Заседание № 367
О проекте федерального закона № 1087071-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения порядка оплаты услуг связи).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению 9-го вопроса повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Пожалуйста, Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект, подготовленный к процедуре третьего чтения, предусматривает порядок предоставления гражданам нашей страны бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам. Это очень важная и нужная инициатива, которая позволит огромному количеству людей бесплатно пользоваться различными услугами интернет-ресурсов. Ко второму чтению мы усовершенствовали этот законопроект. Мы уточнили, сделали более чётким определение, что такое социально значимые сайты, включили в них в обязательном порядке интернет-ресурсы государственных органов власти, муниципальных, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и, что особенно важно, сайты государственных и муниципальных услуг. Таким образом, предоставление госуслуг для наших граждан на территории всей страны будет теперь бесплатным. Кроме того, мы подняли статус органа по принятию решений об отнесении тех или иных интернет-ресурсов к социально значимым, и теперь в соответствии с предлагаемым законопроектом такие решения будут приниматься специально созданной правительственной комиссией, решение о включении интернет-ресурсов в перечень социально значимых также будет приниматься Правительством России. Мы убеждены, что этот закон очень полезен, нужен и важен для наших граждан. Ну а с учётом того, что в стране развивается цифровизация, увеличиваются возможности доступа к услугам связи, в том числе в сельской местности, конечно же, это благо для наших людей. Профильный комитет просит эту инициативу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 9 нашей повестки, третье чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 14 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 366
О проекте федерального закона № 1087071-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" (в части уточнения порядка оплаты услуг связи; принят в первом чтении 23 марта 2021 года с наименованием "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
56-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, законопроект, предлагаемый вашему вниманию, был принят в первом чтении относительно недавно - в марте текущего года. Суть этого законопроекта нами подробно излагалась, и не раз: законопроектом устанавливается, что гражданам будет бесплатно предоставляться доступ к так называемым социально значимым ресурсам в сети Интернет. Это очень важная и нужная инициатива, которую комитет всемерно поддерживает, потому что она будет направлена на расширение возможностей и прав наших граждан на доступ к социально значимой информации, к полезным ресурсам, к просветительским материалам и так далее. Ко второму чтению законопроект был доработан, мы учли замечания, которые были высказаны. Собственно, комитет с самого начала работы над этим законопроектом говорил о необходимости его совершенствования ко второму чтению, что мы и сделали. В частности, мы уточнили, что же такое социально значимые сайты, установили, что в их перечень в обязательном порядке должны включаться сайты государственных органов, органов местного самоуправления, сайты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также порталы государственных и муниципальных услуг. Остальные социально значимые интернет-ресурсы будут определяться, и здесь поправками также предлагается повысить статус органа, который будет принимать решение об отнесении тех или иных ресурсов к социально значимым, до уровня правительства. В поправках мы предлагаем, чтобы правительством формировалась соответствующая комиссия, которая будет определять, является тот или иной ресурс социально значимым или нет, необходимо ли, чтобы у граждан был постоянный и бесплатный доступ к нему, или нет. Мы надеемся также на то, что при формировании такой правительственной комиссии в её состав будут включены и представители парламента - как Государственной Думы, так и Совета Федерации. Таким образом, коллеги, к законопроекту поступило 11 поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию, поправок, рекомендованных к отклонению, у нас нет. Просим поддержать и таблицу поправок, и законопроект во втором чтении, он действительно полезен, важен, очень нужен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 59 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 13 мин. 23 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, коллеги, за единодушную поддержку. Я, единственно, упустил, не сказал, что мы рекомендовали к принятию, а вы сейчас поддержали эту поправку, которая, мы надеемся, снизит уровень IT-преступности и позволит блокировать звонки с подменных номеров, которые идут из-за пределов нашей Родины. Это очень важная и нужная поправка. И, коллеги, комитет просит на завтра поставить в повестку рассмотрение законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 347
О проекте федерального закона № 1087071-7 "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи" (в части уточнения порядка оплаты услуг связи).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
26-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Докладывает представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Борисович Пак. ПАК О. Б., представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи". Данный законопроект разработан во исполнение поручений президента, данных по итогам послания Федеральному Собранию в 2020 году. Законопроект предусматривает предоставление гражданам бесплатного доступа к интернет-сайтам, относящимся к социально значимым отечественным информационным ресурсам. Предполагается, что порядок формирования и ведения реестра таких отечественных социально значимых сайтов, а также критерии включения таких сайтов в перечень и требования к владельцам сайтов будет устанавливать правительство. Условия и порядок технического доступа к этим сайтам также будет определять правительство в рамках установления правил оказания услуг связи. Законопроект внесён правительством, прошёл все необходимые согласительные процедуры, не предусматривает дополнительных бюджетных расходов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Борисович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Евсеевич Хинштейн. ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, докладчик рассказал суть внесённого законопроекта, он был подготовлен во исполнение поручений президента о реализации проекта "Доступный Интернет" и, безусловно, направлен на решение очень важных и нужных задач - на то, чтобы у граждан безотносительно к размеру их финансового состояния была возможность бесплатного доступа к социально значимым интернет-ресурсам. И профильный комитет, бесспорно, такую инициативу поддерживает: она очень позитивно скажется на жизни наших граждан, на развитии цифрового общества, на доступности различных услуг. В то же время не могу не сказать и о том, что, рекомендуя принять законопроект в первом чтении, мы обращаем внимание на необходимость серьёзной доработки его ко второму чтению, потому что сам смысл понятия "отечественный социально значимый сайт" законопроектом не раскрывается. Мы полагаем, что ко второму чтению необходимо более чётко прописать, что такое "социально значимый сайт", и определить его критерии не в подзаконном акте, как предлагается здесь, а непосредственно в законопроекте. Кроме того, нам необходимо будет ко второму чтению проработать вопрос об ограничении иностранного участия в отношении владельцев таких сайтов. Ну и ещё одна тема, которая не может не тревожить комитет. Поскольку речь идёт о бесплатном предоставлении доступа в Интернет и эта нагрузка ляжет на операторов сотовой связи, важно понять, как скажется принимаемая норма на росте тарифов. Для нас принципиально важно, чтобы реализация подобных решений не происходила за счёт наших граждан: операторы не должны компенсировать дополнительные затраты, возлагаемые на них, повышением тарифов. В целом, мы считаем, постановка вопроса абсолютно правильна и справедлива, и комитет по информационной политике рекомендует Государственной Думе поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня к коллегам-разработчикам вопрос. Скажите, пожалуйста, войдут ли в перечень бесплатных сайтов сайты регионов, муниципалитетов, местные сайты и, возможно, сайты социально значимых НКО? ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. Как я уже сказал, согласно проекту федерального закона перечень этих сайтов и критерии отнесения будут определяться правительством, но в рамках эксперимента, уже проводимого правительством с апреля прошлого года, мы определили 371 такой сайт, и в их число вошли сайты официальных органов власти, поэтому предполагаем, что в случае принятия закона в этот перечень также войдут сайты органов власти федерального и регионального уровней. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Олег Борисович, ну всё-таки разъясните нам, каким таким волшебным образом может случиться, что услуга предоставляется, а денег с граждан за неё не берут? И я так понял, что и операторы не понесут никаких дополнительных финансовых затрат. Как это можно сделать - обеспечить через сотовую связь доступ в Интернет к определённым сайтам и сделать это бесплатно? ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. На самом деле мы этот законопроект обсуждали, конечно же, с представителями отрасли, с операторами связи. Как я уже сказал, у нас идёт эксперимент с апреля прошлого года, в котором принимают участие операторы связи, в том числе операторы мобильной связи. На текущий момент примерно 30 процентов общего трафика, который используют соответствующие абоненты, идёт как раз в адрес отечественных социально значимых ресурсов, то есть это только треть трафика. Это первое. Второе. У нас у многих операторов есть, как вы знаете, безлимитные тарифы на оказание услуг связи, это касается и услуг фиксированной связи - домашнего Интернета, и услуг сотовой связи. И при таких тарифах, мы считаем, пользователи вообще ничего не почувствуют, потому что весь трафик уже включён в установленный оператором тариф. Тарифы, предполагающие тарификацию с точки зрения доступа в Интернет, предусматривают уже заранее предоплаченный объём трафика, и порой этот трафик не выбирается абонентами, хотя он изначально был оплачен. Мы с операторами прорабатываем все эти технические и экономические параметры, но самое важное, что будет влиять на экономическую модель, - это объём сайтов, которые будут утверждены. Для этого мы планируем принимать решения в рамках соответствующей экспертизы, которая будет проводиться экспертным советом, куда войдут представители и операторов связи, и средств массовой информации, и органов власти. Эти решения будут максимально прозрачны и обоснованны, они не должны, на наш взгляд, повлечь за собой серьёзное увеличение нагрузки на операторов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Олег Борисович, у меня вопрос по региональному аспекту. Отчасти вы уже об этом сказали - о том, что вы прорабатываете и будет доступ к сайтам органов власти, как региональных, так и муниципальной власти. А помимо сайтов органов власти будет доступ ещё к каким-то сайтам? Ну, предположим, к сайтам тех же самых СМИ, музеев, библиотек и так далее? ПАК О. Б. Да, безусловно, мы планируем, что такие сайты будут включены в перечень отечественных социально значимых ресурсов. У нас сейчас в рамках проводимого эксперимента несколько десятков таких сайтов - это и сайт Российской государственной библиотеки, и различные сайты культурной направленности, например "Культура.РФ", и так далее. Мы рассчитываем, что и при принятии закона общественный совет, который будет принимать эти решения, поддержит включение таких ресурсов в перечень общественно значимых отечественных сайтов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю комитета. Уважаемый Александр Евсеевич, ну, конечно же, бесплатный доступ к социально значимым интернет-сайтам - это справедливо, это хорошо, это правильно. Но поскольку вы обозначили проблему с критериями и сказали, что обязательно нужно доработать в этом направлении, не могли бы вы, как руководитель профильного комитета, обозначить, какие могут быть подходы с точки зрения критериев? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Хинштейну включите микрофон. ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо за вопрос, Николай Иванович. Ну, безусловно, это процесс, который потребует общих усилий и самого широкого обсуждения. На наш взгляд на данную минуту, должны быть отражены сайты органов государственной власти, муниципальной власти, сайты, предоставляющие госуслуги, сайты социально ориентированных некоммерческих организаций, сайты просветительского, образовательного характера. Безусловно, норма закона не должна, не может содержать все возможные вариации, но то, что основные принципы в ней должны быть, - да, подтверждаю такой тезис. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих. Законопроект ставится на голосование в первом чтении, это пункт 26 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 19 мин. 22 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.