Заседание № 256
07.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 108742-3 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3419 по 3664 из 6234
Пункт 13: о проекте федерального закона "Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов". Пожалуйста, Борис Львович Резник. РЕЗНИК Б. Л. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов". Сама проблема стара как мир. Еще Пушкин в часы прогулок по Петербургу замечал: "Ворами со столбов отвинченные урны". Нам с вами неведомо, куда воры в ту пору девали то, что мы сегодня называем вторичным сырьем для металлургической промышленности. Нынче же хищение всего металлического имеет вполне определенные цели: для одних - как правило, асоциальных личностей - это легкий способ быстро и без особых усилий заработать на бутылку, для других - коммерсантов - неиссякаемый источник столь же легкого и быстрого получения сверхдоходов. Масштабы этого, с позволения сказать, бизнеса ужасают. Стоит проехать по весьма оживленной автотрассе Хабаровск - Владивосток, как увидишь на домах в селениях вдоль дороги тысячи объявлений "Куплю лом цветных и черных металлов. Дорого". Берут металлолом известно где. Вырубают километры телефонного кабеля, надолго оставляя без связи целые микрорайоны городов и даже целые селения. Недавно в районе Биробиджана было парализовано движение поездов по Транссибу: злоумышленники срезали несколько километров проводов, по которым подавалась электроэнергия для электровозов. Сущим бедствием стало воровство с дач россиян всего металлического: ведер, кружек, ложек. Наведение порядка в системе заготовки и использования вторичного сырья сдерживается отсутствием надлежащей правовой основы, регламентирующей данные процессы. Федеральными законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об отходах производства и потребления" устанавливается, что за нарушение законодательства в данной сфере виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако нормы, которые предусматривали бы конкретные составы административных нарушений и ответственность за такого рода нарушения, до сих пор отсутствуют в законодательстве Российской Федерации. В связи с этим законопроект имеет принципиальное значение, так как восполняет данный пробел в законодательстве. Его принятие позволит более эффективно противодействовать нелегитимной деятельности на рынке металлолома. Учитывая, что регулирование заготовки металлолома будет осуществляться в рамках действующей системы контроля и учета и что суммы штрафов будут перечисляться в бюджеты субъектов Федерации, реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению депутату Плетнёвой включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. Ирина Муцуовна, если можно, после этого закона, а то неудобно прерывать человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Так, пожалуйста, слово для содоклада - Николаю Ивановичу Шаклеину. ШАКЛЕИН Н. И., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые коллеги! Сама по себе проблема, которая только что была озвучена докладчиком этого законопроекта, действительно имеет место, что касается нарушений в сфере оборота лома и отходов цветных и черных металлов. Но мы с вами относительно недавно приняли Кодекс об административных правонарушениях, где в виде концепции было записано, что все вопросы установления административной ответственности и производства по делам об административных правонарушениях регулируются этим кодексом. Все другие законы, параллельнодействующие, были отменены. 11 июня текущего года Государственная Дума приняла закон, предусматривающий специальную норму административной ответственности за нарушения в сфере оборота цветных и черных металлов и за нарушения установленных правил оборота черных и цветных металлов. Там прописаны все виды ответственности, в кодексе, в том числе по вопросам лицензирования и деятельности в нарушение этих лицензий, а также за нарушения государственных стандартов, что касается оборота лома и отходов черных и цветных металлов. Таким образом, исходя из того, что, во-первых, отдельным законом регулироваться данный вопрос не может, во-вторых, что он уже отрегулирован в тех же самых объемах, которые предлагаются данным законопроектом, и процессуальные нормы применения этого закона четко прописаны (кто в каких случаях оформляет протоколы, рассматривает ответственность и определяет ответственность за эти нарушения), исходя из этого Комитет по государственному строительству на своем заседании, рассмотрев данный законопроект, предлагает его отклонить. Аналогичный отзыв также дан нашим Правовым управлением. И отзыв правительства отрицательный на данный законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Полно вопросов. Пожалуйста, запишитесь на вопросы. Включите запись. Так, пожалуйста, покажите список. Включите микрофон депутату Романову. РОМАНОВ В. С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Николай Иванович, хотел бы уточнить. То, что масштаб проблемы действительно характер национального бедствия носит, по-моему, никто отрицать не может. Воруют на миллиарды долларов, гонят за рубеж цветные и черные металлы. Вся страна втянута в эту беду. Первый закон, который мы вносили, Ельцин похоронил своим вето. Второй закон был остановлен вето президента Путина. Сейчас вы говорите, что не надо принимать этот вариант закона, так как в административном кодексе всё это изложено. Вопрос: что показывает анализ эффективности применения мер, которые включены в административный кодекс? ШАКЛЕИН Н. И. Он в большей степени показывает, что предусмотренные ныне в действующих законах санкции применяются далеко не в полной мере. Мы в новой статье, которую приняли по обороту лома и цветных металлов 11 июня, установили административную ответственность и для должностных лиц, и для граждан, и для юридических лиц по максимуму, который позволяет устанавливать Кодекс об административных правонарушениях. Неэффективность борьбы обусловлена прежде всего не отсутствием норм (мы можем еще два-три закона принять, которые будут дублировать кодекс), а слабым применение уже действующих норм. Это прежде всего и есть главная причина неэффективности борьбы с этим видом правонарушений. Я как раз сказал, что проблема есть, неэффективность есть, но и нормы есть, которые слабо применяются. Если мы сделаем параллельно еще одну норму, в отдельном законе, я вас уверяю, никакой эффективности от этого не добавится. Вопрос в исполнении ныне принятых, вернее, действующих законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. Включите микрофон. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос к Борису Львовичу Резнику. Борис Львович, я полностью согласна с тем, что сейчас сказал Валентин Степанович Романов, это тема, звучащая просто на каждой встрече. Вот вы опытный очень человек, может быть, вы не так доходчиво изложили. Скажите, пожалуйста, почему вы, зная, что есть такие нормы наказания и так далее, всё равно вносите еще раз такой закон? Вот я-то вас понимаю, но думаю, может быть, комитет не понял, что вы хотели сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борису Львовичу Резнику включите микрофон. РЕЗНИК Б. Л. Уважаемая Тамара Васильевна, дело в том, что действительно вот эти нормы, которые заложены в административный кодекс, совершенно не работают. И суть явления такова, что хищение металлолома - это действительно бедствие сегодня для Отечества. Металлоломом это не назовешь, то есть забирают всё металлическое, рушат машины, я уже говорил об этом в своем сообщении. И я думаю, что надо это явление как бы обозначить отдельным законопроектом. И более того, если те нормы, которые прописаны в административном кодексе, не работают, наверное, надо бы ко второму чтению ужесточить то, что мы заложили в этот законопроект, и добиться, чтобы все-таки это всё работало. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Никитчук Иван Игнатьевич. НИКИТЧУК И. И. Спасибо. У меня вопрос к Николаю Ивановичу. Уважаемый Николай Иванович, вы опытный депутат и опытный человек. Ведь при Советской власти не было этого бедствия, а сегодня это, как зараза, как раковая опухоль, в нашем обществе развивается. Вот скажите: если мы разберемся, почему тогда не было, а сегодня это есть, может быть, надо другой закон принимать? Спасибо. ШАКЛЕИН Н. И. Спасибо за вопрос, Иван Игнатьевич. Вот тот закон, который мы раньше принимали, об ограничении экспорта лома и отходов цветных металлов, конечно, в определенной мере мог бы повлиять на сокращение количества этих нарушений. Предлагаемый закон ни в какой степени не влияет на ситуацию, потому что, я уже сказал, есть целый набор статей, точно отражающих и диспозицию, и санкцию предлагаемых норм. Поскольку мы обсуждаем только данный законопроект, я говорю, что его абсолютно никакого смысла нет принимать. А что касается других законопроектов, в том числе и нами принимаемых, и отклоненных и Советом Федерации, и Президентом Российской Федерации, моя точка зрения такова: к ним можно было бы снова вернуться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутату Сафронову Виталию Александровичу включите микрофон. САФРОНОВ В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Николай Иванович, а какова реакция субъектов Федерации на обсуждаемый нами проект закона? ШАКЛЕИН Н. И. Большинство выражает тревогу за состояние дел. Те, кто юридически оценил вот этот проект, тоже считают, что его нормы излишни, а часть - примерно около половины - поддерживает этот законопроект, но, по-моему, большинство из них не касается того вопроса, что уже в действующем законе есть аналогичные нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё. Спасибо, присаживайтесь, Николай Иванович. Кто хотел бы выступить? Никитчук, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо. Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что фракция Коммунистической партии Российской Федерации будет голосовать за этот закон, хотя мы прекрасно понимаем, что никакие запретительные меры не могут способствовать искоренению какого-то отрицательного явления в обществе, будь это что-то другое, а не те проблемы, которые возникают вокруг оборота цветного и черного лома. Но я хотел бы обратить ваше внимание: что касается искоренения этой проблемы, во многом мы сами повинны в том, что эта язва и дальше разъедает наше общество, мы не сумели договориться и преодолеть вето президента. Как видим, исполнительная власть идет на поводу у мафии, которая орудует в этой сфере, так сказать, экономики, если это экономикой можно назвать. Если бы хотело правительство навести здесь порядок, мне кажется, никакой нет преграды для правительства, чтобы издать соответствующее постановление. Если президент был бы заинтересован в том, чтобы с этой язвой покончить и не заставлять страдать миллионы людей в нашей стране, то и для президента нет никакой причины, чтобы не издать соответствующий указ и не навести здесь порядок, раз Государственная Дума не в состоянии, скажем, решить эту проблему. Однако ничего этого не делается. Тем не менее еще раз хочу сказать, что исходя из опыта общения с избирателями, который, наверное, каждый из нас имеет, не проголосовать за этот закон, мне кажется, было бы совершенно неправильно. Пусть хоть что-то, но необходимо делать в направлении преодоления той ситуации, которая сегодня сложилась вокруг оборота цветного и черного лома. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Еще кто-нибудь хотел бы выступить? Представитель президента? Правительства? С заключительным словом будет кто-нибудь выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "Об административной ответственности за правонарушения в сфере деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и отходов цветных и (или) черных металлов". Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 11 сек.) Проголосовало за 193 чел. 42,9% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел. 56,7% Результат: не принято Не принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4765 по 4777 из 6234
У меня записан по ведению Юрий Михайлович Конев. Вы хотели по ведению? Пожалуйста, включите микрофон. КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат". Спасибо, Георгий Валентинович. Георгий Валентинович, я извиняюсь, я не был при обсуждении 13-го вопроса, и я в числе непроголосовавших. Я хотел бы сказать для протокола, что я за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. В стенограмме останется.