Заседание № 361

01.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 1093689-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту исторической памяти".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5189 по 5629 из 8790
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер,        
направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества и защиту      
исторической памяти". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.                     
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Самое пристальное внимание в        
нашей стране уделяется вопросам сохранения исторической памяти, и поправки в    
Конституцию, которые недавно были поддержаны миллионами граждан нашей страны,   
касаются в том числе и этих вопросов. В законопроекте, который представлен на   
ваше рассмотрение, предлагаются новые формы сохранения знаний о тех подвигах    
и памятниках, которым они посвящены.                                            
                                                                                
В действующем законе (для понимания) сегодня уже есть полномочия органов        
региональной власти в этой части, и шестьдесят раз упоминается слово            
"популяризация", но при этом ни разу не раскрывается алгоритм тех               
универсальных действий, которые должны приниматься на региональном и            
муниципальном уровнях, для того чтобы знания о событиях Великой Отечественной   
войны, о памятниках действительно становились известны молодому поколению при   
соприкосновении, при посещении этих памятных мест.                              
                                                                                
Поэтому мы предлагаем сделать обязательным размещение в мемориальных            
комплексах информации в той форме, которая сегодня наиболее востребована        
молодым поколением и которая позволит сразу, на месте событий, что              
называется, получать ту саму живую, развёрнутую эмоцию, связанную с тем, кому   
конкретно посвящён памятник, какие события происходили в то историческое        
время, которому посвящён памятник. Размещение QR-кодов и быстрый доступ к       
развёрнутой информации, которая должна будет формироваться на основании         
архивных материалов (если речь идёт о поселениях, о маленьких посёлках, где     
есть воинские захоронения, архивные материалы, краеведческие музеи),            
позволяют сформировать такую развёрнутую информацию.                            
                                                                                
И конечно, это очень важно ещё и с точки зрения сохранения исторической         
правды. Сегодня информационное пространство устроено таким образом, что оно     
позволяет накапливать разные знания, в том числе и недостоверные, и, к          
сожалению, объём и скорость наполнения общей цивилизационной копилки знаний     
недостоверными данными возрастают многократно. И вопрос только в том, где       
этот баланс, насколько активной будет та часть общества и государства,          
которая готова предложить на основании исторически достоверных материалов       
правдивое знание о событиях и фактах, о героях и подвигах. Это одна из новелл   
предлагаемого законопроекта.                                                    
                                                                                
Кроме того, мы предлагаем распространить требования, которые сегодня            
существуют в общем законодательстве, по доступности для людей с ограниченными   
возможностями различных социальных объектов, чтобы эти требования касались и    
мемориалов и памятников.                                                        
                                                                                
Также, когда речь идёт о паспортах воинских захоронений, очень важно, чтобы     
данные паспорта включали в себя информацию и о самом событии. Должно быть не    
только фактологическое формальное закрепление информации - дата, место, - но    
и эмоциональное содержание того события, о котором идёт речь.                   
                                                                                
И таким образом, к тому самому определению "популяризация", которое на          
протяжении многих лет существует в законодательстве, добавится реальный         
алгоритм обязательных действий уполномоченных органов федеральной,              
региональной и местной власти.                                                  
                                                                                
Ну а самое главное, ключевое значение состоит в том, что, приходя к памятным    
местам, и молодое поколение, и в том числе иностранные туристы, прибывающие     
на территорию нашей страны, смогут прикоснуться к той живой эмоции событий, к   
тем переживаниям, к тем потерям и тем страданиям, которые, собственно говоря,   
стоят за этим мемориальным обелиском или воинским захоронением.                 
                                                                                
Данная законодательная инициатива прошла необходимые согласования. Просим       
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна.                               
                                                                                
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов. С места.                       
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Ирина Анатольевна очень подробно всё рассказала, концепцию законопроекта        
изложила. Комитет, рассмотрев, концептуально поддерживает. Был обозначен ряд    
замечаний, связанных прежде всего с тем, что недавно в рамках реализации        
поручений президента были приняты соответствующие поправки, поэтому ко          
второму чтению требуется приведение в соответствие.                             
                                                                                
Комитет просит концептуально в первом чтении поддержать.                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Ирина Анатольевна, у вас в сопроводительных документах указано, что             
финансирование не понадобится, а в пояснительной записке указано, что деньги    
уже предусмотрены в федеральном бюджете. Не могли бы вы уточнить, о какой       
сумме идёт речь?                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне включите микрофон.                      
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Очень точное и корректное определение того, что сообщается в       
пояснительной записке, и того, что было сообщено мною в докладе.                
                                                                                
Это уже установленное полномочие, которое должно быть наполнено реальным,       
содержательным действием, поэтому объёма средств, уже заложенных в бюджете,     
чтобы регионы осуществляли эту работу - но осуществляли не виртуально, а        
реально, - и чтобы это имело конкретное воплощение, тех средств, которые        
сегодня есть, достаточно. Более того, я непосредственно взаимодействовала с     
министром финансов Российской Федерации по данному вопросу, и есть абсолютное   
понимание того, что логика, которая сегодня предлагается в законопроекте,       
соответствует уже установленным полномочиям.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кузякин Дмитрий Викторович.                                                     
                                                                                
КУЗЯКИН Д. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
Я уже получил ответ. У меня был аналогичный вопрос, и ответ Ирины Анатольевны   
меня удовлетворил.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Александр Александрович.                                               
                                                                                
МАКСИМОВ А. А. Ирина Анатольевна, вопрос вот какой. Воинские захоронения до     
12 июня 1990 года должны содержаться за счёт муниципальных бюджетов, все        
позднейшие воинские захоронения - за счёт федерального бюджета. Но мы с вами    
понимаем, что воинские захоронения именно периода войны и первых послевоенных   
лет колоссальны, и это несопоставимо с тем, что было позднее, а муниципальные   
бюджеты сегодня пустые - они не в состоянии содержать вот эти воинские          
захоронения да плюс ещё выполнять вот эту просветительскую деятельность.        
                                                                                
Нельзя ли в этот законопроект как-то сразу внести поправки, чтобы всё-таки мы   
содержание воинских захоронений до 1990 года подняли на федеральный уровень?    
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я думаю, что вопрос, который вы поднимаете, очень актуален, но     
концепция законопроекта о другом.                                               
                                                                                
Я должна сказать, что не так давно Комитетом по обороне, по-моему, нашими       
коллегами инициировались изменения в законодательство, которые касались         
непосредственно воинских захоронений. И я знаю, что у нас есть группа коллег,   
которая предметно занималась этим вопросом.                                     
                                                                                
Для того чтобы однозначно сказать вам, возможно ли это сделать ко второму       
чтению, этот вопрос нужно проработать, и я думаю, что на площадке профильного   
комитета мы рассмотрим его.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич.                                                          
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Ирина Анатольевна, вы говорите о том, что на памятниках должна    
быть информация о воине, о погибшем, об ушедшем из того или иного поселения,    
- а кто будет определять содержание этой информации? Это будут местные органы   
самоуправления, активисты? Ведь, при всём уважении к погибшему, можно писать    
о нём бесконечно, а как это отразить на... Или там только будет указано:        
сержант такой-то? Но сейчас это уже указывается. Вот что там указывать-то       
будут?                                                                          
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос, Игорь Юрьевич. Речь идёт о том, что порядок     
установки информационных обозначений действительно должен быть унифицирован,    
он будет определяться Правительством Российской Федерации. И в данном случае    
речь идёт о раскрытии, что это за событие.                                      
                                                                                
Может, вы помните, когда мы обсуждали вопросы искажения итогов Второй мировой   
войны, я приводила примеры - выдержки из приговора Нюрнбергского трибунала и    
нот, которые направлялись правительством той поры Советского Союза и были       
обращены ко всему мировому сообществу, о тех зверских преступлениях, которые    
совершались на территории нашей страны, с описанием конкретных событий,         
живых, настоящих имён. На наш взгляд, как раз недостаточно просто указания      
имён - важно раскрыть, что это за событие, вот что происходило, чтобы молодое   
поколение могло почувствовать, понять: вот те, кто отдал свою жизнь, вот        
такое это было сражение, вот какова тяжесть утраты в целом.                     
                                                                                
Мы же с вами знаем, что на обелисках в маленьких посёлках погибшие              
перечисляются целыми семьями, перечисляются погибшие солдаты в большом          
количестве, но никто из подходящих к этим памятникам не имеет представления о   
том, как это происходило, просто видит большой перечень фамилий жертв. Вот      
наша задача, и мы с Министерством обороны проводили предварительную работу, и   
сейчас благодаря Министерству обороны проводится колоссальная работа по         
вскрытию архивов, по наполнению как раз историческими знаниями о том, что       
было в годы Великой Отечественной войны. Это, конечно, большой труд, но у нас   
есть понимание, и Министерство обороны, и Министерство культуры в той части,    
в которой это их касается, готовы и дальше продолжать эту работу. Так что       
информация будет именно историческая, достоверная, на основании архивных        
данных.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Харитонов Николай Михайлович.                                                   
                                                                                
Три минуты.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Вопрос очень серьёзный поднят этим проектом закона.                             
                                                                                
Кто забыл, напомню: когда мы начали воевать, в Красной Армии было 5             
миллионов, когда заканчивали - 11 миллионов. Я сын военных - деда и отца, -     
2-й Белорусский фронт, командир взвода автоматчиков мой отец, от Сталина        
благодарность за взятие городов Намен, Дамен, Эльзен, Мельзен, Тали. Мама       
говорила, что в Берлине разрешили взять тюль на занавески сержантскому          
составу. Ну это так, вступление.                                                
                                                                                
Значит, Ирина Анатольевна, тема затронута очень серьёзная, и правильно здесь    
коллега с этой стороны, из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", говорил, но разве те          
солдаты, которые были ранены, вернулись с фронта - а через фронт провернули     
35 миллионов бойцов, - виноваты, что остались живы? Как о них сохранить         
память? Понятно, что сегодня даже уже президент, который два десятка лет в      
этой должности, сказал: "Ну а где Сталинградская битва?", когда Фурсенко под    
боком у него!.. Если мы хотим детей воспитывать, давайте, приняв отдельный      
закон или этот закон, начнём говорить правду через учебники - с 1-го, с 5-го    
класса и так далее.                                                             
                                                                                
Надо здесь обратить внимание, может быть, закон по-другому назвать: "Об         
увековечении памяти участников Победы в Великой Отечественной войне..." Мы же   
сегодня не говорим, даже во время парада не называем, кто кого победил, а       
надо, чтобы молодые люди знали! Я так понимаю, надо говорить: "...Победы в      
Великой Отечественной войне под руководством верховного главнокомандующего      
Иосифа Виссарионовича Сталина, Красной Армии и советского народа". Но мы даже   
этого не говорим! Наш верховный главнокомандующий президент Владимир            
Владимирович Путин почему стесняется? Мы, депутаты, наверное, должны прямо об   
этом сказать - надо называть вещи своими именами! Молодёжь подрастающая, люди   
более старшего возраста не слышат этого, и они недоумённо задают вопрос: а      
кто кого победил? Поэтому давайте поточнее говорить, поточнее выражаться!       
                                                                                
И я думаю, что за проект закона, понятно, в первом чтении надо проголосовать,   
но здесь много вопросов, Ирина Анатольевна, возникает, как правильно нам, так   
сказать, эту память развернуть. Да, многие умерли, многие раненные приехали,    
затем, через какое-то время, ушли из жизни. Мне самому в своём округе           
доводилось сталкиваться, писали избиратели: вот был на фронте, ушёл из жизни,   
памятник никто не может восстановить, а сами бедненькие. Поэтому когда будем    
готовить поправки, нам надо крепко подумать, чтобы на самом деле эта память     
была всегда, на века, коль мы сегодня взялись за эту тему, а она очень          
серьёзная.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеин Олег Васильевич.                                                           
                                                                                
ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Здесь коллеги очень правильно затронули вопрос, сопряжённый с данным            
законопроектом, - о захоронении участников Великой Отечественной войны,         
которые ушли из жизни до 95-го года.                                            
                                                                                
У нас в Астрахани произошла неожиданно такая история. Нашли останки нашего      
земляка, воина на территории Украины, оттуда они были доставлены в прошлом      
году, был большой торжественный митинг в центре города. А вот перед этими       
майскими праздниками родственники написали мне буквально следующее: "Олег       
Васильевич, военкомат говорит, что памятник ставить не будет, мол, мы не        
должны, у нас это не проходит по бюджету, и городская администрация пишет то    
же самое". Слушайте, ну, мне кажется, так нельзя! Ведь мы должны здесь          
всё-таки принять какие-то системные решения, особенно в условиях, когда         
местные органы власти подчас буквально зашуганы бесконечными проверками, -      
даже тогда, когда очевидно, что надо тратить деньги исходя из соображений       
просто этики, общественной нравственности и культуры, они этого не делают,      
как вот в данном случае. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. Бесспорно, правильно прозвучало, что просто гигантскую работу провело   
Министерство обороны, те, кто трудится в Центральном архиве Минобороны в        
Подольске. Есть замечательные сайты "Подвиг народа", "Память народа",           
гигантская работа проведена по оцифровке документов, в том числе призывных      
документов, это позволяет сегодня с помощью уже электронных ресурсов,           
цифровых ресурсов показывать судьбу людей, давать возможность совершенно        
по-другому взглянуть на предысторию событий, в том числе на тех памятных        
мемориалах, которые мы имеем. Но очевидно, что здесь требуется и                
определённого рода контроль, и я думаю, что эта работа должна вестись           
всё-таки не на муниципальном уровне, так как у нас подчас муниципалитеты не     
обладают такими специалистами. Поэтому если мы своевременно не обеспечиваем в   
техническом контексте работу с соответствующими интернет-ресурсами, то QR-код   
может в итоге вывести не на этот сайт, а на совершенно другой. Такие примеры    
тоже были, и это всё носило достаточно скандальный характер, нам это не надо.   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", бесспорно, поддерживает данный законопроект,     
считает его правильным, но воспринимает его в качестве одного из                
донастроечных. Важно, чтобы нам ту память о Великой Отечественной войне,        
которая у каждого в сердце, можно было доносить в том числе и до будущих        
поколений, с тем чтобы реальные факты и то, что происходило в те годы,          
бесспорно, воспринималось через современные технические средства и цифровые     
возможности.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я хочу немножко с другой стороны посмотреть     
на данный законопроект. Тут, наверное, нет никого, кто был бы против            
увековечения памяти погибших при защите Отечества. Но вы внимательно            
почитайте законопроект. Я спросил: почему пишут, что не понадобится средств,    
что в бюджете предусмотрено?.. Сколько понадобится? Это же колоссальная         
работа! Там же указано, что инвалидам нужно будет обеспечить подход, подъезд    
к этим памятникам. И правильно здесь человек сказал: ну нет у муниципалитетов   
денег на содержание этого. Вот Курская область, где проходила Курская битва,    
вот Белгородская область: да там в каждом населённом пункте, некоторые из       
которых уже и не существуют, есть огромная братская могила! И вот на это всё    
нужно будет нанести QR-код, наведя телефон на который, подрастающее поколение   
получит информацию, что здесь происходило, кто здесь погиб поимённо, если       
есть фотографии, там должны приобщить, и так далее и тому подобное. Это         
гигантская работа! Кто её будет делать?                                         
                                                                                
Да, сейчас Минобороны на сайте "Подвиг народа" разместило огромное количество   
информации о том, кто где воевал и какие награды получил, с описаниями          
подвигов и так далее. Это хорошо. А тут надо описать каждую военную операцию,   
поднять каждое соединение, которое здесь защищало рубеж и погибло или не        
погибло. То есть это просто колоссальный объём информации, я просто не          
понимаю, как это будет делаться! Мы сейчас принимаем законопроект, который,     
ну, я просто не знаю, как будет работать. Принять-то несложно, сейчас за        
отсутствующих кнопки понажимаем - и пожалуйста, законопроект принят в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
И коллеги, второй момент, самый главный. Понимаете, насильно патриотом не       
сделаешь. Вот спросите у представителей, у депутатов из республик Кавказа -     
они своих родственников до седьмого колена некоторые помнят! Помнят,            
понимаете? Много ли у нас таких семей, в которых помнят своих родственников     
до седьмого колена? Я только до третьего колена помню, хотя я, как историк,     
должен больше знать! И поэтому, даже если молодой человек посмотрит вот это,    
я сильно сомневаюсь, что он вот этим будет интересоваться. Когда ему родители   
расскажут про его дедушку или прадедушку, как он воевал, где он воевал, - вот   
тогда, может быть, у него этот интерес проснётся. А так, получается, мы         
сейчас это всё декларируем, за какой счёт будем делать и сколько средств на     
это потратим - неизвестно, а получим ли мы людей, которые действительно будут   
помнить, отдавать должное тем, кто погиб, я сильно сомневаюсь.                  
                                                                                
Поэтому, Ирина Анатольевна, вы, пожалуйста, в заключительном слове              
расскажите, как это будет делаться, за чей счёт, какие средства                 
предусмотрены, ну и всё, что у вас ещё есть.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово и мнение фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выскажет Ирина            
Анатольевна Яровая.                                                             
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, я вспоминаю 2009 год, когда мною был            
разработан и внесён в парламент страны закон об уголовной ответственности за    
реабилитацию нацизма. И я очень хорошо помню, сколько скепсиса было на          
предмет того, зачем вообще нам нужен этот закон, что он решит и так далее.      
Тогда ещё не было такой ситуации на Украине, тогда было только позорное дело    
в отношении ветерана Кононова в ЕСПЧ, по данному ветерану мною инициировались   
обращения, работа с МИДом, с Россотрудничеством. Мне удалось провести этот      
закон спустя пять лет, в 2014 году.                                             
                                                                                
Сегодня все говорят о правильности ответственности за реабилитацию нацизма, и   
мир пришёл к пониманию того, что искажение исторической правды приобретает      
катастрофические масштабы. Попытка пересмотра итогов Второй мировой войны -     
это попытка пересмотра не прошлого, а будущего, потому что в современной        
системе координат очень выгодно подавать Россию как агрессора и нашего          
солдата как агрессора, в то время как - правы коллеги, которые об этом          
говорили, - именно советский народ, советский солдат жертвенно и мужественно    
защитил весь мир от фашизма, и современная Европа должна быть благодарна во     
веки веков нашему народу и нашему солдату! (Аплодисменты.) Это совершенно       
очевидно, конечно, вы правы.                                                    
                                                                                
Ну а что такое образование? Образование - это знания. А какой источник знаний   
о Великой Отечественной войне должен быть у молодого поколения - "Википедия",   
что ли? Или всё-таки это должно быть написано, чтобы, когда молодой человек     
подходит к памятнику и видит, что он посвящён Великой Отечественной войне, он   
мог прочувствовать, что было на этой пяди земли и сколько крови пролито,        
сколько погибло девчонок и мальчишек, которые жили в этих деревнях и были       
сожжены заживо, как уродовали тела наших солдат. Да, это должно быть            
написано, чтобы это была живая эмоция и чтобы это была память на все времена.   
                                                                                
Да, мы только начинаем эту работу. К сожалению. Вот столько лет прошло после    
войны - в этом году будет 80 лет, как началась эта страшная война, - и мы       
впервые проведём общую минуту молчания, которая пройдёт в один момент, в одно   
мгновение. Вы тоже высказывали скепсис: зачем? Да для того, чтобы вот эти       
ритуалы памяти тревожили душу и сердце, в том числе тех, кто может знать о      
той войне уже даже не со слов ветеранов.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, конечно, на любое действие нужны финансы, нужно желание,     
нужна мотивация, нужна ответственность. Вот мы с вами сегодня делаем шаг в      
пользу того, чтобы "популяризация", которая шестьдесят раз упоминается в        
законе, получила реальное содержание. И, - наверное, это в противовес           
популизму, который очень часто звучит, что, мол, давайте вообще ничего не       
делать, потому что не факт, что молодое поколение это поймёт. Поймёт,           
обязательно поймёт!                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Возвращаясь к вопросам финансирования, я обращаю внимание, что      
комитет при рассмотрении данного законопроекта имел в виду ранее принятый       
закон, который также наделяет дополнительными полномочиями органы               
муниципальной власти, местного самоуправления, и именно из-за этого комитет     
не мог вынести законопроект на рассмотрение во втором чтении несколько лет,     
пока не появилось поручение президента. Мы сталкивались с вопросами             
финансирования: у Минфина была одна позиция, у Минобороны была другая           
позиция. Была создана специальная межфракционная рабочая группа. Данный         
законопроект, я уже сказал, ко второму чтению должен быть скорректирован с      
учётом уже принятых изменений и с учётом определённых источников                
финансирования. Ирина Анатольевна всю аргументацию обозначила, комитет          
согласился и концептуально поддержал.                                           
                                                                                
Просим проголосовать.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Законопроект под пунктом 34 порядка работы ставится на голосование.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.