Заседание № 86

10.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 109667-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за необоснованное направление водителя транспортного средства на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4413 по 4518 из 6822
Пункт 16 мы рассматриваем без участия докладчика, поскольку он отсутствует, а   
такое уже было 8 апреля. Объявляется рассмотрение проекта федерального закона   
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных         
правонарушениях". Доклад сделает первый заместитель председателя Комитета по    
конституционному законодательству и государственному строительству Александр    
Петрович Москалец.                                                              
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Указав в          
пояснительной записке на массовые, по мнению авторов законопроекта, нарушения   
со стороны сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного         
движения при направлении водителей на медицинское освидетельствование, авторы   
законопроекта предлагают установить в Кодексе об административных               
правонарушениях специальную норму об ответственности должностных лиц в этих     
случаях.                                                                        
                                                                                
Мы отметили, что авторы в качестве доводов своей позиции привели и              
определённую статистику, которая, на их взгляд, доказывает их позицию и         
позволяет принять решение, уменьшающее произвол со стороны недобросовестных     
сотрудников органов внутренних дел.                                             
                                                                                
На этом я предлагаю остановить экскурс в позицию авторов, так как               
поворачивать доклад в сторону объективного анализа считаем необходимым именно   
с этой точки. Это связано с тем, что жизнь действительно свидетельствует, что   
пагубность всякой власти именно в том и состоит, что всякая должность даёт      
власть человеку над людьми ему подобными, поэтому, безусловно, важно, чтобы     
власть не переходила ту грань, за которой стоит унижение. Очевидно, что         
человеческая природа обладает неотъемлемым достоинством, и больше всего         
человек боится, конечно же, унижения и униженности. И недаром в статье 3        
Конвенции о защите прав человека и основных свобод прямо указывается, что       
никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему        
достоинство обращению или наказанию. И это, несомненно, верно. Но если это      
так, тогда возникает вопрос: право - это предел свободы человека или это        
минимум свобод человека?                                                        
                                                                                
Почему я повторил эти, по сути дела, известные истины? А потому, что, на наш    
взгляд, авторы законопроекта пытаются убеждать и действовать с точки зрения     
собственного восприятия, что в принципе неверно. Вот самый простой пример.      
Приобретая билет на самолёт, мы ведь заранее согласны с тем, что в полёте       
запретят либо курить, либо распивать спиртное, а до посадки ещё и досмотрят,    
просветят, заставят снять верхнюю одежду, ботинки, а человеку в нетрезвом       
виде могут вообще отказать в перевозке. И это, заметьте, ограничения в          
отношении только пассажиров, а не тех, кто управляет самолётом. Сегодня же мы   
говорим о лицах, которые управляют транспортным средством, источником           
повышенной опасности, и при этом, по сути, по инициативе авторов этого          
законопроекта пытаемся ликвидировать саму технологию выявления нетрезвых        
водителей.                                                                      
                                                                                
Мы полагаем, что нельзя даже сопоставлять вопрос выявления нетрезвых            
водителей с проблемой управления транспортным средством лицами, находящимися    
в состоянии опьянения. Здесь мы, очевидно, усматриваем совершенно разные по     
своей тяжести проблемы, так как одна из них - сугубо личная, а другая имеет     
особое общественное значение.                                                   
                                                                                
Очевидно, что, как и в случае с полётом на самолёте, гражданин, управляющий     
транспортным средством, заведомо заранее ограничивает предел своих свобод,      
тем более что он абсолютно добровольно вошёл в состав лиц, управляющих          
источником повышенной опасности, по собственной воле взял обязательство         
строжайше соблюдать Правила дорожного движения, а также права и интересы        
других лиц. В связи с этим мы полагаем, что эти лица должны адекватно           
воспринимать и повышенные требования к ним со стороны государственных органов   
и общества в целом.                                                             
                                                                                
К тому же отмечу (я, по сути дела, уже буду завершать доклад), что произвол и   
превышение власти и сегодня в достаточной мере имеют действующие                
пресекательные нормы права. Даже Кодекс об административных правонарушениях     
содержит статью 19.1, устанавливающую ответственность за самоуправство, я уже   
не говорю об Уголовном кодексе и Гражданском кодексе. Кроме того, в целом       
вопрос порядка освидетельствования лиц, управляющих транспортным средством,     
на состояние опьянения весьма подробно урегулирован соответствующими            
нормативными актами, и движение в направлении их исполнения должно              
осуществляться и теми, кто за рулём, и теми, кто их контролирует.               
                                                                                
С учётом изложенного наш комитет предлагает вам, уважаемые депутаты,            
рассматриваемый законопроект отклонить.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                               Н. В. Герасимова                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к содокладчику? Нет вопросов.               
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, ставится на голосование законопроект "О внесении            
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Кто за данный законопроект? Прошу голосовать.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 14 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               37 чел.8,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     37 чел.                                          
Не голосовало                 413 чел.91,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 85

08.04.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 109667-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (об установлении ответственности за необоснованное направление водителя транспортного средства на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5982 по 5985 из 6917
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской            
Федерации об административных правонарушениях". Доложит Геннадий Владимирович   
Гудков. В зале депутат Гудков? Нет. Фиксируем отсутствие докладчика.            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6108 по 6110 из 6917
Для стенограммы: рассмотрение пунктов 18 и 20 из-за отсутствия докладчика       
переносится на 10 апреля.