Заседание № 57
О проекте федерального закона № 1080143-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в целях совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты с учётом практики применения закона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Текст законопроекта подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, необходимые процедуры соблюдены. Комитет предлагает проголосовать за принятие в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 53 мин. 31 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 56
О проекте федерального закона № 1080143-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в целях совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты с учётом практики применения закона).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При обсуждении законопроекта в первом чтении 19 октября 2016 года комитет и ряд депутатов из всех фракций сделали серьёзные замечания по его тексту. При подготовке законопроекта ко второму чтению мы учли почти все замечания, которые касались прежде всего правил определения горючести кровельных, гидроизоляционных и пароизоляционных материалов, а также противопожарного расстояния между зданиями и сооружениями. Всего с учётом всех замечаний было внесено двадцать поправок. Комитет предлагает семнадцать поправок принять, три поправки отклонить, они включены в две таблицы. Прошу утвердить таблицы поправок. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 30 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 56 сек.) Проголосовало за 311 чел.69,1 % Проголосовало против 26 чел.5,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 19 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 35 чел.7,8 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 3
О проекте федерального закона № 1080143-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (в целях совершенствования правового регулирования обеспечения пожарной безопасности объектов защиты с учётом практики применения закона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Мы переходим с вами к следующему, 12-му пункту, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Сергеевича Артамонова. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. АРТАМОНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" направлен на совершенствование отдельных положений технического регламента, снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности, а также на приведение его положений в соответствие с передовыми достижениями науки и техники в области пожарной безопасности и с практикой его применения. В частности, законопроектом исключаются положения, устанавливающие жёсткие требования по нормированию противопожарных расстояний между объектами нефтеперерабатывающей и газовой отрасли, а также инфраструктуры газомоторного топлива. Требования пожарной безопасности к объектам топливно-энергетического комплекса переносятся в документы иного статуса - это своды правил, позволяющие на добровольной основе осуществить выбор наиболее оптимальных вариантов противопожарной защиты объектов на основе расчётов пожарного риска, что позволит минимизировать затраты бюджетов различных уровней при безусловном обеспечении безопасности людей. Законопроектом устанавливается новый, добровольный, формат декларирования. При этом регистрация деклараций является основанием для освобождения объекта защиты от проведения плановых проверок органами государственного пожарного надзора. Предполагается, что под новый формат декларирования подпадут все объекты малого и среднего бизнеса, а также широкий перечень производственных объектов, за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов. Порядок организации и осуществления надзора на указанных объектах будет определён последующими изменениями в Федеральный закон "О пожарной безопасности". Положениями законопроекта допускается возможность декларирования строительных материалов, не применяемых для отделки путей эвакуации людей непосредственно наружу или в безопасную зону, без представления протокола испытаний в аккредитованной лаборатории в случае их предельных пожарно-технических характеристик. Законопроект подготовлен с учётом всех замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Минюста России и согласован со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В ходе рассмотрения законопроекта Минюстом России было предложено конкретизировать требования к правилам и порядку идентификации объектов защиты, порядку и срокам представления деклараций пожарной безопасности, а также уточнить и обосновать отдельные термины, что и было сделано. Кроме того, представлены предложения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации по уточнению порядка идентификации объектов защиты. Все указанные замечания учтены в окончательной редакции законопроекта. Принятие закона позволит привести нормативную базу по пожарной безопасности в соответствие с требованием Федерального закона "О техническом регулировании", сохранив преемственность подходов по обеспечению пожарной безопасности людей и объектов защиты, проверенных многолетней практикой. Дополнительных средств из федерального бюджета на реализацию закона не потребуется, аналогичных законопроектов на рассмотрении в Государственной Думе не имеется. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Содоклад первого заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Абдуловича Валеева. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как уже доложил Владимир Сергеевич, законопроект был подготовлен с учётом требований всех процедур внесения изменений в технические регламенты. Законопроект направлен на устранение избыточных технических барьеров в области пожарной безопасности, на обеспечение более гибкого подхода к противопожарному нормированию, установление минимально необходимых законодательных требований, которые обеспечат пожарную безопасность. Он также направлен на снятие избыточных нагрузок на субъекты предпринимательской деятельности. Заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, на проект постановления имеются, замечаний нет. В комитет поступили отзывы из пятидесяти субъектов Российской Федерации, в которых законопроект поддерживается. В свою очередь, мы считаем, что при подготовке ко второму чтению требуют дополнительного обсуждения вопросы отнесения ряда материалов, кровельных, гидроизоляционных, пароизоляционных, к материалам, в отношении которых группа горючести не определяется. И дополнительного обсуждения требует вопрос о предоставлении права проектным организациям определять при проектировании расстояние между зданиями. Мы считаем, что при установлении этих правил должны быть учтены все риски коррупциогенного характера. Но эти замечания могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. С учётом изложенного Комитет по безопасности и противодействию коррупции предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, кто хотел бы задать вопросы? Есть такие? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. Подготовиться Коломейцеву. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. У меня вопрос, конечно же, к Владимиру Сергеевичу, как к докладчику. Вы просчитывали, насколько вот такой добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов может снизить риск пожароопасности или, наоборот, увеличить? Ведь каждый день появляется информация о том, что горят склады, горят какие-то торговые точки, точки общепита и так далее. И потом, как можно исключать нормы, устанавливающие предельные расстояния от производственного объекта до жилых и иных зданий, организаций общественного питания, лечебных учреждений? Кто будет определять эти нормы? Вот правильно здесь содокладчик сказал - у них вызывает... (Микрофон отключён.) АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Сергей Николаевич. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности установил достаточно жёсткие требования к объектам защиты. Вместе с тем наши надзорные подразделения и политика МЧС России... Мы всегда балансируем на грани между смягчением и оптимизацией требований, предъявляемых к объектам, в том числе малого и среднего бизнеса, и обеспечением безопасности людей. Так вот руководством страны утверждена "дорожная карта", касающаяся расчёта пожарного риска и аудита пожарной безопасности, которая позволит достаточно существенно снизить коррупциогенные факторы в сфере государственного пожарного надзора. Что касается расчёта пожарного риска. Есть соответствующие методики, которые позволяют определить величину этого риска и, исходя из этого, принять решение в том числе о том, на каком расстоянии будет находиться, например, станция, заправляющая газомоторным топливом. Если величина этого риска больше допустимых значений, то, конечно, все проектные документы должны быть пересмотрены. Мы исходим из того, что здесь также будет и солидарная ответственность владельца того или иного объекта, который должен отвечать перед третьими лицами за обеспечение их безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Силанову. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Владимир Сергеевич, вы лучше меня знаете, что правила пожарной безопасности, электробезопасности, безопасной эксплуатации сосудов под давлением - всё написано жизнями людей, и вот когда вы отдаёте их кому-то на откуп, мол, кто-то где-то когда-то допишет, то, с моей точки зрения, во-первых, резко увеличивается пожароопасность, а во-вторых, вы резко увеличиваете коррупционную составляющую. Вот едете по городу, ну, можете на Мосфильмовской посмотреть: там высотное здание строят, а внизу, можно сказать, бомба - заправка какой-то нефтяной компании, которая не может быть ближе 300 метров, а на самом деле она прямо рядом с домом. Мне кажется, что вы здесь что-то недодумали. Как вы считаете, мы повышаем пожарную безопасность людей или уменьшаем, особенно в свете последних случаев гибели людей в Москве, Московской области, да и по стране их немало, если сейчас прошерстить Интернет? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Николай Васильевич. Действительно, вопрос непростой. Уважаемые депутаты Государственной Думы, как я уже говорил, мы всегда находимся на грани между допуском возможности развития малого и среднего бизнеса и обеспечением пожарной безопасности. Вместе с тем мы считаем, что ответственность вместе с нашими подразделениями, профилактическими и надзорными, должны нести собственники объектов, но до тех пор, пока мы не воспитаем у них культуру, конечно же, отвечать будет только государство, а не собственник объекта. Так что когда мы говорим об аудите пожарной безопасности и расчётах пожарного риска, предполагаем, что собственник объекта несёт ответственность, вплоть до уголовной, за представление неверной информации при расчёте пожарного риска. Мы считаем, что это единственный приемлемый путь, для того чтобы дать возможность бизнесу развиваться и вместе с тем обеспечить пожарную безопасность тех или иных объектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Силанов Алексей Николаевич. Подготовиться Рыжаку. СИЛАНОВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос снят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Сергеевич, в своё время в обществе шла очень острая дискуссия относительно передачи органов пожарной охраны в состав МЧС. Мы видим, что действительно количество пожаров не уменьшается, иногда они случаются и не в силу каких-то обстоятельств, стихийных бедствий или халатности отдельных лиц - а если здесь присутствует преступный умысел? Вы не обладаете функциями оперативно-розыскной деятельности, но уже длительное время работаете в этом направлении. Скажите, пожалуйста, как вы сами сейчас оцениваете - я вот анализировал и думаю, что, конечно, у вас очень хороший уровень подготовки, компетентности, - правильным ли было решение инстанций о передаче этих функций вашему министерству? АРТАМОНОВ В. С. Николай Иванович, спасибо за вопрос. Решение было принято на уровне руководства страны, поэтому считаю, что комментировать это решение будет неправильно, в том числе на сегодняшнем пленарном заседании. Что касается эффективности работы пожарной охраны, то я вам могу доложить, что из года в год, по официальной статистике, опубликованной в том числе через МЧС России, количество пожаров, зарегистрированных на территории Российской Федерации, уменьшается. Это говорит о серьёзной профилактической работе, которую проводит МЧС России, и здесь нет никаких сомнений в том, что вектор развития пожарной охраны в структуре МЧС России был выбран правильно. Кроме того, ежегодно улучшается материально-техническое обеспечение, объёмы программы переоснащения и закупок в интересах пожарной охраны МЧС России из года в год увеличиваются, поступают на вооружение новые образцы техники, в системе МЧС России разрабатывается и принимается на вооружение современная техника. Таким образом, мы считаем, что если и в дальнейшем этот вектор развития пожарной охраны в системе МЧС России сохранится, то мы выйдем на гарантированное обеспечение пожарной безопасности в стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Диденко. КУРИННЫЙ А. В. Владимир Сергеевич, всё-таки не перегибаем ли мы палку в вопросах защиты малого и среднего бизнеса? Я опять же возвращаюсь к вопросу о нормах расстояний между производственными объектами, которые существуют сейчас. Сегодня они понятны гражданам, которые берут закон, открывают его, и там чётко написано: от автозаправки такой-то до, грубо говоря, жилого дома должно быть такое-то расстояние. Этим законопроектом вы опять пытаетесь отослать нас к неким техническим регламентам, к расчётам проектантов, тех, кто будет считать. Я неоднократно сам представлял интересы граждан в судах вот в таких вопросах - о расстояниях, о расчёте пожарного риска. И вот приходит ваш инспектор МЧС, суд ему задаёт вопрос: "Как вы считаете?" - он говорит: "А вот есть расчёты проектанта, который по формулам рассчитал, что это подходит, соответственно, я ему верю". И если вы, уважаемые жители, хотите что-то опровергнуть, то заказывайте, пожалуйста, независимую экспертизу тысяч за сто, за двести, и, может быть, тогда вот этот опасный объект, расположенный в непосредственной близости от вашего дома, вы перенесёте - может быть, но учитывая коррупционную составляющую, связь наших проектных организаций, вы сами понимаете, что получить нужную... (Микрофон отключён.) АРТАМОНОВ В. С. Спасибо, Алексей Владимирович. Ну, я бы здесь позволил себе не согласиться в части усиления коррупционной составляющей. Дело в том, что коррупционная составляющая при проектировании может наблюдаться и наблюдалась только со стороны надзорных органов. В данной ситуации строительные нормы и правила, или своды правил, которые предполагают расположение в том числе газозаправочных станций, - это документы добровольного применения, и они определяются собственником объекта. Я говорил уже, что это делается не только по выбору собственника объекта, но и исходя из расчёта пожарного риска. Кроме того, мы здесь ориентировались не только на опыт применения технического регламента в Российской Федерации, но и на зарубежный опыт. Я хотел бы также отметить, что нормы и правила, которые действовали в том числе для газозаправочных станций, были введены ещё во времена Советского Союза, когда у нас такой системы не было и, соответственно, эти нормы и правила применялись к крупным объектам нефтегазовой отрасли, а это, конечно, сравнивать ни в коей мере нельзя. Кроме того, в 2013 году - и это самое главное - Президентом Российской Федерации была утверждена "дорожная карта" развития системы, связанной с заправкой газомоторным топливом, на территории Российской Федерации, и одно из поручений было прописано и закреплено за МЧС России, оно касается оптимизации требований по расположению этих станций - этот вопрос мы проектом федерального закона и решаем. И я ещё раз хотел бы подчеркнуть, уважаемые депутаты Государственной Думы, что мы ни в коей мере не поступаемся интересами граждан нашей страны и считаем, что обеспечиваем пожарную безопасность на должном уровне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Вопрос Владимиру Сергеевичу. Уважаемый Владимир Сергеевич, примерно в середине вашего доклада я поймал себя на мысли и в ходе ответов на вопросы убедился, что если в вашем выступлении слова "пожарная безопасность" заменить словами "безопасность дорожного движения", то можно прийти к выводу, что очень интересная ситуация складывается: двенадцать дней назад нам здесь говорили, что ужесточение правил дорожного движения и усиление санкций приведёт к сокращению правонарушений в этой сфере, - вы же говорите, что смягчение норм пожарной безопасности, требований, санкций приведёт к уменьшению количества правонарушений и трагедий в этой области. В первом случае речь идёт о Министерстве внутренних дел и Государственной инспекции безопасности дорожного движения, а у вас противопожарная служба в структуре МЧС. Вот, на ваш взгляд, действительно ли смягчение норм приводит к сокращению количества правонарушений в этой сфере? И чем вы можете объяснить такое различие в подходах двух разных ведомств? АРТАМОНОВ В. С. Спасибо за вопрос, Алексей Николаевич. Я бы не проводил прямого сравнения тех предложений, которые Министерство внутренних дел сделало по своей линии, а МЧС России - по своей. Мы сегодня ведём речь в том числе и о развитии малого и среднего предпринимательства, о чём, я уверен, ни в коей мере не говорил в своём докладе представитель Министерства внутренних дел. Здесь очень тонкая балансировка нужна, чтобы, с одной стороны, дать возможность предпринимателям развиваться, а с другой - обеспечить приемлемый уровень пожарной безопасности. То, о чём я сказал в своём докладе, соответствует действительности и подтверждается нашими расчётами, нашей практикой, а кроме того, принятыми алгоритмами проведения аудита пожарной безопасности и расчётом пожарного риска. Мы выходим всё-таки на определённую, скажем так, концепцию, когда этот риск приемлем, а когда нет, - вот это является основой предложений, которые мы сегодня сформулировали для внесения изменений в регламент о пожарной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, кто хотел бы выступить? Просьба включить режим записи на выступления. Покажите список. Слово предоставляется Савельеву Дмитрию Ивановичу. Подготовиться Куринному. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Закон, без сомнения, очень важный и своевременный, он окажет немалую поддержку предприятиям малого бизнеса, поставив барьер одному из популярных видов поборов, и, конечно, фракция ЛДПР поддержит его. Однако это только один из необходимых шагов, но остаётся такая острая проблема для малого бизнеса, как нарастание проверочной деятельности государства. Внешне всё выглядит довольно прилично: количество плановых проверок уменьшается, более того, в стране объявлены надзорные каникулы - с 1 января 2016 года предприятия малого бизнеса со штатом до ста человек не будут подвергаться плановым проверкам в течение трёх следующих лет. Однако одновременно растёт число внеплановых контрольных рейдов, и эту проблему нужно срочно решать. Кроме того, сегодня малый бизнес буквально задыхается от неналоговых платежей - их сейчас десятки, но дальше декларативных заявлений об их частичной отмене дело не идёт. Согласно данным центра исследований Высшей школы экономики, индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг демонстрирует стойкую негативную тенденцию, что необходимо изменить в самое ближайшее время. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Подготовиться Тетерину. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я вернусь всё-таки к тому вопросу, который задавал. Дело в том, что системность всегда лучше бессистемности. Когда мы говорим о защите малого и среднего бизнеса, надо всё-таки думать и о людях - о тех людях, которые живут на этой земле, которые с этими проблемами сталкиваются. Порой сегодня малый бизнес, средний бизнес, пользуясь вот этими привилегиями, которые мы предоставляем, либерализируя законодательство, в том числе и в сфере пожарной безопасности, совершает значительное число нарушений, о которых я уже говорил, и граждане вынуждены бороться с этим, повторяю: вынуждены бороться. Раньше всё было понятно: раз в год, раз в два года приходит представитель МЧС, осматривает... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время. КУРИННЫЙ А. В. ...и соответствующий результат виден. Сегодня этого нет - мы всё перекладываем ответственность на некоего проектанта, на некоего специалиста, который напишет, рассчитает, представит соответствующие расчёты, и потом этому верим. Верим до той поры, пока не случится очередная трагедия, пока где-нибудь не произойдёт пожар, не погибнут люди, - тогда всё вспоминаем и начинаем срочно менять законодательство. Вот в погоне за заботой о малом бизнесе не надо забывать о людях, ещё раз говорю, об их интересах и о понятных для них правилах, которые сейчас ещё есть, - расстояния конкретные, метры конкретные, дозировки, которые прописаны, - а не уходить опять в некие технические регламенты и некие расчёты, не совсем понятные людям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Уважаемые коллеги, профильный комитет изложил замечания в части, касающейся материалов по пожарной безопасности. Я хотел бы ещё, может быть, в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению отнести сюда и электротехническую продукцию, экспертное заключение получить. В ответ на вопрос, который задал депутат Рыжак, я просто цифры приведу, и станет ясно, стоило или нет передавать пожарную охрану из одной системы в другую, в министерство по чрезвычайным ситуациям. За это время число пожаров в Российской Федерации сократилось почти в 2 раза, точнее, в 1,9 раза. Это о чём-то говорит? Говорит! Число погибших сократилось в 1,7 раза - не на 7 процентов, а в 1,7 раза! Значит, этот вопрос был продуман и это даёт реальные результаты, которые идут на пользу и государству, и гражданам, живущим в нашем государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Силанов Алексей Николаевич. Подготовиться Решульскому. СИЛАНОВ А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы поддержать предложение, прозвучавшее в выступлении первого заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции, - оно касается урегулирования вопросов, связанных с определением противопожарного расстояния между зданиями, сооружениями и так далее. В настоящее время в стране строится достаточно большое количество социальных объектов: детских садов, школ, учреждений здравоохранения, и порой их невозможно ввести в эксплуатацию по причине того, что во время проектирования допущены серьёзные нарушения норм противопожарной безопасности. Сегодня существует реальная практика регулирования вопросов продажи алкогольных напитков, табака на определённом расстоянии от учреждений социальной сферы, поэтому считал бы целесообразным, чтобы всё-таки и здесь подходили не с точки зрения расчётов, а с точки зрения нормативного утверждения определённого расстояния во избежание проблем, связанных с вводом в эксплуатацию тех или иных объектов социальной сферы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич. Подготовиться Поклонской. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо большое, Вячеслав Викторович. Я взял слово для того, чтобы сразу сказать, что наша фракция не поддержит в такой редакции предложенный проект, и вот почему. Я надеюсь, что в этом зале есть немало людей, которые в той или иной мере связаны с пожарной безопасностью, - или в семье кто-то есть, или сталкивались уже... И если вы помните, уважаемые коллеги, то у пожарных, настоящих, профессиональных работников, есть золотое правило: пожар легче предупредить, чем потушить. Тут мои коллеги уже говорили, что только за последние несколько месяцев мы - через средства массовой информации, а кто и воочию - стали свидетелями того, как эти пожары происходят, и происходят они именно на объектах, которые принадлежат малому и среднему бизнесу. Что же мы видим теперь, что нам предлагают? Вот нам уважаемый Владимир Сергеевич рассказывал про "дорожную карту" - это очень хорошо, но иногда карты нас заводят чёрт-те куда, в болото, - говорил о том, что это всё будет работать, если мы воспитаем собственника. Но вы что, можете гарантировать на сто процентов или хотя бы на семьдесят, что у нас собственники уже воспитаны до такой степени, что это будет развивать бизнес? Меня всегда поражает: мы всё развиваем и развиваем бизнес, а этот бизнес говорит, что ему всё хуже и хуже становится. Так вот, на какие моменты я хотел бы обратить внимание, я и вопрос этот задавал уважаемому докладчику. Законопроект предусматривает, что устанавливается добровольный порядок составления декларации пожарной безопасности в отношении объектов защиты малого и среднего бизнеса, - обратите внимание: добровольный порядок! - и объекты, в отношении которых будут составлены упомянутые декларации, не будут включаться в план проведения плановых проверок органами государственного пожарного надзора. Это вам о чём-то говорит или нет? Тут мои коллеги, выступая от комитета и просто задавая вопросы, уже говорили, что жёсткие нормы предельных расстояний от производственного объекта до жилых зданий и других общественных зданий, лечебных организаций, образовательных организаций исключаются и всё это будет определяться проектировщиком, за счёт этого мы снимем коррупционную составляющую. Друзья мои, вы в это верите, вообще, или не верите? Если верите, тогда я что-то не понимаю: кого легче подкупить, будем говорить таким языком, - пожарного инспектора или того проектировщика, который будет натаскивать из различных СНиПов, ГОСТов, ОСТов и технических регламентов различные формы, для того чтобы установить именно то, что нужно?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, четыре минуты - выступление от фракции. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я не буду до конца использовать своё время, я только надеюсь, что ко второму чтению, судя по решительному настрою наших товарищей и коллег из комитета, мы хотя бы отрегулируем именно эти нормы. Я ещё раз говорю: есть вещи, которые очень сильно влияют на жизнь и благополучие наших людей, и мне кажется, что здесь надо не идти на поводу у бизнеса - малого, среднего, крупного, - а, наоборот, вставать на защиту жизни наших граждан, поэтому эти нормы должны быть такой строгости, чтобы они не позволяли на эту жизнь покушаться. А если надо снизить материально-финансовую нагрузку, можно было бы продумать другой подход к этому вопросу: для организаций, оборудованных именно вот этими системами пожарной безопасности, для малого, среднего бизнеса, установить какие-то льготы, я имею в виду финансовые, материальные и так далее, или какие-то прямые инвестиции сделать, или какие-то льготные кредиты дать этим организациям, но нужно, чтобы каждый объект был действительно оборудован нормальной пожарной системой безопасности и чтобы наши пожарные, которые занимаются тушением пожара, не гибли, когда приезжают на тот объект, который со всеми нарушениями эксплуатировался в течение длительного времени и загорелся, к сожалению. Наша фракция не поддержит законопроект в этой редакции, надеемся, что ко второму чтению Государственная Дума приведёт его в приемлемый вид. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Поклонская Наталья Владимировна. Подготовиться Нилову. ПОКЛОНСКАЯ Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, президиум, уважаемые коллеги! В предлагаемом законопроекте красной нитью проходит идея снятия избыточной нагрузки с субъектов предпринимательской деятельности. Новый подход к порядку декларирования соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности предусматривает добровольный формат декларирования для объектов малого и среднего бизнеса и некоторых объектов экономики, конечно же за исключением критически важных, потенциально опасных и социально значимых объектов. Основным является то, что регистрация деклараций будет являться основанием для освобождения от проведения плановых проверок федеральным государственным пожарным надзором. Уважаемые коллеги, будучи прокурором, я хорошо знаю порочную привычку ведомств излишне контролировать субъекты хозяйствования. Данный законопроект является очередным шагом по избавлению бизнеса от такого навязчивого контроля и внимания контролирующих и надзорных органов. Так, за последние пять лет в целом по стране контролирующими ведомствами было предложено проведение около 6 миллионов плановых проверок и более 200 тысяч внеплановых, внезапных, выездных, и только половина из них была санкционирована прокуратурой и признана обоснованными, но и результаты этих, обоснованных, проверок могут говорить о разном. Среди таких результатов есть и прекращённые уголовные дела, но уже после того, как был потерян частично либо полностью бизнес. Наш президент Владимир Владимирович сказал: "Государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным... чтобы никто не мешал работать, не лез с "крышеванием", не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги". Именно в целях повышения эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса, в частности, снятия давления на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов, а также приведения некоторых положений технического регламента в соответствие с передовыми достижениями науки... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты - от фракции. Продолжайте. ПОКЛОНСКАЯ Н. В. ...и техники в области пожарной безопасности и предлагается данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за принятие данного законопроекта и призывает всех присоединиться. Благодарю за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Владимировна. Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не поддерживает представленный законопроект, во всяком случае в таком виде. Дело в том, что правительство действительно предлагает нам переброситься из крайности в крайность. Да, мы согласны с тем, что чрезмерные проверки и излишняя опека мешают бизнесу, но в этом варианте законопроекта интересы бизнеса ставятся выше интересов безопасности граждан, ведь речь идёт о том, что теперь не будет никаких ограничений для бизнеса. А проектировочные организации - это разве не бизнес-организации? Тот же самый инвестор нанимает проектировщика и диктует ему, давит на него и добивается нужного ему результата, а мы понимаем и помним, что нет такого нарушения и даже преступления, на которое бизнес не пойдёт ради сверхприбыли. Поэтому, уважаемые коллеги, подумайте ещё раз, нужен ли нам вот такой вариант развития и поддержки бизнеса - за счёт интересов жильцов домов, впритык к которым бизнес теперь будет строить свои объекты, за счёт безопасности детей, когда впритык к образовательным учреждениям будет строиться и развиваться бизнес? Я считаю, что эта архиопасная, лоббистская, так сказать, страница должна быть вырвана из законопроекта. Дело даже не в том, что частным проектировочным структурам нельзя доверять определение этих предельных расстояний, этого и структурам МЧС, и пожарным тоже нельзя доверять - я считаю, это должно быть прописано в законе. Пропишите в этом законопроекте минимальное расстояние, и тогда какие-то другие отклонения могут быть позволены, но минимальное расстояние мы предлагаем указать в законе - без этой нормы мы голосовать за законопроект не будем ни во втором, ни в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, выступления у нас завершились. Есть ли желание выступить у полномочных представителей президента и правительства? Нет. Предоставляется заключительное слово докладчику. Пожалуйста. АРТАМОНОВ В. С. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Действительно, непростой законопроект, и позвольте поблагодарить за ту конструктивную критику, которая прозвучала от всех фракций, присутствующих на сегодняшнем пленарном заседании. Но я хотел бы отметить, что ни в коей мере законопроект не подменяет те требования, которые были: они сейчас очень чётко прописаны в сводах правил, хотя, конечно, и переходят в категорию добровольного применения. Что касается тех вопросов, которые здесь обозначали. Я хочу заверить, что, как только мы пропишем конкретные расстояния - тут речь велась и о минимальных расстояниях, - мы усилим коррупциогенную нагрузку. И те расчёты, по которым живёт сегодня весь мир, не только Российская Федерация, расчёты пожарного риска, аудит пожарной безопасности - это те современные требования, которые позволят обеспечить как безопасность жителей наших городов и сёл, так и возможности для развития малого и среднего предпринимательства. Я убедительно вас прошу тщательно разобраться в основных положениях законопроекта, и мы просим законопроект поддержать, поскольку это единственный вектор развития в сфере обеспечения и пожарной безопасности на территории Российской Федерации, и безопасности жителей нашей страны, - я вас уверяю, других вариантов ни в современной науке о пожарной безопасности, ни на практике не придумали. Мы просим поддержать законопроект, это важнейшее направление обеспечения пожарной безопасности в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет выступать с заключительным словом содокладчик? Нет. Коллеги, законопроект выносится на "час голосования".
Переходим к 12-му пункту повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 39 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 40 чел.8,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.
БЛОЦКИЙ В. Н., фракция КПРФ. Добрый день! По 12-му вопросу голосовал против, просьба внести соответствующие изменения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Просьба включить в стенограмму.