Заседание № 309
О проекте федерального закона № 1092053-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе" (в части проведения исследований объёма зрительской аудитории телеканалов; принят в первом чтении 15 июня 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
56-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе". Докладывает Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту в ходе подготовки ко второму чтению поступило семь поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 36 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел.37,3 % Результат: принято Принимается. Микрофон на трибуне включите. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. В случае принятия во втором чтении просьба принять законопроект также в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, замечаний правового характера нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
56-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 55 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Во втором чтении принимается. Желающие выступить по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 50 мин. 14 сек.) Проголосовало за 424 чел.94,2 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 426 чел. Не голосовало 24 чел.5,3 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 306
О проекте федерального закона № 1092053-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе" (в части проведения исследований объёма зрительской аудитории телеканалов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
21-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе". Докладывает Андрей Константинович Луговой. Пожалуйста. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Предлагаются изменения в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе", которые призваны законодательно урегулировать деятельность по осуществлению исследований объёма зрительской аудитории телеканалов, телепрограмм и телепередач. Результаты измерений на сегодняшний день используются для поддержки принятия решений и способны оказать влияние на формирование общественного мнения, также они востребованы участниками рекламного рынка для реализации эффективных рекламных кампаний, а равно необходимы самим телеканалам для формирования собственной программной политики. Анализ рынка исследовательских компаний показал, что в настоящее время лидирующие позиции в изучении статистики телепросмотра российской аудитории занимают западные исследовательские компании. Проект федерального закона предусматривает дополнения и вводит терминологическое понятие "телеизмерение". Также согласно проектируемой статье 24-1 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" в целях обеспечения прозрачности и достоверности данных, полученных в результате исследований объёма зрительской аудитории телеканалов, осуществляется государственная аккредитация организации, проводящей такие исследования. Допускается аккредитация нескольких организаций. Аккредитованная организация проводит исследования в отношении объёма зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), распространяемых в любых средствах вещания, в том числе в сети Интернет. Коллеги, в целях обеспечения национальных интересов проектом федерального закона устанавливается ограничение иностранного участия в аккредитованной организации, осуществляющей телеизмерение, - не более 20 процентов в уставном капитале. Также в целях осуществления государственной аккредитации организаций в сфере исследования объёма зрительской аудитории Роскомнадзором формируется специальная комиссия по аккредитации и утверждается её состав. Проект федерального закона также предусматривает внесение в Федеральный закон "О рекламе" дополнения, возлагающего на рекламодателей, рекламораспространителей и их представителей и посредников обязанность руководствоваться в целях размещения рекламы на телеканале информацией и данными, полученными по результатам исследования объёма зрительской аудитории телеканалов на основании договора с аккредитованной организацией. Проектом федерального закона предусматривается поэтапное вступление в силу. Введение в действие новых норм Федерального закона "О рекламе" предлагается отложить до 1 января 2017 года, когда будут проведены необходимые мероприятия, связанные с аккредитацией организаций, осуществляющих телеизмерение. Актуальность принятия проекта федерального закона обусловлена степенью общественной значимости деятельности по телеизмерениям и областей практического применения получаемых в результате исследований данных и информации. Прошу вас поддержать указанный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет полагает, что принятие данного законопроекта будет способствовать развитию отечественной отрасли телеизмерений, укреплению ведущей роли на рынке российских СМИ. Возможность получения аккредитации несколькими организациями позволит обеспечить необходимый уровень конкуренции и гарантирует объективность исследований. Государственная аккредитация организаций в сфере измерения зрительской аудитории телеканалов послужит для защиты интересов граждан Российской Федерации в части обработки и хранения результатов исследований. Поддерживая в целом концепцию законопроекта, комитет считает, что отдельные положения нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства и в юридико-технической и лингвостилистической корректировке. Комитет рекомендует законопроект принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.
Так, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Роман Юрьевич, вот тут была сказана такая фраза: в целях защиты национальных интересов... Ну а если российские организации соберут эту информацию, а потом её передадут иностранному лицу как тут быть? Где защита национальных интересов? Второй момент. Было опять же сказано, что рекламодатели должны руководствоваться информацией, полученной в результате этих измерений. Что это означает на практике? Будьте добры, поясните. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Роман Юрьевич Чуйченко. ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. По поводу беспокойства, которые вы выражаете. Я думаю, что принятие предлагаемых норм назрело уже давно. Наверное, не к чести нашего национального рынка СМИ, когда единственной на рынке телеизмерений является компания с заокеанскими корнями, прописанная в Швеции, - наверное, это ненормальная, нездоровая ситуация. Измерения, которые проводит эта компания, вообще, ведутся по какой-то особой методике, которая принята внутри самой корпорации и не всегда согласуется с логикой, и на основании этой странной методики формируется в дальнейшем рынок рекламы, то есть фактически вся экономика отрасли. Например, эта компания измеряет федеральный эфир, но совершенно не учитывает региональный вклад, региональные врезки в федеральные каналы - и начинается не то чтобы хаос, но, во всяком случае, абсолютная неразбериха в дальнейшем формировании экономики отрасли. И эту ситуацию, безусловно, надо менять, надо реформировать. Те опасения, которые вы высказали относительно того, что какая-то компания может собрать данные и куда-то передать... Ну давайте, как говорится, решать проблемы по мере их возникновения. Та ситуация, которая в данный момент сложилась на рынке, однозначно требует реформ и совершенствования, и законопроект, который представил ваш коллега из фракции ЛДПР, вполне своевременен и актуален. Более того, я вам скажу, измерение наших зарубежных партнёров в этих пиплметрах в Москве стоит, допустим, 2 тысячи 200, а, например, в региональных городах - 100, 120 - это если взять средний областной центр, а в районных городах вообще никаких измерений нет, и на основании этого как-то вот принимается решение о развитии всей отрасли. А когда этот закон будет принят, я уверен (и такое же мнение у комитета), в течение короткого промежутка времени будут зарегистрированы отечественные компании, которые будут инвестировать достаточные средства в эту, в общем-то, перспективную отрасль, и мы наконец сможем получить информацию о том, какие, вообще, предпочтения у граждан, а также как и что, собственно, в будущем следует развивать. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит настоящий законопроект в первом чтении. Такое ощущение, что здесь в большей степени определённая политическая составляющая, нежели коммерческая, и в связи с этим хотел бы попросить Андрея Константиновича, автора, немножко раскрыть понятие "телеизмерение". Если бы это был просто монопольный бизнес, он мог бы быть замещён кем-то из наших олигархов, близких к власти, но, как я понимаю, этой темой - телеизмерением - можно манипулировать. Вот как, каким образом, в какой мере это воздействует на процессы, влияет на СМИ, в том числе на их рекламные бюджеты? А вполне естественно, СМИ - это проводник влияния и воздействия на мозги многих россиян, и не только. Вот хотел бы, чтобы вы дали определённые пояснения, как это работает? И почему вы вышли на этот законопроект, каким образом? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Луговому включите микрофон. ЛУГОВОЙ А. К. Позвольте, я начну с последнего вопроса, как я вышел на этот законопроект. Вышел очень просто. Я на ряде телеканалов веду передачи и, безусловно, отслеживаю рейтинг тех или иных передач, вникаю в то, что происходит, и я убедился, что, оказывается, рейтинг тех или иных каналов или передач - неважно каких, развлекательных или политических, - складывается главным образом не по регионам, а по Москве. Более того, я должен сказать, что акцент в этом законопроекте поставлен с политической точки зрения, а не с экономической. Это неправильно, когда в такой огромной стране рейтинг предпочтения российскими телезрителями тех или иных передач осуществляют западные компании, которые ещё в 90-х годах, по сути дела, монопольно захватили этот рынок за счёт имеющихся у них ресурсов и какие хотят, такие и диктуют условия и телеканалам, и телепрограммам, и рекламодателям. Это, безусловно, важный вопрос. А вот эти так называемые специальные приборы, которые они ставят в квартирах обычных граждан, они могут всегда ставить, исходя из собственных предпочтений, но мы должны быть уверены в правильности действий тех или иных организаций, которые осуществляют те или иные измерения. Поэтому предлагается не просто ограничить участие западного капитала 20 процентами - я подчёркиваю это, - но и аккредитовывать эти организации, чтобы российские граждане не находились под влиянием западных компаний, что мы порой наблюдаем и в социальных сетях, и в сети Интернет и так далее. Вот, пожалуй, всё, что я могу сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Фракция ЛДПР будет поддерживать данный законопроект. И я думаю, что здесь отражена не только та тенденция, которую мы заложили, внеся изменения в закон "О рекламе", - продвигать наших, отечественных исполнителей. Мне кажется, здесь задача намного глубже, и не только та, которая описана в пояснительной записке, - продвижение наших отечественных исполнителей. Дело в том, что та информация, которую мы получаем, анализируя объём зрительской аудитории, в общем-то, даёт данные для принятия стратегических решений. Если этим занимается западная компания, то прежде всего это нужно для реализации собственной продукции, для рекламы, но это, я думаю, в первом приближении, а стратегическая задача - это, конечно, развал нашей страны. Мы с вами видим, какие каналы какую телепродукцию показывают в прайм-тайм и чему обучают. На мой взгляд, всё-таки основное, что должно быть указано в этом законопроекте в качестве пояснения, - это получение стратегической информации, информации, на основании которой исполнительная власть может понять, что происходит, в общем-то, с той аудиторией, которая "облучается" из этого ящика. Вот мы с вами идём на выборы, и было бы очень неплохо задуматься о том, что каждый день с утра до вечера наше население, к сожалению, получает информацию, что ничего от него не зависит, что на выборы можно не ходить, что всё давно решено, что все галочки поставят, вбросят и так далее. Это же фактически идёт, скажем так, одурманивание нашего населения, хотя, казалось бы, с благой целью - получение информации, получение, скажем так, заведомо понятного результата. На самом деле мы получаем обратную реакцию - мы получаем пассивное население, мы получаем население, которое не хочет получать образование, не хочет трудиться и так далее. Вот данный законопроект, на мой взгляд, использование отечественных операторов... Я рассчитываю, что исполнительная власть всё-таки тоже будет использовать данную информацию для принятия решений, какие программы показывать. Вот тогда и можно будет говорить о патриотизме, вот тогда и возникает теория, скажем так, русского народа и приходит понимание, кто принимает решение и каким образом, куда вести нашу страну. Мы поддерживаем данный законопроект и считаем, что он принесёт пользу нашей стране. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы с утра утвердили порядок работы: у нас перерыв с 15 до 16 часов, потом с 16 до 18 часов - вечернее заседание, голосование в 17 часов. Я прошу соблюдать этот порядок работы. Нам уже представители прессы звонят и спрашивают: почему вы меняете порядок работы? Я считаю, кому надо футбол смотреть - идите смотрите, можете вообще мандаты сдать и весь чемпионат смотреть сидя дома. Высший орган государственной власти - и вдруг из-за матча в 16 часов менять порядок работы! Неприлично даже ставить такой вопрос! Фракция ЛДПР категорически против изменения порядка работы и на всё оставшееся время проведения этого чемпионата. Дома смотрите, можете сидеть там чай пить! Мы требуем продолжать работу по утверждённому утром порядку работы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральный закон "О рекламе". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 42 мин. 50 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 435 чел. Не голосовало 15 чел.3,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
ГУДКОВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Прошу уточнить: по 21-му пункту Гудков и Сергей Петров голосовали против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.