Заседание № 69
О проекте федерального закона № 108435-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов". Тот же докладчик. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, поддержанный вами 21 января текущего года во втором чтении законопроект, вносящий изменения в отдельные законодательные акты в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов, полностью подготовлен к очередному рассмотрению. Замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера не имеется. С учётом изложенного Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе данный законопроект принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли замечания по докладу комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов". Я вижу: по мотивам от фракции ЛДПР - депутат Жириновский. Пожалуйста, включите микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Принимая этот закон, мы сужаем поле для деятельности политических сил в нашей стране, потому что подписи собирать очень трудно. И идёт запугивание населения. Я уже сказал, что разрешённый пикет проводится в рамках закона и наутро вызывают в прокуратуру. Таким же путём можно запугать граждан, и они не будут давать подписи. Хорошо, залог отменили, подписи - запугали. Парламентской партии не надо собирать подписи, не нужен залог. Снова отстраняют от выборов. Вот это какой процесс у нас идёт? Это же мы в этом зале принимаем законы. И никакой солидарности парламента. Ну добьют ЛДПР, КПРФ. Вы что, думаете, "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вас не добьют? Обязательно! Вы на заклание... в случае обострения обстановки вас скинут с этого поезда, так сказать, или будете сидеть обиженные дома: как это случилось? А случилось потому, что нет никакой солидарности внутри парламента. Я же не случайно на этом заострил внимание, Олег Викторович. Вы говорите, что я не предложил никакой процедуры. Какая процедура? От имени парламента сюда генпрокурора вызвать и здесь с него погоны сорвать, чтобы прокуратура не занималась удушением демократии в нашей стране? Вот это будет солидарность. А мы сами принимаем законы, по которым никто рот открыть не сможет. Вот об этом идёт речь. Это мы сами делаем. Вы что думаете, дубинки ОМОНа только по обычным гражданам будут проходиться? По вашим спинам также пройдутся, когда ваши полномочия закончатся. А они могут закончиться раньше срока. Вы не думайте, что вам срок до 2012 года. В любой момент объявят досрочные выборы, и другая партия здесь сядет вместо вас. Поэтому не думайте, что всё у вас хорошо, всё схвачено. Ситуация самая страшная наступает во всём мире, в том числе у нас. 98-й год, дефолт - это цветочки, ягодки сейчас будут. Это куда хуже дефолта, то, что сейчас происходит. И определённым силам выгодно всем заткнуть рот. И в этом смысле я ставлю вопрос в палате. И тихо-спокойно... Ну, казаков убили три миллиона, ну подумаешь, три миллиона русских крепких мужиков расстреляли. И сегодня ходим по улицам убийц, Войкова и так далее в Свердловской области. Это он подписал указ. Всё нормально, всё хорошо. В этом смысле вы должны же понимать всю эту политическую ответственность. Понимаете, почему наши бывшие советские республики не хотят с нами не только дружить, вообще сотрудничать не хотят? Это ненависть из-за всего того насилия, которое было за семьдесят три года советской власти и в последние двадцать лет. Объявляем демократию, празднуем пятнадцать лет Конституции, и тут же её грубо нарушаем в отношении той партии, которая единственная выступала за принятие Конституции, единственная, все были против. И сейчас принимаем закон: давайте и залог отменим. Конечно, залогом могут пользоваться определённые мафиозные структуры. Здесь есть опасность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Уважаемые коллеги, ставится... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "Справедливая Россия" - депутат Гудков по мотивам голосования. Включите микрофон депутату Гудкову. ГУДКОВ Г. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Это тот случай, когда мы согласны со многими оценками, прозвучавшими из уст Владимира Вольфовича Жириновского. Действительно, закон, по большому счёту, - и мы говорили об этом при первом чтении - направлен против оппозиционных партий. К сожалению, сегодня наши доблестные правоохранительные органы превратились в инструмент сведения счётов с оппозицией во многих регионах. Я могу привести массу примеров, когда деятельность правоохранительных органов при наличии огромного количества нераскрытых тяжких преступлений отвлекается на сведение счётов с оппозиционными партиями. По большому счёту, отмена залога не только лишает новые партии возможности войти в строй - это ладно, тут ещё можно как-то соглашаться или не соглашаться, но это лишает возможности работать на муниципальных и региональных выборах многих людей, которые не связаны напрямую с деятельностью партии, но сочувствуют или участвуют в этой деятельности. Мы сегодня совершаем большую политическую ошибку. Мы, к сожалению, постоянно совершаем ошибку за ошибкой, заведя в тупик наше избирательное законодательство. Но нужно помнить, что выборы - это единственный механизм цивилизованного, бесконфликтного развития страны. Лишая такой возможности наших граждан, мы, по большому счёту, создаём опасный прецедент, при котором социально-политическая ситуация может накалиться до такой степени, что российские законы действовать уже не будут. И мы сегодня ещё раз обращаемся к вам, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", подумать внимательно и не голосовать вот так, просто потому, что кто-то где-то решил, откуда-то спустили какую-то директиву. Мы с вами сегодня решаем, может быть, даже судьбу России. Сегодня кризис, сегодня обострились отношения до предела. Мы сегодня видим, что уже ОМОН на Дальнем Востоке не желает выступать против народа и там используются московские подразделения. Вы знаете, какая реакция сегодня в Сибири и на Дальнем Востоке? Я разговаривал совсем недавно с политиками наших сибирских регионов, они говорят: мы не пустим московские подразделения, не позволим им на нашей территории действовать. Вот к каким заявлениям и высказываниям это приводит. Это почти сепаратизм, начало как бы, так сказать, тенденции и признаки сепаратистских настроений. Поэтому мне кажется, что сегодня, принимая такое решение, мы совершаем очень большую политическую ошибку. Мы должны оставить право гражданам, необязательно аффилированно и тесно связанным с деятельностью партий, участвовать в выборах на муниципальном, региональном уровне. И по большому счёту, это касается и федеральных выборов. Невозможно ограничить деятельность партий в Российской Федерации, допустим, тремя-четырьмя парламентскими. Хотя мы, "Справедливая Россия", может быть, в меньшей степени от этого страдаем, но мы сейчас думаем обо всей стране, о будущем России, о политической стабильности, поэтому мы будем голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - депутат Гончар по карточке Бурыкиной. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Совершенно очевидно, что данный законопроект развивает демократию, а никак её не сужает. Может быть, не в той степени, как этого хотелось бы... Да, говорили, отменяем залог, но вместе с тем ведь работаем и над тем - и предложение в том числе нашей фракции есть по этому поводу, - чтобы решить вопрос по поводу сбора подписей. Этот вопрос ставится и решается, его нужно изложить грамотно на бумаге, чем мы сейчас и занимаемся. Убедительная просьба, коллеги... Понятно, что для многих политических партий лозунг: чем хуже, тем лучше и давайте подогреем истерику, потому что, может быть, это в какой-то степени поможет нам увеличить наше политическое представительство... Вы знаете, коллеги, давайте думать всё-таки не только о количестве мест в этом зале, но и о судьбе страны. Великий английский политик сказал: политик - это тот, кто думает о судьбе страны, политикан - тот, кто думает о ближайших выборах. Подумайте о стране. Мы будем голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, состоялись выступления по мотивам голосования. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов". Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 40 мин. 27 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3% Результат: принято Принимается законопроект в третьем чтении.
Заседание № 68
О проекте федерального закона № 108435-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов" (принят в первом чтении 19 декабря 2008 года с наименованием "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов". Доклад сделает Александр Петрович Москалец. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! По инициативе Законодательного Собрания Пермского края 9 октября прошлого года мы рассмотрели законодательные предложения, в которых предлагалось осуществлять регистрацию списка кандидатов на выборах в депутаты Государственной Думы на основании представленных в Центральную избирательную комиссию документов, предусмотренных статьёй 33 закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", и при наличии необходимого количества подписей избирателей, исключив при этом необходимость внесения избирательного залога. Позитивно оценив предложенный законопроект, мы тем не менее отмечали, что в решении этого вопроса нужно идти ещё дальше, с тем чтобы избирательный залог был исключён на выборах всех уровней, а не только на выборах депутатов Государственной Думы. Уже тогда мы понимали, что для этого нужно будет изменить содержание статьи 1 законопроекта и дополнить его положениями из административного и гражданско-процессуального законодательства. Кроме того, на первом этапе мы рассмотрели предложения депутатов Белоконева, Журовой, Ивлиева, Яровой и поддержали их инициативы. И сегодня информирую вас, уважаемые депутаты, что, действуя в логике предыдущего решения при рассмотрении законопроекта, мы внесли поправки, отразившие отмеченные нами проблемы. Всего поступило восемь поправок, и все их мы рекомендуем принять. Таким образом, ко второму чтению представлен тот законопроект, о котором мы и говорили в ходе обсуждения. Да и отклонённых поправок нет ни одной. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству просит утвердить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию, и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, таблица поправок состоит из восьми поправок, рекомендованных к принятию. Есть ли у кого-то желание вынести на отдельное голосование какую-то поправку? Нет. Прошу проголосовать за предложение комитета принять таблицу из восьми поправок в целом, таблицу принятых поправок. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования по таблице поправок. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 12 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3% Результат: принято Принято. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 42 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 63
О проекте федерального закона № 108435-5 "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части, касающейся порядка осуществления регистрации кандидатов (списков кандидатов) на основании избирательного залога).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 30. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". С докладом и содокладом одновременно выступает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Прошу. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Юрий Николаевич, уважаемые депутаты! Полагаю, многие из этого зала ещё помнят, что за период деятельности Государственной Думы мы неоднократно рассматривали самые различные законодательные инициативы, касающиеся размера избирательного залога и полномочий по его восстановлению. Ну, вся фишка столь пристального внимания состояла в том, что при проведении выборов, за исключением выборов Президента России, сбор подписей избирателей может не проводиться, и в этом случае можно было ограничиться внесением избирательного залога, и большинство идей заключалось в понижении существующей 15-процентной ставки залога. Мы же говорим о том, что основной формой отражения мнения общества о том или ином избирательном объединении, его дееспособности и вообще способности к отражению воли общества является сбор подписей, а не денежный залог. Эту свою позицию мы мотивировали и тем, что денежный залог в Российской Федерации был впервые введён 30 марта 1999 года в качестве страховочной - я подчёркиваю: страховочной - меры, гарантирующей кандидатам избирательного объединения участие в выборах на случай, если количества достоверных подписей избирателей окажется недостаточно. Согласно нормам названного закона можно было как представлять в избирательную комиссию подписные листы, так и вносить избирательный залог, при этом факт сбора и представления подписей избирателей не мог являться основанием для отказа в регистрации в случае внесения избирательного залога. Но затем уже в 2005 году опять же федеральным законом были изменены подходы к правовому регулированию избирательного залога, и с этой целью было предложено отказаться от страховочной функции этого залога. Согласно действующей норме статьи 38 этого закона при проведении выборов в федеральные органы власти и в органы власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления по решению кандидата или избирательного объединения сбор подписей может не проводиться. В этом случае регистрация кандидата или списка кандидатов осуществляется комиссией на основании избирательного залога. И вот после того как вы получили определённую информацию в этой части о том, что было и что имеется сейчас по данному вопросу, вполне уместно перейти к рассмотрению содержательной части законодательного предложения. Законодательным Собранием Пермского края предлагается осуществлять регистрацию списка кандидатов на выборах депутатов в Государственную Думу на основании представленных в Центральную избирательную комиссию документов, предусмотренных статьёй 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав...", и при наличии необходимого количества подписей избирателей, исключив при этом возможность внесения избирательного залога как иной обеспечительной формы выдвижения списка кандидатов на указанных выборах. Таким образом, по сути, предусматривается исключить институт избирательного залога на выборах депутатов Государственной Думы и одновременно уточнить норму федерального законодательства, касающуюся размера этого залога, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. Оценивая данное законодательное предложение как позитивное, мы признаём, что такая норма не только налагает обязанность на политические партии интенсивнее использовать свой агитационный потенциал, но и создаёт условия для граждан России активнее участвовать в политических процессах, происходящих в стране. Необходимость сбора подписей избирателей в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией на выборах в Государственную Думу, полагаем, послужит побудительным мотивом для активизации работы политических партий, не представленных в Государственной Думе в течение всего избирательного цикла. Самым свежим примером абсолютной своевременности рассматриваемого законопроекта, отменяющего денежный залог, является буквально только что сегодня принятый Федеральный закон "О противодействии коррупции". Ну, вы можете спросить: а какая тут связь? Я отвечу: она самая прямая, так как избирательный залог - это, вообще-то, деньги. Деньги имеют и цвет, и запах, и форму, и изображение и многое другое. Но самое главное, деньги, где бы они ни были, всегда имеют своего настоящего хозяина, и никто до конца никогда не знает цели этого хозяина, а бывает, не знает и самого хозяина, что совсем уж плохо. Поэтому мы считаем, что в решении этого вопроса нужно идти ещё дальше, чем предложили наши коллеги из Пермского края. Мы полагаем, что избирательный залог как форма поддержки выдвижения кандидата или списка кандидатов должен быть исключён на выборах всех уровней, а не только при выборах депутатов Государственной Думы. Конечно, это потребует доработки законопроекта, так как отказ от избирательного залога на региональных и местных выборах повлечёт и изменение содержания статьи 1 этого законопроекта, и дополнение его положениями из административного законодательства и гражданско-процессуального законодательства. И конечно же, эти изменения повлекут за собой и корректировку наименования законопроекта. Таким образом, с учётом состояния общества и государства, их политической составляющей, развития законодательства мы полагаем возможным поддержать законопроект и предлагаем Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Желающие выступить есть? Депутат Романов, прошу вас. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Петрович, когда-то в Соединённых Штатах, двенадцать лет назад, авторитетный сенатор Ричард Кларк высказал пожелание, говоря о выборах: желаю русским коллегам, чтобы у вас никогда деньги не играли решающей роли. С этой точки зрения можно поддержать концепцию предлагаемого вами законопроекта. Но скажите, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не задумывается ли над тем, что обрекает новые политические структуры, если они будут возникать?.. Если залога нет, надо тогда более трезво посмотреть и на условия сбора подписей. Мы же знаем, что там тоже много проблем. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, никто никого здесь ни на что не обрекает. За деньги можно, вообще-то, купить сегодня, ну, какую-то гражданку на каком-то проспекте или же что-то ещё, но не надо покупать за деньги общество и его мнение. Мы стоим на той позиции, о которой я сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Депутат Драпеко. Вопрос? Прошу. Микрофон включите, пожалуйста. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Александр Петрович, опыт проведения избирательных кампаний последних лет показывает, что это только полумера, что нужно отменять вообще и сбор подписей также, потому что, к сожалению, подпись не является доказательством подлинности волеизъявления. Во-первых, у нас есть случаи, когда снимают по подозрению в том, что подписи неподлинные. Снимали кандидата, потом он в судебном порядке опротестовывал это решение, но к этому времени выборы уже заканчивались. Во-вторых, я, как член Комитета по культуре, хочу вам сказать: до сих пор не доказано, что Шолохов написал "Поднятую целину", хотя есть у нас эти самые автографы рукописные, понимаете? То есть доказать подлинность невозможно. Поэтому мы предлагаем снять и сбор подписей также, тем более что сроки для сбора подписей, допустим, на президентских выборах абсолютно нереальные, за это время невозможно собрать два миллиона подписей. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, уважаемая Елена Григорьевна! Вы говорите, что подпись не является доказательством. Вы здесь не правы, потому что в сложившейся давно, уже десятки, сотни лет назад системе имеется такое правовое понятие, как относимость и допустимость доказательств. Есть почерк, есть волеизъявление конкретного лица, и это является доказательством. Другое дело, если это не его подпись, но тогда и проблем никаких нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гудков, пожалуйста, ваш вопрос. Микрофон включите. ГУДКОВ Г. В. Спасибо огромное. Александр Петрович, ведь было принято решение собрать рабочую группу, рассмотреть этот вопрос в неспешном порядке. Скажите, пожалуйста, мы куда сейчас так торопимся принять по одной теме - отмена залога? У нас что, в январе - феврале уже выборы запланированы? Почему мы в целом не обсуждаем эту тему, как и договаривались, в рамках рабочей группы? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Геннадий Владимирович, есть такая рабочая группа, я и сам вхожу в её состав, но вы в этот состав... я ни разу вас там не видел. Мы собирались, рассматривали эти проблемы, а тот законопроект, который мы сейчас с вами обсуждаем, внесён коллегами из субъекта Российской Федерации, внесён ещё до заседания этой рабочей группы, поэтому мы его и вынесли, он, так сказать, в теме, он своевременен и нужен. Давайте его поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар, пожалуйста. Микрофон включите. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Скажите, пожалуйста, если ко второму чтению будет подана поправка, касающаяся сбора подписей, не изменит ли это, с вашей точки зрения, концепцию законопроекта, принятого в первом чтении? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Николаевич, с первого подхода, так сказать, изменит, потому что концепция этого законопроекта состоит в избирательном залоге, а не трогает она несколько другие позиции хотя бы той же статьи Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Яровая, пожалуйста, ваш вопрос. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Александр Петрович, вы знаете, что группа депутатов - Белоконев, Журова, Ивлиев и ваша покорная слуга - подготовила рассмотрение этого вопроса в более широком формате, имеется в виду отмена избирательного залога на выборах всех уровней. Комитет готов рассмотреть ко второму чтению соответствующие поправки исходя из заявленной концепции. Мы её поддерживаем, считаем, что вообще нужно поддерживать региональные законодательные инициативы, и готовы поработать над поправками к закону. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Ирина Анатольевна, уважаемые депутаты! Тот законопроект, о котором сейчас говорит наша коллега, - он вот у меня в руках - мы уже предварительно изучили. Прямо скажу, нам он нравится, он соответствует концепции рассматриваемого закона. В режиме поправок его нужно рассмотреть, мы будем абсолютно согласны и вас поддержим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, под вопросами черту подвели. Есть ли желающие выступить? Депутат Обухов, депутат Гончар и депутат Гудков - подводим черту. Прошу, депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, учитывая тональность выступления президента с Посланием Федеральному Собранию и те проблемы, которые там были подняты, я считаю, что рассматриваемый вопрос, во-первых, вне всякого сомнения, более чем своевременный. Я не понимаю позицию коллеги Гудкова, который неоднократно ставил вопрос о том, доколе и когда же, а когда это произошло, он спрашивает: а почему так быстро? Более того, это инициатива Законодательного Собрания Пермского края, а уж по поводу нашего невнимания к законодательным инициативам субъектов сказано было в этом зале сегодня трижды. Итак, мы категорически это поддерживаем. А теперь я хочу воспользоваться трибуной и обратиться от имени комитета "За честные выборы!", председателем которого я являюсь. Это общественная организация, которой уже несколько лет. Большинство в ней - политические партии, не представленные в этом зале, но это политические партии, за которые голосовали на выборах граждане Российской Федерации. Они не набрали необходимого числа голосов, чтобы преодолеть барьер, но это точка зрения многих людей. Так вот, настойчивая просьба этой общественной организации - я надеюсь, что наша фракция прислушается к просьбе этих политических партий, - рассмотреть, в том числе при втором чтении, и в рамках этого законодательного акта, дабы не городить дополнительных законодательных инициатив, вопрос об отмене сбора подписей. Все всё понимаем, всё знаем, не хотим лицемерить, поэтому хотим принять такой закон, который, конечно, общее количество мест в этом зале не увеличит, но если мы предполагаем, что появятся дополнительные возможности у тех политических партий, которых здесь нет, это значит, что кому-то из нас придётся потесниться. Ну что же, глас народа - глас Божий. Мы поддерживаем данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Гудков. ГУДКОВ Г. В. Я прошу электронную группу, во-первых, проверить моё место: я для выступления по ведению много раз кнопку нажимал - не работает. Во-вторых, я сейчас выступаю от фракции и прошу учесть это в лимите времени. Уважаемые коллеги, всё было бы хорошо, если бы всё не было так плохо. На самом деле мы с вами все прекрасно понимаем, что честных выборов в России, к сожалению, пока нет, и вы также прекрасно отдаёте себе отчёт в том, что главным инструментом в набирании голосов сегодня является административный фактор. Совершенно очевидно, что сегодня наше избирательное законодательство забюрократизировано до такой степени, что не народ, который является единственным источником власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет, кто должен прийти во власть, а сам бюрократ, который чинит огромное количество препятствий любому кандидату, если он ему неугоден. Совершенно очевидно, что этот законопроект, который сейчас так активно под Новый год проводится в Государственной Думе, направлен против оппозиции. Совершенно очевидно, что он даёт лишний инструмент администраторам, которые будут отсеивать, кто должен пройти в тот или иной орган власти, а кто не должен. Я приведу только ряд примеров специально для Николая Николаевича, чтобы у него не было сомнений в том, что это не придуманные вещи, и для уважаемых коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ". Совсем недавно на региональных выборах в Ярославской области список "Справедливой России" был снят. Я вам могу сказать, что была команда найти недостатки, и три дня всё управление, подчёркиваю, всё управление Министерства внутренних дел да ещё и прокуратура занимались тем, что, приезжая по несколько раз целыми нарядами, опрашивали тысячу четыреста граждан, которые подписали листы для "Справедливой России". В это время совершались преступления, гибли люди, совершались другие омерзительные действия - некому было с этим бороться. Я могу привести массу примеров, как работают эксперты и какие задания, какие инструкции они получают. Я сам в Верховном Суде судился в Калининградской области, и эксперт, заявивший о том, что подписи с первой по пятнадцатую недействительны, когда ему привели людей, которые подписывали, сказал: "А вы знаете, я имел в виду первую и пятнадцатую, а тире - это вместо запятой, я так обозначаю". Таких примеров можно привести массу. Уважаемые коллеги по оппозиции, неужели вы не понимаете, что на самом деле этот закон направлен сегодня только на одно - чтобы создать ещё один барьер для нормальных людей, для тех, которые имеют альтернативную точку зрения, желающих прийти во власть? Действительно, избирательный залог в нашем обществе, в нашем государстве превратился, к сожалению, в нерегулируемую вещь, и сегодня всё, что нужно было сделать, - это просто отрегулировать единые правила внесения избирательного залога, потому что каждый субъект придумал сам себе систему, сам определял, кто какой залог должен вносить. Зачастую эти суммы превращались в совершенно неприличные требования, которые, по сути дела, превышали стоимость избирательной кампании в данном регионе. На сегодняшний день совершенно очевидно, что... Президент призывает, говорит, что номенклатура - монстр, что это ужасно, это угрожает России, угрожает её суверенитету, развитию, а мы даём ещё один лишний инструмент бюрократам для того, чтобы влиять на выборы. Действительно, залог является страховкой. Вот сегодня мы пытаемся отменить залог как таковой, но вспомните, сколько кандидатов были сняты по надуманным основаниям. Это не единичный случай, это десятки, сотни и тысячи случаев по всей России. К сожалению, число это не снижается, а множится. Если действительно мы хотим построить нормальную, цивилизованную систему, - специально говорю для Александра Петровича - тогда надо идти на отмену и избирательного залога, и вот этой унизительной процедуры сбора подписей, так как результаты у одних очень хорошие и подписи собираются за три дня, а у других совершенно негодные, как ни собирай, потому что это процедура непрозрачная. Александр Петрович, специально для вас говорю, как человек, имеющий отношение к безопасности: экспертиза подписи - крайне сложная и почти нереализуемая задача. Для того чтобы провести экспертизу одной подписи по-настоящему, не узнать, что там думает эксперт, ковыряя пальцем в одном месте, а действительно чтобы провёл её эксперт, который занимается этим в научно-исследовательском институте, потребуется месяц, а то и два. Это одной подписи! У нас сегодня не могут дать экспертизу по уголовным делам, где акционерные протоколы подписаны не теми людьми, и экспертиза зачастую затягивается на полгода. Каким механизмом вы собираетесь отделять качественные подписи от некачественных? На деле всё происходит очень просто: приходит эксперт так называемый из районного отдела внутренних дел в лучшем случае, если он есть в этом районе, и на глазок, а зачастую этот глазок определяется количеством начальственных инструкций, определяет, кому быть, кому не быть, кому жить, кому не жить, кому участвовать в избирательной кампании, кому нет. Мы же прекрасно знаем, я думаю, что здесь многие могли бы это признать, что, к сожалению, на сегодняшний день выборы в России превратились в состязание губернаторов и мэров за выполнение разнарядки. Я не знаю как где, но мне известно, что во многих регионах мэры, губернаторы получают закрытые конверты, определяющие тот процент, который они должны будут показать. Раньше план выполняли и перевыполняли, а на сегодняшний день мы тоже имеем план, только по выборам. Ну, это очень плохая система, которая, к сожалению, не придаёт стране стабильности, которая порождает экстремизм и радикализм, которая порождает глухой протест, а он, к сожалению, в определённые периоды истории может смести конституционное устройство государства. И мы с вами это неоднократно проходили в нашем Российском государстве, у нас только в начале XX века три революции произошли, и каждая революция - это трагедия для народа. Неужели мы не понимаем, что сегодня мы пытаемся превратить избирательное законодательство, избирательный процесс опять-таки в вотчину чиновника? Я считаю, что этот законопроект в том виде, в каком он внесён, вредный, он тормозит демократическое развитие Российского государства вопреки тому, к чему нас призывают и президент, и другие лидеры нашей страны. На сегодняшний день это лишний аргумент против оппозиции, поэтому я предлагаю этот законопроект не поддерживать, а в рабочей группе, о которой сказал Александр Петрович, - у нас входит туда руководитель фракции - доработать, действительно, до ума те предложения, которые есть по избирательному законодательству, и принять нормальные законы. Мы и так чрезмерно усложнили и сделали практически невозможной реализацию прав меньшинства в политике: 7 процентов - это барьер не для укрупнения партий, а для отсечения точки зрения огромного меньшинства, недаром об этом говорит и президент в своём послании. Мы тем не менее с упорством, достойным лучшего применения, продолжаем править избирательное законодательство так, чтобы народ вообще никак не мог влиять на выборы. Я думаю, что это очень опасная позиция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Обухов, пожалуйста. Включите микрофон. ОБУХОВ С. П. Несколько кратких замечаний. Мы против соревнования денежных мешков, потому что денежный залог - это одно из уродств буржуазного парламентаризма, и фракция КПРФ выступает против института денежного залога. Второе замечание. Нам здесь пытаются выдать этот законопроект за торжество демократии, свободных выборов, и очень часто коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", комментируя этот законопроект, употребляли столь восторженные оценки. Хочу сказать, что ничего подобного, и здесь в зале об этом уже несколько раз говорили: сбор подписей как одно из ограничений давно превратился в инструмент административного произвола. Тут коллега Гончар говорил о комитете "За честные выборы!". Честных и свободных выборов нет, есть назначение с элементами голосования, об этом господин Гудков тоже нам рассказывал (я, к сожалению, немного смущён тем, что он постоянно относит себя к оппозиции. Вы, господа из "Справедливой России", поддержали президента, он является верховным правителем страны, которому подчиняются все службы, - вы являетесь элементом партии власти, вы никакая не оппозиция), поэтому разговоры о демократическом развитии, о том, что это будет демократизировать выборы, - ничего подобного. Но мы против залога, как одного из уродств буржуазного парламентаризма, соревнования денежных мешков. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителей правительства и президента нет необходимости выступить? Нет. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 36 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принято.