Заседание № 23
27.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1095773-6 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в части продления срока бесплатной передачи жилых помещений в собственность граждан; внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, Я. Е. Ниловым, В. В. Сысоевым).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3854 по 4025 из 7480
Переходим к рассмотрению пунктов 15.1, 15.2, 15.3, 15.4 и 15.5, это альтернативные законопроекты. Пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Доклад Галины Петровны Хованской. Пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы приступаем к рассмотрению большого блока из пяти законодательных инициатив, касающихся судьбы многострадальной приватизации. Первый проект внесён группой депутатов из фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и ЛДПР, то есть представителями трёх фракций. Этот законопроект поглощает практически все законодательные инициативы, которые вы будете рассматривать после представляемого мною сейчас законопроекта, в нём предлагается бессрочная приватизация практически для всех граждан. Изъятие есть, но на нём я остановлюсь позже, потому что это как раз предмет для дискуссии. В законопроекте поглощается... не ограничивается право на приватизацию жителей аварийных домов. Вы прекрасно понимаете, что срок приватизации, определённый для жилья, признанного ветхим до 2012 года, - это не тот срок, в который мы уложимся с решением этой глобальной проблемы - ликвидации аварийного жилищного фонда. Это первая категория. Дальше. Есть такая категория, которая называется "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей". (Ну, я одновременно комментирую последующие инициативы, в которых будет предложено жёсткое ограничение их права на приватизацию, что противоречит прямым указаниям Президента Российской Федерации, и такие цитаты я вам могу привести.) Эта категория не будет ограничена в своём праве выбора после того, как они пять лет проживут в жилом помещении, предоставленном по договору найма специализированного жилого помещения, потом у них будет выбор: социальное жильё без права приватизации или собственность. Это вторая категория. Наконец, третья категория: наши крымчане и жители города федерального значения Севастополя - никакого ограничения их в этом праве не будет. Я напоминаю, что по старому законодательству, прежнего государства, у них было бессрочное право на приватизацию. Да, и ещё одно положение, которое я рекомендую послушать тем, кто сталкивался с такой ситуацией: приходят на приём граждане и говорят, что хотят приватизировать, а вот отец, или мать, или свекровь, или тёща категорически против. Этим пожилым людям где-то под восемьдесят, и чем ближе дата завершения приватизации, тем страшнее их участь: в зависимости от культуры взаимоотношений в семье начинается давление, прессинг, людей доводят до инфарктов, до инсультов и так далее, отправляют их досрочно в мир иной, только чтобы решить проблему приватизации. В предлагаемом законопроекте такого ограничения не будет, пусть живут, сколько им Господь Бог отпустил, никаких нарушений прав также не будет. Какое же ограничение вводится? Я хочу вам напомнить, что в 2005 году мы приняли Жилищный кодекс, ввели его в действие, и по новым основаниям - вот это очень важно! - и на новых условиях стали принимать на учёт нуждающихся. Вот есть возражения, мол, мы нарушаем в этом случае права находящихся в равных условиях граждан, - нет, не нарушаем. Даже эта категория... Вдумайтесь: эти граждане стоят на очереди (предположим, в 2005 году они встали на учёт) двенадцать лет - к великому сожалению, они получат своё жильё через двенадцать, пятнадцать, восемнадцать лет в зависимости от субъекта Федерации и от длительности нахождения в очереди (я вижу, что вы киваете, понимая, о чём я говорю). Это очень отложенная норма, но всё-таки она вводит разумное ограничение в будущем. Теперь аргумент о том, что они за эти годы могут стать не малоимущими уже, а достаточно обеспеченными людьми, которые смогут потянуть и налог, и бремя капитального ремонта, смогут застраховать своё жильё, - ну так они возьмут субсидию и уйдут из этой очереди, воспользуются другими программами, которые сейчас есть, они не будут двадцать пять - тридцать лет ждать получения социального жилья, так что этот аргумент тоже несколько некорректен. Вот такая законотворческая инициатива вам предлагается, а в дополнение к этому за оставшееся время я хочу вам напомнить. В 2013 году была такая же история, и была встреча господина Шувалова Игоря Ивановича с президентом Владимиром Владимировичем Путиным, на которой обсуждался вопрос по очередникам, правда, предлагалось как раз то, что ставит в неравное положение очередников, то есть только тем, кто встал на учёт до 1 января 2013 года, предлагалось дать право в течение года определиться и не ограничивать их право никаким сроком. Но тогда, извините, если они встают на учёт в 2014 и 2015 годах, вот тут-то они оказываются в неравном положении, и работает постановление Конституционного Суда. Но сейчас даже не об этом речь, а речь о том, что Владимир Владимирович задал вопрос: "Без ограничения по срокам?" - "Без ограничения по срокам, Владимир Владимирович". - "Хорошо". Дальше, по детям-сиротам: у президента совершенно чёткая позиция, что никакого ограничения в праве детей-сирот на приватизацию жилого помещения быть не должно. В тот момент ещё не возник вопрос с крымчанами, поэтому эта тема не обсуждалась, но вот по крайней мере по двум ситуациям... В последующих документах вы увидите, что такие ограничения пытаются ввести, поэтому, прежде чем не голосовать или проголосовать против, серьёзно подумайте. Мы всегда сможем установить опять планку - год, два, сегодня эти проекты тоже будут рассматриваться, тем не менее лучше сейчас выбрать мягкий вариант, ввести такой мягкий ограничитель и не нарушать права граждан на приватизацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 15.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова. Пожалуйста. Коллеги, предлагается продлить заседание до окончания рассмотрения вопросов, которые мы начали обсуждать. Нет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну хорошо, а то можем не успеть сегодня. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проектом закона, внесённым депутатами фракции ЛДПР, предлагается продлить возможность бесплатной приватизации жилья ещё на один год. Наша принципиальная позиция состоит в том, чтобы сделать приватизацию вообще бессрочной, но соответствующий законопроект фракции ЛДПР был в прошлом созыве благополучно Государственной Думой проигнорирован. По нашему мнению, неоднократный перенос даты окончания приватизации свидетельствует о том, что не всё в порядке в этом вопросе. Сегодня комитет будет рекомендовать нам принять только один проект закона, тот, где речь идёт лишь об отдельных категориях граждан. Мы считаем, что это несправедливо, и не понимаем, почему 2012 год выбран пороговым и возможность приватизации останется для тех, чьё жильё было признано аварийным до 2012 года. А после 2012 года?.. Поэтому мы, группа депутатов, уже подготовили поправку и сегодня же после голосования передадим её в комитет в том случае, если будет принят законопроект, докладывать о котором будет Сидякин, в поправке мы предлагаем вместо 1 января 2012 года установить 1 марта 2017 года. Мы считаем, что люди не должны страдать. Есть много судебных решений, которые обязывают соответствующие органы власти предоставлять взамен аварийного жилья иное жильё, но эти судебные решения не исполняются: нет денег, нет жилья, а люди мучаются, страдают, являясь заложниками ситуации! Мы считаем, что, пока не решим все эти вопросы, пока из последнего аварийного жилья не съедут жители, надо давать людям возможность осуществлять приватизацию. Кроме этого, должна быть полноценная пропаганда. Многие граждане не понимают, не знают... Я вспоминаю слова Галины Петровны Хованской о том, что сегодня не всем выгодно приватизировать жильё, потому что есть сборы на капитальный ремонт, инвалиды не могут воспользоваться льготами, если это частная собственность, а не жильё, предоставленное по договору социального найма. При правильной разъяснительной работе этот вопрос давно, может быть, уже был бы решён, но мы, к сожалению, не видим нормальной государственной пропаганды, а видим лишь, как год от года Государственная Дума возвращается к этому вопросу, перенося срок. Мы считаем, что надо ещё на год продлить приватизацию и усилить пропаганду в этом направлении. Просим поддержать наш фракционный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, давайте посоветуемся. Я так понимаю, что у многих с двух часов дня запланированы мероприятия, но у нас сегодня очень много важных законопроектов, рекомендованных комитетами к принятию, давайте сократим перерыв на обед - до 15 часов, потому что иначе нам придётся после 18 часов задерживаться, а у многих уже приобретены билеты. В противном случае мы не успеем рассмотреть очень важные законопроекты. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, перерыв до 15 часов. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4051 по 5198 из 7480
Уважаемые коллеги, продолжаем обсуждение альтернативных законопроектов. Пункт 15.3, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Слово предоставляется докладчику Ольге Николаевне Епифановой. Потише, коллеги. Пожалуйста. ЕПИФАНОВА О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Приватизация жилья началась в 1992 году, и для большинства граждан собственное жильё стало их единственным большим активом. И теперь каждый год в феврале, в преддверии 1 марта, Государственная Дума принимает закон о продлении срока бесплатной приватизации жилья. Понятно, что продлевать необходимо до тех пор, пока не будет решена проблема переселения из аварийного жилья, а также до тех пор, пока не будет решена не менее острая проблема очередников, когда люди по двадцать лет и более ждут положенной по закону жилплощади. В прошлом году в этом зале заместитель министра строительства и ЖКХ просила поддержать очередной правительственный законопроект о продлении срока приватизации жилья на один год - до 1 марта этого года. Депутаты проект поддержали. Год прошёл - и мы снова обсуждаем тот же вопрос. Сегодня площадь жилых помещений в аварийных домах составляет почти 8 миллионов квадратных метров, в них проживает почти полмиллиона человек. Судьба этого жилищного фонда остаётся на сегодняшний день неопределённой, главная причина в том, что до настоящего времени правительству не удаётся разработать меры по ликвидации аварийного жилья, а это означает, что наниматели, проживающие в указанном жилищном фонде, в ближайшее время не смогут в установленный срок реализовать своё право на приватизацию квартир. Именно поэтому я считаю, что будет правильным следующий порядок: проект закона о переносе сроков приватизации правительство должно вносить в Госдуму само, а не прятаться за спины депутатов из фракции большинства, это будет не только правильнее, но и честнее - по сути, ведь это же законопроект правительства, не так ли? Кроме того, правительство должно представлять вместе с таким законопроектом конкретную программу - сроки расселения из аварийного жилищного фонда. Разумеется, мы все хорошо понимаем, что если приватизацию не продлить, то значительная часть граждан с 1 марта лишится своего права на бесплатное приобретение в собственность жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, тем самым граждане, ожидающие расселения из ветхого, аварийного жилья, а также те, кто состоит на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, будут необоснованно поставлены в неравное положение по сравнению с гражданами, ранее получившими и приватизировавшими жильё. Программа переселения граждан из аварийного жилья, осуществляемая государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию ЖКХ, подлежит реализации вплоть до конца 2017 года, поэтому продлевать приватизацию только на один год, как предлагается в одном из альтернативных законопроектов, на мой взгляд, неверно. Люди, которые получат жильё по этой программе, просто не успеют реализовать своё законное право. Другим законопроектом предлагается продлить приватизацию до 2020 года отдельным категориям граждан, а именно жителям аварийных домов, детям-сиротам и крымчанам. Но тогда совершенно необоснованно и безнравственно отбирается право на приватизацию у обычных очередников. Теперь о том, что предлагают депутаты фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Мы считаем, что бесплатную приватизацию жилья нужно продлевать для большинства категорий граждан, для людей, долгое время ожидающих очереди на получение жилья, для людей, проживающих в аварийном или служебном жилье, для детей-сирот и других категорий граждан, и продлевать нужно как минимум на два года, чтобы у граждан ещё оставался год после окончания действия принятых программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Принятие данного законопроекта будет способствовать реализации конституционного права граждан на жилище. Уважаемые коллеги, прошу поддержать нашу редакцию о продлении срока бесплатной приватизации жилых помещений. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна. Вопрос 15.4, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Законодательное Собрание города Севастополя предлагает рассмотреть без участия своего представителя, поэтому сейчас рассматриваем следующий законопроект. Пункт 15.5, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" докладывает Александр Геннадьевич Сидякин. Пожалуйста. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Как здесь справедливо было отмечено, в нашей стране приватизация имущества, квартир происходит с 1992 года - это работающий институт. За время действия этих норм приватизировано 30 миллионов 500 тысяч единиц помещений - это и отдельные комнаты, и квартиры: 77 процентов от общего количества квартир в домах, даже чуть больше (Галина Петровна меня поправила), 78 процентов - в собственности. На самом деле ситуация уникальная, такого соотношения нет ни в одной стране мира: большинство в многоквартирных домах - собственники квартир. Именно этой цели - чтобы гражданин почувствовал себя хозяином в собственном доме - и добивались путём приватизации, но приватизация должна быть конечной, потому что если мы сделаем её бессрочной, то государство не сможет решать социальные задачи. Обеспечение граждан, которые стоят на очереди, жилыми помещениями, создание манёвренного фонда, развитие рынка некоммерческого найма или так называемого арендного жилья - развитие этих механизмов невозможно без завершения процесса приватизации, муниципалитеты не заинтересованы в развитии этих механизмов, манёвренного фонда из-за этого нет, и гражданам в сложных ситуациях невозможно подобрать квартиру даже для временного размещения. Об этом, кстати говоря, сказал и Конституционный Суд: в 2006 году он рассматривал и проверял конституционность норм о конечности приватизации и тогда заявил, что действительно приватизация когда-то должна быть закончена, завершена законодателями, потому что если она будет бессрочной, то не сможет государство выполнять свои социальные функции - функции публичной власти по решению жилищных вопросов. Конечно, мы несколько раз отодвигали срок завершения приватизации, это было вызвано разными причинами, но последние переносы были связаны с запуском масштабнейшей программы по расселению граждан из аварийного жилья. У нас действительно те люди, которые живут сейчас в аварийных домах, лишены возможности приватизировать квартиры, и ради этих людей мы продлевали приватизацию. Но настал момент, когда мы поняли, что ситуация исчерпана, надо оставить это право только для отдельных категорий граждан, которые действительно не смогли им воспользоваться, - так, достигнут абсолютный консенсус по поводу того, что такое право должно быть предоставлено детям-сиротам, а также существует мнение, что такое право должно быть предоставлено людям, которые живут сейчас в аварийных домах. В моём законопроекте (и моих коллег, которые к нему присоединились) есть точка отсечения - 1 января 2012 года, это тот день, когда началась реализация президентской программы по расселению из аварийного жилья. Но я, предваряя ваши вопросы, сразу хочу сказать, что в заключении комитета написано, что необходимо исключить временное ограничение, и мы готовы отказаться от указания этой даты. Всем, чьё жильё будет признано аварийным на дату принятия закона, мы готовы право на приватизацию предоставить, и я уверен, что такие поправки будут ко второму чтению внесены. Далее, Ольга Николаевна, вот вы сказали, что внесение законопроекта продиктовано... что кто-то за кем-то прячется, - никто ни за кем не прячется! У правительства, к сожалению, нет пока чётко выработанной позиции по поводу продления срока приватизации. Если мы с вами этого не сделаем, если мы не продлим сейчас срок приватизации для отдельных категорий граждан, то она будет завершена для всех, именно поэтому мы вышли с этой инициативой и сейчас предлагаем её вам для обсуждения и принятия решения. Согласно нашей инициативе вот эти три категории граждан: люди, которые живут в аварийных домах, дети-сироты и жители Крыма и Севастополя - получат возможность приватизировать жильё до 2020 года. Для того чтобы выполнить иные задачи, в том числе задачи, поставленные в 600-м указе президента, в части развития некоммерческого жилья, а также задачи по решению жилищных вопросов, которые в соответствии с законодательством относятся к компетенции органов местного самоуправления и органов государственной власти (с вовлечением публичных образований в их решение), предлагается бесплатную приватизацию для всех остальных граждан завершить. Уважаемые друзья, мы рассматриваем сейчас концепцию законопроекта, а она такова: право на бесплатную приватизацию необходимо сохранить для отдельных категорий граждан. Какие это будут категории? Окончательное решение мы с вами примем при рассмотрении этого законопроекта во втором чтении, но хотел бы отметить: здесь уже прозвучало в выступлениях коллег, которые докладывали законопроекты раньше меня, что необходимо оставить право на приватизацию для всех очередников. Послушайте, приватизация - это переход права собственности на существующее имущество, это право не связано со статусом нахождения в очереди, приватизировать можно только то, что существует, а не то, что появится в будущем. Что касается всех остальных категорий граждан - сотрудников правоохранительных органов, судей, "чернобыльцев", - то у них и сейчас существует право выбора: либо соцнаём, либо собственность, поэтому здесь никакого противоречия не будет. Так же и в отношении иных категорий, отдельно защищаемых специальным законодательством, - у них есть право выбора: или собственность, или соцнаём, или единовременная денежная выплата. Ещё раз повторяю, более 30 миллионов 500 тысяч человек воспользовались правом на приватизацию, и это право существует у людей уже почти пятнадцать лет. Сейчас мы наблюдаем уже обратный процесс - деприватизацию: люди обращаются, чтобы расприватизировать собственность. Это означает, что вопрос исчерпан, а те категории, которые необходимо выделить, мы выделяем и предлагаем принять решение. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по всем пяти законопроектам сделает Павел Рюрикович Качкаев. Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел все пять законопроектов, авторы которых выступили перед вами, их можно условно разделить на четыре группы: первая группа - это два законопроекта, которые просто продлевают срок приватизации, внося изменения в закон "О введении в действие Жилищного кодекса..."; вторая - это один законопроект, который выделяет из тех людей, которые сейчас имеют право бесплатно приватизировать жильё, малоимущих; ещё один законопроект касается двух новых субъектов Российской Федерации, только этих двух субъектов; последний законопроект продлевает приватизацию до 2020 года для определённых категорий граждан. Комитет, рассмотрев законопроекты на своём заседании, предлагает следующее. По четырём законопроектам комитетом принято решение не рекомендовать их для принятия, и основания такие. Первое. Срок бесплатной приватизации переносился у нас уже пять раз - в 2006 году, в 2010-м, в 2013-м, в 2015-м и в 2016 году. Александр Геннадьевич оговорился: у нас бесплатная приватизация идёт не пятнадцать лет, а уже двадцать пятый год - и обоснование некоторых авторов, что значительная часть граждан в силу социально-экономических и организационных причин не смогли приватизировать своё жильё, по меньшей мере несерьёзно, потому что за двадцать пять лет можно было принять решение. На сегодня неприватизированное жильё - это в основном жильё, являющееся ветхим, близким к аварийному или аварийным, которое нельзя приватизировать согласно закону. Мы внесли изменения, по-моему в 2014 году, запретив приватизацию такого жилья, для того чтобы граждане могли участвовать в программе по сносу аварийного жилья. Вторая причина - скажу кратко, чтобы не повторяться, - ещё в 2006 году было решение Конституционного Суда, который рекомендовал ограничить сроки приватизации, потому что это не позволяет публичной власти выполнять социальную функцию в части жилищных отношений. То есть публичная власть постоянно теряет государственный и муниципальный жилищный фонд, который можно предоставлять гражданам по договорам социального найма. Поэтому-то и очередь, которая сегодня составляет более двух миллионов человек, или 5 процентов от всех проживающих в стране граждан, практически не двигается, каждый год она уменьшается (я посмотрел специально статистику с 2010 года) где-то на сто тысяч человек всего, то есть для того, чтобы вот эту очередь нам ликвидировать, нужно больше двадцати лет. Ещё раз обратимся к статистике. Здесь назывались цифры: 30-30,5 миллиона квартир было приватизировано, но это касается только тех квартир, которые были в 1992 году включены в план приватизации, а вообще на сегодня приватизировано или находится в частной собственности граждан 85,5 процента всего жилищного фонда в многоквартирных домах. Более того, бесконечное продление срока вот этой бесплатной приватизации приводит к тому, что на сегодня всего около 4 процентов жилищного фонда строится для предоставления на бесплатной основе, причём это в основном жильё... 87 тысяч из 134 тысяч квадратных метров государственного и муниципального жилищного фонда строится по программам поддержки детей-сирот, ветеранов Великой Отечественной войны, молодых семей, многодетных семей и по программе сноса аварийного жилья. То есть продление срока только тормозит, поэтому эти законопроекты предлагается отклонить. Две минуты мне ещё... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста, - выступление по пяти законопроектам. КАЧКАЕВ П. Р. Следующий законопроект, который запрещает малообеспеченным гражданам участвовать в приватизации, мы тоже сочли возможным отклонить, причём не только потому, что правительство сделало замечание, что понятие "малоимущий" - это понятие непостоянное (всё зависит от того, где в данный момент члены семьи работают и сколько получают), мы предлагаем отклонить ещё и потому, что, если руководствоваться частью 2 статьи 49, мы отдельную категорию граждан ущемляем в правах, то есть мы запрещаем малоимущим приватизировать жильё, а в принципе это право гражданина - приватизировать или нет, он вправе сам выбирать и сам должен понимать, как скажутся на его доходах материальные затраты на содержание жилья. Дальше, по законопроекту, который касается двух субъектов Российской Федерации. В принципе он комитетом поддержан, но только законопроект, о котором докладывал Александр Геннадьевич Сидякин, поглощает этот законопроект, носит более широкий характер, поэтому этот законопроект, о двух субъектах, мы также не рекомендуем к принятию. Добавлю несколько слов о законопроекте № 77072-7, о котором докладывал Александр Геннадьевич Сидякин. Ну, в первую очередь задача государства, конечно, - поддерживать незащищённые категории граждан. Есть граждане, которые проживают в аварийном жилищном фонде, есть дети-сироты или дети, которые в силу жизненных обстоятельств остались без попечения родителей, у которых нет определённой материальной базы, и они в принципе живут за счёт государства и не имеют на момент выхода из детских домов возможности для участия в программах обеспечения жильём. Мы считаем, что вот для таких категорий граждан срок бесплатной приватизации нужно продлить. Что касается Крыма и Севастополя, сегодня вся их законодательная база приводится в соответствие с законодательной базой Российской Федерации. Таким образом, комитет не поддерживает законопроекты № 962533-6, № 1095773-6, № 388-7, № 75656-7, предлагает их отклонить, и поддерживает законопроект № 77072-7 с учётом его доработки ко второму чтению, потому что замечания есть: перечень категорий граждан, подпадающих под норму, может быть расширен, поэтому мы предлагаем в комитет подавать предложения, мы их с удовольствием рассмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы по всем законопроектам сразу. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, вот предлагают по два вопроса от фракции. Нет возражений? Гартунг Валерий Карлович задаёт вопрос. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, я хотел сказать, что у нас пять законопроектов, и если по два вопроса от фракции, то это будет десять, потому что... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, всего два, поскольку альтернативные проекты. ГАРТУНГ В. К. Давайте не будем ограничивать, записались - будем говорить. У меня вопрос... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, коллеги, так не получится! Я могу поставить на голосование, если вы настаиваете. ГАРТУНГ В. К. А вы мне что, по ведению слово дали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, я вам дал слово по ведению, конечно. Итак, коллеги, есть ли необходимость ставить на голосование предложение - по два вопроса от фракции? Нет. Договорились. Тогда первый кто у нас? Боева. Депутат Боева, пожалуйста. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Галина Петровна, у меня к вам вопрос. Сегодня ещё есть проблемы, связанные с разногласиями в семье, да они всегда и будут. Как вы считаете, можно эти проблемы вообще снять, решить? И второй вопрос - Ярославу Евгеньевичу: что даст ещё один год, если прошло двадцать пять лет, а люди не приватизировали своё жильё, - может, они не хотят? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, вопрос тоже надо корректно задавать: один вопрос, пожалуйста! Это на будущее. Хованской включите микрофон. ХОВАНСКАЯ Г. П. Наша законодательная инициатива, моя и коллег-соавторов, решает эту проблему, так скажем, сроком жизни пожилого гражданина, который не согласен на приватизацию. Вот к вам приходят и задают вопрос: что делать? - ничего не сделаешь, ведь нужно согласие всех проживающих в жилом помещении. Наша инициатива это допускает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Мы предложили продлить на один год, потому что Государственная Дума предыдущего созыва делала так несколько лет подряд. Вообще наша принципиальная позиция - сделать её бессрочной. На простом примере объясню, что может случиться в течение года. Возьмём город Архангельск, там несколько тысяч судебных решений в пользу граждан о расселении из ветхого и аварийного жилья, но они не исполняются, потому что новое жильё недостроено. Так вот если граждане будут получать жильё по договору социального найма, то в течение года у них будет возможность его приватизировать даже в том случае, если жильё, в котором они проживали, было признано аварийным после 2012 года. Вот вам простой пример того, как сейчас граждане хотят приватизировать, но не могут. Кроме того, я в своём выступлении обратил внимание на необходимость пропагандистскими методами заставить граждан задуматься и определиться: хотят они или не хотят всё-таки приватизировать жильё? Может быть, они не хотят, потому что понимают, что очень большие взносы на капитальный ремонт, может быть, они не хотят, потому что, будучи инвалидами, пользуются льготами, может быть, у них есть иные причины. За собственность придётся нести ответственность и соответствующую материальную нагрузку - это надо разъяснять, а мы, к сожалению, очень слабо это делали все последние годы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. У меня к Александру Геннадьевичу Сидякину вопрос. Александр Геннадьевич, почему вы не обратили внимания на заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы, отрицательное заключение, в котором указывается на то, что конституционное право нельзя делить по месту жительства: одним гражданам предоставлять какие-то права, а другим - нет. Например, для жителей блокадного Ленинграда, многие из которых до сих пор живут в коммуналках и ждут, когда получат квартиру и потом её приватизируют, вы исключаете такую возможность. Есть народы, которые были репрессированы, депортированы и так далее, полагаю, это существенное нарушение. Это первое. Прокомментируйте, пожалуйста. И второе: почему вы срок для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ограничиваете? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Олег Анатольевич, ну, во-первых, Правовое управление Аппарата не представляет же свои заключения по законопроектам в обязательном порядке. Конституция предполагает наличие обязательных заключений правительства или Верховного Суда в случае регулирования определённых правоотношений, а то, что мы сейчас рассматриваем, не относится к этому исчерпывающему перечню, поэтому таких заключений на него не требуется в принципе. Теперь что касается второго вопроса, про детей, оставшихся без попечения родителей. Мы готовы - мы с коллегами это обсуждали - внести поправку, чтобы продлить им не до 2020 года, а бессрочно, тут есть консенсус между всеми правительственными структурами, которые задействованы в решении этого вопроса, и коллегами по депутатскому корпусу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич по ведению. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Я прошу обратить внимание на то, что Александр Геннадьевич не ответил даже на первый вопрос. Первый вопрос был не почему... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению, вы по существу выступаете. Вы считаете, что не ответил, а он считает, что ответил. Это не по ведению, никак Регламент не нарушен. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, в России многие из учителей, имеющих право на приватизацию, как не знали, так и не знают, что 1 марта 2017 года приватизация закончится. Уважаемый Павел Рюрикович, в качестве одного из аргументов в поддержку так называемой нецелесообразности продления приватизации ещё на год, что предлагается законопроектом, внесённым депутатами фракции ЛДПР, приводится необходимость развития в России рынка арендного жилья. Думаю, что и вы, и все коллеги знаете, что, по информации Минстроя, именно органы государственной власти и муниципальной власти сейчас являются основными должниками по так называемому ремонтному налогу, взносу на капремонт. В данном случае, прекращая приватизацию, государство теряет налоги, которые могло бы получить от граждан - собственников жилья, и, конечно, полноценно уплаченный взнос на капремонт. Вы можете ещё какие-то доводы привести в пользу этого фактического отклонения, предложения не принимать законопроект о продлении приватизации ещё на год, внесённый депутатами фракции ЛДПР? КАЧКАЕВ П. Р. Я прошу уточнить вопрос: аргументы за ваш законопроект или против? Нечётко выражено было. Я против. Так мне свою позицию выразить... аргументы за ваш законопроект или подтвердить решение комитета? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КАЧКАЕВ П. Р. Понятно, подтверждаю решение комитета. Кстати, про арендное жильё я слова не сказал, я сказал про жильё социального использования, про жильё, которое предоставляется по договорам социального найма, - это то, что было одним из основных двигателей очереди, которая у нас и в Российской Федерации есть, и в Советском Союзе была всегда. Но я на своём опыте могу вам сказать... Если даже в плохие 90-е годы и в более-менее нормальные 2000-е (до 2006 года) очередь по городу-миллионнику где-то на двести - триста семей каждый год продвигалась, причём в том числе и за счёт так называемого выморочного жилья, то сегодня этого движения нет. И строительство... Вы, наверное, нечётко уловили, что из 85 миллионов квадратных метров жилья, которое было построено в прошлом году, точнее, 85,4 миллиона, за счёт федерального бюджета было построено всего 2,1 миллиона квадратных метров, а муниципалитеты построили 1,8 миллиона, но это жилье на 99 процентов ушло детям-сиротам, по материнскому капиталу, малообеспеченным, ветеранам Великой Отечественной войны, то есть тем категориям, которые предлагает поддержать в своём законопроекте Александр Геннадьевич Сидякин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. У меня к Павлу Рюриковичу вопрос. Павел Рюрикович, вы очень опытный человек в этом вопросе, и с учётом предыдущей работы, и сейчас в комитете этим занимаетесь. Вот все говорят о приватизации, а меня больше волнует вопрос о деприватизации, который здесь кратко затронул Александр Геннадьевич Сидякин. Скажите, у вас в комитете или вообще есть динамика процесса деприватизации жилья если не за пять, то хотя бы за три последних года? И в связи с этим вопрос: как только перестаёт действовать закон о приватизации, закрывается, перестаёт действовать и механизм деприватизации жилья? По этому поводу очень много слухов различных, в том числе и в прессе, и от наших избирателей. КАЧКАЕВ П. Р. Ну, я могу выразить своё личное мнение на предмет этого вопроса. В Думе шестого созыва в 2015 году мы, группа депутатов, такой законопроект вносили и получили отрицательное заключение правительства, но я всё-таки считаю, что гражданин, который имеет жильё в собственности, может им распоряжаться по своему усмотрению, то есть подарить как близким родственникам, так и государству, и ограничивать гражданина в этих правах нет никакого смысла. Я думаю, что мы ещё созреем для решения этого вопроса, хотя во многих субъектах, муниципальных образованиях деприватизация всё равно идёт. Вот я, например, по своей работе знаю, что мы квартиры принимали обратно в муниципальную собственность и так же их обслуживали. Здесь ничего сверхъестественного нет, и разговор о том, что это увеличит расходы муниципального бюджета... ну, в массовом порядке этого не будет. Мне кажется, человеку такое право нужно давать. Сейчас это право есть, но оно не закреплено жёстко, законодательно, муниципалитет сам принимает решение по той или иной квартире или через... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Скляр Геннадий Иванович, пожалуйста. СКЛЯР Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Александру Геннадьевичу Сидякину. Александр Геннадьевич, на мой взгляд, абсолютно правильный ваш подход - точно определить категории. В связи с этим есть одна небольшая, но, на мой взгляд, очень важная проблема: в закрытых военных городках до сих пор не решена проблема с жильём семей военнослужащих запаса. Возможно ли, на ваш взгляд, эту категорию тоже ввести в перечень? СИДЯКИН А. Г. Геннадий Иванович, спасибо вам большое за вопрос. По категориям. Ну, ещё раз повторю, коллеги, мы сейчас принимаем концепцию закона, концепция заключается в том, чтобы зафиксировать в законе определённые категории, для которых приватизация либо будет до 2020 года, либо, если мы примем такое решение, как в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, будет бессрочной. Давайте работать вместе, это документ палаты, и мы всегда можем над ним поработать. Что касается военнослужащих и их семей. Ну, я уже, выступая с трибуны, сказал, что сейчас существует механизм, там предлагается на выбор: ЕДВ, либо в собственность, либо соцнаём. Этот механизм сейчас работает, и я, честно говоря, не вижу здесь причин вносить какие-то дополнительные изменения именно вот в этот законопроект, но, если вы аргументированно представите мне иную точку зрения, я готов вместе с вами внести и дополнить категории. Ещё раз повторю, мы сейчас утверждаем концепцию, остаются определённые категории, а какие это будут категории - давайте мы с вами вместе ко второму чтению поработаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Павел Рюрикович, вам вопрос. Вот даже сейчас в ходе обсуждения у нас, у коллег возникают идеи о том, что нужно вносить в перечень дополнительные категории граждан, например - жители ЗАТО. Вы говорите, что одна из причин - это отсутствие у муниципалитетов мотивации строить и так далее, а не пробовали ли вы зайти с другой стороны: не пытаться описать в законе все категории, для которых это право должно остаться, - дети-сироты, жители ЗАТО и так далее, - а попытаться написать, кому нельзя? Может быть, это было бы проще, если мы всё равно ко второму чтению будем поправки смотреть? То есть прописать вопросы, касающиеся того, кому и в каком фонде приватизировать нельзя, и тогда, на мой взгляд, мы удовлетворим очень многих, в том числе мы защитим муниципалитеты, но категории будут намного шире, и де-факто, в общем-то, все фракции будут, я думаю, удовлетворены. КАЧКАЕВ П. Р. Сергей Михайлович, вы задаёте вопрос комитету? Я сейчас представляю здесь Комитет по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, а автор законопроекта, по которому вы задаёте вопрос, Александр Геннадьевич Сидякин, он сегодня докладывал вот этот законопроект, но я всё-таки постараюсь коротко ответить на этот вопрос. Ну, можно было и по такому пути пойти, но сегодня вот эта норма закона "О введении в действие Жилищного кодекса..." построена именно с точки зрения разрешительного толкования, поэтому, если переделывать её в запретительную, это только внесёт сумятицу в понятийный аппарат. На мой взгляд, всё-таки должны быть просто более точно прописаны отдельные категории граждан, которые имеют право на приватизацию. Когда мы работали над этим законопроектом, было понятно, что у нас сегодня есть ряд категорий граждан, которые получают от государства жильё или право на жильё в той или иной форме: если это предоставление субсидии - они покупают жильё уже в собственность, если это касается аварийного жилья - оно предоставляется по договору соцнайма, детям-сиротам оно предоставляется на пять лет как социальное жильё для временного проживания, и только через пять лет они имеют право это жильё приватизировать. Кстати, это было сделано для защиты детей-сирот, потому что очень много жилья уходило сразу, на второй день после получения, к нечистоплотным риелторам. Поэтому, на мой взгляд, проще прописать категории, чем идти по принципу отрицания. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос Сидякину. Уважаемый Александр Геннадьевич, законопроектом предлагается продлить приватизацию до 1 января 2020 года для граждан, проживающих в аварийных домах, признанных таковыми до 1 января 2012 года. Вместе с тем мы знаем множество случаев, когда МКД со степенью изношенности более 70 процентов не признавались аварийными вовремя, то есть до 1 января 2012 года, из-за отсутствия инвестиционной привлекательности, отсутствия бюджетных средств на расселение граждан и по ряду других причин, одной из которых может быть также халатность исполнительной власти на местах, и наоборот - порой дома, находящиеся в достаточно хорошем состоянии, были признаны аварийными. Чем вы руководствовались, предлагая для одной и той же категории граждан, а именно для нанимателей, проживающих в аварийных домах, то есть в идентичных условиях, не имеющих права на приватизацию в силу закона, установить разные правила реализации права на жилище? То есть граждане, чьи дома были признаны аварийными до 1 января 2012 года, получат право на приватизацию, а те, чьи дома в силу неисполнения органами власти своих обязанностей не были вовремя включены... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякину включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Анатолий Николаевич, если вы вот чуть раньше слушали моё выступление... я в своём выступлении прямо сказал, что мы от этой отсекательной даты готовы отказаться. В комитете было единогласное решение по дате 1 января 2012 года - этот срок понятно, откуда взялся, но я в своём выступлении сказал: "Предваряя эти вопросы, хочу отметить..." ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Павлу Рюриковичу вопрос. Вы знаете, я внимательно слушала все ваши аргументы, почему надо закончить приватизацию, хотя у нас в государстве всё частное и государство сейчас такое, которое только частную собственность приемлет, - и вдруг надо закончить! Не потому ли, что государство не хочет давать жильё даже этим категориям, о которых вы говорите, что если всё приватизируется, то и давать им нечего будет, - и детям-сиротам, и проживающим в аварийном жилье? Им в основном дают жильё из старого фонда, потому что новый государству надо сначала выкупить у частника, а это делать либо не хочется, либо не хватает средств. Так вот скажите, в чём же всё-таки главные причины? И почему люди начали деприватизировать жильё? Не потому ли, что хоть это и своё, но за всё надо платить столько, сколько они не платили за государственное в своё время? КАЧКАЕВ П. Р. Тамара Васильевна, спасибо за вопрос. Сначала я отвечу по поводу старого жилья. Да, иногда жильё для детей-сирот и для других категорий приобретается на вторичном рынке, но, согласно официальной статистике - загляните, пожалуйста, в "Жилищное хозяйство в России", это статистический сборник, материалы Росстата, за прошлый год, - специально вчера смотрел, из 19,1 тысячи квартир, которые были предоставлены в прошлом году детям-сиротам, всего 1 тысяча 800 квартир, могу чуть-чуть ошибиться, но менее 2 тысяч, приобретено на вторичном рынке, всё остальное - новое жильё. Что касается вашего вопроса про деприватизацию. До этого, когда мы обсуждали вопрос капитального ремонта, Валерий Карлович задавал вопрос, даже Александр Дмитриевич, по-моему, пытался вместо меня ответить: что делать, когда у человека 8-8,5 тысячи пенсия, минимальная, а 4 тысячи нужно платить за коммунальные услуги, - это ведь происходит только тогда, когда жильё, которое есть в собственности у гражданина, больше, чем социальная норма, которая закреплена законом (для одиноко проживающих, по-моему, 32 метра, для двоих - 40 с чем-то метров и для троих и более - 18 метров на одного человека). Поэтому к деприватизации в основном прибегают граждане (пожилые граждане, я имею в виду), у которых нет близких родственников или им близкие родственники не помогают в содержании жилья. Ну и естественно, при деприватизации квартира утрачивает статус подлежащей бесплатной приватизации, второй раз её приватизировать невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, коллеги, все вопросы заданы. Будут ли желающие выступить? Будут. По одному от фракции предлагается. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, фракция КПРФ. Пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, ну, первое, законопроекты, которые касаются Крыма, не являются альтернативными. Что такое альтернативные законопроекты? Это решение одной и той же проблемы разными способами. Поэтому, мне кажется, искусственное включение в альтернативные законопроектов с одинаковыми названиями неправомерно. Второе. Вот я совсем недавно перечитал выступления на Гайдаровском форуме вице-премьера Голодец, ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и доклад Бостонской группы, ооновский, по человеческому капиталу - интересные цифры! Смотрите, Голодец говорит, что, к сожалению, у нас на сегодняшний день (это её данные) 4 миллиона 900 тысяч граждан получают за работу меньше минимального размера оплаты труда, у нас на сегодня работает (по её данным) 7 миллионов гастарбайтеров, они могут стать гражданами Российской Федерации, - тоже получают около того. Суммируете? Это 12 миллионов. Вот в этом самом докладе, в нормативах ООН, говорится, что заработная плата не может быть ниже 2 долларов в час: умножьте на рабочую неделю, на месяц - и увидите, сколько должен получать человек. Это я к чему говорю? Вот я, готовясь к выступлению, специально позвонил двум руководителям, с моей точки зрения, одних из лучших управляющих компаний, у которых больше миллиона квадратных метров обслуживаемого жилья, и задал им вопрос: скажите, пожалуйста, улучшилась, ухудшилась или осталась на старом уровне собираемость с жителей платежей? Они мне сказали: по сравнению с прошлым годом на 20 процентов снизилась. Скажем, долги Ростовской области были миллиард - вот Михаил Анатольевич лучше меня знает, - а теперь миллиард двести. Но он говорит, хочу отметить, что за эту зиму ситуация уже ухудшилась наполовину, гражданам нечем платить. Это я вам к чему говорю? С моей точки зрения, принятие ещё закона об уплате налога на имущество по кадастровой стоимости приведёт к резкой деприватизации жилья... Добавьте мне, пожалуйста, время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время для выступления от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. ...и не потому, что люди хотят его деприватизировать. Вот я уже говорил, здесь больше пятнадцати человек были мэрами крупных и средних городов, они прекрасно знают, как тяжело шёл процесс убеждения людей приватизировать жильё, и зачастую это было осуществлено насильно. Почему мы с вами сегодня берём и искусственно ограничиваем срок? Вот вы говорите, что только до 2012 года, но в чём виноват человек, которому аварийное жильё долго-долго перестраивали и зимой прошлого года дали? Почему он не имеет возможности приватизировать то, что ему, вообще-то, должно принадлежать по праву? Если посмотрите дальше, есть масса других случаев. Мне кажется, что вы как бы наступаете на свои же грабли: сначала убеждаете людей, что это надо сделать, а потом с таким же энтузиазмом начинаете их переубеждать. Мне кажется, надо согласиться с идеей оставить приватизацию бессрочной, потому что люди должны иметь такую возможность. И если уж вы захотели сделать их собственниками, сделайте так, чтобы они свою собственность могли обслуживать. Для этого социально-экономические вопросы надо решать другими способами, не так, как у нас. У нас председатель Центробанка вместе со своим Центробанком, наверняка согласовав вопрос с высшим руководством, девальвирует валюту в 2 раза, но себе зарплату увеличивает на 40 процентов после девальвации, понимаете? Так сытый же голодного никогда не поймёт! И как мы будем решать проблемы, если мы сначала позволяем своё население делать нищим, а потом ещё его в этом обвиняем? Мне кажется, это не то что несправедливо, а даже цинично! Я глубоко убеждён, что приватизация, в общем-то, не привела ни к чему хорошему в городском хозяйстве, потому что у нас, к сожалению, приватизированы очистные сооружения. Несмотря на многократные заверения так называемых инвесторов, вложения инвестиций в подавляющем большинстве не было, а ведь очистные сооружения - это жизнь и здоровье миллионов людей, понимаете? Ещё хуже ситуация с сетями. Мало того что у нас в результате приватизации остались бесхозными тысячи, а может, десятки тысяч километров - предприятие обанкротилось, муниципалитету право не передало, а у муниципалитета не было времени и денег для того, чтобы оформить эти сети. Я всё же убеждён, если нам суждено быть могучими и независимыми, мы всё равно вернёмся к тому, что... Вот обратите внимание: во многих странах муниципалитеты имеют очень много прав, собирают налоги, за счёт которых можно что-то сделать. А у нас 80 процентов муниципалитетов в принципе на смете - такая ситуация не позволяет в ближайшие, скажем, пятьдесят лет даже надеяться на перспективу того, что они станут независимыми. Мне кажется, нам с вами надо просто немного переосмыслить свою деятельность и синхронизировать все направления нашей работы, и начинать надо с экономики, потому что без работающей экономики, без достойной оплаты труда и социального обеспечения все остальные вопросы прикладных отраслей решить нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я буду выступать от фракции, Александр Дмитриевич, поэтому семь минут сразу поставьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассматриваем пять якобы альтернативных законопроектов, но было уже сказано, что никакие они не альтернативные. Видимо, уловив тренд, члены комитета по ЖКХ, понимая необходимость продления срока приватизации и имея в наличии уже четыре внесённых законопроекта на эту тему, решили, что будет правильным продлить срок приватизации по законопроекту, авторами которого они сами являются. Я просто посмотрел хронологию, как вносились законопроекты: первый законопроект, о бессрочной приватизации, - 24 декабря 2015 года три фракции внесли, фракция ЛДПР внесла законопроект 9 июня прошлого года, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - 5 октября прошлого года, следующий законопроект, по Крыму, - 12 января 2017 года и последний, который сейчас предлагают принять, - 13 января. Прослеживается тенденция, когда хороший законопроект от оппозиции, скажем так, в переработанном виде вносится от парламентского большинства, - это так, для справки. Ну ладно бы, если бы они взяли идею оппозиции и улучшили её - так нет, они всячески пытаются её ухудшить! Кстати, хочу сказать, что все эти пять законопроектов рассматривались на заседании комитета, и, в общем-то, замечания, по которым отклонялись первые четыре, совпадают с замечаниями, которые есть по пятому законопроекту, но пятый в этом случае почему-то решили принять, а первые четыре - отклонить. Я хотел бы ещё обратить внимание: Александр Геннадьевич сказал, что заключение Правового управления не является обязательным, но соблюдение Конституции Российской Федерации, я надеюсь, всё-таки обязательно, в частности положения части 2 статьи 19, на которую как раз ссылается Правовое управление. Если мы принимаем законопроект, который вы вносите, в таком виде мы нарушаем Конституцию. Нельзя допустить, чтобы федеральный закон действовал для отдельных категорий граждан: на одних территориях действует, на других нет, для отдельных категорий граждан действует, для других нет - это напрямую следует, во-первых, из Конституции, во-вторых, из решений Конституционного Суда. Уважаемые коллеги, я просил бы обратить на это внимание, не надо так вольно обращаться с Конституцией. Ведь если будет принят закон, который предложил коллега Сидякин, то тут же будет повторное обращение в Конституционный Суд, и, так как такое решение уже было вынесено, нас заставят править закон. Ну зачем делать ошибки? Зачем наступать на те же грабли? Давайте за основу возьмём тот законопроект, по которому меньше всего нареканий. Ведь не противоречит Конституции первый законопроект, о бессрочной приватизации, если там убрать ограничение, касающееся малообеспеченных граждан. Зачем вообще ограничивать право граждан на приватизацию? Ведь никаких проблем с этим нет: хотят они приватизировать - пусть приватизируют, если у них в силу закона есть такое право, хотят деприватизировать - деприватизируют! Напоминаю, тут был задан вопрос: если мы отменим право на приватизацию, то право на деприватизацию тоже будет отменено? Вы говорите, что гражданина никто не может в этом праве ограничить, - конечно, не может, но только в соответствии с Гражданским кодексом никто не может принудить муниципалитет принять это жильё, а пока действуют нормы закона о приватизации жилья, местные органы власти обязаны принять жильё обратно, если гражданин хочет отказаться от права собственности на него. С 1 марта этого года это будет отменено, что приведёт к возникновению проблем по всей стране. Коллеги из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уже сказали, что готовы править свой законопроект, но давайте лучше возьмём за основу и поддержим тот законопроект, который в последующем не надо будет править, который не противоречит Конституции, не нарушает, не ограничивает прав граждан, то есть тот, который является самым оптимальным, - это первый из представленных законопроектов, он был внесён 24 декабря 2015 года, законопроект о бессрочной приватизации. Я думаю, все уже согласны с тем, что надо принимать закон о продлении, и, как я понимаю, политическая воля есть. Конечно, было бы удивительно, если бы Государственная Дума отказалась продлевать срок приватизации, тем более есть прямое поручение председателя правительства и есть мнение Президента Российской Федерации, я бы удивился, если бы у нас большинство... Ну, собственно говоря, этим и объясняется, наверное, изменение позиции членов комитета, которые теперь согласны, что надо продлевать срок приватизации. Мы действительно многократно его уже продлевали - зачем же делать это каждый год или раз в три года? И тем более нельзя делать это только для отдельных категорий граждан и для отдельных территорий! Ещё раз говорю, это нарушение Конституции, мы в принципе этого не можем делать, нам это запрещает Конституция, коллеги, а мы должны в первую очередь уважать свою Конституцию, при всём уважении к Республике Крым и к Севастополю. Да, там действительно есть проблемы в силу сложившейся ситуации, ну так давайте не будем завершать приватизацию, тогда будут решены и проблемы жителей Крыма и Севастополя, и проблемы всех тех граждан, о которых сегодня не идёт речь в законопроекте коллеги Сидякина, - это люди, которые стоят на очереди, люди, у которых есть судебные решения. Я не знаю, как к вам, но ко мне почти каждый раз, когда я веду приём, приходят люди с такими проблемами, практически через день мне поступают от них письма. Эти люди по тридцать-сорок лет стоят в очереди на получение жилья и не могут его получить, а теперь, выходит, мы этих людей, которые создавали экономику страны, заслужили жильё, слава богу, дожили до этого момента, лишим права на приватизацию. Ну и кроме того, ещё раз повторю, мы лишаем граждан, которые не могут содержать своё приватизированное жильё в силу жизненных обстоятельств, в том числе из-за тех законов, которые мы с вами приняли в последнее время (о взносах на капитальный ремонт), и хотели бы отказаться от него, права вернуть своё жильё в собственность государства. Учитывая всё это, я предлагаю принять, взять за основу первый законопроект, который был внесён представителями трёх фракций - "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", КПРФ и ЛДПР. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, то, что мы сегодня рассматриваем в Государственной Думе пять законопроектов на одну тему, означает, что этот вопрос достаточно сложный, неоднозначный и просто так, одномоментно его решить не получится. Я хотел бы изложить позицию фракции ЛДПР, которая категорически расходится с позицией авторов некоторых законопроектов, представленных здесь вам. Ещё в 2013 году представителями фракции был внесен законопроект, в котором предлагалось сделать приватизацию бессрочной, и ЛДПР сохраняет системный подход к этому вопросу. Неоднократно об этом говорил наш лидер Владимир Жириновский, и многие мои коллеги, выступая по тем или иным проблемам в жилищно-коммунальном хозяйстве, высказывали эту точку зрения. Сегодня три законопроекта из пяти... Вот мой коллега говорил здесь, что они поглощают друг друга, - ничего они не поглощают! Недоработанные они, сырые! Сегодня коллеги, в том числе и из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", говорили о том, что категорий гораздо больше, - даже не хочу сейчас их называть, их несколько раз называли уже сегодня, - восемь, десять, мы не знаем, сколько их будет, достаточно много, мы в комитете об этом говорили, все просто не учесть. Так что законопроекты не поглощают друг друга, они просто сырые! Что предлагает фракция ЛДПР? Принять законопроект, который позволит нам всем вместе в течение года внимательно разобраться с ситуацией. А с ситуацией разбираться нужно не только в стенах этого здания, но и в здании правительства, потому что, как уже сегодня было сказано, только комплексный подход позволит закрыть этот вопрос. Сегодня на разных площадках говорится и слышится - и в правительстве... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НАТАРОВ С. В. ...и на различных форумах, - что должна быть справедливость. Ну какая же это справедливость?! Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, касается почти (я примерно посчитал) 30 миллионов жителей России: около 9 миллионов единиц жилья ещё не приватизировано из 40 миллионов, умножаем на три (допустим, по три человека в семье), и получаем около 30 миллионов, - ну какая же здесь справедливость, если стольких людей мы лишаем права? Здесь уже говорилось, что это нарушение Конституции, об этом говорили и правовики, ставили этот вопрос. Ну чем отличается Крым от Красноярского края, Заполярья, Норильска, где 30 процентов жителей ждут переселения из аварийного и ветхого жилья? Ну чем отличается, коллеги?! Слишком много законопроектов, которые мы принимаем, не имеют поддержки в обществе. Пока мы будем принимать такие законы, как закон о капитальном ремонте, который уже в народе прозвали "большой российский капитальный схематоз", такие законы, которые будут ущемлять огромное количество, миллионы людей, мы никогда не добьёмся согласия в обществе, мы никогда не сможем решить экономические вопросы. Даже у большинства, у наших коллег из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", нет единого мнения: вот я держу в руках "Парламентскую газету" - несколько членов фракции высказываются в поддержку нашего законопроекта, имеют свою позицию, так что не всё так просто. Предлагаю поддержать законопроект фракции ЛДПР и в течение года спокойно разобраться со всеми проблемами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осипов Илья Владимирович, пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Мы долго дискутируем на предмет того, продлевать срок приватизации или нет, но, к сожалению, многие коллеги, сидящие в зале, забыли суть закона о приватизации. На всякий случай я позволю себе процитировать статью 1 закона о приватизации: "Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде...". "Занимаемых ими жилых помещений" - не тех, которые они когда-то получат, не тех, которые у них, возможно, когда-то появятся, а тех, которые они уже занимают, вот их они имеют право приватизировать! К слову сказать, те, кто проживает в частном секторе, никогда не имели права на приватизацию, и они в этом смысле тоже ущемлены. Мы говорим о праве получить квартиру в собственность или вернуть ее, деприватизировать, чем тоже воспользовались многие граждане: как показывает статистика, 78 процентов всё-таки приватизировали своё жильё. Коллеги, звучат разные аргументы, говорят о бессрочной приватизации, но у приватизации есть и оборотная сторона, и Павел Рюрикович очень аргументированно о ней сказал: чудовищное уменьшение муниципального жилищного фонда и практически полное исчезновение государственного жилищного фонда, а именно это жильё - основа для того, чтобы двигалась очередь. Вот коллеги из фракции КПРФ вспоминали сегодня, что нужно решать проблему очередников, но как, если в муниципальных образованиях жилья катастрофически не хватает, а строить его опасаются даже те, у кого есть на это деньги, потому что завтра это жильё будет приватизировано и снова выведено из муниципального жилищного фонда? То есть даже у такой важной и нужной вещи, как приватизация жилья, есть оборотная сторона, и мы о ней говорили, поэтому всё-таки приватизация, по мнению фракции, должна быть конечна. Но для тех категорий людей, которые по объективным причинам не смогли воспользоваться своим законным правом, для тех, у кого жильё было признано аварийным, то есть оно у них было, но закон не позволял его приватизировать, мы считаем, срок приватизации должен быть продлён. Для детей-сирот по понятным причинам - это особая категория, они только ещё получают жильё - приватизация должна быть бессрочной. Ну и естественно, для жителей двух регионов, Севастополя и Крыма, в силу опять-таки объективных причин - законодательство Российской Федерации на территориях этих двух субъектов не действовало на протяжении всех двадцати пяти лет, когда действовал этот закон, - мы предлагаем точно так же продлить срок приватизации. Ещё раз обращаю внимание. Коллеги, эти законопроекты действительно альтернативные, и они не поглощают друг друга, мы не собираемся прятать голову в песок и делать вид, что всё сделано, мол, продлили, а дальше будь что будет, пусть муниципальные образования сами разгребают, кто как сможет, так и выплывает, - нет, нам нужно их поддержать! Мы должны создать условия для создания муниципального жилищного фонда, мы должны создать условия, чтобы жилищная политика - а это не только приватизация, напомню вам, - в Российской Федерации развивалась. Поэтому приватизация должна быть конечна, за исключением отдельных категорий. Будут ещё предложения по другим категориям - будем это обсуждать, но авторы законопроекта на сегодняшний день предложили три категории, и фракция это поддерживает. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово авторов. Галина Петровна Хованская, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, я хочу вам сказать, что, к великому сожалению, тот вариант, который, скорее всего, будет принят большинством, не решает проблемы ряда категорий граждан: забыли о жителях общежитий, которые сейчас в стадии судебной процедуры либо передачи в муниципальную собственность этих объектов, забыли о людях, о которых я говорила, - о стариках, которые могли бы спокойно дожить, и остальные члены семьи не имели бы проблем с приватизацией, не загоняли бы их в мир иной досрочно. В отношении бессрочности президент сказал совершенно чётко: бессрочно для детей-сирот, бессрочно для очередников. Я считаю, по крайней мере для старых очередников, которые вставали на учёт по старым основаниям, на старых условиях, такого ограничения быть не должно, только по новым основаниям можно говорить о каких-то ограничениях в будущем, через десять, двенадцать, восемнадцать лет. По-моему, совершенно очевидно, что наша законодательная инициатива не ограничивает права граждан и должна быть поддержана всеми, кто сегодня слушал выступление субъекта права законодательной инициативы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нилов Ярослав Евгеньевич, будет выступление? Нет. Ольга Николаевна Епифанова, будете выступать с заключительным словом? Нет. Александр Геннадьевич Сидякин, пожалуйста. Включите микрофон. СИДЯКИН А. Г. Я просто хотел ответить некоторым коллегам, выступившим здесь. Вот Николай Васильевич выступил за бессрочную приватизацию - ну, меня удивляет ваша позиция, поскольку КПРФ в принципе голосовала против приватизации, и вы об этом постоянно говорите, и такое изменение очень странно. Валерий Карлович, я безмерно благодарен, что вы сегодня выступили и указали на недостатки всех законопроектов, кроме вашего, но мне кажется, что это позиция, когда соринку в чужом глазу видишь, а бревно в своём не замечаешь. Ведь на тот законопроект, который вы предлагаете принять, дано отрицательное заключение правительства, отрицательное заключение Верховного Суда, и главная причина, по которой комитет его не поддержал, заключается в том, что вы предлагаете ограничить в праве приватизации всех малообеспеченных граждан. Мы с такой несправедливостью не смогли согласиться и проголосовали против него, и мне кажется, что поддерживать в таких условиях законопроект, который предлагаете вы, ну совершенно неразумно. Коллега Натаров Сергей Васильевич, я тоже внимательно слушал, когда вы говорили о том, что этот вопрос касается 30 миллионов человек. Ну, вот сейчас в государственной и муниципальной собственности 2,3 миллиона квартир, из них 13 процентов - это жильё ветхое и аварийное. 13 процентов - это примерно 300 тысяч жилых помещений, ну явно не 30 миллионов! Так вольно играть нулями, наверное, не совсем правильно, вы вводите в заблуждение. Что касается предложения о бессрочной приватизации для детей-сирот, я думаю, что это вполне рационально, мы можем с этим согласиться и ко второму чтению внести поправку о бессрочной приватизации для детей-сирот, я считаю, это вполне разумно. А подход, который концептуально предлагаю поддержать, - это всё-таки продление срока приватизации для отдельных категорий людей, для этого есть основания. И, Валерий Карлович, в отношении Крыма и Севастополя всё-таки у нас есть отдельный федеральный конституционный закон, который устанавливает особенности законодательства для территории Крыма. Мы его вместе с вами принимали, вы за него голосовали, поэтому говорить здесь о нарушении Конституции тоже нельзя - это отдельный федеральный конституционный закон, и он эти правоотношения позволяет таким образом выстроить. В заключение хочу всем высказать слова благодарности за справедливые замечания и предложить присоединиться к работе над этим законопроектом во втором чтении, чтобы никто не остался за бортом, как это предлагал Валерий Карлович, выводя малообеспеченных и не давая им категорически права на приватизацию. Давайте поработаем и вместе выработаем решения, которые не оставят никого в стороне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Рюрикович Качкаев. КАЧКАЕВ П. Р. Большое спасибо коллегам за такое обсуждение этого законопроекта! Единственное, я хочу всех поставить в известность, что 6-го числа комитет будет рассматривать законопроект, готовить ко второму чтению, поэтому, если есть какие-то предложения и дополнения к законопроекту, просьба в срочном порядке на следующей неделе эти предложения подать - 6-го мы будем рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Не желают выступить. Коллеги, сейчас будем голосовать по пяти альтернативным законопроектам. Голосование последовательное, и прошу результат не показывать, пока по всем не проголосуем. Итак, пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 15.2, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Пункт 15.3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Следующий - пункт 15.4, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ну и наконец, пункт 15.5, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Так, покажите результаты голосования по законопроекту из пункта 15.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 11 мин. 46 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % 95 голосов "за". По пункту 15.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 12 сек.) Проголосовало за 75 чел.16,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 75 чел. Не голосовало 375 чел.83,3 % 75 голосов "за". По пункту 15.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 12 мин. 38 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 96 чел. Не голосовало 354 чел.78,7 % 95 голосов "за". По пункту 15.4. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 09 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 73 чел. Не голосовало 377 чел.83,8 % 72 голоса "за". И наконец, по пункту 15.5. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 36 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % 398 голосов "за". Законопроект под пунктом 15.5 набрал больше всех голосов, остальные отклоняются. Ставится на голосование... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, мне подсказывает товарищ, принят законопроект под пунктом 15.5.