Заседание № 4
21.10.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1088247-6 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6119 по 7376 из 7819
Переходим к 14-му пункту нашей повестки, проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации...". Уважаемые коллеги, предлагается особый порядок рассмотрения законопроектов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования - за 2015 год: доклады официальных представителей правительства - до десяти минут; единый содоклад председателя Комитета по бюджету и налогам - до десяти минут; далее обсуждение всех трёх законопроектов вместе; выступления представителей фракций - до семи минут; по итогам обсуждения законопроектов предоставить заключительное слово представителям правительства - до пяти минут. Приступаем к рассмотрению 14, 15 и 16-го пунктов. По 14-му пункту слово предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации Антону Викторовичу Дроздову. ДРОЗДОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый председатель, уважаемые депутаты! Разрешите представить вашему вниманию проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год", который подготовлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Я хотел бы напомнить, что в процессе исполнения бюджета на 2015 год произошли изменения макроэкономических показателей: в частности, увеличилась инфляция - до 12,9 процента (инфляция в предыдущем, 2014 году была 11,4 процента), на 3,4 и 3,5 процента уменьшились, соответственно, фонд оплаты труда и средняя заработная плата, что повлияло на результаты исполнения бюджета. В бюджет фонда в 2015 году поступили доходы в объёме 7,1 триллиона рублей, или 99,7 процента от прогнозируемых объёмов, из них страховые взносы составили 3,9 триллиона рублей, или на 4,6 процента больше, чем в предыдущем, 2014 году. Коэффициент собираемости - 98,7 процента. Тарифы, которые использовались по страховым взносам: 22 процента до предельной величины облагаемой базы (это 711 тысяч рублей) и 10 процентов - сверх этого предела, при этом все страховые взносы направлялись на финансирование страховой части пенсии. В Пенсионный фонд Российской Федерации поступили трансферты из федерального бюджета в сумме 3,1 триллиона рублей, в том числе 1,9 триллиона на выплаты пенсий, пособий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета, 814 миллиардов рублей - на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, на финансирование пенсий и накопительной части пенсии были привлечены остатки в размере 543 миллиардов рублей, из них 377 - остатки по накопительной части пенсии. Указанный объём доходов позволил профинансировать расходы фонда на сумму 7,7 триллиона рублей, или 98,5 процента к уточнённой росписи, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по страховой части пенсии - на 7 триллионов рублей. Это позволило с 1 февраля 2015 года проиндексировать страховые пенсии на 11,4 процента, при этом средний размер пенсии составил к концу года 12 тысяч 830 рублей, то есть увеличился на 10,9 процента, или на 1 тысячу 261 рубль. Общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны увеличился более значительно и составил в среднем 35 и 37 тысяч рублей в месяц. С 1 апреля 2015 года исходя из роста прожиточного минимума пенсионера была осуществлена индексация на 10,3 процента социальных пенсий, при этом средний размер этого вида пенсии увеличился на 754 рубля и составил на начало 2016 года 8 тысяч 302 рубля. Это повышение коснулось 3,6 миллиона пенсионеров, из них 1,5 миллиона - дети-инвалиды и инвалиды с детства. С 1 апреля 2015 года были проиндексированы размеры ежемесячных денежных выплат - на 5,5 процента. На эти цели было израсходовано 358 миллиардов рублей. При этом, я напомню, с учётом того что инфляция выросла значительно выше, был принят закон о доиндексации на 7 процентов ежемесячных денежных выплат с 1 февраля текущего года, что и было сделано. Из бюджета Пенсионного фонда направлялись средства и на выплату федеральной социальной доплаты в 68 регионах Российской Федерации, на эти цели было направлено 42 миллиарда рублей, это коснулось 2,5 миллиона человек. Кроме того, с 1 января 2015 года был проиндексирован размер материнского (семейного) капитала, он составил более чем 453 тысячи рублей. На эти цели было израсходовано 328 миллиардов рублей, что на 57 миллиардов больше, чем было предусмотрено изначально в бюджете, из них более чем 36 миллиардов - это последствия принятого в середине года решения о единовременной выплате в 20 тысяч рублей за счёт средств материнского (семейного) капитала, в 2015 году эту выплату получили более чем 1,8 миллиона человек. Из бюджета Пенсионного фонда было направлено 928,9 миллиона рублей на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации. Эти деньги пошли в субъекты Российской Федерации, была уменьшена на 740 мест очередь на поступление в социальные учреждения, для 34 тысяч проживающих в учреждениях социального обслуживания были улучшены условия. Из средств Пенсионного фонда в 2015 году выплачивалась накопительная часть пенсии - на эти цели было направлено 15,7 миллиарда рублей, и 3,3 миллиарда рублей было выделено на выплаты правопреемникам умерших пенсионеров. Таким образом, в течение 2015 года все социальные обязательства были выполнены Пенсионным фондом в установленные сроки и в полном объёме. Уважаемые депутаты, я просил бы вас поддержать принятие федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 15, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год". Слово предоставляется официальному представителю Правительства Российской Федерации председателю Фонда социального страхования Российской Федерации Андрею Степановичу Кигиму. Пожалуйста. КИГИМ А. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Фонда социального страхования Российской Федерации. Добрый день, Вячеслав Викторович, добрый день, уважаемые депутаты! Представляю вам отчёт об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Напомню, что 2015-й был годом сверки обязательств. Бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 541,3 миллиарда рублей, или 104 процента к показателям, утверждённым законом, и по расходам исполнен в сумме 612 миллиардов рублей. На что хотелось бы обратить внимание в связи с этими цифрами? На то, что было два вида дефицита с точки зрения бухгалтерской отчётности: один дефицит связан с расходами по выплате пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, то есть связан с тем, сколько людей болели, сколько женщин рожали, сидели с детьми в возрасте до полутора лет; второй дефицит - 55 миллиардов - это дефицит технический, это не вопрос недобора взносов. Дело в том, что до этого для стабилизации бюджета Фонда соцстраха и его финансовой устойчивости Министерство финансов несколько лет подряд давало суммы в размере до 90 миллиардов рублей, после стабилизации ситуации была произведена выверка, посчитаны остатки, и эти 55 миллиардов были возвращены в бюджет Российской Федерации. Что касается профицита, то профицит имеется по второму виду нашей деятельности - по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомню, что в целом двумя видами страхования охвачено примерно 56 миллионов человек, которые относятся к работающему населению страны. Теперь по поводу конкретных видов доходов. На выплаты в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством мы собрали 443 миллиарда - увеличение на 1,5 процента по сравнению с предыдущим годом, и коэффициент сбора здесь был 99 процентов, то есть чуть выше, чем по страхованию от несчастных случаев на производстве, потому что здесь существует взаимозачёт и на первый взгляд собираемость выше, если, конечно, предприятие не злоупотребляет этим при банкротстве. Что касается детализации расходов. Увеличились расходы по выплатам, связанным с материнством, в том числе по выплате пособий по уходу за детьми в возрасте до полутора лет, на 34,6 миллиарда, или на 14,5 процента по сравнению с 2014 годом, - они составили 271 миллиард. На выплаты по больничным листам, на выплату пособий по временной нетрудоспособности было направлено 194,3 миллиарда рублей, относительно 2014 года эти расходы увеличились на 10 процентов. Таким образом, выплаты по беременности и родам были больше, чем в связи с болезнью людей. По страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний сборы увеличились на 8,5 миллиарда рублей по отношению к 2014 году и составили 103,6 миллиарда. Коэффициент сбора тем не менее был чуть ниже по сравнению с предыдущим годом - 98,2 процента. Что касается среднего тарифа страховых взносов, то хочу напомнить, что у нас в этом виде страхования существует тридцать два класса профессионального риска: I класс - тариф 0,2, это учреждения типа офисов, XXXII класс - тариф 8,5, угледобыча, а средний тариф - 0,51. Расходы были поделены по основным статьям, в частности непосредственно выплаты пострадавшим составили 54,4 миллиарда рублей и были исполнены по отношению к уровню 2014 года на 106,5 процента. Хочу также отметить, что в 2015 году количество несчастных случаев на производстве уменьшилось на 9 процентов, и в целом это обусловлено политикой Минтруда, предполагающей специальную оценку условий труда и контроль за охраной труда на предприятиях. Что касается дополнительных расходов, то на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию дополнительно было потрачено 8,7 миллиарда рублей, что на 800 миллионов больше, чем в 2014 году. Кроме того, напомню, что по этому виду страхования действует и используется фондом норма возврата работодателям до 20 процентов средств на профилактику охраны труда, - на эти цели было потрачено 9,5 миллиарда рублей. В рамках данных мероприятий в том числе более миллиона работников, занятых на работе с вредными и опасными производственными факторами, прошли обязательный периодический медицинский осмотр, направленный на раннее обнаружение профзаболеваний. Мероприятия проводятся для того, чтобы не ухудшались условия работы и снижалась инвалидизация работников. Более 59 тысяч работников по этому виду страхования прошли санаторно-курортное лечение. Кроме того, я хотел бы отметить, что помимо страховых функций, которых у нас две, мы осуществляем две функции как представители государства. На исполнение государственных функций, которые выполняются за счёт федерального бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования, нами было потрачено 46 миллиардов рублей. Основной вид деятельности, который вызывал вопросы, требовал повышенного внимания, - это, конечно, деятельность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. В 2015 году с помощью депутатов мы смогли увеличить на 5 миллиардов рублей дополнительные выплаты для инвалидов - это была серьёзная проблема, вы помните, было много дискуссий, - и в целом нам удалось сократить очередь, которая была на начало года, по предоставлению изделий, которые необходимы этим людям. В 2015 году было выдано 292 миллиона единиц технических средств реабилитации, с учётом того что они бывают и более, так сказать, привычные - это и коляски, и протезы, и памперсы, - количество такое большое, тем не менее обеспеченность составила 99,1 процента заявок. Что касается расходов на санаторно-курортное лечение. Напомню, что этот вид деятельности финансируется по актуарной модели, когда средства, не полученные гражданами в рамках пенсионного обеспечения по набору социальных услуг (если на октябрь граждан нет в списках на лечение и на 1 января следующего года - на выплаты), передаются в фонд. Это традиционно вызывает вопросы, и, к сожалению, сейчас уровень обеспеченности - 146,2 тысячи путёвок, что больше, чем в 2014 году, на 8,2 тысячи, тем не менее недостаточно - на уровне 22 процентов потребностей. Кроме того, в рамках отдельной программы правительства были выданы путёвки по санаторно-курортным организациям в Севастополе и в Крыму - как отдельный годовой транш. Что касается Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Мы традиционно получаем деньги на родовые сертификаты, которые делятся на три транша и выдаются женщинам, ставшим на учёт, в ранние сроки беременности, в период родов и при медицинском обслуживании ребёнка. Здесь мы получаем 18,1 миллиарда рублей, а оказано 2,3 миллиона услуг. В соответствии с изложенным фондом в 2015 году социальные обязательства обеспечены в достаточно полном объёме, просим кассовое исполнение бюджета поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пункт 16, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Натальи Николаевны Стадченко. Пожалуйста, Наталья Николаевна. СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Доходы бюджета фонда составили 1,573 триллиона рублей. Дефицит бюджета фонда был покрыт переходящими остатками на 1 января 2015 года. Расходы бюджета фонда произведены в размере 1,638 триллиона рублей, из них направлено субвенций на реализацию базовой программы обязательного медицинского страхования 1,427 триллиона рублей с учётом 15 миллиардов рублей из нормированного страхового запаса на увеличение субвенций. Обеспечен установленный программой государственных гарантий подушевой норматив в сумме 8260 рублей 70 копеек, что на 19 процентов больше подушевого норматива 2014 года. За счёт средств нормированного страхового запаса оплачена вся высокотехнологичная медицинская помощь, не включённая в базовую программу обязательного медицинского страхования, сумма составила 82,7 миллиарда рублей, в том числе 77,7 миллиарда рублей - для федеральных государственных учреждений и 5 миллиардов рублей - для региональных медицинских организаций. На финансовое обеспечение территориальных программ в связи с удорожанием лекарственных средств из-за изменения курса валют территориальным фондам было направлено из нормированного страхового запаса 9,4 миллиарда рублей. Полностью удовлетворены заявки субъектов Российской Федерации на предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, переехавшим в сельские населённые пункты и в рабочие посёлки. По заявкам Фонда социального страхования на оплату родовых сертификатов было направлено 18 миллиардов рублей. После исполнения всех текущих обязательств бюджет фонда перечислил в федеральный бюджет дотацию на сбалансированность бюджета в объёме 92,1 миллиарда рублей. Уважаемые депутаты, прошу поддержать исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, единый содоклад по всем трём законопроектам сделает член Комитета по бюджету и налогам Айрат Закиевич Фаррахов. Пожалуйста, Айрат Закиевич. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В своих выступлениях руководители внебюджетных фондов обстоятельно доложили о результатах исполнения бюджетов фондов за 2015 год. Необходимо отметить, что исполнение бюджетов фондов в 2015 году в целом осуществлялось в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и основными задачами бюджетной и социальной политики. Фондами выполнены обязательства по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Счётная палата подтверждает исполнение показателей всех бюджетов фондов. Фактов нецелевого использования средств по всем трём бюджетам фондов в ходе проведённых Счётной палатой проверок не выявлено. Счётной палатой проведены комплексные проверки по каждому фонду и выявлены недостатки, проблемы, которые осложняют работу фондов. Все эти вопросы отражены в замечаниях Комитета по бюджету и налогам. Хотел бы остановиться на вопросах, которые обсуждались на заседании Комитета по бюджету и налогам, в первую очередь они касались эффективности, и предложить учесть эти замечания и предложения в бюджете на 2017 год и на плановый период. Несколько вопросов, которые повторяются из раза в раз. К сожалению, до настоящего времени не определён правовой статус внебюджетных фондов: фонды обладают государственными полномочиями, в то время как государственными органами не являются, на это не первый раз указывают комитеты Государственной Думы и Счётная палата, срок разработки проекта федерального закона о совершенствовании статуса Пенсионного фонда Российской Федерации перенесён на апрель 2017 года. О выпадающих доходах. Государством некоторым категориям плательщиков страховых взносов, в том числе социально незащищённым, оказывается поддержка - установление для них пониженных тарифов страховых взносов, в 2015 году круг таких плательщиков даже расширился. Выпадающие доходы бюджетов внебюджетных фондов компенсируются за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые предоставляются бюджетам фондов. На компенсацию выпадающих доходов бюджета Пенсионного фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов из федерального бюджета выделено 342 миллиарда рублей. Проведённый Счётной палатой анализ показал, что общий объём задолженности по организациям и индивидуальным предпринимателям, которые применяют упрощённую систему налогообложения, и плательщикам, применяющим пониженные тарифы, увеличился как в 2014 году - более чем на 50 процентов, так и в 2015 году - почти на 40 процентов. Таким образом, применение указанной меры поддержки страхователей не оказывает положительного влияния на уплату взносов. Мониторинг эффективности применения пониженных тарифов федеральными органами исполнительной власти не проводится, методика проведения такого мониторинга отсутствует, что не позволяет оценить экономический результат от применения данной меры государственной поддержки. Комитет разделяет мнение Счётной палаты о целесообразности подготовки Правительством Российской Федерации поручения федеральным органам исполнительной власти о проведении мониторинга влияния данной меры социальной поддержки на развитие той или иной отрасли экономики с учётом объёмов произведённой продукции, прибыли, средней заработной платы и других показателей. И коротко о фондах. О Пенсионном фонде. Несмотря на реализацию отдельных мер, направленных на снижение зависимости бюджета Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, и с учётом растущих демографических рисков вопрос сбалансированности по-прежнему остаётся одним из главных для Пенсионного фонда. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направлены в бюджет фонда в сумме более 3 триллионов рублей и выросли по сравнению с 2014 годом на 675 миллиардов рублей. Фондом осуществлено пенсионное обеспечение 42 миллионов пенсионеров, численность которых в 2015 году выросла на 1 миллион 270 тысяч человек. Учитывая, что доходы бюджета фонда сложились меньше прогнозируемых, утверждённых законом о бюджете фонда, Счётная палата отмечает недостатки в планировании доходов фонда. В части обеспечения эффективной работы Пенсионного фонда комитет рекомендует правительству ускорить утверждение методики определения индивидуального пенсионного коэффициента и методики расчёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда. О Фонде социального страхования. Как сказал Андрей Степанович, по двум основным направлениям - по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве - бюджет выполнен в полном объёме. В части осуществления делегированных государственных полномочий хотелось бы отметить, что проблема недостаточного финансирования обеспечения инвалидов ТСР, техническими средствами реабилитации, была поднята на парламентских слушаниях 23 июня 2015 года. Это позволило повысить эффективность программы, и на самом деле за 2015 год было обеспечено 99,1 процента поступивших заявок, было выдано более 292 миллионов единиц технических средств реабилитации. Наряду с этим приходится отмечать, что требует изменений и в первую очередь другой эффективности положение о реализации фондом государственных полномочий по санаторно-курортному лечению отдельных категорий граждан. В 2015 году на эти цели поступило 4 миллиарда рублей, израсходовано 3,8 миллиарда рублей, это позволило приобрести лишь 146 тысяч путёвок, что решило проблему 27 процентов тех, кто обращался, - необходимо изменение механизма эффективности обеспечения санаторно-курортным лечением отдельных категорий граждан, имеющих право на получение социальных услуг. В части Федерального фонда обязательного медицинского страхования три вопроса вызвали наибольшее внимание, и это тоже вопросы эффективности. Счётной палатой представлены данные о завышении численности застрахованных лиц, в том числе отнесённых к неработающим, из-за включения в численность лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию. При этом остаются неисполненными рекомендации, содержащиеся в постановлении Государственной Думы 2015 года, в части внесения изменений в законодательство Российской Федерации. Комитет поддерживает предложение Счётной палаты о необходимости сверки сведений с целью получения информации о застрахованных, выявления застрахованных граждан, имеющих доход и не оплачивающих взносы на обязательное медицинское страхование, и лиц, не подлежащих обязательному медицинскому страхованию. Комитетом предложено проработать вопрос по установлению административной ответственности за нарушения законодательства об обязательном медицинском страховании. Что касается программы строительства перинатальных центров. Андрей Михайлович Макаров предельно конкретно высказал позицию Комитета по бюджету и налогам по данной теме, я лишь хотел бы добавить, что источником финансового обеспечения строительства перинатальных центров являются страховые взносы, взносы работодателей и взносы субъектов как страхователей неработающего населения, и это очень важно, потому что эти тридцать два перинатальных центра мы строим за счёт средств всех субъектов. Комитет считает необходимым дать объективную оценку причинам неэффективного использования этих средств, потому что более двадцати субъектов не смогут снизить младенческую смертность, поскольку целевые задачи, поставленные данной программой, не достигнуты. И о программе "Земский доктор". На осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим и переехавшим на работу в сельский населённый пункт, в рабочий посёлок, в 2015 году направлено 1,8 миллиарда рублей, это составляет 58 процентов от запланированного объема (в 2014 году на указанные цели было перечислено 1,6 миллиарда рублей - 56 процентов). Мы поддерживаем предложение Комитета по охране здоровья о необходимости повышения эффективности данной программы и считаем целесообразным провести анализ достигнутых результатов. Уважаемые коллеги, замечаний Правового управления Аппарата Государственной Думы не имеется, заключения профильных комитетов представлены - они поддерживают данный законопроект. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проекты федеральных законов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2015 год. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, прежде чем мы перейдём к обсуждению законопроектов, давайте определимся с порядком работы до завершения сегодняшнего дня: мы с вами приступили к рассмотрению 14, 15 и 16-го пунктов повестки дня, соответственно, предлагается завершить сегодня рассмотрение этих трёх законопроектов; и поступила просьба от бюджетного комитета рассмотреть 19-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 380 Налогового кодекса Российской Федерации". С учётом того что это закон совместного ведения, было бы правильно его рассмотреть сегодня, иначе мы можем нарушить Регламент. Вот такое предложение. Нет возражений? Нет. Переходим к обсуждению законопроектов. Слово для вопроса предоставляется Плетнёвой Тамаре Васильевне. Подготовиться Абрамову. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. У меня вопрос к Андрею Степановичу. Нам тут очень долго и эмоционально Андрей Михайлович Макаров делал внушение, что, мол, идёт, в общем-то, кассовый отчёт, а мы тут неизвестно о чём говорим, поэтому, когда я готовилась задать вопрос, я внимательно посмотрела этот кассовый отчёт. Ничего плохого сказать не могу, тут действительно всё расписано, единственное, что здесь с минусом идёт, - выплаты единовременного пособия женщинам, которые встали на учёт в ранние сроки беременности. Однако мы депутаты и должны смотреть в будущее. У нас во всех регионах пособия на детей абсолютно разные, разброс огромный - от 115 рублей на ребёнка в Краснодарском крае до 4 тысяч здесь, в Москве. Как вы относитесь, кроме того, что я сказала, ещё к такому?.. (Микрофон отключён.) КИГИМ А. С. Вопрос ясен. Часть вашего вопроса, относительно выплат в разных регионах, я, безусловно, адресую министерству труда, потому что он касается неработающих граждан. Что касается нас, то... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КИГИМ А. С. Да, это очень важный вопрос, правильный, но мы, как страховой фонд, используем страховой принцип: мы платим за тех, кто работал и за кого платили взносы, поэтому в этой части у нас сохраняется вопрос индексации, мы не уменьшаем обязательств. А в части, касающейся регионов, я этот вопрос, повторяю, переадресую и, наверное, попрошу статс-секретаря с вами связаться, хорошо? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Абрамов Иван Николаевич, фракция ЛДПР. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к представителю фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемая Наталья Николаевна, исходя из вашего отчёта всё у вас хорошо: исполнение - 97 процентов, все средства потрачены. Но что же мы видим в регионах, когда приезжаем в свои субъекты, посещаем территории, особенно районного уровня? Наблюдается резкий рост кредиторской задолженности районных больниц, районных медицинских учреждений. Поскольку территориальные фонды просто-напросто занижают тарифы, соответственно больницам многие медицинские услуги невыгодно оказывать. Что, по вашему мнению, нужно изменить, какие нужны подходы финансирования, чтобы вот из этой долговой ямы всё-таки наши больницы вытащить? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое за вопрос. Утверждением тарифов занимаются тарифные комиссии, созданные в субъектах Российской Федерации. Председателями тарифных комиссий являются министры здравоохранения субъектов Российской Федерации. То есть в первую очередь нужно грамотно, профессионально работать над тарифами в соответствии с методикой, утверждённой Министерством здравоохранения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кабанова Валентина Викторовна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Тумусову. КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к председателю правления Пенсионного фонда. Уважаемый Антон Викторович, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Правительством Российской Федерации должна быть утверждена методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента и методика расчёта трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, однако до сих пор эти методики не утверждены. Скажите, пожалуйста, вы уже эти методики разработали и когда Правительство Российской Федерации планирует утвердить их? ДРОЗДОВ А. В. Данные методики уточнены в соответствии с законодательством, которое принято в текущем году, внесены в установленном порядке в правительство, есть разногласия с Минфином и с Минэкономразвития, проведены согласительные процедуры на уровне вице-премьера, и их сейчас готовят для доклада премьеру и утверждения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тумусов Федот Семёнович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос Наталье Николаевне относительно эффективности использования средств фонда обязательного медицинского страхования. С одной стороны, от практикующих врачей поступает очень много нареканий, что приходится много времени уделять заполнению документов, очень много бумажной работы, и от этого страдают пациенты. С другой стороны, страховые компании придирчиво проверяют все документы, препятствуют выделению средств медицинским учреждениям для оплаты уже выполненной работы, и эти средства остаются в страховых компаниях, которые очень заинтересованы (в кавычках) в экономии этих средств. Наталья Николаевна, как вы считаете, присутствие страховых компаний повышает эффективность использования средств фонда обязательного медицинского страхования или всё-таки наоборот? СТАДЧЕНКО Н. Н. Функция медицинских страховых компаний - это в первую очередь защита интересов застрахованных лиц. В соответствии с посланием президента и теми нормативными актами, которые приняты Министерством здравоохранения, с 1 июля 2016 года начали работать страховые поверенные. Вся работа страховых компаний должна быть направлена на защиту интересов застрахованных лиц, и Министерство здравоохранения вместе с федеральным фондом берёт на особый контроль выполнение этой функции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Антону Викторовичу, касающийся накопительной части пенсии - я понимаю, про неё немножко забыли. Правительство в последнее время регулярно изымает эти суммы, а что происходит с теми суммами, которые уже накоплены? Как отработали управляющие компании, как отработали частные, негосударственные пенсионные фонды? Сколько из них имеют доход ниже уровня инфляции по итогам 2015 года? И о каких реальных потерях сегодня идёт речь, потерях пенсионеров, которые свои пенсионные накопления хранят таким образом? ДРОЗДОВ А. В. С теми средствами, которые уже накоплены, ничего происходить не будет, они будут инвестироваться и по заявлению граждан их будут продолжать переводить в управляющие компании или в НПФ, по желанию. Что касается инвестдохода, инвестирования, по итогам 2015 года ВЭБ, государственная управляющая компания, заработал выше инфляции - 13,3 процента, негосударственные пенсионные фонды в совокупности меньше - 8,3 процента, однако между НПФ как бы есть разница, и эту информацию можно получить у регулятора, у Центрального банка. Если будет необходимо, мы вам её отдельно представим и вы с ней ознакомитесь. Что касается потерь, то потери НПФ, тех, которые ликвидированы, возмещаются по закону Центральным банком, и за два года было возмещено порядка 80 миллиардов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Власов Василий Максимович, фракция ЛДПР. ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос у меня к Наталье Николаевне. На протяжении последних лет субъекты, финансируя фонд обязательного медицинского страхования, переплачивают за неработающее население в связи с отсутствием достоверных данных о количестве неработающего населения. Размер переплаты составляет десятки миллиардов рублей, что очень чувствительно в условиях дефицита бюджетов. В связи с этим вопрос: когда будет решена данная проблема, что позволит справедливо собирать средства в субъектах? СТАДЧЕНКО Н. Н. Изменения в закон "Об обязательном медицинском страховании..." по персонифицированному учёту застрахованных лиц находятся в правительстве, в ноябре будут внесены в Государственную Думу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тарасенко Михаил Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос по Фонду социального страхования. Уважаемый Андрей Степанович, по закону "О государственной социальной помощи" определённым категориям граждан, включая инвалидов, положены ежегодные бесплатные путёвки на санаторно-курортное лечение, распределение их - за соцстрахом, финансирование из федерального бюджета. Исполнение этих обязательств, и мы сегодня это слышали, на уровне 22-27 процентов, по разным оценкам, это вызывает недовольство граждан. Люди видят, что кто-то реализует своё право, а кого-то отсылают в какую-то очередь, и это вызывает подозрения в коррупционности системы. Это правовой нигилизм. И что будет делать с этой проблемой Фонд социального страхования, по авторитету которого в первую очередь бьёт неисполнение этих государственных обязательств? КИГИМ А. С. Спасибо большое за вопрос. Во-первых, уважаемые депутаты, мы готовы каждую жалобу рассмотреть с вами персонально. У нас есть электронные сервисы, мы видим электронную очередь, и каждый человек, который становится в очередь, не может быть потом каким-то образом перемещён, потому что это всё фиксируется. Во-вторых, надзор за этим осуществляет прокуратура. И в-третьих, если говорить о решении этой проблемы, то, конечно, рано или поздно возникнет вопрос о том, что нужно выделить какую-то другую категорию граждан, может быть, детей и инвалидов первой группы, для того чтобы для них этот приоритет был первоочередным, и изменить, сделать пролонгацию получения этой услуги с года до четырёх. Но мы готовы ответить детально на запросы, если потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Омаров Гаджимурад Заирбекович, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Нет. Пожалуйста, Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Спасибо большое. Андрею Степановичу вопрос. Как можно было бы оценить объёмы средств, недополученных фондом в связи с применением регрессивной налоговой шкалы у нас в стране? КИГИМ А. С. У нас нет проблем с применением регрессивной шкалы. Айрат Закиевич Фаррахов в своем содокладе сказал, что есть решение правительства о льготах по отдельным категориям бизнеса. Могу сказать, что ежегодно в сумме примерно 15 миллиардов рублей эти деньги, как выпадающие доходы, компенсируются Минфином. По остальным видам, так сказать, у нас сложностей не существует. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович, фракция КПРФ. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к Андрею Степановичу. Вот эта падающая цена на нефть открыла нам глаза на то, что самым ценным, что есть в стране, является не нефть и недра, а всё-таки трудовой человек. И вот трудовым человеком, трудовыми людьми можно считать не только рабочий класс, но ещё и специалистов, людей искусства, учёных. Мы сейчас говорим о том, что необходимо увеличить нагрузку на этих людей, чтобы сделать больше выработки. Соответственно возникают вопросы: какие меры предотвращения профзаболеваний, инвалидности предусматривает Фонд социального страхования в момент кризиса и как сделать так, чтобы эти люди всё-таки могли доработать до конца жизни и не получить этих заболеваний? КИГИМ А. С. Спасибо большое. Коллеги, я хочу сказать, что большую работу делает министерство труда, которое, так сказать, предоставляет достаточно серьёзную программу спецоценки. Что касается нас, то я хотел бы сказать, что мы планировали сначала, когда экономика развивалась более качественно, возвращать не 20 процентов для охраны труда, а 30 процентов, сейчас же норма в 20 процентов не будет уменьшена. Я могу сказать, что существует четыре вида основных расходов: это, конечно, профосмотры, что является базовым в соответствии с вашим вопросов, санаторно-курортное лечение, меры реабилитации и средства индивидуальной защиты, для того чтобы избежать травматизма. Мы готовы дать справки по конкретным предприятиям по возврату. Эта социальная норма не будет уменьшена в нынешних условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Кулиева Василина Васильевна, фракция ЛДПР. КУЛИЕВА В. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос к Андрею Степановичу. В 2015 году фонд потерял на размещении в коммерческих банках около 1 миллиарда рублей. Скажите, пожалуйста, какие меры были приняты, чтобы не допустить такого впредь, в будущем? КИГИМ А. С. Вопрос, коллеги, совершенно справедливый. Могу сказать, что в тот момент мы размещали 83 миллиарда рублей, это позволило нам заработать 6,4 миллиарда рублей, и мы потеряли миллиард. Потеряли в двух банках - это "Банк Российский кредит" (900 миллионов рублей) и "Внешпромбанк" (около 200 миллионов рублей). Мы постарались сделать договоры залога, но это нас не спасло, в итоге мы вместе с Министерством финансов и с Минтрудом изменили постановление правительства, и тот более льготный вариант допуска банков был ограничен. На этой стадии размещения могут участвовать только банки с капиталом в 250 миллиардов рублей, а это практически только государственные банки. И мы рассчитываем, что нам разрешат покупать государственные ценные бумаги. Выводы сделаны, и работа, мне кажется, не позволяет нам допускать такие ошибки в дальнейшем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Говорин Николай Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ГОВОРИН Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Наталье Николаевне. Скажите, Наталья Николаевна, уже известно, что программа "Земский доктор" продлена на 2017 год, и это замечательно. Однако в субъектах явно не хватает средств, чтобы софинансировать эту программу, - как вы относитесь к тому, чтобы на 2017 год увеличить соотношение до 70 на 30, а не оставлять так, как сейчас, 60 на 40 процентов? СТАДЧЕНКО Н. Н. Спасибо большое, Николай Васильевич. Я предлагаю нам вместе с комитетом вернуться к этому вопросу в ближайшее время, проанализировать за девять месяцев исполнение, учесть тех, кто будет принят на работу до конца года, ещё раз обсудить и выработать единую позицию вместе с вами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня вопрос по Фонду социального страхования. Уважаемый Андрей Степанович, в 2015 году фонду от шести субъектов Российской Федерации передано полномочие по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. Как вы оцениваете эффективность этого процесса передачи полномочий и будет ли он продолжаться? Насколько он полезен для инвалидов, улучшилось ли их обеспечение техническими средствами? Сколько заявок было удовлетворено в 2015 году и какая ситуация в нынешнем году? Вот как вы оцениваете процесс передачи полномочий? КИГИМ А. С. Очень хороший, но сложный вопрос, потому что на ТСР средств всегда не хватало. Напомню, в 2010 году было принято решение о передаче этого полномочия в те регионы, которые готовы софинансировать, но из-за того, что регионам стало сложнее финансировать, часть из них отказались от этого обязательства, а часть исполняет так, что Министерство труда предпочитает это обязательство передавать Фонду соцстраха. Тема непростая, главное, что при передаче точно не должны страдать интересы инвалидов. Например, по Московской области мы получили при передаче полномочия долги 1,5 миллиарда, но все обязательства выполнили, инвалиды не пострадали. С 1 января следующего года к нам перейдут полномочия по Тамбовской, Челябинской областям, по Удмуртской Республике, при этом мы требуем передавать нам хорошие, актуальные базы данных и хотим, чтобы это не отразилось на людях: не должна меняться точка, место, куда они приходят. Поэтому наша задача теперь уже касается не только денег, но и единых пунктов социальных выплат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к выступлениям. От фракции КПРФ слово предоставляется Куринному Алексею Владимировичу. Подготовиться Нилову. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, в рамках законопроектов об исполнении бюджетов трёх фондов мы сегодня рассматриваем эффективность использования практически 9 триллионов рублей - это 64 процента расходов общефедерального бюджета. Естественно, самые существенные средства прошли через Пенсионный фонд - это 7,7 триллиона рублей. Надо отметить, что в отличие от этого года индексация пенсий в 2015 году была произведена на уровне официальной инфляции, а не реальной, и мы это тоже прекрасно понимаем. Между тем из-за падения курса доллара, из-за экономической ситуации реальная покупательская способность пенсий упала где-то на 50 процентов, поэтому с учётом размера компенсации инфляции, это те же 11 процентов, реальное падение доходов пенсионеров где-то 40 процентов. Ещё хуже обстоит дело с индексацией ЕДВ инвалидам, ветеранам, материнского капитала - их размер увеличился на 5,5 процента. Нам сказали, что доиндексация была через полгода, однако эти полгода, к сожалению, люди получали выплаты без соответствующей индексации. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда собственными средствами в 2015 году снизилась по сравнению с 2014 годом: было 73 - стало 66 процентов. В результате были вынуждены доплачивать из федерального бюджета средства в размере 814 миллиардов рублей. Объём задолженности вырос практически на 37 процентов и составил 259 миллиардов рублей. Почему это произошло? До 2010 года в Уголовном кодексе была статья, которой приравнивалась неуплата этих взносов к неуплате налогов, - сейчас она недействующая, соответственно, это снизило и дисциплину. Я думаю, настало время для того, чтобы мы предусмотрели усиление ответственности за неуплату в том числе и взносов в эти фонды, потому что по фонду соцстраха ситуация приблизительно такая же. Ещё печальней ситуация с накопительной частью пенсии. Надо признать, что в данном случае эксперимент правительства на людях - вот учёные на крысах экспериментируют, а наше правительство на людях, - не удался. К сожалению, идея накопительной пенсии провалилась, и не только потому, что средства изымаются в последние годы, а потому, что некоторые негосударственные пенсионные фонды и управляющие ими компании не смогли достичь уровня официальной инфляции, - люди, по данным независимых экспертов, потеряли примерно 200 миллиардов рублей. К сожалению, сегодня фонд компенсирует лишь номинал, то есть в размере тех средств, которые были перечислены, а потенциальные потери, не достигающие уровня инфляции, к сожалению, фондом не компенсируются, а это значит, что нет счастливой беззаботной старости, которую нам обещали разработчики данной реформы, нет накоплений, нет больших пенсий. Поэтому необходимо будет предусмотреть механизм защиты средств хотя бы на уровне официальной инфляции путём введения либо специальных государственных ценных бумаг, либо использования возможностей государственных банков, которые сегодня дерут три шкуры со своих заёмщиков. Множество нарушений было и в деятельности самого Пенсионного фонда: 9 миллиардов рублей направили на депозит, вместо того чтобы направить их в резерв; огромное количество нарушений с госзакупками, но, кстати, ни одно дело не передано в ФАС для возбуждения административного дела; 608 миллионов рублей потратили на пиар, 40 миллионов - на научные исследования типа "Повышение эффективности администрирования международных договоров и соглашений, основанных на пропорциональном принципе в условиях ожидаемого увеличения их количества". Для тех, кто что-то не понял: деньги, которые были потрачены на непонятные договора и на непонятные контракты, - это, к сожалению, деньги пенсионеров. Гордится фонд и тем, что сданы тринадцать новых зданий фонда общей площадью 57 тысяч квадратных метров стоимостью 4 с лишним миллиарда рублей, которые нужны для того, чтобы решить одну из важнейших и приоритетных задач фонда - повысить качество обслуживания. Ну, как к этому относятся пенсионеры, глядя на эти дворцы, которые строятся сегодня по всей стране за счёт средств пенсионеров, я думаю, вы знаете. Фонд социального страхования. Через него прошло расходов на сумму 612 миллиардов рублей, причём в основном по двум разделам: если расходы по страхованию на случай временной нетрудоспособности составили 479 миллиардов с дефицитом в 91 миллиард, то по разделу страхования от несчастных случаев получился профицит в размере 20 миллиардов рублей. Почему он сложился? Потому, что сегодня, к сожалению, система фиксации профессиональных заболеваний в Российской Федерации не развита, а вот во Франции в 2015 году было зафиксировано 22 тысячи профессиональных заболеваний (а она гораздо меньше нас), в Германии - 19 тысяч, а в России - 7 тысяч. Понятно, что такая ситуация выгодна: фонд экономит деньги, не тратит их на выплаты по профессиональным заболеваниям, со своей стороны работодатель тоже не принимает никаких мер, а значит, не тратит деньги фонда. Более того, иногда работодатель проще разбирается: например, у нас в Ульяновске на заводе "УАЗ" господин Швецов просто взял и выгнал в этом году сто человек, которые страдали профессиональными заболеваниями. Нет людей - нет проблемы! В 2015 году ФСС выполнял ещё агентские функции - как он их выполнял, вы знаете. Вроде деньги на закупку средств реабилитации передали, только почему-то в конце года на счетах фонда и его региональных подразделений осталось 600 миллионов рублей, и какая ситуация со средствами реабилитации в регионах, я думаю, вы прекрасно знаете. Ситуация с путёвками ещё более удручающая. Если в 2014 году 34 процента заявок было удовлетворено, то в 2015 году - только 27 процентов. Сегодня есть сотни судебных решений только по одной Ульяновской области, человек выигрывает суд, его ставят в начало очереди, но проблема-то не решена! Мы сегодня пришли опять к тому, от чего пытались уйти в 2004 году, когда принимали 122-й закон: есть право, но реализовать его практически невозможно. Если говорить о деятельности чиновников ФСС, то здесь вновь многочисленные нарушения при госзакупках: 200 миллионов рублей на заключение контракта с неким ООО "Гео-ГИД", которое, по данным Счётной палаты, выполняло те работы, которые должен был выполнять сам фонд, своими силами. Фонд обязательного медицинского страхования в 2015 году израсходовал 1,6 триллиона рублей, причём основным источником пополнения фонда - об этом уже говорили - были платежи на неработающее население. По расчётам фонда, в 2015 году у нас было 85 миллионов человек неработающих и 61 миллион работающих - понятно, что статистика абсолютно неверная, и понятно, что регионы переплатили несколько десятков миллиардов рублей, это абсолютно точно. Ситуация до сих пор не изменилась, и до сих пор регионы из своих нищих бюджетов продолжают платить в фонд. Видимо, это кому-то выгодно, прежде всего, я думаю, выгодно чиновникам фонда - лишними деньги не бывают. Много вопросов по аппарату управления. Например, фонд заказал в 2015 году электронные полисы на 500 миллионов рублей. Электронные полисы удобные, хорошие, надёжные, эффективные, но есть одно "но": к сожалению, в регионах нет сегодня соответствующей инфраструктуры, чтобы их использовать, и фактически 500 миллионов рублей в 2015 году и 2 миллиарда рублей в целом сегодня лежат мёртвым грузом, а ведь электронные полисы в 4 раза дороже бумажных. При анализе заработных плат чиновников региональных фондов выяснилось, что в ряде регионов зарплаты чиновников фондов обязательного медицинского страхования в 2-3 раза превышают, ещё раз повторюсь, среднюю зарплату врача, - это совершенно несправедливо, на наш взгляд, этого не должно быть. Собственно, и центральный аппарат ФОМС тоже не без греха: на его содержание в 2015 году было потрачено 628 миллионов рублей... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты, пожалуйста, добавьте. КУРИННЫЙ А. В. ...рублей, здесь и совершенно непонятные премии - от 1 до 3 миллионов рублей начальники федерального фонда себе выписывали, непонятно, на каком на основании; здесь и аренда автомобиля "Мерседес S-500" за 4 миллиона рублей в год без водителя, чтобы возить председателя; здесь и 58 миллионов рублей на приобретение квартир чиновникам, там субсидии - от 5 до 11 миллионов рублей на приобретение квартир. Это к вопросу о законах, которые сегодня существуют и которые должны быть одинаковыми для всех, мы слышали это от одного из представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ". Да, они должны быть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется Нилову Ярославу Евгеньевичу, фракция ЛДПР. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Мы во фракции ЛДПР ознакомились с отчётами, послушали сегодняшние выступления, проанализировали их, ознакомились с отчётами Счётной палаты - вывод вроде как один: социальные обязательства государство выполняет - но как и какими средствами? В 2015 году все три фонда работали с огромным дефицитом бюджетов, причём удивительно то, что Пенсионный фонд полностью получил денежные средства из федерального бюджета как компенсацию выпадающих доходов, а фонды социального страхования и медицинского страхования - нет, то есть воспользовался деньгами других страхователей, что, конечно, является порочной практикой, на наш взгляд. Второй момент. С одной стороны, мы поддерживаем то, что до сих пор страховой тариф для работодателей, которые отчисляют средства в Пенсионный фонд, - 22 процента, с 2011 года он заморожен, а не повышен до 26 процентов, но одновременно мы задаём вопрос: а когда увеличивали, о чём думали? Как прогнозировали? Как рассчитывали? Зачем вообще это делали? Нервировали страну, а теперь в замороженном состоянии всё это держится и не изыскиваются дополнительные механизмы стимулирования отдельных отраслей. Из документов Счётной палаты видно, что растёт задолженность работодателей перед фондами: деньги не отчисляются, вовремя не отправляются - задолженность растёт. А каковы меры, которые принимает правительство, для того чтобы эта задолженность была ликвидирована? Мы особо этих мер не видим. В своё время в Налоговом кодексе был единый социальный налог, его ликвидировали, теперь отдельным законом регулируют тарифы. Получается, что для отдельных отраслей вводят пониженные тарифы - опять же, мы во фракции ЛДПР согласны с тем, что это нужно, но вводят на небольшой период, постоянно продлевают, порождая в определённом смысле иждивенчество и тем самым ликвидируя желание искать новые механизмы стимулирования отдельных отраслей. Мы считаем, что на это тоже надо обратить внимание. Если ознакомиться с отчётом, то видно, что в 2015 году наши граждане меньше стали обращаться за получением больничных листов. У нас что, страна стала меньше болеть? У нас стали лучше питаться, отдыхать, лучше продукты питания стали, климат изменился? Нет! Просто болеть стало невыгодно, потому что первые три дня оплачивает работодатель, а остальное оплачивает фонд - в процентном соотношении в зависимости от стажа, и получается, что работодателю невыгодно отсутствие работника на работе, а работнику невыгодно портить отношения с работодателем, да и в деньгах он теряет. К чему это всё приводит? К тому, что люди начинают выходить на работу больными, являясь при этом распространителями инфекционных заболеваний, то есть нормальный рабочий процесс отсутствует, производительность страдает, человек ещё больше себя гробит, потому что он и не лечится нормально, и нормально не работает. Кто при этом выигрывает? Фармацевтические компании! Завалены все аптеки, сплошь и рядом агрессивная реклама: покупайте иммуномодуляторы, стимуляторы, витамины, антибиотики, из гроба за пять минут любая таблетка тебя поднимет, поставит на ноги - иди работай дальше. В итоге это ещё сильнее бьёт по здоровью наших граждан, и к чему всё это приводит? К ранней смерти! А кто выигрывает от того, что снижается продолжительность жизни? Опять фонды, - экономия! - то есть федеральный бюджет, то есть чиновники, которые отвечают за бюджетную политику. А страдает при этом человек труда - с этим мы в ЛДПР не можем согласиться. А что творится в больницах: не долечивают, отправляют умирать домой, чтобы показатели себе не портить, чтобы статистика была красивая, картинка была красивая. Мы согласны с предыдущими выступившими коллегами относительно отсутствия методики расчётов - одни трансферты понятны, те, которые идут на компенсацию выпадающих доходов, а другие трансферты непонятно как рассчитываются. Проблемы существуют и с техническими средствами реабилитации, и с обеспечением санаторно-курортными путёвками - это, к сожалению, наша реальность. Мы разделяем обеспокоенность и недовольство наших граждан тем, что много денег тратится на обеспечение деятельности фондов, на хорошие машины, хорошую и красивую мебель, на большие зарплаты и так далее. Фонд обязательного медицинского страхования. В 2015 году было запланировано открытие тридцати двух перинатальных центров - реально запустили только один, а ещё несколько находится в стадии завершения - ну разве это сопоставимые цифры? Конечно нет! Программа "Земский доктор" профинансирована только на 60 процентов. Потребность на селе есть, молодые специалисты есть, решение на федеральном уровне есть - нормально программа не работает. Кто виноват? Надо думать, и наказывать, и выгонять. Не могут до сих пор нормально посчитать в регионах, сколько же неработающих людей. За них в фонд отправляют деньги из региональных бюджетов, то есть это нагрузка на и так трещащие региональные бюджеты, имеющие огромные долги. Считают так: общее количество граждан минус зафиксированные работающие, а такую категорию, как, например, военные, не учитывают, и всех всё устраивает! Мы считаем, что с этим надо быстрее разбираться. Слишком много неразберихи, состояние экономики никуда не годится, и новые методы экономического стимулирования, к сожалению, не появляются, поэтому ЛДПР просит с пониманием отнестись к сегодняшней критике и учесть её в дальнейшей работе. Ну и в завершение выскажу нашу позицию относительно прозвучавшей сегодня идеи, касающейся появления налога на тунеядство в размере 20 тысяч рублей в год. Во-первых, ЛДПР считает, что тунеядцы - это вообще неправильное и несправедливое название, которое сегодня нельзя применять, оно имеет определённый отрицательный душок прошлого. Это раньше были асоциальные элементы, люди, которые просто не хотели работать, притом что рабочие места были, сегодня, наоборот, люди - заложники ситуации, они вынуждены идти работать на условиях работодателя, получать деньги в конверте, работать за копейки. Позор для государства, когда человек, имеющий два высших образования, продаёт картошку на рынке или когда бывший учитель или врач работает в ресторане, развешивает в гардеробе одежду приходящих туда чиновников и бизнесменов, - вот до чего мы доводим наших граждан! Вы что, думаете, они хотят получать деньги в конвертах? Нет, просто по-другому устроиться нет возможности, и они вынуждены на это идти! Поэтому мы считаем, что ни в коем случае нельзя нагружать и обременять людей дополнительными сборами, это несправедливо, и ни в коем случае нельзя использовать термин "тунеядство". Одновременно с этим нас очень удивляет позиция правительства, которое не поддержало предложение фракции ЛДПР о законодательном запрете "золотых парашютов" для тех депутатов, которых сегодня нет в этом зале, они не переизбрались, но деньги будут получать так же, как будем получать их мы, в течение нескольких месяцев. Вот на это в правительстве согласны - когда за безделье платят, а за то, что человек работает, но работодатель создал такие условия, при которых человек не может себя легализовать, надо дополнительно ввести для него налоги и сборы. Это несправедливо! ЛДПР просит внимательно относиться ко всем нашим предложениям. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Пожалуйста, Тарасенко Михаил Васильевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Шеину. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Казалось бы, рутинная формальная процедура - утверждение кассового исполнения бюджетов фондов обязательного социального страхования, да ещё за 2015 год, который уже давно закончился, притом что у нас масса проблем в 2016 году, у нас масса проблем в предстоящем 2017 году. Но на самом деле это не рутинная процедура, на самом деле это анализ, который позволяет определить как позитивные, так и негативные тенденции, чтобы уже на этой основе, формируя последующие бюджеты, развивать позитивные тенденции и устранять негативные или по крайней мере их минимизировать. В целом все три фонда - и пенсионный, и соцстраха, и медицинского страхования - выполнили свои обязательства, и у нас есть все основания утвердить их отчёты, и я хочу сразу заявить, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает необходимым отчёты фондов утвердить. Но анализ, проведённый Счётной палатой и профильными комитетами, Комитетом по бюджету и налогам, да и выступления и вопросы, которые здесь прозвучали, показывают, что резервов у нас ещё очень и очень немало. Возьмём страхование от несчастных случаев на производстве. Вот коллега Куринный в его, надо сказать, достаточно спорном анализе деятельности фондов говорил о том, что бюджет по страхованию от несчастных случаев на производстве профицитный, и сделал свои выводы, почему он профицитный. Он профицитный по своей природе, и в Германии по нормам такой бюджет должен иметь годовой запас, а в Японии - полуторагодовой запас. Такова сама природа этих фондов, так как годами может ничего не происходить, а затем случается что-то, какой-то катаклизм в природе, и в результате потребуются большие деньги. Но я хотел бы сказать о другом, о вопросе, который мы ставим не первый раз. У нас есть тридцать два класса профессионального риска, по которым определяется коэффициент отчислений: от 0,2 процента для чиновников до 8,5 процента для выполняющих наиболее опасные и тяжёлые работы. Но у нас в одних и тех же отраслях есть предприятия начала XX века, а есть предприятия XXI века, и это разные предприятия, а система скидок и надбавок, которые, правда, собираются сейчас увеличить до 40 процентов, всё равно не побуждает работодателя вкладывать средства. Мировая практика другая: в зависимости от твоих результатов в области охраны труда ты переходишь в тот или иной класс, хорошо сработал - получаешь преференцию, снижаешься, и есть примеры, когда предприятия металлургии работают по классу чиновников, потому что обеспечили такой уровень защиты людей. Я думаю, что в этом направлении нам нужно обязательно работать. Ну и конечно, я не могу не сказать о путёвках. Государство приняло закон, по которому каждый инвалид имеет право на получение путёвки ежегодно, но я думаю, что все присутствующие здесь в ходе предвыборной кампании сталкивались с тем, что люди говорят: почему я по закону имею право, а получить не могу? Государственная Дума при утверждении бюджета в 2013 году поручала правительству рассмотреть этот вопрос, Совет Федерации поручал, комитет по труду и социальной политике и другие профильные комитеты этот вопрос всё время ставили, однако воз и ныне там. Необходимо эту ситуацию менять, она не красит не только фонд, она не красит власть! Что касается Пенсионного фонда. Понимаете, вот сказали, что надо ускорить утверждение этих самых правительственных методик по определению индивидуального пенсионного коэффициента: закон был принят ещё в 2013 году, сейчас 2016-й - чем занимается правительство три года? По трансфертам: в 2001 году был принят закон! Это просто игнорирование законов, не может исполнительная власть игнорировать законы, принятые в стране! Поэтому, я думаю, мы имеем все основания достаточно жёстко поставить перед правительством вопрос о том, что принятые законы должны исполняться. Ну и по медицинскому страхованию. Здесь уже все сказали, да, действительно существует проблема с выполнением программы "Земский доктор". Практика показывает, что во многих случаях при таком подходе, при финансировании в соотношении 60 к 40 процентам, из-за бедности многих субъектов Федерации не используются, омертвляются средства, и прозвучавшее предложение о том, чтобы сделать на будущий год соотношение 70 на 30, а может быть даже и другое, мне представляется, заслуживает внимания. Ещё раз хочу подчеркнуть, что это очень серьёзный вопрос - решение социальных проблем. И последнее. Профильные комитеты Госдумы, социальные партнёры, объединения работодателей, профсоюзы постоянно ставят вопрос о необходимости принятия законов о статусе фондов. Правовая неопределённость позволяет исполнительной власти иногда поддерживать и принимать такие инициативы, которые невозможны в настоящей страховой системе. Подчёркиваю, что у нас есть все основания для того, чтобы улучшить работу фондов. И ещё раз говорю о том, что отчёты необходимо утвердить. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Шеин Олег Васильевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ШЕИН О. В. Благодарю. Если говорить про кассовое исполнение, то всё, конечно, исполнено - вопрос в том, достигло ли исполнение тех целей, которые ставятся перед тремя фондами. Мне кажется, ответ на этот вопрос очевиден для любого, кто реально вёл летом избирательную кампанию, потому что очевидно, что пенсии на самом деле сократились и их повышение, точнее, индексация не позволила догнать реальный уровень роста цен. Фонд социального страхования не в состоянии выполнить требование законодательства по предоставлению путёвок инвалидам, и очередь, которая должна закрываться сразу, растягивается в итоге на четыре года; мы также наблюдаем процесс, производный от данного, - процесс исключения людей из категории инвалидов на бесконечных заседаниях МСЭКов. Ну и наконец, что касается медицины, в прошлом году у нас было два параллельных процесса: на 90 тысяч человек сократилось количество работников и на 24 тысячи человек возросло количество людей, которые умерли в российских больницах. Вот это, очевидно, реальные оценки работы российских государственных моделей в сфере данных фондов, и они требуют дальнейших действий, чтобы оптимизировать эту работу. Сразу возникает вопрос: откуда взять деньги? Мне кажется, что на примере Пенсионного фонда, как наиболее крупного из трёх фондов, этот вопрос и было бы интересно более предметно рассмотреть. Тема первая: регрессивная шкала социальных выплат. Если заработная плата в год превышает 800 тысяч рублей, то отчисления идут по ставке не 22 процента, а 10 процентов. По оценке Академии труда и социальных отношений, выпадающие доходы только Пенсионного фонда составляют при этом порядка 350 миллиардов рублей. Я, честно говоря, эту цифру удвоил бы, потому что если общий фонд оплаты труда в России составляет порядка 20 триллионов и наиболее высокооплачиваемые работники получают порядка трети этого фонда, то очевидно, что такие налоговые льготы - а это, по сути дела, налоговые льготы по отношению к ним - являются причиной выпадения доходов Пенсионного фонда в размере 600-650 миллиардов рублей. Тема вторая: заработная плата в конверте. По оценке той же самой Академии труда и социальных отношений - ведущего партнёра ФНПР, которая считается ведущим партнёром партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", объём выпадающих доходов только Пенсионного фонда составляет порядка 1,5 триллиона рублей, и эта сумма сравнима с 40 процентами всех доходов Пенсионного фонда. Очевидно, что всё сказанное относится и к Фонду социального страхования, и к фонду медицинского страхования, то есть порядка 40 процентов дополнительных доходов может быть привлечено в случае, если не будет теневой заработной платы. Про теневую заработную плату, о том, почему она возникла, я хотел бы рассказать несколько позже. Наконец, третья тема, касающаяся собственно теневой занятости, то есть случаев, когда трудовые отношения не оформлены вообще. Официальное количество работников у нас, по разным оценкам, колеблется от 55 до 60 миллионов человек, при этом количество людей работоспособного возраста в России составляет порядка 83-85 миллионов. Сейчас нам предлагают для 25 миллионов так называемых тунеядцев ввести дополнительный побор в размере 20 тысяч рублей в год, при этом говорят, что люди, дескать, сами виноваты в том, что работают неофициально! Однако мы прекрасно понимаем, что инициатором всей этой нелегальной занятости в первую очередь являются работодатели: работодателю крайне выгодно не платить отчисления, социальные взносы, более того, ему крайне выгодно, когда работника легко уволить, - ведь если с работником официально не оформлены трудовые отношения, не нужна процедура увольнения, не нужно согласование с профессиональными союзами, достаточно сказать "ты уволен", и всё. И вот сегодня для людей, которые не по своей вине не имеют официально оформленных трудовых отношений, министр труда - вдумайтесь в это! - предлагает ввести дополнительный побор в размере 20 тысяч рублей в год! Это как в сказке про Чиполлино: "После того как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!" Эти механизмы, строго говоря, являются продуктом внесённых изменений в законодательство, появившихся ещё в далёком 2001 году, когда был принят Трудовой кодекс, запретивший, по сути дела, в России забастовки. Забастовка фактически не является сегодня легальным методом решения трудовых конфликтов в нашей стране, в год легально проходят одна-две стачки, а реально - около 200-250, то есть принято законодательство, которое невыполнимо. Это поразительное решение! Только возникает вопрос: зачем принимать законы, которые реально работать не будут? Ни одним законом невозможно прекратить общественные отношения! И запрет забастовок, и ограничение прав профсоюзов, и изменения в трудовом законодательстве, которые реально лишают профсоюзных активистов работы (гарантии для них были серьёзно ослаблены ещё в нулевые годы и окончательно добиты в последние три-четыре года), - всё это и есть причина теневой занятости и дефицита бюджетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и фонда медицинского страхования, разумеется, это одна из причин низкой заработной платы в стране. По индексу покупательной способности заработная плата в России, я уже говорил об этом в мае, равняется заработной плате в такой стране - она на слуху каждого нашего гражданина, - как Гондурас, там зарплата тоже, учитывая покупательную способность, составляет тоже порядка 2 долларов в день, это ниже, чем в Лаосе, и втрое меньше, чем в Турции. Только советское наследие - жильё, система образования, система медицины, которые в тот период были созданы, все эти больницы, школы, детские садики - несколько уменьшает тот самый разрыв в реальной заработной плате, который Россия сейчас имеет по отношению даже к странам третьего мира, отставая от них. Доля работников, отчисления от заработной платы которых в Пенсионный фонд не позволяют обеспечить даже минимальную пенсию, составляет в России 69 процентов. Повторяю: 69 процентов работников в стране получают заработную плату, отчисления от которой не позволяют обеспечить даже минимальную пенсию! Что предлагает фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"? Принять законы о реальном росте заработной платы, что возможно только при легализации забастовок, при реальном расширении прав профсоюзов и при защите профсоюзных активистов; отменить топ-менеджерам и прочим высокооплачиваемым работникам льготы и вычеты по социальным взносам; установить минимальный размер страхового взноса вне зависимости от заработной платы; вернуться к принципу добровольности накопительной части пенсии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Коллеги, заключительное слово предоставляется официальным представителям правительства. По 14-му пункту, пожалуйста, Антон Викторович Дроздов. Нет. По 15-му пункту - Андрей Степанович Кигим. Тоже нет. И по 16-му - Наталья Николаевна Стадченко. Тоже нет. Коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год", 14-й пункт повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 11 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 58 чел.12,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Закон принят. 15-й пункт, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2015 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 49 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 63 чел.14,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Закон принят. 16-й пункт, проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 40 мин. 24 сек.) Проголосовало за 331 чел.73,6 % Проголосовало против 62 чел.13,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Закон принят.