Заседание № 48
21.09.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 109055-6 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3616 по 4801 из 7940
Коллеги, далее нам предстоит обсудить три проекта федеральных законов об исполнении бюджетов внебюджетных фондов. Предлагается следующая процедура рассмотрения данных законопроектов: доклады представителей правительства по каждому фонду - до десяти минут, содоклады представителя Комитета по бюджету и налогам по каждому фонду - до пяти минут. Затем общая процедура обсуждения: задаются вопросы - по три вопроса от фракции - любому из докладчиков, на формулирование вопроса даётся одна минута, на ответ - до двух минут, итого двенадцать вопросов, и далее идут выступления представителей фракций до семи минут. Есть ли вопросы или замечания по данной процедуре? Соглашаемся? Голосовать не надо? Не надо. Пункт 5, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год". Докладывает Антон Викторович Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Пожалуйста, Антон Викторович. ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Разрешите представить вам проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год". Проектом закона предусматривается утверждение отчёта об исполнении бюджета фонда за 2011 год с показателями общего объёма доходов в сумме 5,2 триллиона рублей, включая расходы на накопительную часть пенсии, общего объёма расходов 4,9 триллиона рублей и объёма профицита фонда 333,5 миллиарда рублей. Особенности исполнения бюджета фонда в 2011 году были следующие. Во-первых, были установлены пониженные на 4 процентных пункта тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. И кроме того, был введён дополнительный десятипроцентный тариф на фонд оплаты труда сверх облагаемого предела. Кроме того, был расширен круг субъектов малого бизнеса, которым предоставлены льготы, за счёт включения в него хозяйственных обществ, создаваемых научными учреждениями, и организаций СМИ. Также был осуществлён переход на ежеквартальный сбор индивидуальных сведений для персонифицированного учёта от работодателей. И кроме того, было принято решение об индексации социальных пенсий один раз в год - 1 апреля, вместо двух раз - 1 апреля и 1 августа. Доходы бюджета фонда исполнены по сравнению с бюджетными проектировками в целом на 102,3 процента, в части, не связанной с накопительной частью, - на 102,5 процента, или в полтора раза больше, чем в 2010 году. Расходы бюджета фонда исполнены в целом на 102,1 процента, в части, не связанной с накопительной частью пенсии, - на 99,4 процента. При этом несколько ниже росписи исполнены расходы на ежемесячные денежные выплаты гражданам в связи с тем, что сократилось против прогнозируемого число получателей этих ежемесячных денежных выплат. Расходы по государственному пенсионному обеспечению по тем же причинам исполнены также несколько ниже. И несколько ниже исполнены расходы на осуществление федеральной социальной доплаты пенсионерам в связи с тем, что увеличился доход пенсионеров. Также ниже росписи исполнены расходы на содержание фонда. В то же время расходы на предоставление средств материнского (семейного) капитала возросли на 53,5 миллиарда по сравнению с проектировками бюджета. Связано это было с тем, что граждане более активно стали использовать средства материнского (семейного) капитала и, кроме того, начала работать норма, предусмотренная в 256-м законе, о том, что по достижении ребёнком трёхлетнего возраста граждане могут направлять средства материнского (семейного) капитала на покупку жилья. Исполнение бюджета фонда позволило проиндексировать трудовые пенсии с 1 февраля 2011 года на 8,8 процента. При этом средний размер пенсии за 2011 год увеличился на 769 рублей и составил 8 тысяч 876 рублей на конец года, или 1,8 прожиточного минимума пенсионера. С 1 апреля осуществлена индексация социальных пенсий на 10,27 процента. При этом средний размер социальной пенсии увеличился на 476 рублей и составил на 6 процентов больше прожиточного минимума пенсионера. Одновременно с целью ликвидации бедности среди пенсионеров в 2011 году продолжилась работа по установлению социальных доплат к пенсиям, размер которых с учётом иных мер государственной поддержки был ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. При реализации этих расходов 5,1 миллиона человек получили либо федеральную, либо региональную социальную доплату и уровень пенсии им увеличен был до прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. На эти цели было направлено 29,4 миллиарда рублей. В 2011 году были также проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат и средств материнского (семейного) капитала на 6,5 процента - на уровень прогнозной инфляции. Пенсионным фондом в 2011 году также были реализованы следующие программы: программа софинансирования пенсионных накоплений, программа поддержки семей, имеющих детей, и соцпрограммы. В рамках программы по софинансированию пенсионных накоплений было собрано более 4 миллиардов рублей, и эти средства были софинансированы в текущем году. По состоянию на 1 января 2012 года было выдано 3,3 миллиона сертификатов, из них 700 тысяч было выдано в 2011 году. Основное направление использования средств сертификатов - 96,8 процента - это улучшение жилищных условий. Кроме того, было направлено 953 миллиарда рублей на реализацию соцпрограмм, из них 768 - на улучшение материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и 185 миллиардов рублей - на адресную социальную помощь неработающим пенсионерам. Исполнение по доходам, связанным с накопительной частью пенсий, составило 418 миллиардов рублей, из которых 240 миллиардов рублей было передано в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды в 2011 году, остальные средства были переданы в первом квартале 2012 года. Общая сумма средств пенсионных накоплений на конец 2011 года составила 1 триллион 819 миллиардов рублей, при этом 1,2 триллиона рублей, большая часть, находится в управляющих компаниях, часть этих средств - в государственной управляющей компании, около 400 миллиардов рублей передано в негосударственные пенсионные фонды. Уважаемые депутаты, в 2011 году Пенсионным фондом выполнены все социальные обязательства перед сорока миллионами пенсионеров и почти семнадцатью миллионами граждан, получающих пособие. Прошу вас принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Викторович, присаживайтесь. Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги, уважаемые приглашённые! В своем докладе председатель правления Пенсионного фонда Антон Викторович Дроздов подробно доложил о результатах исполнения бюджета фонда за 2011 год. Счётная палата на заседании Комитета по бюджету и налогам при отчёте Пенсионного фонда подтвердила исполнение показателей бюджета фонда, представленных в законопроекте, и отметила, что исполнение бюджета фонда в 2011 году осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Проведённые в 2011 году фондом мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили выполнение поставленных в послании президента о бюджетной политике на 2011-2013 годы задач по безусловному выполнению всех законодательно установленных социальных обязательств государства. В 2011 году фондом выполнены все публичные нормативные обязательства в объёме 4,6 триллиона рублей с ростом к уровню 2010 года на полтриллиона рублей, выплачены пенсии и другие социальные выплаты сорока миллионам ста шестидесяти семи тысячам граждан Российской Федерации, или 28 процентам населения нашей страны. Стабильность пенсионной системы в 2011 году, как и в предыдущие годы, начиная с 2008 года, обеспечивалась за счёт финансовой поддержки из федерального бюджета: сколько нужно будет дать на выполнение социальных обязательств, столько федеральный бюджет и даёт. При этом следует отметить, что доля средств, направленных из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда в 2011 году к общему объёму доходов, значительно сократилась по сравнению с 2010 годом: в 2010 году - 28,2 процента от всех доходов, а в 2011 году - 17,5 процента. В своём послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах Президент Российской Федерации поручил правительству разработать ясную схему, программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы. К сожалению, в настоящее время Государственная Дума этих предложений пока не получила. Приходится отметить, что в 2011 году, как и в предыдущие годы, исполнение закона о бюджете Пенсионного фонда осуществлялось в отсутствие ряда законодательных актов, которые должны были обеспечить полное и эффективное исполнение бюджета фонда. Дальше можно цитировать заключения комитета по бюджету от 2010, 2009, 2008 годов, это будут цитаты дословные. До настоящего времени в Государственную Думу не внесён проект федерального закона, определяющий правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации с учётом современного состояния системы пенсионного обеспечения и перспектив её развития. Не обеспечена законодательная база для формирования профессиональных пенсионных систем. Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения не соответствует современным условиям рыночной экономики, социально несправедлива, так как приводит к снижению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий. Как отмечает комитет, требуют правового урегулирования вопросы, касающиеся порядка и сроков передачи управляющими компаниями средств пенсионных накоплений в фонд в связи с прекращением договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений. Как отмечает Счётная палата, имеются неурегулированные законодательством вопросы, препятствующие эффективной работе органов фонда по администрированию страховых взносов, в частности то, что при администрировании органы фонда наделены меньшими полномочиями, чем налоговые органы. Кстати, хочу обратить ваше внимание: Пенсионный фонд, кроме страховых взносов в Пенсионный фонд, администрирует также и страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования. Так вот, администрирование этих страховых взносов... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте. Завершайте, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Комитет по бюджету и налогам рассмотрел на своём заседании итоги исполнения бюджета Пенсионного фонда за 2011 год и рекомендует Государственной Думе утвердить отчёт об исполнении бюджета Пенсионного фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Слово для доклада по проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год" предоставляется Андрею Владимировичу Юрину, заместителю министра здравоохранения. Пожалуйста. ЮРИН А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Уважаемые депутаты, доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год были спрогнозированы точно и при плане страховых взносов 314 миллиардов рублей составили более 320 миллиардов рублей. Это позволило в полном объёме исполнить основные обязательства, которые несёт на себе Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - предоставление средств территориальным фондам для обеспечения реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. При плане 89,9 миллиарда рублей средства были предоставлены в размере 95,9 миллиарда, причём 6 миллиардов из них были направлены дополнительно в ходе исполнения бюджета тем субъектам Российской Федерации, в которых был разрыв в связи с дефицитом бюджетов исполнения территориальных фондов. Региональные программы модернизации здравоохранения исполнены в полном объёме ассигнований, которые были установлены Правительством Российской Федерации: 190 миллиардов рублей были направлены в территориальные фонды для последующей передачи в субъекты Российской Федерации для обеспечения и оплаты медицинской помощи. Также на сто процентов исполнены обязательства, связанные с передачей средств Фонду социального страхования, за счёт которых осуществляется оплата родовых сертификатов, - 18 миллиардов рублей, - а также обязательства по двум позициям, реализация которых осуществлялась за счёт средств федерального бюджета, которые передаются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, - это диспансеризация работающих граждан и диспансеризация детей-сирот, исполнение бюджета по этим позициям составило соответственно 4 миллиарда рублей и 920 миллионов рублей. Таким образом, основные обязательства Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год выполнены в полном объёме, просим утвердить исполнение бюджета фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, в докладе заместителя министра здравоохранения Андрея Владимирович Юрина, который в 2011 году был председателем фонда обязательного медицинского страхования, подробно изложены цифры. Счётная палата по этому отчёту предъявила минимальное количество замечаний, она подтверждает обоснованность всех расходов. Единственное замечание, которое было сделано Счётной палатой, кроме чисто технических: в нарушение пункта 19 устава фонда обязательного медицинского страхования в первом и во втором кварталах 2011 года не проводились заседания правления фонда, зато, правда, в четвёртом квартале было проведено три заседания. Замечаний иного плана не имеется. Комитет по бюджету и налогам предлагает утвердить отчёт об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2011 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Слово для доклада по проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год" предоставляется Сергею Анатольевичу Афанасьеву, председателю Фонда социального страхования Российской Федерации. Пожалуйста. АФАНАСЬЕВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. Уважаемые депутаты, уважаемый Сергей Евгеньевич! Бюджет Фонда социального страхования в 2011 году исполнен по доходам в сумме 558,6 миллиарда рублей, по расходам - 497,6 миллиарда рублей, с превышением доходов над расходами на 61 миллиард рублей. По доходам он исполнен почти на 22 процента больше, чем предусмотрено федеральным законом о бюджете фонда, а по расходам - почти на 9 процентов. Это обусловлено тем, что вносились изменения в законодательство об обязательном социальном страховании в части случаев временной нетрудоспособности и планировалось, что расходы эти будут предусматриваться дополнительно в федеральном бюджете путём внесения изменений в бюджетную роспись без внесения изменений в закон. В 2011 году фонд в полном объёме обеспечил выполнение возложенных на него обязательств по обязательному социальному страхованию и всех государственных функций, делегированных фонду. По основному виду обязательств - обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - бюджет исполнен по доходам в объёме 393,1 миллиарда рублей, по расходам - в объёме 350,8 миллиарда рублей. Дефицит по этому виду страхования с учётом внесённых изменений в законодательство в 2011 году по сравнению с 2010 годом был существенно снижен, он составил по факту исполнения 26,7 миллиарда рублей, и на покрытие дефицита были предусмотрены средства из федерального бюджета в объёме 27,3 миллиарда рублей. Также в 2011 году мы получили 38,1 миллиарда рублей из федерального бюджета на покрытие остатка дефицита за 2010 год. И эти средства были предусмотрены в федеральном законе о федеральном бюджете на 2011 год путём внесения в него изменений в июне и ноябре 2011 года. В полном объёме фонд исполнил обязательства по выплате пособий по временной нетрудоспособности в объёме 151,7 миллиарда рублей. Оплата произведена по 32,8 миллиона случаев временной нетрудоспособности работающих граждан, оплачен 361 миллион дней временной нетрудоспособности. Средний дневной размер пособий ниже, чем в 2010 году, он составил 420 рублей, но это всего лишь менее чем на 10 процентов ниже, что и предусматривалось введёнными новыми нормами для исчисления этих пособий при переходе от учёта заработка исходя из последних двенадцати месяцев к двухгодичному периоду по учёту заработка. Также за счёт Фонда социального страхования выделено 185,5 миллиарда рублей на выплату пособий работающим гражданам в связи с материнством, более 4 миллионов человек получили пособия при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и пособия по беременности и родам. Другой вид социального страхования - обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - по-прежнему сбалансирован. Доходы по этому направлению исполнены в объёме 72,3 миллиарда рублей, расходы составили 60 миллиардов рублей, то есть с профицитом исполнен этот бюджет. В 2011 году мы обеспечили выполнение обязательств по выплате ежемесячных страховых выплат пострадавшим на производстве: 477 тысяч человек получают эти выплаты в объёме 38,8 миллиарда рублей. Также производились единовременные страховые выплаты при наступлении несчастных случаев - 19 тысяч выплат, 654 миллиона рублей. По этому виду страхования также осуществлялись расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших на производстве, а также на предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости. Эти расходы составили 11,5 миллиарда рублей. За средствами на предупредительные мероприятия к нам обратились 27,6 тысячи страхователей, что на 12 процентов больше уровня предыдущего года, это позитивный рост финансирования этих расходов, в итоге у нас снижаются общие расходы на выплаты пострадавшим на производстве. Расходы по выполнению отдельных государственных функций в области социальной политики из федерального бюджета и из фонда обязательного медицинского страхования составили в общем объёме 86,8 миллиарда рублей. В частности, 640,7 тысячи инвалидов были обеспечены техническими средствами реабилитации. Общие расходы по этой статье составили 11,2 миллиарда рублей, выполнено 2,4 миллиона заявок в 2011 году. Санаторно-курортное лечение. На эти цели, на закупку путёвок, было направлено 4 миллиарда рублей, путёвками были обеспечены 209,3 тысячи граждан, имеющих право на санаторно-курортное лечение. Расходы на выплату неработающим гражданам пособий при рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до полутора лет, на другие пособия составили 51,6 миллиарда рублей, по выплатам этих пособий полностью исполнены обязательства перед 2 миллионами человек в общей сложности. По программе родовых сертификатов на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, в послеродовом периоде направлено 17,3 миллиарда рублей, 3,2 миллиона женщин получили медицинские услуги по этой программе. Счётной палатой проведена проверка исполнения бюджета фонда в 2011 году, и отмечено, что отчёт фонда отвечает требованиям Бюджетного послания в части безусловного исполнения обязательств, установленных по выплате социальных пособий и компенсаций. Просим поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я сэкономил время на выступлении по поводу фонда обязательного медицинского страхования, я прошу в случае чего добавить мне полминуты для содоклада по данному вопросу. Да, действительно, Счётная палата подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда социального страхования в 2011 году. Вместе с тем она отмечает - и комитет по бюджету разделяет эту точку зрения, - что возможности фонда в части реализации государственных полномочий по обеспечению ряда стоящих перед ним задач реализованы не в полной мере. Что касается средств технической реабилитации для инвалидов, то в 2011 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, было выделено дополнительно из федерального бюджета 6,1 миллиарда рублей. И это позволило удовлетворить 94 процента поступивших от инвалидов заявок (подчёркиваю, 94 процента, то есть 6 процентов не удовлетворили), при этом остаток неизрасходованных средств на конец года составляет 1,9 миллиарда рублей, или 14,3 процента от поступивших из федерального бюджета средств. Сложилась вот такая ситуация: деньги выделили, заявки удовлетворили на 94 процента (осталось 6 процентов), не израсходовали почти 2 миллиарда рублей. Расходы на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда к месту лечения и обратно составили 4 миллиарда рублей, или сократились по сравнению с 2010 годом на 1 миллиард рублей. Это позволило обеспечить всего 44,4 процента граждан, обратившихся с подобными заявлениями. При этом неиспользованные средства на конец года составили 700 миллионов рублей, или 16,3 процента средств, поступивших из федерального бюджета. Если вы обосновываете выделение средств из федерального бюджета и у вас есть заявки - будьте любезны, осваивайте эти деньги, если эти деньги не нужны или их нельзя освоить - не запрашивайте! До настоящего времени не решён вопрос по выявлению реальной потребности в санаторно-курортном лечении граждан, имеющих на это право в рамках социального пакета. И поскольку это федеральное полномочие, следует решить вопрос по финансированию в будущем из федерального бюджета выявленной потребности в полном объёме. Фонд не обеспечил, с точки зрения Счётной палаты - и мы разделяем эту точку зрения, - надлежащий контроль за качеством предоставляемых санаторных услуг, предусмотренных условиями государственных контрактов, заключённых с ассоциацией "Санаторно-курортное объединение "Курорты Подмосковья". Есть ещё ряд замечаний, которые изложены в нашем заключении. В целом комитет предлагает Государственной Думе утвердить отчёт об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2011 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год". Повторяю ещё раз: все замечания, которые сделаны в адрес фонда Счётной палатой и нами, в заключении изложены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Переходим к вопросам. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Андрею Владимировичу Юрину. Межбюджетные трансферты в виде субсидий субъектам Федерации из федерального бюджета на реализацию программы "Здоровье" составляют примерно 53 миллиарда рублей, но перечислено всего 40 процентов этих средств. Из них 9,5 миллиарда рублей не использованы - они что, им не нужны? Я вот никак не могу понять, может быть, регионы, которые нуждаются, их бы использовали? Смотрите, какие данные даёт Счётная палата: на профилактику ВИЧ-инфекции и гепатита С использовано 56 процентов туберкулёза - 82 процента, онкологии - 92 процента, на строительство медицинских центров - 91 процент, на службу крови - 93 процента, можно перечислять и дальше. Почему они эти деньги не используют? И можно ли их перебросить на другие регионы? И вопрос... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Владимирович, пожалуйста. ЮРИН А. В. Уважаемая Тамара Васильевна, сейчас обсуждается вопрос об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год. В бюджете этого фонда нет трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Я так понял по характеру вопроса, что речь идёт о федеральном бюджете, - это обсуждалось до перерыва. Если процедура позволяет отвечать не по вопросу, то... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну ответьте, пожалуйста. ЮРИН А. В. Суть заключается в следующем. Да, действительно, по средствам, которые Минздравсоцразвития получало из федерального бюджета на указанные цели и предоставляло субъектам, в результате конкурсов, закупочных процедур всегда образуется экономия, естественно. И вот те средства, о которых вы говорите, - это экономия, которая образовалась в конце года, поэтому министерство их и не смогло направить на указанные цели. В целом сумма расходов там составляет более 400 миллиардов рублей, и эта общая экономия, понятно, сопоставима с общим расходом средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Роман Иванович Худяков. Микрофон, пожалуйста, депутату Худякову включите. ХУДЯКОВ Р. И., фракция ЛДПР. Мой вопрос - Дроздову Антону Викторовичу. Уважаемый Антон Викторович, дефицит бюджета Пенсионного фонда будет увеличиваться с каждым годом всё больше и больше. Из каких дополнительных источников вы собираетесь его пополнять? Иначе мы с вами весь бюджет Российской Федерации будем вынуждены направлять в Пенсионный фонд. ДРОЗДОВ А. В. Спасибо за вопрос. Пока данные показывают, что у нас дефицит уменьшается. Уменьшается он в 2012 году в связи с тем, что мы ввели ставку обложения - 10 процентов сверх предела. И в проекте на 2013-2015 годы, который вчера обсуждался на заседании правительства, также есть некое уменьшение этих трансфертов в основном за счёт того, что работает вот эта ставка - 10 процентов сверх облагаемого предела. В дальнейшем планируется рассмотреть несколько вопросов. Прежде всего это дополнительный тариф в отношении тех, кто получает пенсию досрочно, а также тех, кто платит меньше, чем получает из Пенсионного фонда, - это самозанятое население и иные категории граждан. И также планируется рассмотреть вопрос о достаточности тарифа для солидарной части, в связи с тем что часть средств отвлекается на накопительную часть. Мы 1 октября вносим предложения по стратегии в администрацию, там эти вопросы мы поднимаем, мы, конечно, ими озабочены и будем их решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Галина Николаевна Карелова. КАРЕЛОВА Г. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Сергею Анатольевичу, к Фонду социального страхования. Уважаемый Сергей Анатольевич, за последние годы, в том числе и за 2011 год, возникла нехватка средств на санаторно-курортное лечение. Речь идёт даже не о том, как сказал Николай Николаевич, что какая-то часть средств не освоена, - этих денег всё равно бы не хватило. Вот каким образом вы предполагаете решать эту проблему в 2012 году, есть ли вообще какие-либо подходы? Мы хотели бы в этом участвовать, если нужна поддержка наша, членов фракции. ДРОЗДОВ А. В. Спасибо, Галина Николаевна, за вопрос. Действительно, очень серьёзная проблема с санаторно-курортным лечением, обусловлено это теми решениями, которые принимались в 2004 году. В принципе Российская Федерация на санаторно-курортное лечение в рамках набора социальных услуг выделяет достаточный объём средств, чтобы обеспечить путёвками более миллиона человек, но с учётом тех решений, которые тогда были приняты, большая часть - больше 80 процентов, а может быть, уже и 90 процентов - принимает решение отказаться от получения санаторно-курортных услуг и забрать деньги. При этом эти 80-90 процентов никаких показаний к санаторно-курортному лечению не имеют. Конечно, эту ситуацию надо законодательно менять. Мы предложения вносили и в Минздрав, в Минтруд, сейчас они изучаются, но, к сожалению, они достаточно серьёзные и радикальные, и тут вопрос выбора и работы. Я думаю, что мы определимся вместе с министерством труда, по какому пути идти, этот вопрос, конечно же, нужно очень серьёзно решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Рэмовна Петухова. ПЕТУХОВА Н. Р., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Андрею Владимировичу Юрину. Андрей Владимирович, фондом обязательного медицинского страхования в 2011 году были выделены большие субсидии на реализацию региональных программ модернизации, в том числе на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи - почти 40 миллиардов рублей. Скажите, пожалуйста, это что - это какие-то бумаги, тексты, это образовательные программы? Пожалуйста, поясните, на что были потрачены эти 40 миллиардов. ЮРИН А. В. Речь идёт о том, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования оплачивается те счета, которые выставляет медицинское учреждение, это, естественно, счета за оказанную медицинскую помощь, и в составе тарифа за оказанную медицинскую помощь содержатся расходы на заработную плату, начисления на заработную плату, расходы на оплату медикаментов, расходных материалов и питания. Совокупность этих расходов по своей структуре и составляет содержание стандартов. И в конечном итоге эти выплаты, естественно, были направлены на увеличение заработной платы, скажем, средняя зарплата врача-специалиста за счёт дополнительной надбавки увеличилась почти на 7 тысяч рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Евгеньевич Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Вопрос представителю Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович, возвращаясь к вопросу дефицита, о котором здесь уже говорили. С учётом так называемой пенсионной реформы ежегодно дефицит Пенсионного фонда компенсируется из федерального бюджета - большие или меньшие, но значительные суммы уходят туда. И сегодня вообще есть опасения, квалифицированные опасения по поводу того, что ныне работающие граждане, которым через десять лет выходить на пенсию, могут оказаться в весьма затруднительном положении с точки зрения пенсионного обеспечения, ну а складывающаяся демографическая ситуация эти опасения только укрепляет. Поэтому крепнет критика существующей пенсионной системы, и даже из недр министерства сегодня раздаются предложения о возвращении к государственному пенсионному обеспечению. Что думает обо всём этом в целом Пенсионный фонд? ДРОЗДОВ А. В. Мы всё-таки думаем, что страховая система в отличие от государственной, когда все пенсии выплачиваются за счёт бюджета, более эффективна и более справедлива. Если мы вспомним советское время, то всё это вылилось в то, что пенсия была уравнительная, количество льгот и преференций из бюджета росло. Когда идёт постоянное сопоставление доходов в виде страховых взносов и расходов, то это всё-таки позволяет, с одной стороны, сбалансировать эту систему, понять, сколько недостаёт этих средств, принять меры, а с другой стороны, позволяет преодолеть принцип уравниловки. Что касается опасений, я предлагаю не опасаться, поскольку мы делаем расчёты по пенсионной системе на двадцать - тридцать лет и предусматриваем в том числе и инерционный вариант, то есть даже если мы не будем предпринимать никаких усилий, то дефицит растёт незначительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. У меня вопрос к Сергею Анатольевичу Афанасьеву. При всём моём уважении к нашим бойцам футбольного клуба "Зенит", хотелось бы узнать, что собираются предпринять для решения проблемы, чтобы не допустить в дальнейшем ситуации, аналогичной ситуации с одиннадцатью игроками "Зенита", когда их причислили к 1-му классу профессионального риска и выплачивали страховые ежедневно по 233 тысячи рублей. Я думаю, у нас достаточно много профессий, относящихся к 1-му классу риска, когда, например, и занимаются спасением людей или работают в горнодобывающей отрасли, - почему такая гипертрофированная диспропорция? АФАНАСЬЕВ С. А. Владимир Анатольевич, спасибо за вопрос. Во-первых, законодательство о страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний унаследовало все нормы прежнего российского законодательства, а также и союзного законодательства по возмещению вреда, в соответствии с которыми пособие по временной нетрудоспособности в связи с производственной травмой выплачивается в полном объёме, сто процентов заработка, без ограничения его величины. Эта норма обсуждалась и дискутировалась как минимум дважды, и при принятии нашего законодательства о страховании от несчастных случаев решали, нужно или не нужно вводить ограничение этой выплаты, - не ввели, хотя уже были известны обстоятельства получения отдельными директорами предприятий этих выплат в размере 200 миллионов рублей за травму на крыльце своего предприятия. В 2009-2010 годах, когда обсуждались вопросы применения предельного заработка, дохода, на который начисляются страховые взносы и который учитывается при расчёте пособия по другим видам страхования, также изучался и этот вопрос - возможность ограничения этой выплаты, но опять же приняли решение не трогать эту норму, а в полном объёме возмещать ущерб пострадавшим. В 2008 году были приняты изменения в Трудовой кодекс, регулирующие оплату труда тренеров и профессиональных спортсменов, которые предусматривали то, что они застрахованы. До 2010 года включительно никаких сверхрасходов по выплате больничных не наблюдалось. В 2011 году, к сожалению, это было в полном объёме, спортивные травмы стали оформляться как производственные, что привело к достаточно серьёзным выплатам: полбюджета санкт-петербургского регионального отделения израсходовано на тринадцать случаев таких травм. На сегодняшний день мы подготовили предложения по внесению изменений в классификатор. Из 1-го класса... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. АФАНАСЬЕВ С. А. Из 1-го класса риска они перейдут у нас сразу в 3-й класс, тариф удвоится, и по этому виду деятельности - спортивной - ситуация будет сбалансирована. Но если все клубы, и этот в том числе, продолжат оформлять спортивные травмы в качестве производственных, а это не противоречит законодательству, то я полагаю, что они действительно приблизятся по уровню риска к 32-му классу, к которому у нас относятся все крайне рисковые профессии, посредством поэтапного внесения изменений в классификатор и установления более высоких тарифов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Владимирович, 2011 год был закончен с серьёзным профицитом за счёт неиспользования средств, выделенных на модернизацию. В этом году модернизация здравоохранения завершается, завершается программа компенсационных выплат по 1 миллиону для молодых врачей, переезжающих в село. Куда поступят остатки? Сколько будет направлено в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования? В 2013 году вы будете основным плательщиком, будет одноканальное финансирование. Как вы видите увеличение зарплаты медицинских работников за счёт стандартов, повышения страхового тарифа? Особенно это касается первичной медицинской помощи, потому что это огромная-огромная проблема. Спасибо. ЮРИН А. В. Три вопроса. Первый вопрос - о том, куда будут направлены остатки средств по модернизации. Мы считаем, что в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования в конце года таких остатков не будет, в связи с тем что правительство планирует принять соответствующие решения по их использованию. Второй вопрос касается сельских специалистов. По сельским специалистам записано специальное положение в проекте закона о бюджете фонда на следующий год о том, что в 2013 году эта норма будет реализовываться на условиях софинансирования и остатки пойдут на финансовое обеспечение и реализацию выплаты в размере 1 миллиона рублей тем врачам, которые переезжают на работу в сельскую местность. И третий вопрос, по заработной плате в системе обязательного медицинского страхования. По нашей оценке, в субъектах Российской Федерации, где уровень зарплаты наиболее низкий либо, так скажем, средний, увеличение составит в 2013 году по сравнению с 2012 годом примерно 20 процентов, то есть увеличение заработной платы в системе ОМС предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Юрину Андрею Владимировичу, как к заместителю министра здравоохранения, по текущей ситуации. Андрей Владимирович, в соответствии с поручением президента в октябре текущего года должна быть повышена заработная плата врачам. Скажите, учтены ли эти средства в субсидиях регионам, или они должны изыскиваться на месте, непосредственно в субъектах? Спасибо. ЮРИН А. В. Что касается работников федеральных учреждений, безусловно, средства предусмотрены в ассигнованиях федерального бюджета, а что касается субъектов Российской Федерации, это компетенция руководителей органов субъектов Российской Федерации, они являются работодателями и, соответственно, обеспечивают выплату заработной платы медицинским работникам. По нашей оценке, такая работа в субъектах проводится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Васильевич Соболев. СОБОЛЕВ В. В., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Андрею Владимировичу Юрину. Скажите, пожалуйста, почему произошло недофинансирование программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, если я не ошибаюсь, в семидесяти двух субъектах Российской Федерации? Спасибо. ЮРИН А. В. Эта ситуация прекращает иметь место с 2013 года по одной простой причине - потому что наконец-то финансовый норматив, установленный программой госгарантий, будет полностью соответствовать ресурсам, которые для соблюдения этого норматива необходимы. Поскольку в 2012 году мы жили пока ещё по тому законодательству, когда допускалась вот эта разница между установленным нормативом и реальными финансовыми возможностями, которыми располагают субъекты Российской Федерации, действительно такой дефицит наблюдался. Он сократился примерно до 70 миллиардов рублей в текущем году, в 2013 году, мы считаем, его уже не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к председателю правления Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович, в содокладе представителя профильного комитета Николая Николаевича Гончара констатировалось, что и в 2011 году деятельность Пенсионного фонда осуществлялась в отсутствие федерального закона, определяющего его правовой статус. За такими, казалось бы внешними, формальными моментами, в общем-то, стоит проблема и имущественных отношений, и принятия управленческих решений, в том числе сторонами социального партнёрства. Конкретный вопрос у меня такой: предполагается ли инициирование внесения соответствующего законопроекта исполнительной властью и когда? Спасибо. ДРОЗДОВ А. В. Предполагается, у нас проект закона подготовлен, но он должен быть состыкован с предложениями по пенсионной реформе. Мы планируем после 1 октября активизировать подготовку этого проекта закона и внести его в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня тоже вопрос к председателю правления Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович, какова всё-таки доходность пенсионных накоплений в ВЭБе, в управляющих компаниях, как она соотносится с инфляцией? Вот проинформируйте более подробно по этой теме. Спасибо. ДРОЗДОВ А. В. Доходность пенсионных накоплений, если по прошлому году брать, в ВЭБе была 5,5 процента, в негосударственных пенсионных фондах - 5,9 процента, это консолидированный по всем фондам результат. Если брать за десять лет, то доходность пенсионных накоплений в накопительной части была ниже инфляции и в два раза ниже, чем индексация расчётного пенсионного капитала в солидарной пенсионной системе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет ли ещё один вопрос от фракции КПРФ? Николай Фёдорович Рябов, пожалуйста. РЯБОВ Н. Ф. Антон Германович, вы практически, в общем-то, уже почти ответили на этот вопрос, но всё-таки уточните чуть-чуть. Отвечая на вопрос Локотя, вы сказали, что дефицит практически не растёт и не вызывает сомнения то, что в ближайшие годы, так скажем, вы будете укладываться. Это и понятно: пенсия не так высока у пенсионеров, а учитывая, что половину пенсии приходится отдавать за квартиру и что, скажем, простой спрей от насморка стоит 200 рублей... конечно, вас это не беспокоит, а пенсионеров беспокоит. Когда всё-таки реально будет прирастать пенсия, чтобы на неё нормально можно было жить? А особенно это волнует то поколение, которое вскоре достигнет пенсионного возраста. Так всё-таки когда конкретно новый пенсионный закон будет внесён в Государственную Думу? И осветите хотя бы его основные положения. ДРОЗДОВ А. В. По поводу роста пенсий. Вы знаете, пенсии индексируются по заработной плате, но не выше доходов Пенсионного фонда. Поскольку рост заработной платы у нас идёт выше инфляции, то ежегодно в течение уже многих лет пенсии индексируются значительно выше инфляции. Если брать показатель инфляции и рост расчётного пенсионного капитала, то это почти в два раза выше, чем инфляция, поэтому в реальном выражении пенсия постоянно растёт. Что касается предложений по пенсионной реформе, то могу сказать, что министерство труда и Пенсионный фонд стоят на той позиции, что мы не должны снижать уровень индексации пенсий, мы не должны осуществлять ещё каких-то решений, которые связаны со снижением уровня жизни пенсионеров, просто потому, что в ближайшие двадцать - двадцать пять лет накопительная часть пенсии ещё работать не будет, и все наши решения исходят из этого. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Переходим к обсуждению. Владимир Иванович Бессонов, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По всем трём фондам Счётная палата подтверждает исполнение показателей бюджета 2011 года, то есть можно говорить, что фонды в целом выполнили свои функции, но это если смотреть с чисто бухгалтерской точки зрения. Однако давайте подумаем, как можно голосовать за утверждение отчёта об исполнении бюджета Пенсионного фонда, если, как и в предыдущие годы, в заключениях комитетов Думы и Счётной палаты сказано, что исполнение закона о бюджете фонда осуществлялось в отсутствие ряда законодательных актов, призванных обеспечить полное и эффективное исполнение бюджета фонда? Так, до настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда, выплата накопительной части трудовой пенсии в 2011 году фондом не производилась в связи с отсутствием федерального закона о порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений. Имеют место неурегулированные законодательством вопросы по администрированию страховых взносов, что препятствует эффективной работе: произошёл значительный рост задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - в 2,2 раза. Не обеспечена законодательная база для формирования профессиональных пенсионных систем, законодательно не урегулированы вопросы в части предоставления фонду права осуществлять эффективное инвестирование средств страховых взносов. Доходность от временного размещения средств накопительной части трудовой пенсии в первом полугодии 2011 года составила менее 2 процентов, в то время как в 2009 году было 12 процентов. Очень талантливые высокопоставленные чиновники, по сообщениям прессы, в это время сумели увеличить свои капиталы в несколько раз, а почему так не получается с пенсионными деньгами? Реально повлиять на решение этих переходящих из года в год проблем, повторяющихся и в этом году, можно только одним способом: не голосовать за утверждение отчёта об исполнении бюджета Пенсионного фонда до предоставления конкретного плана решения названных вопросов. Можно ли голосовать за утверждение отчёта об исполнении бюджета фонда обязательного медицинского страхования, если в 2011 году план проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в полном объёме выполнен только в сорока девяти субъектах Российской Федерации, план проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан - только в шестидесяти шести субъектах? Причём эти же позиции не выполнялись и в 2010 году. Приобретение медицинского оборудования - выполнено всего на 56 процентов от планируемых показателей, субсидии на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Федерации использованы всего на 53 процента. При этом, по данным Росстата, в первом полугодии текущего года смертность в стране превышает рождаемость, это последствия в том числе и столь неэффективного исполнения бюджета фонда медицинского страхования. Ситуация повторяется из года в год при слабом парламентском контроле профильного комитета. Изменить эту ситуацию, заставить чётко исполнять федеральный закон о бюджете фонда, улучшить тем самым как-то медицинское обслуживание граждан можно, если не голосовать за утверждение отчёта, пока не будут привлечены к ответственности должностные лица, систематически не обеспечивающие исполнение бюджета, пока не будут представлены меры по устранению недостатков. Голосовать за утверждение отчёта об исполнении бюджета Фонда социального страхования - это значит вновь соглашаться с постоянно снижающимися затратами на санаторно-курортное лечение граждан, по которому даже не выявлена реальная потребность, соглашаться с допускаемым из года в год неиспользованием огромных денег на приобретение технических средств реабилитации: в 2011 году - 1,9 миллиарда рублей. Все эти проблемы повторяются и в текущем году, ничего не меняется - все уверены, что Дума автоматически утвердит любые итоги. Таким способом мы демонстрируем избирателям полное отсутствие парламентского контроля и собственной позиции у Думы. Исходя из изложенного фракция КПРФ не может поддержать предложенные законопроекты. Пора остановить формальную законодательную фиксацию фактически любых, даже очевидно неэффективных результатов исполнения бюджетов социальных фондов, не требуя при этом привлечения к какой-либо ответственности должностных лиц, виновных в неудовлетворительной работе, принятия мер по устранению недостатков. Кстати, наказания за неэффективную бюджетную политику стал требовать и президент страны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Всё, что говорилось о большом бюджете, безусловно, относится и к бюджетам социальных фондов. Особенно ярко это проявилось в отчёте Пенсионного фонда: если при утверждении бюджета Пенсионного фонда там были целевые плановые показатели, то в отчёте их уже нет, а есть набор неких цифр. Но есть и отличие, и это отличие заключается в том, что здесь присутствуют руководители социальных фондов и их можно персонально спросить о том, почему есть некие несуразности в их деятельности, в том числе и отражённые в кассовом исполнении бюджетов этих фондов. Ну, например, если говорить о Пенсионном фонде, то один из главных показателей эффективности его деятельности - эффективность администрирования страховых взносов, которым Пенсионный фонд занимается за себя и за фонд обязательного медицинского страхования. Так вот, задолженность в 2011 году по взносам увеличилась в 2,2 раза. В расходах фонда страховые платежи составляют только 53 процента, а, вообще-то, смысл страхования заключается в следующем: сколько собрали, столько и раздали - это страховой принцип, который здесь не реализуется. Это, кстати, при том, что в 2011 году тариф пенсионных взносов увеличился с 20 до 26 процентов, а предельная база для его исчисления составляет 150 процентов от средней заработной платы и охватывает свыше 85 процентов работающих. Вторая проблема низкой эффективности - это обеспеченность дефицита. Вот здесь Антон Викторович сказал, что у него дефицит уменьшается, но никаких данных ни в отчёте Счётной палаты, ни в каких-то других источниках на этот счёт нет, и я очень боюсь, что это та же самая история счёта в попугаях или ещё в чём-то. Есть конкретная цифра: на сегодняшний день дефицит, реальный дефицит средств Пенсионного фонда составляет 819,45 миллиарда рублей - это то, чего реально на сегодняшний день не хватает. Есть также и определённое лукавство. Ну, например, Антон Викторович здесь с гордостью говорил, что средняя трудовая пенсия составила 8 тысяч 876 рублей. Но я напомню Антону Викторовичу, что в утверждённом нами законе о бюджете фонда на 2011 год стояла цифра "10 тысяч", то есть недобрали. А недобрали потому, что не выполнены указание и программа президента, план по достижению определённого уровня по отношению к прожиточному минимуму. Фонд в 2011 году реализовал превышение прожиточного минимума только в 1,7 раза - вот эта самая цифра "8 тысяч 876 рублей", а плановый показатель был - 1,8, то есть фонд не достиг заданных показателей. Мы все здесь говорим о том, как хорошо всё кругом, но когда спрашиваем, почему не достигнуты показатели, докладчики об этом не говорят. Есть и просто прямые проблемы, связанные с нереализацией Пенсионным фондом своих функций. Ну, например, в нарушение постановления правительства заявления о выборе гражданами субъектов управления их средствами за первый квартал были розданы только в ноябре 2011 года, то есть 18,5 миллиарда, которые пошли в негосударственные пенсионные фонды, и 61 миллиард, поступивший в управляющие компании, просто лежали мёртвым грузом и никакой доходности не приносили. Вообще-то, это можно квалифицировать как, по сути дела, воровство у граждан, имеющих накопительную часть пенсии, определённых возможностей. Сорваны сроки информирования граждан, это то, что касается этих замечательных "писем счастья". Каждый год мы выделяем 2 миллиарда рублей на это удовольствие, и достаточно регулярно, практически каждый год Пенсионный фонд срывает этот процесс. Хотелось бы спросить у председателя фонда: почему? Можно продолжить, но здесь уже говорили об отзыве Счётной палаты. Я хочу сказать, что упирается всё даже не столько в отсутствие законов, хотя здесь я с коллегами абсолютно согласен, сколько в эффективность конкретных руководителей фонда и самого управления - здесь очень много резервов. Что касается соцстраха. Здесь, конечно, более содержательная отчётность представлена, но опять возникают те же самые вопросы. Задолженность за 2011 год возросла почти в два раза - на 72 процента, и я не знаю, кто здесь виноват, наверное, всё-таки тоже управление соцстраха. Здесь говорили о неэффективной работе по санкуру и по ТСР, но, кроме этого, ещё есть целый ряд показателей, которые, ну, наверное, могли бы быть лучше, чем то, что нам представили. Ну и остаётся открытым вопрос возврата заимствований из доходов от страхования от несчастных случаев. То, что фонд и правительство не ставят этот вопрос, я считаю, просто подрывает саму идею социального страхования. С Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проблема одна - это контроль. Ну, например, в субъектах Российской Федерации трансферты, которые фонд обязательного медицинского страхования переводил им, реализованы только на 53,3 процента, то есть фонд недостаточно эффективно контролировал, как используются те деньги, которые уже дали. Программа модернизации не исполнена на 25,5 миллиарда рублей - это то, что недополучило здравоохранение. Проблема стоит очень остро: что мы будем делать в 2013 году, когда фонд обязательного медицинского страхования будет распоряжаться всеми деньгами здравоохранения? Вот тогда проблема контроля станет сверхактуальной. И последнее, коллеги. Вот сейчас говорят: профильные комитеты мало работают, и это совершенно правильно, но под этим обычно подразумевают, что плохо работает бюджетный комитет - у нас бюджеты социальных фондов рассматриваются там, но, между прочим, содержательной частью работы фондов занимаются другие комитеты. Я считаю, практика Думы первого и второго созывов, когда работа по бюджетам социальных фондов была распределена по соответствующим профильным комитетам при участии комитета по бюджету, является более правильной, если мы хотим сделать нашу работу содержательной. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за по всем трём законам. Теперь по существу вопроса. Прозвучал вопрос: зачем мы вообще утверждаем эти отчёты, если они ни на что не влияют? Неправда второе и, как следствие, ложный первый тезис. Представьте, что произойдёт, если фонды вообще не будут готовить отчёт об исполнении бюджета? Как они будут тратить эти деньги? Те, кто сейчас работает в Государственной Думе, а до этого работал в Верховном Совете, помнят, что у нас был такой момент, когда отчёт об исполнении бюджета вообще не состоялся, - потом и прокуратура не смогла разобраться, что же там произошло. Поэтому, конечно, эта постановка вопроса наивная, и обязательно нужен бюджет, и обязательно нужен отчёт. И в данном случае, если мы согласны с тем, что те цифры, которые сегодня нам представлены, соответствуют тому, что было сделано, этот отчёт нужно утвердить. Далее. Отдельная тема - бюджет Пенсионного фонда. Вообще, все разговоры на эту тему... Я обращаюсь к сторонникам государственной системы пенсионного обеспечения: тот факт, что каждый раз бюджет Пенсионного фонда в части его дефицита покрывается федеральным бюджетом, - это и есть один из элементов государственной пенсионной системы. Так называется или не так называется - неважно, но это обязательства, и внятно сказано: мы покроем все расходы, связанные с выполнением социальных обязательств. И мы это делаем, но постоянно наши коллеги возмущаются. Слушайте, дело в смысле или только в том, что это не так называется? Далее. Очень много разговоров: накопительная система, пенсионеры пострадают... Создаём специально нервозность, и что получается в результате? На 1 января 2012 года количество лиц, подавших заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, - 2 миллиона 799 тысяч 900 человек. Но после всей этой истерии, всех разговоров кто реально внёс деньги из 2 миллионов 799 тысяч 900 человек? Только 678 тысяч 600 человек. Подобного рода системы в значительной степени основаны на доверии, и если мы, призывая это делать, постоянно говорим, что что-то там рухнет... слушайте, ну неправда же, у государства достаточно денег было и есть, и сейчас никаких сомнений нет, что будет обеспечено нормальное функционирование пенсионной системы и выполнение социальных обязательств. Коллеги, господин Тютчев говорил: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." Так вот лучше посидеть молча, потому что, повторяю, вот этот конкретный результат - в значительной степени результат публичных, так сказать, рассуждизмов о грядущем Армагеддоне! На что ещё хочу обратить ваше внимание. Итак, какова альтернатива? Давайте из федерального бюджета денег давать не будем. Государственники вы наши!.. Но тогда давайте увеличим тарифы страховых взносов. И сразу начнётся: "Как?! А бизнес?!" Слушайте, я знаю ещё один способ: мы с вами в этом зале неоднократно, под вопли о том, что этого мало, вводили пониженные тарифы страховых взносов, и на пяти страницах шёл перечень отраслей, - может, нам отменить вот это всё?! Это будет справедливо, потому что, когда мы вводим пониженный тариф, ведь эти деньги за этих людей и для этих людей мы платим из федерального бюджета. И ещё одно. Знаете, критики по поводу результатов, эффективности очень много, но количество критики должно перейти в её качество и в качество принимаемых решений. Слушайте, может быть, не случайно здание, в котором мы с вами работаем, раньше принадлежало Государственному плановому комитету Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик? У нас что сегодня является результатом? Потраченные деньги. Да, конечно, в Минфин при формировании бюджета приходят представители министерств и доказывают, что на эти деньги, которые они заявили, будет построено столько-то километров дорог, столько-то того, столько-то сего, и эти бумажки, конечно, в Минфине лежат, но в результате мы чем отчитываемся? Что денег потрачено столько-то. В этом зале, в зале Госплана, сначала докладывали план государственный, и там было написано, что дорог будет столько-то, гидроэлектростанций - столько-то, а потом выходил товарищ Гарбузов и говорил: под эти цели вот такие-то ассигнования. И когда отчитывались, то сначала выходил председатель Госплана и говорил, что введено объектов столько-то, гидроэлектростанций построено столько-то, а дальше Министерство финансов говорило, как оно обеспечило этот результат в духе, так сказать, побед социализма. Правда, в Японии никакого социализма нет, а государственный план есть - может быть, и нам стоит на эту тему подумать? Может быть, нам стоит по итогам года говорить о том, что сделали? Может быть, нам стоит вспомнить, что система натуральных балансов, в общем-то, не вражеская задумка, а то, что позволяло нам функционировать? И последнее, что хочу сказать, обосновывая то, что наша фракция будет голосовать за. Действительно, в Советском Союзе была система государственного пенсионного обеспечения, но в Советском Союзе на одного пенсионера приходилось, по разным оценкам, то ли девять, то ли десять работающих. Сказать, сколько приходится у нас? Поэтому, когда предлагается так называемый договор поколений... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты. Николай Николаевич, завершайте, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Надо всем нужно думать, работать. Мы слышим критику - мы хотим услышать рациональную критику. Но по данным законопроектам мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Рэмовна Петухова. ПЕТУХОВА Н. Р. Уважаемые коллеги, я бы хотела сделать акцент на отчёте Пенсионного фонда, потому что то, что я хочу сказать, я считаю очень важным. Говорили уже о том, что отчёт Пенсионного фонда об исполнении бюджета за 2011 год - это, в общем-то, документ, разработанный в соответствии с действующим бюджетным, налоговым и пенсионным законодательством, что серьёзных нарушений в ходе исполнения не было, и в представленном отчёте об исполнении бюджета о них речи нет, это подтверждают и результаты проверки Счётной палаты. Есть некоторые проблемы с собираемостью пенсионных взносов, но они всегда были, это действительно серьёзный вопрос, и это в большей степени зависит от того, что отсутствует эффективное законодательство по администрированию страховых взносов. Кроме того, мы знаем, что Пенсионный фонд не наделён соответствующими полномочиями по взысканию недоимок и до сих пор не принят закон, определяющий правовой статус Пенсионного фонда, Пенсионный фонд до сих пор осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, которое было утверждено ещё в 1991 году. Посмотрим на кассовое исполнение бюджета: именно потому, что форма в целом, в общем-то, соблюдена, отчёт о бюджете очень ярко обнажает все проблемы и противоречия пенсионной системы, которые прежде всего связаны с накопительным элементом. Здесь хотелось бы отметить, что Пенсионный фонд - это крупная финансовая структура, его бюджет сопоставим с федеральным бюджетом, это те же триллионы. И вот эти триллионы во многом в связи с наличием накопительного элемента перемещаются из одного бюджета в другой, и очевидно, что они перемещаются не без потерь. Как это происходит, я сейчас попытаюсь объяснить. На исполнение нормативных обязательств, на выплату страховой части пенсии в 2011 году потребовалось примерно 3,8 триллиона рублей, в том числе 500 миллиардов - я укрупняю - на валоризацию. Страховые взносы, поступившие в Пенсионный фонд, составили всего 2,8 триллиона рублей, понятно, что этого не хватает. Однако из этих средств примерно 400 миллиардов поступило на накопительную часть пенсии, поэтому сразу видно и расчёт показывает, что дефицит составил около 1 триллиона рублей, точнее, это чуть больше 800 миллиардов рублей. Что же было с этими 400 миллиардами? Как положено по закону, страховые взносы, которые поступали в течение финансового года, были размещены в государственные ценные бумаги, то есть отданы государству в долг, причём отданы под мизерные, ничтожные проценты, и в то же самое время фактически обратно вернулись в Пенсионный фонд в форме безвозмездных поступлений на покрытие бюджета Пенсионного фонда, то есть ходили туда-сюда эти деньги. Здесь нельзя не заметить аналогии с федеральным бюджетом: и в федеральном бюджете есть Резервный фонд, и в Пенсионном фонде есть вот эти пенсионные накопления. Вот это общее изъятие средств на накопительную часть, в Резервный фонд - это возможность свободного, безответственного пользования стабильным финансовым ресурсом. Следует отметить, что с каждым годом по мере поступления на работу граждан моложе 1967 года рождения абсолютный размер отчислений на пенсионные накопления будет возрастать. То есть распределительная часть будет относительно сокращаться, следовательно, продолжится увеличение дефицита бюджета фонда, а всё большая часть средств, которые идут на накопление, будет исчезать. И здесь необходимо напомнить о том, что в конце прошлого года были приняты 359-й и 360-й федеральные законы, которыми была установлена, ну, в общем-то, такая лукавая норма по отношению к пенсионным накоплениям - требование о сохранности пенсионных накоплений, причём именно о сохранности, а не о росте пенсионных накоплений. Имеется в виду, что на дату назначения накопительной части пенсии сумма средств по всем видам пенсионных накоплений согласно этой норме не должна быть меньше суммы накопительных взносов за весь период пенсионных накоплений. То есть получается, что государство гарантирует сохранность только в номинальном выражении, фактически государство узаконивает обнуление накоплений. При этом следует сказать, что если сумма накоплений будет ниже суммы накопительных пенсионных взносов, то государство компенсирует эту недостающую, пусть и незначительную, часть. То есть опять получается, что деньги будут ходить туда-сюда, из пустого в порожнее, - только затраты на администрирование. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда выступала и выступает за полную отмену накопительной составляющей в государственной пенсионной системе. Я думаю, что для того, чтобы не было Армагеддона, о котором только что говорил Николай Николаевич, нужно эту накопительную часть в пенсионной системе отменить. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, мы закончили обсуждение 5, 6 и 7-го вопросов, законопроекты выносятся на "час голосования". Есть желание ещё выступить? Пожалуйста, Дроздов, Пенсионный фонд. ДРОЗДОВ А. В. Я хотел бы дать справку по цифрам, здесь прозвучавшим. Первое. Никаких 10 тысяч рублей в виде целевого показателя на 2011 год в бюджете нет. На 2011 год, я ещё раз перепроверил, был целевой показатель 8 тысяч 528 рублей, а по факту - 8 тысяч 876 рублей. 10 тысяч - это на 1 января 2014 года, у нас бюджет трёхлетний, и это был показатель на третий год. Второй момент - по недоимке. В том же заключении Счётной палаты отмечено, что относительная доля недоимки снизилась с 2 процентов до 1,7 процента. И последняя справка. В Госдуму внесён законопроект, который предусматривает переход к электронному информированию граждан. Если уважаемые депутаты его рассмотрят и примут, будет экономия в размере 2,5 миллиарда рублей, а также повысится эффективность работы фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Викторович. Есть ещё желающие высказаться? Нет. Законопроекты выносятся на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6380 по 6430 из 7940
5-й пункт, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 10 сек.) Проголосовало за 294 чел.65,3 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят. 6-й пункт, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2011 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 37 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят. 7-й пункт повестки. Голосуется проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 07 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 90 чел.20,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Закон принят.