Заседание № 137
О проекте федерального закона № 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ" (принят в первом чтении 25 марта 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на установление запрета пропаганды и рекламы наркотических средств. Законопроект был рассмотрен и принят Государственной Думой в первом чтении ещё в феврале 2015 года, но с учётом того, что в 2015 году был принят федеральный закон № 7-ФЗ, которым уже внесены аналогичные по содержанию поправки, Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Коллеги, ставлю на голосование: кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 53 мин. 54 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Законопроект отклоняется.
Заседание № 225
О проекте федерального закона № 108866-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ" (внесён депутатами Государственной Думы И. А. Яровой, В. Ф. Звагельским, А. Н. Хайруллиным, Н. В. Школкиной, И. И. Гильмутдиновым, М. М. Бариевым, Т. К. Агузаровым, З. Я. Рахматуллиной, Е. Н. Сенаторовой, В. Е. Позгалёвым, Н. С. Валуевым, В. В. Ивановым, М. А. Кожевниковой, А. Б. Выборным, Т. О. Алексеевой, Л. А. Огулем, А. В. Жарковым, Е. И. Кузьмичёвой, Н. В. Герасимовой, И. М. Гусевой, членами Совета Федерации Е. Г. Тарло, Н. В. Косаревым, а также Г. Н. Кареловой в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы и К. В. Сурковым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, сегодня в Российской Федерации первое место занимают преступления, совершаемые в области производства и распространения наркотиков - к сожалению, это факт, это реальность, поэтому сегодня чрезвычайно важно принять дополнительные меры безопасности упредительного характера, предотвращающие возможность вовлечения в потребление наркотиков молодого поколения. Современные коммуникации сегодня позволяют реализовывать такие преступные намерения: только за последние три года по инициативе ФСКН было направлено в Роскомнадзор около 35 тысяч представлений в связи с незаконным распространением информации в целях пропаганды наркотиков. Мы понимаем, что у Роскомнадзора в соответствии с административным законодательством сегодня есть полномочия, связанные с ограничением распространения такого контента, с прекращением деятельности отдельных интернет-ресурсов, но это не решает главную задачу - это не решает вопрос ответственности тех лиц, которые остаются анонимными, неизвестными выгодоприобретателями от пропаганды наркотиков, которые распространяют в Интернете информацию о способах производства наркотиков и местах их возможного приобретения. Фактически сегодня можно с уверенностью говорить о том, что 90 процентов представителей молодого поколения - социологические опросы это подтверждают - получают из Интернета информацию о наркотиках, причём информацию позитивного характера, направленную на формирование заинтересованности в потреблении наркотиков и на вовлечение в потребление наркотиков. В связи с этим нами предлагается установление уголовной ответственности за незаконную пропаганду наркотиков, с тем чтобы предоставить нашим правоохранителям реальные инструменты для проведения оперативно-розыскных мероприятий, позволяющих устанавливать тех лиц, которые размещают информацию, создают интернет-ресурсы и сайты для пропаганды наркотиков. Для нас чрезвычайно важным является то, что основные провайдеры в Российской Федерации поддерживают данную инициативу, и сегодня у нас есть возможность вместе создать дополнительные условия для безопасности, защиты Интернета от любого преступного влияния. Мы просим поддержать данную законодательную инициативу. Все необходимые экспертизы, обсуждения проведены, и ко второму чтению мы подготовим ту редакцию, которая будет устраивать всё экспертное сообщество, для решения этой серьёзной проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Как уже было сказано, данный проект разработан с целью криминализации пропаганды рекламы наркотических средств: предлагается ввести в Уголовный кодекс новый состав - преступления, предусмотренные статьёй 228-5. Также предлагается законопроектом внести изменения в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" в части определения понятия пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. На данный законопроект комитетом получены отзывы. Есть небольшие замечания, но они не носят концептуального характера, и, как уже докладчик сказала, все они будут учтены в ходе подготовки данного проекта закона ко второму чтению. Комитет просит поддержать данный проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос Ирине Анатольевне. Вот вы сказали в докладе о том, что правоохранительные органы направили в Роскомнадзор около 35 тысяч представлений, связанных с подобной негативной информацией. Скажите, пожалуйста, а есть ли информация о том, на сколько процентов отработал Роскомнадзор и в какие сроки это было сделано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Спасибо за вопрос. Здесь необходимо уточнить: в Роскомнадзор, если быть точными, направлено 34 841 представление в отношении поступивших сообщений о наличии запрещённой информации, при этом в установленные законом сроки Роскомнадзор принимает адекватные меры. И у меня есть данные по текущему году: на 23 марта 2015 года Роскомнадзором в единый реестр внесено 3646 интернет-ресурсов, разместивших на своих страницах запрещённую информацию, фактически это те ресурсы, которые отнесены к запрещённому контенту. То есть такая работа проводится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Бортко. БОРТКО В. В., фракция КПРФ. Был такой Ли Куан Ю, умер, по-моему, позавчера, он был одним из авторов реформ, продвинувших экономику Сингапура вперёд. Мы все знаем, что в Сингапуре подобные преступления караются смертной казнью, и история Сингапура говорит о том, что это правильно. Я не знаю, достаточно ли наказания в виде штрафа в 50 тысяч рублей или работ на срок от 180 часов за столь серьёзные нарушения, которые губят нашу молодёжь, я в этом абсолютно не уверен. Хотел бы узнать мнение госпожи Яровой по этому поводу: достаточно ли этого? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Владимир Владимирович, я целиком разделяю вашу обеспокоенность в части того, что ответственность лиц, которые изготавливают и сбывают наркотики, должна быть максимальной, и в связи с этим, как вы помните, в начале нашего созыва мы с вами приняли поправки в действующее законодательство, которые впервые установили уголовную ответственность для организаторов данной преступной деятельности в виде пожизненного лишения свободы. В данном случае речь идёт о специальной квалификации, о составе преступления, которое связано с пропагандой наркотиков. В том случае, если выявляются преступные действия, которые квалифицируются по совокупности преступлений, а именно сбыт наркотиков или организация преступной группы по изготовлению наркотиков, сбыту наркотиков, ответственность наступает не только по данной норме и наказание, исходя из степени тяжести преступления, будет уже более серьёзное, связанное с лишением свободы. Вы правильно обратили внимание: санкции, которые предлагаются, предполагают различные подходы исходя из конкретного события, преступления, потому что наказание всегда индивидуально, зависит от характера совершённого преступления, и в данном случае у суда будет возможность применять в том числе и меру наказания в виде ограничения свободы, лишения свободы на срок до двух лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Юрьевич Максимов. МАКСИМОВ В. Ю. Ирина Анатольевна, у меня вопрос по тексту вашего законопроекта. В частности, здесь написано, что запрещается распространение изображений наркосодержащих растений и их частей. Но, например, импрессионисты очень любили рисовать маки и маковые поля - вот что мы будем делать с этими картинами и можно ли их считать такой пропагандой? И что мы будем делать с грибами, которые являются существенным источником наркосодержащих средств, но растениями не являются? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Василий Юрьевич, относительно сказанного вами могу вас успокоить: обсуждённая с экспертами редакция в этой части имеет выверенный характер. А диспозитивная часть будет сокращена и будет содержать конкретные признаки деяния, а именно: распространение информации, направленной на формирование в сознании людей позитивного отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств и психотропных веществ. Таким образом, возможных ошибок в квалификации в тех случаях, о которых говорите вы, удастся полностью избежать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Ирина Анатольевна, у нас по ряду каналов, особенно молодёжных, не буду их специально называть, идут телесериалы, программы, где прямо в контенте спрятана откровенная реклама, в том числе и та, о которой мы сейчас говорим. Подскажите, как быть вот с этими телеканалами, как отслеживать программы, которые в открытую пропагандируют (прежде всего это адресовано молодёжи) наркотики, их употребление и удовольствие, которое от этого якобы можно получить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Кирилл Игоревич, вы затронули очень важную проблему, которая требует серьёзного обсуждения, в том числе и при подготовке законопроекта ко второму чтению, потому что формы пропаганды наркотиков действительно используются разные. Изначально нами в концепцию законопроекта была заложена идеология, связанная с запретом пропаганды наркотиков в интернет-пространстве, поскольку это сегодня самое современное и самое массовое средство коммуникации, которое ориентировано прежде всего на молодое поколение и позволяет беспрепятственно и безнаказанно реализовывать любой контент по пропаганде наркотиков. Что же касается других видов пропаганды, то, наверное, это как раз тот вопрос, который есть смысл нам с вами проанализировать и обсудить, в том числе и с общественными организациями, с представителями культуры и средств массовой информации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", несомненно, поддержит представленный законопроект. И правильно, что эти вопросы начали появляться в повестке дня, так и должно быть, но есть одна проблема, которую, к сожалению, пока не осмеливаются затронуть законодатели, наши фракции. Через день мы будем обсуждать поправки к бюджету, но, к сожалению, главного, чего ждут люди, миллионы людей, больных наркоманией, и десятки миллионов родственников, пока нет: вопросы реабилитации нами только оговариваются, есть программы, есть теории, есть какие-то эксперименты в виде небольшого количества реабилитационных центров, но массовой работы и самого главного - финансирования пока нет. Вот эту большую, глобальную проблему я и предлагаю Ирине Анатольевне, всем вам, уважаемые депутаты, не откладывать в долгий ящик, объясняя экономическим кризисом, а ставить на повестку дня и рассматривать прямо начиная с пятницы, с принятия поправок к бюджету на этот год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. В продолжение темы, затронутой мной в вопросе, о том, какое количество представлений было направлено правоохранительными органами в Роскомнадзор и какова была его реакция. Просто приведу пример. Ко мне из региона поступили обращения от граждан с жалобами на один из сайтов, на котором стало размещаться очень много негативной информации, - это и порнография, и информация, очерняющая, так скажем, нашего президента Владимира Владимировича Путина, и, как ни странно, некоторые высказывания, Ирина Анатольевна, в ваш адрес. Соответственно, я направил запрос и в прокуратуру, и в Роскомнадзор, и прокуратура мне ответила, что сейчас ведётся проверка, даже вышли на меня, просили продлить сроки для проведения проверки. А Роскомнадзор, что меня очень удивило, направил мне какое-то инструктивное письмо о том, что я должен заполнить некую форму, то есть депутатский запрос они уже не воспринимают как заявление о необходимости проведения проверки по изложенным в запросе доводам и принятия соответствующих мер, если информация подтвердится. Ирина Анатольевна сказала, что 34 841 представление было направлено по инициативе ФСКН в Роскомнадзор и только 3646 сайтов было закрыто. Наверное, всё-таки здесь всем нужно подключаться. То есть, чтобы мы постоянно не ужесточали законодательство в этой сфере, нужно всё-таки, наверное, более адекватно реагировать и тому же Роскомнадзору. Ведь почти 35 тысяч представлений - это говорит о действительно серьёзном количестве такой информации! Если сейчас поискать информацию по наркотикам в Интернете, я думаю, тысяч двадцать сайтов с разной информацией обнаружится и, как указано в той же пояснительной записке, где-то, наверное, 1 процент, не больше, будет сайтов, содержащих негативную информацию в отношении употребления наркотиков, то есть не относящуюся к пропаганде наркотиков. В связи с этим Роскомнадзору, если они нас слышат, я думаю, надо как-то более эффективно наладить работу, в противном случае мы можем прийти к той же ситуации, как с повышением цен на продукты питания: правительство заявляло, что цены находятся у него на контроле и повышения цен не будет, а на самом деле цены взлетели, то есть ФАС должна была чётко и грамотно реагировать на повышение цен в регионах, но, пока президент не ударил, так скажем, кулаком по столу и не дал прокуратуре жёсткое поручение отработать эту проблему, никаких движений не было. Да и нам, депутатам, наверное, нужно не только постоянно догонять. К сожалению, сегодня мы играем в догоняшки - и мы, и ФСКН, - потому что, по сути, для приготовления наркотиков сегодня используют практически любые подручные средства. Наркоманы и те, кто занимается производством наркотиков, делают их не только из тех прекурсоров, допустим, которые внесены в список IV запрещённых веществ, то есть прекурсоров, оборот которых ограничен, - в этом списке у нас и марганцовка находится, и соляная кислота, и серная кислота, которая используется и в быту, и, так скажем, автомобилистами используется (в ряде регионов, в том числе и в нашем, есть случаи, когда ФСКН привлекает к ответственности людей, которые продают вот эти химикаты и, так скажем, "палки" себе зарабатывает именно этим - фиксируют, что неправомерно выставили, и прочее, а многие люди задаются вопросом, куда исчезла, допустим, марганцовка), - сегодня дошло уже до того, что наркотики производят с использованием таких прекурсоров, как бензин и средства для промывки канализационных труб: "Крот", "Силит Бенг" и прочие. Нужно, наверное, комплексно подходить к решению этого вопроса. Да, мы предоставили ФСКН возможность очень быстро, моментально вносить вещества в таблицы запрещённых наркотических веществ, я думаю, это даст положительные результаты, но в то же время, если мы установили, что Интернет является колоссальным источником негативной информации, которая касается и изготовления, и распространения, и прочего, и прочего, то здесь нужно подключаться тем службам, которые будут грамотно, оперативно и адекватно пресекать эту информацию и закрывать те ресурсы, которые доносят эту информацию до, так скажем, конечного потребителя, и я надеюсь, что Роскомнадзор всё-таки будет более грамотно, адекватно помогать в том числе и нам, депутатам, бороться с этой проблемой в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, то, что прописано в законопроекте, о котором докладывала депутат Яровая, мы все, конечно, поддержим, но это опять не решит проблему. Вы, вообще, видели кого-нибудь, кто вот так открыто пропагандировал бы употребление психотропных веществ или наркотиков? Вы таких не увидите ни в кино, ни на улицах - нигде, потому что это скрывается, и, в общем-то, для того чтобы найти, кого наказывать, нужно пройти долгий, длинный путь, поэтому нам сегодня, наверное, надо больше говорить о том, как вообще бороться с этим явлением, а мы не доводим дело до конца ни один законом! Ну вот мы приняли закон о том, чтобы тестировать школьников на предмет употребления наркотиков, и что? Ну поговорили тут, поспорили - сами понимаем, что у нас ни специалистов столько нет, ни препаратов столько нет, - и не получилось ничего! Кто-то из школьников сам расскажет, что ли, что он наркотики употребляет? Никогда не расскажет, это всё скрывается! Всё началось у нас с того самого пресловутого слова красивого, которое очень нравится всем, - "демократия": все надеялись, что у нас будет общество светлое, красивое, демократичное, где все равны, где можно говорить что хочешь, а получилось так, что всё стало дозволено, - вседозволенность, и все законы, которые мы принимаем сегодня, опять к этому же приводят! Вот сегодня утром выступал Станислав Сергеевич, он так хорошо сказал о том, какие были фильмы, какие были люди и почему они были такие... Но теперь ведь таких, как я, называют "совок" - это, знаете, такой тупой человек из той, советской эпохи, а я считаю, что я умная, хорошая и талантливая, понимаете?! (Шум, оживление в зале.) Ну, всякие вещи можно говорить, но надо всегда говорить правду. Вот смотрим мы фильмы нынешние - ну ни в одном фильме нет такого, чтобы не было сквернословия, жестокости, чтобы не было каких-то драк, убийств, а что касается советской власти, то вообще плюют в колодец, как говорится: чем больше поносят всё, что было у нас тогда, тем лучше, считается, фильм. Ну я не понимаю, действительно не понимаю, как можно, например, восхвалять фильмы Михалкова последние, - ну что там поучительного?! Он страдает из-за того, что оторвался от своего дворянского, так сказать, происхождения, что ли? Там нет любви к людям, а фильмы должны содержать в себе именно любовь к людям... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. ПЛЕТНЁВА Т. В. Понимаете, лекарства, о которых сейчас говорил представитель фракции ЛДПР... Я сегодня свою помощницу послала за таблетками - голова болит, а я ей постоянно даю свои таблетки, пенталгин, - она пошла, и ей сказали: "Вы знаете, тут у вас истории болезни нет, и мы это дать вам не можем". Простой пенталгин уже числится в каком-то списке запрещённых лекарств - ну для кого это делается?! Кому надо изготовить наркотик, те всё равно это сделают! Прежде всего надо закрыть наши границы, укрепить их так, чтобы наркотики сюда не попадали. Ругали мы, ругали нашу Советскую Армию, которая в Афгане воевала и прочее, но тогда к нам не текли наркотики рекой, а сейчас - пожалуйста: там командуют американцы, а мы всё это расхлёбываем! Возьмём любую тему, например, питание - посмотрите, что говорим: "Ой, да мы сейчас настроили и птицефабрик, и свинокомплексов!" - но это, в общем-то, всё то же самое, что "ножки Буша", потому что всё это генно-модифицированная продукция! Законопроект-то хороший, он предусматривает наказание за это безобразие, но чтобы не приходилось наказывать, нужно жизнь по-другому выстраивать: и экономику, и культуру, и нравственность, и воспитание - ну всё! Раньше мы приходили в кинотеатр, там перед фильмом киножурнал показывали, и даже в глухой деревне все знали, что происходило в стране, так нельзя ли сегодня это возродить? Разве нельзя показать вот это страшное явление - наркоманию, чтобы дети наши видели, понимали, к чему это может привести, и хотя бы боялись?! У нас же ничего подобного нет! Мы с вами здесь нормальные люди, интеллигентные, грамотные, но мы повторяем то, что нам правительство говорит, голосуем и в итоге не можем вообще ничего проверить! Поэтому - мне вот сейчас подсказывают - надо вернуть советский... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Анатольевна Яровая, пожалуйста. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение. Я думаю, что в любом случае обозначилась абсолютно консолидированная позиция в пользу того, что мы должны принять меры, обеспечивающие безопасность прежде всего молодого поколения при пользовании Интернетом, и установить адекватную уголовную ответственность за пропаганду наркотиков. Наш комитет готов взаимодействовать с вами в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Виктор Витальевич, будете выступать? Нет. Выносим на "час голосования".
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления ответственности за незаконные пропаганду и рекламу наркотических средств и психотропных веществ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 20 сек.) Проголосовало за 441 чел.98,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.