Заседание № 18
11.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1094908-6 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части уточнения понятия "лицо, замещающее муниципальную должность").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6182 по 6584 из 8879
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Сергея Владимировича Иванова. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я очень коротко. Всем вам известны наши успехи в борьбе с коррупцией. Мы регулярно ловим высоких чиновников и также регулярно узнаём, как много они берут. Не знаю, где тут успехи, - то ли в том, что мы их ловим, то ли в том, что они могут так много набрать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Да, не мы, конечно. Но это опять же благодаря нам, потому что кому-то когда-то пришла в голову гениальная идея заставлять всех, кто получает из государственной казны какую-то денежку, отчитываться, представлять, как сказано в законе, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами. То есть всё, мы коррупцию, короче, победили, да? Но тем не менее казусы случаются. Мы, к сожалению, обнаружили такую вот интересную закономерность, касающуюся членов избирательных комиссий. Не так давно была избирательная кампания. Если некоторые из вас имели к этому отношение, а не просто участвовали, то они знают, что есть Центральная избирательная комиссия, состоящая из пятнадцати членов, все они получают зарплату (довольно высокую, кстати, выше, чем у депутата), есть комиссии субъектов, часть состава которых получает зарплату - председатель, заместитель председателя и секретарь, и есть ещё муниципальные избирательные комиссии, которые обладают правами юридического лица, как правило, это избирательные комиссии, которые образованы в городах, в столицах наших субъектов. Так вот, выяснилась очень интересная закономерность: в соответствии с законодательством о противодействии коррупции как члены Центральной избирательной комиссии и члены комиссии субъекта Федерации, которые получают деньги из бюджета, обязаны представлять такие сведения, так и абсолютно все члены муниципальной избирательной комиссии также обязаны представлять сведения, то есть даже те, кто, так сказать, не получил ни копейки, тоже должны выискивать, когда, сколько и что их ребёнок получил, например от пионерского лагеря грамоту или, я не знаю, игрушку какую-нибудь, ну, или что получила супруга. Это абсолютно нелогично, поэтому мы предлагаем восстановить, так скажем, справедливость: если в этой комиссии кто-то получает зарплату из государственного кармана, то пусть он и отчитывается, а остальные товарищи, как не имеющие к этому никакого отношения, не должны представлять все эти сведения. В противном случае мы с вами, я опять же имею в виду тех, кто принимает участие в формировании избирательных комиссий, замучаемся искать кандидатуры для назначения в эти комиссии, потому что людям очень не нравится представлять подобные сведения, тем более что они, так скажем, и ни при чём. И я очень прошу содокладчика сейчас объяснить, почему члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в областной или в краевой избирательной комиссии, не работающие на штатной основе, не обязаны представлять эти сведения, а члены муниципальной избирательной комиссии, которые также не имеют никакого отношения к зарплате, к бюджету, даже и к избирательному процессу в некоторых случаях, должны эти сведения представлять? Если вы мне это объясните, то я, так и быть, не буду поддерживать свой законопроект, но если вы этого не сделаете, то тогда вы в очередной раз продемонстрируете, что все мы здесь сидим зря, решение уже принято, ну а наше дело - это просто сидеть, как манекены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад члена Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александра Ивановича Пятикопа. Пожалуйста. ПЯТИКОП А. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Интересный разговор: Сергей Владимирович, автор законопроекта, не смог аргументировать, для чего это надо, а теперь он просит меня, содокладчика от комитета, рассказать ему, что земля имеет форму чемодана. Сергей Владимирович, ну, слушайте внимательно, можете записать. (Шум в зале.) История вопроса простая. В июне 2016 года группа депутатов Госдумы шестого созыва в составе трёх человек во главе с Сергеем Владимировичем Ивановым вышла с законодательной инициативой, о которой немножко рассказал Сергей Владимирович. Смысл её состоит в том, чтобы из перечня лиц, которые являются муниципальными служащими либо приравнены к ним, исключить членов избирательных комиссий муниципального образования, являющихся юридическими лицами, которые работают на постоянной основе, и членов этих же комиссий, которые не работают на постоянной основе. На заседании комитета мы всё рассмотрели. Получено отрицательное заключение правительства, в котором указывается, что это приведёт к юридической неопределённости статуса таких лиц. Сергей Владимирович правильно напомнил о законе "О противодействии коррупции" - вот эти действия, предложенные в законодательной инициативе, с нашей точки зрения, противоречат духу и букве данного закона. Авторитет власти и авторитет избирательной комиссии, особенно на уровне местного самоуправления, будет выше, если избиратель будет знать, кто решает вопросы в случае возникновения ситуаций, которые требуют разбирательства в комиссии на муниципальном уровне, поэтому подавляющим большинством голосов Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отклонил данный законопроект. И ещё, в законопроекте предлагается - наверное, он в спешке был подготовлен - внести изменения в девятнадцатый абзац, хотя на самом деле это рассматривается в восемнадцатом абзаце, - ну да бог с ним! Уважаемый Сергей Владимирович, комитет не нашёл оснований принять этот законопроект, но самое главное - это то, что наши избиратели и те, кто участвует в выборах, должны знать, насколько чисты представители избирательной комиссии. А проблема здесь в том, что, конечно, не всегда в рамках партийного строительства партиям удаётся на местах набрать достаточное количество лиц, чтобы делегировать в различные избирательные комиссии, с учётом того что эти лица должны показывать, декларировать доходы не только свои, но и членов семьи. На этом всё. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите режим записи. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Владимирович, справедливости ради надо сказать, что хотя бы в день выборов все члены комиссий получают премию, которая перечисляется на избирательную кампанию из бюджета, то есть де-факто они получают. Но вопрос у меня к представителю комитета: скажите, пожалуйста, может, правильнее было бы всё-таки, не исключая необходимости предоставления отчётов, а используя лучший опыт, зарубежную практику, формировать комиссию не по такому принципу, как мы формируем, а от всех партий, участвующих в избирательной кампании? Тогда мы будем видеть и наличие этих партий, и наличие у них кадрового состава - тогда и подсчёт будет объективнее. Спасибо. ПЯТИКОП А. И. Интересный вопрос. Наверное, это вопрос тактики и стратегии строительства гражданского общества, это тема, наверное, другого законопроекта, и нужно обсуждать это отдельно, хотя любой опыт интересен, я думаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Александр Иванович, тоже к вам вопрос. В общем-то, логика авторов законопроекта ясна: есть комиссия субъекта, республиканская, краевая комиссия, причём это комиссия вышестоящая, и там есть такие же представители, так вот член этой комиссии с правом решающего голоса, который не работает на постоянной основе и не получает зарплату, не должен отчитываться, а член нижестоящей, муниципальной комиссии, который точно так же не получает зарплату, отчитываться должен. На мой взгляд, условия должны быть одинаковыми: либо и тот и другой отчитывается, либо ни тот ни другой не отчитывается. ПЯТИКОП А. И. Вы слушали внимательно выступление Сергея Владимировича? Он чётко сказал, он ответил, дал ответ вам на этот вопрос, о том, чтобы представлять декларации... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПЯТИКОП А. И. Ответ вы услышали, уже было сказано, что члены вышестоящей комиссии работают на постоянной основе на субъект Федерации и они представляют декларацию не только на себя, но и на членов семьи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Большое спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемый Александр Иванович, давайте ещё раз, спокойно. Предыдущий депутат задал вопрос, и я ещё раз хочу задать этот же самый вопрос: объясните, пожалуйста, почему член избирательной комиссии Калининградской области, откуда, я так понимаю, вы избраны, с правом решающего голоса, но не получающий зарплату, не работающий на штатной основе, не должен отчитываться о своих доходах, о доходах семьи и детей, а член избирательной комиссии города Калининграда, тоже с правом решающего голоса, который точно так же не получает зарплату, должен отчитываться о своих доходах, о доходах своей жены, семьи и так далее? Вот объясните это просто-напросто. ПЯТИКОП А. И. Только вы объясните мне, пожалуйста, в чём видите проблему в отношении того, чтобы отчитаться. Если у меня всё чисто и я знаю, что я действую в рамках закона, то почему это проблема? Это ведь в глазах избирателей повышает авторитет любой избирательной комиссии - будь то субъекта Федерации или муниципального образования. Мы же говорим об открытости власти, об открытости этих институтов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, у меня вопрос риторический: скажите, вас убедил ваш уважаемый оппонент, что если учителя, врачи и некоторые другие, получающие, как правило, мягко говоря, низкую заработную плату, не будут отчитываться о своих доходах, то их авторитет непременно упадёт? ПЯТИКОП А. И. Авторитет увеличится, но не каждый педагог, не каждый врач или медицинский работник является членом избирательной комиссии. Те органы власти, те коллективы либо партии, которые делегируют профессионалов из различных сфер для работы в избирательной комиссии, понимают, что это люди авторитетные, это люди, которым доверяют их коллеги. Я здесь не вижу никакого противоречия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Прошу прощения, но я задавал вопрос Сергею Владимировичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванову включите микрофон. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Ну, как вам сказать, я пока, наверное, возьму время на обдумывание, потому что логика содокладчика настолько своеобразна... видимо, может быть, связана с анклавностью территории. Не могу сказать, уважаемый коллега Смолин, удовлетворяет меня такая логика или нет, - подумаю, подумаю... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Диденко, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. У меня короткое выступление. На самом деле очевидно, Сергей Владимирович, что логика, разумеется, есть, и я её разделяю, но просто с точки зрения юридической техники нормы, связанные со всем комплексом антикоррупционных мер, в части декларирования доходов, расходов и обязательств имущественного характера и запретов, в том числе на открытие счетов за рубежом, пользование иностранными финансовыми инструментами, для чиновников государственного уровня, субъектового уровня и муниципального, были разнесены во времени, если вы помните. И юридическая техника в законе № 131-ФЗ, конечно, несколько иная - там через запятую перечислены эти должности, в частности муниципальные служащие, в том числе и члены комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса, в случае если они обладают статусом юридического лица. Вот и всё, вопрос был только в юридической технике, и вы совершенно справедливо отмечаете тот факт, что на членов субъектовой комиссии, обладающей статусом юридического лица, которые не получают заработную плату, эти запреты не распространяются и никаких деклараций и сведений они не подают. Более того, считаем, что практика распространения этой нормы на очень большой круг лиц в том формате, в каком она сейчас существует, - сбор довольно большого по объёму перечня документов и информации, особенно в небольших сельских поселения, в отдалённых сельских поселениях... Вот депутаты Якутского Ил Тумэна говорят, что суммы декларируемого имущества сельских депутатов, находящихся где-то за тысячи километров от центра республики, от Якутска, бывают гораздо меньше, чем расходы на сбор этой информации. Как правило, у них нет какого-то особенного имущества и каких-либо обязательств имущественного характера за рубежом, но, в силу того что эти сельские населённые пункты очень отдалены от центра и необходимо запрашивать информацию в том числе и в центре региона, они испытывают в связи с этим очень серьёзные трудности. Хотя, когда они выдвигаются на должности муниципальные, избираются депутатами сельских поселений, они этот перечень документов не представляют - тоже довольно интересная практика. В любом случае, с учётом того что этот запрет был распространён на муниципальный уровень лишь в конце 2015 года, наверное, имеет смысл вернуться к вопросу об усечённом объёме представляемой как минимум депутатами сельских поселений и главами сельских поселений информации, может быть, после накопления какого-то минимального опыта правоприменительной практики. В настоящий момент, к сожалению, пока такой вывод сделать тяжело, но я вашу логику, конечно, разделяю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марков Андрей Павлович по ведению. МАРКОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Александр Дмитриевич, просто вы о желающих выступить спросили, но записи на выступления не было. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я только одну руку увидел, извините. Вы хотите выступить? Пожалуйста. МАРКОВ А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вопрос, конечно, короткий, и неожиданно столько копий на нём сломалось. Я выступаю от фракции, но постараюсь коротко. Понимаете, на самом деле законопроект, который мы сейчас рассматриваем, действительно направлен на решение существующей проблемы, но только в чём здесь принципиальный момент: эта проблема актуальна для всего общества или это затруднения, которые возникают в деятельности отдельных лиц или политических организаций? Если для всего общества, то да, государство конкретизирует антикоррупционное законодательство, стремится обеспечить открытость процедур и так далее, при этом процедура, которая связана с выборами, является одной из самых важных - я думаю, вы согласитесь, - поскольку это вопрос формирования власти, поэтому члены избирательных комиссий с правом решающего голоса даже на муниципальном уровне подпадают под действие этого законодательства и обязаны отчитываться о своих доходах, ну, и соблюдать прочие нормы закона. Естественно, вот именно это и вызывает затруднения как у отдельных лиц, так и у политических партий, которые не могут обеспечить избирательные комиссии своими представителями именно в силу того, что многие не согласны идти в члены комиссии с правом решающего голоса, потому что вынуждены будут потом подавать декларацию о доходах. Что касается вышестоящих комиссий. Раз уж мы говорим о совершенствовании законодательства, то не должны отказываться от достижений, которыми совсем недавно гордились: депутаты начали отчитываться, вот и членов избирательных комиссий мы не должны выводить их из-под действия законодательства. Давайте предлагать законы, которые будут вводить членов вышестоящих комиссий под эти же обязательства, так, мне кажется, будет логично. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает законопроект и будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Автор? Да. Включите микрофон депутату Иванову, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я не буду выходить на трибуну, чтобы сэкономить время. Вы знаете, вообще, странно слышать подобные выступления, заявления и содоклады, ещё раз говорю, не первый год в парламенте. Вот Олег Николаевич Смолин задал правильный вопрос: ну что может подумать человек, работник, допустим, Курского государственного педагогического университета, глядя на зарплату ректора, когда он отчитывается об этом? У того за миллион, а у него, у профессора, который всю жизнь положил на этот вуз, 15-20 тысяч - вот что он может подумать? Вот эти меры, которые вы считаете борьбой с коррупцией, - извините, коллеги, это как мёртвому припарка! Даже если вы сейчас... До сих пор неясно, за что, собственно, арестовали счета Улюкаева в банке и золотые монеты, как написано. Ведь у нас арест-то применяется, только когда кто-то должен кому-то чего-то, долги не отдаёт, по решению судебного пристава и так далее. Не работает эта мера вообще, абсолютно! Вы просто-напросто заставляете людей бегать собирать ненужные бумажки! И потом, послушайте, ну ладно, я понимаю, члены Центральной избирательной комиссии представляют сведения о доходах - не последние люди, у них авторитет, то-сё, пятое-десятое, но когда дело касается муниципальных избирательных комиссий - боже мой, коллеги, да вы на земле давно были-то, а?! Им ходить собирать сколько чего?! Я помню, мне как-то раз в курской администрации к какому-то юбилею часы подарили, так они потом оценили их в 100 рублей и в избирательную комиссию написали, что я утаил эти 100 рублей. Ну и что? Ох, бандюгу нашли, вора-казнокрада! Коллеги, вот честно говорю, ну ладно бы посягали на основы конституционного строя, пытались поменять, власть захватить, ещё что-то - боже мой, пытаемся привести один закон в соответствие с другим: по закону "Об основных гарантиях избирательных прав..." эти действия должны совершать только люди, работающие на постоянной (штатной) основе, а по закону об основах формирования органов власти в Российской Федерации это делают муниципальные служащие в том числе, то есть один закон другому противоречит. Вот всё, что мы хотели сделать, а тут начинают рассуждать о каком-то авторитете, о том, что избиратель будет больше доверять этой избирательной комиссии, - о чём вы говорите, коллеги?! Слушайте, у вас проблема сейчас большая: вам надо обеспечить легитимность предстоящих выборов. Я с ужасом думаю, какие вы мероприятия будете проводить: вы, наверное, разрешите зекам голосовать, ещё что-нибудь придумаете. Ну это вообще невозможно! Коллеги, у нас и так явка еле-еле 30 процентов, институт выборов уже полностью дискредитировал себя! Вы уже не знаете, на какие ухищрения пойти: то летом, блин, устроить, то... Может, ещё ночью будете устраивать выборы?! И вот эта элементарная вещь вам абсолютно... И начинается сказка про белого бычка: ой, там пункт ошибочно, понимаешь, указан! Ну надо же, серьёзное правонарушение! Уважаемые коллеги, ещё раз говорю, нынешняя Госдума ничем практически не отличается от прошлой Госдумы: вы здесь сидите только для того, чтобы одобрять решения, которые заранее приняты, вот и всё. А между прочим, Вячеслав Викторович сказал, когда его тут выбирали на пост Председателя Государственной Думы, что большинство не значит взять и тупо проголосовать. Я по-русски попросил: объясните, почему один не должен это делать, а второй должен? А мне отвечают, как и всем вам: а в чём проблема, ну и пусть отчитывается. Ну красавцы, молодцы ребята!.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Кузьмин Михаил Владимирович. КУЗЬМИН М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, за Сергеем Владимировичем я не первый раз замечаю переход с вопросов, которые мы обсуждаем, с законопроекта на какие-то политические, так сказать, мнения, на тему выборов и так далее. Я просил бы обратить внимание коллеги на то, что говорить нужно чётко по позиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Справедливое замечание. Так, представитель президента? Правительства? Содокладчик, пожалуйста, есть желание выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона под пунктом 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 48 сек.) Проголосовало за 80 чел.17,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 84 чел. Не голосовало 366 чел.81,3 % Результат: не принято Не принимается.