Заседание № 92
17.01.2018
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1091640-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах" (в части распространения статуса ветерана боевых действий на военнослужащих Вооружённых Сил СССР, находившихся в Чехословакии с 21 августа по ноябрь 1968 года в составе войск государств - участников Организации Варшавского Договора).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1929 по 2527 из 7525
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса 8 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах". Докладывает Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в текущем году исполняется 50 лет с момента завершения крупномасштабной военно-стратегической операции "Дунай" войсками государств - членов Организации Варшавского Договора. Основной задачей этой операции было подавление антигосударственного переворота в Чехословацкой Республике, который готовила оппозиция, опираясь на поддержку западных стран. Войска СССР и стран Варшавского договора защищали не только ЧССР, но и свои страны от вторжения и влияния стран НАТО. Операция проходила в период с августа по ноябрь 1968 года. Численность группировки войск стран ОВД, введённых в Чехословакию в августе 1968 года, составляла более 240 тысяч человек, из которых около 170 тысяч входило в состав группировки советских войск. По неполным данным, в ходе операции погибло 105 советских военнослужащих; по данным чешских источников, из числа гражданского населения погибло 72 человека. Депутаты фракции КПРФ предлагают дополнить раздел III приложения к Федеральному закону "О ветеранах" позицией следующего содержания: "Выполнение задач по подавлению попытки государственного переворота и обеспечению стабилизации обстановки в Чехословацкой Социалистической Республике в ходе осуществления крупномасштабной военно-стратегической операции войсками государств - членов Организации Варшавского Договора: с 21 августа по ноябрь 1968 года". Наш законопроект касается граждан России, участвовавших в операции "Дунай", возраст которых превышает 70 лет и которые нуждаются в моральной, а часть из них и в дополнительной материальной и социальной поддержке государства. Главным препятствием для принятия закона является позиция Правительства Российской Федерации, которое в заключении на законопроект заявило: "...органами государственной власти СССР решения о ведении боевых действий с участием советских военнослужащих в Чехословацкой Социалистической Республике не принимались, а военнослужащие... участия в боевых действиях не принимали. Таким образом, основания для отнесения указанной категории военнослужащих к ветеранам боевых действий отсутствуют". Однако собранные сведения опровергают эти заявления. Подготовка к возможному вводу советских войск в Чехословакию началась в апреле 1968 года. Как известно, 23 марта 1968 года в Дрездене состоялась встреча руководителей шести стран - СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии и ЧССР. Собравшиеся подвергли жёсткой критике происходящие в Чехословакии реформы. Спустя неделю в Прагу прибыл министр обороны Гречко, который предупредил чехословацкое руководство, что Москва не допустит разрушения социализма в Чехословакии. В июне 1968 года советские дивизии были сосредоточены на юге ГДР, у чехословацкой границы, солдатам объявили о предстоящем вводе их частей в Чехословакию. Уже тогда началась идеологическая и тактическая подготовка солдат и офицеров: их знакомили с историей Чехословакии, с особенностями этой страны, обучали тактике городского боя, перед солдатами и командирами выступали офицеры, получившие опыт ведения боевых действий во время венгерских событий 1956 года. Войска вооружили, что называется, до зубов, на корпусах танков и другой техники белой краской наносились две полосы крест-накрест шириной 10-15 сантиметров. Это делалось для того, чтобы в ходе боевых действий можно было отличить, в том числе с воздуха, советскую технику от чехословацкой. Были сформированы Прикарпатский фронт, Центральный фронт, а также Южный фронт. На расширенном заседании Политбюро ЦК КПСС 16 августа 1968 года было принято решение о вводе войск, которое затем было одобрено на совещании руководителей стран ОВД. Командованием перед частями были поставлены четыре задачи: первая - охрана наиболее важных объектов в городах, вторая - предупреждение и пресечение массовых беспорядков, третья - захват и изъятие у контрреволюционных элементов вооружения и боеприпасов, четвёртая - блокирование частей чехословацкой армии по месту их нахождения. Ввод войск начался в ночь на 21 августа. С чисто военной точки зрения, как отмечали позднее западные специалисты, операция по так называемой оккупации ЧССР была проведена чётко, быстро, точно и эффективно. Утром 21 августа все основные объекты Праги были взяты под охрану войсками 20-й армии, авто- и бронетехника размещалась на улицах и площадях города, демонстрировала своё присутствие. С первых часов ввода наших войск радикально настроенные граждане начали демонстрировать активное неповиновение: в Праге и в других местах велись перестрелки, советских солдат убивали из-за угла, наши войска отвечали автоматными очередями, гибли люди и с одной, и с другой стороны. Сообщалось, что уже в первые часы чехам удалось сбить два советских вертолёта, бои развернулись у здания пражского Национального музея, в городе Банска-Бистрица, около завода в городе Раковнике и в других местах. 23 августа 1968 года семь советских БМП было подожжено бутылками с зажигательной смесью - по крайней мере один из них сгорел вместе с экипажем, - было уничтожено и повреждено более 300 военных автомобилей. Советскими войсками из тайных складов было изъято значительное количество оружия. Таким образом, советские войска готовились к боевым действиям и вели их. В ходе подготовки этого вопроса мы собрали ряд документов - нам, правда, не очень захотело помогать Министерство обороны, поэтому пришлось собирать такие документы, что называется, в частном порядке. Вот у меня есть ряд наградных листов, оглашу текст одного из них: "Буянкин Николай Иванович, призван Петровским РВК города Донецка. Рядовой Буянкин в составе роты участвовал в захвате и блокировании штаба армии ПВО, при этом проявил смелость и решительность. Выполняя задачу по обороне штаба 7-й армии, в составе взвода занимал оборону на чердаке здания штаба у смотровых окон со стороны площади. 26 августа был обстрелян и тяжело ранен. Скончался в госпитале. Посмертно награждается орденом Красной Звезды". Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Владимир Иванович Мельник. Пожалуйста. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" для приобретения гражданином статуса ветерана боевых действий необходимо соблюдение двух условий: первое - это направление в другие государства органами государственной власти, второе - участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах. Комитет отмечает, что органами государственной власти СССР решения о ведении боевых действий в период политического кризиса в Чехословацкой Социалистической Республике в 1968 году не принимались. Войска государств - членов Организации Варшавского Договора 21 августа 1968 были введены в Чехословакию с целью оказания помощи чехословацкому народу. По информации Министерства обороны Российской Федерации, боевые действия с регулярными частями чехословацкой армии, а также с группами контрреволюционно настроенных граждан не велись. Таким образом, присвоение статуса ветерана боевых действий военнослужащим, направлявшимся в Чехословакию в 1968 году в составе войск государств - членов Организации Варшавского Договора, не соответствует концепции Федерального закона "О ветеранах". Согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию федерального закона потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета в размере 119 миллионов рублей в год, однако источник и порядок исполнения возникающих расходных обязательств не определены, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности не поддерживает концепцию законопроекта. Правительством Российской Федерации данный законопроект также не поддерживается. Комитет предлагает отклонить данный законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Владимир Иванович, общеизвестен такой факт: когда замечательный разведчик Рихард Зорге был арестован и японцы предложили обменять его, наш Верховный Главнокомандующий сказал, что не знает такого гражданина, что у нас такого военнослужащего нет. Вот не кажется ли вам, что утверждать, что не вводились войска, не принимались решения и так далее, это некрасиво вообще? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон. МЕЛЬНИК В. И. Войска вводились, решения принимались, просто военнослужащие выполняли свои служебные обязанности. Да, с риском для жизни, это и сейчас происходит, и тогда происходило, но боевых действий полномасштабных там не велось, вот о чём я говорю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Иванович, несколько странную аргументацию вы привели против этого законопроекта. Ну, прежде всего, а кто принимал решение о вводе наших войск в Чехословакию, если не государственные органы? И второй момент, по поводу того что там не гибли люди. Вот у меня в университете был преподаватель политэкономии - этот человек получил тяжёлую травму и вынужден был уйти со службы в КГБ, наверное, он пострадал именно во время боевых действий. Да, они не воевали с чехословацкой армией, но они воевали с контрреволюционными элементами. Факты боевых действий очевидны. МЕЛЬНИК В. И. Мне кажется, что боевые действия - это не просто гибель людей. Гибель людей происходит и на военных учениях, но мы же не даём статус ветерана боевых действий за то, что военные просто выполняли свои обязанности согласно приказу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н. У меня вопрос к Юрию Петровичу. Юрий Петрович, я хочу абстрагироваться от того, были там боевые действия или не были, я хочу с другой стороны подойти к этому вопросу. Вот вы берёте сейчас за основу, в частности, Чехословакию, но ведь довольно много государств, где наши военнослужащие выполняли задачи, и они также не признаны ветеранами боевых действий. Насколько это правильно и обоснованно - выделять события в Чехословакии, забывая про события в других странах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Синельщикову включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо за вопрос, Юрий Николаевич. Мы ставим вопрос в данном случае только о чехословацких событиях, мы не собираемся в одном законе решать проблемы по всем локальным войнам, в которых участвовал Советский Союз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Юрий Петрович, я хотела бы, знаете, о чём с вами поговорить? О том, что действительно приказов у нас на очень многие вещи просто нет. Наше правительство - и советское правительство, и нынешнее правительство - не оформляет приказами отправки целых воинских соединений в некие точки, где защищаются национальные интересы. Мне кажется, что нужно либо разрабатывать какой-то новый закон, либо, может, в данном законе какой-то раздел, где принципиально иначе рассматривался бы этот вопрос. Если были военные действия - не важно, объявлялась война, не объявлялась война - и военнослужащие в них принимали участие, то они должны признаваться ветеранами. Это могут быть закрытые документы, как мы с сотрудниками ГРУ поступаем, как поступаем с целым рядом сотрудников наших других закрытых служб, но вот... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Григорьевна, на вопрос минута даётся. Двадцать секунд добавьте, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г. Прошу прощения. Военнослужащие по приказу гибнут, а не находясь в отпуске, они участвуют в боевых действиях, стреляют и убивают, и их убивают - вот в этой ситуации мы должны найти способ компенсации им нанесённого ущерба их здоровью и жизни. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрию Петровичу Синельщикову включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо, Елена Григорьевна, за вопрос. Конечно, приказы издавались, но мы их не можем получить, потому что далеко не вся рассекречена информация, которая касается этих событий. Три-четыре года назад часть информации была рассекречена, но соответствующие приказы не рассекречены. В условиях, когда дважды принимались решения Политбюро ЦК КПСС, конечно, были и соответствующие приказы. Не могло же быть так, что политбюро просто решило - и поехали войска вперёд... Нет, конечно! По полкам, по дивизиям у нас были приказы соответствующие, например, я точно знаю, по 35-й мотострелковой дивизии был соответствующий приказ, я его лично читал, он был секретный. Так что, совершенно очевидно, были соответствующие приказы и командующему 20-й армией, и командующему Группой советских войск в Германии, откуда в основном войска вводились, соответствующий приказ министра обороны СССР, но мы их не можем получить, они секретные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Юрий Петрович, скажите, пожалуйста, как вы думаете, почему Коммунистическая партия, которую вы сейчас представляете, в период своего пребывания у власти - с 1969 по 1991 год времени было достаточно - не приняла предлагаемое вами сейчас решение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Синельщикову включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Я не могу сказать, почему она не приняла это решение, я могу сказать, почему мы сейчас ставим этот вопрос. Этот вопрос возник не у меня в мозгах и не у фракции КПРФ, этот вопрос возник у множества ветеранов, у соответствующих ветеранских общественных организаций, которые созданы во многих регионах, речь, в частности, о ветеранской организации под названием "Дунай-68". У них возникла эта идея, они обратились в Государственную Думу, во фракцию КПРФ, поэтому мы и занялись этой проблемой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Юрий Петрович, хуже всего на свете, когда в политике двойные стандарты. На двух стульях не усидишь - они раздвинутся и всё равно упадёшь на пол. Так и тут. Сейчас у нас тоже нет такой войны, как та, о которой вы говорили, и приказы, может быть, тоже совсем по-другому издаются, но мы все поддерживаем и считаем правильным, что семьям ребят, которые погибли в Сирии, помогают, что это учитывается. Также это касается тех наших ребят, которые погибли, защищая, как говорится, власть. Когда был переворот в начале 90-х, три парня - их даже сделали Героями Советского Союза - залезали на танки к нашим военным, бросали бутылки с зажигательной смесью, а наши военные сидели и не стреляли. Понимаете, нельзя двойными стандартами мыслить! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тамара Васильевна, с этим высказыванием вы обратились к Юрию Петровичу, а смотрели в сторону содокладчика, - я так и не понял, к кому оно относилось. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Юрий Петрович, по современным данным, в ходе вторжения в Чехословакию погибло более 100 человек, в основном мирные жители, власть Советов там была восстановлена. Это же сделали военные на территории СССР в ходе массовых беспорядков в Александрове, Муроме, Темиртау и так далее. Как вы считаете, военнослужащих, которые подавляли эти беспорядки, тоже можно признать участниками боевых действий? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Синельщикову включите микрофон. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Я не хотел бы сейчас открывать здесь политические дискуссии о роли КПСС в советском обществе, я хотел бы сказать только одну вещь: есть конкретные военные события, в которых участвовали наши советские войска, велись боевые действия, погибли люди, и мы просим признать их участниками боевых действий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Юрий Петрович, в законе речь идёт об осуществлении крупномасштабных военно-стратегических операций. Можно расценивать так, как вы говорили: произошёл ввод войск, состоялись боевые действия, погибли граждане и так далее. В случае принятия данного закона не получится ли так, что мы на государственном уровне в рамках федерального закона признаем этот факт? Это первое. И второе. После принятия закона в рамках международных договоров, в рамках международного права... Вы анализировали последствия в рамках международного права, рассматривали, какие могут быть предъявлены претензии Российской Федерации со стороны тех стран, которые являются правопреемницами Чехословакии? Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо за вопросы, Андрей Геннадьевич. Мы с вами хорошо знаем, что нас сейчас многие считают оккупантами, в том числе поляки, руководство Польши, нас считают оккупантами в трёх прибалтийских республиках, Европа считает нас оккупантами. Совсем недавно я лично слышал заявление о том, что мы когда-то оккупировали Афганистан, так заявили некоторые руководители этой республики. Список можно продолжать. Я полагаю, что нам не следует на это особенно обращать внимание, ибо есть акт, есть люди, которые добросовестно выполняли свои обязанности, мы должны подтвердить, что они добросовестно выполняли свои обязанности в интересах тогда Советского Союза и в интересах нынешней России. Надо принять это решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить, коллеги? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич, от фракции. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Меня удивляют вопросы некоторых наших коллег. Для справки (экспертная справочка): количество людей, выполняющих специальные операции, спецназовцев, за последние 10 лет увеличилось в США в 4 раза и составляет 12 тысяч, каждый день они выполняют задачи по разжиганию, стравливанию, отстрелу и так далее. В условиях противостояния всегда возникает необходимость участия различных государств в тех или иных операциях. Если вы посмотрите, то увидите, что операция по введению 240 тысяч человек в военной терминологии... Здесь присутствует уважаемый председатель комитета, выполнявший эти задачи в разных районах, он может вам подтвердить. С моей точки зрения, мы здесь цинично рассматриваем вопрос. И по моему мнению, соавтором этого законопроекта должен был выступить Комитет по обороне. Мы с вами, вообще-то, установили день памяти о военнослужащих, участвовавших в выполнении интернациональных обязательств в различных точках мира, вы что, не в курсе? У нас есть такой день! И почему-то в перечень включены военнослужащие, которые принимали участие в боевых действиях в Йемене, они признаны таковыми, хотя там погибло два человека, ранения получили 70 человек. Мне кажется, что даже сумма заявленная... Вот вчера на Гайдаровском форуме Силуанов опять обозначил свои приоритеты. Оказывается, высокая цена на нефть должна сослужить службу Соединённым Штатам Америки, потому что 3 процента ВВП (это около 3 триллионов) надо за этот год опять в фонды отправить вместо того, чтобы развивать собственную экономику, вместо того, чтобы улучшать свои показатели по уровню жизни. Вот Андрей Константинович, он компетентный человек, он прекрасно знает, что просьбы о всяких льготах возникают в условиях нарастания нехватки денег в бюджетах домохозяйств. Сегодня Счётная палата, к сожалению, делает абсурдные предложения по поводу объединения фондов с целью какой-то мнимой экономии (хотя профильный вице-премьер говорит, что проработки таких решений не было), вместо того чтобы предложить, что же нам сделать, чтобы не воровали по 2 триллиона бюджетных средств, о чём говорит та же Счётная палата, как нам Минэкономразвития сделать Минэкономразвития, а не минэкономразговоры, понимаете? А на реализацию этого закона надо 190 миллионов для оставшихся ветеранов. Я почему вышел выступать? Большая часть этих ветеранов - с юга России: Донбасс, Ростов, Краснодар, Волгоград - оттуда военнослужащие участвовали в событиях во всех горячих точках. Ну и Крым, я забыл о Крыме родном! Вот именно оттуда, как правило, заполнялись погранвойска на южной границе, во всех горячих точках. Я прошу вас: 190 миллионов - это копейки в масштабе 16 триллионов расходной части, но это уважение к людям, которые выполнили свой долг! И здесь предложение Комитету по обороне. Нам с вами надо быть честными и понимать, что ситуация будет обостряться: 29 января в США вступит в силу закон о противодействии противникам, а на что он направлен? Он направлен прежде всего против России. Сегодня мы с вами здесь будем слушать руководителя агентства, которое создали, а денег на межнациональную политику не дали, но наши "друзья", или партнёры, как их любят называть, в условиях нарастающей нищеты, экономических неурядиц будут направлять свои стрелы прежде всего на межнациональные отношения, потому что, как только со стола пропадает кусок хлеба, сразу находятся люди, которые говорят: а ты откуда и почему приехал, а ты что за наш стол сел? С моей точки зрения, людям, с достоинством выполнившим свои обязательства перед страной, мы должны отдавать долги и не ссылаться на то, что это произошло 30 лет, 50 лет назад. Плюнувший в прошлое утонет в будущем, помните об этом! Я предлагаю поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню всё-таки, что в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" для придания статуса ветерана боевых действий необходимо выполнение как минимум двух условий. И первое условие - это направление органами государственной власти соответствующих лиц для ведения в соответствии с их служебными обязанностями боевых действий на территории других государств. Так вот, коллеги, органами государственной власти Союза Советских Социалистических Республик в 1968 году, то есть в период политического кризиса в Чехословацкой Социалистической Республике, решение о ведении боевых действий на территории Чехословакии не принималось. По информации Министерства обороны уже Российской Федерации, боевых действий против регулярных частей Чехословакии или отдельных антисоветски настроенных граждан Чехословацкой Республики не велось. Коллеги, да, войска были введены, да, боеготовность была на высоком уровне, но в каждой части, как правильно заметил Юрий Петрович, проводились соответствующие встречи с военнослужащими, и командиры боевых частей объясняли военнослужащим, что недопустимо поддаваться на провокации, недопустимо применять оружие. Коллеги, всем известен этот случай героизма советских солдат: танк "Т-55", разогнавшись, догонял боевые части советской группировки войск, когда командир старшина Юрий Андреев увидел, что на мосту собрались, да, пусть антисоветски настроенные, но граждане Чехословацкой Социалистической Республики, они не понимали, что танк уже не может затормозить, а Андреев понимал, он отвернул танк в сторону, танк упал с моста и трое советских военнослужащих, которые были в танке, погибли, но ни один мирный или немирный гражданин Чехословакии не пострадал. Советская группировка войск - я вынуждена защищать сейчас мнение Коммунистической партии Советского Союза - не принимала участия в боевых действиях. Я просто напомню, что такое боевые действия, коллеги. Боевые действия - это организованное применение сил и средств для выполнения поставленных боевых задач частями, соединениями, объединениями, родами войск Вооружённых Сил, то есть ведение войны на оперативном, оперативно-тактическом и тактическом уровнях. Так вот авторы законопроекта предлагают нам переписать историю и фактически признать, что Советский Союз воевал с Чехословакией. Коллеги, напомню, история - это не жёлтая газетёнка, когда здесь читаем, а здесь пирожки заворачиваем. И Россия - сильная, уверенная страна, которая спокойно заявляет о своих интересах или об интересах международной справедливости, но Россия - это также государство, которое бесконечно дорожит дружественными межгосударственными связями, бесконечно дорожит международной стабильностью, поэтому не сотрясает воздух и не делает необдуманных заявлений. Коллеги, учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает отклонить предложенный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. От фракции выступление. Пожалуйста, поставьте соответствующее время. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Давайте вернёмся к тексту законопроекта. Вот сейчас обсуждение, на мой взгляд, вообще пошло в другом направлении. Никто не предлагает пересматривать отношение к событиям в Чехословакии, речь вообще не об этом, речь о другом. Давайте мы разделим внешнюю политику и социальную политику, внутреннюю политику государства по отношению к своим военнослужащим. Ведь и в Чехословакии, и в других странах что делали, за что погибали наши военнослужащие, за что они посмертно получали ордена? Люди выполняли свой долг перед государством! Мало того, я хочу сказать, что ни одно воинское соединение, ни одна воинская часть не может пересечь границу, если не имеет приказа. То есть, по большому счёту, мы, как страна, не признаём, что там были боевые действия, но, вы знаете, это и не требуется. По закону "О ветеранах", подчёркиваю, если военные принимали участие в боевых действиях... А факт получения ранений - он что, не является доказательством? Они же не на учениях были (тут было сказано, что увечья можно получить и на учениях), речь идёт именно о том, что они выполняли боевой приказ, и не важно, в чём он заключался - воевать, скажем так, с регулярной армией или с террористами. Давайте посмотрим на сегодняшнюю действительность: где наши военнослужащие воюют с регулярной армией? Если они воюют с террористами - что, значит, они не участвуют в боевых действиях? Коллеги, речь идёт именно об этом, речь не о сотне человек, которых может коснуться этот закон, а о том, что, как было справедливо сказано, нужно его действие распространить и на всех остальных участников боевых действий, воевавших в других горячих точках во всём мире. Эти войны не были объявлены, но наши военнослужащие выполняли там свой долг, и они должны получить все положенные им по закону социальные гарантии как участники боевых действий. Кроме того, я хочу сказать, что этот законопроект не противоречит действующему закону "О ветеранах", ведь участие в составе войск стран Варшавского Договора - это было по приказу. Что, самостоятельно наши войска решили принять участие или всё-таки было решение советского правительства, было такое решение или нет? Очевидно, что было! Поэтому, скажем так, прятать голову в песок и говорить, что мы не признаём, что в Чехословакии были советские войска... Они были там! Другой вопрос, как это оценивать, но мы этим законопроектом никакой оценки не даём, и он ровным счётом этого не касается - он касается российских военнослужащих, вернее, советских военнослужащих, которые выполняли свой интернациональный долг. Как было справедливо сказано, можно во втором чтении и дальше пойти: не только участников этих событий приравнять к ветеранам боевых действий, но и всех остальных. Причём никто не мешает нам поднять эти секретные приказы, чтобы все воины получили социальную защиту. Это важно и для тех наших военнослужащих, которые сегодня выполняют свой воинский долг, - подумайте об этом! Сейчас ведь войны совсем другие: не нужно объявления войны, каких-то широкомасштабных действий, война совсем по-другому ведётся. И что, мы в следующий раз скажем, что в Сирии или в какой-то другой стране не воевали наши войска, не боролись с терроризмом, что не было военных действий, мы это не признаём, а стало быть, они не получат льготы? Коллеги, в связи с этим хотелось бы напомнить - давайте будем последовательны, - что нашей фракцией внесён законопроект, скажем так, о признании статуса частных военных компаний. Если мы не хотим какие-то полномочия распространять на регулярную армию, давайте эту поправку в закон примем. А то получается, что мы своих военнослужащих лишаем заслуженных льгот только потому, что боимся принять какие-то политические решения. Подчёркиваю, речь идёт не о пересмотре оценки событий 1968 года - речь идёт только о социальной защите наших военнослужащих. Прошу поддержать этот законопроект. Во втором чтении, мы считаем, его действие можно было бы распространить на участников всех остальных конфликтов, о которых мы пока не говорим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Рашкин Валерий Фёдорович. РАШКИН В. Ф. Уважаемые коллеги, мы просили бы очень внимательно рассмотреть данный законопроект, потому что он поднимает не столько финансовый, сколько нравственный вопрос. "Это нужно - не мёртвым! Это надо - живым!", как сказал поэт. Мы много говорим о патриотизме, много об этом написано, много спорят, на телеканалах сегодня, как ни посмотришь, все патриоты! Напомню, ни одна дивизия, ни один взвод, ни одно подразделение без приказа никуда не передислоцируется, не передвигается, тем более в тот период пересечь границу и выполнять задание - это проводилось только строго по приказу. Аргументы комитета, фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", которые сегодня мы слышим, мол, где эти приказы... Не тяжело же поднять архивы! Если Правительство Российской Федерации не желает работать, нужно поправить правительство. Ведь вопрос не в 119 миллионах рублей - что такое эти деньги, 119 миллионов, для Российской Федерации, если мы говорим, что в армию должны стремиться идти молодые люди, если это послужит росту её авторитета?! А если завтра что-то случится, тогда вот эти ветераны, которые выполняли приказ и участвовали в боевых действиях, были ранены, чьи друзья были убиты, матери, которые потеряли своих сыновей, - что они скажут? Вы даже не можете принять закон, чтобы была достойная память о них! У нас проводятся праздники - дни городов, один такой праздник стоит столько миллионов! Миллиарды уходят на самопиар чиновников, чтобы рассказать, как они хорошо работают. Аргументы от комитета прозвучали, что, мол, нет источников. Да об этих копейках я не стал бы даже говорить с этой трибуны - стыдно! Вопрос о распространении статуса ветерана боевых действий на военнослужащих Вооружённых Сил СССР, направленных в Чехословакию с 21 августа по ноябрь 1968 года в составе войск государств - членов Организации Варшавского Договора, считаю абсолютно актуальным. Он человечный, он несёт в себе позитив для нашего молодого поколения, для наших ребят, которые пойдут в армию. Ведь они же завтра не пойдут воевать, послушав вас и увидев результаты голосования; в школе, на студенческой скамье они скажут: "Да ну вас, депутаты! Какие вы интересные, вы даже копейку не можете дать ветеранам заслуженным, чтобы их поддержать!" Убедительная просьба, не смотрите в карман, на 119 миллионов рублей, поддержите этот законопроект, он очень и очень актуальный! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас осталось три записавшихся на выступления. Какие будут предложения с учётом того, что согласно Регламенту у нас через 12 секунд должен быть перерыв? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Объявляется перерыв до 12 часов 30 минут. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4194 по 4420 из 7525
Коллеги, продолжаем рассмотрение 8-го вопроса, проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О ветеранах". Выступает Александр Николаевич Шерин, от фракции. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР выступает за присвоение статуса ветерана боевых действий военнослужащим Советской Армии, направлявшимся в Чехословакию с 21 августа по ноябрь 1968 года. И для стенограммы я специально хочу обозначить позиции, которые услышал в выступлениях представителей фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", объясняющие, почему они не будут поддерживать данное предложение, и постараюсь ответить. Вот только что мы с вами рассматривали очень сложный и очень важный для нашей страны вопрос - национальный вопрос. Владимир Вольфович Жириновский правильно сказал, что в период Советского Союза очень хотели понравиться многим национальным регионам, многим национальностям. Вопрос, который мы сегодня рассматриваем, не столько экономический, не столько юридический, сколько политический, то есть это вопрос о проявлении политической воли. И вот здесь я усматриваю попытку понравиться тем странам, которым мы уже никак не сможем понравиться в любом случае. Российская Федерация является правопреемницей СССР, и мы должны ответить на один простой вопрос: мы будем идти на поводу у западной пропаганды, которая подстрекает и поддерживает и шествия нацистов в Прибалтике, и снос наших памятников в Польше, или мы вопреки всему скажем, что не стесняемся, а, наоборот, гордимся Советской Армией, которая у нас была, гордимся тем, что сделали наши солдаты и офицеры, более того, не осуждаем, а ещё и поддерживаем, в том числе морально, тех, кто выполнял свой долг, выполнял приказы советского правительства? Военные выполняют приказы, а не обсуждают их, но они должны их выполнять, зная, что их потомки не будут ставить под сомнение правильность выполнения этих приказов и будут гордиться своими предками. Вы знаете, есть такой хоккеист - Яромир Ягр, известный чешский хоккеист. Он родился в 1972 году. У него на свитере номер 68 - почему? Он так в выступлениях открыто и говорит - мол, ненавидит коммунистов и выступает против действий Советской Армии в 1968 году в Чехословакии, и в знак протеста у него такой номер. Так вот, коллеги, вы думаете, что если вы проголосуете сегодня за этот законопроект, то Яромир Ягр поменяет номер на своём свитере? Вы ему хотите понравиться?.. По статистике, сейчас самый кассовый фильм - "Движение вверх", фильм о победе сборной Советского Союза по баскетболу в 1972 году. На тот момент прошло четыре года после событий в Чехословакии - никто же не запретил сборной Советского Союза по баскетболу выступать со своей символикой, со своей эмблемой, никто не запретил приезжать на Олимпийские игры - почему? А потому, что Советская Армия действовала решительно и действовала в интересах своего государства. Наши войска стояли во многих странах в мире, в странах Варшавского Договора, но ни в ГДР, ни в других странах, в Монголии например, никто не поднимал эту ситуацию на поверхность - и не надо было применять войска. Вот в Чехословакии решили проверить на прочность наши советские войска - и тогда войска ответили, действовали решительно и мощно. Кто-то говорил, что не было боевых действий, - а что, вы хотите сказать, что нужно было разбомбить Чехословакию, нужно было организовать ковровые бомбёжки, тогда наши солдаты и офицеры считались бы ветеранами боевых действий?.. Кстати, это большой талант командиров и начальников - провести операцию с минимальными потерями (к сожалению, они были) среди мирного населения и за несколько месяцев. Я хочу вам, коллеги, напомнить о событиях, которые произошли в 1969 году, в 1962 году. Тогда была очень серьёзная ситуация, и Советская Армия должна была проявить прочность. Если бы тогда они рассюсюкивали и разъясняли ситуацию, как нужно себя вести, смогли бы мы удержать Советский Союз до начала 90-х?.. А в начале 90-х подписали соглашение о выводе войск из стран бывшего Варшавского Договора - и что произошло с Советским Союзом? Он распался. Что произошло в Российской Федерации и в Советском Союзе? Начали организовываться межэтнические конфликты, стали появляться горячие точки - почему? А потому, что слабину проявили, начали войска выводить. Сегодня та Чехословакия - это, извините, два независимых государства, Чехия и Словакия, оба являются членами НАТО. То есть вы боитесь обидеть членов НАТО, вы боитесь обидеть страны, которые платят туда ежегодные взносы? Или мы с вами не понимаем, что расширение НАТО направлено против Российской Федерации? Есть Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - пожалуйста, Чехия, Словакия, вступайте, какие проблемы?! Но они выбрали НАТО, они вступили в союз государств, которые являются нашими противниками! Ну и самое интересное. Нам приводят цифры, говорят, мол, автор законопроекта не указал источник финансирования, а ведь нужно целых 119 миллионов рублей в год! Напомню, что с февраля 2018 года компенсация ветеранам боевых действий будет составлять 2869 рублей в месяц - аж 2869 рублей! Вот мы здесь слышали, в Государственной Думе много говорилось, что Государственная Дума осуществила экономию: в 2017 году мы не использовали заложенные средства в размере, если я не ошибаюсь, 700 миллионов рублей. Может быть, цифра и меньше, но, я думаю, из этой суммы мы сможем найти 119 миллионов рублей. А самое главное, уважаемые коллеги, это действительно будет жестом, который покажет, что Российская Федерация не стесняется достижений Советской Армии. Мы должны всем напомнить, показать, что поддерживаем решительные действия руководства страны, направленные на сохранение стабильности в мире. И ещё, уважаемые коллеги, мне хотелось бы вам напомнить очень и очень важный момент. Российская Федерация пережила очень тяжёлый период в своей истории - август 91-го года. Единственный политик, который выступил тогда в защиту ГКЧП, - Владимир Вольфович Жириновский: он тогда предсказывал, что, если мы не поддержим ГКЧП, а поддержим хунту, то Советский Союз распадётся. Мы заступались за Советский Союз. Были тогда перекосы, были, конечно, проблемы с демократическими преобразованиями, но была мощная Советская Армия. И то, что тогда доллар стоил 68 копеек и никто не запрещал учить русский язык, никто не запрещал нашей сборной приезжать на Олимпийские игры со своей символикой, никому в голову не приходило унижать наших ветеранов и сносить наши памятники, - всё это благодаря тому, что у нас была мощная и непобедимая армия. Так давайте мы сегодня скажем, что гордимся ею, что Российская Федерация является правопреемницей СССР и что наша Российская армия также чтит подвиги, которые совершались советскими солдатами и офицерами. Прошу поддержать этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. На рабочем месте включите микрофон. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Буквально пару минут. Юрий Петрович, на вопрос, который я вам задал, вы ответили, что не нужно обращать внимание, если ещё одна или две страны будут называть нас оккупантами. Но я вопрос задавал не в этом плане, мне, если честно, безразлично, кто нас будет считать оккупантами, я вам задавал вопрос о другом. Когда вы вносили и прорабатывали данный законопроект, вы анализировали, смотрели, какие будут последствия принятия закона в рамках международного законодательства, будут ли Российской Федерации предъявлены иски и так далее? Я вас об этом спрашивал. Я хотел бы получить ответ - если есть возможность, в заключительном слове ответьте, пожалуйста, на поставленный мною вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Коллеги, несколько слов о доводах наших оппонентов. Первый довод сводится к отрицанию ценности тех событий для современной России. Я в связи с этим хотел бы сказать следующее. Первая отрицательная оценка этих событий появилась в декабре 1989 года по инициативе Горбачёва: он собрал в Москве руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, и вот тогда прозвучала идея, что это явилось вмешательством во внутренние дела суверенного государства и должно быть осуждено. Надо сказать, что после этих высказываний некоторые участники событий почувствовали себя оплёванными, стали отмежёвываться от своей принадлежности к этому "сообществу интернационалистов". Сегодня некоторые политические деятели называют эту операцию авантюрой: оценивая наш законопроект на заседании профильного комитета, один из его членов высказался так (цитирую по стенограмме): "...особенно в нынешней ситуации это просто провокация со стороны авторов". Провокацию сегодня рассматриваем, понятно? По оценке члена комитета. Я должен сказать, что тогда были весьма серьёзные основания для ввода советских войск в Чехословакию: оппозиция вела скрытую подготовку смены государственного строя в стране, западные границы государства были открыты, войска ФРГ и НАТО готовились к возможному вторжению на территорию ЧССР, в середине августа 1968 года команда руководителя КПЧ Дубчека полностью утратила контроль над ситуацией в стране. Отмечу, что тогдашнее руководство нашей страны дало высокую оценку действиям участников чехословацких событий: за мужество и героизм, проявленные в ходе осуществления военной операции, свыше тысячи советских военнослужащих было представлено к награждению орденами и медалями; участникам операции "Дунай" приказом министра обороны от 17 октября 1968 года была объявлена благодарность за выполнение интернационального долга. Второй довод наших оппонентов выглядит так: принятие закона ухудшит наши взаимоотношения с чехами и словаками. Я должен в связи с этим отметить, что отношение к этим событиям и тогда было, и сейчас неоднозначное, но оно постепенно трансформировалось: если в 1968 году, наверное, большинство чехов к этому относились всё-таки отрицательно, то через два года мнение значительно изменилось и уже в декабре 1970 года состоялся пленум Центрального комитета Компартии Чехословакии, на котором был принят документ "Уроки кризисного развития в Компартии Чехословакии и обществе после XIII съезда КПЧ", в котором отмечалось, что интернациональная помощь братских социалистических стран была своевременным, необходимым и единственно правильным решением. Обращаю внимание, что это не постановление пленума ЦК КПСС. Третий довод - нет денег. Коллеги, мы точно не знаем, какая сумма, специалисты посчитали и назвали вот эту сумму. Я, честно говоря, склоняюсь к мысли, что вообще никаких денег, скорее всего, не понадобится. Ну давайте посчитаем, сколько вообще может понадобиться денег. Половина участников проживали и проживают в странах СНГ, в основном в Белоруссии и на Украине, помимо России, половина воинов уже скончались к нынешнему дню. Вот создаются общественные организации - о своём участии в этом общественном движении заявили всего несколько сотен человек: вроде бы тысяч тридцать-сорок должно быть, а на самом деле заявили только несколько сотен человек. Кроме того, надо же понимать, что право на материальную помощь получат только те, кто обратится в военкоматы и в суды, кто будет доказывать это своё право, но соответствующие отметки делались в военных билетах только тех участников событий, кто увольнялся в 1968 году в запас, а остальные таких отметок не получили, поэтому довольно сложным будет процесс доказывания. И я обращаю внимание на то, что в некоторых странах СНГ соответствующие законы приняты, примерно такие, как тот, о котором мы сегодня говорим. В первую очередь приняли такой закон на Украине в 90-х годах, там участники этих событий приравнены к участникам боевых действий, они стали ветеранами войны. Я искренне надеюсь, что рано или поздно мы всё-таки примем этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Коллеги, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 40 сек.) Проголосовало за 93 чел.20,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 95 чел. Не голосовало 355 чел.78,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.