Заседание № 134

16.12.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 109250-4 "О внесении изменения в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся порядка списания безнадежных долгов по налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6289 по 6475 из 7361
Пункт 23 порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменения в     
статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад         
представителя Законодательного Собрания Приморского края Надежды Николаевны     
Ашаевой.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Надежда Николаевна - на трибуну.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А кто просит по ведению? Сергей Александрович, вы?        
Хорошо. Тогда после выступления докладчика я дам вам слово по ведению.          
                                                                                
АШАЕВА Н. Н., представитель Законодательного Собрания Приморского края.         
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! В соответствии с частью 1         
статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательным Собранием           
Приморского края в качестве законодательной инициативы вносится в               
Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменения в         
статью 59 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" об изменении    
порядка списания безнадежных долгов по налогам и сборам, зачисляемым в          
бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Законопроектом        
предлагается внести изменения в действующее налоговое законодательство, с       
принятием которых субъектам Российской Федерации и органам местного             
самоуправления предоставляется возможность самим решать вопросы в отношении     
долгов по налогам и сборам, зачисляемым в бюджеты субъектов и местные           
бюджеты.                                                                        
                                                                                
Действующая редакция статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не       
позволяет субъектам и органам местного самоуправления признавать безнадежными   
и списывать долги по налогам и сборам в части, зачисляемой в бюджеты            
субъектов и местные бюджеты. Учитывая изложенное, Законодательное Собрание      
Приморского края, несмотря на отрицательное заключение Правительства            
Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы на    
проект федерального закона "О внесении изменения в статью 59 части первой       
Налогового кодекса...", настаивает на концептуальном принятии законопроекта в   
первом чтении. В дальнейшем возможно внесение поправок, учитывающих нормы       
законов, которые будут приняты после внесения названной законодательной         
инициативы в рамках реформы местного самоуправления, а также замечаний          
Правового управления Аппарата Государственной Думы.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать законодательную инициативу                  
Законодательного Собрания Приморского края в первом чтении.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, Надежда Николаевна.                       
                                                                                
Слово для содоклада - заместителю председателя Комитета по бюджету и налогам    
Надежде Сергеевне Максимовой.                                                   
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законопроект,        
внесенный Законодательным Собранием Приморского края, о предоставлении          
исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного        
самоуправления права самим признавать безнадежными и списывать долги по         
федеральным налогам и сборам в части, которая поступает соответственно в        
бюджеты субъектов Российской Федерации или в бюджеты местного самоуправления.   
Предложение этого законодательного органа заслуживает внимания, но вместе с     
тем надо сказать, что в настоящее время в Государственной Думе                  
рассматривается проект федерального закона № 181057-4 "О внесении изменений в   
часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением   
мер по совершенствованию налогового администрирования". Этот законопроект был   
внесен правительством, он нами рассмотрен в первом чтении и одобрен. Сейчас     
ведется работа над вторым чтением. Этот законопроект отличается от того,        
который внесло Законодательное Собрание Приморского края, тем, что вносит       
поправки и регулирует абсолютно все вопросы, связанные с корректировками        
налогового законодательства, в том числе и статьи 59, в то время как            
законопроект Законодательного Собрания Приморского края вносит поправку         
только в статью 59. Комитет предлагает Законодательному Собранию Приморского    
края внести соответствующие поправки и рассмотреть эти предложения при          
подготовке ко второму чтению правительственного законопроекта.                  
                                                                                
В связи с изложенным комитет предлагает Государственной Думе отклонить в        
такой редакции законопроект, внесенный Законодательным Собранием Приморского    
края.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Сергеевна. Присаживайтесь.               
                                                                                
Процедура первого чтения. У кого есть вопросы? Депутат Малышкин. Больше рук     
не вижу, подводим черту. А, раз, два, три... три вопроса: Малышкин, Горячева,   
Илюхин.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Малышкин. Кому вопрос?                                      
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Надежда Сергеевна, эти налоги зачисляются в бюджеты субъектов    
и в бюджеты муниципалитетов, и, если они не будут, допустим, дополнительно      
трансферты просить федеральные, ради бога, давайте позволим им это сделать.     
Они же сами говорят: давайте мы сами заработаем. Они не будут просить у         
Федерации деньги. Пусть списывают, нет вопросов.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Максимова, пожалуйста.                            
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Александрович, за вопрос. Я хочу сказать, что     
действительно эти налоги поступают в бюджеты субъектов и в бюджеты              
муниципальных образований. Но представьте себе ситуацию: налогоплательщик,      
предположим, уплачивает этот налог и в федеральный бюджет, и в местный, и в     
бюджет субъекта, и во внебюджетные фонды, при этом он должен будет обращаться   
во все эти органы, чтобы признали безнадежными долги и списали их. Это          
первое. Для налогоплательщика это существенно ухудшает ситуацию, заставляет     
его работать в нескольких направлениях по признанию безнадежными этих долгов.   
Поэтому, как и отмечало правительство, все-таки целесообразнее было бы, чтобы   
один орган принимал по этому поводу соответствующее решение.                    
                                                                                
И второе, о чем я хочу сказать. Действительно, вы правы, дело в том, что если   
эти долги признаются безнадежными и если их признают соответственно субъекты    
и органы местного самоуправления, они уже как выпадающие не будут               
расцениваться федеральными органами. И при рассмотрении соответствующих         
взаимоотношений финансовой поддержки на следующий год в налоговом потенциале    
они как выпадающие уже учитываться тоже не будут. Поэтому с точки зрения        
формирования бюджетов и субъектов, и муниципальных образований тоже лучше,      
чтобы такое решение принималось в целом на федеральном уровне.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Горячева Светлана Петровна, вопрос.           
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском        
объединении.                                                                    
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
У меня тоже вопрос к Надежде Сергеевне Максимовой. Вы сказали о том, что,       
когда будут вноситься поправки в Налоговый кодекс, эта инициатива может быть    
рассмотрена. Но возникает такой вопрос: вы готовы будете эту инициативу         
поддержать или же это только для того, чтобы сейчас был благовидный предлог,    
чтобы снять законопроект с рассмотрения или отклонить? По сути дела,            
понимаете, ваше желание всё рассматривать только на федеральном уровне, даже    
в части тех налогов, которые касаются субъектов Федерации, по сути неверно,     
потому что на местах более ясно и понятно, в отношении кого эту меру не надо    
принимать, в отношении кого можно принимать эту меру. Что касается              
федеральной части, то можно это сделать поправкой, так скажем, отчленить эту    
федеральную часть, пусть эти средства уходят в федеральный бюджет. Но по        
сути-то мне кажется очень верной эта постановка вопроса.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Максимова, пожалуйста, ответ.                     
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я уже сказала о своей позиции, о том, почему мы считаем, что    
все-таки целесообразно один раз на федеральном уровне решить этот вопрос, -     
потому что здесь учитываются дополнительно еще и внебюджетные фонды, помимо     
всех четырех теперь уже уровней бюджета, еще у нас с вами есть уровень          
поселений.                                                                      
                                                                                
Я хочу сказать, что, конечно, вы знаете, каков у нас порядок рассмотрения       
поправок ко второму чтению: вносятся поправки, они рассматриваются на           
заседании комитета, обсуждаются депутатами, высказываются различные мнения,     
большинством принимается решение, принять или не принять. В данном случае, я    
уже сказала, и правительство, и комитет, когда рассматривали этот               
законопроект, приняли решение об отклонении, в том числе и по существу. Тем     
не менее в соответствии с нашим Регламентом мы предлагаем еще раз внести        
поправки к законопроекту во втором чтении, и мы еще раз можем вернуться к       
обсуждению законопроекта с представителями соответствующего органа власти       
Приморского края.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Илюхин. Последний вопрос.             
                                                                                
ИЛЮХИН В. И. Спасибо.                                                           
                                                                                
Мой вопрос уже прозвучал из уст Светланы Петровны, но я просто хочу сказать,    
что мы допускаем ту же самую стратегическую ошибку: решаем здесь, сколько       
выпустить кастрюлек на Дальнем Востоке, планируем в Москве. Это приведет к      
распаду, поверьте мне.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К сведению принимаем заявление депутата Илюхина.          
                                                                                
Есть ли желание у докладчика выступить с заключительном словом? Нет.            
Содокладчик тоже не хочет выступать. Представители правительства и              
президента? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О          
внесении изменения в статью 59 части первой Налогового кодекса Российской       
Федерации" в первом чтении. Комитет предлагает данный законопроект отклонить.   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки? Нет.                                                          
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              109 чел.24,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    110 чел.                                          
Не голосовало                 340 чел.75,6%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.