Заседание № 342
17.02.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 1085849-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1554 по 1775 из 5859
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 13, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра финансов Алексея Валерьевича Сазанова. Пожалуйста. САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Это законопроект в продолжение серии ратификации протоколов о внесении изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения, направленных на борьбу с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из Российской Федерации без налогов. Протоколом предусмотрено увеличение до 15 процентов ставки налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов с некоторыми исключениями для институциональных инвестиций. Изменения направлены на борьбу с уклонением от уплаты налогов посредством использования схем, с помощью которых часть доходов выплачивается российским бенефициарам через транзитную юрисдикцию с эффективной ставкой 2-3 процента. В результате наших изменений ставка будет повышена до 15 процентов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Юрия Андреевича Левицкого. ЛЕВИЦКИЙ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по международным делам рассмотрел на своём заседании проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года", внесённый на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации, и поддерживает его принятие. Указанный протокол направлен на совершенствование системы налогообложения в изменившейся экономической ситуации в Российской Федерации в целях минимизации негативных последствий для российской экономики, касающееся налогообложения выплат, осуществляемых из Российской Федерации за рубеж. В результате достигнутых договорённостей между Россией и Мальтой подписанный протокол повышает до 15 процентов ставку налога у источника на доходы в виде дивидендов и процентов. Предусматриваются некоторые исключения в отношении институциональных инвестиций, к которым будет применяться ставка налога 5 процентов. Протокол подлежит ратификации в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" в связи с тем, что в нём содержатся правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. По информации МИД России, мальтийская сторона выполнила все внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления протокола в силу. Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что протокол в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. Ратификация протокола будет способствовать повышению результативности двустороннего сотрудничества в налоговой сфере, что, в свою очередь, послужит увеличению поступлений в бюджет Российской Федерации. У Правового управления Аппарата Государственной Думы по указанному проекту федерального закона замечаний не имеется. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять данный федеральный закон. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Осадчий Николай Иванович, пожалуйста. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Алексей Валерьевич, для того чтобы более полно понять рассматриваемую тему, прошу уточнить: каков объём товарооборота между Российской Федерацией и Республикой Мальта и есть ли данные по объёму вывоза капитала на Мальту, каковы они? САЗАНОВ А. В. Николай Иванович, спасибо за вопрос. По товарообороту я не скажу, а что касается объёма выплат дивидендов и процентов, по 2019 году это было менее 1 миллиарда рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. В продолжение вопрос Алексею Валерьевичу. Алексей Валерьевич, вот смотрите, порядка 200 миллионов рублей мы сможем дополнительно привлечь в бюджет при принятии данного законопроекта, 150 миллиардов рублей - это по Кипру (я надеюсь, что там тоже будет всё принято как положено). А в принципе, если мы рубеж 15 процентов выставим по всем процентным вкладам и по всем дивидендам - по офшорным зонам более 80 договоров заключено, - какая сумма может вернуться в бюджет Российской Федерации (потенциально - я понимаю, там есть разные моменты)? И второе. Некоторые эксперты считают, что российские олигархи просто перейдут под нашу юрисдикцию в российские офшоры. Вот если они переведут туда свои компании, то какую сумму потеряет либо приобретёт российский бюджет? САЗАНОВ А. В. Спасибо большое за вопросы. Дело в том, что мы говорим об изменении соглашения только с транзитными юрисдикциями, в которых располагаются источники капитала квазироссийского. К транзитным юрисдикциям относятся не все юрисдикции, с которыми заключены соглашения об избежании двойного налогообложения. Мы перечисляли транзитные юрисдикции, по которым уже внесены изменения, - это Люксембург, Кипр, Мальта, также мы сейчас обсуждаем, ведём переговоры с голландцами и, возможно, начнём переговоры со Швейцарией - по этим юрисдикциям потенциал до 250 миллиардов рублей, если со всеми этими юрисдикциями соглашения будут изменены и ставка у источника на доходы в виде дивидендов и процентов будет повышена до 15 процентов. В части российских офшоров я хотел бы подчеркнуть, что на сегодняшний день режим не позволяет переводить туда холдинговые компании. Только публичные холдинговые компании, которые были публичными в 2017 году, могут переходить туда. Большинство холдинговых компаний непубличные, сейчас в так называемые российские офшоры (это специальные административные районы) переводить эти компании нельзя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Вопрос Алексею Валерьевичу. Алексей Валерьевич, договоры об избежании двойного налогообложения у нас заключаются уже около 20 лет, неужели Минфин не знает, какой ущерб наносится нашему государству в результате ратификации этих договоров, почему вы хватились только сейчас? Когда нефтегазовые доходы сократились, вы начали денонсировать эти договоры и пересматривать их. Почему Минфин до сих пор смотрел на это сквозь пальцы? Вот ответьте, пожалуйста, на этот вопрос. САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Протокол о внесении любого изменения - это двустороннее соглашение, двум сторонам необходимо найти консенсус. Изначально, когда эти соглашения заключались, все эти юрисдикции были источником привлечения капитала в Россию, со временем уже произошла аккумуляция российских, квазироссийских доходов там. Когда возникла необходимость в дополнительных источниках доходов и у двух сторон появилось понимание, что в условиях пандемии эти источники необходимы, мы нашли понимание у наших партнёров и внесли соответствующие изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да. Включите режим записи. Покажите список. Олейников Юрий Павлович, пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Честно говоря, я думал, что будут выступления от других фракций. А фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" однозначно будет голосовать за, поскольку проделанная Минфином работа является абсолютно целесообразной и связана с концентрацией национальных ресурсов в России, тем более что это уже третий закон из целого цикла подобных законов. Именно поэтому мы за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич по ведению. Я так понимаю, вы хотите выступить? АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо. Я нажимал на кнопку, но почему-то запись на выступление не прошла. Я прошу предоставить мне слово. Можно, да? Хорошо. С 90-х годов в нашей стране принимались законы, разрешающие регистрировать предприятия за рубежом. После этого мы начали заключать договоры об избежании двойного налогообложения. Теперь мы удивляемся: почему большие средства утекают за рубеж? Утекают они только по одной причине: мы создали законодательную базу для того, чтобы заработанные в России деньги уходили за рубеж. Вот я взял данные Центрального банка: за 23 года у нас ушло из государства 63 триллиона рублей - это три годовых федеральных бюджета! И всё благодаря вот той схеме, которую разработали сами законодатели. Теперь мы говорим, что надо пересматривать эти вопросы. А почему эти вопросы не пересматривались до этого? Только на Кипре накопленные инвестиции российских предприятий составляют около 200 миллиардов долларов. Такие соглашения мы заключили с 84 государствами, где есть офшорные зоны. Вот я подсчитал, что ущерб, который наносится в результате вывоза капитала, оценивается примерно в 5 триллионов рублей. Ну, наверное, пора уже опамятоваться, и не только потому, что нефтегазовые доходы кончаются. Нам что, эти деньги не нужны? Мы не можем найти на детей войны 140 миллиардов рублей в год, а здесь каждый год у нас в среднем уходит около 100 миллиардов долларов, но мы на это смотрим сквозь пальцы! Голосовать мы за этот закон будем, но нам придётся голосовать ещё 84 раза, потому что такие договоры заключены с 84 государствами. И ставить на место, решать вопрос о вывозе капитала необходимо уже сегодня. Надо вообще денонсировать эти договоры и запретить регистрацию наших, российских предприятий на Западе, это приводит только к одному - к уводу капиталов за границу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Мальты об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 24 апреля 2013 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 29 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Принимается единогласно.