Заседание № 310
О проекте федерального закона № 1097721-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части отнесения стратегии научно-технологического развития Российской Федерации к документам стратегического планирования).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступлений по мотивам нет? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", третье чтение. По мотивам выступает Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, мы заканчиваем этот созыв на высокой ноте. Позавчера, как мне показалось, уважительную оценку нашей работе дал Президент России, и это, конечно же, приятно, но можем ли мы сами быть полностью довольны тем, что сделали, за что голосовали ранее и проголосуем сейчас? Например, этот законопроект. Было совершенно логичное поручение Президента России законодательно закрепить необходимость разработки отдельной, самостоятельной стратегии научно-технологического развития России, поступил соответствующий правительственный законопроект. Что в итоге получилось? Что хорошего? Хорошо то, что мы этот законопроект существенно доработали, добавив к четырём страницам правительственного текста в первом чтении ещё тридцать страниц депутатского текста, сформированного из депутатских поправок. Что в итоге плохого? Плохо то, что в тексте так и осталась базовая фраза: стратегия разрабатывается в целях научного обеспечения - повторяю, научного обеспечения - реализации стратегии социально-экономического развития страны. Так что, как мне показалось, ключевой термин "технологическое развитие" так и остался нераскрытым, остался, как говорится, за кадром, а между тем только об этом и говорили депутаты разных фракций после внесения законопроекта в Думу, а также в ходе его обсуждения на пленарном заседании в первом чтении. Наши разговоры, конечно, забудутся, стенограмму заседания читать вряд ли будут, а осенью ответственные исполнители в правительстве, ссылаясь на букву принятого закона, начнут материализовывать поставленную задачу. Тогда развилка будет простой: либо останется неснятой с повестки разработка ещё и стратегии инновационного развития России, либо те депутаты, которые окажутся в Думе седьмого созыва, будут просто обязаны требовать от разработчиков учитывать не только букву, но и дух закона. Конечно же, мы будем за это переживать, надеюсь, что им, депутатам седьмого созыва, всё-таки удастся это сделать. А так, конечно, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. И в заключение хотел бы воспользоваться случаем и поблагодарить всех без исключения коллег, с кем вместе работал в Думе, за плодотворное сотрудничество и уважительные взаимоотношения, а также работников Аппарата Думы, помощников депутатов, журналистов, всех, с кем довелось пересекаться, за их помощь, поддержку и долготерпение. Со всеми вами было необычайно приятно и комфортно работать - спасибо, искреннее вам спасибо за это! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 48 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1097721-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части отнесения стратегии научно-технологического развития Российской Федерации к документам стратегического планирования; принят в первом чтении 17 июня 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
50-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Поступило четыре поправки к этому законопроекту, все они в таблице рекомендуемых к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 36 сек.) Проголосовало за 290 чел.64,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 290 чел. Не голосовало 160 чел.35,6 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
50-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 45 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 307
О проекте федерального закона № 1097721-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (в части отнесения стратегии научно-технологического развития Российской Федерации к документам стратегического планирования).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 34-го вопроса, проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Докладывает Павел Эдуардович Королёв, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. КОРОЛЁВ П. Э., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, на рассмотрение Государственной Думы правительством выносится проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Законопроект направлен на реализацию поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 21 января 2016 года. Законопроектом предусматривается внесение изменений в части включения в названный федеральный закон положений, касающихся стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период как документа стратегического планирования, разрабатываемого в рамках целеполагания на федеральном уровне. Согласно Федеральному закону "О стратегическом планировании в Российской Федерации" к таким документам относятся ежегодное Послание Президента Российской Федерации, стратегия социально-экономического развития Российской Федерации, стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Законопроектом стратегия определяется как документ стратегического планирования, определяющий стратегические цели и основные задачи, направления и приоритеты, механизмы, меры государственной политики, направленные на устойчивое, динамичное и сбалансированное научно-технологическое развитие Российской Федерации на долгосрочный период. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации разрабатывается в целях обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития страны и стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период содержит описание вызовов, ограничений и рисков, оценку текущего состояния, основных проблем, тенденций и возможных сценариев научно-технологического развития Российской Федерации; определение целей и основных задач научно-технологического развития на долгосрочный период как фактора социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности; основные направления и приоритеты, механизмы, принципы и меры реализации государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации; задачи, функции и порядок взаимодействия ответственных органов государственной власти по реализации стратегии научно-технологического развития на долгосрочный период; иные положения, определённые Президентом Российской Федерации. Прошу поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Эдуардович, присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предыдущий выступающий подробно доложил содержание законопроекта, и это избавляет меня от необходимости повторяться, могу только сказать о позиции комитета: комитет поддерживает принятие законопроекта, рекомендует его к принятию в первом чтении. К сожалению, в Российской Федерации очень долго господствовала такая либерально-ортодоксальная мысль, что специальные меры по планированию научно-технического развития не нужны, что рынок, конкуренция сами по себе будут стимулировать привлечение инноваций в нашу экономику и тем самым будет осуществляться инновационное развитие. Жизнь показала, что это не так, что инновационное развитие, победа в конкурентной борьбе на основе инноваций требуют активного государственного участия, требуют плановых подходов, и мы очень довольны тем, что правительство приняло эту мысль и вышло с предложением принять соответствующий закон, чтобы был новый документ стратегического планирования - стратегия научно-технологического развития страны. Мы предлагаем вам поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Павел Эдуардович, вам вопрос: мы из базовых стратегий социально-экономического развития и национальной безопасности начинаем выделять новые стратегии, так вот сколько ещё, как ожидается, их появится помимо стратегии научно-технологического развития, которую вы сейчас назвали? КОРОЛЁВ П. Э. Спасибо за вопрос, Александр Георгиевич. Я полагаю, что разработка стратегий, как документов, определяющих долгосрочное развитие, - это, безусловно, не самоцель и возникают подобные инициативы только в ответ на реальные вызовы. На сегодняшний день для Российской Федерации есть реальный вызов в сфере фундаментальной и прикладной науки и технологического развития. По мере формирования и реализации данного документа мы с вами будем определять направления дальнейшего развития. Безусловно, проект этого важнейшего документа должен пройти серьёзнейшее обсуждение и должны по нему быть приняты серьёзные решения прикладного характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Николаевич Смолин, ваш вопрос. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Павел Эдуардович, не далее как вчера в Государственной Думе нобелевский лауреат Жорес Иванович Алфёров говорил о критической ситуации в области высоких технологий и станкостроения, вице-президент Нанотехнологического общества России профессор Малинецкий утверждает, что количество инноваций по сравнению с советским периодом упало в 5-7 раз, и, наконец, специалисты в области высоких технологий говорят, что в наших стратегических ракетах используются чипы, в которых неизвестно что зашито и которые неизвестно как поведут себя в экстремальной ситуации. Вопрос: вы считаете, что нам достаточно импортозамещения, или мы разделяем позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, что нужна новая индустриализация, - из чего будет исходить стратегия, о которой мы сегодня говорим? КОРОЛЁВ П. Э. Олег Николаевич, спасибо за вопрос. Безусловно, нужна реиндустриализация с учётом нового технологического уклада, простое импортозамещение здесь явно не работает. Есть серьёзные проблемы в разработке и создании новых видов средств производства, станкостроения и станкоинструмента: изменение технологического уклада за истекшие двадцать пять лет произошло радикальное, равно как и подготовка кадров в этом направлении, и это заставляет принимать решения радикального характера, на что и будет направлен, во всяком случае в значительной части, этот документ. Есть и отдельные элементы проблемы, которую вы сейчас подняли: не сам по себе чип важен, а средства его производства и изготовления, технология и базовые принципы его разработки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Павел Эдуардович, в ответ на реальные вызовы, как вы сказали, принимается не стратегия, а тактика. У нас сейчас стратегии - как блины: то стратегия-2020, то стратегия-2030, то стратегия-2040; вот 25 мая президент собрал экономическое совещание, сказал сделать стратегию-2025; что сегодня будет на санкт-петербургском форуме, тоже не знаем, уже со счёта сбились! А причина в том, что мы не имеем цели, для чего стратегию делаем: кто говорит, это темпы роста ВВП - это не цель, кто говорит, это борьба с инфляцией - это не цель... Цель одна - улучшение жизни людей, а жизнь всё хуже, хуже и хуже. Скажите, какая же цель ставится от имени правительства на перспективу, и тогда мы скажем, подходит ли данный закон под стратегию или он не нужен: не зная, куда идти, нельзя дойти до цели! КОРОЛЁВ П. Э. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Во всяком случае, цель - это совокупность необходимых требований, и принятие этого решения будет зависеть в том числе от реализации ряда мероприятий. Цель, безусловно, устойчивое социально-экономическое развитие, как вы правильно сказали, и качество жизни людей. Дело в том, что то, о чём мы сегодня с вами говорим, научно-технологическое развитие, - это абсолютно новый элемент, которого не было на протяжении двадцати пяти лет в истории вообще новой России. Поэтому для меня сегодня, хотя, может быть, вам это покажется и странным, отрадно то, что мы вообще принимаем это решение, которое на законодательном уровне позволит нам приступить вообще к формированию целеполаганий в области фундаментальной и прикладной науки и к созданию научно-производственных коллективов с концентрацией финансовых ресурсов, в том числе бюджетных. То, о чём говорили сегодня в содокладе, в полной мере относится и к этим задачам, во всяком случае, то, о чём вы говорите в отношении целеполагания, - это прежде всего социально-экономическое развитие на основе совокупности многих факторов, которые сейчас у нас просто вышли из оборота как важнейшие механизмы концентрации усилий на достижении этих самых целей. Обстановка, которая способствовала самопроизвольному развитию ситуации и, по сути, остановила развитие производительных сил в стране, не способствует в том числе привлечению инвестиций внебюджетного характера в эту сферу. Когда мы видим, что в высокотехнологичную сферу не идут средства, скажем, предпринимательских инициатив, это прежде всего зависит от государства, от законодательной и нормативной базы в этой сфере. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда поддерживает подобные документы, и очень хорошо, что Михаил Васильевич, выступивший от комитета по экономической политике, сейчас позицию сформулировал; мы здесь полностью солидарны, но в принципе о том же говорил Павел Эдуардович. Вот с этой точки зрения, с точки зрения содержательной наполняемости, это нужное дело, и мы за это проголосуем, тем более что еще есть и поручение президента, который посчитал, что должна быть такая стратегия. Но вот что касается самого документа... Я лет десять назад был вице-губернатором по экономическому развитию одного региона, и был тогда этап такой: правительство поставило задачу, чтобы каждый регион имел стратегию социально-экономического развития. Вот два года регионы мучились, вице-губернаторы, за это отвечающие, мучились, потому что не понимали, в какой терминологии это делать, как это делать. В итоге после трёх-четырехлетней работы получилась масса бумаги, за этим никакого содержания, и потом всё это успешно заглохло к концу первого десятилетия двухтысячных. Так вот очень не хотелось бы, чтобы это получилось с данным документом, но опасность такая присутствует, поскольку для того, чтобы начать что-то писать, надо определиться в терминах, а когда я читаю настоящий документ, у меня всё-таки ощущение, что правительство не до конца понимает специфику стратегии научно-технологического развития в отличие от стратегии социально-экономического развития и стратегии национальной безопасности. Ну вот, например, я беру текст предложенного законопроекта, тут написано, что стратегия научно-технологического развития нужна в целях научного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития, другими словами, для стратегии социально-экономического развития нужно научное обеспечение через стратегию научно-технологического развития. Вот сейчас Емельянов от комитета говорил о совершенно ином - об импортозамещении, о технологическом прорыве, в тексте же вы пишете (а потом чиновники ваши будут исполнять), что это нужно исключительно для научного обеспечения реализации стратегии социально-экономического развития. Мне кажется, что стоит ещё об этом подумать и раскрыть, что вы хотите понимать под словами "научно-технологическое развитие". А если на следующей странице обнаруживается, что заниматься этим будет госорган в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, то создаётся ощущение, что мы просто красивые такие, интересные слова... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. ТАРНАВСКИЙ А. Г. ...мы красивые, интересные, такие актуальные слова написали, но, по сути, не понимаем, чем там всё будет наполнено. И в этом, мне кажется, есть проблема. Мне представляется, что как минимум здесь нужна редакция текста, предложенного к принятию. Мне всё-таки кажется, вы должны не просто выполнять указания президента, что наверняка нужно, вы должны сами определиться, в чём специфика этой стратегии и каково её самостоятельное наполнение, с тем чтобы это не был раздел (или он действительно был) общей стратегии социально-экономического развития, потому что я не исключаю, что завтра будет другое поручение президента и вы вынуждены будете писать другую стратегию, например стратегию инновационного развития. И чем одно будет отличаться от другого, для меня сейчас непонятно, думаю, для вас также. А так мы проголосуем за этот документ как минимум в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, есть такое выражение: "Движение - всё, конечная цель - ничто". Если корабль вышел в море, но не знает задания, куда ему плыть, он никогда не приплывёт туда, где он, в общем-то, нужен. И я боюсь, что несмотря на действительно хорошее название, может быть, хорошую идею, когда не определено главное - то, ради чего вся эта работа делается, данный законопроект постигнет участь тех пяти стратегий, о которых я уже говорил. Ведь, посмотрите, стратегия связана прежде всего с инвестициями: если мы сегодня сделали инвестиции, значит, через пять-десять лет мы что-то реально получим, а если сегодня мы проедаем всё, не думая о завтрашнем дне, то, естественно, будем жить из года в год только хуже. А получается именно так! Давайте посмотрим, что происходит. В 2013 году у нас инвестиции по стране сократились на 0,2 процента, в 2014 году уже на 2,5 процента, что в 8-9 раз больше, в прошлом году на 8,4 процента - мы постоянно сокращаем и экономим на том, что будем иметь завтра! Если посмотреть наши бюджетные инвестиции, то мы увидим, что и здесь из года в год провал: в 2013 году у нас было примерно 2 триллиона, в 2014 году - 1,7 триллиона, а в 2015 году - 1,6 триллиона. О какой стратегии можно говорить, если мы всё сворачиваем - строительство, вложения в науку?! Посмотрите, мы сегодня по НИОКРам отстаём, скажем, от Америки в 15 раз! Не зная, куда идти, мы никогда и не сможем достичь цели, хотя видимость большой работы, видимость старания, активные обсуждения будут. Так что прежде чем говорить об этой стратегии и о чём-то ещё... я, конечно, саму идею поддерживаю, но я не вижу её результата, я не вижу никаких конкретных критериев. Помните, в советское время мы говорили, что главная цель - это повышение уровня благосостояния советских людей на основе достижений научно-технического прогресса и так далее? И тогда мы говорили: через пять, десять, пятнадцать лет будет столько-то жилья, столько-то детских садов, столько-то школ, такой-то будет уровень жизни, такое-то здравоохранение, такое-то образование, и под эти цифры - не под ВВП, не под инфляцию, а под эти цифры! - мы уже разрабатывали свою стратегию с промежуточными тактическими шагами, чтобы можно было сверить, правильно ли мы идём в нужном направлении, а не так, что приехали, а там разбитое корыто. Сам по себе подход правительства мне кажется неверным - сначала нужно договориться, куда идёт Россия, что мы хотим получить в стратегическом отношении, а уж потом вырабатывать конкретные стратегические и тактические шаги, но не наоборот. Наоборот не получится! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кривоносов Сергей Владимирович, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, стратегическое планирование имеет большое значение, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
34-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 42 мин. 59 сек.) Проголосовало за 434 чел.96,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении.