Заседание № 57
О проекте федерального закона № 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения". Павел Николаевич Завальный, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Уважаемые коллеги, данный законопроект, называемый законом об альтернативной котельной, определяет основные принципы новой целевой модели рынка тепловой энергии. Его содержание сводится к установлению между теплоснабжающими организациями и потребителями договорных отношений и уходу от тарифного регулирования. Законопроект в его нынешнем виде может решить главную задачу, стоящую перед отраслью, - это задача привлечения инвестиций с целью повышения надёжности, эффективности систем теплоснабжения, модернизации систем теплоснабжения, а в перспективе и снижения тарифов. Коллеги, сегодня у нас есть инструмент концессионного соглашения, мы не так давно провели расширенное заседание комитета по концессионным соглашениям - вывод такой: только около 50 процентов субъектов Российской Федерации используют концессионные соглашения как механизм модернизации ЖКХ и только 10 процентов проектов успешные. Есть ряд причин, которые препятствуют внедрению механизма концессионных соглашений, и сегодня будет заседание комитета, где мы будем утверждать рекомендации уже комитета, как доработать законодательство, чтобы концессионные соглашения работали. По сути, предлагается новый инструмент, новый механизм - на наш взгляд, более эффективный, - который в перспективе решит проблемы инвестиций, потому что речь идёт о долгосрочном планировании, то есть будут предусмотрены источники покрытия, возврата инвестиций. В ходе работы, которая была проведена в рамках второго чтения с участием десятков депутатов, в отношении рисков, которые имели место в редакции законопроекта в первом чтении, в том числе ценовых рисков, рисков монопольного положения теплоснабжающих организаций, ослабления муниципального контроля и ряда других рисков, нам удалось минимизировать эти риски и сделать закон, по сути, более гибким и применимым. И я просто уверен, что закон будет востребован, регионы будут принимать решения о переходе на эту модель теплоснабжения и это на самом деле позволит модернизировать систему ЖКХ, повысит эффективность и надёжность её работы. Прошу поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи, пожалуйста. Покажите список.
Коллеги, возвращаемся к обсуждению вопроса 14. На выступления по мотивам записались два депутата. Первым выступает Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, в этом законопроекте предлагается провести в России очередную реформу в сфере теплоснабжения. Любая реформа предполагает повышение эффективности, предполагает неповышение тарифов ни в коем случае, однако, к сожалению, сказать это в отношении предлагаемого законопроекта нельзя. Откровенно лоббистский законопроект, выгодоприобретателями по нему станут только крупные осколки РАО "ЕЭС", принадлежащие господину Вексельбергу, господину Дерипаске, квазигосударственному "Газпрому". За счёт каких средств предполагается модернизировать систему теплоснабжения? А за счёт тарифов, то есть за счёт наших избирателей, которым предлагается скинуться и заплатить до 2025 года 2,5 триллиона рублей на модернизацию этих самых тепловых сетей. Одновременно будут, естественно, участвовать и деньги бюджета, потому что порядка 7 процентов всей тепловой энергии используется бюджетными организациями, а это около 125 миллиардов рублей в год. Никаких вариантов сохранения бюджетных средств, никаких вариантов контроля за теплоснабжающими организациями в законопроекте не предлагается. Единая теплоснабжающая организация не будет муниципальной, как в большинстве стран, которые такую модель принимают (альтернативной котельной), более того, она фактически выводится из-под контроля муниципальных властей и становится своеобразным монополистом на рынке. Она будет определять, какие котельные загружать, какие не загружать, какие выключать, какой тариф кому давать, как рассчитываться, и, соответственно, понятно, что это будет в интересах исключительно крупных компаний, где идёт когенерация, то есть одновременно производится и тепло, и электроэнергия. Вместо того чтобы пойти по пути переноса эффекта теплофикации на тепло и тем самым уменьшить тарифы, как это сделано в большинстве стран, нам предлагается другой вариант, советский, - я всё понимаю, но там были иные условия, - предлагается переложить весь эффект теплофикации на электроэнергию, то есть создать сверхприбыльный рынок оптовых поставок электроэнергии и планово убыточный рынок тепловой энергии, и попытаться компенсировать убытки средствами граждан. На наш взгляд, во-первых, подобный подход не соответствует сегодня экономическому состоянию страны, во-вторых, доходы населения оставляют желать лучшего, и, в-третьих, самое главное, решать проблемы отрасли за счёт очередного повышения тарифов неправильно. Порядка 80 процентов регионов будут вынуждены - если они войдут в эту схему, им будет дано такое право - повысить тарифы, причём повышение будет составлять от 15 до 160 процентов в некоторых сибирских регионах, которые длительное время его сдерживали. Имейте в виду, что принятие этого законопроекта напрямую коснётся наших избирателей, напрямую коснётся каждого из здесь сидящих, потому что плата за тепло сегодня составляет, по большому счёту, порядка 50 процентов всех коммунальных затрат нашего населения. Ну и плюс к этому - маленькая поправочка в конце проекта закона, которая требует установить... Я прошу прощения, ещё тридцать секунд... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте. КУРИННЫЙ А. В. ...требует установить в домах, где низкая тепловая нагрузка, тепловые счётчики. В таких домах - я об этом говорил, когда принимались поправки, - живут небогатые люди, и рост стоимости тепла составит для них от 30 до 50 процентов. Имейте в виду, что в этих домах проживает огромное количество граждан. Без предварительных мер энергосбережения всё это приведёт - ещё раз говорю - к опустошению карманов наших избирателей. Фракция не будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есяков Сергей Яковлевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за этот законопроект по следующим трём основаниям. Первое основание. Три года назад в этом зале был принят закон об установлении предельного уровня цены на тепловую энергию для промышленных потребителей. Прошло три года, и больше 20 процентов теплоэнергии отпускается сегодня именно по предельному уровню. Я вам могу сказать: за три года ни одного обращения от крупных потребителей тепловой энергии в регулирующие органы не было, ни одного инцидента, связанного с превышением цен на тепловую энергию, с установлением цен сверх регулируемого предельного уровня, не было. Сегодня этот механизм действует эффективно, поэтому мы считаем, что установление предельного уровня цены можно использовать и в других частях рынка тепловой энергии. Второе основание, не менее важное. На сегодняшний день в России действует больше 50 тысяч систем теплоснабжения, очень разных по своему типу: маленьких и больших, частных и государственных, дорогих и дешёвых, и достаточно сказать, что цена на тепловую энергию колеблется в этих 50 тысячах тепловых систем от 300 рублей до 30 тысяч. Управление этой частью энергетики, тепловой энергетикой, спущено на региональный уровень, очень многое не решается, очень многое не контролируется, и установление порядка, наведение реального порядка, я считаю, сыграет достаточно большую роль. Для справки могу сказать, что в сфере электричества действуют 4 тысячи сетевых компаний, мы с вами как-то рассматривали этот вопрос и посчитали, что это очень много, что их нужно сократить в 3-4 раза, здесь же - 50 тысяч систем! Конечно, необходимо уменьшать их количество, и наведение порядка только таким образом и возможно. Третье основание. Безусловно, никаких 2,5 триллиона рублей тепловой рынок не собирается собрать до 2025 года. И последний момент. Мы отдельно проговаривали - и это отдельно очень жёстко было установлено в законопроекте, - что контроль за рынком возлагается на Федеральную антимонопольную службу, которой даны все полномочия. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает этот проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения", третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 31 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 1086603-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения" (принят в первом чтении 16 декабря 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения". Павел Николаевич Завальный, пожалуйста. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект был внесён правительством 30 мая прошлого года, в первом чтении был принят 16 декабря. В процессе его обсуждения было высказано много замечаний, в том числе на пленарном заседании. По итогам рассмотрения была создана рабочая группа. Кроме того, были встречи во всех фракциях для обсуждения этого законопроекта. Были проведены парламентские слушания, по итогам которых были сформированы рекомендации и была проведена работа в рамках рабочей группы над этим законопроектом. Он претерпел существенные изменения ко второму чтению, практически все рекомендации парламентских слушаний учтены в редакции второго чтения. Поступило шестьдесят девять поправок, из них одиннадцать поправок рекомендуются к принятию, остальные - к отклонению. При этом, если взять просто по содержанию, эти одиннадцать поправок - это сто четыре листа текста, поправки к отклонению - семьдесят четыре листа, так что практически все содержательные предложения вошли в текст законопроекта ко второму чтению. При подготовке ко второму чтению проведена экспертиза законопроекта в нашем Правовом управлении, в ГПУ президента, замечаний нет. Прошу рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич, по ходу будем уточнять количество поправок. В таблице № 1 у меня одиннадцать поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 37 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2 (в ней пятьдесят девять поправок)? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 112. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 112-ю? Как это - 112-ю, если их пятьдесят девять? КУРИННЫЙ А. В. В комитете была поправка 112-я, теперь она 59-я? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КУРИННЫЙ А. В. А, 56-я, перекроили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 56-я? Итак, коллеги, ставлю на голосование таблицу поправок № 2, за исключением поправки 56. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 47 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принимается. Обсуждаем поправку 56. Включите микрофон Алексею Владимировичу Куринному. КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. Павел Николаевич, к сожалению, во фракции КПРФ данный законопроект не обсуждался: вы сказали, что во всех фракциях обсудили, все вроде бы внесли предложения, но во фракции КПРФ данный законопроект не обсуждался. Он очень тяжёлый, весьма неоднозначный, и результат его понятен - в конечном счёте это рост тарифов. Поправка вносится в данном случае в статью 5, точнее, предлагается исключить из законопроекта статью 5. Эта статья вносит изменения в Федеральный закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...". Я напомню, что в настоящее время дома с небольшой тепловой нагрузкой, до 0,2 гигакалории в час, не должны в обязательном порядке оснащаться приборами теплового учёта. В предлагаемой редакции правительства требуется в обязательном порядке даже в таких маломощных домах устанавливать приборы учёта со всеми вытекающими последствиями. Это потребует покупки приборов учёта, весьма дорогих, а вы понимаете, что дома с такой низкой тепловой нагрузкой - это дома, состоящие из восьми-десяти, максимум из пятнадцати-шестнадцати квартир, в таких домах проживают далеко не богатые люди. Это первое. Ну и второе. Есть соответствующий эксперимент на двух соседних домах в моём родном городе: в одном случае установлен тепловой счётчик, в другом случае люди платят по нормативу. Так вот, оказывается, там, где установлен тепловой счётчик, не то что экономии не получается, а жители платят в полтора-два раза больше, чем жители соседнего дома, которые платят по нормативу. Ввиду низкой энергетической эффективности этих домов, построенных в далёкие времена, проживают в них люди далеко не богатые, и обязанность устанавливать именно в этих домах счётчики приведёт к тому, что существенно будет расти финансовая нагрузка на людей. И мы не предлагаем им какой-либо альтернативы. Павел Николаевич сейчас скажет, что во многих таких домах вообще нет технической возможности установить счётчик, но, скажем так, даже если 50 процентов домов будет им оснащено, это будет дополнительная нагрузка, причём существенная, на жителей самых старых домов, самых энергонеэффективных, там живут, повторяю, не самые богатые люди. В связи с этим есть предложение убрать статью 5 вообще и не вводить обязательства по установке тепловых счётчиков в таких домах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, здесь ещё непонятно, что лучше: платить по счётчику или по нормативу. Где-то по нормативу дороже, где-то по счётчику дороже. В целом ситуация, коллеги, выглядит следующим образом. Проведённый анализ показал, что доля объектов с максимальным объёмом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 гигакалории в час, в среднем по городам с централизованным теплоснабжением составляет 25 процентов от общего количества теплопотребляющих объектов, это 12 процентов от общего количества потребления тепловой энергии. В основном объекты с объёмом потребления энергии менее 0,2 гигакалории в час - это многоквартирные дома (85 процентов всех объектов). Что касается типов домов, то в эту категорию попадают также многоквартирные дома до девяти этажей, постройки с площадью помещений до 3 тысяч квадратных метров, поэтому говорить здесь только о малых домах неверно. Доля таких зданий по отдельным населённым пунктам может достигать 60 процентов, а общий объём потребления - 40 процентов от всего потребления тепла в населённом пункте. Когда принимался закон № 261-ФЗ, норма для зданий с максимальным объёмом потребления энергии менее чем 0,2 гигакалории в час, на самом деле не действовала по следующим причинам. Во-первых, в тот момент приборы учёта тепловой энергии стоили намного дороже, чем сейчас, из-за небольшого спроса на эти приборы и высокая стоимость общедомовых приборов учёта привела бы к серьёзному росту затрат жильцов на их установку в домах с небольшим объёмом потребления тепловой энергии. Во-вторых, планировались широкомасштабный пересмотр нормативов потребления коммунальных услуг вследствие переноса полномочий по их утверждению с муниципального на региональный уровень и приближение значений нормативов к фактическому потреблению, что должно было снизить риск недоучёта потреблённой энергии, в том числе в домах с небольшим объёмом потребления тепловой энергии. Ну и в-третьих, было решено отложить решение об оснащении этих домов приборами учёта тепловой энергии до получения эффекта от оснащения такими приборами более крупных объектов потребления. С момента вступления в силу закона, коллеги, прошло восемь лет. За это время ситуация значительно изменилась, в частности за последние годы в разы снизилась стоимость приборов и стоимость их установки. Анализ показал достаточно высокую эффективность оснащения домов приборами. Там, где высокий уровень оснащения приборами, уровень потребления тепловой энергии снижен на 15-20 процентов за счёт уменьшения количества сверхнормативных потерь и повышения энергоэффективности зданий, потому что приборы учёта являются индикаторами энергоэффективности домов, а также стало более рациональным поведение потребителей при потреблении энергоресурсов. В связи с этим можно сделать вывод, что целесообразно использовать приборы учёта потребления тепловой энергии для зданий с максимальным объёмом потребления тепловой энергии менее чем 0,2 гигакалории в час. При этом, коллеги, я должен сказать, что это не распространяется на дома, которые подлежат сносу, стоят в программе под снос, а также на те, где невозможно установить счётчики. Согласно данному законопроекту норма вступает в силу с 1 января 2019 года - есть целый год на то, чтобы оценить эффективность установки счётчиков. В законопроекте специально это предусмотрено, чтобы всё успеть сделать. Прошу поддержать позицию комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование поправку 56 из таблицы № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 37 мин. 40 сек.) Проголосовало за 53 чел.11,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 54 чел. Не голосовало 396 чел.88,0 % Результат: не принято Поправка отклоняется. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 03 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 27 чел.6,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении.