Заседание № 136
О проекте федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в том числе несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад заместителя председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Петра Борисовича Шелища... Председатель комитета просит включить микрофон для доклада. Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в июне 2003 года во втором чтении, и по рекомендации комитета, правительства и Администрации Президента Российской Федерации в связи с тем, что рассматривался комплексный законопроект о поправках в Уголовный кодекс, мы тогда отложили рассматриваемый сегодня законопроект до принятия того, комплексного, законопроекта в третьем чтении. Тот закон был принят, 8 декабря 2003 года он был подписан, в связи с чем надобность в принятии данного законопроекта отпадает. И вообще, сейчас данный законопроект не вписывается в систему Уголовного кодекса, он полностью перекрывается тем законом, который был подписан 8 декабря 2003 года. В связи с этим комитет просит отклонить данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, через три минуты у нас должен начаться "правительственный час", поэтому я сейчас объявляю "час голосования" для голосования по рассмотренным трем вопросам - по 6-му, по 7-му и по 8-му.
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Комитет рекомендует отклонить, я напоминаю. Мы голосуем за отклонение. Уважаемые коллеги, пожалуйста... Электронная группа, остановите режим голосования. Необходимо уточнить формулировку. Еще раз - Крашенинников Павел Владимирович. Включите микрофон. Крашенинников Павел Владимирович, пожалуйста. Я отменил режим голосования. Включите микрофон Крашенинникову Павлу Владимировичу. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Да, мы предлагаем отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я еще раз хочу обратить внимание, что у нас в проекте постановления написано "принять", комитет рекомендует отклонить, поэтому прошу определяться в соответствии... Я ставлю на голосование проект постановления, в котором написано "принять", комитет рекомендует отклонить. Те, кто не хочет, чтобы закон был принят, должны голосовать против. Всем понятно? Всем понятно. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Кто за проект постановления? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 22 сек.) Проголосовало за 37 чел.8,2% Проголосовало против 82 чел.18,2% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 120 чел. Не голосовало 330 чел.73,3% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 249
О проекте федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления уголовной ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов второго чтения. Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светланы Петровны Горячевой. Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Напомню, что законопроект защищает права и законные интересы детей, прежде всего право на их половую неприкосновенность, нормальное нравственное развитие, защиту от сексуального совращения со стороны взрослых, от коммерческой эксплуатации, использования детей в порнобизнесе и проституции. Законопроект был принят в первом чтении год назад, 27 июня прошлого года. В первом чтении вы проголосовали за внесение изменений в девять статей Уголовного кодекса, согласились с такими концептуальными положениями, как повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возраста согласия; введение дополнительных квалифицирующих признаков, таких, как групповые формы преступлений против детей, организованные, корыстные; введение ответственности за детскую порнографию, которой сегодня нет в Уголовном кодексе, и, наконец, ужесточение санкций. При подготовке законопроекта ко второму чтению в связи с его сложностью, сложностью работы над ним и возникающими разногласиями была образована постановлением Государственной Думы от 25 декабря прошлого года межфракционная комиссия. Ей было поручено подготовить законопроект к рассмотрению во втором и третьем чтениях. Председателем комиссии избрана Первый заместитель Председателя Государственной Думы Любовь Константиновна Слиска. В состав комиссии вошло двадцать депутатов. Комиссия работала с января по июнь этого года. Было проведено семь заседаний, на которых рассматривались все поступившие поправки, устранялись замечания правового управления Президента, Правительства, Правового управления Аппарата Государственной Думы. Результатом работы комиссии и является представленный вам сегодня законопроект. На проект закона поступило сто шесть поправок, из них комиссия рекомендует к принятию сорок восемь, к отклонению - пятьдесят восемь. Текст законопроекта и таблицы поправок у вас на руках. Позвольте кратко остановиться на существе принятых и отклоненных поправок. В статье 133, предусматривающей ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, мы ввели поправкой депутатов Любови Константиновны Слиска, Романчук и других часть третью с еще одним квалифицирующим признаком: понуждение несовершеннолетнего к сексуальным действиям, совершенное родителем, воспитателем, педагогом или иным лицом, на которое возложены обязанности за воспитание и надзор за детьми. За это предусмотрена и более жесткая ответственность - лишение свободы на срок от трех до семи лет. В статьях 134, 135 сохранили планку защиты детей от ненасильственных сексуальных посягательств - шестнадцать лет. Мы рады, что письмом Правительства от 7 марта этого года принято решение поддержать законопроект, принятый в первом чтении, в части повышения возрастного предела по этим статьям. Многие депутаты и другие субъекты права законодательной инициативы своими предложениями также просили сохранить возраст половой неприкосновенности - шестнадцать лет. Комиссией были отклонены поправки депутатов Баранникова, Вульфа, Надеждина, Ковалёва Сергея Адамовича, в которых вновь предлагалось вернуться к четырнадцатилетнему возрасту (по статьям 134, 135), поскольку их предложения противоречат концепции законопроекта о повышении возраста половой неприкосновенности. В статьях 150, 151, предусматривающих ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественные действия, вводится дополнительный признак: использование взрослыми детей и подростков для систематического извлечения доходов от преступных и антиобщественных действий. Тем самым пресекается криминальный бизнес, в котором дети используются как средство извлечения наживы. В международном праве такая преступная деятельность оценивается как наиболее опасная форма экономической эксплуатации детей. При работе комиссии было очень много дискуссий по поводу включения в УК статьи 151-1 об уголовной ответственности за интеллектуальные формы растления детей. Мы ввели в часть вторую статьи 242 уголовную ответственность за распространение, рекламирование, демонстрацию среди несовершеннолетних порнографических материалов с достаточно высокой санкцией - лишение свободы на срок до пяти лет, согласившись с доводами Правительства, Саратовской областной Думы, депутата Баранникова, что защита детей от иных форм растлевающей информации должна быть конкретно прописана в специальном законе с одновременным введением в УК статьи, предусматривающей ответственность. Наша комиссия не прекращает работу. Такой законопроект мы постараемся подготовить и вместе с поправками в Уголовный кодекс внесем в качестве самостоятельной инициативы. В статье 152, предусматривающей ответственность за торговлю несовершеннолетними, введен поправкой депутатов Слиска, Романчук и других в часть вторую новый квалифицирующий признак: торговля несовершеннолетними в целях их использования или вовлечения в зрелищные мероприятия сексуального характера. На практике это часто делается с целью использования подростков в стриптиз-шоу и пип-шоу. Сейчас за такие деяния ответственность наступает по части первой этой статьи, где более низкая санкция. Учитывая особую опасность торговли детьми, в части второй мы существенно увеличили санкции: в первом чтении было - от трех до десяти лет, сейчас - от шести до пятнадцати лет, а по части третьей, об особо тяжких последствиях, - от пятнадцати до двадцати лет. Это полностью соответствует международным стандартам. С учетом поправок Правительства, Саратовской и Курской областных дум, ряда депутатов внесены существенные изменения в статьи 240, 241 и 242 Уголовного кодекса. Статья 240, предусматривающая в настоящее время уголовную ответственность только за вовлечение в занятие проституцией, сейчас позволит наказывать еще и за организацию занятия проституцией, за понуждение к продолжению занятия проституцией. Это изменение позволит пресечь криминальную деятельность сутенеров и организаторов рынка сексуальных услуг. Более того, в соответствии с частью четвертой статьи 240 наказание ужесточается до восьми лет лишения свободы с конфискацией имущества, если такие дельцы используют в своей криминальной деятельности несовершеннолетних. В статье 241 уже предусмотрена ответственность за организацию и содержание притонов для занятия проституцией. Теперь наряду с притонодержателями к ответственности будут привлекаться и владельцы помещений, систематически предоставляющие их для занятия проституцией. Правоприменительная практика свидетельствует, что владельцы саун, бань, охотничьих домиков и других внешне благопристойных заведений систематически используют их для оказания платных сексуальных услуг. Ввиду пробела в действующей статье 241 они до настоящего времени оставались за рамками уголовной ответственности. Если такое помещение или притон будут использоваться для занятия проституцией несовершеннолетних или, хуже того, малолетних, то действия виновных уже будут квалифицироваться по новым частям, второй и третьей, с более суровыми санкциями. Ужесточается также наказание за групповые и организованные формы этого преступного деяния. Значительные коррективы внесены комиссией в статью 242 Уголовного кодекса, карающую за изготовление или распространение порнографических материалов и предметов. Мы согласились с предложением Правительства, ряда депутатов Государственной Думы не загромождать Уголовный кодекс новыми статьями, поэтому нормы, предусматривающие ответственность за изготовление и распространение детской порнографии, решено разместить в действующей статье 242. В новой части, второй, этой статьи проекта сейчас предусмотрена ответственность лиц, достигших восемнадцатилетнего возраста, за распространение, демонстрацию, рекламирование или сбыт порнографических материалов или предметов среди несовершеннолетних. До настоящего времени это фактически не было уголовно наказуемым. Установив санкцию до пяти лет лишения свободы, мы относим это преступление к категории средней тяжести. Таким образом, под амнистию распространители детской порнографии, как сейчас, подпадать уже не будут. В новой части, третьей, предусматривается уголовная ответственность за изготовление и оборот предметов детской порнографии. Уголовно наказуемым будет не только их изготовление, но и хранение, и перемещение через границу с целью распространения, а также публичная демонстрация материалов или предметов с порнографическим изображением несовершеннолетнего и привлечение подростка в качестве исполнителя в зрелищные мероприятия порнографического характера. Более высокая ответственность - наказание в виде лишения свободы от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности - вводится по части четвертой этой статьи за групповые формы этого преступления или совершенные родителем или педагогом, а также если потерпевшим является малолетний. По мерам наказания эти деяния будут отнесены к тяжким преступлениям. И последнее. Понимая особую значимость объекта правовой защиты нашего законопроекта - а это нравственное, физическое и духовное здоровье детей, - мы постарались практически все охваченные составы перевести в разряд более тяжких преступлений, чем по действующему УК. В ряде норм исключили смехотворные санкции в виде мизерных штрафов, ввели дополнительные наказания в виде конфискации имущества, лишения права занимать определенные должности, привели санкции в соответствие с уже сложившейся в УК системой мер наказания. В то же время мы постарались оставить место для судейского усмотрения таким образом, чтобы развести ответственность тех, кто, возможно, от безысходности пошел на преступление, и тех, кто превращает детей в источник преступного обогащения или удовлетворения своих извращенных потребностей. В заключение хочу сказать, что на законопроект имеется заключение Правового управления, из которого следует, что его можно принимать и во втором, и в третьем чтениях сегодня. Законопроект наш - результат очень напряженной работы комиссии, непростых согласований и, конечно, компромиссов. Но мы убеждены, что предлагаемые нормы значительно усилят правовую защиту наших детей и подростков, повысят меру уголовной ответственности тех, кто их растлевает, кто на детском порно, проституции, торговле, эксплуатации несовершеннолетних строит отвратительный бизнес, превращая беззащитное молодое поколение в источник наживы. Поэтому я прошу вас, уважаемые депутаты, проголосовать за таблицы принятых и отклоненных поправок. Обращаюсь и к левым, и к правым, и к центристам: поддержите, пожалуйста, законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1, которые комиссия рекомендует принять? Нет вопросов. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комиссии и принять таблицу поправок 1? Включите режим голосования. Покажите результаты. Кто без карточки, коллеги? Нет таких. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 25 сек.) Проголосовало за 394 чел. 87,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел. 12,4% Результат: принято Принято. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 2, рекомендованных комиссией к отклонению? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с мнением комиссии и принять таблицу поправок 2, рекомендованных к отклонению? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 10 сек.) Проголосовало за 390 чел. 86,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел. 13,3% Результат: принято Принято. Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"... По мотивам - депутат Митрофанов. МИТРОФАНОВ А. В. Я хотел бы выступить по мотивам, потому что вопрос, который мы сейчас голосуем, достаточно серьезный. Это один из пунктов, достаточно влияющих на положение дел в обществе. Внешне многие мотивации, как всегда, выглядят привлекательно. Действительно, проблема существует, и общество наблюдает это. Действительно, новые средства коммуникаций типа Интернета вообще открыли безграничные возможности в этой сфере, в сфере сексуального насилия и совращения и так далее. Если проанализировать, как использовалась эта статья в советское время, когда был порог - до восемнадцати лет (а я думаю, что Светлана Петровна помнит это), то увидим, что фактически эта статья была обоснованием для милицейского произвола, для того чтобы фабриковать дела по этой части против тех людей, против которых кто-то хотел сфабриковать дело. Почему? Потому что вести сложные дела очень трудно, проще подкинуть кокаин, проще подкинуть патроны, проще получить заявление от несовершеннолетних - и там очень простое дело, так сказать, в один том можно состряпать, или больше. Но, по крайней мере, следаку не надо мучиться по этому вопросу. Он состряпает дело и, так сказать, посадит кого нужно. Кто шел по этой статье в советское время? Я вам точно могу сказать, у меня есть кагэбэшная статистка по этому делу: директора плодоовощных баз, директора магазинов продуктовых и иных, другие товарищи, имеющие деньги. То есть олигархи того времени, будем так говорить, да? И не только олигархи. Когда надо было подставить соседа, то самое простое дело было, так сказать, подтянуть по этой части: кто-то там делал заявление. Представьте, одно заявление - и всё, и можно уже, так сказать, решать вопрос, поднимать тему там и так далее. Если мы хотим в условиях такого произвола, который мы сейчас наблюдаем в наших правоохранительных органах, помимо щепотки кокаина, героина, которую традиционно находят у очень многих людей, и патронов (у нас почему-то многие бегают с патронами в кармане, без автоматов, но с патронами, да?) добавить еще одну позицию, по которой будут людей винтить, тащить и быстро осуждать, то мы можем согласиться с предложениями Светланы Петровны Горячевой. Я в целом рассуждаю. Благие намерения в России заканчиваются очень плохо. А вас используют втемную, да? Вот не хочется, чтобы использовали людей, депутатов и общественность втемную. Общественности много раз говорили: будут реформы - будет хорошо, будет как на Западе. Стало хуже. Общественности говорят: будет, так сказать, реформирована энергетика. Вместо этого отключаются все деревни... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам - Лекарева Вера Александровна, от независимых депутатов. Она согласовала свое выступление. Пожалуйста, Вера Александровна. ЛЕКАРЕВА В. А., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые депутаты Государственной Думы, и Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, и Комиссия (которую я возглавляю) по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и наркомании среди несовершеннолетних много месяцев работали над указанным законопроектом, который доложила Светлана Петровна Горячева. К сожалению, депутат Митрофанов редко присутствует на "правительственном часе", когда мы приглашаем Генерального прокурора Российской Федерации, который дает нам информацию о фактах истязаний, фактах нарушения законных интересов и прав детей, в том числе и о притонах, где используют малолетних детей. Я хочу сказать, что Российская Федерация превратилась в страну детского рабства. Нигде не нарушаются права ребенка так, как у нас, в том числе родителями или законными представителями. Уважаемые депутаты, вы получали материалы, которые распространяла наша комиссия. Например, в закрытом детском учреждении дети подвергались сексуальному насилию со стороны работников школы-интерната. И какое же наказание эти работники понесли? С работы их уволили, с тремя заместителями директора и директором расторгли договор-контракт. Больше они не работают в этой школе-интернате. Но в другую школу они имеют право пойти. Поэтому я очень прошу вас: уважаемые депутаты, члены комиссии, члены комитетов, все, кто выражает интересы своих избирателей, внимательно отнеситесь к нашему предложению! Законопроект направлен на защиту прав детей, которые не могут ни организовать партию, ни стучать на Горбатом мосту касками, чтобы привлечь внимание Правительства к себе. Они ни на что не претендуют. И самое главное, жизнь и их судьбу забирают криминал, наркодельцы и любители делать бизнес на пороках. Мы говорим это совершенно ответственно, опираясь на данные прокуратуры, данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, данные Российского детского фонда и Института социологических исследований. Римашевская сказала о том, что многие дети, которые сегодня родились, не имеют шансов дожить до пенсии, так как еще до этого они попадут в руки криминала и в наркопритоны. Поэтому, уважаемые депутаты, мы обращаемся к вам: нажмите кнопки "за". Вы спасаете не только детей Российской Федерации, вы спасаете будущее России и будущее своих собственных детей и внуков, которые будут жить после нас. Мы просим вас проголосовать за этот закон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у нас по мотивам можно высказываться только от фракций. От фракции Коммунистической партии Российской Федерации - Гамзатова. Пожалуйста, Хаписат Магомедовна. ГАМЗАТОВА Х. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, я думаю, что тут даже не нужно мотивировать, почему нужно голосовать за этот закон, и даже убеждать не нужно. Единственное я хочу сказать, что, находясь в составе делегации на заседаниях Парламентской Ассамблеи Совета Европы, каждый раз бывает стыдно, когда говорят о том, что самый высокий процент проституции - в России, самый высокий процент дозволенной порнографии - в России. И получается, что наша страна только этим и умеет заниматься. Я не знаю, как другим, мне лично бывает стыдно, когда о России так говорят. Поэтому, я думаю, мотивации тут более чем достаточно. Каждый день мы сталкиваемся с проблемами и детей, и девушек и так далее. Никого за этот закон, я думаю, не надо агитировать, надо голосовать за, и вопросов тут не должно быть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Хаписат Магомедовна. От "Регионов России..." Зиятдинова Флюра Газизовна. Или Рокицкий Михаил Рафаилович? Пожалуйста, Михаил Рафаилович Рокицкий. РОКИЦКИЙ М. Р., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Спасибо, Любовь Константиновна. Я детский хирург, уважаемые коллеги, и волею судеб, к сожалению, лучше вас всех знаю, что такое ребенок, подвергшийся насилию, и знаю, как калечатся судьбы этих детей. Простите меня, но мне стыдно было слушать то, что говорил здесь глубокоуважаемый депутат Митрофанов. Чьи интересы он защищает - педофилов или детей, которые страдают от этого? Этот закон уводит с улицы огромную группу детей от четырнадцати до шестнадцати лет. И вот прежде чем голосовать сейчас, задумайтесь над тем, что, если этот закон не пройдет, четырнадцатилетние мальчики и девочки окажутся беззащитными. Я поддерживаю этот закон. Комиссия работала очень долго, изучила все вопросы, пошла на ряд компромиссов. Закон достоин того, чтобы быть принятым. Вчера на передаче "Основной инстинкт" 88 процентов голосовавших проголосовали за необходимость законодательной защиты детей. Дума должна поддержать этот закон. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги, высказались по мотивам от фракций... Агропромышленная депутатская группа? Депутат Шульга, да? Пожалуйста. ШУЛЬГА А. В., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, не секрет, что сегодня мы наблюдаем период, когда происходит духовная атака на наше общество, происходит как бы духовное... (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам от фракции имеют право выступить. ШУЛЬГА А. В. ...происходит духовное растление нашего общества. И дети в этой ситуации оказываются самыми незащищенными. Я хочу ответить коллеге Митрофанову: не надо притягивать итоги реформирования... Итоги реформирования - это умышленное разрушение экономики нашей страны, это сваливание в яму криминальных отношений. И в этих условиях, как никогда, нужно защитить наших детей. Я призываю всех поддержать проект данного закона, потому что он крайне необходим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Васильевич. От фракции "СПС" - депутат Вульф. ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Безусловно, стоит согласиться со Светланой Петровной практически во всем, что она сказала: и в необходимости защиты детей, и в необходимости ограничения, и запрета, и жестких санкций за вовлечение детей в занятие проституцией, и за организацию притонов. Трудно согласиться с одним. Понимаете, люди в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - это очень специфическая возрастная группа. Конечно, это еще не взрослые, но это уже и не дети. Мы в обиходе называем их подростками. К сожалению, более 60 процентов людей в этом возрасте, согласно социологическим опросам, уже теряют девственность, то есть в школе старшеклассники в возрасте с четырнадцати до шестнадцати лет уже, к сожалению, еще раз повторяю, начинают половую жизнь. На сегодняшний день возраст вступления в половую жизнь значительно снизился. Хорошо ли это? Это плохо. Но можно ли подобным образом, внеся поправки в Уголовный кодекс, изменить ситуацию? Боюсь, что нет. Вот сейчас, посмотрите, много молодежи у нас наверху присутствует, на трибуне. Давайте спросим этих людей: вот они, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, готовы отказаться от занятий сексом? Может ли семнадцатилетний парень иметь сексуальные отношения с пятнадцатилетней девушкой, или он за это может попасть в тюрьму в такой ситуации? Понимаете, речь идет о добровольном согласии. Признаем ли мы право людей от четырнадцати до шестнадцати лет на сексуальную жизнь? Хорошо это или плохо? Я еще раз повторяю: я убежден в том, что это плохо. Но это вопрос воспитания в семье, вопрос образования, полового просвещения, но не запретительства. Нет, такими методами мы не сможем изменить психологию людей, психологию целого поколения. К сожалению, на сегодняшний день ситуация такова, что, действительно, старшеклассники, люди в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, в основном, давайте посмотрим правде в глаза, уже живут половой жизнью. И зачастую их первые сексуальные контакты происходят с людьми чуть старше семнадцати, то есть девушка пятнадцати лет вполне может жить сексуальной жизнью с парнем семнадцати-восемнадцати лет, со студентом первого курса. Это частое явление, достаточно частое. И в данном случае нельзя, с одной стороны, принимать такой коррупциеемкий закон, как правильно сказал депутат Митрофанов, а с другой стороны, давать возможность шантажа. Ведь какая может быть ситуация? Девушка встречается с парнем чуть старше ее, девушке не исполнилось еще шестнадцати лет. Она требует от парня деньги, у парня нет денег, она говорит: "В таком случае я сейчас пойду и напишу заявление". Пишет заявление, и парня сажают в тюрьму. Вот чем... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, все высказались по мотивам. На голосование ставится проект федерального закона... А, Светлана Петровна ответить хочет. Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые коллеги, я просто не могу не ответить Андрею Юрьевичу Вульфу. Ну не вводите, пожалуйста, в заблуждение этот зал! Субъектом преступления по статьям 134 и 135 является взрослый, достигший восемнадцати лет. Если подростки вступают в половые отношения, это никакого отношения к Уголовному кодексу не имеет. И мы знаем из материалов уголовной статистки, что три четверти осужденных по статьям 134 и 135, где мы предлагаем повысить возрастной порог, - это люди старше сорока лет. Поэтому, пожалуйста, не спекулируйте на этом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 15 сек.) Проголосовало за 381 чел. 84,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел. 15,3% Результат: принято Принимается. Светлана Петровна, пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, по этому законопроекту проведена правовая и лингвистическая экспертиза, он готов к рассмотрению в третьем чтении. Проекты постановлений вам были 16-го или 17-го числа вручены. Если вы не возражаете, я бы очень просила вас проголосовать за законопроект в третьем чтении. Я думаю, что его нужно направлять в Совет Федерации, и пусть Президент подписывает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я не стал выступать при принятии этого законопроекта во втором чтении, дабы не быть обвиненным в антисуфражизме, антифеминизме, в защите педофилии и так далее. Но перед третьим чтением я обязан сказать, что данный законопроект концептуально расходится с внесенным Президентом и принятым вами в первом чтении комплексным законопроектом о поправках к Уголовному кодексу, направленным на гуманизацию Уголовного кодекса. Я не буду сейчас напрямую касаться содержания наиболее острых моментов, о которых здесь шла речь, - о возрасте, о любви, о насилии и так далее, я скажу лишь о тех юридических концептуальных расхождениях, которые существуют между этими двумя законопроектами. Законопроект, который вы сейчас рассматриваете, в ряде статей предусматривает неоднократность деяний. Напомню, что во внесенном Президентом законопроекте неоднократность как одно из отягчающих обстоятельств исключена вообще. Ну, напомню для тех, кто думает, что это означает облегчение участи преступников. Нет. В президентской концепции неоднократность исключается как повод для менее тяжкого наказания и каждое преступление рассматривается как самостоятельное с последующим сложением мер наказания, то есть это ужесточение наказания. С другой стороны, президентский законопроект по многим статьям исключает нижний предел лишения свободы, не меняя верхнего предела. Данный закон, наоборот, вводит нижний предел лишения свободы там, где его не было. И я сейчас вынужден вернуться опять к проблеме Ромео и Джульетты и привести все-таки пример. В действующей статье 134 половое сношение с лицом, не достигшим определенного возраста (я намеренно не называю, какого возраста), наказывается ограничением свободы или лишением свободы на срок до четырех лет, то есть нижнего предела лишения свободы нет, и суд выбирает меру наказания, кстати альтернативную, - ограничение свободы либо лишение свободы, к примеру, на два, на три месяца, но до четырех лет, в зависимости от тяжести преступления. Предлагаемые данным законопроектом изменения, во-первых, исключают альтернативность наказания и оставляют только лишение свободы, причем на срок не менее одного года. Здесь уже приводил пример депутат Вульф. Приведу пример уже более "взрослый", поскольку речь идет только о взрослых людях. Да, Ромео - восемнадцать лет, Джульетте - пятнадцать с половиной, произошло то, что произошло. У суда нет альтернативы, вы понимаете? Согласна не согласна, любовь не любовь - Ромео должен быть посажен в тюрьму не менее чем на один год! Суд не может даже избрать альтернативную меру пресечения, она исключается данным законом. И тогда Ромео идет в тюрьму, Джульетта - к банке с крысиным ядом. Вот к чему ведет этот закон. Но подчеркиваю: самое главное не в том, каковы последствия, на мой взгляд, главное в том, что это противоречит концепции закона, внесенного Президентом и принятого вами в первом чтении. Поэтому мы категорически возражаем против принятия этого законопроекта сейчас в третьем чтении. Предлагаем оставить его на осень, и при рассмотрении президентского законопроекта во втором чтении согласовать эти два проекта. Спасибо. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Любовь Константиновна Слиска. Пожалуйста. СЛИСКА Л. К. Александр Алексеевич, мы очень признательны вам за эти убедительные доводы, но на самом деле мы нисколько не настаиваем на том, что закон, который мы сейчас приняли во втором чтении, будет навсегда и никогда никаких поправок к нему не будет принято. Как только будет принят президентский закон, мы в президентском законе можем отдельной статьей, как мы это делаем во всех других законах, как в Трудовом кодексе, определить, в какие статьи и конкретно в какие законодательные акты вносятся поправки. Посоветовавшись с рабочей комиссией, мы принимаем ваше предложение и переносим рассмотрение законопроекта в третьем чтении на осень. Но для сведения, уважаемые депутаты, я вам должна сказать, что, когда во вторник мы поняли, что наш закон под угрозой непринятия даже во втором чтении, я попросила, чтобы меня соединили с Президентом. Разговор с Президентом состоялся, и он сказал: закон надо принимать. Но мы учитываем и принимаем во внимание доводы представителя Президента и просим вас также согласиться с ними и перенести третье чтение законопроекта на осень. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемые депутаты Государственной Думы, поскольку неоднократно такая ситуация повторялась, я просто для справки хочу сказать, что никаких указаний от Президента я не получал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Петровна, пожалуйста, мнение комитета. ГОРЯЧЕВА С. П. Не комитета только, а и комиссии. Но Любовь Константиновна уже озвучила это мнение. На самом деле серьезных препятствий для принятия сегодня в третьем чтении нет, потому что если будет принят президентский вариант гуманизации, то автоматически поправки будут вноситься во все статьи, в том числе и в те, которые приняли мы, - в части неоднократности, в части изменения санкций и так далее, и тому подобное. Но я, например, не возражаю против того, чтобы на одно из первых заседаний в сентябре этот законопроект мы вынесли на третье чтение. С этим мы согласны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, на осень закон комитет предлагает перенести.
СЛИСКА Л. К. Уважаемые депутаты, когда мы с вами голосовали по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс...", Геннадий Николаевич Селезнёв был на встрече, но просил меня за него нажать кнопку "за". Я за таблицы поправок нажала, а когда шло голосование о принятии во втором чтении, видимо, разволновалась и не нажала. Прошу считать, что Селезнёв за принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подтверждаю двумя руками.
Заседание № 212
О проекте постановления Государственной Думы "О порядке подготовки к рассмотрению во втором и третьем чтениях проекта федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации".
По пункту 17, пожалуйста, Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К. Уважаемые коллеги, я перед тем, как Светлана Петровна Горячева скажет, несколько слов скажу. Мы сейчас достигли компромисса с Комитетом по законодательству, с авторами поправок, которые были к этому постановлению, договорились принять его без обсуждения. Все согласны на этот вариант. Поэтому я просила бы поставить на голосование проект постановления без обсуждения. Конечно, если есть у кого-то какие-то вопросы, то мы готовы на них ответить. Но принято такое решение: без обсуждения. И мы просили бы вас поддержать и проголосовать за это постановление. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не возражаете? Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять этот согласованный вариант постановления? Пожалуйста, голосуйте. Пункт 17. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 07 сек.) Проголосовало за 350 чел. 77,8% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел. 21,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 181
О проекте федерального закона № 108017-3 "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (в части усиления ответственности за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, в том числе несовершеннолетних).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу внести изменения в порядок рассмотрения вопросов, обсуждаемых в первом чтении, поставив вместо законопроекта под номером 8 законы под номерами 10 и 11.
Останина Нина Александровна предложила на место закона под пунктом 8 перенести законы под пунктами 10 и 11. Пожалуйста, ваша мотивация. (Шум в зале.) Уважаемые депутаты, пожалуйста, потише. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, основным докладчиком по этому вопросу является председатель нашего Комитета по делам женщин, семьи и молодежи Светлана Петровна Горячева. Но вы знаете, что она сейчас находится под наблюдением врачей и просто физически не может очень долго находиться в зале. Понятно наперед, что законопроект "О выборах депутатов..." займет очень много времени, поэтому я просила бы от имени нашего комитета поставить после закона под пунктом 7 законы под пунктами 10 и 11, а затем рассматривать закон под пунктом 8 и далее по порядку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другие точки зрения? Митрофанов, пожалуйста. МИТРОФАНОВ А. В. Вы знаете, просто удивительно! Ну почему надо переносить в таком срочном порядке закон, который никакой срочности не имеет, который имеет фундаментальные свойства? Мы упорно не рассматриваем вопрос о наводнении - и просим в связи с состоянием здоровья депутата переносить это? Да вы что? Ну, послушайте, нельзя так делать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы против, да? МИТРОФАНОВ А. В. Надо государственные вопросы прежде всего рассматривать, фундаментальные, а не отдельные, имеющие прикладное значение, будем так говорить, изменения в статьи Уголовного кодекса. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, дискуссия заканчивается. Только за и против. Кто за то, чтобы поддержать предложение депутата Нины Александровны Останиной по переносу рассмотрения пунктов 8, 10, 11? Просто меняется порядок. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 45 мин. 22 сек.) Проголосовало за 188 чел. 66,2% Проголосовало против 96 чел. 33,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 284 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается. Олег Иванович, пожалуйста. (Шум в зале.) Потише, коллеги, в зале очень шумно. КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Есть механизм голосования по процедурным вопросам, а вот это неправильно. Потому что мы принимали порядок работы за основу 226 голосами, а порядок работы предусматривает не только набор вопросов, которые палата должна рассмотреть, но и хронологию их рассмотрения. Поэтому мы должны это преодолевать теми же 226 голосами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А как в Регламенте записано? Олег Иванович, в Регламенте так записано? Ведь не случайно группа электронного голосования в память закладывает порядок, они берут всё из Регламента. КОВАЛЁВ О. И. У нас, к сожалению, порядок работы принимается 226 голосами, а потом в ходе заседания мы вносим изменения как процедурные. Это неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это в Регламенте такая запись, да? КОВАЛЁВ О. И. Нет такой прямой записи в Регламенте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я попрошу, чтобы нам все эти споры прекратить, депутатов, входящих в группу контроля за голосованием через электронную систему: возьмите, пожалуйста, Регламент и определитесь с программой, заложенной в компьютере. Операторы наши ведь не должны ничего выдумывать самостоятельно. (Шум в зале.) Депутат Надеждин, пожалуйста. (Шум в зале.) Тише, тише! НАДЕЖДИН Б. Б., фракция "Союз Правых Сил". Коллеги, при всей важности вопросов не все поняли, что здесь нужно нажимать "против". Действительно, вопрос регламентный. Приехал Вешняков на рассмотрение законопроекта о выборах Госдумы. Прошу вернуться к голосованию по порядку рассмотрения вопросов с 8-го по 11-й. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование: вернуться к голосованию по этому вопросу. (Выкрики из зала.) Я не вижу, кто по порядку ведения? Юшенков? Хорошо. Там Митрофанов загородил вас... Сейчас. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 35 сек.) Проголосовало за 216 чел. 69,7% Проголосовало против 94 чел. 30,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 310 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Пожалуйста, депутат Юшенков. (Шум в зале.) Потише, потише! ЮШЕНКОВ С. Н. Уважаемые депутаты, к принятым решениям не возвращаются, их отменяют. Поэтому вот сейчас было неправильное голосование с точки зрения нашего Регламента. (Выкрики из зала.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите! Кто за то, чтобы вернуться к голосованию по отмене ранее принятого решения? (Выкрики из зала.) Нет, я этого не сказал, а сейчас я это говорю. На этом настаивает депутат Юшенков, и он прав. Пожалуйста, голосуйте. Для принятия решения по отмене предыдущего голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 34 сек.) Проголосовало за 238 чел. 65,9% Проголосовало против 123 чел. 34,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 361 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Ясно, вернулись. Кто за то, чтобы отменить ранее принятое решение о порядке рассмотрения пунктов 8, 10, 11? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 10 сек.) Проголосовало за 243 чел. 54,0% Проголосовало против 48 чел. 10,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 291 чел. Не голосовало 159 чел. Результат: принято То есть, коллеги, просто остался тот же самый порядок, тот же порядок, мы ничего не сняли. По ведению - Апарина Алевтина Викторовна. АПАРИНА А. В. Уважаемые коллеги, ну с таким обратились пустяковым вопросом! Нужен же чисто человеческий подход. Светлана Петровна не совсем здорова из-за аварии автомобильной. Любой мог попасть в нее. Она хочет сама представить этот законопроект, поскольку он очень важный (я обращаюсь к коллеге Митрофанову) - по защите нравственности детей, по защите чести и достоинства, и взрослых. Поэтому я обращаюсь с просьбой слово дать Светлане Петровне для обоснования. И к вам обращаюсь, уважаемые коллеги! Давайте уйдем на лето с чистой совестью и добрыми намерениями, и душой чистой, давайте проголосуем и удовлетворим просьбу Светланы Петровны. Я очень вас прошу! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Светлана Петровна Горячева. ГОРЯЧЕВА С. П., председатель Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, я вас очень прошу поставить первыми среди законопроектов первого чтения вот эти два закона - по статье 13 Семейного кодекса и об усилении уголовной ответственности за сексуальную эксплуатацию и растление детей. Я специально приехала для того, чтобы доложить эти законопроекты, я готова это сделать. И я считаю, что мы не имеем никакого морального права уходить в отпуск, не рассмотрев эти два важных законопроекта, потому что никакие реформы не будут возможны, если наши дети будут оставаться сегодня объектом внимания преступного мира. Я очень вас прошу об этом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Ковалёв Олег Иванович, пожалуйста. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вчера на Совете и до этого долго дискутировали, включать ли вообще эти вопросы в повестку дня или перенести на осень. И хорошо, что члены Совета поддержали включение в повестку дня и определили именно тот порядок, который есть, я имею в виду хронологию. Давайте оставим всё так, как есть, поскольку нельзя сначала взять одно, давайте, мол, сейчас рассмотрим, именно в весеннюю сессию, а затем сказать: теперь давайте их первыми поставим! Ведь закон о выборах не менее важен. Тем более приглашен председатель Центральной избирательной комиссии. Надо в этом порядке и рассматривать. Я прошу сохранить этот порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые депутаты, ставлю на голосование предложение депутата Горячевой рассмотреть эти два законопроекта первыми среди законопроектов первого чтения. Да, поменять местами 8-й, 10-й и 11-й. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 30 сек.) Проголосовало за 182 чел. 58,5% Проголосовало против 129 чел. 41,5% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 311 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принимается.
Слушаем следующий законопроект, который у нас идет под номером 11, - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Светлана Петровна. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Хочу хотя бы очень коротко остановиться на том, что нас особенно волнует. Реальность такова, что дети всё чаще становятся объектом внимания криминального мира и потерпевшими от преступлений. Не буду утомлять вас цифрами, но некоторые назову. В прошлом году выявлено более 16 тысяч случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Около 100 тысяч подростков - только вдумайтесь! - стали жертвами преступлений, почти 4 тысячи погибли, 24 тысячи числятся без вести пропавшими, и каждый третий из них - это малолетний ребенок. Ежегодно совершается свыше 20 тысяч преступлений против половой неприкосновенности и нравственности несовершеннолетних. И это лишь вершина айсберга. Данные уголовной статистики свидетельствуют о высокой латентности этой преступности. К сожалению, массовые масштабы принимает скрытая экономическая и сексуальная эксплуатация детей, использование их в порно- и секс-индустрии, продажа в рабство, иногда и собственными родителями. В Камешковском районе Владимирской области мать продала свою двенадцатилетнюю дочь мужчине для совершения действий сексуального характера, то есть фактически в сексуальное рабство. И подобные случаи не единичны. За последние пять лет выявлено 190 таких случаев. Особым спросом у отечественных и зарубежных потребителей пользуется детская порнография. По неофициальным подсчетам, доля российской детской порнографии в платных сайтах мирового Интернета составляет более половины от всего массива. Преступные синдикаты поняли, что можно зарабатывать огромные деньги, используя детей в качестве товара, причем почти легально, пользуясь несовершенством нашего законодательства. Существенное ужесточение в последние годы мер уголовного наказания за аналогичные преступления в Европе и США породило новый вид преступности - так называемый детский секс-туризм. Только за последнее время в Москве изобличены четыре иностранных гражданина, специально прибывшие в Россию для сексуальных контактов с детьми. Один из них был осужден, но попал благодаря нашему постановлению, Госдумы, под амнистию, благополучно вернулся на родину. Второй ожидает суда в Бутырке. Третий - американский гражданин, избежавший уголовной ответственности в России, так как его жертва достигла 14 лет, был сразу же арестован по прибытии в США. В феврале этого года сотрудниками МУРа задержан очередной секс-турист, гражданин Аргентины. Потерпевшими от этого гражданина являются два беспризорных мальчика, двенадцати и тринадцати лет. Как видите, и там, на другом конце планеты, уже осведомлены, что дети - ходовой секс-товар в России. Если мы не предпримем адекватных мер в кратчайшие сроки, педофилы всех мастей, опасаясь карательных мер у себя на родине, устремятся в Россию и устроят из нее настоящий публичный дом. Осознавая всё это, наш комитет в содружестве с комитетами по охране здоровья и по безопасности подготовил проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Мы предлагаем внесение изменений в восемь статей Уголовного кодекса и две новые статьи, предусматривающие ответственность за изготовление детской порнографии и распространение порнографии и развращающих материалов среди несовершеннолетних. Очень коротко о концепции законопроекта. Он направлен на защиту прав и законных интересов детей и подростков, на нормальное нравственное, психическое и физическое развитие, на половую неприкосновенность, на повышение возраста правовой защиты, усиление правовой ответственности. Особо подчеркиваю: проект закона не преследует цели ограничения половой свободы взрослых, покуда это не нарушает прав несовершеннолетних. Мы предлагаем повысить до шестнадцати лет возраст потерпевших от преступлений в статье 134, предусматривающей ответственность за половые сношения и иные действия сексуального характера, и в статье 135, предусматривающей ответственность за развратные действия. Сейчас этот возраст - четырнадцать лет. Проезжая вечером по центру Москвы и МКАД, можно увидеть толпы юных, четырнадцати-пятнадцатилетних девочек, торгующих собой. И взрослые дяди останавливаются, выбирая себе живой товар на ночь или на час утех в машине. За эту дикость привлечь к уголовной ответственности из-за низкой возрастной планки государство, к сожалению, не может. Хочу сказать, что мы очень внимательно изучили опыт других стран и увидели, что в одной трети развитых стран - это Бельгия, Финляндия, Норвегия, Германия - возраст этот, неприкосновенности, - шестнадцать лет. В другой части государств - это Франция, Швеция, Канада - возраст - вообще восемнадцать лет. Но даже в тех государствах, где такой возраст - четырнадцать лет, существует несколько порогов защиты, в частности, при гомосексуальных контактах, при совращении ребенка - это уже шестнадцать лет. Мы запросили очень много экспертных учреждений, в том числе, допустим, институт возрастной физиологии, ряд других, и получили 17 экспертных заключений. Все эксперты единодушны в том, что полная половая зрелость наступает всё же к восемнадцати годам. Все без исключения высказались за необходимость повышения возраста правовой защиты. Ко второму чтению, поскольку есть мнение о том, что нужно вообще до восемнадцати лет такой возраст увеличивать, мы можем еще раз через поправки возвратиться к этой проблеме. Мы предлагаем изменить статьи 133, 134, 135 кодекса и предусмотреть части вторые и третьи, усиливающие уголовную ответственность за сексуальные преступления. В частности, предусмотреть здесь такие квалифицирующие признаки, отсутствующие сегодня, как совершение преступления родителем, педагогом, который должен отвечать за воспитание ребенка, совершение преступления либо в отношении двух или более лиц, либо организованной группой, либо из корыстных побуждений. Естественно, и санкции мы предлагаем более жесткие здесь. Вводим части третьи в этих статьях, которые предполагают ответственность за наступивший вред, за заражение, допустим, по неосторожности ВИЧ-инфекцией либо другие тяжкие последствия, и предлагаем увеличить срок лишения свободы уже до десяти лет. Новацией, об этом я хочу очень коротко сказать, являются две статьи - статьи 151-1 и 242-1. Они впервые устанавливают ответственность взрослых за вовлечение несовершеннолетних в оборот порнографических или иных развращающих материалов. Статья 242-1 устанавливает повышенную уголовную ответственность за изготовление и оборот материалов либо предметов с порнографическим изображением несовершеннолетних. В части второй этой статьи предполагается повышенная, до восьми лет, с конфискацией имущества, ответственность за совершение преступления педагогом, лицом, ранее судимым, группой лиц, а также за совершение преступлений с привлечением к порносъемкам заведомо малолетнего и с извлечением доходов в крупном размере. Наш законопроект предусматривает в качестве отягчающего обстоятельства - вот это как раз является предметом особой критики и вызывает, так скажем, нежелание это признавать - массовые, публичные формы растления детей с использованием средств массовой информации или современных телекоммуникационных систем. Такие преступления причиняют серьезнейший вред моральному развитию неопределенно широкого круга детей. Например, в журнале для несовершеннолетних "Молоток" содержатся такие рубрики, как "Зона разврата", "Изврат", с подробным описанием половых актов и извращений. Здесь даются реклама эротических изданий, адреса порносайтов. И это, к сожалению, не единственный такой детский журнал. Ответственности за это сегодня не существует. Мы предлагаем ее обязательно ввести, предлагаем видоизменить статью 241, ряд других статей. И, заканчивая уже свое выступление (я стараюсь очень коротко говорить), хочу сказать, что мы значительно усиливаем уголовные санкции. Вовлечение несовершеннолетних в преступления, понуждение к занятию проституцией, к действиям сексуального характера, ненасильственные половые действия, развратные действия, детская порнография при квалифицирующих признаках будут по мерам наказания отнесены к тяжким преступлениям. Мы усилим санкции и по остальным преступлениям. Они переводятся из разряда преступлений небольшой тяжести в категорию средней тяжести, а это означает, что на них не будут автоматически распространяться амнистии и досрочное освобождение. Потому что мы посмотрели вот практику: ни одна амнистия после 1996 года не прошла без того, чтобы полностью не амнистировали педофилов у нас в Российской Федерации. Кроме того, мы предлагаем шире применять дополнительные меры наказания, особенно если извлекается прибыль, такие, как конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью. На наш проект закона мы получили положительные отзывы от Правительства, от 37 субъектов Федерации, ряда учебных и научно-исследовательских институтов. Мы выправили законопроект с учетом замечаний Верховного Суда, Комитета по законодательству, Правового управления Аппарата Государственной Думы и считаем, что усиление уголовно-правовых мер - это часть той большой работы, которую необходимо выполнить государству, чтобы защитить наших детей от нравственного и сексуального растления, а фактически духовного убийства, убийства будущего, убийства нашего с вами генофонда. Следует помнить слова древнего мудреца о том, что без общества целомудрия нет общества милосердия. Я бы очень просила вас, уважаемые депутаты, проголосовать за этот законопроект в первом чтении. Потом можно будет еще поработать ко второму чтению над отдельными статьями, нормами, санкциями, даже, может быть, ужесточить многие из них. Мы с этим тоже будем согласны. Но, по нашему мнению, концепция законопроекта явно обозначена, наши подходы тоже и можно голосовать за этот законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Петровна. Присаживайтесь, пожалуйста. Александр Евгеньевич Баранников, Комитет по законодательству. БАРАННИКОВ А. Е., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Представленный вам законопроект действительно имеет сложную судьбу рассмотрения в Государственной Думе. Я хочу от лица комитета поблагодарить авторов законодательной инициативы за то, что они прислушались к тем замечаниям, которые высказывал комитет при работе над данным законопроектом. Действительно, вашему вниманию предложена вторая версия законопроекта. Здесь учтены многие замечания, которые высказывал комитет, которые высказывало Правовое управление Аппарата Государственной Думы. Тот текст, который мы имеем, действительно может быть поддержан. Безусловно, следует поддержать предложение о введении в Уголовный кодекс нормы, предусматривающей повышение ответственности за распространение порнографических материалов или предметов порнографических среди несовершеннолетних. Безусловно, необходимо поддержать предложение о введении новой статьи в Уголовный кодекс, устанавливающей ответственность за изготовление порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних. Все эти положения сейчас отсутствуют в Уголовном кодексе. Их редакцию можно дорабатывать ко второму чтению, но это принципиальные положения, которые необходимо будет поддержать. Наиболее спорным в данном законопроекте является вопрос о повышении возраста добровольного согласия с четырнадцати до шестнадцати лет. Это в своем заключении отмечает Правовое управление Аппарата Государственной Думы, и то же самое мнение высказано в заключении Правительства. Повышение с четырнадцати до шестнадцати лет возраста добровольного согласия... Напомню, что не так давно, несколько лет назад, Дума снизила этот предел с шестнадцати лет до четырнадцати лет. Мы считаем, что это положение необходимо отдельно обсуждать, и действительно его нужно привязывать к редакции статьи 13 Семейного кодекса, которая только что была принята в первом чтении. Возможно, она подвергнется корректировке с учетом как раз этих положений. Но по существу вот этого положения необходимо отметить следующее. Несмотря на то что мы слышим действительно серьезные аргументы, что, если Государственная Дума не повысит возраст добровольного согласия с четырнадцати до шестнадцати лет, в Россию хлынут толпы секс-туристов и растлителей... Дело в том, - и действительно Светлана Петровна упомянула об этом в своем докладе - что если брать европейские страны, то большое количество стран, более двух третей европейских стран имеют возраст добровольного согласия менее чем шестнадцать лет. Четырнадцать лет - в таких странах, как Австрия, Болгария, Эстония, Венгрия, Исландия. Даже в такой наиболее религиозной стране, как Италия, также возраст четырнадцать лет. Возраст пятнадцать лет - в таких странах, как Греция, Чехия, Дания, Франция, Польша, Словакия. Поэтому я не могу сказать, что Россия, где этот возраст - четырнадцать лет, чем-то отличается от этих стран. Поэтому проблемой повышения возраста добровольного согласия в Уголовном кодексе проблему распространения порнографических материалов среди несовершеннолетних не решить. И защищать несовершеннолетних от нравственного растления нужно методами не только Уголовного кодекса, но и воспитательного характера. Дело в том, что мы признаем за несовершеннолетними определенные права и обязанности. У нас несовершеннолетние по Уголовному кодексу несут ответственность по многим статьям Уголовного кодекса с четырнадцати лет. У нас в трудовые отношения несовершеннолетние могут вступать начиная с четырнадцати лет при согласии родителей и с пятнадцати лет самостоятельно. И вот так жестко ограничивать их право, вмешиваться в их личную жизнь - ну, это вопрос, который следует обсуждать. Мы говорим только об одной стороне - о педофилах, о взрослых дяденьках или тетеньках, которые развращают наших детей. Но давайте посмотрим другую ситуацию. Очень часто студент первого курса, ему восемнадцать лет, встречается с девушкой девяти-, десятиклассницей, которой пятнадцать лет. Что, его за это сажать в тюрьму? Это очень сложный вопрос, поэтому я думаю, что во втором чтении мы будем его более подробно обсуждать. Но в целом я считаю, что данный законопроект необходимо поддержать и прошу проголосовать за него. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам? Есть вопросы. Романов Валентин Степанович. Сейчас, я дам слово по очереди. Потом - Галина Ивановна. РОМАНОВ В. С. Вопрос представителю комитета, депутату Баранникову. Вы сказали фразу, что вы не видите разницы между тем, что в России четырнадцатилетки и, скажем, в Греции... Всё ли комитет взвесил? Такой разгул преступности, такое растление молодежи, такая глубина кризиса, такой уровень жизни - ну, тысячу обстоятельств, которые заставляют нас иначе смотреть на это, чем в Греции, Италии или еще где-то. Учитывали ли вы корни наши национальные, когда было святотатством, если девушка замуж выходила, потеряв невинность? Мы понимаем, что общество изменилось, но нельзя же идти на поводу у всей грязи, которую навязывает нам Запад. Поэтому просьба: уточните, комитет всё взвешивал или формально, арифметически сказал: четырнадцать лет здесь и четырнадцать лет в Греции - это одно и то же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БАРАННИКОВ А. Е. Уважаемый Валентин Степанович, комитет учитывал и нормы российского права, и нормы международного права, и те аргументы, которые вы высказываете. Я напомню, что в советское время в Уголовном кодексе у нас существовала статья, где не указывался возраст потерпевших, там речь шла о лицах, которые достигли возраста полового созревания, и это трактовалось произвольно. Разработчики кодекса, который действует сейчас, ушли от этой нормы и установили четкий возрастной критерий, с какого возраста наступает возраст уголовного преследования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Стрельченко Галина Ивановна, потом Лахова и Вульф - всё. СТРЕЛЬЧЕНКО Г. И., фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Предыдущая Дума, к сожалению, действительно снизила возраст с шестнадцати до четырнадцати лет. И вот за эти четыре года произошел тот разгул разврата, который мы сейчас и пожинаем. Поэтому я хотела бы призвать вас, уважаемые коллеги, установить нашим детям барьер - не только шестнадцать, а до восемнадцати лет. Если у кого-то из нас, здесь присутствующих, есть ребенок четырнадцати лет, то неужели вы позволили бы, чтобы он своим умом решал вопрос, делать это или нет, спрашивать его согласия на сексуальные домогательства?! Поэтому я призываю не только до шестнадцати лет повысить этот возраст, а и до восемнадцати лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Ивановна, спасибо, но это не вопрос. Лахова Екатерина Филипповна, пожалуйста. ЛАХОВА Е. Ф., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Проблемы растления малолетних и сексуальных домогательств, торговли детьми мы очень хорошо и подробно обсуждали в прошлом году на заседании. И было дано поручение комитету по делам женщин. Они эту работу провели, они провели доскональную экспертизу, провели парламентские слушания. Было очень много спорных вопросов. Подготовлен законопроект к первому чтению. Я прошу, Геннадий Николаевич, поставить на голосование, чтобы без обсуждения принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Пожалуйста, депутат Вульф Андрей Юрьевич. ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Вопрос к Светлане Петровне Горячевой. Уважаемая Светлана Петровна, в законопроекте предлагается ввести санкцию за распространение порнографических или иных материалов, способствующих половому возбуждению потерпевших. В этой связи вопросы: кто и каким образом будет определять наличие полового возбуждения у потерпевших и какие еще иные материалы кроме порнографических могут данное возбуждение вызывать? На мой взгляд, эта позиция прописана максимально неконкретно и дает возможность самых расширенных трактовок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлане Петровне включите микрофон. С места. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо за ваш вопрос. Ну здесь всё очень ясно и понятно. У нас есть такая наука, как криминалистика, которая определяет способы доказательства и то, что является доказательством. Поэтому для следственных органов не будет здесь никаких затруднений. Более того, скажу вам, что сегодня, по всем комментариям, по всем научным оценкам, статья 135, которая предусматривает санкции за развратные действия, в себя, так скажем, включает такие нетрадиционные формы развратных действий, как ведение с детьми циничных разговоров на сексуальные темы, распространение среди них порнографических или иных материалов. Мы просто считаем, что, поскольку это иногда делается с использованием средств массовой информации и касается неопределенно широкого круга лиц, необходимо это выделить в отдельный состав преступлений. Это всё в соответствии, так скажем, с нормами нашего уголовного законодательства. Ну вы знаете, что, например, есть умышленные убийства, убийства в состоянии сильного душевного волнения, то есть один состав, но он имеет несколько разных квалифицирующих признаков. Мы советовались со специалистами-юристами, это всё вписывается в рамки уголовного права, и следователи сказали, что на практике это всё не будет вызывать никаких особых затруднений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Спасибо. Больше вопросов нет. Александр Евгеньевич, присаживайтесь. Екатерина Филипповна Лахова предложила проголосовать данный законопроект в первом чтении. Не будет возражений? Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 29 сек.) Проголосовало за 414 чел. 92,0% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел. Результат: принято Уважаемые коллеги, спасибо. Пожалуйста, Светлане Петровне Горячевой включите микрофон. По ведению. ГОРЯЧЕВА С. П. Уважаемые депутаты, я вас от всей души, от всего сердца благодарю за то, что вы приняли этот закон. Спасибо вам большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
БЕНЕДИКТОВ Н. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Я хотел сказать от имени трех депутатов: Бенедиктова, Костина и Костерина. В стенограмму, скажем, в поименное голосование наши имена внесены как голосовавших против законопроекта, который предлагала Светлана Петровна Горячева. Просил бы для стенограммы отметить, что мы голосовали за.