Заседание № 367
О проекте федерального закона № 1098081-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка распространения информации об организациях, деятельность которых запрещена).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к третьему чтению. Напомню, что он распространяет на организации, признанные в Российской Федерации террористическими, существующие требования в отношении организаций, признанных экстремистскими, в части обязательного упоминания о факте запрета их деятельности на территории нашей страны. Просим поддержать инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие высказаться? Нет. Ставится на голосование законопроект, 11-й вопрос повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Спасибо, Александр Евсеевич. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 28 мин. 42 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 405 чел. Не голосовало 45 чел.10,0 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1098081-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка распространения информации об организациях, деятельность которых запрещена).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
58-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект был внесён нами с коллегой Боярским. Суть его очень проста: мы предлагаем распространить существующие сегодня ограничения на упоминание в средствах массовой информации организаций экстремистских, чья деятельность признана таковой в России или запрещена, на организации террористические, учитывая, что существует два реестра - реестр экстремистских организаций и реестр организаций террористических. Коллеги, напоминаю: ранее мы с вами уже внесли изменения в КоАП, которыми устанавливается ответственность за неисполнение этой нормы. К законопроекту поступила одна поправка юридико-технического характера. Комитет просит поддержать таблицу поправок № 1, состоящую из одной поправки, и поддержать законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 13 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 37 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Спасибо. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, коллеги, за поддержку. Также просим поставить законопроект в повестку на завтра для рассмотрения в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Принимается. Спасибо.
Заседание № 361
О проекте федерального закона № 1098081-7 "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части уточнения порядка распространения информации об организациях, деятельность которых запрещена).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
30-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. Пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, внесённый депутатами - членами Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи и направленный на устранение существующей сегодня в законодательстве правовой коллизии. Совсем недавно с этой трибуны я представлял аналогичный по сути законопроект - поправки в Кодекс об административных правонарушениях и подробно тогда излагал суть этой проблемы, поэтому очень кратко о ней напомню. На сегодняшний день закон обязывает средства массовой информации, пользователей социальной сети маркировать, если речь идёт об упоминании организации, деятельность которой признана на территории Российской Федерации экстремистской и нежелательной. В то же время аналогичные обязанности в отношении организаций, признанных на территории нашей страны террористическими, закон не устанавливает. На наш взгляд, это абсолютно неправильное положение вещей, требующее разрешения по одной причине: терроризм является гораздо более опасным явлением, нежели экстремизм, и терроризм - это, как известно, высшая форма экстремизма. В связи с этим мы с коллегой Боярским предлагаем внести в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" изменение, которым установить аналогичное требование к упоминанию организаций, признанных в Российской Федерации террористическими, по аналогии с требованием к организациям, признанным в Российской Федерации экстремистскими. Как я сказал, аналогичная норма, внесённая в Кодекс об административных правонарушениях и устанавливающая ответственность за неисполнение этих требований, нами принята в первом чтении. Просим, коллеги, нашу инициативу поддержать. Хочу сказать, что правительством эта инициатива поддерживается, профессиональным сообществом также. Все понимают, что такое положение вещей нездорово, ненормально, и оно требует своего разрешения. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич. Задержитесь - вопросы есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Я хотел всё-таки уточнить такой момент. Вот, например, какое-то информационное агентство сообщает, что боевики "Исламского государства", "ИГИЛ", совершили такой-то теракт. Раньше они просто так сообщали, теперь они обязаны ещё сообщать, что "ИГИЛ" запрещена на территории Российской Федерации, - как это помогает бороться с терроризмом? ХИНШТЕЙН А. Е. Сергей Владимирович, спасибо за вопрос. Не готов утверждать, но мне кажется, что упомянутая вами организация находится и в перечне экстремистских, и в перечне террористических организаций, - такое возможно, поскольку эти перечни ведутся параллельно. Таким образом, сегодня - даже безотносительно нашей инициативы - информагентство не может сообщить об упомянутой вами организации, не сопроводив это упоминанием, что её деятельность признана в Российской Федерации запрещённой, а организация - экстремистской. Как это будет помогать, точнее, как это помогает в борьбе с экстремизмом и с терроризмом, мне кажется, очевидно: у людей возникает чёткое и ясное понимание, какие организации действительно являются экстремистскими. Ну а теперь люди будут понимать, какие организации являются террористическими, их деятельность государством запрещена. Обращаю и ваше внимание, и внимание всех, если у кого-то ещё будут возникать вопросы: коллеги, мы не обсуждаем сейчас целесообразность существования перечня экстремистских или террористических организаций, мы говорим лишь о том, что если упоминание экстремистских организаций должно маркироваться, то такая же маркировка должна происходить и в отношении террористических организаций. Мне кажется, здесь всё логично и понятно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Игорь Юрьевич, вы руку поднимали, но на кнопку не научились нажимать. Моляков Игорь Юрьевич. Подготовиться Ямпольской Елене Александровне. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Тем более хорошо, что не сразу. Пожалуйста, выступайте. МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемые коллеги, сейчас рассматривается не только этот законопроект, а целая серия законопроектов, которые связаны с Интернетом, с темой "Интернет и терроризм". Вообще, надо вспомнить старую истину: если ты не занимаешься политикой, она займётся тобой. Так что, если ты не занимаешься цифровизацией, она займётся тобой, или же иначе: если ты не хочешь кормить чужую цифровизацию, должен кормить свою. Речь идёт о том, что все эти меры достаточно разумны. Почему? Потому что идёт постепенное внедрение государства вот в эту неконтролируемую именно нами сеть. Почему "именно нами"? Потому что базовые цифровые платформы в Интернете, которыми мы пользуемся, созданы не нами и несут в себе совершенно иную онтологическую нагрузку. Ну хорошо, вот будет одно ограничение, второе, третье, четвёртое - какова цель? Я хочу сказать, возьму, наверное, на себя смелость: в конечном итоге мы должны сказать, что должна быть создана своя собственная, российская база, с тем чтобы именно только граждане России пользовались этой цифровой платформой, необходимо, чтобы наша цифровая платформа была не услугой, а привилегией гражданина. Дальше будет рассматриваться вопрос о рекламе в Интернете. Вы помните, что, когда появилось телевидение, многие цивилизованные страны разрешали рекламу алкоголя и табака только в глянцевых журналах. Необходимое требование. Наверное, в итоге мы должны прийти к тому, что реклама должна осуществляться только на писчебумажных носителях. Спросят: откуда деньги? Вы знаете, не будем себя обманывать, сейчас мы кормим цифровые платформы таких гигантов, как "Google", "Фейсбук" и так далее. Если начнётся серьёзная работа по формированию собственной базы, то есть в условиях нынешнего противостояния, извините меня, собственного оружия, то только в этом случае эти постепенные шаги увенчаются успехом. Я думаю, что создание собственной цифровой платформы в планах нашего правительства. Если нет, то эти меры останутся всего лишь полумерами, а, как говорил классик, шаг вперёд, два шага назад - это, в общем-то, вещь болезненная и вредная. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боярский Сергей Михайлович, пожалуйста. БОЯРСКИЙ С. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вышел сюда специально, чтобы ответить на вопросы Игоря Юрьевича, хотя они не касаются нашего законопроекта. Игорь Юрьевич, седьмой созыв - это созыв прорывной в части обеспечения безопасности нахождения в сети Интернет. Принято большое количество базовых законов: о социальных сетях, о русском сегменте Интернета. И для справки хочу вам сказать, что Российская Федерация - одна из самых независимых и развитых стран в части своих собственных платформ. Это касается и социальных сетей, и почтовых сервисов, и поисковиков, а также сервисов госуслуг, банковской сферы и так далее по списку. Я с вами солидарен в том, что мы должны помогать развивать российский рынок и делать всё, чтобы пользователей наших там становилось больше, но мы должны это делать аккуратно, поэтому, когда мы перейдём к следующим вопросам, тогда и сможем по этому поводу с вами подискутировать. Что касается конкретно этого законопроекта, мы, конечно, его поддерживаем, поскольку он в большей степени исправляет ту ошибку, которая существует на сегодняшний день. Фракция поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Евсеевич, есть необходимость в заключительном слове? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект под пунктом 30 порядка работы ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 32 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.