Заседание № 17
О проекте федерального закона № 1082573-6 "О внесении изменений в статью 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным наркоманией".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 11-му вопросу повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным наркоманией". Доклад Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был рассмотрен и принят Государственной Думой во втором чтении. К третьему чтению проведены все необходимые экспертизы, законопроект готов для принятия в третьем чтении. Комитет по государственному строительству и законодательству предлагает Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. Подготовиться Сухареву. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Когда мы рассматривали законопроект в первом чтении, было много споров, в том числе я выступала против законопроекта: я понимаю, что человек, который признан наркоманом, естественно, может пообещать всё что угодно, только бы его не посадили, а в проекте как раз всё строится на основе обещания, его обещания пойти лечиться, - да он не только лечиться, он всё на свете пообещает! Но сегодня мы во фракции посовещались и приняли решение всё-таки проголосовать за, дать возможность не только человеку, который употребляет наркотики, но и его родителям - наверное, родителям прежде всего - подумать, понять, чем это грозит, ведь многие родители вообще даже не знают об этом. Фракция КПРФ решила проголосовать за - посмотрим, жизнь покажет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сухарев Иван Константинович. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, законопроект важный, и мы его поддержим, фракция ЛДПР в полном составе поддержит данный законопроект, направленный на борьбу с этим злом. И этим законопроектом мы не поддерживаем наркоманов - мы выступаем за сильную и здоровую страну. Очень жаль, что поправки депутатов фракции ЛДПР не были приняты, в этой части, мы считаем, конечно, данный законопроект несколько недоработан, но мы будем продолжать работу, для того чтобы всё-таки избавить нашу страну от этого зла и подтолкнуть тех, кто болен наркоманией, к тому, чтобы они лечились и нормальными могли вернуться в наше общество, приносить пользу стране и государству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марданшин Рафаэль Мирхатимович. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, так как он направлен на совершенствование и гуманизацию уголовного законодательства. На данный момент в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации ряд впервые осуждённых наркозависимых лиц могут получить отсрочку лишения свободы для прохождения лечения и реабилитации. В то же время, по статистике за 2014 год, из 8 тысяч 187 лиц, осуждённых по данной статье, только 82 человека смогли воспользоваться этой нормой Уголовного кодекса и получить отсрочку отбывания наказания, это практически всего 1 процент. В связи с данным законопроектом предлагается изменить правовую конструкцию этой нормы, что позволит большему количеству лиц, больных наркоманией, получить отсрочку отбывания наказания в местах лишения свободы и воспользоваться правом пройти лечение, реабилитацию и социализацию. Что касается тех опасений, которые были высказаны Тамарой Васильевной Плетнёвой, - что это носит заявительный характер, что наркозависимое лицо добровольно даёт согласие на прохождение лечения и в любой момент может отказаться, - то хотел бы напомнить, что в случае, если наркозависимое лицо отказывается от прохождения лечения или реабилитации, автоматически вступает в силу норма Уголовного кодекса, а значит, становится реальным и тот срок, который был назначен ему судом, так что от наказания он, конечно же, не будет освобождён. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект поддержать и принять в целом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 11 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 46 мин. 33 сек.) Проголосовало за 418 чел.92,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 419 чел. Не голосовало 31 чел.6,9 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 6
О проекте федерального закона № 1082573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным наркоманией".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 4 повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным наркоманией". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра внутренних дел Российской Федерации Игоря Николаевича Зубова. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Внесённый Правительством Российской Федерации проект федерального закона уточняет порядок применения отсрочки исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества и совершивших преступления небольшой тяжести, связанные с незаконным оборотом наркотических средств без цели сбыта, при их добровольном согласии обратиться в медицинские организации и реабилитационные учреждения для прохождения лечения от наркомании, а также для медицинской и социальной реабилитации. Согласно предлагаемой новой редакции статьи 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации таким лицам будет предоставляться отсрочка от отбывания наказания с целью излечения от наркомании только в случае, если наказание в виде лишения свободы назначено впервые, соответственно, содержащееся в действующей редакции дополнительное требование о совершении преступления впервые исключается. Корреспондирующие изменения вносятся в пункт 4 части первой статьи 398 "Отсрочка исполнения приговора" Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Предлагаемые новеллы основаны на анализе практики работы судов, которые при рассмотрении уголовных дел названной категории, как правило, назначают виновным виды наказания, не связанные с лишением свободы: штрафы, исправительные, принудительные либо обязательные работы, ограничение свободы, лишение права занимать определённые должности либо заниматься определённой деятельностью. Поскольку большинство привлекаемых к уголовной ответственности по таким делам являются рецидивистами, которым уже назначалось наказание, не связанное с лишением свободы, действующая норма статьи 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации об отсрочке исполнения наказания с целью излечения от наркомании фактически не применяется. Так, согласно статистике Судебного департамента, в 2015 году по рассматриваемым статьям отсрочка от исполнения наказания в виде лишения свободы была применена только к 87 из 7 тысяч 822 осуждённых, больных наркоманией, что составило 1 процент. Предполагается, что принятие закона будет стимулировать к добровольному лечению лиц, больных наркоманией, которым впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение малозначительных наркопреступлений, то есть даст позитивный профилактический эффект. Законопроект поддержан Верховным Судом Российской Федерации, а также профильным комитетом Государственной Думы. Все необходимые согласования и заключения имеются. На основании изложенного прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Рафаэля Мирхатимовича Марданшина. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как уже отметил докладчик, Игорь Николаевич, данный законопроект направлен на предоставление осуждённым, являющимся наркозависимыми, возможности получить отсрочку лишения свободы до пяти лет и в целом на дальнейшее совершенствование и гуманизацию уголовного законодательства. Законопроектом предлагается изменить правовую конструкцию статьи 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации "Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией". В данный момент по статье 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации наркозависимые лица, впервые совершившие преступление, могут получить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы для прохождения лечения и реабилитации с возможностью последующего освобождения от наказания. Законопроектом предлагается расширить круг лиц, на которых распространяется эта норма, заменив в статье 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации слова "Осуждённому к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьёй 233 настоящего Кодекса" словами "Осуждённому, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, предусмотренного" аналогичными статьями. Игорь Николаевич уже приводил судебную статистику и сказал, что только 87 человек в 2015 году воспользовались этой нормой, а по данным судебной статистики за 2014 год, из 8 тысяч 187 осуждённых только 82 человека смогли воспользоваться данной нормой, и это также составляет 1 процент, поэтому мы считаем, что эти поправки своевременные, они позволят расширить круг лиц, наркозависимых, получающих возможность лечения от наркозависимости и реабилитации вместо отбывания наказания в местах лишения свободы. Как уже было сказано, данный законопроект поддерживается и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, и Верховным Судом Российской Федерации. Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект и рекомендует его принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы к докладчику и содокладчику? Есть. Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коллеги, записалось одиннадцать человек. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна. Подготовиться Гартунгу. ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. У меня вопрос к Игорю Николаевичу. Игорь Николаевич, я, может быть, чего-то не понимаю, но сколько лет мы бьёмся с теми, кто болеет или сам себя загнал в этот угол, и вдруг мы для них делаем, я считаю, благо: он осуждён, а мы ему предлагаем лечиться - конечно, он сразу соглашается, это же лучше, чем в тюрьме сидеть. А мне кажется, его надо посадить: там-то нет наркотиков, вот он и наказание отбудет, и заодно отвыкнет, может быть. Я не знаю, для чего мы это делаем? Может быть, я чего-то не поняла? ЗУБОВ И. Н. Спасибо. Я более подробно тогда, более простым языком объясню. Такая норма уже существует, и существует не просто так, возможность отсрочки должна предоставляться. Человек, который попадает в места лишения свободы для исправления, к сожалению, не всегда исправляется, он приобретает другие навыки и, к сожалению, не всегда излечивается там от наркомании. Сейчас норма применяется в случаях, если, во-первых, преступление совершается впервые, во-вторых, оно малозначительно, причём отсрочка даётся только при назначении наказания в виде лишения свободы, вот и получается некий разрыв: мы не можем дать отсрочку человеку, потому что он осуждается не к лишению свободы, а к другим видам наказания. Это технический законопроект, мы просто делаем норму рабочей, и не более того. И главное - человек впервые осуждается, он должен быть впервые осуждён к лишению свободы. С точки зрения исполнения мы имеем огромное количество пожеланий от разных слоёв гражданского общества гуманизировать отношение к больным наркоманией, предоставить им возможности для добровольного лечения. Вот в данном случае мы такую возможность и предоставляем, её до этого просто не было, а если человек эту возможность получает, но не использует, то он отправляется в места лишения свободы, а там уже будем стараться исправлять другим путём. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. Подготовиться Шхагошеву. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Игорь Николаевич, я хотел бы уточнить: в законопроекте речь идёт об отсрочке отбывания наказания в виде лишения свободы, а нельзя ли рассматривать лишение свободы как альтернативу, чтобы, если наркоман излечился, у него был стимул? Ведь даже если он прошёл курс реабилитации, скажем так, то это его не освобождает от наказания в виде лишения свободы. ЗУБОВ И. Н. Вы знаете, вопрос очень интересный, я думаю, можно к нему обратиться во втором чтении. С учётом результатов добровольного прохождения наркозависимым медицинского лечения, если он излечится, наверное, такой институт предусмотреть можно, мы к этому вернёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шхагошев Адальби Люлевич. Подготовиться Швыткину. ШХАГОШЕВ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, я, конечно, поддерживаю этот законопроект, единственное, меня смущают две вещи. Первое, почему до пяти лет, ведь это слишком длительный срок? И второе, всё-таки мы говорим о трёх статьях, а вот часть первая 231-й статьи, честно говоря, меня смущает: "незаконное культивирование в крупном размере растений..." - это же достаточно серьёзная всё-таки вещь, понимаете? В одном случае - хранение, там, применение, а в этом случае... Ну понятно же, что если в крупном размере, то это для дальнейшей реализации. Мне кажется, эти вещи надо ещё раз внимательно рассмотреть. ЗУБОВ И. Н. Я хочу сказать, что в этих нормах мы исходим из того, что уже сформулировано в законодательстве, мы не расширяем и не сужаем этот перечень, статья уже была. Это первое. Что касается пяти лет, то просто приведена норма, касающаяся самой ответственности, а не норма о том, на сколько лет предоставляется отсрочка. Отсрочка предоставляется на период лечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Швыткин Юрий Николаевич. Подготовиться Куринному. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, я, конечно, тоже поддержу данный законопроект, но вместе с тем для прояснения ситуации хотелось бы кое-что отметить и спросить вас. Мы понимаем, что данные лица в определённой степени причастны к совершению преступлений различного уровня, различной степени тяжести, в том числе и противоправных деяний. Мне бы хотелось заметить: когда я работал в управлении по борьбе с организованной преступностью, мы выявляли, будем говорить, центры реабилитации с таким криминальным оттенком. Не получится ли так, что при помещении лиц, в том числе и по решению суда, в данный центр будет сохраняться связь с соответствующими организованными преступными группами, что позволит и дальше распространять наркотические средства и втягивать в эту среду других лиц? Это первое. И второе. На ваш взгляд, насколько сегодняшний законопроект позволит в целом оздоровить криминогенную обстановку, связанную с незаконным оборотом наркотиков? Спасибо. ЗУБОВ И. Н. Первое. Мы не говорим о том, что это оздоровит в целом криминальную ситуацию, хотя, конечно, влиять на это будет, мы говорим, что будет профилактический эффект, в том числе и в отношении конкретного человека. Второе. Я хочу акцентировать внимание: речь идёт о лицах, которые совершили преступление, которые виновны в этом преступлении, которые наказаны за совершение преступления, - мы их не освобождаем от наказания, мы даём им возможность вылечиться, а дальше другие механизмы включаются. И третье, что очень важно. Мы не предлагаем помещать их принудительно в какие-то учреждения, где они принудительно будут лечиться от наркомании, - предлагается предоставить возможность лечиться в системе здравоохранения, которая существует, без принудительного характера лечения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Сухареву. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Игорь Николаевич, я думаю, излечить от наркомании, особенно от тяжёлых наркотиков, таким образом очень сложно, даже в лучших клиниках сегодня среди пациентов две трети рецидивов, причём в короткий период. В связи с этим вопросы: у вас есть данные об эффективности лечения, как вы говорите, добровольного, в рамках отсрочки от исполнения наказания и лечения в рамках структуры, созданной во ФСИН, если эта структура работает сегодня? Какой там процент рецидивов, сколько там людей более-менее устойчиво воздерживаются от наркотиков и, если сравнить эти две системы, где эффективнее лечить сегодня? Есть ли вообще во ФСИН такая централизованная система, которая позволяет лечить осуждённых? ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, мы не представляем в данном случае интересы ФСИН, мы говорим о том, что в действующем законодательстве существует норма, предоставляющая возможность определённым категориям осуждённых, больных наркоманией, добровольно лечиться, но эта норма не работает. Законодатель специально внёс инициативу, чтобы норма заработала для определённой категории людей - порядка 7 тысяч человек из 650 тысяч больных наркоманией, это не так много, но и не так мало. Это первое. Второе, что касается эффективности лечения от наркомании. Это отдельная, очень сложная проблема, которая не решается правоохранительной системой, в частности пенитенциарной системой, но мы готовы по этой теме провести отдельные дискуссии с депутатами, пригласить соответствующих профильных специалистов Министерства здравоохранения и ФСИН. Поскольку учреждения ФСИН не могут эффективно излечивать наркоманию, мы даём возможность решить этот вопрос иначе - через добровольное прохождение вот этой категорией осуждённых лечения в системе Минздрава, а не ФСИН. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Сухарев Иван Константинович. Подготовиться Коломейцеву. СУХАРЕВ И. К., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, безусловно, любые меры, направленные на то, чтобы вытащить наших граждан из наркотической ямы, заслуживают поддержки, однако количество случаев применения статьи 82-1 Уголовного кодекса Российской Федерации с каждым годом становится всё меньше. В частности, по данным судебной статистики, в Республике Башкирия из 439 осуждённых за 2014 год по поводу реабилитации обратились лишь 0,22 процента, но на то есть ряд причин. Как вы относитесь к идее обязать подозреваемого (обвиняемого) посетить психолога после возбуждения уголовного дела по преступлениям, предусмотренным частью первой статьи 82-1 Уголовного кодекса, который и будет принимать меры, направленные на побуждение пациента пройти курс лечения и реабилитации? ЗУБОВ И. Н. Прежде всего скажу, что цифры, которые вы привели, подтверждают необходимость принятия нашего законопроекта. Норма будет работать: сегодня она не работает только потому, что практически всем этим лицам назначается наказание, не связанное с лишением свободы, соответственно, оно никак не связано с необходимостью прохождения ими курса лечения и получением отсрочки, им просто назначается наказание, и решение исполняется. Напротив, человек, который осуждается к лишению свободы, сможет реально получить такую отсрочку, у него появится стимул к лечению. Я согласен с тем, что необходимо продумать систему поощрений по завершении этой процедуры, связанных, возможно, с освобождением от отбывания наказания либо с сокращением срока, но это другая тема. Что касается каких-либо обязательств для подозреваемых и других участников уголовного процесса, статус которых до конца не определён, это вопрос достаточно сложный, и решаться он должен точно не в рамках этого законопроекта, мы его возьмём на контроль, но это точно не уголовно-процессуальная норма. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Нилову. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, вот у нас здесь, в 830-м зале, дважды проходили закрытые слушания на эту тему. Мне кажется, что у вас несколько заниженные цифры: в стране страшный бич наркоманизации, и цифры значительно больше, чем вы называете. Не приведёт ли ваше предложение к тому, что у нас появится ещё один коррупциогенный момент: во-первых, в части криминализации наркодиспансеров, которым по новому бюджету будет уменьшено финансирование, да и вообще здравоохранения; во-вторых, можно будет уйти от ответственности, признав себя больным, в связи с чем резко возрастёт количество людей, которые будут под видом больных уходить от ответственности? Во многих странах с наркоманизацией боролись как раз ужесточением законодательства, а не либерализацией! ЗУБОВ И. Н. Большое спасибо за вопрос, мы с вами продолжаем дискуссию уже в этом зале. Прежде всего скажу, что, вы правильно отмечаете, идёт возрастание наркоугрозы. Вот вчера я как раз находился в командировке по линии ОДКБ, и был избран председателем координационного совета по борьбе с наркоманией в государствах - членах ОДКБ. На нашем совещании были приведены цифры, было открыто сказано, каковы реальные масштабы наркоугрозы, и было отмечено, что во всех государствах - членах ОДКБ эта угроза нарастает. Вы приводили данные, что у нас больных наркоманией 6 миллионов человек, однако на учёте в органах здравоохранения стоит 650 тысяч, а по официальным экспертным оценкам, которые проводились по линии правительства, различных правоохранительных органов, - от 3 миллионов до 4,5 миллиона - такой разброс. Вот вы называете цифру в 6 миллионов, а я привёл экспертные оценки. Понятно, что это большая проблема, очень большая проблема, у этой проблемы много граней, и одну из этих граней мы сегодня, так сказать, закрываем. Вы спросили: а не приведёт ли это к росту коррупции, не приведёт ли это к попыткам ухода от ответственности таким образом? Вот это один из ответов в дискуссии о том, не стоит ли заменять эту меру - отсрочку отбывания наказания - на освобождение от ответственности: если мы заменим отсрочку на освобождение от ответственности, то да, коррупциогенный фактор возникает; если мы оставляем так, как есть, но продумываем в последующем стимулирующие меры, то можно будет по-другому говорить в этой ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич. Подготовиться Савельеву. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Игорь Николаевич, если можно, приведите ещё несколько статистических данных, если у вас есть информация: сколько сейчас в местах заключения находится наркоманов и сколько бюджетных реабилитационных мест сегодня есть в России? ЗУБОВ И. Н. Что касается вот этой категории лиц, то, я ещё раз говорю, ежегодный прирост составляет порядка 8 тысяч человек - это те люди, которые осуждаются за данное преступление, но в места лишения свободы не попадают. Что касается наркопреступлений в целом. Я не могу отвечать за ФСИН, у меня, к сожалению, таких данных нет, но мы ежегодно задерживаем за совершение наркопреступлений 82 тысячи человек, среди них 3 тысячи - иностранные граждане. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович. Подготовиться Натарову. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Игорь Николаевич, в докладе сообщили, что в 2014 году за совершение рассматриваемой категории преступлений осуждены 8 тысяч 187 лиц и только в отношении 82 человек применены положения статьи 82-1 в части отсрочки отбывания наказания. Скажите, пожалуйста, известно ли, сколько из этих 82 человек успешно прошли курс лечения и реабилитации, подтвердив ремиссию, а сколько впоследствии отказались от прохождения лечения или повторно совершили преступление? Спасибо. ЗУБОВ И. Н. К сожалению, статистика не предусматривает подобных оценок, но обещаю, что мы такую оценку сделаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Натаров Сергей Васильевич. НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР. Игорь Николаевич, имеется большой пласт проблем, связанных с реабилитационными центрами. Раньше наркоконтроль пытался как-то взаимодействовать, координировать эту работу, но системы нет, и на сегодняшний день в каждом субъекте как грибы вырастают реабилитационные центры, в том числе в квартирах, там пытаются сами придумать свои методы лечения, берут деньги. В рамках закона, я так понимаю, человек может обратиться не только в учреждение системы здравоохранения, но и в реабилитационный центр - есть понимание, как координировать эту работу? Спасибо. ЗУБОВ И. Н. Ну опять же, это не по теме нашего законопроекта. Мы эту работу, как вы сами сказали, взяли на себя только недавно. Есть понимание, и я это говорю официально, что в системе лечения и реабилитации наркоманов мы должны учитывать все возможные формы медицинской деятельности, включая государственные и негосударственные структуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - Андрей Константинович Луговой. Пожалуйста, включите микрофон депутату Луговому. ЛУГОВОЙ А. К., фракция ЛДПР. Вячеслав Викторович, спасибо. Я кнопку нажимал, но не сработало. Я хотел бы вопрос задать. Игорь Николаевич, спасибо за очень подробные ответы, тем не менее у меня два очень конкретных вопроса. Первый. Когда мы говорим об отсрочке в отношении лиц, которые осуждены к лишению свободы, хотелось бы детализировать: правильно ли мы понимаем, что речь идёт и о тех лицах, которые условно осуждены к лишению свободы? И второй вопрос. В пояснительной записке написано, что было осуждено более 8 тысяч лиц и только в отношении 82 человек были применены положения статьи 82-1. Вот, учитывая, что такого рода решения принимаются по решению суда, хотелось бы уточнить, в отношении какого количества лиц, которые были осуждены к лишению свободы, положения статьи 82-1 не применялись? ЗУБОВ И. Н. Первое. Речь не идёт об условном осуждении к лишению свободы, иначе эта норма лишается смысла, речь идёт о реальных сроках лишения свободы. Второе. Что касается рассматриваемой категории осуждённых, к которым сегодня применены вот эти положения, то это и есть все осуждённые к лишению свободы, к которым применена отсрочка наказания, то есть здесь цифры совпадают. А всем остальным назначены другие виды наказаний, я в докладе об этом говорил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Пожалуйста, покажите список. Записались семь человек. Слово предоставляется Плетнёвой Тамаре Васильевне. Подготовиться Гартунгу. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемый Игорь Николаевич, вы только не обижайтесь, мы же выступаем за то, чтобы всё стало получше с этой проблемой, но у нас много очень сомнений - вы же видите, сколько вопросов задают. Вот и я сижу и думаю: мы несколько раз были на разных дебатах по теме наркомании, и особенно меня волнует, конечно же, детская наркомания. Вы говорите, что наркоманы изъявят желание лечиться, - ну а что же они до того, как их поймали, не изъявляли желания лечиться? И уже сколько раз говорили, мол, давайте в школе добровольно сделаем... Да добровольно никто не согласится, они будут прятаться постоянно! А когда их уже поймали и говорят: ага, вам грозит работа или, ещё того лучше, тюремное заключение (а мы знаем, что за распространение наркотиков предусмотрен очень большой срок), то... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не мешайте выступающему. ПЛЕТНЁВА Т. В. ...то они же боятся, они очень боятся тюрьмы, и они согласятся на всё! И где будут лечиться? Сколько об этом вопросов задавали! Смотрите, у нас есть и частные центры, которые просто являются коррупционными, есть и какие-то спортивные центры, там начинают открывать секции, и мы вот там будем их лечить, а нормальных реабилитационных центров, на которые выделялись бы специальные средства, финансы, у нас нет, у нас даже нет в достаточном количестве врачей, которые этим занимались бы. Вы говорите, что таких осуждённых не так уж и много, около 7 тысяч человек, - а завтра сколько ещё появится? Вы представьте, как будут рады вот этому послаблению наркодилеры, скажут: правильно, и не надо их сажать - хотя наркотики и в тюрьму проникают, это понятно. С другой стороны, вы аргументируете, мол, в первый раз... Так у нас много преступников, которые в первый раз преступление совершили, и разные преступления, - давайте тогда их всех освобождать? Говорите, что в тюрьме, мол, ещё плохому научатся, - тогда давайте другую проблему решать, с тюрьмами и прочим. Нельзя же так просто: вот соизволил ты, молодой человек, лечиться - слава богу, мы тебя освобождаем... А что дальше, в конце? Ведь не решено ничего. Вот он вылечился, допустим, - хотя я в это не верю абсолютно, он просто время тянет, и всё, - допустим, вылечился, а потом что, мы его здорового будем наказывать? Это какой-то законопроект противоречивый, что-то на моём веку я такого ни разу не слышала, поэтому думаю, что я воздержусь от голосования. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемые гости! Наша фракция поддержит этот законопроект, мы считаем, что это шаг в правильном направлении, хоть он и не решает всех проблем, не только с осуждёнными наркоманами, но и вообще с наркоманией. Эта проблема сложная, страшная, её нужно решать. Конечно же, есть опасения, их и Тамара Васильевна, и другие коллеги высказывали, но, к сожалению, действительность такова, что наркоманы лечиться добровольно не будут, ну, за редким исключением. И если посмотреть статистику, посмотреть, сколько бед приносят наркоманы прежде всего своим семьям, ещё до того как они совершат какие-то преступления, то станет ясно, что система принудительного лечения должна в нашей стране создаваться и без этого наркоманию не победить. Хотелось бы ещё сказать, что, конечно, не нужно ждать, когда наркоман совершит преступление, за которое ему грозит реальный срок, и только после этого предлагать ему альтернативу - лечиться либо нет. Наверное, нужно в законе предусмотреть другие варианты, нормы, которые можно применить, когда он ещё не совершил преступление, за которое ему грозит реальный срок, или, например, когда он совершил правонарушение, но при этом ему не грозит срок и у него нет мотивации лечиться. Вот мы предлагаем ко второму чтению расширить, скажем так, сферу применения этой нормы, чтобы действительно для наркоманов была реальная альтернатива: либо в тюрьму, либо лечиться, - только в таком случае они начинают понимать, и это их мотивирует к лечению, это единственный вариант. Поговорите с родственниками наркоманов - вы увидите, что в большинстве случаев единственная возможность заставить наркомана лечиться - это поставить его в ситуацию, когда у него такая альтернатива: либо в тюрьму, либо лечиться, хотя для него и то, и другое тяжело, ещё не факт, что лечиться для него легче, сразу скажу, поэтому проблема серьёзная. Ну и хотелось бы сказать, что, конечно же, нужно такие меры поддерживать, потому что масштаб проблемы, стоящей перед страной, очень велик. Если вы посмотрите статистику, то увидите, что ещё и вторая после наркомании беда накрывает страну - эпидемия СПИДа, а более половины вновь заражённых - наркоманы. Конечно же, мы должны внимательно присмотреться к законопроекту и использовать эту законодательную инициативу, для того чтобы расширить меры, которые... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, выступление от фракции. ГАРТУНГ В. К. ...подталкивали бы наркоманов к лечению, к освобождению от наркозависимости. Может быть, конечно, это не предмет обсуждения только в связи с этим законопроектом, и полностью проблему мы не решим, я думаю, нужно будет, наверное, попросить профильный комитет и комитет по здравоохранению провести парламентские слушания с привлечением представителей Министерства внутренних дел и рассмотреть эту проблему более широко, для того чтобы разработать методы принуждения наркоманов к лечению до совершения ими преступления, за которое им грозит лишение свободы. Может быть, даже нужно ввести в Уголовный кодекс какие-то новые статьи, например об отягчающих обстоятельствах, как при вождении: совершил преступление пьяный - это отягчающее обстоятельство. Но если наркоман прошёл лечение, это будет являться, скажем так, смягчающим обстоятельством, другая мера будет применяться, и это может быть основанием, например, для пересмотра решения суда. Юристы, я думаю, лучше меня продумают механизм реализации, но то, что проблема сегодня существует и её нужно решать, наверное, очевидно. Ещё раз повторяю, фракция этот законопроект поддержит и готова работать над ним во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Луговому. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я напомню, что совсем недавно госнаркоконтроль был передан в структуру МВД, и попытка сегодня сузить тему обсуждаемого законопроекта: вот мы хотим, чтобы было не 82 человека, а чтобы было 160 или 200 человек в будущем году, чтобы закон элементарно работал, - на наш взгляд, это неправильно. Первое, о чём надо говорить, - будут ли выполняться те решения, в том числе и решения президента, которые касались единой концепции борьбы с наркоманией, в том числе и на уровне системы исполнения наказаний. Подходов здесь два: первый подход, который исповедует, например, Китай, - это ужесточить наказание, максимально ужесточить вплоть до смертной казни, то есть бороться радикально; второй вариант - европейский, этот вариант нам сегодня и предлагается - дать возможность, дать некий стимул, чтобы наркоманы лечились самостоятельно. Опять же, если взять данные медицинской статистики: многие ли из тех, кому потенциально будет назначен вот этот новый вариант лечения, добровольного лечения, излечатся реально? Немногие, прямо скажем, немногие: даже если их будет двести человек, дай бог, человек сорок-пятьдесят из них эту реабилитацию реально хотя бы просто закончат. Что касается позиции фракции КПРФ. Мы поддержим этот законопроект, но опять же не как системную меру борьбы, а как возможность и как стимул для тех людей, которые сегодня способны с этой бедой бороться, а их немного, к сожалению, в среде наркоманов, - пускай это будет пятьдесят, пускай это будет сто человек, но это будет их шанс, это будет стимул для них. На наш взгляд, было бы целесообразно срок реабилитации, реальной реабилитации, зачесть в срок возможного срока наказания, которое было назначено, в результате у людей появилась бы двойная мотивация к тому, чтобы лечиться: первое - срок будет сокращён, а второе - любой шаг вправо или влево в этих учреждениях, о которых мы говорим, будет наказываться однозначно направлением в систему, в данном случае я имею в виду систему исполнения наказаний. Это будет, наверное, правильно, верно. Ну и следующий момент, о котором мы говорим: всё-таки кто будет проводить эту реабилитацию? Безусловно, это должно быть специализированное государственное учреждение - не частное, не ООО, не ОАО, не какая-то там общественная организация, а нормальное государственное учреждение с нормальным режимом, с нормальными методиками лечения и, естественно, критериями эффективности излечения или неизлечения. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, если вы не возражаете, мы закончим рассмотрение этого законопроекта до перерыва - придётся на несколько минут задержаться. Нет возражений? Нет. Слово предоставляется Луговому Андрею Константиновичу. ЛУГОВОЙ А. К. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект, вместе с тем хотелось бы обратить внимание на ряд фундаментальных вещей, на которые стоит обратить внимание всем при принятии этого законопроекта. Во-первых, обращаю внимание, что порой, рассматривая тот или иной законопроект и называя те или иные статьи Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального, мы за статьями не видим сути и названия тех или иных преступлений: вот статья 228 касается незаконного приобретения, хранения и перевозки наркотических средств, статья 231 - незаконного культивирования растений, содержащих наркотические средства (здесь коллеги уже обратили внимание), и статья 233 - "Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов...". На что хотелось бы обратить внимание? Статья 82-1, несмотря на статистику, работает: законодатель уже дал возможность судьям и судебной системе мотивировать людей, зависящих от наркотиков, на лечение. Каким образом она работает? Если ты впервые совершил преступление - у тебя есть возможность заняться собственной реабилитацией. В данном же случае мы нарушаем фундаментальный принцип уголовного права, касающийся рецидива преступления. Ведь неважно, реально сидел человек, был он осуждён условно или был оштрафован - он уже осуждён по Уголовному кодексу Российской Федерации. Что сейчас предлагается? К примеру, человека оштрафовали, он попался второй раз, то есть имеет место рецидив, и его приговаривают к лишению свободы, но получается, что в соответствии с предлагаемыми нормами он может получить отсрочку, - не кажется ли вам, что в этом есть некая странность? Мне кажется, есть. Что касается статистики. Игорь Николаевич, я с уважением отношусь к пояснительной записке, которую мы получили, но, по моим данным, суды не всегда принимают решение использовать статью 82-1, а берут и просто осуждают, поэтому насчёт статистики я очень серьёзно подумал бы. Кроме того, мы даём дополнительные возможности наркоманам, которые, поверьте мне, профессионально юридически подготовлены в этих вопросах, и создаём дополнительные проблемы судьям в связи с коррупциогенностью этого закона. Мне кажется, над этим нам стоит поработать и ко второму, и к третьему чтениям. Дорогие друзья, я поддерживаю законопроект, и фракция ЛДПР всегда говорила о том, что мы должны мотивировать людей на борьбу за собственное здоровье, на борьбу с зависимостью от наркотиков, тем не менее в погоне за послаблениями, в погоне за либерализацией уголовного законодательства мы не должны забывать, что есть какие-то принципиальные моменты, преступления, которые особо затрагивают общество: это терроризм, это педофилия, это наркомания. Поддерживая законопроект, я тем менее считаю, что необходимо обратить на это внимание. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, заключительное слово докладчика. Пожалуйста. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я прежде всего хотел бы извиниться перед вами за то, что, видимо, не сумел донести некоторые важные, принципиальные положения этого законопроекта. Прежде всего они касаются того, что часть третья статьи 82-1 предусматривает возможность в течение двух лет после завершения лечения при представлении документов освободить осуждённого, признанного больным наркоманией, от уголовной ответственности, то есть стимулирующая составляющая есть, другое дело, что она слабая, и я согласен с коллегами, которые предлагали обратить на это внимание, но она есть. Уважаемая Тамара Васильевна, мы ни в коем случае не обижаемся, спасибо вам за добрую заботу. Всё, что здесь сегодня было сказано, было сказано грамотно, правильно, и мы из этого сделаем соответствующие выводы, особенно исходя из того, что проблема наркомании приобретает всё большую значимость. Ко второму чтению мы вместе с вами завершим работу над этой нормой, норма эта очень нужна, правильно было сказано Валерием Карловичем, что пусть хотя бы шестьсот человек получат эту возможность, а из этих шестисот человек свой шанс используют пятьдесят, мы должны бороться за каждого человека. Спасибо вам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово содокладчика. Включите микрофон Марданшину Рафаэлю Мирхатимовичу. МАРДАНШИН Р. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я хотел бы ещё раз сказать, что комитет поддерживает законопроект, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает законопроект, так как он направлен на гуманизацию уголовного законодательства: данные поправки дают возможность наркозависимым лицам, и впервые осуждённым к лишению свободы, пройти лечение, реабилитацию и социализацию. Некоторые выступавшие говорили, что легче пройти лечение от наркозависимости в местах лишения свободы, но это не так: там наркозависимые не смогут получить необходимую помощь, лечение, реабилитацию, а вот поправки дают шанс, что они всё это получат, если добровольно согласятся пройти лечение. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносится на голосование пункт 4 повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осуждённым, признанным больным наркоманией". Включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 39 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается.