглашение не противоречит положениям Договора о Евразийском           
экономическом союзе и иных международных договоров, участником которых          
является Российская Федерация. Его реализация не повлечёт за собой              
дополнительных расходов федерального бюджета России.                            
                                                                                
И для справки: вьетнамские партнёры проинформировали нас, что они завершили в   
своей стране внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в      
силу упомянутого мною протокола, входящего в пакетные договорённости.           
                                                                                
С учётом изложенного прошу поддержать.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович, присаживайтесь.                   
                                                                                
Леонид Иванович Калашников.                                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы    
по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации     
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области       
геологической разведки, добычи нефти и газа на территории Российской            
Федерации в рамках совместной компании общество с ограниченной                  
ответственностью "Совместная Компания "РУСВЬЕТПЕТРО", внесённый в Госдуму 15    
июня 2016 года.                                                                 
                                                                                
Конечно, полезное соглашение, известное соглашение, исключительное к тому же.   
Единственное, что комитет пожелал бы, - своевременно вносить подобные           
соглашения, потому что пришлось, по сути говоря, на ходу, уже перед закрытием   
последней сессии рассматривать этот вопрос.                                     
                                                                                
Соглашение изобилует неточностями, некоторые вещи у меня лично тоже вызывают    
очень большие сомнения. Ну например, - я даже сейчас ещё раз посмотрел          
соглашение, - хотел бы, чтобы вы, Юрий Петрович, ответили в заключительном      
слове, как такое возможно: в тексте соглашения, на последней странице,          
говорится, что в силу настоящее соглашение вступает с 1 января 2016 года, а     
подписано оно в апреле 2016 года. Впервые в моей практике соглашение            
подписывается после того, как оно вступило в силу, то есть его не было, а оно   
вступило в силу. Эти ошибки, кстати говоря, в том числе из-за того, что вы      
вносите проект вот в таком пожарном режиме.                                     
                                                                                
Комитет рассмотрел, рекомендует данное соглашение ратифицировать и принять      
законопроект на сегодняшнем заседании.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Иванович.                                 
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.                               
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Юрию Петровичу.                                                 
                                                                                
Ну вот договариваются два государства - Российская Федерация и Вьетнам, а       
между ними частная компания, ООО "РУСВЬЕТПЕТРО". Мы знаем, что последние годы   
мы примерно на 20 триллионов рублей продаём ресурсы во все страны, а казна      
получает только 8 триллионов. Вот вы можете сказать, сколько примерно получит   
в год после ратификации этого соглашения эта компания, ООО, а сколько получит   
наш бюджет? Не сработаем ли мы этим законом в пользу компании, а не в пользу    
России? Каково соотношение прибылей компании и нашей страны?                    
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо за вопрос, Владимир Николаевич.                          
                                                                                
Сразу хотел бы оговориться, что компания, о которой идёт речь, общество с       
ограниченной ответственностью, - это не частная компания, это совместное        
предприятие, в котором доли участников распределяются следующим образом: 51     
процент - это доля Российской Федерации в лице стопроцентной государственной    
компании "Зарубежнефть", а 49 процентов принадлежит вьетнамскому участнику в    
лице государственной вьетнамской компании, корпорации нефти и газа              
"Петровьетнам".                                                                 
                                                                                
А теперь что касается доходов, которые мы ожидаем получить от предлагаемых      
сегодня изменений. Ну да, имеют место выпадающие доходы бюджета Российской      
Федерации: за всё время действия льготы, до 2033 года, объём выпадающих         
доходов бюджетной системы составит 373 миллиона долларов, но выпадающие         
доходы с лихвой компенсируются через средние механизмы. Первое - увеличение     
инвестиций и увеличение добычи нефти на этих месторождениях на 2,5 миллиона     
тонн компенсирует как минимум 197 миллионов долларов выпадающих доходов.        
Второе - зеркальные меры поддержки, синхронно предоставляемой Правительством    
Вьетнама для деятельности нашего же совместного предприятия во Вьетнаме,        
позволят компенсировать не менее 111 миллионов долларов выпадающих доходов,     
за счёт того что увеличится добыча нефти не менее чем на 1 миллион тонн на      
шельфе Вьетнама. И ещё один источник компенсации выпадающих доходов - это       
увеличение доли нефти, которая оставляется участникам "Вьетсовпетро", до 45     
процентов при стоимости нефти ниже 75 долларов за баррель; это компенсирует     
98 миллионов долларов. На круг получится, что доходы бюджета России             
увеличатся как минимум на 13 миллионов тонн (я беру только ту часть, которая    
выпадает).                                                                      
                                                                                
Помимо этого есть ещё дополнительные существенные преимущества, связанные с     
тем, что мы продолжаем поддерживать высококвалифицированных рабочих и в         
Российской Федерации, и во Вьетнаме. На секундочку, во "Вьетсовпетро" на        
сегодняшний день работает коллектив более чем из тысячи человек только          
российских участников, которые получают и социальный пакет, и заработную        
плату, и социальное обеспечение.                                                
                                                                                
Таким образом, на круг синхронные меры поддержки в условиях сложной мировой     
конъюнктуры и сложностей с добычей нефти и в России, и во Вьетнаме, на наш      
взгляд, дадут дополнительные возможности и стимулы для роста этих предприятий   
и в целом для российско-вьетнамских отношений в сфере сотрудничества в          
нефтегазовом блоке.                                                             
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сысоев Владимир Владимирович.                                                   
                                                                                
СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Юрий Петрович, вопрос будет вам, хотел бы, чтобы вы уточнили.                   
                                                                                
Вот мы активно помогаем иностранным партнёрам, создаём для них очень            
интересные налоговые условия, но из-за налогового стимулирования получаем       
выпадающие доходы бюджета. Одновременно с этим российские инвестиции идут в     
Республику Вьетнам. На фоне этого у нас есть западносибирская нефтегазоносная   
провинция, где продолжается падение объёмов добычи нефти: только в              
Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в прошлом году объём падения          
составил более 7 миллионов тонн, такого никогда прежде не было. И возникают     
вопросы: когда всё-таки мы будем создавать более или менее комфортные           
условия, в том числе налоговые, для тех инвесторов, которые будут приходить в   
места традиционной нефтегазодобычи, когда в том числе вьетнамские инвестиции    
придут в Западную Сибирь и когда мы станем больше внимания уделять именно       
российским инвесторам, у нас, в традиционных местах нефтегазодобычи?            
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо, Владимир Владимирович, за вопросы. Видимо, в ответе я   
повторю то, что уже говорил сегодня.                                            
                                                                                
Что касается зоны действия "РУСВЬЕТПЕТРО" на территории России, Ненецкого       
автономного округа, благодаря принятым решениям... Да, я напомню, что до 1      
января 2016 года льгота на налог на добычу полезных ископаемых в отношении      
этого предприятия действовала. Существенно ухудшились экономические             
показатели этого проекта, и в связи с этим встал вопрос об экономической        
целесообразности продолжения его реализации. Поэтому и вьетнамские партнёры,    
и мы поставили перед собой вопрос: каким образом продлить жизнь этому           
проекту? Был найден вот такой механизм - продление льготы до окончания срока    
действия лицензии, до 2033 года. Благодаря этому - я хотел бы сделать на этом   
акцент - увеличится объём инвестиций вьетнамской стороны в освоение             
месторождений в этой зоне. Это позволит нарастить объём добычи и получить       
дополнительный доход в бюджетную систему.                                       
                                                                                
Что касается упомянутых вами инвестиций во Вьетнаме, здесь я с вами не          
соглашусь. Российская Федерация уже длительное время работает на шельфе         
Вьетнама, в этом году мы отмечаем 35-летие с момента создания "Вьетсовпетро".   
За это время было добыто более 250 миллионов тонн нефти, и Россия постоянно     
получала доходы от своей деятельности через нашего оператора -                  
"Зарубежнефть". Кстати, отмечу, что доходы от деятельности этой компании        
отдельной строкой прописаны в доходной части российского бюджета. Так что это   
деятельность абсолютно взаимовыгодная и полностью корреспондирующая с тезисом   
о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между Россией и Вьетнамом.           
                                                                                
А что касается поддержки деятельности наших организаций и предприятий,          
работающих в Западной Сибири, для этого существует специальная программа,       
которая предусмотрена в энергостратегии России до 2030 года и в её              
актуализированной версии, до 2035 года, а также в генеральной схеме,            
стратегии развития нефтегазовой отрасли Российской Федерации.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Юрий Петрович, простой вопрос - и хотелось бы получить простой      
ответ: какие отрицательные последствия ждут Российскую Федерацию, если мы не    
предоставим налоговые льготы нефтяной компании?                                 
                                                                                
И, пользуясь случаем, хотелось бы спросить: согласуется ли вашим                
министерством решение "Газпрома" финансировать немецкий футбольных клуб         
"Шальке 04" в объёме 2,3 миллиарда рублей в год до 2022 года? Это футбольный    
клуб страны, которая объявила нам экономические санкции.                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Александр Николаевич, положительных результатов, о которых я     
рассказывал, отвечая на два предыдущих вопроса, не будет, если                  
договорённости, о которых я сегодня докладывал, не вступят в силу, это          
очевидно. Это потери и для трудовых коллективов, ну такие микропотери, это      
потери и для экономик обоих наших государств в макромасштабе.                   
                                                                                
Что касается второго вашего вопроса, по поводу финансирования "Газпромом"       
клуба, министерство к этому вопросу отношения не имеет, и я здесь от            
комментариев воздержусь.                                                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Юрий Петрович, при условии, что будут учтены замечания, о которых сказал        
Леонид Иванович, мы, конечно, законопроект поддержим. А вопрос такой: не        
анализировало ли министерство, почему "РУСВЬЕТПЕТРО" дивидендов платит          
больше, чем все госкорпорации, вместе взятые? Вы бы вот этот аргумент           
привели, и я думаю, что коллеги не задавали бы вам больше вопросов.             
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Николай Васильевич, в данном случае спасибо за поддержку,        
потому что ваш вопрос, я так понимаю, в ответе не нуждается. Это связано с      
тем, что эффективно организовано взаимодействие и сотрудничество двух наших     
партнёров на шельфе Вьетнама. Мы хотели бы это взаимодействие продолжать и      
далее, поэтому в 2010 году было подписано соглашение о продлении действия       
нашей генеральной договорённости.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тамара Васильевна Плетнёва.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Юрий Петрович, безусловно, все будем голосовать за, потому что это              
действительно закон, который предусматривает расширение связей. Тем не менее    
у меня вот такой вопрос. Вы в выступлении, в ответах на вопросы постоянно       
повторяли, как будто уговаривая нас, что это наполнит бюджет, наполнит          
бюджет... Сегодня цена на нефть никакая, а мы всё торгуем и торгуем и ещё       
будем расширять добычу с помощью кого угодно, лишь бы наполнять бюджет.         
Скажите, пожалуйста, может быть, какие-то другие варианты есть наполнения       
бюджета, а это немножко притормозить бы, сохранить на будущее, или мы не        
думаем о будущих поколениях? Вот такой риторический вопрос.                     
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Тамара Васильевна, это не совсем так, может быть, я              
действительно не вполне корректно расставил акценты в своём докладе, в          
сообщении, но, поскольку предоставление льготы по налогу на добычу полезных     
ископаемых приводит к возникновению выпадающих доходов бюджета, я посчитал      
важным отметить, что при формальном наличии выпадающих доходов они с лихвой     
компенсируются через совместную деятельность наших участников. Мне это          
обстоятельство показалось весьма важным.                                        
                                                                                
Что касается объёмов добычи и их консервации, мы, Российская Федерация,         
выступали с такой инициативой, я напомню, однако она не была поддержана         
другими участниками глобального нефтяного рынка. Идёт очень мощная, серьёзная   
конкурентная борьба за сохранение и поддержание доли на глобальном мировом      
рынке, и в этих условиях, по нашей оценке, Россия не должна уступать свою       
долю, отсюда и следует наше предложение, материализованное в виде пакетных      
договорённостей с вьетнамскими партнёрами.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович.                                   
                                                                                
Все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                       
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7478 по 7498 из 9050
19-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической           
Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической          
разведки, добычи нефти и газа на территории Российской Федерации в рамках       
совместной компании общество с ограниченной ответственностью "Совместная        
Компания "РУСВЬЕТПЕТРО".                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за              428 чел.95,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    429 чел.                                          
Не голосовало                  21 чел.4,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.