Заседание № 29
О проекте федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
13-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения в третьем чтении. Он призван оптимизировать некоторые избыточные требования, которые содержатся в Гражданском кодексе, к уставам акционерных обществ и, ещё раз подчеркну, готов для рассмотрения в третьем чтении. Замечаний нет. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Даниил Владимирович. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 11 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 28
О проекте федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен для рассмотрения во втором чтении. К нему поступило четыре поправки, все они представлены в таблице № 1 для одобрения. Просим поддержать таблицу поправок и законопроект во втором чтении. Иван Иванович, и тоже просьба: в случае поддержки сегодня рассмотреть завтра в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 14 сек.) Проголосовало за 307 чел.68,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 38 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Коллеги, нет возражений, если завтра в третьем чтении рассмотрим? Нет возражений. Принимается.
Заседание № 349
О проекте федерального закона № 1087244-7 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, есть предложение 16-й и 17-й вопросы (они взаимосвязанные) рассмотреть с одним докладом и двумя содокладами. Нет возражений? Принимается. 16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества". И 17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра экономического развития Илья Эдуардович Торосов. Пожалуйста. ТОРОСОВ И. Э., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Законопроекты разработаны в соответствии с планом мероприятий ТДК ("Трансформация делового климата") и предусматривают внесение изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об акционерных обществах". Поправки предусматривают оптимизацию требований к содержанию уставов акционерных обществ, исключение дублирования в уставах акционерных обществ положений закона. Законопроекты разработаны Минэкономразвития и согласованы с экспертным сообществом. Мы над этими законопроектами работали более двух лет. Так, выводится из числа обязательных требований к непубличным АО внесение в устав сведений, действующих по умолчанию, - о правах акционеров и владельцев обыкновенных акций, компетенции органов общества, порядке подготовки, проведения и принятия решений общим собранием акционеров. Сведения будут отражаться в уставе акционерного общества, если устанавливаются отличия от предусмотренного законом регулирования. Обращаю внимание, что законопроектом не предусматривается переутверждение действующих уставов, это просто предложение по упрощению уставов, но это необязательно. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По второму законопроекту вы тоже доложили? ТОРОСОВ И. Э. Да, второй тоже. Это законопроекты о внесении изменений в Гражданский кодекс и о внесении изменений в закон "Об акционерных обществах", оба доложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Эдуардович. Присаживайтесь. С содокладом по 16-му вопросу выступает Михаил Евгеньевич Бугера. Пожалуйста. БУГЕРА М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, уважаемые представители президента и правительства! Уважаемый Илья Эдуардович в своём докладе подробно изложил концепцию законопроекта. Действительно, прежде всего данный законопроект улучшает ситуацию для малого и среднего бизнеса, поскольку направлен на упрощение работы малых и средних предприятий, которые не имеют... да, в общем-то, им попросту и не нужны сложные по форме и большие по объёму уставы. Законопроект устанавливает минимальный обязательный для всех обществ набор положений, которые должны присутствовать в уставе. Такой подход предельно упрощает написание уставов компаний: теперь можно отойти от некоего усредненного набора и по своему усмотрению вносить в устав только то, что действительно необходимо и что действительно специфично для деятельности конкретной компании. При этом, ещё раз хочу подчеркнуть - Илья Эдуардович об этом сказал, - что ни в коем случае не будет массовой замены тех уставов, которые сейчас действуют, на новые, предприятие само будет решать, нужно ему вносить такие изменения или нет и какими будут эти изменения. Комитет предлагает поддержать концепцию законопроекта. Конечно, ко второму чтению нужна будет кое-какая доработка законопроекта в части уточнения используемых формулировок и конкретизации положений с целью придания им большей правовой определённости и логической последовательности. Комитет предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Евгеньевич. Присаживайтесь. С содокладом по 17-му вопросу выступит Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как уже было сказано докладчиком (я говорю о законопроекте, которым предусматривается внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации), данным законопроектом предлагается оптимизировать требования к содержанию уставов акционерных обществ, так как зачастую уставы акционерных обществ содержат информацию, которая фактически повторяет положения Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "Об акционерных обществах". Конечно, в целом идея устранения избыточных требований к уставам акционерных обществ у комитета не вызывает возражений. Концепция законопроекта, заключающаяся в том, что информация, которая дублирует императивные положения законодательства и не содержит сведений, индивидуализирующих конкретные акционерные общества, является избыточной и может быть исключена из числа обязательных для размещения в уставе общества, может быть поддержана. Однако при рассмотрении законопроекта возник ряд вопросов, касающихся способов реализации предложенной законопроектом концепции. Например, проектируемая редакция абзаца второго пункта 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает определение учредительным документом порядка образования и компетенции органов юридического лица иным образом, чем это предусмотрено положениями Гражданского кодекса или другими законами, и, таким образом, приоритет в вопросе формирования органов юридического лица отдаётся учредительным документам. Однако в ряде случаев изменение установленного законом регулирования указанных отношений по решению участников юридического лица не допускается, в связи с чем представляется недопустимым устанавливать приоритет устава в этом вопросе. Также законопроектом предлагается исключить из перечня обязательных сведений, которые должен содержать устав акционерного общества, сведения о правах акционеров, компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решение по которым принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. В данном случае неясно, почему сведения о компетенции органов общества предлагается рассматривать в качестве избыточных. В определённых случаях, например при создании в обществе коллегиального исполнительного органа, такого как правление, компетенция этого органа должна содержаться в уставе, поскольку в Федеральном законе "Об акционерных обществах" такая компетенция не указана. Исключение таких сведений из числа обязательных для размещения в уставе акционерного общества может иметь негативные последствия для контрагентов такого юридического лица. В целом, как я уже говорил, концепция законопроекта комитетом поддерживается, и комитет предлагает данный законопроект принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Эдуардович, вот согласно действующим нормам миноритарные акционеры публичного акционерного общества раз в год имеют возможность избрать в совет независимых директоров или своего представителя. Вы же предлагаете изменения, которые позволят предусмотреть любой порядок избрания членов совета директоров, отдав это на усмотрение контролирующего акционера. Какой механизм защиты интересов миноритариев может в этой связи предложить правительство? ТОРОСОВ И. Э. Спасибо, Ольга Николаевна, вопрос очень хороший. Мы предлагаем упростить это, не прописывать в уставах. Но если общество посчитает возможным и нужным для себя закрепить данное указание в уставе, конкретно прописать, мы не против, то есть это не запрет, мы просто предлагаем для обществ, которым не нужны эти условия, данные условия не прописывать. Это не must, это не обязательство - это возможность. Если общество примет решение, что это из устава не нужно убирать, это в уставе останется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Эдуардович, вот всё, о чём сказал Рафаэль Мирхатимович, как раз говорит о том, что этот законопроект нельзя принимать, потому что он создаст больше проблем, чем есть сегодня, хотя вы, наверное, лучше меня знаете, что мы малых и средних предприятий за два года закрыли почти 3 миллиона. Им совсем не изменения в уставе нужны, а финансовая поддержка. Скажите, пожалуйста, всё-таки в чём министерство видит истинную цель этого законопроекта? ТОРОСОВ И. Э. Как я уже сказал, Николай Васильевич, истинная цель законопроекта - упрощение и сокращение издержек в том числе малого и среднего бизнеса, исключение необходимости дублировать положения закона (иногда просто переписывают закон в устав акционерного общества), сокращение издержек бизнеса в связи с нотариальным заверением, переписыванием. В случае изменения законодательства в будущем фактически не нужно будет переписывать устав и приводить его в соответствие с изменением законодательства. Только в этом смысл данного законопроекта. А замечания, которые высказали профильные комитеты, - мы с ними это уже обсуждали, - мы обязательно учтём при доработке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Илья Эдуардович, всё-таки ещё раз прошу вас подробнее пояснить, в чём практическая цель изменений, которые предлагается внести и в закон "Об акционерных обществах", и в Гражданский кодекс Российской Федерации. Ну отменим избыточные требования, чтобы не переписывали, как вы говорите, положения закона в устав, а что изменится на практике? Чем это будет лучше для предприятий, для акционерных обществ с точки зрения эффективности их деятельности и так далее? Насколько необходим такой закон, тем более что замечания у профильных комитетов есть? ТОРОСОВ И. Э. Николай Иванович, как я сказал, это касается прежде всего издержек на нотариусов, издержек на юристов у малого, среднего бизнеса. И самый главный момент тоже нужно понимать: в случае изменения в будущем законодательства по акционерным обществам... Сейчас часто появляются такие вопросы: в уставе переписан закон, а потом вносятся изменения в закон - в этом случае акционерному обществу нужно переписывать, изменять принятый устав, но многие общества об этом забывают, и возникает казуистика. В уставе у них одно, закон поменялся - там другое, и появляются судебные издержки в связи с неприведением своего устава в соответствие с изменениями законодательства. Мы максимально упрощаем для бизнеса ведение документооборота, связанного с уставом, прежде всего для малого, среднего бизнеса. Для крупного бизнеса, где очень много нюансов, мы никаких ограничений не вводим, малый и средний бизнес тоже не ограничиваем: всё, что они хотят, они в уставе могут записать - мы просто позволяем лишнее не записывать, не более того. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рафаэль Мирхатимович, спасибо, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества", 16-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 12 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Принимается в первом чтении. И ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части отмены избыточных требований к содержанию устава акционерного общества", 17-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 46 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 327 чел. Не голосовало 123 чел.27,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении.