Заседание № 34
О проекте федерального закона № 10903-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий". Доклад заместителя председателя Комитета по труду и социальной политике Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитетом по труду и социальной политике в соответствии с Регламентом законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении. Замечаний юридико-технического и правового характера, равно как и лингвостилистического, не имеется. Данный законопроект позволяет включать в страховой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение, периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих службу по контракту, которые в силу разных причин не могли трудоустроиться, а также периоды проживания за рубежом супругов дипломатических работников, и, что ещё более важно, включается третий нестраховой период, уважаемые коллеги, - это периоды ухода за ребёнком-инвалидом, за инвалидами, за нетрудоспособными гражданами старше восьмидесяти лет. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет замечаний, уважаемые коллеги? Нет. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 34 мин. 27 сек.) Проголосовало за 436 чел.96,9% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 33
О проекте федерального закона № 10903-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий" (принят в первом чтении 7 марта 2008 года с наименованием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к пункту 20. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления трудовых пенсий". Докладывает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Фарида Исмагиловна Гайнуллина. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Обозначенный законопроект был разработан Правительством Российской Федерации и предполагает внесение изменений в названный закон с целью уточнения порядка выделения из федерального бюджета Пенсионному фонду средств на возмещение расходов на новые нестраховые периоды. Это касается выплаты страховой части трудовой пенсии в связи с зачётом в страховой стаж периодов проживания супругов военнослужащих в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства, а также периодов проживания за границей супругов сотрудников дипломатических представительств. Уважаемые коллеги, прежде чем вам предложить рассмотреть в установленном порядке таблицы, рекомендованные к принятию и к отклонению, я хотела бы очень коротко прокомментировать. Что касается таблицы принятых поправок, то в поправках речь идёт о юридической технике, об устранении замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы, это раз. Второе. Что касается изменений по существу, то, как я уже сказала, уточняется порядок возмещения Пенсионному фонду средств из федерального бюджета, это первое. Ещё существенная поправка: мы учли указ президента, связанный с периодом ухода, осуществляемого трудоспособным лицом, за инвалидом первой группы, ребёнком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста восьмидесяти лет. Далее тоже, на мой взгляд, важная поправка: мы расширили круг лиц, которые будут иметь право на реализацию правоотношений, которые возникнут в случае принятия этого закона. Эти нормы будут распространены на представителей органов за рубежом, не только Российской Федерации, но и СССР, это первое. И второе: не только государственных органов, но и государственных учреждений. Что касается таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, то они или частично учтены, или противоречат концепции законопроекта, принятого в первом чтении, или не являются предметом данного закона, как, например, попытка наших коллег в этот закон ввести нормы закона "О статусе военнослужащих". Должна их огорчить: базовыми в области пенсионного обеспечения являются законы пенсионного законодательства. Прошу в установленном порядке, Олег Викторович, рассмотреть таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Таблица 1 - десять поправок. Есть ли замечания по этой таблице? Нет. Ставится на голосование таблица 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 20 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4% Результат: принято Принята таблица. Таблица 2, здесь тоже десять поправок. Есть ли предложение рассматривать какую-либо из них отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 55 мин. 56 сек.) Проголосовало за 360 чел.80,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 360 чел. Не голосовало 90 чел.20,0% Результат: принято Принимается. Ставится на голосование проект федерального закона во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 56 мин. 26 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0% Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 11
О проекте федерального закона № 10903-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий" (внесён Правительством Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, извините, я не успела записаться. Я по повестке дня, по пунктам 8.1 и 8.2. Мы уже ставили этот вопрос на Совете Государственной Думы, и фракция направила соответствующее письмо. Мы считаем, что законопроект, который внесён Председателем Совета Федерации Мироновым и мною, по учёту в стаже так называемых нестраховых периодов, является альтернативным по отношению к законопроектам под пунктами 8.1 и 8.2. Что касается законопроекта под пунктом 8.2, то в нашем законопроекте та же самая концепция, что и в нём, поэтому нам непонятно, почему наш законопроект не рассматривается одновременно как альтернативный, тем более он внесён на полгода раньше, чем правительственный законопроект.
Дмитриева Оксана Генриховна - по поводу пунктов 8.1 и 8.2. Вопрос этот рассматривался на Совете Государственной Думы, и мы приняли решение рассматривать сегодня в альтернативном порядке пункты 8.1 и 8.2. А законопроект, о котором говорила Оксана Генриховна, комитет ставит на рассмотрение на июнь, это плановый срок. Если необходимо голосовать, мы можем этот вопрос проголосовать и палатой. Не настаивает Оксана Генриховна.
Уважаемые коллеги, мы переходим к двум альтернативным законопроектам, которые стоят у нас в порядке работы под пунктами 8.1 и 8.2. Пункт 8.1, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения трудовых пенсий". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Юрия Викторовича Воронина. ВОРОНИН Ю. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение представляется законопроект, предусматривающий внесение изменений в три законодательных акта: законы "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву". Принятие данного законопроекта позволит решить двуединую задачу: во-первых, продолжить линию, начатую 1 января 2002 года, по формированию у граждан расчётного пенсионного капитала за так называемые нестраховые периоды, когда гражданин не работает и, соответственно, за него не отчисляют страховые взносы, собственно, и образующие этот самый расчётный пенсионный капитал; во-вторых, выполнить поручение Президента Российской Федерации об инкорпорировании в пенсионное законодательство, действующее с 1 января 2002 года, норм, регулирующих особый порядок формирования пенсионных прав не за периоды работы, а за периоды проживания супругов военнослужащих в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства, и периоды проживания за границей супругов сотрудников дипломатических представительств и международных организаций, в течение которых не производится уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Чем вызвана такая необходимость? С 1 января 2002 года в пенсионном обеспечении произошёл переход от общего трудового стажа к страховому стажу как основанию для формирования пенсионных прав граждан. Причём если по прежнему пенсионному законодательству общий трудовой стаж как давал право на трудовую пенсию, так и определял её размер, то по действующему пенсионному законодательству страховой стаж требуется только для права на трудовую пенсию, а её размер зависит исключительно от объёма страховых взносов, перечисленных на индивидуальный лицевой счёт работника. Поэтому продолжительность требуемого для приобретения права на пенсию стажа была снижена с двадцати пяти, двадцати лет соответственно для мужчин и женщин до пяти лет и соответственно этому изменившемуся стажевому цензу оптимизировано количество нестраховых периодов, засчитываемых в страховой стаж. По пенсионному законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года, периоды проживания супругов военнослужащих и международных работников засчитывались в двадцать пять, двадцать лет общего трудового стажа, которые требовались для приобретения права на пенсию, и в сорок пять, сорок лет общего трудового стажа, которые были необходимы для получения максимально возможного процента определения размера пенсии, то есть 75 процентов от среднемесячного заработка. Воспроизвести данную норму в таком же виде в новом пенсионном законодательстве, основанном на определении размера трудовой пенсии исходя из пенсионного капитала застрахованного лица, не представляется возможным. В настоящее время разработана правовая конструкция, позволяющая совместить суть пенсионной льготы, которая ранее была у данной категории граждан, со страховым пенсионным законодательством. Смысл этой правовой конструкции состоит в том, что отсутствующие по объективным причинам страховые взносы, потому что гражданин не работал и их не платил, по существу заменяются компенсирующими трансфертами из федерального бюджета, рассчитываемыми исходя из действующей на момент назначения пенсии стоимости страхового года. Напомню, что с 1 января 2002 года такие выплаты уже производятся за два нестраховых периода, являющихся наиболее типичными, соответственно для мужчин и женщин это период прохождения военной службы по призыву и период ухода за ребёнком до достижения возраста полутора лет. В случае принятия законопроекта перечень нестраховых периодов, в отношении которых производятся выплаты из федерального бюджета взамен отсутствующих страховых взносов, увеличится с двух, только что мною названных, до четырёх. Добавятся соответственно два периода: проживание супругов военнослужащих и международных работников. Таким образом, рассматриваемый законопроект предусматривает следующее. Во-первых, включение в страховой стаж, необходимый для приобретения права на трудовую пенсию, двух дополнительных нестраховых периодов - периода проживания супругов военнослужащих и международных работников. Но это не самое главное, поскольку у этих категорий граждан к моменту достижения пенсионного возраста требуемые пять лет страхового стажа, как правило, набираются и без этих двух нестраховых периодов. Во-вторых, самое главное, за периоды проживания супругов военнослужащих и международных работников, засчитываемые в страховой стаж, производятся выплаты из федерального бюджета взамен отсутствующих у них страховых взносов. Эти выплаты наряду со страховыми взносами включаются в расчётный пенсионный капитал соответствующего гражданина и непосредственным образом влияют на размер его пенсии. Наконец, в-третьих. С учётом наработанной уже правоприменительной практики уточняется порядок возмещения за счёт средств федерального бюджета расходов Пенсионного фонда по выплате страховой части трудовой пенсии в связи с зачётом в страховой стаж соответствующих нестраховых периодов. Представляемый законопроект предполагается ввести в действие с 1 января 2009 года. Средства, необходимые для его реализации, заложены в федеральном бюджете на соответствующий период. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Юрий Викторович, спасибо, присаживайтесь. Пункт 8.2, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Есть письмо авторов - Чайки и Сироткина - о том, что они просят рассмотреть законопроект без их участия, поэтому я сразу предоставляю слово для содоклада заместителю председателя Комитета по труду и социальной политике Фариде Исмагиловне Гайнуллиной. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по труду и социальной политике рассмотрел в установленном порядке два обозначенных альтернативных законопроекта. Не злоупотребляя вашим вниманием и памятуя о докладе господина Воронина, я остановлюсь только на некоторых аспектах. Оба законопроекта направлены действительно на учёт нестраховых периодов, дающих право на пенсионное обеспечение. Но в отличие от первого законопроекта второй предполагает только лишь один нестраховой период - для супруг военнослужащих, которые не могли работать. Одновременно второй законопроект предполагает вернуться к действовавшему ранее, до 2002 года, законодательству и предлагает использовать не апробированный уже механизм, принятый Государственной Думой предыдущего созыва по двум нестраховым периодам, - это служба в рядах Вооружённых Сил и период ухода за ребёнком для женщин, а предлагает вернуться к старой системе исчисления льготного стажа, дающего право на это пенсионное обеспечение. Авторы пытаются расширить круг лиц, на которых мы могли бы распространить это законодательство, включив в него супруг военнослужащих и женщин, ухаживавших за детьми, не только за детьми-инвалидами в возрасте до восьми лет, им мы дали право на досрочное пенсионное обеспечение. Комитет рассмотрел в установленном порядке и предлагает вам принять законопроект, представленный правительством, ибо он соответствует уже действующему законодательству, как было сказано, дополняет круг лиц, которым в трудовой стаж засчитываются нестраховые периоды, двумя категориями, обозначенными в этом законопроекте, и, второе, самое главное, и комитет это подчёркивает, определяет механизм возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации этих средств из федерального бюджета. На первый законопроект получен ряд заключений, они положительные, в том числе и заключение правительства, а по второму заключения отрицательные. Поэтому просила бы вас, учитывая изложенное, поддержать законопроект, обозначенный в пункте 8.1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, приступим к обсуждению. Есть ли вопросы к Юрию Викторовичу и Фариде Исмагиловне? Есть вопросы. Два вопроса - у Гудкова и Кармазиной. И подводим черту. Пожалуйста, депутат Кармазина. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Юрий Викторович, у меня вопрос следующего характера. Если по старому законодательству мы до двадцати лет увеличивали стаж и давали женщинам трудовую пенсию, то сейчас мы берём почему-то пять лет и определили 108 рублей, которые добавляем к той пенсии, которая сегодня есть. Я сама с Севера. У нас многие жёны военнослужащих по нескольку раз переезжали, по России мотались, по Союзу, но выработали северный стаж. В приёмную на Моховой они приходят... Они сейчас живут здесь, в европейской части. Для них отменили расчёт год за полтора, они кое-как наскребли какой-то стаж, кому-то не хватает года четырёх месяцев, кому-то года не хватает, и сегодня они, получается, никто. И то, что мы делаем, - эти 108 рублей - для них ничего не значат, понимаете? Абсолютно ничего не значат! Если законопроект, который мы делаем по военнослужащим, которые находятся на пенсии... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, десять секунд добавьте. Завершайте вопрос. КАРМАЗИНА Р. В. А пенсионное обеспечение жён военнослужащих мы не улучшаем, мы просто даём 108 рублей. И почему пять лет, почему только пять лет взяли? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Викторович. Вопрос понятен, да? ВОРОНИН Ю. В. Раиса Васильевна, отвечаю. Тут два момента в вашем вопросе, я постараюсь объяснить. Первое. Почему пять лет? Потому что в сравнении с нормой законодательства, которое действовало до 1 января 2002 года, когда для приобретения права на трудовую пенсию женщине требовалось двадцать лет и соответственно именно в таком объёме данный период и включался в этот требуемый стаж, с 2002 года стаж снижен с двадцати до пяти лет. Страхового стажа для приобретения права на пенсию требуется всего пять лет. Ну, норма сама по себе была бы абсурдной, если бы мы в пять лет засчитывали двадцать, это просто юридически невозможно. Что касается вопроса о сумме - действительно, на сегодняшний день всё так и есть. Почему? Потому что размер этого возмещения, который будет уплачиваться из федерального бюджета в Пенсионный фонд, рассчитывается исходя из стоимости страхового года. Действующий сегодня порядок расчёта стоимости страхового года основан, естественно, на существующем тарифе и минимальной заработной плате. По мере роста минимальной заработной платы, конечно, будет увеличиваться и размер данного возмещения, тем более что это возмещение считается - обращаю ваше внимание, в законе это записано - на момент назначения пенсии. Таким образом, мы исходим из того, что эта минимальная заработная плата будет расти, такие решения принимаются совместно правительством и Государственной Думой, поэтому законопроект в этой части в большей мере рассчитан на перспективу. Он закладывает механизм компенсации расходов, и за то время, которое пройдёт до выхода на пенсию, к моменту назначения пенсии эта стоимость возрастёт, и именно на момент назначения пенсии она и будет применяться для расчёта компенсации, а не ретроспективно за периоды, которые имели место в 2008, 2009, 2010-м годах. Вот какая стоимость страхового года будет, скажем, на 20-й год - исходя из неё и будет рассчитываться размер для компенсации. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, нет такой процедуры. У вас будет возможность выступить. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, я вас прошу... Правда, сегодня, в преддверии женского праздника, видимо, можно. Пожалуйста, Геннадий Владимирович. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Олег Викторович. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, вы имеете возможность взять слово в прениях. ГУДКОВ Г. В. Я прошу прощения, идёт моё время... Юрий Викторович и вот, может быть, Фарида Исмагиловна тоже подскажет... Я не очень могу понять происходящее. В октябре 2006 года депутаты внесли законопроект с тем же названием по тем же проблемам. Подчёркиваю: 10 октября 2006 года. Вот что в том законопроекте депутатов, которые, к слову, являются депутатами, как говорится, от правящей партии, вызывает отторжение, в концепции законопроекта, и почему мы рассматриваем сейчас, почти два года спустя, правительственный законопроект, который, наверное, неплох, но является альтернативным, а тот два года лежал, и мы два года ничего не делали? Там что-то напортачили наши коллеги, Чайка и так далее, или просто правительство дожидалось критического момента, когда невозможно стало не принять это решение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина Фарида Исмагиловна готова ответить на этот вопрос. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Геннадий Владимирович, я хочу обратить ваше внимание на хронологию. Федеральный закон номер 18 от 2005 года... то есть в 2005 году Государственная Дума договорилась о принципиальной концепции и о механизме зачёта нестраховых периодов и возмещения этих средств Пенсионному фонду из федерального бюджета. Это был 2005 год. Действительно, коллеги внесли проект закона (как вы отметили, в 2006 году), претендующий на изменение не просто действующего законодательства, а концепции пенсионной системы и пенсионного обеспечения в стране по нестраховым периодам. Конечно, это требовало определённого согласования, взаимодействия, консультаций с правительством, что практически, конечно же, было невозможно. Одновременно, как вы знаете, в посланиях президента 2006 и 2007 годов были сделаны заявления, что нужно вернуться к нестраховым периодам, и особенно в части, касающейся жен военнослужащих и дипломатов. Поэтому вот эти консультации были продолжены, и они получили реализацию в проекте законодательного акта, который представило правительство. Вот в чём суть изменения, ибо проект закона, который предлагали нам коллеги, претендовал на изменение системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации по ряду параметров. Вот почему, Геннадий Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить по обсуждаемой теме? Есть. Депутат Дмитриева, депутат Иванов и депутат Штогрин. А-а, нет, много рук, ещё три руки. Тогда включите режим записи. Покажите список записавшихся. Так, семь выступлений. Поступило предложение: по одному от фракции. У нас семеро записавшихся на выступления. По одному от фракции и до пяти минут. Соглашаемся с таким вариантом? От фракции КПРФ кто выступает? Штогрин. От фракции ЛДПР, как я понимаю, - Сергей Владимирович Иванов, от нашей фракции - Кармазина, от "Справедливой России" - Дмитриева. Пожалуйста, Сергей Иванович. ШТОГРИН С. И., фракция КПРФ. Спасибо. Конечно, проект закона следует поддержать, но возникает несколько вопросов, Юрий Викторович. Не зря коллега Гудков задавал вопрос: а почему проект, который внесли депутаты, не был своевременно поддержан, в 2006 году, и его надо рассматривать в 2008 году? У нас получается такая ситуация, что, выстроив пенсионную систему, которая сегодня действует, целый ряд проблем просто проигнорировали, в том числе нестраховые периоды, и была масса проектов законов, чтобы их восстановить. И вот правительство... Получается так, что, пока Президент Российской Федерации команду не даст или не запишет какую-нибудь норму в послание Федеральному Собранию, никто палец о палец не ударит. Последний пример: шесть проектов законов мы отклонили по северянам за время работы в четвёртом созыве - о том, что надо пенсионерам, которые выезжают на материк с Севера, платить базовую часть с коэффициентом. Шесть законопроектов отклонили, а как только написал президент в послании эту норму - сразу все проголосовали. Я считаю такую ситуацию вообще ненормальной, потому что правительство знает, что есть проблема (да, нужны деньги дополнительные), и она будет существовать до тех пор, пока не достигнет критической массы, пока до президента не достучимся, получается какая-то поломанная ситуация. Неужели только один человек в стране решает все проблемы?! Четыреста пятьдесят депутатов, почти сто восемьдесят членов Совета Федерации, правительство есть! Мы что, не видим проблем, не понимаем, что их решать надо?! Ну и конечно, по сумме... Да, стоимость страхового года возрастёт. Но сегодня это смешно: когда булка хлеба стоит уже 25 рублей, давать возмещение за то, что жена офицера не могла работать на границе, на заставе жила, 100 рублей с копейками... Я думаю, что во втором чтении надо подумать и это дело поправить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович, от фракции ЛДПР. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Я, как Фарида Исмагиловна, не буду злоупотреблять вашим вниманием, уважаемые коллеги, просто хотелось бы отметить некоторые моменты. Вот, в частности, коллега Гудков сказал, что законопроект внесли депутаты из правительственных фракций. Сергей Никанорович Сироткин - член фракции ЛДПР, правда, Валентин Васильевич Чайка из "ЕДИНОЙ РОССИИ", но они оба военные. Именно поэтому они этой проблемой и озаботились. Вы совершенно верно заметили, что этот законопроект был внесён ещё в 2006 году, но потом, дополнив этот законопроект частью, касающейся жён наших дипломатов, правительство внесло уже новый, альтернативный законопроект, который в данный момент и будет принят. Да, действительно, мы сокращаем до пяти лет, но больше пяти лет уже, как вы знаете, и смысла не имеет делать трудовой стаж, потому что потом уже страховая пенсия начисляется. А вот что будет дальше с женой военнослужащего или дипломата, тут уже вопрос, как говорится, открытый. У нас же сейчас какая пенсионная система? Вот страховую часть заработал, а накопительную уже копи сам, и сколько получишь, столько у тебя вроде как и будет к пенсии. Вот у них этого, к сожалению, наверное, не будет. И те копейки, которые, как справедливо было отмечено, мы им даём, - это ни в коей мере не позволяет сделать профессию военнослужащего и профессию дипломата престижными профессиями, чтобы было приятно нашим молодым девушкам выходить замуж за молодых лейтенантов, проводить с ними всю жизнь, мотаясь по гарнизонам нашей огромной страны, и быть уверенными в том, что после этого они будут иметь право получить от общества достойное возмещение. К сожалению, это не предусмотрено. Но тем не менее это первый шаг на пути исправления той ситуации, когда у нас в силу сложившихся обстоятельств наша лучшая половина, скрашивая тяжёлые годы службы нашим защитникам Отечества, действительно остаётся просто-напросто не у дел. Поэтому в данном случае мы, конечно, поддерживаем законопроект, который был внесён правительством, но ещё раз отмечаем, что здесь нужно было соблюсти политес и включить в число соавторов также и депутата Чайку Валентина Васильевича из "ЕДИНОЙ РОССИИ", и депутата Сироткина Сергея Никаноровича из фракции ЛДПР. Это было бы правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Кармазина, но я так понимаю, что вы хотите высказать свою личную точку зрения. Пожалуйста, Раиса Васильевна. КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, вот Иванов правильно сказал, и я не буду повторять слова - хотя моя речь, наверное, совпала бы с его выступлением - о престиже военной службы, и в том числе о том, что это молодые офицеры и девушки, которые должны с ними ехать... Я хочу сказать о другом - о том, что законопроект правильный. Мы в эту воду вошли, мы восстановили два нестраховых периода, это уже третий нестраховой период. Но одновременно я хочу напомнить: все те женщины, которые служили с мужьями в то время, до 2002 года, пытались заработать этот стаж на Севере, когда считался год за полтора. Кроме этого, у них ещё какой-то был небольшой промежуток времени, когда они пытались работать. Сегодня у них нет страхового стажа в силу того, что убрали год за полтора. У них есть календарный северный стаж, дающий право на соотношение больше чем 1,2, дающий право применять районный коэффициент к базовой части пенсии. Они этого лишены, у некоторых не хватает немного этого стажа. Я думаю, что ко второму чтению - либо, может быть, отдельно потом подготовить законопроект - именно по старшему поколению жён военнослужащих надо норму дописать, которые тогда не думали... они мотались по Советскому Союзу. Считаю, что законопроект правильный, его принимать надо, но ко второму чтению, по старшему поколению норму включить, либо, если он будет отличаться по концепции, принять, может быть, отдельный законопроект. Хочу напомнить, что Медведев, выступая в Мурманске, сказал, что не может быть одинаковых условий труда в Анадыре и Краснодаре. Но мы, власть, принимая законы, должны это учитывать, и в первую очередь в пенсионном законодательстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, два альтернативных законопроекта предлагают на самом деле два альтернативных механизма учёта так называемых нестраховых периодов. Та концепция, которая предложена правительством, крайне неудачна, и это уже видно по тем нестраховым периодам, которые были восстановлены, в частности учёт нестраховых периодов по уходу за ребёнком. Большинство населения не поняло, что эти нестраховые периоды восстановлены, поскольку страховое возмещение ничтожно и совершенно не то, которое ожидали люди, если бы было восстановление по формуле 113-го закона. А это вполне возможно сделать, поскольку даже в нынешнем законодательстве часть нестраховых периодов, в частности служба в армии, учитывается при переоценке пенсионных прав по формуле 113-го закона. Таким образом, правительственная концепция неудачна с точки зрения юридической и финансовой конструкции, поскольку она чрезвычайно запутанна. Одни нестраховые периоды, например служба в армии, учитываются по формуле 113-го закона, другие нестраховые периоды - уход за ребёнком и проживание жён военнослужащих - учитываются по возмещению. При этом ссылка всё равно делается на 113-й закон, на статью 30, по ограничению по стажевому коэффициенту. Чрезвычайно запутанная конструкция с точки зрения юридической прозрачности, правильности и концептуальной выстроенности. Теперь с точки зрения денег. Не случайно правительство предложило такую конструкцию, поскольку если восстанавливать нестраховые периоды, как предложено в депутатском законопроекте и как неоднократно предлагали мы, то стоимость одного года нестрахового периода сейчас примерно от 40 рублей до 70-80 рублей в месяц у северян, а здесь один год нестрахового периода стоит 20 рублей. Мы прекрасно понимаем, что люди в итоге получают ошмётки, они ждут одного, а получат принципиально другое. Мы считаем, что правительство этот вопрос запутало ещё больше восстановлением нестраховых периодов и по форме, и по той очёредности, как оно это делает. Депутатский законопроект лучше. Поэтому наша фракция считает, что нужно поддерживать в данной альтернативе именно депутатский законопроект, именно эту схему нужно использовать для восстановления так называемых нестраховых периодов и с точки зрения юридической конструкции, и с точки зрения конкретных финансовых средств, которые будут выделены людям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к представителям правительства и президента: есть ли желание выступить? Нет. Заключительное слово? Пожалуйста, Юрий Викторович. ВОРОНИН Ю. В. У меня просто одна реплика. На наш взгляд, та правовая конструкция, которая предложена в этом законопроекте, - и мы готовы это ещё дополнительно, если потребуется, разъяснять конкретно - соответствует полностью построению пенсионного законодательства, действующего с 2002 года. Мы её прорабатывали тщательно в соответствии с правоприменительной практикой и полагаем, что коллизий при реализации законопроекта не возникнет. Что касается вопросов разъяснения, это отдельная тема, которая самого текста законопроекта не касается. Это требует проведения необходимых мероприятий справочного характера. Но вместе с тем - что очень важно, как мне кажется, и принципиально - в выступлениях уважаемых депутатов звучали вопросы, касающиеся в основном проблемы конвертации пенсионных прав. Законопроект этот, я не случайно сказал, создаёт механизм включения нестраховых периодов в страховой стаж, который реально у нас формируется с 1 января 2002 года. Что касается прошлого стажа, общего трудового стажа, то это проблема конвертации, очень сложная, очень важная проблема. Не случайно президент высказывался на эту тему и дал поручение правительству подготовить предложения по переоценке тех пенсионных прав, которые были сформированы до 2002 года. И мы работаем над этой задачей и очень внимательно смотрим те предложения, которые вносились депутатами, в частности Оксаной Генриховной Дмитриевой и другими. В рамках подготовки стратегической программы до 2020 года такие предложения по корректировке пенсионного законодательства будут представлены, и мы их совместно рассмотрим. Поэтому я здесь проблем не вижу. Этот законопроект решает локальную задачу, его, нам представляется, нужно принять в этом виде, а проблему конвертации пенсионных прав, их переоценки нужно отдельно рассматривать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Не настаивает на заключительном слове Фарида Исмагиловна? В порядке обсуждения я ставлю на рейтинговое голосование два законопроекта. Первый законопроект - под пунктом 8.1. Комитет высказался в поддержку данного законопроекта. Включите режим голосования. (Идёт голосование). Ставится на голосование законопроект под пунктом 8.2. (Идёт голосование). Покажите, пожалуйста, результаты голосования по первому из проголосованных законопроектов, пункт 8.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 00 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 423 чел. Не голосовало 27 чел.6,0% За - четыреста двадцать три. Покажите результаты голосования по второму законопроекту, пункт 8.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 31 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Уважаемые депутаты, в соответствии с нашим Регламентом принятым в первом чтении считается законопроект под пунктом 8.1. Работайте над ним дальше.