Заседание № 86
О проекте федерального закона № 109667-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за необоснованное направление водителя транспортного средства на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 16 мы рассматриваем без участия докладчика, поскольку он отсутствует, а такое уже было 8 апреля. Объявляется рассмотрение проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Указав в пояснительной записке на массовые, по мнению авторов законопроекта, нарушения со стороны сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения при направлении водителей на медицинское освидетельствование, авторы законопроекта предлагают установить в Кодексе об административных правонарушениях специальную норму об ответственности должностных лиц в этих случаях. Мы отметили, что авторы в качестве доводов своей позиции привели и определённую статистику, которая, на их взгляд, доказывает их позицию и позволяет принять решение, уменьшающее произвол со стороны недобросовестных сотрудников органов внутренних дел. На этом я предлагаю остановить экскурс в позицию авторов, так как поворачивать доклад в сторону объективного анализа считаем необходимым именно с этой точки. Это связано с тем, что жизнь действительно свидетельствует, что пагубность всякой власти именно в том и состоит, что всякая должность даёт власть человеку над людьми ему подобными, поэтому, безусловно, важно, чтобы власть не переходила ту грань, за которой стоит унижение. Очевидно, что человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством, и больше всего человек боится, конечно же, унижения и униженности. И недаром в статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо указывается, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. И это, несомненно, верно. Но если это так, тогда возникает вопрос: право - это предел свободы человека или это минимум свобод человека? Почему я повторил эти, по сути дела, известные истины? А потому, что, на наш взгляд, авторы законопроекта пытаются убеждать и действовать с точки зрения собственного восприятия, что в принципе неверно. Вот самый простой пример. Приобретая билет на самолёт, мы ведь заранее согласны с тем, что в полёте запретят либо курить, либо распивать спиртное, а до посадки ещё и досмотрят, просветят, заставят снять верхнюю одежду, ботинки, а человеку в нетрезвом виде могут вообще отказать в перевозке. И это, заметьте, ограничения в отношении только пассажиров, а не тех, кто управляет самолётом. Сегодня же мы говорим о лицах, которые управляют транспортным средством, источником повышенной опасности, и при этом, по сути, по инициативе авторов этого законопроекта пытаемся ликвидировать саму технологию выявления нетрезвых водителей. Мы полагаем, что нельзя даже сопоставлять вопрос выявления нетрезвых водителей с проблемой управления транспортным средством лицами, находящимися в состоянии опьянения. Здесь мы, очевидно, усматриваем совершенно разные по своей тяжести проблемы, так как одна из них - сугубо личная, а другая имеет особое общественное значение. Очевидно, что, как и в случае с полётом на самолёте, гражданин, управляющий транспортным средством, заведомо заранее ограничивает предел своих свобод, тем более что он абсолютно добровольно вошёл в состав лиц, управляющих источником повышенной опасности, по собственной воле взял обязательство строжайше соблюдать Правила дорожного движения, а также права и интересы других лиц. В связи с этим мы полагаем, что эти лица должны адекватно воспринимать и повышенные требования к ним со стороны государственных органов и общества в целом. К тому же отмечу (я, по сути дела, уже буду завершать доклад), что произвол и превышение власти и сегодня в достаточной мере имеют действующие пресекательные нормы права. Даже Кодекс об административных правонарушениях содержит статью 19.1, устанавливающую ответственность за самоуправство, я уже не говорю об Уголовном кодексе и Гражданском кодексе. Кроме того, в целом вопрос порядка освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения весьма подробно урегулирован соответствующими нормативными актами, и движение в направлении их исполнения должно осуществляться и теми, кто за рулём, и теми, кто их контролирует. С учётом изложенного наш комитет предлагает вам, уважаемые депутаты, рассматриваемый законопроект отклонить. Спасибо. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к содокладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста. Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Уважаемые депутаты, ставится на голосование законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Кто за данный законопроект? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 24 сек.) Проголосовало за 37 чел.8,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 37 чел. Не голосовало 413 чел.91,8% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 85
О проекте федерального закона № 109667-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за необоснованное направление водителя транспортного средства на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доложит Геннадий Владимирович Гудков. В зале депутат Гудков? Нет. Фиксируем отсутствие докладчика.
Для стенограммы: рассмотрение пунктов 18 и 20 из-за отсутствия докладчика переносится на 10 апреля.