Заседание № 134
О проекте федерального закона № 1093505-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, данные законопроекты рассматриваются в комплексе: когда правительство вносило эти инициативы, было предложено усилить ответственность не только в Уголовном кодексе, что мы рассматривали в предыдущем вопросе, но и в административном законодательстве. Предложенные изменения охватывают те случаи, о которых говорил Владимир Вольфович, - это и предоставление помещений для незаконной организации азартных игр, и вовлечение несовершеннолетних, о чём упомянул Зариф Закирович Байгускаров, причём устанавливается ответственность за все возможные случаи вовлечения несовершеннолетних: как в работу по организации незаконных азартных игр, так и вплоть до выплаты вознаграждений и покупки лотерейных билетов, так что здесь ставится законодательный заслон. Ключевая проблема, из-за которой возникла некоторая задержка с рассмотрением данных законопроектов, связана с необходимостью чёткого разграничения между административным и уголовным законодательством, чтобы было чётко понятно, за какие правонарушения наступает ответственность по Кодексу об административных правонарушениях, а что уже является преступлением, в каких случаях должна наступать уголовная ответственность. Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать его в окончательном чтении, чтобы эти изменения начали работать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 3-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 52 сек.) Проголосовало за 406 чел.90,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 1093505-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят в первом чтении 7 октября 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Пожалуйста, Грибов Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С. Уважаемые коллеги, при подготовке проекта закона к рассмотрению во втором чтении поступило 13 поправок, все они комитетом рекомендуются к принятию и находятся в таблице № 1. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию, есть замечания? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 26 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 342 чел. Не голосовало 108 чел.24,0 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Ставится на голосование 4-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" во втором чтении. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 02 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно.
Заседание № 2
О проекте федерального закона № 1093505-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы переходим с вами к 15-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)". Слово предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации заместителю министра юстиции Дмитрию Васильевичу Аристову. АРИСТОВ Д. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра юстиции Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)". Данный законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 12 августа прошлого года и был внесён в Государственную Думу правительством в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 171-2 Уголовного кодекса Российской Федерации". Законопроект направлен на усиление административной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр, в том числе за систематическое предоставление помещений для осуществления такой деятельности, а также на усиление административной ответственности за нарушение законодательства о лотереях. Правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр определены соответствующим профильным федеральным законом. За несоблюдение установленных ограничений и требований действующим законодательством в настоящее время предусмотрена уголовная и административная ответственность. В частности, в соответствии со статьёй 171-2 Уголовного кодекса для физических лиц уголовно наказуемыми в настоящее время являются незаконные организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом юридические лица несут административную ответственность за вышеуказанные деяния согласно части 1 статьи 14.1-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, частью 2 указанной статьи КоАП предусмотрена ответственность граждан, должностных и юридических лиц за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии. Законопроектом предлагается установить административную ответственность юридических лиц за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, а также за предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр путём дополнения соответствующими положениями части 1 указанной статьи КоАП. При этом часть 2 признаётся утратившей силу. Повышенные меры административной ответственности предусматриваются за систематическое предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр в проектируемой законопроектом части 1-1 указанной статьи. При этом под систематическим предоставлением помещений предлагается понимать предоставление помещений более двух раз. Законопроектом предлагается усилить административную ответственность за административные правонарушения, предусмотренные также статьёй 14.27 КоАП, устанавливающей административную ответственность за нарушение законодательства о лотереях. Помимо этого данная статья дополняется двумя новыми частями 5-6. В части 5 устанавливается административная ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, установки лотерейных терминалов, а в части 6 - за распространение и реализацию лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, в том числе путём приёма лотерейных ставок, ввода или выбора лотерейных комбинаций, либо выплату, передачу или предоставление выигрыша лицу, не достигшему возраста 18 лет. Кроме того, в Государственной Думе сейчас подготовлен к процедуре первого чтения также внесённый правительством законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, которым повышаются меры уголовной ответственности за отдельные нарушения в указанной сфере правоотношений. Полагаем, что предлагаемые меры будут действенным правовым механизмом, позволяющим усилить эффективность борьбы с незаконной игорной и лотерейной деятельностью. Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, содоклад председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста, Павел Владимирович. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хочу сказать, что мы совсем недавно принимали законы, связанные с государственным регулированием разных видов игорной деятельности, о которых Дмитрий Васильевич сказал, - это закон о внесении изменения в закон об организации и проведении азартных игр, а пару лет назад мы приняли внесли в закон "О лотереях" и в Гражданский кодекс, также связанные с подобными вещами. Соответственно, за это время накопился большой опыт, и правительство, как Дмитрий Васильевич сказал, предложило пакет изменений. Сегодня мы рассматриваем изменения, о которых Дмитрий Васильевич подробно рассказал, в Кодекс об административных правонарушениях, связанные, в частности, с административной ответственностью за проведение таких мероприятий, в том числе лотерей и азартных игр. Мы полагаем, что законопроект готов к принятию в первом чтении. Мы понимаем, что здесь есть сложные моменты юридико-технического характера, а также понимаем, что, видимо, ко второму чтению мы будем синхронизировать его с соответствующими поправками к Уголовному кодексу. С учётом всего этого комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Также от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" говорю, что мы предлагаем принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы есть? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список. Слово предоставляется Плетнёвой Тамаре Васильевне. Подготовиться Сидякину. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Дмитрию Васильевичу. Уважаемый Дмитрий Васильевич, законопроект, конечно, очень важный, и понятно, почему он внесён: пытаются вновь ужесточить требования в отношении этих, скажем так, антисоциальных явлений - люди этим занимаются, и мы ужесточаем требования, всё правильно. Но мне кажется, что здесь больше заботы о том, чтобы пополнить бюджет, - речь идёт больше о лицензировании. Я, к своему стыду, не помню те законы, которые мы раньше принимали: есть ли там ужесточение ответственности за привлечение несовершеннолетних к этому бизнесу? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Вести речь о пополнении бюджета - какая-то доля истины, конечно, в этом есть, но в первую очередь речь идёт об обязательном выполнении людьми и организациями, которые занимаются игорной деятельностью, лицензионных требований. Лицензионные требования содержат в том числе требование о недопуске к участию в азартных играх и лотереях лиц, не достигших 18 лет. А этот законопроект решает главную задачу - чтобы организации и лица, занимающиеся игорным бизнесом, действовали в строгом соответствии с законодательством о государственном регулировании этой деятельности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Сидякин Александр Геннадьевич. Подготовиться Свинцову. СИДЯКИН А. Г. У меня вопрос к представителю правительства. Дмитрий Васильевич, мы действительно уже не первый год ведём наступление на незаконные игорные заведения. Вот в диспозиции статьи указано: систематическое предоставление помещений. Предоставление - это что, договор аренды? И как вы относитесь к тому, что мы ко второму чтению всё-таки можем убрать критерий системности, как возможный способ уклонения от ответственности? Системность - это два раза и более, то есть как минимум два раза. Это два разных договора должно быть или два раза полиция должна этот факт выявить? АРИСТОВ Д. В. Спасибо, Александр Геннадьевич, за вопросы. По первому. Конечно, это может быть оформлено путём заключения гражданско-правового договора, но бывает предоставление помещения и без оформления. Правоохранительные органы, проводя определённые оперативные мероприятия, выявляют пункты незаконной игорной деятельности и находят собственника этого помещения - он всегда есть, и установить лицо не составляет проблемы, потому что в органах Росреестра все сведения о правах зарегистрированы. В случае заключения гражданско-правового договора, если лицо, заключившее его, знало о намерениях контрагента и это будет доказано либо при рассмотрении дела об административном правонарушении, либо - ещё будут обсуждаться поправки к Уголовному кодексу - при расследовании уголовного преступления, оно тоже будет нести ответственность. Что касается признака системности. Мы полагаем - но мы готовы, конечно, это обсуждать, потому что я слышал дискуссию о системности по двум предыдущим законопроектам, - и прописываем это таким образом: в первый раз за предоставление помещения для незаконного проведения азартных игр налагается штраф согласно части 1 соответствующей статьи, а третий раз - это уже системность, то есть два раза это идёт по части 1 данной статьи, а в третий раз - по части 1-1, то есть ответственность всегда будет наступать. Срок привлечения к административной ответственности тоже обсуждался - до истечения года со дня вынесения постановления о привлечении к административной ответственности. В Уголовном кодексе немного по-другому, но это будет предметом другого законопроекта и другого обсуждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Свинцов Андрей Николаевич. СВИНЦОВ А. Н. Дмитрий Васильевич, вы в своём выступлении перечислили достаточно много правонарушений, которые могут быть совершены, и вот такой вопрос. Сейчас в Интернете огромное количество разного рода рекламы, и не всегда можно понять, лотерея ли это, законная или незаконная это лотерея. Насколько мне известно, сейчас действует своего рода монополия на проведение лотерей. Скажите нам, пожалуйста, сколько сейчас в России легальных лотерей? АРИСТОВ Д. В. Спасибо за вопрос, Андрей Николаевич, однако госполитикой в этой сфере у нас занимается Минфин, поэтому, к сожалению, я не готов сказать, сколько сейчас легальных лотерей. Скажу только, что все лотереи делятся на два вида - международные и всероссийские. Любая всероссийская лотерея начинается с выхода соответствующего постановления Правительства Российской Федерации о проведении лотереи. Есть органы, которые организуют лотери, - это Министерство финансов и Министерство спорта Российской Федерации, они на конкурсной основе определяют оператора лотереи. Вот это механизм проведения лотереи. Однако не надо путать лотереи с игорной деятельностью, это две разные вещи: игорный бизнес - это азартная игра, лотерея - это просто игра. Разницу вы, конечно, чувствуете. Что касается Интернета. В общем плане игорная деятельность запрещена в сети Интернет, за исключением приёма интерактивных ставок в букмекерских конторах и тотализаторах, в этом случае деятельность через Интернет разрешена - это что касается игорной деятельности. Что касается лотерей - то же самое: приём через Интернет соответствующих ставок либо денежных средств на призовой фонд лотереи разрешён. Здесь тоже есть механизмы выявления. Уполномоченным органом, контролирующим и надзирающим, является Федеральная налоговая служба, которая при выявлении таких случаев знает, какие из сайтов зарегистрированы в качестве уполномоченных центров по приёму платежей, если же они не зарегистрированы, то обращается в Роскомнадзор - предусмотрена внесудебная блокировка данных сайтов, указания для оператора связи. Ну и соответственно, информация направляется в правоохранительные органы для принятия решения либо о возбуждении дела об административном правонарушении, либо о проверке на наличие признаков уголовного преступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли желание высказаться у полномочных представителей президента и правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово. АРИСТОВ Д. В. Уважаемые депутаты Государственной Думы, если у вас возникли вопросы, либо нужна дополнительная статистическая информация, либо есть предложения, замечания по поправкам правительства, мы готовы к конструктивной работе в случае принятия в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Нет. Коллеги, законопроект выносится на "час голосования".
15-й пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления мер административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр)". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 58 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.