Заседание № 141
О проекте федерального закона № 109605-6 "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части, касающейся ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности; внесён В. В. Кулиевой, Д. В. Саблиным в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь пункты 11.1 и 11.2. Пункт 11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доклад Елены Борисовны Мизулиной. Пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект, который мы предлагаем для вашего рассмотрения, был внесён в Государственную Думу в июле прошлого года, он подготовлен депутатами, представляющими все фракции в Государственной Думе. Две основные цели у этого законопроекта: первая - это усилить гарантии для беременных женщин на получение полной и достоверной информации об аборте, о его последствиях, особенно негативных, для принятия на этой основе осознанного, добровольного решения либо о сохранении беременности, либо о её прерывании, и вторая цель - устранение правового пробела, который образовался в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан...". Я напомню уважаемым коллегам, что этот закон был принят в 2011 году, вступил в силу в части, касающейся прерывания беременности, или абортов, с 1 января 2012 года. В нём есть ряд норм, очень важных для профилактики абортов, для защиты женщины от поспешного, необдуманного принятия решения и наступления негативных последствий именно в этой части, ну, например, как минимум четыре очень важных положения, о которых, я думаю, имеет смысл напомнить. Первое - это установление определённого срока, в течение которого женщине даётся возможность обдумать ещё раз своё решение, только после этого может быть проведён аборт, если она останется при своём мнении. Второе - это запрет проводить аборт раньше этого установленного срока. Третье - это сроки беременности, когда может проводиться аборт. Я напомню, что теперь более чёткие критерии: до двенадцати недель - по любым основаниям по желанию женщины может проводиться аборт; до двадцати двух недель - только при наличии социального показания, оно единственное теперь - это если беременность наступила в результате изнасилования; по медицинским показаниям, связанным с угрозой жизни или здоровью женщины или плода, - независимо от срока беременности. И четвёртое правило, новое, которое было принято этим федеральным законом, - это право врача отказаться от проведения аборта, если это непосредственно представляет угрозу жизни или здоровью беременной женщины. Однако вот эти два года применения закона "Об основах охраны здоровья..." показали, что эти нормы не работают. Вы можете сами легко это проверить: достаточно взять из Интернета любой телефон, который там указан, позвонить по нему, и вы получите информацию об оказании услуг, связанных с прерыванием беременности, и узнаете, что никакие ограничения ни по срокам беременности, ни по показаниям - ничего не работает, вам скажут, куда прийти, сколько надо заплатить. Конечно, это касается прежде всего негосударственных медицинских учреждений, которые не контролируются так, как муниципальные учреждения здравоохранения, проводящие сегодня эту процедуру в рамках программы оказания бесплатной медицинской помощи, но тем не менее эта практика достаточно распространённая, и причина её состоит как раз в том, что, принимая закон "Об основах охраны здоровья...", мы не предусмотрели ответственность медицинских работников за несоблюдение новых установленных правил проведения абортов. В статье 56 основ охраны здоровья граждан отсылка идёт только к уголовной ответственности за незаконное проведение аборта, и статья 123 Уголовного кодекса предусматривает эту ответственность, но только для случаев, когда аборт проводит лицо, не имеющее высшего медицинского образования. Я для сравнения могу вам сказать, что всего, например, в 2011 году было зарегистрировано десять таких преступлений, в 2012 - восемь, в 2013 - десять, а до суда дошло ещё меньше. Понятно, что такой вид ответственности, как уголовная ответственность медицинских работников, не работает профилактически. Аборты, к сожалению, нередко заканчиваются не очень хорошими последствиями для женщин, и проблема состоит не в том, что проводят их лица, не имеющие высшего медицинского образования, а в том, что женщины не информируются надлежащим образом о последствиях аборта, следовательно, их право на материнство, на осознанное принятие решения в достаточной степени не защищено. Законопроектом предлагается устранить этот правовой пробел - предусмотреть административную ответственность медицинских работников за нарушение установленных правил проведения абортов, дополнить КоАП новой статьёй 6.22: административный штраф для граждан - от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц - от 10 до 50 тысяч рублей и для юридических лиц - от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. Уважаемые коллеги, просим учесть при принятии решения по этому законопроекту, что проблема абортов не относится только к медицинской сфере, аборт - это социальное явление, и во многом отношение общества к абортам демонстрирует отношение общества к праву женщин на материнство и к человеческой жизни как таковой. Аборт, вообще-то, по своей нравственной природе - это приговор, который выносит мать своему неродившемуся ребёнку, и зачастую в силу скоротечности, поспешности и необдуманности принятия решения она даже не подозревает, на какие нравственные страдания в будущем может себя обречь, не говоря уже о проблеме бесплодия как негативном последствии абортов. Для сведения, уважаемые коллеги, могу сказать, что эта проблема очень серьёзно затрагивает демографическую проблему России - это один из источников, который позволил бы нам сохранить детские жизни, увеличить число рождений. И хотя за последние пять лет появилась устойчивая тенденция - что очень хорошо - к сокращению числа абортов, тем не менее это лишь те, которые учитываются в муниципальных учреждениях здравоохранения, но, по экспертным оценкам, число абортов значительно выше: не 900 тысяч в год, а в пять - восемь раз больше, то есть речь идёт даже о миллионах абортов. Но есть ещё одна опасная тенденция, на которую мы не можем не обратить внимание: растёт число так называемых медикаментозных абортов, это когда беременность прерывается в результате употребления таблетки, называемой в обиходе "беби-капут", - это яд, который умерщвляет плод в утробе матери, и последствия использования такого способа прерывания беременности до конца ещё не изучены. У нас, к сожалению, только с 2009 по 2012 год на 34 процента выросло число учтённых медикаментозных абортов, то есть когда негативные последствия применения таблетки привели женщин в медицинское учреждение. А сколько не учтено случаев, когда они потом становились бесплодными и вынуждены были прибегать к ЭКО и другим дорогостоящим и сложным процедурам! Уважаемые коллеги, позитивных последствий принятия этого закона будет как минимум два: медицинские работники будут обеспечивать знание женщиной, которая решается на аборт, всего того, что касается состояния плода, последствий аборта, особенно негативных, но есть и отдалённый эффект - демографический, по экспертным оценкам, сделанным на основании программы "Святость материнства" в пятнадцати регионах России, будет увеличение числа рождений до 300 тысяч в год. От имени авторов законопроекта я хотела бы поблагодарить Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству за взаимопонимание, сотрудничество, терпение и готовность согласовать и отработать положения законопроекта. Это уже четвёртая редакция законопроекта, и те замечания, которые высказаны по данному законопроекту, могут быть учтены ко второму чтению. Авторский коллектив готов участвовать в подготовке соответствующих поправок, в доработке его ко второму чтению. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Борисовна. Пункт 11.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Доложит Дмитрий Фёдорович Вяткин, он же сделает содоклад от комитета по двум альтернативным законопроектам. Пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Суть законопроекта № 318821-6 очень подробно изложила уважаемая Елена Борисовна Мизулина. По большому счёту, мы не вносим каких-то серьёзных корректировок в регулирующий закон, а именно в статью 56 закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в которой установлены правила проведения искусственного прерывания беременности, но за нарушение этих правил фактически не было установлено никакой ответственности. Этот правовой пробел предлагается восполнить - установить нормы административной ответственности. До сих пор нарушение правил проведения искусственного прерывания беременности (аборта) наказывалось по Уголовному кодексу только в одном-единственном случае, Елена Борисовна об этом сказала - в случае проведения аборта лицом, которое не имеет высшего медицинского образования соответствующего профиля, за все остальные нарушения ответственности не было никакой, сейчас этот пробел восполняется. Мы рекомендуем законопроект № 318821-6 к принятию в первом чтении. Действительно, несколько раз авторы, проявив терпение, вносили изменения в первоначальный текст законопроекта, и сейчас он, по сути дела, является согласованным. С нашей точки зрения, его необходимо принять в первом чтении. Альтернативный законопроект № 109605-6 мы рекомендуем к отклонению, потому что по одному и тому же вопросу невозможно принять два законопроекта одновременно. Спасибо за внимание. Просим поддержать решение комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. У меня вопрос к обоим докладчикам. Я хотел бы, кроме предложений о наказании за аборты, порицания их - это метод кнута, - услышать, есть ли вообще какие-нибудь наработки, идеи, мысли о том, каким образом можно мотивировать женщин, в том числе, может быть, материально, не совершать этот страшный грех, этот страшный поступок? На самом деле часто иногда именно бедственное материальное положение, нищенское, заставляет женщин идти на аборт, поэтому давайте, может быть, разработаем и рассмотрим какой-то ну вот такой вариант... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Олег Анатольевич, такие законопроекты есть. У нас подготовлен в пакете законопроектов о профилактике абортов проект закона о введении пособия по беременности, которое должно выплачиваться женщине, находящейся в трудной жизненной ситуации, с момента постановки на учёт по беременности до наступления права на отпуск по беременности и родам. Как вы понимаете, это затратный законопроект, его провести сложнее. Что же касается мотивации в случаях, когда женщины решаются на аборт, то все социологические исследования показывают, что на первом месте среди причин - отсутствие поддержки со стороны прежде всего отца ребёнка и близких, даже не материальное положение, а именно вот этот момент. Как говорят члены рабочей группы, занимающейся этим пакетом законопроектов, в абортах всегда виноваты мужчины, которые отказывают беременной женщине в поддержке. Пакет законопроектов большой - пожалуйста, подключайтесь к работе! Есть вот тот законопроект, о котором мы уже говорили, мы планируем его внести, но в свою очередь, потому что непросто проводить работу ещё и на уровне комитетов, и с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Французы говорят: "Dans chaque affaire cherchez la femme" - "В каждом деле ищите женщину"... Дмитрий Фёдорович, добавите что-нибудь к ответу на этот вопрос? Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. По-моему, сложно что-то добавить к тому, что было сказано Еленой Борисовной, могу лишь подчеркнуть, что оказываются, в том числе за счёт средств бюджета, меры поддержки, направленные на охрану и поддержку материнства и детства, включая программу по выплате материнского капитала, - всё это делается, и это тоже определённый дополнительный стимул для того, чтобы количество случаев искусственного прерывания беременности сокращалось, чтобы больше детей рождалось в нашей стране. Мы должны исправить так называемый страшный русский крест, кривые рождаемости и смертности должны разойтись в разные стороны: кривая рождаемости должна пойти вверх, а кривая смертности - вниз. Конечно же, данным законопроектом мы не меняем ситуацию в принципе, но мы устанавливаем нормы ответственности за нарушение правил, которые уже действуют и должны исполняться, а за неисполнение правил должны быть определены санкции, и по-другому никак! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Елене Борисовне вопрос. Безусловно, аборт - это явление не только медицинское, но и моральное, и социальное, и об этом мы сейчас много говорили, но этим законом мы действительно ничего не исправим в этом плане. Вопрос следующий: Елена Борисовна, вы знаете, у нас ведь в сёлах уже и фельдшерских пунктов нет, поэтому бабушки, даже бабушки помогают женщинам, которые понимают, что, родив ребёнка, надо его ещё и воспитывать, надо его ещё и кормить, и одевать, и обувать. Я не против этого закона, я буду голосовать за, однако нам нужно задуматься над тем, что мы вот такие штрафы устанавливаем. Да они были бы рады хоть в какое-нибудь медицинское учреждение попасть, а не к повитухе, а мы им ещё вот такие штрафы, на миллион, устанавливаем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина, пожалуйста. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемая Тамара Васильевна, штрафы не им, а медицинским работникам за то, что они не обеспечивают права беременных женщин. В ответ могу вам сказать, что все эти годы, на протяжении которых мы работали над данным законопроектом и над рядом других в сфере профилактики абортов, параллельно мы работали также над концепцией государственной семейной политики, потому что абсолютно с вами согласны: создание крепких семей, благоприятной среды, комфортной для семей, чтобы семьи были благополучными, могли сами обеспечить своё благополучие, - это вопрос номер один. Концепция государственной семейной политики обсуждалась в Кремле, принята в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, и в этом году, в июне, правительство должно её утвердить. Надеюсь, в рамках этой концепции будет предложено решение тех вопросов, о которых вы говорите. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Поскольку Дмитрий Фёдорович делал содоклад по обоим законопроектам, к нему и вопрос. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, Комитет по охране здоровья и по первому, и по второму законопроекту дал отрицательное заключение, предлагает не принимать ни тот ни другой, считает, что они просто так, непонятно для чего принимаются. Комитет очень внимательно рассмотрел эту проблему, назовём её так, и подтверждает, что ни принятие первого, ни принятие второго закона никоим образом не разрешит эту действительно острую ситуацию. Скажите, пожалуйста, а что, мы мнение комитетов, ну, не профильных, ведущих подготовку законопроекта к рассмотрению, а тех, которые тоже непосредственно занимаются этим вопросом, не учитываем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Николаевич, дело в том, что вопросы установления административной ответственности всё-таки находятся в ведении Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Я не случайно подчеркнул в своём выступлении, что мы регулирующий закон, а именно закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", практически не изменяем. По поводу тех правил, которые мы в своё время утвердили, здесь было много споров, дискуссий, тем не менее это принятый закон, он вступил в силу, но эти правила, как показывает практика, не выполняются - грош цена тем законам, которые не исполняются! А исполнение закона должно подкрепляться в том числе и силой принуждения, то бишь соответствующей санкцией, санкцией административной - не всякое нарушение правил проведения искусственного прерывания беременности влечёт за собой уголовную ответственность. Уголовная ответственность устанавливается только в исключительных случаях, но всё остальное, иные нарушения, по сути дела, остаются безнаказанными. Вот именно на этот пробел обратили внимание авторы обеих законодательных инициатив, и именно этим занимался наш комитет, а не регулированием вопросов охраны здоровья граждан - здесь мы, вне всякого сомнения, прислушались бы к мнению Комитета по охране здоровья как к профильному мнению, как к основному мнению. Мы обратили внимание только на вопросы установления административной ответственности за нарушение тех правил, которые уже существуют и которые мы сейчас не меняли, именно поэтому мы и настаиваем на нашем решении - рекомендовать к принятию один из этих законопроектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Екатерина Филипповна Лахова. ЛАХОВА Е. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Елена Борисовна, у меня такой вопрос. Я понимаю, что это действительно социальная проблема и что это вред, грех - это все прекрасно понимают, но аборты делают медицинские работники. Вы говорите о 56-й статье, говорите о том, что необходимо высшее медицинское образование соответствующего профиля, - это и так всем понятно. Я вам привожу пример: в центральную районную больницу из поселения везут женщину - выкидыш на ранних сроках, четыре-пять недель, у неё кровотечение, - она поступает в больницу, и необходимо срочно сделать операцию; это может сделать хирург, но, зная о штрафных санкциях, он не будет этого делать. Понимаете, вы фактически устанавливаете нормы, и мне это кажется странным. Почему вы не прислушиваетесь к мнению комитета по здравоохранению, в котором обсуждали, оказывается, этот вопрос и высказались против? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Борисовна Мизулина. МИЗУЛИНА Е. Б. Екатерина Филипповна, вопрос о том, что аборт проводится только лицами, имеющими высшее медицинское образование соответствующего профиля, уже урегулирован в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Минздрава, в котором установлен порядок осуществления такого вида медицинской помощи. Члены экспертной группы, которые в том числе участвовали в подготовке этого законопроекта, а это доктора медицинских наук, заведующие кафедрами, представители Минздрава, согласились с тем, чтобы перевести эту норму на уровень закона, но я согласна с теми, кто считает, что это избыточно, - наверное, это избыточно, поэтому ко второму чтению эта норма легко может быть убрана. Это не принципиальный момент, мы её уберём, мы сами даже предложим такого рода поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Переходим к выступлениям по пунктам 11.1 и 11.2 проекта порядка работы. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу. И если мы глубже посмотрим на проблему, связанную с предоставлением услуг по проведению абортов, то мы поймём, что аборты, первое, - это грязный криминальный бизнес, а второе - некий инструментарий по уничтожению населения. Как можно уничтожать население? Можно травить некачественной продукцией, фальшивыми лекарствами, создавать отвратительные экологические условия, подсаживать на употребление алкоголя, табака, наркотиков, оказывать услуги медицинского характера крайне низкого уровня, и всё это вместе будет способствовать тому, что люди будут становиться в принципе бесплодными, а социально-экономический уровень развития страны будет таким, что в семьях с трудом будут иметь одного ребёнка. Таким образом можно искусственно снижать численность населения в стране. Это первый момент. Второй момент - это пропаганда различных контрацептивов. Третий - это реклама абортов, причём навязчивая, агрессивная реклама, в том числе через средства массовой информации. Сплошь и рядом сегодня открываются частные абортарии: на разных заводах, в непонятных подвалах проводят аборты лица, не имеющие вообще образования, - частные абортарии в таких вот условиях работают, и те, кто обращается туда, понимают, что можно прийти и сделать на любом сроке беременности такую процедуру, потому что контроля нет. Идут на такие криминальные дела, потому что это выгодный бизнес: абортный материал стоит очень дорого, это миллионы долларов, его вывозят на Запад, из него делают косметику и медикаменты для омолаживания клеток человека. Всё это привело к тому, что, по официальным данным, порядка двух миллионов абортов в год делают в стране, а по неофициальным данным - порядка шести миллионов, то есть шесть миллионов тех, кто потенциально мог бы быть гражданином нашей страны, мы потеряли. Да, существует уголовная ответственность, сегодня мы вводим дополнительно административную ответственность, а фракция ЛДПР внесла проект закона о том, чтобы запретить любую рекламу таких вот услуг по проведению абортов. Кроме этого, мы считаем, что необходимо закрывать все частные абортарии, потому что там вводят в заблуждение наших молодых женщин, рассказывают им разные небылицы, после этого они становятся просто инвалидами: есть разные способы проведения абортов - медикаментозный, вакуумный, механический, им говорят, что совершенно безвреден медикаментозный аборт, но на самом деле всё это не так, потом приходится перелечиваться, долечиваться, оперироваться, и большая вероятность того, что женщина станет бесплодной, не сможет в дальнейшем иметь детей, поэтому мы считаем, что частные абортарии не имеют права на существование, должны быть только государственные учреждения и надо серьёзно контролировать все эти процессы. Кроме этого, я напоминаю, что фракция ЛДПР выступала с инициативой давать определённую премию женщине, которая отказывается от проведения аборта, для того чтобы она выносила, родила ребёнка, сдала его в детский дом, - таким образом мы можем спасти ребёнка. Фракция ЛДПР будет поддерживать любые инициативы, направленные на борьбу с таким злом, и, конечно, за данный законопроект мы проголосуем! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мурзабаева Салия Шарифьяновна. МУРЗАБАЕВА С. Ш., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, одним из основных репродуктивных прав человека является, конечно, право на свободу репродуктивного выбора, которое подразумевает, что любая супружеская пара или отдельное физическое лицо исключительно по собственному волеизъявлению, без какой бы то ни было дискриминации, без давления, принуждения, насилия может принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать необходимой информацией, для того чтобы принять окончательное решение. Да, 323-м федеральным законом определены отдельные ограничения в плане принятия решения... вернее, не ограничения, а меры для того, чтобы дать время семье, пациентке на осознанное и добровольное решение. Я думаю, - и Елена Борисовна уже говорила об этом в своём выступлении - в этом законопроекте не нужно было акцентировать внимание на методах искусственного прерывания беременности, потому что только врач знает последствия любого выбора по искусственному прерыванию беременности, это отдельный аспект, и он не связан с основными положениями данного законопроекта. Этим законопроектом планируется усилить административную ответственность - об этом говорил и Ярослав Евгеньевич - за нарушения правил, порядка проведения абортов, которые сегодня, к сожалению, имеются. Да, аборты - это социально значимая проблема, поэтому они и выходят на первый план в отличие от других медицинских услуг, и эта проблема требует отдельного рассмотрения и внесения изменений в том числе в КоАП, чтобы врач, имеющий высшее образование, мог нести ответственность за нарушение правил проведения абортов, за совершение деяний вне рамок законодательства и вне рамок нормативных актов Министерства здравоохранения. Мы понимаем, что основная проблема не только в прерывании беременности, но в первую очередь в необходимости профилактики непланируемой, нежеланной беременности, и поэтому необходимо и нам, и Министерству здравоохранения - нам в первую очередь, как законодателям, - усилить меры, направленные на профилактику, на просветительскую работу с населением, для того чтобы проводилась активная агитация не только в плане сохранения беременности, но и в плане того, чтобы каждая семья могла планировать с учётом своих собственных возможностей и желаний и количество детей, и интервал между их рождением, соответственно с учётом сохранения своего родопродуктивного здоровья, потому что проблема... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. МУРЗАБАЕВА С. Ш. Спасибо, Иван Иванович. ...потому что, к сожалению, на сегодня в рамках реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года проблема бесплодия тоже является актуальной, и не только в России, но и во всём мире. Одним из последствий как раз абортов, в первую очередь криминальных, непрофессиональных, является бесплодие, поэтому мы должны работать в плане усиления нашей совместной работы с органами исполнительной власти по реализации программы планирования семьи. Я согласна с выступавшими в отношении того, что этот законопроект не решит проблему, его необходимо доработать ко второму чтению с учётом мнений всех представителей и внести в него коррективы, но этот законопроект сегодня необходим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лахова Екатерина Филипповна. ЛАХОВА Е. Ф. Уважаемые коллеги, конечно, вопрос, который связан с абортами, по-прежнему остаётся очень актуальным для России, но когда мы вносим тот или иной закон, давайте будем говорить, для чего он вносится. Данный законопроект вносится для того, чтобы изменить ситуацию. Изменится ли ситуация с внесением этих поправок? Нет, потому что ужесточением, запретом, конечно, мы проблему эту не решим. Вы понимаете, Ярослав, вот если мы возьмём 90-е годы, то тогда было около шести миллионов абортов, сейчас их около одного миллиона. Да, возможно, частные медицинские организации не дают статистику, но здесь подлежит наказанию уже сама отрасль здравоохранения, которая должна осуществлять этот надзор. Мы говорим, что тех, кто 56-ю статью не соблюдает, надо штрафовать, наказывать, но, извините, у нас сегодня законов столько по отраслям, и есть конкретные статьи, которые не выполняются, - получается, тогда весь административный кодекс мы должны привести в соответствие со всем отраслевым законодательством?! Вот возьмём данную поправку - она подталкивает врачей к вранью: захотел врач дать больничный лист пациенту, с пациентом они договорились, и в истории болезни, и в больничном листе будет написано всё так, что никто не придерётся. Мы сейчас введём эту норму - то же самое будет: всё будет написано правильно в истории болезни, и никто к этому не придерётся. Мне хотелось бы вот что сказать: есть у нас ещё очень много внутренних резервов в самой отрасли здравоохранения. Первое: сегодня мы лицензию выдаём юридическому лицу, не физическому, а юридическому. Почему врачи акушеры-гинекологи так себя ведут? Да потому что главный врач всегда грудью защищает своих врачей, и они спокойно сидят и нарушают все эти требования и правила! Второе - показатель качества деятельности медицинской организации. Мы можем сегодня врачей акушеров-гинекологов стимулировать экономически за то, что абортов у них на участке меньше? Можем. Почему это не делается в отрасли, почему это не используется?! И третье. Вот сегодня уже упоминали, что в 2008 году была утверждена распоряжением правительства Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, там в разделе "Развитие здравоохранения" было поставлено восемь задач, одна из которых - это система организации и качество медицинской помощи. Плохим показателем работы женской консультации будет считаться, если количество абортов в этой консультации будет большое, если на каком-то участке будет много абортов, - почему мы эти вопросы не рассматриваем и не ставим?! И наконец, в 2004 году президент ввел надзорные органы - Росздравнадзор... кто у нас там ещё? Роспотребнадзор, слава богу, он ушёл из подчинения министерству здравоохранения к правительству, но.... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте. ЛАХОВА Е. Ф. Каковы функции надзорных органов, и плановые, и внеплановые? Вот я с ними разговаривала - они вообще этим вопросом не занимаются! Если мы хотим решить проблему, снизить количество абортов в России и не позориться, давайте поставим вопрос не в виде этой поправки - только наказывать, наказывать, а посмотрим, каким образом, как сегодня этим вопросом занимаются в целом в отрасли! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Елена Борисовна? Включите депутату Мизулиной микрофон. МИЗУЛИНА Е. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Мы благодарим за высказанную поддержку и за ваши замечания. Естественно, что ко второму чтению комитет совместно с экспертной группой нашего комитета учтёт замечания, которые были сделаны, и устранит недостатки. Но, Екатерина Филипповна, в отношении вашего эмоционального выступления я хочу заметить, что то, что вы предлагаете, - это вариант ничего не делать. Точно так же, например, отрасль информационщиков предлагала не принимать закон о защите детей от информации: мол, мы сами всё урегулируем. Ведь в отрасли здравоохранения решить вопрос об ответственности медицинских работников за нарушения законодательства об охране здоровья граждан можно было на протяжении последних двадцати лет неоднократно, но это не было сделано. Я хочу обратить ваше внимание, что сегодня закон об административной ответственности за нарушения медицинскими работниками правил проведения аборта, установленных законодательством об охране здоровья, мы предлагаем после двадцатилетнего ничегонеделания в этом плане в самой отрасли, а вы, как очень опытный законодатель, Екатерина Филипповна, знаете, что ни одна норма, если в ней нет санкций, нет ответственности за нарушение установленных правил, работать не будет, поэтому мы в данном случае в каком-то смысле ещё и восполняем тот правовой пробел, ту недоделку, которую Государственная Дума, Федеральное Собрание в целом допустило, когда принимало новое законодательство об охране здоровья граждан. Ответственность должна быть, это классика! Мы бы просили поддержать данный законопроект, а ко второму чтению с учётом тех беспокойств и замечаний, которые сегодня прозвучали при обсуждении, мы подготовим соответствующую редакцию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Выносим законопроекты на "час голосования".
Пункт 11.1, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Пункт 11.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 123 Уголовного кодекса Российской Федерации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 56 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования, результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 11 мин. 54 сек.) Проголосовало за 354 чел.78,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Триста пятьдесят четыре за. Покажите результаты голосования по пункту 11.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 12 мин. 28 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1 % Сто одиннадцать за. Принят законопроект под пунктом 11.1.